В торжествах в честь Толгской иконы Божией Матери примут участие байкеры Ярославль, 17 августа 2005 г . Толгский монастырь, 21 августа 2004 г. Фото сайта www.st-catherine.ru Ярославская епархия готовится торжественно отметить день явления Толгской иконы Божией Матери и основания Свято-Введенского Толгского монастыря. План торжественных мероприятий: 20 августа 14.00- Крестный ход от храма Илии Пророка до Спасского храма поселка Иваньково, далее переправа участников   крестного хода по Волге в древнюю обитель 16.00 – Всенощное бдение в Свято-Введенском Толгском монастыре Толгский монастырь, 21 августа 2004 г. Фото сайта www.st-catherine.ru 21 августа – Толгин день 9.00 – Божественная литургия 12.00 – Крестный ход в кедровую рощу Трапеза паломников 13.00 – Крестный ход байкеров от стен Свято-Введенского монастыря в Ярославль Толгский монастырь, 21 августа 2004 г. Фото сайта www.st-catherine.ru По благословению архиепископа Ярославского и Ростовского во второй раз будет проходить крестный ход с байкерами. Возглавляет крестный ход на мотоциклах протоиерей Георгий Лапшин, сообщает пресс-служба Ярославской епархии. История возникновения обители чудесным образом освящается явлением иконы Толгской Божией Матери, которое произошло в 1314 году при епископе Трифоне и в правление благоверного князя Давида Феодоровича. Много чудесных событий и явлений почти за семь столетий происходило перед чудотворным образом и в самом монастыре. Перед образом Толгской иконы Божией Матери молился и получил исцеление Иоанн Грозный, став ктитором монастыря. Его подарок монастырю стали величественные кедры. Кедровая роща в обители существует и по сей день, считается священной. Все русские цари прибывали в древнюю обитель на богомолье. Толгский монастырь, 21 августа 2004 г. Фото сайта www.st-catherine.ru В настоящее время Свято-Введенский Толгский женский монастырь первым был передан Русской Православной Церкви. За 17 лет восстановлен из руин подвигом и трудами матери – настоятельницы игуменьи Варвары и сестер. Сейчас в монастыре около 130 насельниц, обширное подворье. Сестры многое делают своими руками: занимаются резьбой по дереву, пишут иконы, шьют, вышивают золотом, работают в библиотеке, водят экскурсии и т.д. Два года назад в обитель из ярославского художественного музея была возвращена главная святыня – икона Толгской Божией Матери, которая на протяжение этого времени пребывает в монастыре, где присутствуют все необходимые нормы в плане охраны и сохранения Святыни. Ежегодно обитель посещают несколько тысяч паломников. Особенно много их собирается в стенах монастыря в сам день основания обители –  в Толгин день. В этот день вся Православная Русь чтит память явления иконы Царицы Небесной. 17 августа 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/14293.html

