В отношении икон Кипрских и Милостивой или Милующей Божией Матери следует сделать к нашей статье дополнение и поправку. По русским источникам оказывается четыре и даже пять разных икон Кипрских, в книжке: Изображения икон Пресвятой Богородицы (издан. 1853 г.) апреля 20 изображена Богоматерь Кипрская с Богомладенцем на престоле, по сторонам юноши или, вернее, девы с распущенными волосами и яблоками (или шарами) в руках, а по изображению у Снессоревой два ангела с крыльями и ветвями в руках; второе изображение находится в с. Стромыни Московской губернии. 2) Другое изображение в книжке 9 июля: Богоматерь (Кипрская) не на престоле и без предстоящих, Богомладенец на левой руке Ее; верхняя часть Его без всякого одеяния, но есть препоясание от чресл до колен, внизу часть державы (круглаго шара). Пишется, что сия икона явилась на острове Кипре и находится в Явленском (?) монастыре. Список с нее в Московском Успенском соборе. В книге: Слава Пресв. Владычицы и проч. изд. 1853 года есть сказание, переведенное с гречесвого исправленного иерус. патриархом Ефремом (1766—1771), в котором говорится, что три иконы написаны еванг. Лукою; на одной Пресв. Дева изображена без Единородного Сына и именуется Милостивою ( Ελεοσα), на другой изображена держащею Сына с левой стороны, называется Одигитриею (Путеводительницею), на третьей Пречистая держит Единородного с правой стороны, именуется также Милостивая, но для различия от первой иконы называется также и Милостивая Киккская ( Ελεοσα το Κκκου) от горы на северозападной стороне Кипра Коккос или Киккос. Эта икона из Египта, где написана св. Лукою, впоследствии времени перенесена в Константинополь, где поставлена в царских чертогах и пребывала до времен импер. Алексея Комнена (1081—1118), а потом, по изволению Богоматери, передана на о. Кипр, где император построил обитель иноков с великим храмом на горе Киккос. Икона сия, неизвестно с какого времени, до половины закрыта пеленою от верхнего левого угла до правого нижнего, так что лика Богоматери и лика Божественного Младенца никто никогда не может и не дерзает видеть.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

апостол и евангелист первым написал икону Божией Матери. В стихире в праздник Казанской иконы Богоматери (22 октября) поется: «Первее написавшейся Твоей иконе, евангельских тайн благовестник, и к Тебе Царице принесенней, да усвоиши ту, и сильну соделаеши спасти чевствующия Тя, и порадовалася еси, яко сущи Милостива, спасения нашего Содетельница». Выдающийся отечественный исследователь Н.П.Кондаков в очерке, посвященном иконе Богоматери Одигитрии, на основании византийских источников писал: «Далее, предание утверждает, что икона эта была писана самим евангелистом Лукою, благословлена самою Божией Матерью – «благодать «моя с иконою сею да будет», послана затем к державному Феофилу в Антиохию и, по перенесении ея в Царьград, поставлена во Влахернском храме. Вся паутина этих преданий сплетена вокруг некоторых исторических фактов, но или разного времени, или иного порядка. Указания на древнее предание о том, что св. евангелист Лука написал икону Божией Матери, относятся еще к VIII столетию: на это свидетельство ссылались, по словам жития, и патрхарх Герман, и послание к Константину Копрониму, приписываемое Иоанну Дамаскину , и послание патриархов к императору Оеофилу. Предание это окончательно утверждается уже в IX веке» (Иконография Богоматери, т.2, М., 1998, с. 153). Согласно преданию, св. апостолом Лукой написаны иконы: 1.Милостивая – Киккская (26 декабря/8 января и 12/25 ноября). Находится на Кипре в Киккской обители. 