Этот образ имел многовековую историю. По преданию, икона была написана евангелистом Лукой в начале первого тысячелетия и освящена благословением Божией Матери. Вскоре самим евангелистом Лукой этот образ был препровожден в Египет, оттуда перевезен в Иерусалим, а около 430 г. императрица Евдокия, супруга Феодосия II (408–450 гг.), распорядилась доставить икону в Константинополь, где образ Богоматери был помещен во Влахернскую церковь. В 626 г., по молитвам жителей, возносивших свои прошения перед Филермским образом, город был спасен от нашествия персов. По этому случаю была составлена благодарственная песнь Богоматери, которую молящиеся должны были выслушивать стоя; это песненное чинопоследование было названо акафистом . В 1204 г., во время IV-ro крестового похода, икона оказалась захвачена крестоносцами и снова перенесена в Палестину. Там она находилась в ведении монашеско-рыцарского ордена иоаннитов, или госпитальеров. Вытесненные в 1291 г. сарацинами из Палестины и Сирии, иоанниты в течение 18 лет жили на Кипре, а в 1309 г. перебрались на отвоеванный у мусульман после двухлетних сражений остров Родос. Для Филермской иконы рыцарями в XIV веке был построен храм Божией Матери на территории древнего поселения Ялиса на горе Филермиос (названной так по имени монаха Филеримоса), вблизи города Родос. Этот храм, возведенный на фундаменте древней византийской базилики, хорошо сохранился, как и расположенный рядом монастырь. В церкви Божией Матери на горе Филермиос в настоящее время находится список Филермской иконы и проводятся богослужения, причем храм разделен решеткой на две половины: православную и католическую . В 1522 г. войска турецкого султана Сулеймана Великолепного после шестимесячной осады захватили Родос, и члены ордена через несколько лет (в 1530 г.) нашли прибежище на переданном им императором Карлом V о. Мальта, куда вместе с ними прибыла и Филермская икона Божией Матери, а также другие древние святыни. В 1573 г. в столице острова было начато строительство кафедрального собора во имя св. Иоанна Предтечи и, после его освящения, чтимая икона Богоматери была помещена в Филермском приделе, украшенном серебряными вратами.

http://bogoslov.ru/article/3741485

В конце XVIII века Мальтой овладели французские войска под командованием Наполеона, и мальтийские рыцари решили перейти под защиту России. В 1798 г. они избрали императора Павла I главой ордена, и 29 ноября того же года император торжественно возложил на себя корону Великого магистра. Десная рука св. Иоанна Крестителя была привезена в Петербург в том же году, а Филермскую икону Божией Матери и часть древа Животворящего Креста Господня доставили в российскую столицу в 1799 г. В сентябре 1799 г. императорский двор прибыл в Гатчину, где была любимая загородная резиденция Павла I. К этому времени дочь императора великая княжна Елена Павловна была обручена с наследным принцем Мекленбург-Шверинским Фридрихом Людовиком. Бракосочетание произошло в Гатчине 12 октября; в этот же день по указанию Павла I состоялось и торжественное перенесение привезенных с Мальты святынь. Их поместили в Гатчинский придворный храм. Император принес свой дар церкви, повелев устроить золотые, украшенные бриллиантами и драгоценными камнями ковчеги для десницы св. Иоанна Предтечи и для части Креста Господня, а для Филермской иконы – новую золотую ризу. В память этого события по высочайшему повелению был учрежден ежегодный праздник, внесенный в церковный месяцеслов под 12 октября (старого стиля) . Гатчина недолго оставалась местом пребывания перенесенных с Мальты святынь. Осенью 1799 г., с отъездом императорского двора, Филермская икона и остальные святыни были перевезены в Петербург. В 1800 г. празднование 12 октября уже совершалось в Зимнем дворце столицы. Затем, в течение 50 с лишним лет, святыни постоянно находились в соборе Зимнего дворца, а праздник перенесения их в Гатчину только указывался в календарях и святцах, но особо не отмечался. В годы правления императора Николая I была возрождена традиция перенесения Филермской иконы в Гатчину. В память Павла I, основателя города, Николай I повелел воздвигнуть здесь соборный храм во имя св. апостола Павла. Собор был заложен 30 октября 1846 г., строился по проекту профессора архитектуры Р.И. Кузьмина и был освящен 12 июля 1852 г.

