ч. Успенский собор. В качестве свидетельства масштабов утрат после событий 1240 г. традиционно приводят цитату из Синопсиса: «...самую Небеси подобную Церковь Пресвятыя Богородицы Печерскую оскверниша, от всего украшения обнажиша и Крест с главы Церковныя златокованный сняша, а верх до полуцеркве по окна повелением проклятого Батыя испровергоша; такожде и верх олтаря великаго по перси иконы Пресвятыя Богородицы избиша» ( Иннокентий (Гизель). 2006. С. 148). Однако данное архим. Иннокентием (Гизелем) описание относится к 1674 г. и не отражает реальных наблюдений сер. XIII в. Возможно, с Батыевым разрушением связывали последствия землетрясения 1230 г. ( Ibakih. 1996. С. 173). Сообщение Синопсиса не соответствует и сведениям архидиак. Павла Алеппского, видевшего в 1653 г. в алтаре изображение Богородицы «мозаикой с золотом, как в Св. Софии» ( Павел Алеппский. Путешествие. Вып. 2. С. 52). Сохранилось главное сооружение оборонительной стены - Троицкая надвратная ц. Несмотря на разорение, в мон-ре в этот период поддерживалась письменная традиция, действовала художественная мастерская. С работой последней некоторые исследователи связывают создание Печерской (Свенской) иконы Божией Матери с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием (ок. 1288, ГТГ) ( Ананьева Т. А. Икона «Богоматерь на престоле» XIII в.//ПКНО, 1975. М., 1978. С. 138-144). 2-я пол. XIV - 1-я пол. XVII в. После вхождения Киева в состав Великого княжества Литовского значение мон-ря не уменьшилось, о чем свидетельствует появление в XIV-XV вв. в Успенском соборе усыпальниц Гедиминовичей из княжеских родов Ольгердовичей и Наримунтовичей, что было бы невозможно в разрушенном или полуразрушенном храме. В 1416 г. Киев захватил хан Едигей. О том, насколько пострадал мон-рь в этот период, сведений нет. В записках 1419 г. иеродиакона Троице-Сергиева мон-ря Зосимы отсутствуют описания строений мон-ря и сказано лишь о том, что в течение полугода он «пробыл в лавре, которая зовется Киевская пещера», и находился «у гроба преподобного Антония и Феодосия» (Книга, глаголемая Ксеносъ, сиречъ Странникъ Зосимы…//Киевлянин.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Феодосий Печерский. Икона (Киево-Печерская Лавра) Прп. Феодосий Печерский. Фрагмент Свенской (Печерской) иконы Божией Матери (Киев, ок. 1288 г.). Москва, Государственная Третьяковская галерея С самого же начала своего игуменства он принялся за устроение монастыря. Число братий с 20 человек возросло до 100, и вследствие этого явилась необходимость введения строго определенного устава. По просьбе Феодосия ему был прислан из Царьграда список устава Студийского монастыря , который и был положен в основание жизни в Печерской обители . Устав предписывал полное и строжайшее общинножитие; иноки должны были довольствоваться общей трапезой и иметь одинаковую одежду; все имущество у братии должно быть общее; время проводилось в непрестанных трудах. Феодосий к себе был строже, чем к другим; помимо общего подвига, он подвергал себя крайне аскетическим испытаниям и упражнениям воли. Еще юношей он стал носить вериги . Бояре и князья были особенно расположены к преподобному. Влияние преп. Феодосия на них было очень благотворно. Время монашества Феодосия совпало с тяжелым и смутным периодом в отношениях между князьями. Междоусобия были во всем разгаре. Феодосий пользовался уважением вел. кн. Изяслава , который любил благочестивую беседу с преподобным. Феодосий не оставался пассивным зрителем отнятия Святославом киевского стола у его старшего брата Изяслава и изгнания последнего. Феодосий выступает против насилия с целым рядом обличений; писал также обличительные " эпистолии " к Святославу. Заботясь о внутреннем устройстве своего монастыря, Феодосий много сделал и для внешнего его благоустроения. Чрез 11 или 12 лет игуменства Феодосия, вследствие умножения братии и скудости прежних монастырских зданий, решился построить новый, обширнейший монастырь. Место для него было выбрано близ второй пещеры преп. Антония. На этом месте заложена была великая каменная церковь ( 1073 ).

