Храмов было четыре: домовый Казанский; каменный в честь Казанской иконы Божией Матери с шестью приделами – четырьмя внизу: во имя святителя Николая Чудотворца, во имя священномученика Игнатия Богоносца, в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», во имя святого Амвросия Медиоланского и двумя на хорах: во имя преподобного Сергия Радонежского и праведной Анны, во имя великомученицы Варвары, праведной Елисаветы и мученицы Любови; больничный; в честь Успения Божией Матери в с. Рудневе, в 7 верстах от монастыря. В Шамордине был филиал оптинской иконописной мастерской. При пустыни действовали приюты для девочек-сирот, для калек и убогих, женская богадельня, больница и странноприимный дом. В 1917 году в монастыре проживало более 700 монахинь и послушниц. В монастырских храмах находились две чудотворные иконы Божией Матери: «Казанская» и «Спорительница хлебов». При монастыре существовали приют для девочек-сирот, приют для калек и убогих, женская богадельня с домовым храмом, странноприимный дом, больница, аптека, гостиница для паломников. С 1918 года монастырь был закрыт. Кельи были заняты под детдом, иконы вывезены, серебряные и золотые оклады, облачения и другие ценности расхищены, сняты колокола и кресты. Монастырские земли, дачи и леса национализированы. Служащий в обители священник Николай был арестован. Еще несколько лет насельницы жили при монастыре, образовав сельскохозяйственную артель, но и она в 1923 году была упразднена «как рассадник контрреволюции в прилегающем районе». В 1929 году значительная часть сестер была отправлена в ссылку и места заключения: в Карагандинскую область и на Соловки. Часть сестер поселилось в Козельске и его окрестностях, а остальные разъехались по родным местам. В годы советской власти в Казанском соборе размещался сельскохозяйственный техникум: центральная часть разделена на 2 этажа железобетонным перекрытием, купола снесены, в алтарной части сделан вход. Весной 1990 года началось возрождение монашеской жизни в обители. В настоящее время большинству зданий возвращен прежний облик. В сохранившемся доме, возведенном над кельей преподобного Амвросия, устроен первый в России храм в честь преподобного Амвросия Оптинского , который был освящен Святейшим Патриархом Алексием II 28 июля 1996 года. В юго-западной части монастыря за кладбищем строится скит с храмом в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», равноапостольных князей Владимира и Ольги и Всех Святых, в земле Российской просиявших. Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Храм иконы Божией Матери " Спорительница хлебов " (Лобня). Несколько лет назад группа жителей микрорайона Луговая выступила с инициативой создать в микрорайоне православную общину и возвести храм. Руководство института ВНИИ кормов пошло навстречу и в 2003 году выделило в одном из своих корпусов помещение под временный храм. Он был назван ХРАМ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «СПОРИТЕЛЬНИЦА ХЛЕБОВ». И это не случайно… Храм находится в Научном городке бывшего Института луговодства, многие жители которого всю жизнь трудились и продолжают трудиться на благо развития сельского хозяйства, а Икона Божией Матери «СПОРИТЕЛЬНИЦА ХЛЕБОВ» издавна почитается земледельцами и крестьянами. Одновременно с открытием временного Храма начались переговоры с руководством Российской Академии Сельскохозяйственных Наук, в ведомстве которой находится Институт, о выделении земли под строительство нового храма. В начале 2008 года такое решение было принято, и сразу началась разработка проекта, согласно которому в ближайшие годы в Луговой будет построен Храмовый комплекс. Адрес: 141055, Россия, Московская область, город Лобня, м-н Луговая, ул. Полевая, д. 7-А Телефон : +7 (498) 672-87-91 Электронная почта: hramlugovaja@mail.ru Сайт: http://hramlug.cerkov.ru Подробнее... Храм иконы Божией Матери " Феодоровская " (Новокуркино) [ править править код ] Храм иконы Божией Матери " Феодоровская " (Новокуркино). Первым объектом комплекса стал построенный в 2006 году крестильный храм-звонница в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Этот образ особо почитал святой благоверный князь Александр Невский. В 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович, носивший в святом крещении имя Феодор (отсюда наименование – Феодоровская), благословил этой иконой своего сына Александра на брак. С тех пор святыня всегда была с благоверным князем Александром, вплоть до его смерти в 1263 году. В настоящее время Феодоровская икона находится в Костромском Богоявленском кафедральном соборе. Первым объектом комплекса стал построенный в 2006 году крестильный храм-звонница в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Этот образ особо почитал святой благоверный князь Александр Невский.

http://azbyka.ru/palomnik/Химкинский_окр...