http://bogoslov.ru/article/3741485

В храме пять престолов. Главный алтарь освящен во имя святого первоверховного апостола Павла (престольный праздник 12 июля); приделы — во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены (3 июня); святой равноапостольной Марии Магдалины (4 августа); в нижнем храме: предел иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (7 февраля) и придел святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (7 июля). В Павловском соборе находятся святыни: частица древа Креста Господня; ковчег с частицей мощей святого пророка Иоанна Крестителя; мощи преподобномученицы Марии Гатчинской; частица мощей великомученика и целителя Пантелеимона; частица мощей святой княгини Анны Кашинской; чтимые иконы: икона Божией Матери «Утоли моя печали», икона Божией Матери «Скоропослушница», икона Божией Матери «Казанская», икона святителя Николая Чудотворца, икона Покрова Божией Матери, икона Божией Матери «Филермская». В алтаре находится крест с частицей Тернового венца Спасителя и частью вериг святителя Тихона Задонского. Ежегодно 25 октября Русской Православной Церковью празднуется «перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя (1799)» — святынь подаренных императору Павлу I Мальтийским орденом (сегодня они находятся в Черногории). В этот день ежегодно совершается крестный ход из Троицкой церкви Гатчинского дворца-музея в Павловский собор с иконами и мощами. Традиция проведения этого крестного хода была восстановлена Гатчинским благочинием в 1999 году, в год 200-летия перенесения святынь из Мальты в Гатчину. Большой радостью для гатчинцев стало прославление Русской Православной Церковью в 2006 году в лике святых преподобномученицы Марии Гатчинской. Год спустя состоялось обретение и принесение мощей святой из Санкт-Петербурга в Павловский собор. В 2008 году в храме был проведен капитальный ремонт, а звонницу украсили девять колоколов, отлитых в Воронеже. Самый крупный из них весит более двух тонн. На каждом колоколе изображены иконы особо чтимых в соборе святых, в том числе и святой Марии Гатчинской.

http://patriarchia.ru/db/text/3617295.ht...

- И многие видят великую заслугу Владимирской иконы Богородицы в том, что в 1480 году, через 100 лет после Куликовской битвы, русское войско одержало окончательную победу над татарами... - Да, Владимирская икона Божией Матери только в Москве находится более 600 лет. В XII веке она была принесена из Константинополя в Киев как дар Юрию Долгорукому, сын которого, Андрей Боголюбский, привез ее во Владимир. В конце XIV века, во время нашествия Тамерлана, икону крестным ходом перенесли в Москву. Люди молились об избавлении от ига, и Божия Матерь помогла: войска Тамерлана повернули обратно. В 1480 году Владимирская икона спасла Россию и от нашествия хана Ахмата. Он пытался форсировать реку Угру, но получил отпор. Православные верующие молились перед иконой о заступничестве. Ордынцы отступили. Была ли это та самая икона, к которой прикоснулся сам евангелист Лука, - вопрос веры. Икона имеет несколько записей, относящихся в том числе и к XIV-XVI векам. Мы верим, что эта икона написана евангелистом Лукой, что это его заступление за землю русскую. И, конечно, через эту икону - покров Царицы Небесной над всей русской землей. В 1993 году перед Владимирской иконой, которая была перенесена из Третьяковской галереи в Богоявленский кафедральный собор, коленопреклонно молились, чтобы предотвратить гражданскую войну. Смута была прекращена во многом потому, что и Святейший Патриарх Алексий Второй, и все молившиеся с ним москвичи получили возможность этого заступничества. - Как показывает опыт принесения других православных святынь, поклониться им приходят миллионы верующих россиян. Не могли бы Вы рассказать о традиции принесения мощей в нашу страну и их почитания? - Принесение святынь всегда вдохновляло и оживляло религиозную жизнь страны. Более чем тысячелетняя история Русской церкви знает сотни и сотни случаев принесения святых мощей, которые были обретены как в христианском, так и в нехристианском мире. Это происходило и в средние века, и в более поздние времена. Можно вспомнить императора Павла I, который, будучи главой Мальтийского ордена, был инициатором принесения в Гатчину десницы святого Иоанна Предтечи вместе с частью Креста Господня и Филермской иконой Божией Матери. Приносимые святыни всегда торжественно, с радостью встречались русскими людьми, устраивались крестные ходы с ними по городам и весям. Этим святыням всегда было уготовано достойное место в самых почитаемых церквях и соборах России, будь то Кремль в Москве, в Нижнем Новгороде, Суздале или Санкт-Петербурге.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