Толгская икона Божией Матери. Большая «Толгская I». XIII в. ГТГ Из Ярославля происходят еще 3 ранние иконы: «Архангел Михаил», большая «Толгская Богоматерь» и малая «Толгская Богоматерь». Первая икона находилась в церкви Архангела Михаила (на реке Которосли), построенной около 1299г. Фигура архангела, держащего в руках мерило и медальон с полустершимся изображением Спаса Еммануила, дана в строго фронтальной, торжественной позе. Задумчивое лицо лишено всякой воинственности. Иконы Толгской Богоматери находились в Толгском монастыре под Ярославлем, от которого они и получили свое название. На большой иконе (так называемой «Толгской I») Божия Матерь изображена в рост, восседающей на троне, на Ее левом колене стоит Христос, Он обхватил Ее шею и порывисто прижимается к Ее щеке. Над троном представлены два парящих ангела, чьи руки скрыты под гиматиями. В Толгской иконе мы имеем усложненный тип Умиления, отличающийся особой непосредственностью выражения. Это, пожалуй, одна из самых эмоциональных русских икон XIII в. Малая икона Толгской Богоматери («Толгская II») датируется 1314г., к которому предание относит ее чудесное явление ростовскому епископу Прохору (в схиме – Трифону). «Толгская II» представляет собой сокращенное переложение «Толгской I». Художник дал погрудное изображение Богоматери, а Христа написал не стоящим, а сидящим. Лица и манера письма также подверглись изменениям. Лицо Божией Матери с его выпрямленными линиями приобрело более скорбное выражение, а фактура сделалась более живописной и сочной. Если на большой Толгской иконе переходы от освещенных мест к затемненным носят постепенный, «сплавленный» характер, то на малой иконе эти границы обозначены резче, а пробела стали интенсивнее и динамичнее. Тем самым уже дает о себе знать приближение новой эпохи. Ист.: Лазарев В.Н. Русская иконопись от начала XVI века. М., 2000. С. 40–45. Северные письма (иконопись Северной Руси) На русском Севере иконописью занимались как побочным ремеслом представители белого и черного духовенства, посадские жители и даже крестьяне. Работая в одиночку, кустарным способом, лишенные профессиональной выучки и среды, они, естественно, не могли конкурировать с новгородскими иконописцами, а тем более не могли создать школы с четко выявленными стилистическими признаками. Поэтому к их работам вполне уместно применять термин «северные письма».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ukoha Пресвятой Богородицы " Толгская " Описания иконы Описание иконы Толгская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Толгская икона Пресвятой Богородицы явилась 8 августа 1314 года Ростовскому святителю Прохору (в схиме Трифону). Объезжая епархию, святитель посетил белозерские пределы и отправился оттуда вниз по рекам Шексне и Волге к Ярославлю. При наступлении ночи была сделана остановка в 7 верстах от Ярославля, на правом берегу Волги напротив впадения в нее р. Толги. В полночь, когда все спали, святитель проснулся и увидел яркий свет, озарявший окрестность. Свет исходил от огненного столпа на другом берегу реки, к которому протянулся мост. Взяв жезл, святитель перешел на другой берег и, приблизившись к огненному столпу, увидел в нем икону Пресвятой Богородицы, стоявшую на воздухе. Пораженный видением, святитель долго молился и, когда возвращался обратно, забыл взять свой жезл. На другой день, после совершения утрени, когда святитель Прохор собрался продолжить путь в лодке, начали искать его жезл, но не могли нигде найти. Тогда святитель вспомнил, что забыл свой жезл на другом берегу реки, куда [...] Икона Толгская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Явилась икона в 1314 году под Ярославлем при следующих обстоятельствах. Епископ Ярославский Прохор (в схиме Трифон), произведя объезд своей епархии, возвращался из Кирилло-Белозерского монастыря по Шексне и по Волге в кафедральный город. За 7 верст от Ярославля путники остановились для ночёвки у правого возвышенного берега реки. В полночь, проснувшись, епископ увидел яркий свет, проникавший в его шатёр. Он вышел и на противоположном берегу Волги, где в неё впадает река Толга, увидел огненный столб и идущий к нему через реку мост. Архиерей помолился Богу и, опираясь на свой жезл, пошёл по мосту. Перейдя на ту сторону реки, епископ увидел икону Пречистой Девы с Младенцем. Икона стояла высоко над землёй, так что нельзя было её достать руками. Долго молился епископ со слезами перед иконой Божией Матери и после молитвы, забыв от волнения у иконы свой жезл, вернулся по мосту обратно. Все спутники его покоились глубоким сном и ничего не знали о совершившемся. Епископ же хранил молчание.[...]

