Такая церковь была построена Обюсоном на острове Родосе, такая же церковь впоследствии была выстроена Магистром ордена Ла-Валетом и на острове Мальте.   IV. Когда остров Мальта взят был Наполеоном, и корона магистра ордена перешла [ 16 ] к Русскому императору Павлу Петровичу, еще в детстве восхищавшемуся славною историей Мальтийских рыцарей, благодарные ему за покровительство иоанниты решились передать в его владение все три великих сокровища, ни с одним из которых никогда еще они не расставались со времени получения каждого из них. Десница Иоанна Крестителя была первою из святынь, перевезенных ими в Россию. В 1798 году она временно была помещена в орденскую капеллу, находившуюся в Петербурге. В следующем же 1799 году 12-го октября были перевезены в Гатчину [ 17 ] вместе с нею и остальные две святыни: частицы Креста Господня и икона Филермской Божией Матери. С большим торжеством встречал царский Двор подносимые ему в дар святыни. В 10 часов утра в этот день из Гатчинского дворца по направлению к Ингебургу, где должна была произойти встреча святынь, выехал целый поезд с Императором во главе, с членами царского семейства и с многочисленной свитой. Встреча произошла у так называемых Спасских ворот, откуда и началось шествие торжественной процессии обратно к дворцу. Впереди крестным ходом шло духовенство. За ним в придворной золотой карете везли в золотом ковчеге на пунцовой бархатной подушке десницу святого Иоанна Крестителя. Далее таким же образом везли икону Божией Матери и частицу Животворящего Креста Господня. Сам Император в полном облачении великого магистра Мальтийского ордена шел за первою каретою. Когда процессия приблизилась ко дворцу, Император сам взял десницу Крестителя и, при пении положенного ему тропаря, внес ее в придворную, заново украшенную церковь, где и положил на приготовленном месте. Здесь же положены были икона Богоматери и частица Животворящего древа. Все подробности этого торжественного события впоследствии были внесены в службу, составленную по поручению Святейшего Синода на день 12-го октября. В ней «Давиду кроткому и благочестивому уподобляется богоизбранный царь, радостно переносящий в дом свой, якоже древле в Сион, новый кивот древняго пречестнейший. Тамо бо стамна манну носящая: зде же образ во чреве носившия Христа. Тамо скрижаль Ветхаго Завета: зде же рука, предначертающая Новый Завет, возвещающая миру спасение и велию милость. Тамо жезл: зде же крест Христов вселенныя хранитель» [ 18 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Как известно из сообщений зарубежных СМИ, сейчас Русская Православная Церковь заграницей готовит материалы по канонизации Павла I. Промыслительно, что в июне с.г. готовится принесение в Россию из монастыря в Цетинье (Черногория) великих Мальтийских (Гатчинских) святынь, связанных с именем благочестивого Государя. В начале XIX века находившийся в упадке рыцарский Мальтийский орден обратился к Императору Павлу I с просьбой принять святыни (кроме десницы Иоанна Предтечи и частицы Креста Господня, среди них была Филермская икона Божией Матери) под свое покровительство. 12 (25) октября 1799 года святыни были торжественно привезены в Россию. В память этого события Русская Православная Церковь установила 12 (25) октября особое празднование - перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки Святого Пророка Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. В Гатчине в этот день всегда совершается крестный ход с молитвенным поминовением Императора Павла. Сообщается, что святыни будут находиться в России 40 дней. За это время они посетят Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург и другие города. Если в Петропавловском соборе, несмотря на его музейный статус и разоренный общий вид, молитва среди священных для русского сердца гробов возможна по памятным датам, то место убиения Императора Павла в Михайловском замке остается в поругании. Занимающий здание Государственный Русский музей не восстановил домовую церковь святых апостолов Петра и Павла с алтарем, устроенным на месте убиения царя-мученика. Другой дворцовый храм - Михайловский - реставрируется только как интерьер-экспонат, богослужений там не предусмотрено администрацией музея. Юлия СТАРЦЕВА Поделиться 28 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=177...