В годы войны в Черногории оказались важнейшие святыни Русской Православной Церкви – так называемые Мальтийские или Гатчинские святыни: Филермская икона Божией Матери, нетленная десница (правая рука) Иоанна Предтечи и часть Животворящего Креста Господня, привезенные в Россию с Мальты при ставшем гроссмейстером Мальтийского ордена императоре Павле I и хранившиеся поочередно в Зимнем дворце Санкт-Петербурга или Павловском соборе Гатчины. Осенью 1919 г. они были вывезены из Гатчины отступавшими белыми войсками в Эстонию, затем переданы проживавшей в Дании русской императрице Марии Федоровне, а после ее смерти в 1928 г. – Архиерейскому Синоду РПЦЗ в Сремских Карловцах. В конце 1932 г. Первоиерарх РПЦЗ митрополит Антоний (Храповицкий) передал Гатчинские святыни на хранение королю Югославии Александру, который сначала поместил их в дворцовой церкви в Белграде, а в 1934 г. перенес в церковь загородного дворца на острове Дединьи. В докладе Владыки Антония Архиерейскому Синоду от 10 декабря 1932 г. подчеркивалось: «Принимая названные Святыни, и, передавая их на хранение Его Величеству Королю Александру, я неизменно признавал их за собственность Российских Императоров. Поэтому и преемники мои, как Председателя Архиерейского Синода, собственником Святынь должны признать Главу Российского Царственного Дома и если Святыни будут переданы кому-либо из моих преемников Королем Югославии, то на того Преосвященного ляжет долг обратиться к Главе Российской Династии за указаниями, как с ними поступить». [vi] К сожалению, это условие временной передачи в дальнейшем было забыто. 8 апреля 1941 г. король Югославии Петр III Карагеоргиевич, уезжая ввиду военной опасности вместе с Сербским Патриархом Гавриилом из Белграда, взял святыни с собой. Вскоре они прибыли на территорию Черногории – в монастырь св. Василия Острожского (Острог), вытесанный в скале на высоте 840 метров над уровнем моря. Монастырь был основан в XVII веке, имел два храма (Святого Креста, 1665 г. постройки, и Введения Божией Матери, 1774 г.) и славился мощами чудотворца и целителя святого митрополита Захумско-Герцеговинского Василия (Йовановича, 1610–1671).

http://bogoslov.ru/article/1158253

Десная рука продолжала храниться в Константинополе. В конце XIV – начале XV вв. эту святыню видели в Царьграде в монастыре Перивлепте русские паломники Стефан Новгородец, диакон Игнатий, дьяк Александр и диакон Зосима. По взятии турками Константинополя в 1453 году, его святыни по воле завоевателя Магомета были собраны и хранились в царской сокровищнице за печатью. В Деяниях святых приводятся ясные свидетельства, что правая рука святого Предтечи отдана была в 1484 году сыном Магомета султаном Баязетом родосским рыцарям, чтобы приобрести себе их расположение, так как у них находился опасный соперник Баязета, его брат. Об этом событии говорит его современник и участник, вице-канцлер родосский Вильгельм Гаорсан Галло. Родосские рыцари, утвердившиеся на острове Мальта (в Средиземном море), перенесли туда полученную ими святыню. Сохранилось описание десницы Иоанна Предтечи, принадлежащее боярину Борису Петровичу Шереметеву (1652–1719), будущему генералу-фельдмаршалу Русских войск и Андреевского кавалера. Вот как он описал ее в своих записках о девятидневном путешествии на Мальту в 1698 году, где он был посланником Петра I: «Мая 8 числа боярин в церкви Святого Иоанна Предтечи, в которой того дня был гранд магистр, и все кавалеры слушали Литургию и все причащались. По окончании Литургии выносили с процессию и пением руки святого Великаго Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, и сподобились все ее целовать... Та Святого Предтечи рука по запястья, и видом мощи весьма преудивительны являются, как будто недавно умершего человека. Показуют же оную руку всенародно годом немногажды». Когда император Павел I (1796 – 1801) стал гроссмейстером Мальтийского ордена в честь святого Пророка Иоанна, десная рука Предтечи, часть Животворящего Креста и Филермская икона Божией Матери были перенесены в 1799 году с острова Мальта в Россию, в орденскую капеллу в Гатчине (память 12 октября). В том же году эти святыни были перенесены в церковь в честь Нерукотворенного Спаса в Зимнем дворце.

