Архимандрит отпустил икону на лодке рекой Десной со священником. Во время плавания, провожавшие св. икону должны были ночевать на берегу реки Свены. Когда встали поутру, то не нашли иконы в лодке, а увидели, что на горе против реки Свины, или Свены, стоит она на дубу между ветвями. Об этом чудесном явлении, от которого икона получила название Свенской, возвестили князю Роману. Он поспешил отправиться пешком туда, где стояла икона, и во всё время пути с сокрушением сердца и со слезами молился Пресвятой Богородице словами: «О Премилосердая Владычице Богородице, Мати Христа Бога нашего! Дай ми, Госпоже, чтобы прозреть очами и узреть свет и Твой чудотворный образ!» и обещал построить храм и обитель. В ту же минуту князь узрел пред собой тропинку и велел поставить тут крест. Когда пришли к дереву, где стояла икона, опять молился. В это время он стал видеть ещё лучше, увидел икону и велел снять её с дерева. Икону снял епископ, и все с благоговением лобызали её. Был отслужен молебен, после чего сам князь со всем народом стал рубить деревья, и вскоре общими трудами был сооружён храм во имя Успения Богоматери. Князь скоро устроил тут и монастырь и щедро одарил его деньгами, а чудотворную икону украсил золотом и серебром; и тогда же, в память явления иконы на реке Свене, установлен был праздник 3 мая. Дерево, на котором стояла икона, употреблено было для икон и других предметов храма. Заступлением Божией Матери по молитвам пред Её Свенской иконой не один раз получал защиту Брянск от нашествия врагов. В 1812 г., когда полчища французов стремились к Брянску, жители сего города и его окрестностей совершили крестный ход вокруг города с чудотворной иконой, и вскоре получено было известие, что неприятельские войска, направленные на Брянск, возвращены назад. Тогда, в благодарность за это избавление, жители Брянска в 1815 г. устроили на Свенскую икону золотую ризу с венцами, и тогда же был установлен крестный ход ежегодно вокруг города со святой иконой 17 августа. Свенской иконой совершено много исцелений. Жители Брянска очень чтут её и во всех важных случаях своей жизни усердно молятся пред нею. Она писана преподобным Киево-Печерским Алипием, который учился иконописанию у византийских живописцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

На Свенской (Печерской) иконе на свитке у преподобного Феодосия начертано: «Владыко Господи Боже Вседержителю, Творче всея твари видимых и невидимых, Своим смотрением возгради дом Пречистыя Своея Матери мною, рабом Твоим Феодосием, его же утверди недвижимо до дне Суда Твоего Страшнаго на хвалу и славословие Тебе». На свитке же преподобного Антония Печерского следующая надпись: «Молю убо вы, чада, держимся воздержания и не ленимся. Имамы в сем Господа Помощника». Размер Свенской (Печерской) иконы — 67 на 42 см, древнейший красочный слой сохранился не слишком хорошо, на нем много потертостей с позднейшими записями. Но примечателен этот образ не только своей древностью и благодатной силою. Само изображение Пречистой в образе Царицы Небесной, восседающей на троне, было и остается весьма распространенным во всем христианском мире. Мы встречаем его в Софии Константинопольской и в мозаиках Равенны, на грузинских чеканных иконах XI века и на крестах из Херсонеса. Многие века чудотворная пребывала в мужском Успенском Свенском монастыре под Брянском (сейчас – село Супонево, уже вошедшее в черту города). Постройки этой закрытой в 1924 году обители были затем сильно разрушены. Богоборцы снесли величественный Успенский собор XVIII столетия со знаменитым резным панно на хорах, изображавшим кита, извергающего из своего чрева пророка Иону. Попечением Пречистой иноческая жизнь в Свенском монастыре возродилась в 1992 году, и спустя восемь лет численность братии уже составляла двадцать пять человек. В стенах этой обители чудотворная Свенская (Печерская) икона и пребывала с 1288 года, а до того находилась в Киево-Печерском монастыре, где прославилась многими чудесами. Князь Роман Михайлович, будучи в Брянске, внезапно потерял зрение. Зная о чудесах и исцелениях, происходивших в Печерском монастыре, послал туда гонца с милостыней и просьбою прислать к себе в Брянск чудотворную икону для испрошения у нее исцеления. Посоветовавшись с братией, печерский архимандрит «отпустил» икону. Во время плавания по реке Десне лодка вдруг остановилась близ того места, где в Десну впадает речка Свена. Сопровождавшие икону решили переночевать на этом месте и причалили к берегу. Но когда утром они вернулись к своей лодке, но чудотворного образа там не оказалось. После долгих поисков исчезнувшая икона была найдена на горе напротив устья Свены между ветвей большого дуба. Когда об этом чуде известили князя Романа, тот в сопровождении духовенства отправился пешком к иконе.