Урожай в садах Оптиной      По легенде, в эти леса в XII веке пришел разбойник Опта, жестокий душегубец, покаявшийся и принявший постриг с именем Макарий (потому обитель называлась и Макарьевской), и стал отцом иноков. Некоторые же источники считают, что это чудесное обращение случилось позже – в XVI веке и разбойника Опту обратил на путь истинный преподобный Герасим Болдинский. Во Владимирском храме Оптиной пустыни, где покоятся мощи семи преподобных Оптинских старцев, находится икона, на которой на фоне Оптиной изображен преподобный Амвросий, молитвенно простирающий руки ввысь, к образу Божией Матери «Спорительница хлебов». Есть в Оптиной на территории подсобного хозяйства монастыря и храм, освященный в 2000 году в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Возле Введенского храма Оптиной пустыни, за алтарной частью, похоронены известные братья-славянофилы Киреевские – Иван и Петр, двоюродные племянники поэта В. Жуковского, служившие тут на стезе просвещения. Иван Васильевич переводил святоотеческие писания, а Петр Васильевич, уверявший, что песни русских крестьян ничуть не хуже итальянских, собирал по деревням образцы фольклора. Была инициатива по причислению братьев к лику святых – за подвиги на Оптинской ниве. Жена И. Киреевского Наталия Петровна (урожденная Арбенина) в юности была духовной дочерью преподобного Серафима Саровского и оказала сильное религиозное влияние на мужа. Супруги стали помощниками Оптинского преподобного старца Макария в книгоиздательском деле. Среди окормляемых Оптиной пустынью были известные писатели – Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский (преподобный Амвросий Оптинский называл его «кающимся»; считается, что отец Амвросий был одним из прототипов старца Зосимы в романе «Братья Карамазовы»), по здешним тропам ходил накануне своей кончины, в 1910 году, и стучался в скит жаждавший душевного успокоения Лев Толстой и не был пущен по причине отлученности от Церкви (отец Амвросий, неоднократно беседовавший со знаменитым писателем, говорил о нем: «Горд больно!»).

http://pravoslavie.ru/74669.html

Там была засуха и грозил голод. Пред иконою «Спорительницы» был отслужен молебен. Скоро пошел дождь, и поля обители и окрестностей оправились. Последний год жизни старца был голодный, однако в пределах Казанской обители хлеб уродился. Хлеба вполне хватило и в следующем году, хотя население обители существенно возросло. С чудотворной иконы «Спорительница хлебов» был сделан список и послан в Пятницкую женскую обитель Воронежской епархии. Там стояла сильная засуха, грозившая неминуемым голодом. Перед присланным списком иконы отслужили молебен. Вскоре пошел дождь. Обитель с окрестностями была спасена. Икона «Спорительница хлебов» и ее списки весьма почитались и после смерти преподобного старца. Праздники иконы: 15/28 октября. Икона Божией Матери «Державная» Державная икона Божией Матери явила себя русскому православному народу 2/15 марта 1917 года в селе Коломенском близ Москвы. В том же году сведения о ней появились в журнале «Душеполезный собеседник» за октябрь. Вот краткая ее история. Явление Державной иконы Божией Матери в 1917 году не было неким обновлением, но просто обнаружением старой иконы в подвале церкви Вознесения в селе Коломенском. Отец Николай Лихачев по просьбе крестьянки Евдокии Адриановой занялся вместе с ней поисками иконы Божией Матери. Адрианова явилась из деревни Перервы Боровицкого уезда Жирошкинской волости. Ей несколько раз во сне было указано идти в село Коломенское для обретения иконы Божией Матери. Сначала Адрианова сама не посмела действовать и выжидала. Второй раз после усердной молитвы о помощи и разъяснении сна Адрианова уже увидела во сне белую церковь , а внутри ее узнала Царицу Небесную в виде величественной Женщины, восседавшей там. Однако лика Богородицы она не видела, но догадалась сердцем, что это была Она. Это явление случилось 26 февраля, и Адрианова ясно поняла, что теперь задерживаться нельзя. В первом сне, 13 февраля, она хотя и ничего не видела, но ясно слышала слова: «Есть в селе Коломенском большая черная икона, ее нужно взять, сделать красной, пусть молятся».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