2.Ченстоховская (6/19 марта). Находится в католическом монастыре на Ясной горе близ Ченстохова. 3.Виленская (14/27 апреля). 4.Владимирская (21 мая/3 июня; 23 июня/6 июля; 26 августа/8 сентября). Написана на доске стола, за которым совершало трапезу Святое семейство. 5.Одигитри-Смоленская (28 июля/10 августа). 6. Хахульская (15/28 августа). Находилась в Гелатском Успенском монастыре близ Кутаиси. 7.Корсунская (9/22 октября). Принесена св. равноапостольным Владимиром из Корсуни в Киев в 988 году. 8.Иерусалимская (12/25 октября). Подробно об истории этих икон и о чудесах, от них бывших, можно прочитать в книгах: Е.Н.Поселянин.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Образ этот на иконе может показаться тяжеловесным. В собрании Н.П. Лихачева была итальянская икона к. XIV или н. XV столетия, очень грубого исполнения, которая представляла точный прототип русского перевода «Взыграния». Русские прориси встречаются часто. Позднее-греческая икона, некогда находившаяся в греческой церкви Мессины (называвшейся католической, в смысле – «православной греческой»), носила название «Мадонны письма». Она представляла тип «Умиления» в варианте «Взыграния». К тому же типу «Взыграния» относится прославленная Киккская (Кипрская) икона Божией Матери, распространенная во множестве списков XV-XVII вв. как на всем греческом Востоке, так и у нас в России, и подобная ей, но являющаяся особым вариантом афонская икона «Достойно есть». «Видение пономаря Тарасия» Иконографический сюжет, в котором выражается чудо, совершенное великим новгородским святым Варлаамом Хутынским, предсказавшим новгородцам кару за совершенные грехи. Однажды ночью пономарь Тарасий, живший в Хутынском монастыре, готовил свечи для утренней службы в храме Преображения, в котором покоились мощи прп. Варлаама. Вдруг свечи над гробом святого вспыхнули сами собой, зажглись лампады возле икон, и преподобный поднялся из гроба. Выйдя на середину храма, он стал молиться. А перепуганного Тарасия ободрил и послал на кровлю посмотреть, что делается в городе – один раз, и другой, и третий. В первый раз пономарь увидел, как воды оз. Ильмень встали стеной, готовые затопить город. Во второй – множество грозных ангелов, мечущих в горожан огненные стрелы, а за плечом каждого человека стоял ангел-хранитель, проверяющий, назначено ли этому человеку жить или умереть. В третий – огненную тучу, идущую на город с полуденной стороны. Святой же не переставал молиться. А потом объяснил Тарасию, что все это кара за грехи, которая скоро падет на Новгород. От полного потопления ему удалось город отмолить. Мор – кара милостивая, ибо дает людям время покаяться. От огня же много народа погибнет. Сказав так, св. Варлаам возлег в свою гробницу, а свечи и лампады погасли сами собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобный Нил происходил из знатного рода и был префектом в Константинополе. Женившись, он имел двоих детей: сына и дочь. Вскоре явилось у него желание – для спасения души разлучиться с женой, раздать имущество бедным и поселиться в пустыне, вдали от мира и его соблазнов. Тогда жена с дочерью поступила в один из женских египетских монастырей, а сам он с сыном удалился на Синай и, поселившись в пещере, проводил строго подвижническую жизнь. Св. Нил был подвижник учительный. Он мудро поучал всех приходивших к нему. Обличал еретиков. Не боялся обличать и сильных мира; так, в письме он обличил императора Аркадия, когда тот сослал в заточение св. Иоанна Златоуста . Был кроток и милостив к согрешающим. Св. Нил умер в глубокой старости, около 430 г. Св. Пророк Ахия