Козельщанская икона Божией Матери принадлежит к числу икон позднейших по времени прославления (1881) и вместе с тем к числу наиболее почитаемых. Икона эта, написанная в итальянском стиле конца XV – начала XVI веков, была привезена из Италии в Россию одной из придворных императрицы Елизаветы Петровны (1741–1761). Впоследствии эта придворная дама вышла замуж за писаря Запорожского войска Сиромаху. Так икона попала на Украину. В XIX веке она находилась в семье графа Капниста в селе Козельщине Полтавской губернии. Сведения о том, кто и когда приобрел эту икону, семейное предание не сохранило. Но икона почиталась как чудотворная. По преданию, она особенно помогала девушкам, прибегавшим к ней с мольбой об устройстве семейного счастья. На сырной седмице 1880 года дочь В. И. Капниста – Мария – заболела. Местный врач определил незначительный вывих ноги и наложил гипсовую повязку. Спустя некоторое время ее повезли к харьковскому хирургу. Он также определил вывих. Чтобы уменьшить боль в ноге при ходьбе, был сделан особый башмак со стальными пружинами и предписано принимать теплые ванны. Прошел пост, но больная не чувствовала облегчения. После Пасхи Мария почувствовала страшную боль и в другой ноге, которая у нее искривилась, как и первая. В. И. Капнист снова обратился к доктору, который нашел и в левой ноге вывих, надел и на эту ногу стальные пружины, посоветовав немедленно везти девочку на Кавказ для лечения минеральными водами и горным воздухом. Путешествие на Кавказ и лечение причинили еще большие страдания. Силы девочки ослабли, она потеряла всякую чувствительность в руках и ногах, даже к уколам. При осмотре, кроме прежних повреждений организма, были найдены еще вывихи в плечевых суставах, в левом бедре и крайняя чувствитель ность в позвоночном столбе на всем его протяжении. Такая сильная степень болезни и безрезультатность лечения заставили возвратиться домой. В октябре месяце отец поехал с больной дочерью в Москву. Там он обращался к известнейшим докторам, которые заявили, что они бессильны перед болезнью.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В Троицком жен. мон-ре находится рака с мощами благоверных кн. Петра и кнг. Февронии. В обители также находится чудотворный Виленский крест-мощевик, преподнесенный в дар мон-рю в 1658 г. арзамасским сыном боярским В. Микулиным. В Благовещенском муж. мон-ре почивают в раке мощи благоверных князей Константина и его чад Михаила и Феодора. Там же хранятся местнопочитаемые иконы Божией Матери «Иверская», «Знамение», «Козельщанская». В Преображенском муж. мон-ре почитаются список иконы Божией Матери «Скоропослушница» (привезена в дар от Русского Пантелеимонова мон-ря со Св. Горы Афон в 1878), частица мощей прп. Илии Муромца, Киево-Печерского чудотворца. В Михаило-Архангельском храме архиерейского подворья с. Лазарева находятся в раке мощи прав. Иулиании Лазаревской. В кафедральном храме в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня в г. Вязники находится чудотворная икона Божией Матери «Казанская-Вязниковская» (согласно преданию, написана иноком Николо-Шартомского муж. мон-ря Иоакимом в 1623). Крестный ход в Муроме в день памяти блгв. князей Константина, Михаила и Феодора Муромских. Фотография. 3 июня 2015 г. Крестный ход в Муроме в день памяти блгв. князей Константина, Михаила и Феодора Муромских. Фотография. 3 июня 2015 г. До начала гонений на Церковь в XX в. на территории М. и В. е. существовали традиции проведения крестных ходов. В Муроме общегородским был крестный ход с Иверской иконой Божией Матери, установленный в память принесения одноименного чудотворного образа, находившегося в Москве у Спасских ворот, в муромский Благовещенский муж. мон-рь в 1812 г. После победы России в войне с Наполеоном святыня была возвращена в Москву; почитаемый в Муроме список находился в Благовещенском мон-ре. Ежегодно в Муроме в день памяти благоверных князей Константина, Михаила и Феодора после Божественной литургии совершался городской крестный ход к часовне во имя св. кн. Михаила, воздвигнутой на месте его убиения. В Вязниках проводился крестный ход с чудотворной Казанской-Вязниковской иконой Божией Матери в память об избавлении города от эпидемии холеры в 1891 г.