http://drevo-info.ru/articles/6948.html

Описание иконы Печерская Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Описание иконы Печерская Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Печерская (Свенская, с коленопреклоненными Антонием и Феодосием Печерскими и ангелами) Печерская икона Божией Матери с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Печерскими изображает Божию Матерь сидящей на троне с короной на главе. Свои руки Она возлагает на коленопреклоненных преподобных Антония и Феодосия. На коленях у Божией Матери – Богомладенец, благословляющий обеими руками. По сторонам трона стоят склоненные Ангелы. Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Печерская (Свенская, с коленопреклоненными Антонием и Феодосием Печерскими и ангелами) " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-143

Опознание изображений икон и святых Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Опознание изображения 877 (2048x1536, 790 Kb) Добавлено на опознание: 2013-12-15 02:27:08 Владелец: marchenko1976 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Найдена начердаке моего дома в Полтавской обл.наполотне Попытки опознаний [ 2013-12-15 08:14:37 ] tol : Похоже на свободное творчество на тему Печерской или Свенской иконы. http://pravicon.com/icon-290 http://pravicon.com/icon-249 [ 2013-12-15 20:29:40 ] Tasha : Возможно, что это Ярославская (Печерская) икона Божией Матери. [ 2013-12-16 09:16:16 ] tol : Имхо, ничего общего, вплоть даже до того, что Антоний и Феодосий с разных сторон. [ 2013-12-20 20:50:20 ] marinakova : Свенская Печерская. [ 2014-03-02 11:18:19 ] animaisa : Более похожа на образ Богородицы ,. Киево-Печерской,, с предстоящими, как и всегда Антонием и Феодосием преподобными. На иконе Бц. ,,Свенской- Печерской,, по бокам обычно ещё изображены стоящие или парящие ангелы. [ 2015-12-25 23:04:43 ] Remora : Свенская (Печерская), как эта Опознать это изображение Опознавать изображения могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, войдите в систему под своим именем для продолжения... Вход Регистрация . Основная страница опознаний Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/unknown-877

Чёрный Поток. Часовня Свенской иконы Божией матери. Часовня на святом источнике в честь Свенской иконы Божией матери Часовня. Действует.   Освящена в честь: Свенской иконы Божией Матери Год постройки:приблизительно не ранее 2000. Адрес: Калужская обл., Людиновский р-н, д. Чёрный Поток Координаты: 53.894535, 34.662034 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В деревне Черный поток в средине 2000-х годов неизвестный автор построил часовню на почитаемом святом источнике Каверзнев колодец. Часовня представляет собой квадратную постройку с четырехскатной крышей и небольшой главкой. В интерьере часовни – иконы. Освящена часовня в честь Свенской иконы Божией Матери. Свенская икона – древнейшая святыня Брянской земли. Она была принесена в Брянск из Киево-Печерской Лавры в конце 13 века. Князь Черниговский Роман Михайлович послал за ней, когда ослеп. Чудотворная икона славилась тем, что исцеляла слепых. Почему тот неизвестный, кто ставил часовню освятил в честь именно этой иконы – так и остается неизвестным. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=20564

2/15 сентября – день памяти преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских Свенская Печерская икона Божией Матери с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими. Фрагмент      15 сентября 2015 г. скрыть способы оплаты Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/56095.html