http://pravoslavie.ru/1917.html

Впоследствии князь Роман воздвиг на месте своего чудесного прозрения монастырь и щедро наделил его деньгами, а чудотворную икону обложил золотом и серебром. Дерево, на котором пребывала икона, срубили и употребили на доски для других икон и вообще на принадлежности храма. Тогда же было установлено и празднование Свенской иконе Божией Матери — 3 мая. Через некоторое время после основания монастыря оклад на чудотворной иконе попортился. Вследствие просьбы игумена Свенского монастыря подновить его царь Иоанн IV Васильевич велел икону принести в Москву и из своей казны пожертвовал много золота, серебра и драгоценных камней. Через три года оклад был сделан, и Свенская икона возвращена в брянский Успенский монастырь. В последующее время Свенский монастырь также неоднократно поддерживался благотворениями царей и князей Русской земли. Цари — Иоанн IV Васильевич, Феодор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Феодорович, Алексей Михайлович, Феодор, Иоанн и Петр Алексеевичи, императрица Елизавета Петровна, святейшие патриархи Филарет Никитич и Иосиф, бояре Юрьевы-Романовы, многие вельможи и князья, почитавшие Свенскую икону Богоматери, благотворили Свенскому монастырю богатыми вкладами и большими денежными суммами. Как прежде, так и ныне у чудотворной Свенской иконы Богоматери совершаются чудеса и подаются исцеления тем, кто прибегает к сему чудотворному образу Богородицы с верой в помощь Царицы Небесной. Из многочисленных чудес мы приведем только самые примечательные и поразительные. Однажды к обители подошли иноплеменники с целью ограбить и разорить ее, но Царица Небесная не допустила совершиться этому беззаконию и святотатству. Невидимая сила поразила нападавших слепотой, они в ужасе разбежались, оставив обитель невредимой. Паника их была так сильна, что они даже покинули награбленные ими в других местах сокровища, которые после этого чуда сделались собственностью обители. В 1566 году в Свенской обители заложили каменную церковь и через год окончили ее постройку. Однажды, когда в новоустроенной церкви находился игумен Свенской обители Мартиниан с братией, своды церкви обрушились, но находившиеся внутри ее все остались невредимыми. Столь чудесное спасение иноков от гибели все приписали заступлению и покрову Богоматери.