http://pravenc.ru/text/2564374.html

Корпус келий с храмом Преображения Господня выстроен в 1887-1890 гг. Т-образный в плане, он протянулся с севера на юг. Архитектурное решение храма, примыкающего к центру восточного фасада корпуса, по-своему примечательно: основная часть – высокая, с 2-ярусными фасадами, в плане представляет собой равноконечный крест; во входящих углах этого креста – 1-ярусные пристройки, приближающие общий план сооружения к квадрату; при этом приделы храма расположены в паре западных пристроек, и входы в них устроены прямо из корпуса. Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Козельщанская икона Божией Матери При закрытии монастыря в 1929 г. икона была тайно вынесена монахинями в скит с. Обиток, а после его закрытия в 1932 г. негласно хранилась в местечке Кобеляках, в 1941-1949 гг. – вновь пребывала в Козельщинской обители, затем – в Лебединском монастыре на Черкащине, с 1961 г. – в киевской квартире у бывших козельщинских насельниц, 23 февраля 1993 г. была возвращена в Козельщину. В записной книжке графа Владимира Капниста существовала запись: «Эта икона в моем семействе, а также и в окрестностях издавна пользуется славой чудотворений. Жена моя в особенности всегда чтила икону эту, что заимствовали от нее и наши дети». Одно из старинных печатных описаний гласит: «Старик Козельский не раз передавал графу, что один из его предков, Сиромаха, был запорожским войсковым писарем… Сиромаха, по желанию Государыни, был обвенчан в Петербурге с одной из ее фрейлин из какого-то итальянского рода, фамилия которой в точности неизвестна. Портрет жены Сиромахи хранится и теперь, и он несомненно доказывает, что супруга войскового писаря – женщина южного происхождения… В семействе г. Козельского всегда существовало предание, что чтимый в настоящее время образ Божией Матери принадлежал жене Сиромахи. К этому убеждению приводит и то еще обстоятельство, что живопись на образе напоминает живопись итальянской школы». Исцеление Марии Капнист 21 февраля 1881 г. после усердной молитвы перед этой иконой подтверждено московскими врачами (включая Николая Склифосовского) и французским невропатологом Шарко. Многие случаи исцелений, имевшие место позже, записаны самими исцеленными или их родными, подтверждены свидетелями, проверены особой комиссией и опубликованы в старинных изданиях о Козельщинской обители и ее чудотворной иконе. Подобные чудеса совершаются и теперь, и о них свидетельствуют новые описания монастыря. Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Козельщанский_...

Деп. уделов, 1892. 37.  Попов Г. В.Художественная жизнь Дмитрова XIV-XVI вв.; Москва и искусство Московских уделов. — М.: Наука, 1973. 38.  Попова О. С.Искусство Новгорода и Москвы первой половины XIV b.: его связи с Византией. — М.: Искусство, 1980. 39.  Ровинский В. А.Обозрение иконописания в России до конца XVII b. — СПб.: А. С. Суворин, 1903. 40. Сборник статей по археологии и византиноведению, изд. семинар. им. Н. П. Кондакова: В 8 т.- Прага, 1927-1936. 41.  Сергеев В. Н.Рублев. — М.: Молодая гвардия, 1981. 42. Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы. — М.: И. Ефимов, 1904. 43.  Смирнова Э. С.Живопись Великого Новгорода: Сер. XIII — нач. XV вв. — М.: Наука, 1976. 44.  Смирнова Э. С.Московская икона XIV-XVII вв. — Л.: Аврора, 1986. 45.  Трубецкой Е. Н.Три очерка о русской иконе: Умозрение в красках. — М.: ИнфоАрт, 1991. 46. Тысячелетие русской худож. культуры: Каталог. — М.: 1988. 47.  Тяжлов В. Н.и др. Искусство средних веков: Византия, Армения и Грузия. Болгария и Сербия. Др. Русь. Украина и Белоруссия. — М.: Искусство, 1975. 48.  Тяжлов В. Н.и др. Искусство средних веков в Зап. и Центр. Европе. — М.: Искусство, 1981. 49.  Успенский Л. А.Богословие иконы Православной Церкви. — Париж: Изд. Западноевропейского экзархата Московской Патриархии, 1989. 50. Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв.: Антология/ Сост. Н. К. Гаврюшин. — М.: Прогресс, 1993. 51.  Финдейзейн Н.Очерки из истории музыки в России: В 2 т.- М.; Л.: Госуд. изд-во, 1928-1929. — Т. 1. 52.  Флоренский П.Иконостас//Богословские труды. — Сб. 9. — М.: Изд-во Московской Патриархии, 1972. 53.  Флоренский П.Обратная перспектива//Труды по знаковым системам. — Сб. 3. — Тарту: Изд-во Тартусского ун-та, 1967. 54.  Хейзинга И.Осень средневековья/пер. с голл. — М.: Наука, 1988. 55.  Эйкен Г.История и система средневекового миросозерцания/пер. с нем. — СПб., 1907. 56.  Lossky V. W., Uspensky L. The Meaning of Icons. — London, 1947. Список икон: Новодворская икона Божией Матери. Козельщанская икона Божией Матери.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