Особенное благоговение всегда имел старец Амвросий к Божией Матери, как к единой всемощной Предстательнице и Заступнице рода христианского перед Ее Сыном, Царем и Господом. Почему ни одного Богородичного праздника не пропускал он без того, чтобы не отправить перед Ее святою иконою келейного бдения. Конечно, здесь разумеются более нарочитые в Святой Церкви празднества. В 1890 году прислана была ему настоятельницей Болховского женского монастыря, игуменьей Иларией, особенная икона Божией Матери. Царица Небесная представлена сидящей на облаках. Руки ее простерты на благословение. А внизу, среди травы и цветов, стоят и лежат ржаные снопы. Изображение Матери Божией, собственно, есть снимок с написанного Ее лика на иконе «Всех Святых», находящейся в Болховском женском монастыре, а снопы ржаные написаны по желанию и назначению старца Амвросия, который и дал этой иконе наименование «Спорительницы хлебов». Горячие молитвы возносил старец перед этой иконой; учил и понуждал молиться перед нею и собранных им в общине духовных чад своих. В последний же год своей жизни он делал снимки с этой иконы и раздавал и рассылал многим и из посторонних своих почитателей. А незадолго до последней своей болезни в честь этой иконы он составил особый припев к обычному Богородичному акафисту 172 . Припев этот сёстры и пели по благословению старца, когда в келье его читался акафист Божией Матери. Празднование этой иконе старец заповедал своим чадам духовным 15 Октября. И вот первым чудом милости Божией и заступления Царицы Небесной, по молитвам благодатного старца перед этой Ее святой иконой, можно считать то, что хотя последний год земной жизни его был вообще на Руси голодный, но в пределах Калужской епархии, и в частности около Шамординской общины, хлеб родился. Затем, хотя рожь в это время была дорога, однако старец, еще при жизни своей, успел столько ею запастись, что во весь этот год и даже следующий за ним в обители, несмотря на многочисленность ее насельниц, недостатка в хлебе не было. «Спорительница хлебов» помогла. В следующее затем лето, уже по кончине старца Амвросия, послушником Оптиной пустыни, Иваном Федоровичем Ч-м из дворян, написанная им самим икона Божией Матери «Спорительница хлебов» послана была в Пятницкую женскую общину Воронежской епархии. Там по случаю сильной засухи, грозившей неминуемым голодом, совершено было молебствие пред нею; после чего вскоре пошел дождь, и обитель с окрестностями спасена была от голода. По той же причине много нашлось почитателей старца Амвросия, желавших иметь у себя эту икону 173 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Калуж. епархии»; эти особенности, видимо, также были присущи только борской иконе и ее спискам и на списках болховской иконы не встречаются. Известные списки борского образа относятся только к XIX в. (напр., в Иосифовом Волоколамском и серпуховском Высоцком монастырях), указанные особенности есть на иконах XIX в. московских храмов свт. Николая Чудотворца в Кузнецах и апостолов Петра и Павла на Преображенской пл. Ломовская икона Божией Матери. XIX в. (Богородично-Рождественская Девичья пуст., с. Барятино) Ломовская икона Божией Матери. XIX в. (Богородично-Рождественская Девичья пуст., с. Барятино) Еще один чудотворный образ, прославившийся в К. и Б. е.,- икона Божией Матери «Спорительница хлебов» . На ней Богородица представлена сидящей на облаке над полем с распростертыми руками. Авторство иконы, созданной ок. 90-х гг. XIX в., приписывалось иером. Даниилу (Болотову) (см., напр.: Щенникова Л. А. Прославленные иконы Пресв. Богородицы у преподобных старцев Серафима Саровского и Амвросия Оптинского//ИХМ. 1996. Вып. 1. С. 110-125), в обоснованности этой версии высказано сомнение (А. Л. Толмачёв, см. также: Каширина В. В., Черкасова Г. П. К истории иконы «Спорительница хлебов»//Оптинский альманах. 2008. Вып. 2. С. 100-108). Сохранилось множество списков иконы нач.- 1-й пол. XX в. в К. и Б. е., Тульской и Орловской епархиях. Чудесами исцеления прославилась Ломовская (Ламская) икона Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» . По преданию, икону обнаружили в Угре, причем ее нескрепленные части плыли вместе по речной воде. От слова «разломанная» и происходит ее название. Жители сделали для иконы серебряную ризу. Она находилась в ц. Рождества Христова в с. Рождество (ныне пос. Товарково Дзержинского р-на Калужской обл.). В годы гонений икону сберегла, а в 1975 г. передала в храм Рождества Пресв. Богородицы с. Барятина мон. Ангелина (Фролова). В 1995 г. при храме была учреждена Богородице-Рождественская девичья пуст. В ночь на 14 сент. 1997 г. злоумышленники похитили икону из храма.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Известны ещё следующие чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: Азуровская [Миасинская] Это Миасинская икона, празднуется коей 1 сентября. Она найдена в озере Азурове, близ Мелитины. Бежевская находящаяся в селе Бежеве Волынской епархии. Браиловская находящаяся в Браилове Подольской епархии 5 . Икона, именуемая Благодатной Находится она в селе Мятлине Дубенского уезда Волынской епархии. Гербовецкая находящаяся в Гербовецком монастыре 6 . Декоурская [Дектоурская, Дохтоурская] Животодательница 7 Избавление страждущих от бед [От Бед Страждущих (Избавление От Бед Страждущих)] Касперовская явившаяся 1 октября. Крупецкая находящаяся в селе Крупецах, в 5 вёрстах от Минска. Именуемая Мати Дево [Мати и Дево] Олонецкая [Одигитрия Смоленская Олонецкая] Перекопская находящаяся в церкви города Варны Лоховицкого уезда Полтавской епархии. Икона, именуемая Помощница в родах [Поможение Родам] На ней Пресвятая Богородица по большей части изображается стоящей в рост и воздевающей руки горе, с Богомладенцем на персях, подобно как на иконе Знамение. Сохомская [Сихомская] Икона, именуемая Спорительницей хлебов В 1889 году оптинский старец Амвросий устроил для основанной им женской обители икону Божией Матери, которую назвал Спорительницей хлебов. Пресвятая Богородица представлена на этой иконе на облаках молящейся, руки Её распростёрты на благословение. Внизу Её, среди травы и цветов, стоят и лежат ржаные снопы. Молитва пред иконой, именуемой «Спорительница хлебов» О Пресвятая Дево Богородице, Премилостивая Владычице, Царице Небесе и земли, всякаго дома и семейства христианскаго благоустроительнице, труждающихся благословение, нуждающихся неистощимое богатство, сирых и вдовиц и всех людей Кормительнице! Питательнице наша, рождшая Питателя Вселенныя и Спорительнице хлебов наших. Ты, Владычице, ниспосылаеши Твое Матернее благословение градом нашим, селам и нивам, и коемуждо дому, на Тя упование имущему. Темже с благоговейным трепетом и сокрушенным сердцем смиренно молим Тя: буди и нам, грешным и недостойным рабом Твоим, мудрая Домостроительница, житие наше добре устрояющая.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