жил в конце царствования Соломона. Когда этот царь несколько склонился к идолопоклонству из угождения своим женам, то пророк предсказал ему наказание Божие за это – разделение еврейского царства на два: Иудейское и Израильское. Встретившись с Иеровоамом, который предназначен был Богом сделаться первым царем Израильского царства, он разорвал свою одежду на 12 частей, по числу колен еврейского парода, велел ему взять 10 частей и сказал: «Так говорит Господь Бог Израилев; вот я отторгну царство от руки Соломона и дам тебе из него 10 колен за то, что оставили Меня и поклонились идолам». Но и сам Иеровоам, сделавшись царем, уклонился и народ ввел в идолопоклонство; тогда прор. Ахия предсказал гибель его дома. Умер св. пророк в глубокой старости. МилостиваяКиккская икона Пресвят. Богородицы называется так потому, что Пресвятая Богородица изображена на ней умоляющей Сына Своего о помиловании рода христианского. По преданию, две такие иконы написаны были св. евангелистом Лукой. Одна из этих икон находится на острове Кипре в Киккском монастыре и здесь совершила много чудес. Она до половины закрыта пеленой, от верхнего левого угла до нижнего правого, так что не видно ликов ни Богоматери, ни И. Христа, и никто не осмеливается раскрыть пелену, потому что многие подверглись ужасному наказанию за это. 13-е число

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Перед малым входом за усердное служение Церкви Божией и труды по возрождению Зачатьевской обители и возведению собора Рождества Пресвятой Богородицы настоятельница монастыря игумения Иулиания (Каледа) была удостоена права ношения креста с украшениями. На великом входе Святейший Патриарх Кирилл рукоположил насельника Троице-Сергиевой лавры иеродиакона Далмата (Юдина) во пресвитера. По окончании Литургии состоялось славление перед иконой Божией матери «Милостивая», после чего Святейшего Владыку приветствовала игумения Иулиания. Матушка настоятельница отметила, что обитель всегда пользовалась особым вниманием московских Первосвятителей — от митрополита Алексия до Святейшего Патриарха Кирилла, и преподнесла Его Святейшеству образ святителя Алексия, митрополита Московского, и панагию. Также настоятельница поблагодарила Правительство Москвы и лично префекта Центрального округа г. Москвы С.Л. Байдакова за помощь на всех этапах строительства собора. Затем к Святейшему Патриарху от лица Кипрской Церкви и братии Киккского монастыря обратился митрополит Исаия, который поблагодарил за возможность служения в день освящения собора. В дар обители владыка передал список Киккской иконы Божией Матери и частицы мощей святых Кипра, недавно прославленных Кипрской Церковью. «Сегодня исторический день для города Москвы, да и для всей России, — сказал в Первосвятительском слове после Литургии Святейший Патриарх Кирилл. — Но еще предстоит большая работа, чтобы эти воссозданные стены всегда вмещали в себя людей, чтобы здесь совершалась Божественная литургия, чтобы вера народа укреплялась, а вместе с этой верой возрождалась Россия, несмотря на многие тяжкие обстоятельства современной жизни. Нам еще предстоит главный труд нашей жизни — молитва, духовный подвиг и возрождение нашего Отечества». Во внимание к усердным трудам по восстановлению обители Святейший Патриарх Кирилл удостоил высоких церковных наград: В память об освящении Святейший Патриарх Кирилл передал монастырю образ Божией Матери. Также от имени обители Предстоятель Русской Церкви передал в дар Кипрской Православной Церкви пелену для чудотворной Киккской иконы Божией Матери.

http://patriarchia.ru/db/text/1327768.ht...