По оглашении закона государь вошел Царскими вратами в алтарь и положил его в серебряный ковчег, стоявший на св. Престоле для хранения на вечные времена. В тот же день был обнародован манифест о помещичьих крестьянах, положивший начало ограничению крепостного права. Манифест гласил: «Закон Божий, в десятисловии нам преподанный, научает нас седьмый день посвящать Богу; почему в день настоящий, торжеством веры прославленный, и в который Мы удостоилися воспринять священное мропомазание и царское на Прародительском Престоле Нашем венчание, почитаем долгом Нашим пред Творцем всех благ Подателем подтвердить во всей империи Нашей о точном и непременном сего закона исполнении, повелевая всем и каждому наблюдать, дабы никто и ни под каким видом не дерзал в воскресные дни принуждать крестьян к работам, тем более, что для сельских издельев остающиеся в неделю шесть дней, по равному числу оных разделяемые, как для крестьян собственно, так и для работ их в пользу помещиков, при добром распоряжении, достаточны будут на удовлетворение всяким хозяйственным потребностям.» Император Павел I заботливо относился к православному духовенству. Он выражал желание, чтобы священство имело более «соответственные важности сана своего образ и состояние». Вследствие этого принимались в его царствование меры к улучшению быта белого духовенства. Ревновал государь о просвещении духовенства. При нем учреждены были духовные академии в Петербурге и в Казани. Духовные лица получали награды и вновь учрежден был для них наградный наперсный крест. При нем положено было начало единоверию, о котором будет говориться в дальнейшем. Мальтийский орден отдал себя под покровительство имп. Павла. 12 октября 1799 г. в Гатчину торжественно были принесены святыни ордена: десница Св. Иоанна Крестителя, частица Креста Господня и икона Филермской Божией Матери Одигитрии. День 12 октября был внесен в число праздничных дней и составлена была особенная служба этому празднику. Митр. Гавриил, как первенствующий член Снода, совершил мропомазание императора Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Эти святыни хранились на острове Мальта у рыцарей католического ордена святого Иоанна Иерусалимского. 12 октября 1799 года они преподнесли эти древние святыни императору Павлу I, который в это время находился в Гатчине. Осенью 1799 года святыни перевезены в Петербург и помещены в Зимнем дворце в церкви в честь Нерукотворенного образа Спасителя. Праздник событию установлен в 1800 году. По древнему преданию, Филермская икона Божией Матери написана святым Евангелистом Лукой. Из Иерусалима она была принесена в Константинополь, где находилась во Влахернском храме. В XIII веке была взята оттуда крестоносцами и с тех пор хранилась у рыцарей. Преподобный Дионисий Глушицкий Преподобный Дионисий Глушицкий , в миру Димитрий, родился в 1362 году близ Вологды. Пострижение в монашество принял в Каменском Преображенском монастыре на Кубенском озере от игумена Дионисия, впоследствии архиепископа Ростовского. После девятилетних иноческих подвигов в этой обители преподобный Дионисий удалился вместе с иноком Пахомием на устье реки Кубены, где на месте прежнего монастыря основал храм во имя святителя Николая. Там преподобный Дионисий усилил подвиги поста и молитвы. Вскоре подвижник уединился в пустынное место на восточном берегу Кубенского озера, у реки Глушицы, и поставил келлию. В 1410 году он основал монастырь, в котором под его руководством процветало подвижничество. Сам преподобный был искусным иконописцем. (Некоторые иконы, написанные им, сохранились до настоящего времени). В то время к нему пришел преподобный Амфилохий, ставший впоследствии его духовным преемником. Еще за семь лет до своей блаженной кончины преподобный Дионисий выкопал для себя могилу в Сосновецкой пустыни, куда удалялся для строго молитвенного уединения и подвига. Блаженный старец преставился в воскресенье, 1 июня 1437 года в возрасте 74 лет. На Московском Соборе 1547 года преподобный Дионисий прославлен в лике святых Русской Православной Церкви. Преподобный Амфилохий Глушицкий Преподобный Амфилохий Глушицкий долгое время подвизался в одном из Устюжских монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Начало года мы отсчитывали от его прихода к нам Близится Рождество, как нам радоваться без Деда, без его кулечков и благословений?.. В кладовой еще стоит компот из айвы, который он принёс на прошлую Славу, на стене календарь, а на полке икона Филермской иконы Матери Божией. Все эти вещицы остались от него как реликвии, а день его прихода был особенным – к нему мы готовились целый год. По традиции 8 января, на второй день Рождества, он служил литургию в лавре Неманичей в Подгорице, затем панихиду по своим Радовичам, раздавал подарки морачской детворе, собирал многочисленную семью, чтобы поговорить с ними в своем родном доме в Баре Радовича. После этого приезжал к нам – освятить Колач во славу Архидиакона Стефана. Этим благословением мы жили до следующего его прихода, от того дня мы отсчитывали начало года Однажды мы ждали его допоздна. В то утро он служил в монастыре Морача. Затем отправился в монастырь Дулево, чтобы отслужить бдение в канун монастырской Славы, и только тогда приехал к нам. Было примерно половина одиннадцатого, когда владыка вошел, младший, Михаил (ему тогда было около 5 лет), в знак приветствия бросил в него горсть пшеницы, по древнему морачскому и черногорскому обычаю, владыка поцеловал его и спросил: «Что же ты не спишь?» Мальчик обиделся: «А я тебя ждал, чтобы поцеловать руку!» Спонтанно, с детской непосредственностью, со всей свободой мира, которую дал ему владыка. Обратился так, как мы обращаемся к тем, кого любим, искренне и без стеснения. Как обращаемся к Богу, обращаемся и к нашему владыке: «Помоги, отче святый; благослови, отче; моли Бога, да помилует нас...». Этим благословением мы жили до следующего его прихода, от того дня мы отсчитывали начало года. А в прошлом году, пока мы спускались в лифте с четырнадцатого этажа, он сказал: «Я стар, мне исполнилось 82 года. На следующий год зови священника из прихода освящать Колач», а когда увидел в моих глазах вопрос и тревогу, чтобы смягчить сказанное, добавил шутя: «Рассердится приходской священник, что я вмешиваюсь в его дело». И в этом году, вероятно, вмешается, но уже с небесной нивы.