http://pravicon.com/icon-318

К. Я. Леонов). Исцеление мон. Мануила (Светикова). Клеймо раки блж. Иоанна Ростовского в ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове. Ок. 1767 г. Исцеление мон. Мануила (Светикова). Клеймо раки блж. Иоанна Ростовского в ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове. Ок. 1767 г. Образ И. встречается в произведениях декоративно-прикладного искусства XVIII в. На серебряном с позолотой окладе нижней крышки Евангелия 1776 г. (московский мастер Я. Фролов, ГМЗРК) расположено 15 овальных медальонов с рельефными поколенными изображениями русских (гл. обр. Ростовских) святых, в центре - «Явление Толгской иконы Божией Матери Ростовскому еп. Трифону» (Евангелие происходит из Толгской ц. Ростова). И. показан напротив прп. Петра, царевича Ордынского, десница у левого плеча, в левой руке - посох. В ц. Толгской иконы Божией Матери место погребения И. находится за левым клиросом. Очевидно, надгробный комплекс был оформлен к освящению храма 15 сент. 1767 г. Над захоронением И. поставлена деревянная рака, сверху лежит икона с живописным изображением И. в масляной технике. Святой в темной одежде, со сложенными на груди руками, с небольшой бородой, волосы распущены, глаза открыты. Рака с 3 сторон украшена сюжетными композициями, выполненными на медных листах в технике чеканки, гравировки, канфарения с серебрением и позолотой. Каждый сюжет изображен в картуше с обрамлением пальмовыми листьями. Иконография разработана с использованием текстов о чудотворениях от гроба И. Мастер самостоятельно составил композиции, без ориентации на надгробную икону. На обращенной к храму боковой стороне помещены 3 сюжета, среди к-рых выделен центральный (полностью позолочен): «Преставление с[вя]таго Иоанна Мило[с]тиваго ростовскаго чудотворца». И. в гробу, со сложенными на груди руками, на плечах пряди густых волос, борода окладистая, кудрявая (аналогично изображен в др. клеймах). Над святым - ангел с душой почившего (в виде обнаженной фигурки), в облаках Господь встречает ангела. Как и в большинстве композиций, возле гроба стоят духовенство, монахи, исцеленные.

http://pravenc.ru/text/469398.html

Толгская икона Божией Матери Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Толгская икона Божией Матери - Толгская икона Богородицы чудотворная икона Богородицы, яви­лась 8 ав­гу­ста 1314 го­да Ро­стов­ско­му свя­ти­те­лю Про­хо­ру (в схи­ме Три­фо­ну). С Толгской иконы Божией Матери сделано множество списков, которые разошлись по разным уголкам Святой Руси. Один из списков находится в Свято-Введенском монастыре города Нежина. Этот древний список XVII века передала в дар Нежинской обители настоятельница Толгского женского монастыря Ярославской области игуменья Варвара (Третьяк), уроженка с. Дремайловки, которое находится недалеко от г. Нежина. Содержание История [ править править код ] Эта икона явилась в 1314 году при выдающихся обстоятельствах. Епископ Ростовский и Ярославский Прохор (в схиме Трифон), производя объезд своей епархии, возвращался из Кирилло-Белозерского монастыря в свой кафедральный город Ярославль. За 7 верст до Ярославля он приказал пристать к правому возвышенному берегу реки для ночевки. В полночь, проснувшись, епископ был поражен ярким светом, проникавшим в его шатер. Он вышел и на противоположном берегу Волги, в месте, где в нее впадает река Толга, увидел огненный столб, а также идущий к нему через реку мост. Архипастырь помолился Богу и, опираясь на свой жезл, пошел по мосту. Перейдя на другую сторону реки, он увидел икону Пречистой Девы с Младенцем. Икона стояла высоко, на пять локтей над землей, так что нельзя было ее достать руками. Епископ стал со слезами молиться: - Владычице, Ты призираешь на людей Твоих и не забываешь достояния Твоего! Что воздадим, какие дары принесем Тебе? После горячей молитвы епископ, забыв от волнения у иконы свой жезл, вернулся по мосту обратно, вошел в свой шатер и уснул до утра. Все спутники его покоились глубоким сном и ничего не знали о совершившемся. Епископ же хранил молчание. Когда стали собираться в дальнейший путь, то не оказалось архиерейского жезла, поставленного накануне в шатре. Тут Трифон вспомнил, где оставил его ночью, и поведал о совершившемся.

http://azbyka.ru/palomnik/Толгская_икона...