В октябре того же года отец поехал с больной дочерью в Москву. Там он обратился за помощью к самым известным докторам, но они заявили, что бессильны перед болезнью. Родители и больная уже потеряли надежду на исцеление. Но вдруг появилась возможность обратиться к услугам зарубежного профессора, известного невропатолога Шарко. Поскольку до его приезда в Москву еще было время, больная попросилась домой. Отец отпустил ее в село, взяв со своей жены слово привезти больную дочь в Москву, как только придет известие о приезде профессора. 21 февраля 1881 года в Козельщине получили телеграмму, что профессор едет в Москву. Это известие встревожило больную: не окажется ли и этот врач бессильным, как и другие? Мать приняла решение ехать на следующий день и сказала дочери, показывая на семейный образ Богородицы: «Машенька, мы завтра едем в Москву, возьми образ Божьей Матери, почисть его ризу и крепче помолись перед нашей Заступницей. Проси, пусть поможет нам благополучно съездить и вылечить твою болезнь.» Больная и сама, потеряв надежду на земных врачей, уповала только на Бога и доверила свою судьбу Небесной помощи. Икона эта издавна была известна как чудотворная. По преданию, она особенно помогала девушкам, которые приходили к ней с мольбой устроить семейное счастье. При этом сложился обычай, чтобы тот, кто молится, чистил ризу на иконе, протирая ее ватой или полотенцем. Прижав к груди святую икону, больное дитя с помощью матери протерла ее и всю тяжесть и боль недуга, скорбь и отчаяние души открыла пред образом Богородицы. Ревностная, горячая молитва немощного ребенка была услышана. Вскоре Мария почувствовала силу в руках и ногах и громко закричала: «Мама! Мама! Я чувствую ноги! Мама, я чувствую руки!». Она сорвала металлические пружины и бинты и стала свободно ходить по комнате, продолжая благоговейно держать в своих руках образ Божьей Матери. Срочно пригласили приходского священника, и перед образом Божьей Матери был отслужен благодарный молебен. Радостное событие вскоре стало известно в окрестных селах.

http://azbyka.ru/palomnik/Козельщанская_...

От него же стала известна другая версия возникновения иконы. Ее услышал в 1863 или 1864 г. дворянин В. Ган (в 1909 письменно изложил первой игумении Козельщанского мон-ря Агнии - Архив игум. Козельщанского мон-ря Феофании (Зоновой (Зон)), Троицкая Симеонова обитель милосердия, пос. Саракташ Оренбургской обл.; опубл.: Предание о Козельщанской иконе Божией Матери/Подгот.: И. Земскова//Правосл. духовный вестн. Оренбург, 2012. 1/2 (61/62). С. 110-113). Козельский сообщил, что икону в 10-х гг. XIX в. ему прислала из Херсонской губ. в Козельщину мать Прасковья Дмитриевна (урожд. Сиромаха), вышедшая замуж за казака Козельца. Вручил фамильную драгоценность доверенный его матери Омелька. Он же передал историю иконы, в к-рой ее обретение было связано с событиями, отстоящими от времени жизни казака Сиромахи на столетие,- со знаменательной для запорожского казачества операцией 1624 г. на Босфоре. Легендарный характер рассказа Омельки о набеге казаков на К-поль (подожгли город с 8 сторон, освободили христиан, завладели изрядной добычей и т. п.) подчеркивает и эпизод, как «один из запорожских реестровых казаков, ворвавшись вместе с другими в... Софиевский собор, рубя и убивая молившихся там турок, в пылу свалки нечаянно рукою наткнулся на висевшую на стенке... икону и, завладев ею, представил… в числе прочей отбитой у турок добычи» (Там же. С. 113). Тем не менее в русско-тур. военной кампании среди казаков, отличившихся в сражениях и представленных к повышению звания в 1790 г., упоминается имя секунд-майора Дмитрия Сиромахи (Сб. ист. мат-лов по истории Кубанского казачьего войска/Изд.: И. И. Дмитренко. СПб., 1896. Т. 2. С. 42-45). Др. сведения В. Гана также ошибочны. Так, он указывает, что икона и имение Козельщина были отданы в приданое старшей дочери Козельского, вышедшей замуж за гр. В. И. Капниста. Однако супругой гр. Капниста была Софья Михайловна Остроградская, дочь видного математика, академика С.-Петербургской АН. В сер.- кон. 50-х гг. XIX в. имение Козельщина, расположенное недалеко от родового села Остроградских, отошло ей по дарственной от Козельского (Сказание.