http://pravicon.com/info-1379

Богородица и Христос, сидящие на сияющем золотом престоле, вторят его очертаниям как контуром, объёмом, так и положением в пространстве. Эта соотнесённость логична, так как Богородица возведена на престол и Сама есть Престол Христов, «яко имущая державу непобедимую», а Её Божественный Сын, Вседержитель мира, являет «Троическое едино Божество, яко единоцарственное и сопрестольное» 133 . Фигура Божией Матери оказывается окружённой единой Божественной природой, которую образуют в общем ритмическом движении блистающие золотом художественные образы Престола и Христа. Несмотря на то, что облачения Богородицы отличны по цвету, вся Она являет совершенную обоженность, которая подчёркивается Её Богоподобием и центральным местоположением в замкнутом золотом пространстве. Бог воплотился для того, чтобы человек стал Богом, говорят отцы, и Пресвятая Богородица это исполнила. Земное возвысилось до Небесного, Небесное родилось от земного, и мистический круг замкнулся. «Они словно колесо в колесе ( Иез.1:16 ) " 134 – так определил преподобный Максим Исповедник это взаимодействие и взаимоотражение преображенного тварного мира и Божественного. В казалось бы неподвижном престольном образе живёт постоянное взаимодействие сфер земных и небесных. Икона Божией Матери Свенская Печерская Икона происходит из Киево-Печерской Успенской Лавры и, по Преданию, была написана первым русским иконописцем преподобным Алипием Печерским. С 1288 года она пребывала в Свенском Брянском Успенском монастыре, основанном Черниговским князем Романом Михайловичем на месте его чудесного исцеления чудотворной иконой от слепоты. Свободная и выразительная живопись, яркий колорит Печерской иконы сохранились не полностью, и, к сожалению, трудно представить её художественную выразительность, которой она несомненно обладала прежде. Но все-таки этот древнейший памятник дошёл до нас почти без поздних вставок, и можно говорить об авторском письме этого образа. Богородица изображена восседающей на очень высоком престоле без спинки, к которому вела золотая лестница. В настоящее время лестница утрачена, и её отсутствие придаёт всей композиции несколько странный незавершённый вид. На коленях у Богоматери Богомладенец Христос благословляет предстоящих Ему с двух сторон основателей Киево-Печерского монастыря: преподобного Антония Печерского (†17 мая 1073), родоначальника русского монашества, и преподобного Феодосия Печерского (†1074), который ввёл в русскую монастырскую жизнь общежительный устав.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

Горячо молился князь, зрение начало возвращаться к нему, и увидел он тропинку, на которой тогда же повелел установить памятный крест. Однако глаза князя различали пока лишь предметы, находившиеся на самом близком расстоянии. И когда шествие достигло самого дуба, князь пал на землю и вновь воззвал к Богородице с сердечным сокрушением: «Пресвятая Владычице! Услыши молитву мою и дай прозрение очам моим!» И тотчас зрение его стало еще лучше. Епископ снял икону с дерева и поднес ее князю; тот благоговейно облобызал ее, и зрение вернулось к нему окончательно. Немедля отслужив молебен пред иконою, князь и все собравшиеся стали рубить деревья и общими усилиями начали строить церковь во имя Успения Богородицы – храмового праздника Киево-Печерской обители. Спустя некоторое время князь Роман воздвиг па месте своего чудесного прозрения монастырь и щедро наделил его деньгами, а чудотворную «обложил золотом и серебром». Дерево, на котором была обретена икона, срубили и распили на доски, послужившие для обустройства обители. Тогда же, в 1288 году, было установлено и празднование Свенской (Печерской) иконе Божией Матери — 3 мая. В иконостасе монастырского Успенского собора, по правую сторону царских врат, и пребывала чудотворная в течение почти семи столетий. Многие милости оказывали святыне и хранившей ее обители русские государи: Иван Грозный пожертвовал немало золота, серебра и драгоценных камней для изготовления нового оклада для чудотворной. Государи Федор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор, Иоанн и Петр Алексеевичи, Елизавета Петровна также благотворили обитель. Благочестивые патриархи Филарет и Иосиф, бояре Юрьевы-Романовы, вельможи и купцы, почитавшие Свенскую (Печерскую) икону Богоматери, делали сюда вклады. Никогда не иссякал и поток богомольцев, слышавших о все новых и новых чудесах Свенской (Печерской). Заступничеством Пречистой Брянск был не раз спасаем от нашествия врагов. Когда в 1812 году к городу подступили французы, его жители на руках обнесли Свенскую (Печерскую) икону вокруг Брянска, и по их усердной молитве к Заступнице рода христианского неприятель прошел мимо, а вскоре и вовсе бежал из России. С тех пор в Брянске в память этого чуда ежегодно 17 августа совершался крестный ход. Накануне икону приносили из монастыря в городской собор, где служили всенощное бдение, а утром после литургии совершали крестный ход вокруг города с чудотворною иконою, крестами, иконами и хоругвями из всех церквей Брянска при участии всего городского духовенства. Вечером же народ возвращался в собор и «с честию и славою» провожал икону в Успенский монастырь. В память избавления от французов в 1815 году была «устроена» новая золотая риза для Свенской (Печерской) иконы.