Ярославские иконописцы были монументалистами – умели и понимали, как надо работать с крупными монументальными формами, поэтому их постоянно вызывали к государевым работам в Московский Кремль. Например, они поновляли или что-то писали заново в Успенском соборе. Ярославцы чувствовали монументальную форму даже в небольших иконах. Если увеличить даже небольшое изображение, его запросто можно было бы перенести на стену.  Обилие охры Краски делались из местных пигментов, и колорит ярославских икон отличается от колорита других культурных центров. Цвета в иконах ярославских мастеров – от желтого до темно-коричневого; очень горячего оттенка красные; мягкие, не очищенные, а полные оттенков белые; очень характерный изумрудно-зеленый.  Редкие сюжеты Еще одна особенность ярославской иконописной школы. Например, икона преподобного Сергия Радонежского со сказанием о Мамаевом побоище – это единственная икона, где изображена Куликовская битва. Изображая события Куликовской битвы, для победы в которой Русь объединилась, иконописец наверняка вспоминал недавние события Смуты, преодолеть которую получилось только с помощью единения, напряжения духовных сил народа. В иконах Ярославля нашли отражение сказания о местных чудотворных иконах. Например, чудотворная икона Божьей Матери «Толгская», чудотворная икона Божьей Матери «Казанская». Надо сказать, что ярославские художники были образованными людьми и эта грамотность позволяла им глубоко и очень серьезно осмыслять самые разные литературные источники – от библейских и евангельских до текстов житий и святоотеческих поучений, которые сложно иллюстрировать. Богоматерь Толгская со Сказанием Вот Богоматерь Толгская с клеймами «Сказания о явлении и чудесах иконы Толгской Богоматери» (1655). Икона Божьей Матери «Толгская», связанная с ярославскими землями, по преданию, явилась в 1314 году ростовскому архиепископу Трифону на берегу реки Толги, протекающей недалеко от Ярославля. Иконописец XVII века знаком не только с иконографией этой иконы, но и с литературным источником – «Сказанием о явлении и чудесах иконы Толгской Богоматери». И, изображая в клеймах сюжеты чудес от иконы, он представил в том числе чествование иконы в Ярославском кремле.  Расширение образцов

http://pravmir.ru/strashnyj-sud-i-reki-z...

Чебоксары. Троицкий мужской монастырь. Церковь Толгской иконы Божией Матери. Церковь. Действует.   Престолы: Толгской иконы Божией Матери , Николая Чудотворца Год постройки:1713. Адрес: Россия, Республика Чувашия, г. Чебоксары, ул. Константина Иванова, д. 1А Координаты: 56.15167, 47.253704 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Толгской Божьей Матери - одно из старейших монастырских сооружений – построена в 1713г. Внешний вид здания дошел до нас практически без изменений, хотя внутреннее убранство храма было полностью утрачено. Трапезная церкви, ставшая со временем ее Никольским приделом, служила местом захоронения настоятелей. В настоящее время из особо чтимых святынь в храме имеются образ Иверской Божьей Матери и икона целителя Пантелеймона с мощами. Святой Великомученик Пантелеимон почитается Православной Церковью как небесный целитель недугов. Этот святой образ был изготовлен в 1912 году братией Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря и привезен из в дар российскому императору Николаю II. В 1995 г. Святейший патриарх Алексий II передал ее архиепископу Чебоксарскому и Чувашскому Варнаве. В устроенных мощевиках благоговейно хранятся частицы святых угодников Божиих: святителя Иоанна Златоуста, великомученицы Варвары, великомученика Феодора Стратилата, апостола Филиппа, первомученика архидиакона Стефана, святителя Димитрия Ростовского, святого равноапостольного князя Владимира, преподобного Сергия Радонежского, великомученика Феодора Тирона, мученика Трифона, мученика Авраамия Болгарского, преподобномученицы Параскевы и многих других. Среди особо чтимых святынь кипарисовый крест с частицей Животворящего Древа Господня. Особо чтимая икона Иверской Божией Матери 16-го века передана монастырю Владыкой Варнавой в 1994 году. Раньше эта икона находилась в одном из храмов Чувашии (с. Буртасы Урмарского района), а с его закрытием в 1950-х гг. на хранении в запасниках краеведческого и художественного музеев. Эта древняя икона очень почитаема жителями города и республики, о чем свидетельствуют многочисленные приношения, свидетельствующие о полученной благодатной помощи и исцеления от Пресвятой Богородицы в различных болезнях и житейских нуждах. Информация с сайта монастыря http://www.stpmm.ru/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=06827