http://pravenc.ru/text/1841680.html

Больничный храм, первоначально посвященный Козельщанской иконе Божией Матери, напоминает нам известные новгородские и псковские храмы с трехлопастным завершением. На фасадах храма расположены кресты-обереги, встречающиеся на крепостных стенах Пскова и Изборска. Изначально храм имел четырехскатную кровлю с лемеховым покрытием. Венчала его изящная главка на тонком барабане, которая вместе с трехглавием звонницы на стене трапезной, создавала прихотливый силуэт всего здания, гармонично дополняя и оживляя однообразие протяженных фасадов. На первом этаже под храмом размещалась контора больницы, приемный покой («ожидальня»), комнаты смотрителей, буфет и архив. За парадными сенями и раздевалкой шла парадная лестница, которая вела в храм. Традиционная трапезная храма была превращена в столовую для больных. От храма ее отделяли ажурные металлические врата, в прорезях которых мерцали цветные стеклышки. Интерьер храма напоминает псковские прототипы, но чуть сумрачный колорит росписей, тяжеловесная пластичность колонок-столбов алтарной преграды, а главное художественный металл паникадил соответствовали духу и стилю модерна. Храм был расписан преподавателем Строгановского училища Г. Пашковым, а серебряную церковную утварь и облачения подарил храму известный меценат Н.А. Цветков. Это был первый и единственный храм в городе, освященный во имя Козельщанской иконы Божией Матери, которая прославилась в 1881 году чудесным исцелением неизлечимо больной дочери графа Капниста. В его имении икона считалась родовой. Пятнадцатилетняя Мария, дочь графа, страдала тяжелой формой болезни позвоночника, руки и ноги ее были недвижны. Светила медицины, профессора Каспари, Склифосовский, Павлинов, Шарко, лечившие девочку, оказались бессильны. Перед поездкой из родового имения Козельщина Полтавской губернии в Москву для очередной консультации с парижским доктором Шарко. Мария, с благоговением прижав к себе образ Царицы Небесной, стала горячо со слезами молиться и просить у Заступницы всех скорбящих и обремененных помощи и защиты, которую не могли дать ей люди.

http://pravmir.ru/sto-let-dobrodelaniya/

О княжении не от мира сего Для меня самого митрополит Николай с детства был большим духовным авторитетом, хотя тогда он еще и не был канонизирован. Мое первое церковное послушание было связано с его памятью – мне поручили следить за подсвечником у Козельщанской иконы Божией Матери. А мой друг Роман ухаживал за свечами перед иконой святителя Николая Мирликийского. Это два больших образа слева и справа от царских врат в Никольском кафедральном соборе Алма-Аты. Оба в итоге мы стали иеромонахами. А Роман в монашестве еще и имя Николай носит – его постригли в честь как раз священноисповедника Николая (Могилевского). Недавно мне рассказала одна из старейших прихожанок Никольского собора – Татьяна Александровна Клочкова, как Козельщанская икона Пресвятой Богородицы попала в наш собор. История такова: одна семья переехала в Алма-Ату из Пензенской области, и привезла с собой этот образ. Это огромная икона, – она явно была из храма, которые тогда всюду по стране закрывались, люди что-то из убранства церковного разносили по домам, многие, конечно, так старались сберечь святыни. Но когда к этой семье зашла как-то старенькая старушка-соседка и увидела у них этот образ, она им так и сказала, что икона храмовая, а к нам владыку назначили, храм открылся, а икон в церкви нет… – Отдайте икону в храм! А те деньги большущие сразу же запросили. Она пришла к владыке, как назвала сумму… – Да откуда же у меня такие деньги? – ответил он. Всю оставшуюся жизнь он так и прожил, привыкший к скитаниям, более чем скромно. И ел всего понемногу и самую простую еду. Подрясники сам себе шил из холстины, – преподобным Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому, Нилу Столобенскому, в чьей обители он принял монашество, подражал. «Неудобно как-то, – говорил, – нашим преподобным службу самому разодетому в парчу править. Они-то в простых облачениях служили, а какой святости достигли!» Да и паства-то у владыки Николая – все люди простые, работяги были, кто какую копеечку в храм принесет, и то слава Богу. Кстати, владыка Николай часто вспоминал своего дедушку, тоже священника, как тот, прослужив на одном месте 60 лет, никогда ни на какое более хлебное место не стремился. Наставлял ради Иисуса, а не хлеба куса служить и отца владыки:

http://pravoslavie.ru/133815.html

XIX - нач. XX в., переданный в 2005 г. в дар общине архим. Елисеем (Ивановым) (ныне архиепископ Изюмский и Купянский). Список К. и. в Успенском соборе Хельсинки является одной из самых почитаемых икон Финляндии. История иконы связана с прав. Иоанном Кронштадтским. Так, семья Кравотинских из Выборга отправила к о. Иоанну свою старшую дочь с просьбой прибыть к ним, чтобы помочь неизлечимо больной младшей дочери Анне. О. Иоанн смог лишь заочно помолиться о больной и передать ей свое благословение - список К. и. Вскоре после появления в семье иконы и отслуженного перед ней молебна Анна выздоровела. Кравотинские сочли недостойным оставлять чудотворный образ у себя дома и передали его в ц. Успения Пресв. Богородицы на о-ве Сорвали (ныне в черте Выборга), мн. верующие приходили к иконе. Перед иконой служились молебны, прихожане носили икону в свои дома для молитвы; тогда же появилась шитая золотыми нитками риза и первые приклады - драгоценные пожертвования образу, из которых изготовили золотую раму. Традиция принесения прикладов к иконе продолжилась и на новом месте, после того как во время Великой Отечественной войны икона была перевезена в Хельсинки и помещена в Успенский собор. Маленькая по размерам икона покрыта шитой жемчужной ризой и вставлена в большой киот, вокруг нее размещены многочисленные приклады (кресты, медальоны, драгоценные украшения). Летом 2010 г. икона вместе с драгоценными пожертвованиями была украдена из собора, но уже в февр. 2011 г. ее местонахождение в тайнике в лесу указал сам раскаявшийся похититель, и образ был возвращен в храм. В нач. 2013 г. финская правосл. община доставляла икону из Хельсинки для поклонения в Таллин, Тарту и Пярну. Список К. и. «в меру» чудотворной (35,5 ´ 26,5 см), вывезенный с Валаама, указан в описи Нововалаамского монастыря 1940 г. (АФВМ. Bd. 15. Л. 35(69). 795). Др. группа икон (вероятно, восходит к одному из чтимых списков) отличается от первообраза колоритом: мафорий Богоматери синего цвета, платье теплых оттенков. На сравнительно ранней и большой иконе из кафедрального Благовещенского собора в Харькове фигуры представлены ниже колен, рубашка Богомладенца и плат почти белые, на столике высокий потир, на темном фоне сонм херувимов.

http://pravenc.ru/text/1841680.html

В свою очередь и монастырь принимает посильное участие в жизни епархии. Никольским монастырем были организованы общегородские лекции известных миссионеров: диакона Андрея Кураева, прот. Артемия Владимирова, проф. А. И. Осипова, иерея Олега Стеняева. Последний кроме обычных лекций провел 21.02.2001 года в г. Гомеле диспут с неохаризматами. Кроме того, при монастыре организованы библиотека и воскресная школа для детей и взрослых, а с 2000 по 2002 годы действовали курсы катехизации для педагогов, которые временно были приостановлены из-за проблем с помещениями. В настоящее время при монастыре действует: библейская школа с отделениями для детей, молодежи и взрослых; по средам проводится курс лекций по «Основам православного мировоззрения»; по воскресеньям для слушателей воскресной школы для взрослых проводятся лекции на актуальные темы, как священнослужителями монастыря, так и приглашенными преподавателями городских вузов; при монастыре действует молодежное братство. В богослужебной и монашеской жизни обитель придерживается устава Троице-Сергиевой лавры. В обители совершается чтение Неусыпаемой псалтири. Из святынь в обители особо чтится чудотворный список Козельщанской иконы Божией Матери, переданный архимандриту Антонию (Кузнецову) последней настоятельницей Козельщанского монастыря игуменьей Феофанией (+1968). Эта икона помещена над царскими вратами Никольского храма и опускается для поклонения во время богослужения. Перед этим образом еженедельно в среду совершается акафистное пение. Каждое воскресенье на вечерне поется акафист святителю и чудотворцу Николаю. В 2007 году в обитель из Италии была принесена частица мощей святителя Николая. Также в обители хранится ковчег с мощами святых, икона св. прав. Иоанна Кормянского с частицей его мощей и икона с мощами Оптинских Старцев. Современное состояние [ править править код ] С 1 августа 2014 года в Свято-Никольском мужском монастыре г. Гомеля проживает 15 насельников – 11 монахов и 4 послушника. Поскольку монастырь расположен в городе, основным послушанием для братии является совершение богослужений и духовно-просветительская деятельность.

http://azbyka.ru/palomnik/Гомельский_Ник...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010