http://pravoslavie.ru/1917.html

Для новых храмов Брянской митрополии Святейший Владыка передал 30 напрестольных Евангелий, всем насельникам монастыря — художественно оформленные молитвословы.  Затем Святейший Патриарх Кирилл вручил церковные награды. Во внимание к усердным архипастырским трудам митрополит Брянский и Севский Александр был награжден орденом преподобного Андрея Иконописца II степени. Во внимание к помощи в строительстве Успенского собора Свенского монастыря Предстоятель Русской Церкви вручил губернатору Брянской области А.В. Богомазу орден прп. Серафима Саровского II степени. Наград были также удостоены: генеральный директор ГУП «Брянскфармация» М.М. Иванов — ордена святого благоверного князя Даниила Московского III степени, исполнительный директор предприятия «Брянский камвольный комбинат», председатель Попечительского совета по восстановлению Успенского собора Е.В. Томак — ордена преподобного Андрея Иконописца III степени, заместитель губернатора Брянской области Ю.В. Филипенко — Патриаршей грамоты. Всем участникам богослужения были вручены иконки Свенской Божией Матери с Патриаршим благословением. Успенский собор — главный храм Свенского монастыря. Постройка Успенской церкви в конце XIII века положила начало монастырю. Для возведения его стен чудесно прозревший по молитве пред Печерской иконой Божией Матери, позже названной Свенской, благоверный князь Роман с боярами собственноручно рубили деревья. По преданию, и сам князь Роман был погребен в этом храме. Первые триста лет Успенский храм был деревянным. В его иконостасе, справа от царских врат, размещалась чудотворная Свенская икона Божией Матери. Одно из главных чудес, произошедших от образа, — избавление Брянска от нашествия наполеоновских войск в 1812 году. Строительство каменного собора началось при Иване Грозном в 1566 году и завершилось в 1578 году. Это был большой пятиглавый храм с тесовой кровлей и деревянными папертями у трех входов. В соборе был величественный семиярусный резной иконостас высотой 33 метра, покрытый серебром и сусальным золотом. Верхние четыре яруса икон были в человеческий рост. Простояв 130 лет, собор изрядно обветшал; в 1715 году был выстроен новый собор , но он простоял недолго: через тридцать лет здание вновь обветшало. Новый храм был заложен 30 июля 1749 года, а построен к 1758 году. В новом соборе устроили два придела: святых Захарии и Елисаветы и апостолов Петра и Павла. Это был огромный пятиглавый храм 37 метров в длину, в ширину более 30, а в высоту — 42 метра. Перенесен был в собор и величественный семиярусный иконостас XVII века. Этот четвертый по счету каменный Успенский собор простоял сто семьдесят лет практически без изменений.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5516592...