http://pravoslavie.ru/135919.html

Прав. Елисавета с младенцем Иоанном спасаются от преследования. Мозаика кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316-1321 гг. Прав. Елисавета с младенцем Иоанном спасаются от преследования. Мозаика кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316-1321 гг. В Византии десницей И. П. освящали воду на праздник Крещения Господня, она была одним из атрибутов, используемых в чине поставления на царство императоров (об этом сообщают Антоний Новгородский и Аноним Меркати, см. также: Kalavrezou. 1997. P. 73-74). В XIV в. десница И. П. хранилась в мон-ре Пресв. Богородицы Перивлепты в К-поле, о чем свидетельствуют рассказы многих рус. паломников: Стефана Новгородца, Игнатия Смолянина, дьяка Александра и диак. Зосимы ( Majeska G. P. Russian Travelers. 1984. P. 278). В 1403 г. святыню показывали в этом мон-ре Руй Гонсалесу де Клавихо ( Клавихо Р. Г., де. Дневник путешествия. 1881. С. 57). После завоевания К-поля турками (1453) десница нек-рое время хранилась в султанской сокровищнице, а в 1484 г. султан Баязид II передал ее в дар великому магистру родосских рыцарей-иоаннитов Пьеру Обюссону, желая завоевать их расположение при заключении мирного договора. Об этом известно из переписки султана с магистром ордена иоаннитов, опубликованной Гийомом Каурсеном в 1496 г. в составе «Родосской истории» ( Caorsin G. Rhodiarum historia (1480-1489). Ulm, 1496; ActaSS. Iun. T. 4. P. 769-772). После захвата Родоса турками в 1523 г. святыня была перенесена на Мальту. Сохранились описания реликвии: это была кисть с 3 пальцами, украшенная в XV в. золотом и драгоценными камнями. Она, в частности, упоминается историком Дж. Ф. Абелой в «Описании Мальты» 1647 г. После того как российский имп. Павел I стал гроссмейстером Мальтийского ордена, десница И. П., часть Животворящего Креста и Филермская икона Божией Матери были привезены в 1799 г. с Мальты в Россию, в орденскую капеллу в Гатчине. В честь этого события был установлен праздник 12 окт. и составлена особая служба. В том же году святыни были перенесены в ц. Спаса Нерукотворного в Зимнем дворце и ежегодно 12 окт. привозились обратно в Гатчину на 10 дней, где выставлялись в построенном императором храме во имя ап. Павла.