Икона Печерская-Свенская (С Преподобными Антонием И Феодосием Печерскими Со Свитками) - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников История прославления этого образа связана с черниговским князем Романом Михайловичем, который, будучи в Брянске, лишился зрения. Услышав о чудесах и исцелениях, бывших от чудотворного ПЕЧЕРСКОГО образа Богородицы и от великих чудотворцев Антония и Феодосия Киево-Печерских, князь послал в Печерский монастырь милостыню вместе с прошением отпустить чудотворную икону к нему в Брянск. По совету с братиею архимандрит Печерский отправил икону на лодке рекою Десною со священником. Во время плавания провожавшие святую икону должны были провести ночь на берегу реки Свены. Вставши поутру, они пошли в лодку помолиться перед иконой Богородицы, но не нашли её в лодке, а увидели образ на горе, стоящим на дубе между ветвями. Об этом чудесном явлении на берегу реки Свены (от которой икона получила название Свенской) возвестили князю Роману Михайловичу. Князь поспешил отправиться пешком туда, где стояла икона, и, помолившись с верой перед образом, получил исцеление и вновь стал видеть. После благ[...] Описание иконы Печерская-Свенская (С Преподобными Антонием И Феодосием Печерскими Со Свитками) из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " По преданию, чудотворная Свенская икона написана преподобным Антонием, который учился иконописному художеству у византийских мастеров, украшавших в Киеве Великую Печерскую церковь. Богоматерь изображена на этой иконе следующим образом. На золотом возвышенном троне, поставленном на особом амвоне, величественно восседает Царица Небесная; правая стопа Ее покоится на небольшом камне, а левая стоит на амвоне. На коленях Богоматери восседает Предвечный Младенец Господь наш Иисус Христос; в левой руке Он держит шар, а правой рукой благословляет молящихся. Пречистая Дева держит Своего Божественного Сына обеими руками. По сторонам трона на особых возвышениях стоят с правой стороны преподобный Феодосий Печерский, а с левой — прп. Антоний; в руках того и другого длинные свитки с письменами. На свитке у прп. Феодосия написано: «Владыко Господи Боже Вседержителю, Творче всея твари видимых и невидимых, Своим смотрением возгради дом Пречистой Своей Матери мною, рабом Твоим Феодосием, егоже утверди[...]

http://pravicon.com/icon-290

Богоматерь изображена на этой иконе следующим образом. На золотом возвышенном троне, поставленном на особом амвоне, величественно восседает Царица Небесная; правая стопа Ее покоится на небольшом камне, а левая стоит на амвоне. На коленях Богоматери восседает Предвечный Младенец Господь наш Иисус Христос; в левой руке Он держит шар, а правой рукой благословляет молящихся. Пречистая Дева держит Своего Божественного Сына обеими руками. По сторонам трона на особых возвышениях стоят с правой стороны преподобный Феодосий Печерский, а с левой — прп. Антоний; в руках того и другого длинные свитки с письменами. На свитке у прп. Феодосия написано: «Владыко Господи Боже Вседержителю, Творче всея твари видимых и невидимых, Своим смотрением возгради дом Пречистой Своей Матери мною, рабом Твоим Феодосием, егоже утверди недвижимо до дне суда Твоего страшного (на) хвалу и славословие Тебе». На свитке же прп. Антония Печерского стоит следующая надпись: «Молю убо вы, чада, держимся воздержания и не ленимся. Имамы в сем Господа помощника». Преподобный Феодосий изображен на иконе без клобука, с открытой головой, в мантии и епитрахили, а прп. Антоний представлен в полной монашеской схиме. Размеры иконы: пятнадцать с половиной вершков в длину и девять с половиной вершков в ширину. В настоящее время Свенская икона Богоматери находится в мужском Брянском Успенском монастыре, расположенном в 3 верстах от города Брянска, на горе, при реке Днепре, против реки Свены, впадающей в Сейм. По имени реки и самый монастырь называется Свенским. Название монастыря перешло и к иконе. В монастыре Свенская икона находится с 1288 года, а до этого времени она пребывала в Киево-Печерской лавре, где прославилась чудесами. Черниговский князь Роман Михайлович, будучи в Брянске, лишился зрения. Услыхав о чудесах и исцелениях, происходивших у чудотворного образа Печерской Богоматери и от великих чудотворцев Антония и Феодосия Печерских, князь послал в монастырь Печерский гонца с милостыней и просьбой прислать к нему в Брянск чудотворную икону для испрошения исцеления. Посоветовавшись с братией, архимандрит печерский отпустил икону со священником по реке Десне. Во время плавания лодка вдруг остановилась среди Десны. Сопровождавшие икону решили было провести ночь на реке Свене, но лодка вдруг двинулась вперед. Путники причалили и провели ночь на правой стороне реки Свены. Утром они пошли к лодке, чтоб помолиться чудотворному образу Богоматери, но его там не оказалось. Решив отыскать икону, путники взошли на берег и поднялись на гору, находившуюся против реки Свены. Здесь они и нашли икону стоящей на большом дубе между ветвями. Весть об этом чуде дошла до князя Романа. Сопровождаемый священниками, он пришел пешком к месту, где стоит ныне Свенский монастырь, и там излил все свое горе и со слезами так молился:

http://sedmitza.ru/lib/text/440293/

Таким образом, иконы, приписываемые кисти св. Алимпия, по своим сюжетам, композициям и некоторым деталям, соответствуют эпохе XI–XII века и житию этого святого. Рассказ Поликарпа, что Владимирская икона была взята Владимиром Мономахом после пожара церкви, где она находилась, отчасти подтверждается летописными сказаниями. В них сообщается о пожарах в Киеве 1124 года в июне, когда выгорел чуть не весь город, – на одном Подоле сгорело 600 или 700 церквей, – и в следующем году, когда выгорела нагорная сторона, все монастыри и жидовская улица 48 . Владимир Мономах в летописях изображается любителем благолепия церковного, – «церкви зижа и украшая»; «егда же в церковь внидяшеть и слыша пенье, и абие слезы испущашеть», – т. е. не мог слышать без слез пения церковного. В «Сказании» о Свенской иконе характер князя Романа Михаиловича обрисован весьма правдоподобно. Несомненно, что Роман Михаилович, сын св. Михаила Черниговского, подобно отцу своему и сыну Олегу (в монашестве Леонтий), причисленным к лику святых 49 , отличался благочестием. «В Корочевской Преображенской церкви на иконе Печерския Божия Матери подпись: «6795 (1284) окладывана икона благоверным князем великим Романом Михаиловичем и благоверною княгинею Анастасии месяца сен. 25 день». Так писано Орловской консистории 1801 года на вопрос, где есть в монастырях или церквах иконостасов и образов патриарших или царских» 50 . – Может быть, в виду принадлежности св. Алимпию Свенской иконы, празднование ей указывается 51 в день его кончины, 17 августа. Но если бы иконы, приписываемые св. Алимпию, и действительно были его произведениями, то, конечно, с течением времени подверглись изменениям при реставрациях. Вследствие обычной в старину склонности к поновлению икон, при похвальной заботливости о благолепии, икона могла измениться до неузнаваемости. На икону смотрели, как на художественное произведение важное не потому, что оно передает индивидуальные особенности творчества художника, но потому, что в ней выражается религиозная и церковная идея, без отношения к личности мастера; и с этой точки зрения, не казалось предосудительным для иконописцев исправлять, дополнять иконы даже кисти великих мастеров. Поновлять старые иконы повелено еще в канонических ответах митрополита Uoahha II (1080–1089 г.) и в постановлениях Стоглавого собора.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/zametki-...

Икона Печерская (Киево-Печерская, Свенская-Печерская; с предстоящими Антонием и Феодосием со свитками) - обсуждение в форуме Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Икона Печерская (Киево-Печерская, Свенская-Печерская; с предстоящими Антонием и Феодосием со свитками) - обсуждение в форуме Эта страничка относится к разделу Икона Пресвятой Богородицы Печерская (Киево-Печерская, Свенская-Печерская; с предстоящими Антонием и Феодосием со свитками) Обсуждений этой иконы в нашем форуме не найдено. Для создания новой темы зайдите в форум " Обсуждение икон, опубликованных на сайте " и создайте тему, начинающуюся со строки " [icon-290] " (в квадратных скобках без кавычек). Внимание!!! Строго запрещается соединять темы форума с этим сайтом вышеуказанным образом, если они попадают в одну из следующих категорий: - Сообщения, связанные с куплей, продажей, оценкой икон, либо иные какие сообщения, нацеленные на получение личной выгоды. - Сообщения, явной или скрытой целью которых является реклама сайтов или какого-то товара. - Сообщения, распространяющие сомнительную неправославную/раскольническую информацию об иконе. Подобные темы будут удаляться без предупреждения вместе с учетными записями наглых пользователей. Если Вы не уверены, что Ваше сообщение в форуме полезно не только Вам, лучше не соединяйте его с этим сайтом указанным образом, но просто создайте тему с обычным заголовком (без квадратных скобок и номера иконы). Примеры тем, которые полезно соединить с сайтом: вопросы об истории иконы, спорные и противоречивые факты; исправление ошибок, замеченных в опубликованном на сайте житии и обновление устаревшей информации; обсуждение различий в иконографии, каноничность иконы и особенности написания, различия в написании; иные подобные темы. В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Печерская (Киево-Печерская, Свенская-Печерская; с предстоящими Антонием и Феодосием со свитками) " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/icon-290-forum

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010