http://sedmitza.ru/text/1219587.html

На этот праздник была составлена особая служба. В годы революционной смуты и периода гонений на Русскую Православную Церковь они чудесным образом были спасены от поругания и переправлены за рубеж. Поскольку мальтийские реликвии являлись собственностью императорской фамилии, они через Эстонию были перевезены в Данию, где в то время проживала мать святого императора-страстотерпца Николая II вдовствующая императрица Мария Федоровна. После ее смерти в 1928 году дочери императрицы великие княжны Ольга и Ксения передали святыни митрополиту Антонию (Храповицкому), который перевез их сначала в Германию, а потом, в 1932 году – в Югославию, где они стали достоянием королевской фамилии Карагеоргиевичей. Королю Александру Карагеоргиевичу их передали в благодарность за то, что Сербия дала приют многим русским эмигрантам. Дальнейшая их судьба такова. Король Петр II Карагеоргиевич, уезжая в апреле 1941 года в Великобританию, встретился в монастыре Горный Острог со Святейшим Патриархом Гавриилом и передал ему святыни на сохранение. Перед арестом и отправлением в концлагерь Святейший Патриарх успел спрятать их у архимандрита Леонтия Митровича. По промыслу Божьему благодаря усердию священнослужителей и благочестивых верующих великие святыни была сохранена в дни немецкой оккупации. После войны они были изъяты из монастыря сотрудниками югославских спецслужб и вывезены в город Титоград (Подгорица). С 20 января 1978 года, дня памяти святого Иоанна Предтечи, его честная десница и часть Честного Креста Господня почивает в Богородицком монастыре города Цетинье в Черногории, а Филермская икона Божией Матери хранится в Цетинском музее. Лишь в 1993 году, во время посещения Черногории Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием, мальтийские святыни были вновь явлены миру. На нетленной Святой кисти Пророка нет мизинца и среднего пальца. С 1200 года мизинец находился в Константинополе в храме Святого Пророка Иоанна Крестителя в известном своим строгим благочинием Студийском монастыре, расположенном на берегу Мраморного моря.