http://pravenc.ru/text/471450.html

Торжественная закладка Павловского собора состоялась 17 октября 1846 года в присутствии императора Николая I. Строительство заняло больше времени, чем предполагали царские расчёты: храм был освящён лишь 29 июня 1852 года, в праздник святых апостолов Петра и Павла, в присутствии великого князя Константина Николаевича. Во второй половине XIX века при Павловском соборе велась активная приходская жизнь. Было построено внушительное каменное здание церковно-приходской школы, в которой учились не только мальчики, но и девочки; создано Братство Пресвятой Богородицы, действовал собственный хор певчих, проводились благотворительные акции. Учитывая многонациональный состав местного населения (издавна эти земли, носившие название Ижора или Ингерманландия, переходили то к Швеции, то к России, то к Эстонии), церковное начальство позаботилось обо всех верующих: при соборе служили эстонский священник и псаломщик, проводившие службы на эстонском языке, а в 1908 году был организован отдельный эстонский приход и построен храм - к сожалению, сгоревший во время войны. Главные страницы истории Павловского собора связаны с тремя великими святынями христианского мира: это Десница св. Иоанна Крестителя, Филермская икона Божией Матери и часть Древа Животворящего Креста Господня. Все они были привезены в Гатчину в 1799 году рыцарями Мальтийского ордена, которые прибыли в Россию по приглашению Павла I. Святыни находились в церкви Спаса Нерукотворного Образа Зимнего дворца, где они и оставались на протяжении полувека. И лишь в 1852 году, после постройки Павловского собора, Николай I распорядился ежегодно накануне праздника 12 октября переносить святыни в Гатчину. Они прибывали в Гатчинский дворец, а утром следующего дня торжественным крестным ходом по улицам города их переносили в Павловский собор, где совершалась литургия. Затем святыни выставлялись для поклонения верующих. Так продолжалось вплоть до Октябрьской революции. Когда завершился последний в истории Павловского собора крестный ход с подлинными реликвиями Мальтийского ордена (13 октября 1919 года) и верующие разошлись по домам, настоятель Павловского собора протоирей Иоанн Богоявленский в сопровождении двух человек уложил святыни в специальные неприметные футляры и покинул Гатчину.

http://sobory.ru/article/?object=00533

Все это, правда, не помешало Павлу принять титул главы католического Мальтийского ордена. Однако сделано это было не только по политическим соображениям. Это была попытка воскресить в рамках ордена (кстати, никогда до этого не подчинявшегося папе Римскому) древнее византийское братство святого Иоанна Предтечи, из которого и возникли когда-то иерусалимские " госпитальеры " . Кроме того, стоит отметить, что Мальтийский орден в целях самосохранения сам отдал себя под покровительство России и императора Павла. 12 октября 1799 года в Гатчину торжественно были принесены святыни ордена: десница святого Иоанна Крестителя, частица Креста Господня и Филермская икона Божией Матери. Всеми этими сокровищами Россия обладала вплоть до 1917 года. Вообще Павел - первый император, смягчивший в своей политике линию Петра I на ущемление прав Церкви во имя государственных интересов. Он прежде всего стремился к тому, чтобы священство имело более " соответственные важности сана своего образ и состояние " . Так, когда Святейший Синод сделал представление об избавлении священников и диаконов от телесных наказаний, император утвердил его (оно не успело вступить в законную силу до 1801 года), продолжая придерживаться практики восстановления подобных наказаний для дворян-офицеров. Предпринимались меры к улучшению быта белого духовенства: состоящим на штатном жаловании были увеличены оклады, а там, где не было установлено жалование, на прихожан возложили заботу по обработке священнических наделов, которую можно было заменить соответствующим хлебным взносом натурой или денежной суммой. В 1797 и 1799 годах штатные оклады из казны на духовное ведомство по годовым государственным сметам были увеличены вдвое против прежнего. Казенные дотации духовенству, таким образом, достигли почти одного миллиона рублей. Кроме того, в 1797 году были удвоены участки земли для архиерейских домов. Дополнительно (впервые со времен екатерининской секуляризации!) архиереям и монастырям были отведены мельницы, рыбные ловли и другие угодья. Впервые в истории России были узаконены меры для обеспечения вдов и сирот духовного сословия.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