Во внимание к помощи в строительстве храма Всех преподобных отцев Киево-Печерских в Старых Черемушках г. Москвы Святейший Патриарх Кирилл наградил орденами святого благоверного князя Даниила Московского III степени главу Управы района Ясенево г. Москвы А.Ю. Толчеева и генерального директора ООО «Промттис» А.В. Лугового. «Еще раз сердечно благодарю вас, мои дорогие, за ваши усилия по созиданию этого Божиего храма и призываю не расслабляться, а устремляться к еще более возвышенной цели — построению нового большого каменного храма на этой земле. Пусть Господь хранит приход сей и пусть Господь дает вам силы и в вере укрепляться, и в духовной жизни возрастать, чтобы приносить тот плод, к которому нас Господь призывает — плод мира, любви, долготерпения, всего того, что изменяет жизнь человека к лучшему. Храни вас Господь», — напутствовал Святейший Патриарх Кирилл прихожан. По благословению Его Святейшества и во внимание к помощи в строительстве храма Всех преподобных отцев Киево-Печерских в Старых Черемушках г. Москвы церковные награды были также вручены: Строительство храмового комплекса Всех преподобных отцев Киево-Печерских в Старых Черемушках осуществляется в рамках Программы строительства православных храмов в г. Москве. Подворье учреждено Патриаршим указом от 28 ноября 2012 года. 9 июля 2013 года Патриаршим указом настоятелем строящегося храма был назначен священник Алексий Петухов, клирик храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках г. Москвы.  С 9 по 12 октября 2013 года состоялась паломническая поездка группы прихожан строящегося храма в Киево-Печерскую лавру.  В стенах Лавры была заказана и написана для храма Свенская-Печерская икона Божией Матери. Освящение иконы совершил наместник Лавры митрополит Павел 13 декабря 2013 года.  Строительство храмового комплекса Всех преподобных отцев Киево-Печерских в Старых Черемушках началось в конце 2013 года. По возведении временной часовни, в которой с начала 2014 года начали совершаться постоянные молебны, в марте 2014 года было начато строительство временного деревянного храма в честь Всех преподобных отцев Киево-Печерских. 12 сентября 2018 года получено разрешение на ввод храма в эксплуатацию.

http://patriarchia.ru/db/text/5333327.ht...

Крестный ход завершился у стен кафедрального собора. На соборной площади владыка Александр вознес молитвы Свенской Божией Матери, затем обратился к собравшимся с архипастырским словом: «Сердечно поздравляю вас с праздником Свенской иконы Божией Матери — покровительницы Брянской земли. Этот чудотворный образ был принесен к нам из Киево-Печерского монастыря еще в XIII веке, и с тех прославился многими случаями благодатной помощи людям, как это случилось во время войны с наполеоновскими войсками. Враг подступал к стенам Брянска, и казалось, что гибель неминуема. Однако наш город населяли верующие люди, которые обратили свои взоры к Заступнице рода христианского и пронесли Свенскую икону на плечах вокруг города с молитвой об избавлении. И чудо свершилось — враг отступил от Брянска. В знак благодарности было решено ежегодно совершать такие крестные ходы, и сегодня мы прошли следами наших предков и вслед за ними вознесли благодарственные молитвы Пресвятой Богородице, столетия сохраняющей нас через Свой Свенский образ. Тысячи людей сегодня, оставив все свои дела, посвятили этот день Богу и взяли на себя труд молитвенного шествия. Я благодарю всех вас за совместную молитву и за возможность зримо увидеть объединяющую силу православной веры на центральных улицах нашего города. Каждый из нас сегодня обращался к Божией Матери со молитвой о своем самом сокровенном, каждый просил помощи и укрепления в житейских нуждах. Я искренне верю, что ни одно воздыхание не остается незамеченным у Бога, а потому желаю всем духовно возрастать в вере и уповать на заступничество Пресвятой Богородицы, образ Которой мы сегодня величаем: " Радуйся Благодатная Свенская Похвало " ». Глава региона также приветствовал всех собравшихся: «В этом году мы будем праздновать 75-летие освобождения нашего родного края от немецко-фашистских захватчиков. Но освобождение начиналось при форсировании частями Красной армии реки Десны возле Свенского монастыря, и Свенская икона давала нашим бойцам уверенность в том, что они правы и победят, и они победили. На протяжении многих веков наши предки всегда шли в бой со словами " За Бога, царя и Отечество " . И нам известно, что произошло с нашей страной в начале прошлого века, когда мы потеряли Бога, а потом и великую страну. Сегодня у нас другие времена. Мы все едины — и светская власть, и духовная, и жители. Сегодня каждый из нас имеет возможность посещать храмы, святыни, просить у Бога помощи для себя, для своих родных, близких и просить о процветании и успехе нашего народа и нашей страны».

http://patriarchia.ru/db/text/5260217.ht...