Москва. Высокопетровский монастырь. Церковь Толгской иконы Божией Матери. Церковь. Действует.   Престолы: Толгской иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:Между 1744 и 1750. Архитектор:Школа архитектора И.Ф. Мичурина. Г.В. Куприянов, А.И. Чашкин.(реставрация интерьеров, декора, росписей,иконостаса) Ссылки:   Адрес: 127051, Россия, город Москва, улица Петровка, дом 28, строение 4. Координаты: 55.767061, 37.614765 Проезд:Станция метро " Чеховская " , " Пушкинская " , " Тверская " . Изменить описание На территории Высокопетровского монастыря Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Выстроена в 1744–1750 гг. (архитектор предположительно И.Ф. Мичурин). Прямоугольный в плане объем одноглавого храма с граненой апсидой стоит на подклете. Скромные наличники характерны для барочной архитектуры середины XVIII века. Западный фасад выходит на улицу, разрывая прясло монастырской стены. Вместо традиционного входа на наружной стене находилась прежде икона апостолов Петра и Павла (сохранилось ее лепное обрамление). Храм закрыли в 1924 г. Толгскую икону Божией Матери, написанную в 1744 г. Иоанном Андреевым из Ярославля специально для этого храма, передали в Государственный исторический музей. Вернули церковь общине верующих в 1999 г., и 10 октября 1999 г. здесь было совершено первое богослужение. В храме установлен одноярусный иконостас со старинными Царскими вратами и иконами XIX – начала XX века. К 2003 г. выполнена роспись алтаря (С. Родионов, А. Резникова, А. Бояров) и нефа (А.И. Чашкин), созданы керамические иконы и баптистерий (художник Г.В. Куприянов). Освящен храм был 21 августа 2003 г., и с тех пор в нем совершается таинство крещения с полным погружением. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " Храм Толгской иконы Богоматери построен одним из последних в обители и завершает архитектурный ансамбль центральной части монастыря со стороны улицы Петровка. Храм был сооружен в 1744-1750 гг. на средства родни императора Петра I по Нарышкинской линии. Именно 21 августа (8 августа по ст. ст.) юный царь Петр Алексеевич с матушкой Натальей Кирилловной спаслись от рук восставших стрельцов в Троице-Сергиевой Лавре. Толгскую церковь в стиле барокко возвели между колокольней и Братским корпусом. Одноглавый храм на подклети западным фасадом, на котором прежде в центре была икона, выходит на улицу Петровку. Предположительно церковь построена по проекту архитектора И.Ф. Мичурина.