На этот праздник была составлена особая служба. В годы революционной смуты и периода гонений на Русскую Православную Церковь они чудесным образом были спасены от поругания и переправлены за рубеж. Поскольку мальтийские реликвии являлись собственностью императорской фамилии, они через Эстонию были перевезены в Данию, где в то время проживала мать святого императора-страстотерпца Николая II вдовствующая императрица Мария Федоровна. После ее смерти в 1928 году дочери императрицы великие княжны Ольга и Ксения передали святыни митрополиту Антонию (Храповицкому), который перевез их сначала в Германию, а потом, в 1932 году – в Югославию, где они стали достоянием королевской фамилии Карагеоргиевичей. Королю Александру Карагеоргиевичу их передали в благодарность за то, что Сербия дала приют многим русским эмигрантам. Дальнейшая их судьба такова. Король Петр II Карагеоргиевич, уезжая в апреле 1941 года в Великобританию, встретился в монастыре Горный Острог со Святейшим Патриархом Гавриилом и передал ему святыни на сохранение. Перед арестом и отправлением в концлагерь Святейший Патриарх успел спрятать их у архимандрита Леонтия Митровича. По промыслу Божьему благодаря усердию священнослужителей и благочестивых верующих великие святыни была сохранена в дни немецкой оккупации. После войны они были изъяты из монастыря сотрудниками югославских спецслужб и вывезены в город Титоград (Подгорица). С 20 января 1978 года, дня памяти святого Иоанна Предтечи, его честная десница и часть Честного Креста Господня почивает в Богородицком монастыре города Цетинье в Черногории, а Филермская икона Божией Матери хранится в Цетинском музее. Лишь в 1993 году, во время посещения Черногории Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием, мальтийские святыни были вновь явлены миру. На нетленной Святой кисти Пророка нет мизинца и среднего пальца. С 1200 года мизинец находился в Константинополе в храме Святого Пророка Иоанна Крестителя в известном своим строгим благочинием Студийском монастыре, расположенном на берегу Мраморного моря.

http://sedmitza.ru/text/1219587.html

Одним из самых древних таких обществ является орден Иоаннитов 6613 , называвшийся так потому, что церковь имевшегося при нем госпиталя была посвящена святому Иоанну Крестителю. Будучи сначала учреждением, преследовавшим только цели благотворительности, орден впоследствии, когда настоятельство в нем было отдано деятельному французу Раймунду де-Пюи 6614 , получил новый устав, по которому целью его деятельности была уже и вооруженная защита паломников на пути их в Иерусалим. Такое расширение его деятельности в Европе было принято с большим сочувствием: благочестивые рыцари разных государств спешили вступить в новый орден. Семисотлетняя борьба с неверными в защиту христианства покрыла иоаннитов вечной славой. Впоследствии иоанниты должны были оставить Палестину, но необычайное мужество и самоотверженность они показали еще во времена своего пребывания в Иерусалиме (1118 – 1187 гг.) в битвах с войсками египетских и багдадских халифов 6615 . В награду за свои подвиги они получили тогда частицу Животворящего Креста Господня, которую хранили благоговейно и в Птолемаиде, и на островах: Кипре, Родосе и, наконец, Мальте 6616 , откуда она и была перенесена ими в Россию при императоре Павле. II. В одно время с частицею Животворящего Древа Креста Господня с острова Мальты была перенесена на Русь иоаннитами и другая также благоговейно ими чтимая и долгое время хранимая святыня: Филермская икона Божией Матери – Одигитрия 6617 . Идущее от глубокой древности предание гласит, что написана она была святым Евангелистом Лукою и освящена благословением Самой Приснодевы, на благословение Которой имел обыкновение приносить труды своих рук Евангелист-живописец. Около 46 года она принесена была на родину святого Луки, в Антиохию, где и сохранялась до времени царствования Константина Великого , когда вместе с другими вещественными памятниками земной жизни Иисуса Христа и апостолов была перенесена в восстановленный Константином Иерусалим. Около 480 года императрица Евдокия переслала ее, как благословение, в Константинополь к святой Пульхерии, сестре императора Феодосия Младшего.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010