Раз случилось ему исцелить прокаженного, помазав его раны иконописными красками. Был такой случай: один мирянин заказал ему 7 икон через знакомых ему монахов. Но эти иноки оказались недостойными звания своего: они ничего не сказали прп. Алипию, а деньги присвоили. Не получая икон, заказчик принес жалобу игумену. Игумен позвал прп. Алипия. Но преподобный, ничего не подозревавший, не знал, что отвечать. Тогда, в обличение его, игумен велел позвать братий, через которых был сделан заказ, и принести доски для икон, которые все видели во дворе. Доски принесли, но все пришли в ужас, увидев, что на них невидимая рука чудесно изобразила дивные иконы. Так обнаружился обман, и недостойные иноки были изгнаны. А святые эти иконы чудесно были сохранены даже в огне, когда сгорели те церкви, в которых их поместили. Незадолго до кончины прп. Алипия один мирянин заказал у него икону Божией Матери для своей приходской церкви, освященной в честь преславного Ее Успения. Какова же была его скорбь, когда он, придя за иконой накануне праздника, узнал, что она даже не начата, а иконописец умирает. Когда он ушел, в келью преподобного вошел светлый юноша и приступил к работе. Окончив икону, он спросил: «Отче, может быть, что-нибудь здесь недостает или я что-нибудь плохо исполнил?» Преподобный ответил: «Ты все прекрасно исполнил. Сам Господь вразумил тебя написать такую прекрасную икону. Он Сам написал ее твоими руками!» Тогда чудесный иконописец стал невидим. А святая эта икона оказалась утром в церкви, для которой она была написана. Увидев ее там, заказчик пошел к игумену и рассказал ему бывшее. Оба они вошли к прп. Алипию, и игумен спросил его: «Отче, как и кем была написана икона для этого человека?» Умирающий поведал ему бывшее и закончил так: «Ангел написал ее, и он предстоит здесь, желая взять душу мою!» — и с этими словами тихо предал дух свой Богу. Погребли его в Ближней Антониевой пещере. • Одна из известных икон, написанных прп. Алипием — икона Пресвятой Богородицы с Младенцем Спасителем и с предстоящими прпп. Антонием и Феодосием Печерскими (икона Богоматери Свенской), — ныне хранится в Москве, в Третьяковской галерее.

http://sedmitza.ru/lib/text/437570/

Свенская (Печерская) икона Божией Матери (с Антонием и Феодосием Печерскими) после Октябрьской революции была увезена в Москву, в Третьяковскую галерею. По традиции приписывается киево-печерскому иконописцу Алипию (XI век). В 1920-е годы началось постепенное закрытие монастыря, которое было полностью завершено к 1926 году, а в 1930 году значительная часть монастырских построек, включая главный собор, была снесена. Успенский собор был взорван группой подрывников, под руководством Рыхлова. От взрыва пострадал и храм Св. Антония и Феодосия Печерских, от него сохранился лишь нижний ярус. Сохранившиеся здания возвращены церкви в 1992 году, когда был возобновлён и сам монастырь. По состоянию на 2014 год ведётся восстановление архитектурного комплекса, в том числе взорванного собора. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день. Возрастает число насельников обители. Совершенствуются формы социального служения. Храмы [ править править код ] Храмы: Часовня: Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа Преображение Господне - 19 августа Сретение Господне - 15 февраля Антоний и Феодосий Печерские, преподобные - 23 июля, 16 мая и др. Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес : Россия, Брянская область, Брянский район, п. Супонево, ул. Фрунзе, д. 1 Б Свенский монастырь находится в поселке Супонево, пригороде Брянска. До Брянска из Москвы можно добраться на поезде (с Киевского вокзала) или автобусе (от станции метро «Теплый Стан»). От железнодорожного вокзала Брянска нужно ехать на троллейбусе 1 до остановки «Телецентр», далее перейти (через небольшой рынок) на остановку автобуса 7, который и довезет вас до Свенского монастыря. От автовокзала ходит все тот же автобус 7. Кроме того, до обители можно доехать на маршрутных такси 36 и 45. На автомобиле в Брянск следует выезжать из Москвы по Киевскому шоссе. Расстояние — 380 километров. Паломнику [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_Свен...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010