С. Афонин. Прпеодобный Амвросий Оптинский. 2009 Правда, В. Каширина и Г. Черкасова в своем исследовании об иконе дают такое суждение: «В современных комментариях к работе отца Павла Флоренского “Иконостас” упоминается устное сообщение епископа Уфимского Анатолия в январе 1988 года в Бергамо. В нем он указывает на то, что икона “Спорительница хлебов” находится в литовской деревне Михново под Вильнюсом. Вероятно, этот комментарий и послужил основанием для устойчивого мнения в православном интернет-пространстве, что это и есть келейная икона старца Амвросия. Так ли это? Действительно, в храме “Всех скорбящих Радость” в местечке Михново, в 30 километрах от Вильнюса (совр. Микнишкес Шальчининкайского р-на), есть образ Божией Матери “Спорительница хлебов”. Но ни история храма, ни иконография иконы, находящейся в нем, этого мнения не подтверждают. Несомненно, что эта не келейная икона старца Амвросия, как несомненно и другое: благословение старца преподобного Нектария Оптинского милостью Божией хранило общину, которая образовалась вокруг храма». На снимке, сделанном автором этих записок в августе 2009 года, мы видим икону «Спорительница хлебов», расположенную в деревянном киоте на стене Введенского храма Оптиной пустыни , главного собора обители, построенного в 1750–1771 годах. В этом храме покоятся в посеребренной раке святые мощи преподобного Амвросия, к коему для духовного окормления стекались многие тысячи людей со всей православной России. Во Введенском храме находится также деревянный ларец с мощами преподобного Никона – одного из четырнадцати Оптинских старцев. Святые гробы старцев сейчас установлены в трех храмах пустыни. Что же это за место дивное такое, прославленное целым сонмом – Собором Оптинских старцев, – Оптина пустынь? В Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной пустыни возрождалось монашеское старчество – особая форма духовного окормления иноков и мирян. Эта традиция прославилась по всему православному миру благодаря целой плеяде подвижников. Свято-Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь находится на берегу реки Жиздры, в 3 км от древнего г. Козельска Калужской области, исторически знаменитого тем, что монголо-татары в 1232 году уничтожили всё его население, сожгли дотла город, и хан за стоическое сопротивление горожан захватчикам назвал его «злым».