http://sobory.ru/article/?object=02169

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Толгская Толгская икона Пресвятой Богородицы явилась 8 августа 1314 года Ростовскому святителю Прохору (в схиме Трифону). Объезжая епархию, святитель посетил белозерские пределы и отправился оттуда вниз по рекам Шексне и Волге к Ярославлю. При наступлении ночи была сделана остановка в 7 верстах от Ярославля, на правом берегу Волги напротив впадения в нее р. Толги. В полночь, когда все спали, святитель проснулся и увидел яркий свет, озарявший окрестность. Свет исходил от огненного столпа на другом берегу реки, к которому протянулся мост. Взяв жезл, святитель перешел на другой берег и, приблизившись к огненному столпу, увидел в нем икону Пресвятой Богородицы, стоявшую на воздухе. Пораженный видением, святитель долго молился и, когда возвращался обратно, забыл взять свой жезл. На другой день, после совершения утрени, когда святитель Прохор собрался продолжить путь в лодке, начали искать его жезл, но не могли нигде найти. Тогда святитель вспомнил, что забыл свой жезл на другом берегу реки, куда перешел по чудному мосту. Он рассказал о явлении и, посланные на тот берег на лодке слуги вернулись с известием, что увидели в лесу между деревьями икону Матери Божией, а рядом епископский жезл. Святитель немедленно переправился вместе со всеми людьми на тот берег и узнал явившуюся ему икону. После горячей молитвы перед иконой на том месте расчистили лес и заложили церковь. Как только об этом узнали жители Ярославля, они прибыли на указанное место. К полудню церковь уже построили, а вечером святитель освятил ее в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, перенес туда икону и установил празднование в день ее явления. Позже святитель Прохор устроил при этой церкви Толгский монастырь. Скончался святитель Прохор 7 сентября 1328 года. Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Толгская " .

http://pravicon.com/info-175

В настоящем виде существующая с 1803 года церковь села Казаков неизвестно когда построена раньше. Из хранящейся в храме грамоты Тихона 3-го, епископа Воронежского и Елецкого, от 17 марта 1786 г. видно, что прихожане просили построить вместо ветхого деревянного храма во имя Великомученика Георгия Победоносца каменный во имя Вознесения Господня с пределом Великомученика Георгия. Но когда это произведено в исполнение сведений нет. В 1831 году на средства помещика Ивана Егоровича Голостенова устроен в трапезе второй придел во имя Толгской Божьей Матери, освященный 3 ноября того же года. В 1842 году храм был увеличен распространением стен в настоящей, а в 1886 г. в трапезной части. Все три иконостаса по мере нужды возобновлялись и освящены: Вознесенский – 3 ноября 1874 г., Толгской – 26 ноября 1883 г. и Георгиевский – 11 октября 1886 г. В настоящей главной церкви иконостас пятиярусный, а в трапезе – трехъярусные. В 1902 году в церкви устроено паровое отопление. По этому теперь служение зимой совершается во всем храме, тогда как раньше главный предел Вознесения Господня на зиму затворялся.  В церкви есть чудотворная икона Толгской Божьей Матери, пожертвованная строителем иконостаса этого имени, помещиком Голостеновым. Из надписи на подаренной им же книге – от руки напечатанной службе Толгской Божьей Матери видно, что икона эта более 500 лет находилась в роде Голостеновых и была написана в год явления чудотворной иконы: святителю Трифону на р. Толге. При церкви стоит двухэтажное здание с каменным низом для приема на ночлег странников, и с деревянным верхом, где помещается церковно-приходская школа. Здание построено и освящено в 1893 году. Капитал церкви составляют два билета вечного вклада, 200 р. каждый, и билет 2-го внутреннео выйгрышного займа, проценты с которых идут на церковные нужды. 7-го июля 1883 года церковь посетил ныне покойный епископ Симеон, служивший здесь литургию, а в 1892 году – епископ Мисаил " . По преданию, село существует более 6 веков. Первыми его поселенцами были три казака, раненые в битве с татаро-монголами на реке Воргол летом 1395 года. Поселок постепенно разросся и образовалось целое село, получившее название по роду службы и званию своих первых поселенцев.В отказных книгах 1628 года упоминается, что основано село Казаки в конце XVI века елецкими казаками.

http://sobory.ru/article/?object=17261

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010