http://sedmitza.ru/text/1219587.html

Одним из самых древних таких обществ является орден Иоаннитов 6613 , называвшийся так потому, что церковь имевшегося при нем госпиталя была посвящена святому Иоанну Крестителю. Будучи сначала учреждением, преследовавшим только цели благотворительности, орден впоследствии, когда настоятельство в нем было отдано деятельному французу Раймунду де-Пюи 6614 , получил новый устав, по которому целью его деятельности была уже и вооруженная защита паломников на пути их в Иерусалим. Такое расширение его деятельности в Европе было принято с большим сочувствием: благочестивые рыцари разных государств спешили вступить в новый орден. Семисотлетняя борьба с неверными в защиту христианства покрыла иоаннитов вечной славой. Впоследствии иоанниты должны были оставить Палестину, но необычайное мужество и самоотверженность они показали еще во времена своего пребывания в Иерусалиме (1118 – 1187 гг.) в битвах с войсками египетских и багдадских халифов 6615 . В награду за свои подвиги они получили тогда частицу Животворящего Креста Господня, которую хранили благоговейно и в Птолемаиде, и на островах: Кипре, Родосе и, наконец, Мальте 6616 , откуда она и была перенесена ими в Россию при императоре Павле. II. В одно время с частицею Животворящего Древа Креста Господня с острова Мальты была перенесена на Русь иоаннитами и другая также благоговейно ими чтимая и долгое время хранимая святыня: Филермская икона Божией Матери – Одигитрия 6617 . Идущее от глубокой древности предание гласит, что написана она была святым Евангелистом Лукою и освящена благословением Самой Приснодевы, на благословение Которой имел обыкновение приносить труды своих рук Евангелист-живописец. Около 46 года она принесена была на родину святого Луки, в Антиохию, где и сохранялась до времени царствования Константина Великого , когда вместе с другими вещественными памятниками земной жизни Иисуса Христа и апостолов была перенесена в восстановленный Константином Иерусалим. Около 480 года императрица Евдокия переслала ее, как благословение, в Константинополь к святой Пульхерии, сестре императора Феодосия Младшего.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Это прежде всего святыни, подаренные Павлу I Мальтийским орденом: десница св. Иоанна Предтечи, древняя икона Филермской Божией Матери (написанная, по преданию, евангелистом Лукой), находящиеся ныне в Цетинье (Черногория), и золотой ковчег с частью ризы Господней, которые осенью на месяц переносили в Гатчинский собор. В 1850 г. греческий монастырь Влатес поднес Императрице Александре Феодоровне часть чаши Господней с Тайной вечери, заключенную в серебряную оправу, которую она передала в собор. Здесь же хранилась левая рука мч. Марина, присланная из Грузии, ковчежцы с мощами свт. Спиридона и вмч. Георгия, с мощами ап. Иоанна Богослова, с мощами киево-печерских угодников, а также ряд замечательных икон начала XVII века из родового имущества Романовых, редкая плащаница 1602 г. Александр I подарил храму Острожское Евангелие 1580 г. издания. В конце XIX века на крыше дворца была сооружена звонница с пятью колоколами, которые настроил известный знаток колокольного дела прот. А.А. Израилев. С собором связаны многие события в жизни Императорской семьи: венчания, крестины и панихиды. Отсюда, после литургии, Император Николай II вышел на балкон к народу в день объявления войны Германии. Члены царской семьи обычно молились в моленной, находившейся за алтарем. Посторонние в храм, как правило, не допускались; исключением был престольный праздник, когда из часовни Спасителя приносили Его чудотворный образ. 12 октября, в праздник переноса мальтийских святынь, происходило торжественное богослужение с поминанием Павла I. Такое же богослужение в присутствии Государя и кавалеров Георгиевского ордена свершалось 26 ноября, в Юрьев день. С 1798 г. настоятели собора, из коих обычно выбирались императорские духовники, именовались протопресвитерами и возглавляли придворное духовенство. Среди них надо отметить Иоанна Иоанновича Панфилова (служил в 1777–1794 гг.), духовника Екатерины II. Предпоследним настоятелем был Александр Петрович Васильев, расстрелянный большевиками в 1918 г., последним – Николай Григорьевич Кедринский.

http://sobory.ru/article/?object=24645

— Планируется ли строительство «храма трех в Цетинье? — Надеюсь, что с Божьей помощью исполним завет короля Черногории Николы Петровича, но некоторое число цетинцев полагает, что им не нужен храм. Мое предложение было такое: поместить реликвии в Цетинский монастырь, для этих целей и предназначена капелла. После этого возникла идея построить для них отдельный храм. Пока на этом все остановилось, посмотрим, что будет дальше. Я надеюсь, что мои цетинцы, а также все, кто выступает против строительства храма Святой Троицы, созреют для этого и поймут, какое это будет благословение для Цетинье. — Что означает решение вернуть митрополиту Черногорско-Приморскому титул архиепископа? — Это — дань уважения Архиерейского Синода Сербской Православной Церкви столице великих черногорских митрополитов. Они носили титул архиепископа и иерарха священного Печского трона. Титулы возрождаются во времена митрополита Амфилохия, но не из-за любви митрополита к титулам, а в знак почтения Черногории. Информационное агентство «Вести» . Перевод — Патриархия.ru. реликвии» — Филермская икона Божией Матери, Десница святого Иоанна Крестителя, частица Животворящего Креста Господня — святыни, хранящиеся в Цетинье. Чудотворная икона хранится в городском музее, две остальные святыни — в Цетинском монастыре. за темою Митрополит Чорногорський Приморський звершив панахиду за жертвами теракту в «Крокус Звернення Кирила з нагоди початку НАТО проти : та звернення] Предстоятель Церкви висловив у зв " язку з терактом у «Крокус Завершилося перебування Предстоятеля Церкви в Суд ухвалив передати Успенський собор Церкви в Кирил назвав року, що Игумения Ксения (Чернега): «Стараюсь добросовестно исполнять свои послушания» [Ihmepb " ю] Повернення церковного майна - борг держави перед Церквою [Стаття] з ключовими словами Сербська Церква – Церква питання   ihmepb " ю Бацький По-справжньому страшне мовчання постхристиянського Заходу про на Православну Церкву Володимир Диваков: В нам говорили, що з Церквою скоро буде Митрополит Будапештський Домагання Константинополя зростають В.Р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207572...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010