http://pravoslavie.ru/74669.html

Изображение Богоматери на этой иконе было заимствовано с иконы «Всех Святых», находящейся в Болховском женском монастыре, а поле со снопами внизу написано по мысли и назначению преподобного старца Амвросия. Он дал этой новой иконе знаменательное имя «Спорительницы хлебов», указывая этим, что Богоматерь – Помощница людям в трудах их к снисканию хлеба насущного. Старец и сам молился пред этою иконою; учил молиться пред нею и духовных дочерей своих – монахинь основанной им женской Казанской Амвросиевой общины при сельце Шамордино, Калужской губернии, где старец провел последний год своей жизни и где скончался. В этот последний год старец, заказывая снимки с этой иконы, раздавал и рассылал их многим своим почитателям из мирян. Незадолго до своей смерти старец для пения акафиста пред этой иконой составил особый припев к общему Богородичному акафисту. Вот слова его: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам недостойным росу благодати Твоея и яви милосердие Твое!» И акафист с этим припевом читался и пелся часто сестрами в кельи изнемогавшего старца. Отец Амвросий положил совершать празднование иконе «Спорительницы» 15 октября. Первый день празднования иконе – 10 октября 1891 года совпал с днем погребения старца Амвросия. – Батюшка, вот вы умираете, – спрашивал старца его духовник, – на кого обитель свою оставляете? Он ответил с присущим ему упованием: – Обитель оставляю Царице Небесной. Первой милостью, излившеюся от этой иконы, было то, что хотя 1891-й год в России был вообще голодный и вокруг Калужской епархии были пораженные недородом местности, в пределах Калужских и на шамординских полях хлеб уродился. Рожь тогда страшно поднялась в цене. Но старец при жизни успел столько запасти ее, что весь этот год и следующий в обители при всей многочисленности сестер недостатка в хлебе не было. Уже по кончине старца, летом 1892 года, была послана написанная близким послушником старца из дворян, Иваном Федоровичем Черепановым, икона «Спорительницы» в молодую Пятницкую женскую общину, Воронежской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

Икона Богородицы Православные отмечают память иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» Евфимия исполнила сказанное, и после совершения перед иконой водосвятного молебна получила исцеление. С тех пор многие болящие и скорбящие, обращаясь к Богородице через Её чудотворный образ, стали получать исцеление и избавление от бед. Казанская икона Божией Матери: справка об иконе Празднование Божией Матери 8 июля (сегодня этому дню соответствует 21 июля по гражданскому календарю) в честь Ее Казанской иконы имеет своим началом чудесное явление ее в Казани в 1579 г. Через некоторое время после покорения Казани молодым царем Иваном Васильевичем Грозным, учреждения им Казанской епархии и успешного распространения христианства магометане стали оказывать сильное сопротивление. Пожар 1579 г., истребивший половину Казанского кремля и прилегавшую часть города, они расценили как гнев «русского Бога». Церковь чтит память иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» На этой иконе Божия Матерь изображена сидящей на облаках. Ее руки распростерты на благословение. Внизу - сжатое поле, а на нем среди трав и цветов стоят и лежат снопы ржи. Старец Амвросий сам указал день празднества - 15 октября и назвал образ " Спорительница хлебов " , указывая этим, что Пресвятая Богородица - " Помощница людям в их трудах по снисканию хлеба насущного " . Донская икона Богоматери. Камень нерукосечный и драгоценный Галька с острым краем сменилась бронзой и железом. Появились луки, колесницы, доспехи, мечи… Но по-прежнему останавливался взгляд жестокосердного человека на драгоценном камне, сияющим своими гранями, и человек хотел забрать его себе навсегда — чтобы согреть свое сердце, замерзающее под кожаной ризой. Феодоровская икона. Христос – Тот, Кого не удержать никому На иконе Младенец шагает вперед, недержимый и неудержимый Богоматерью, чья стройная фигура напоминает очертания церкви. Под ногами Его — очертания мафория, напоминающие чрево земное, великую бездну смертную. От чистого чрева Богоматери пришел Бог на землю, пришел на смерть...

http://pravmir.ru/tag/ikona-bogorodicy/p...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010