И здесь суровый гиератизм черт Матери и Сына не только не препятствует выражению религиозного умиления, но даже освящает это естественное движение Матери, придавая ему мистический оттенок. На этот раз, насколько образ высок в своих чертах, настолько легенда, явившаяся к услугам для пояснения оригинального сюжета, оказалась банальна и сочиненною по рефлексу. Рассказывается, что в 807 году, когда разбойники намеревались ворваться в обитель, голос от иконы предупредил настоятеля «не отворять монастырских ворот», но Младенец, закрывая уста Матери, требовал наказания. Так объяснило себе монашество чудный образ, в котором умиление Матери перед Предвечным Младенцем служит человеку «утешением». Икона эта еще раз напоминает нам, сколько драгоценных тем заключается для религиозной живописи в древней иконописи. Образ написан так же, как все письмо соборных фресок, относится к XV или началу XVI века, но, как и другие чудотворные фресковые изображения, избег общей участи переписки. Прочие иконописные композиции Богородицы с Младенцем встречаются на Афоне только в отдельных примерах и не представляют материал для очерка их в историческом обзоре. Таково, напр., изображение Панагии-Богоматери, носящей на груди своей образ Младенца, что у нас не вполне точно принято называть «Знамением», тогда как в Византии называли Панагиею, а в старой Руси звали Образом «Пречистым Богородицы Воплощения». Далее образ Богородицы Милостивой–Елеусы, Б. М. Заступницы, иконы Покрова Б. Матери, Похвалы Б. Матери и пр. К сожалению, все встреченные нами списки и образцы этих композиций на Афоне были поздни и сравнительно слабого, ремесленного исполнения, которым вообще отличаются позднейшие иконы греческих монастырей, ставших беспечально относиться к украшению церковному. Не составляет исключения из этого издаваемая нами (рис. 69) иконка Хиландарского монастыря Б. М. Елеусы Киккской, с надписью: МР ΘV Н Н KVKVOTHCCA, хранимая в алтаре. Икона эта обложена простым и поздним басменным окладом, имеет 0,31 м выш.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Киккская-Милостивая, по преданию писана святым Евангелистом Лукой; с древних времён и доселе на половину закрыта пеленой, от верхнего левого угла и до правого нижнего, так что лика Богоматери и Божественного Младенца никто никогда не может видеть. Находится на о. Кипре, в Киккской обители; копия в Флорищевой пустыни, Владимирской епархии. Празднование 15 Ноября и 26 Декабря. Кипрская, явилась 2 Июня 392г. на месте, где погребён праведный Лазарь: копия в Москве, в Успенском соборе и в церкви святого Николая в Голутвине. Празднование 20 Апреля, 9 Июля и в день Сошествия Святого Духа. Кипрская (другая: по сторонам Богоматери два Ангела с ветвями в руках, а пред Нею коленопреклонённые – преподобный Потапий и мученица Фотиния), Февраль 16, Апрель 20, в селе Стромыни, Богородского уезда, Московской епархии; дана преподобным Сергием его ученику Савве, игумену монастыря Стромынского (бывшего); прославилась с 1841г. Июля 9. Кипяжская, Апрель 20. Киево-Братская, см. Братская. Киево-Печерская (Успение), данная в Константинополе Царицей Небесной строителям Церкви Печерской, 1073г., находится над царскими вратами лавры Киево-Печерской. «Спасена ли чудотворная икона»? спросил Пётр Великий, узнав о пожаре Лавры в 1718г. – «Если спасена икона, то спасена и Лавра». Пред святой иконой, каждую среду, исключая праздников, пред литургией, соборно отправляют Акафист Успению Божьей Матери, при многочисленном стечении народа (Русский Паломник 1888, стр. 389). Киево-Печерская (Божья Матерь с преподобным Антонием и Феодосием), 1085, Мая 3, в Печерской Лавре; в Московском Кремле, в Печерской часовне. Подобны ей: Свенская, Псково-Печерская, Ярославская-Печерская. Киево-Скорбященская, см. Всех скорбящих Радость. Козельщанская,1881, Февраль 21, в селе Козельщине, Кобелякского уезда, Полтавской епархии, в Рождество-Богородицкой общежительной женской обители (Русский Паломник 1886, стр. 242). Список с неё в Москве, в церкви Казанской Божьей Матери, что у Калужских ворот, называется Неисчерпаемая Благодать. Богоматерь изображена в поясном виде, сидящей у стола, с Богомладенцем на коленях; на столе стоит чашка и лежит лжица, как бы в знамение того, что Богоматерь есть чаша, черплющая радость.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

" Пресвятая Богородица пришла в храм, чтобы здесь воспитать себя и подготовить к будущему событию - Рождеству Христову. За богослужением мы слышали ирмоса " Христос рождается, славите, Христос с небес, срящите, Христос на земли, возноситеся " . Мы уже на земле должны возноситься своей непорочной жизнью. Господь призывает все дни до Рождества смотреть на свое сердце, на душу. И молиться не только Великим постом " Боже, милостив буди ми, грешному " , но и этим, Рождественским. Все наши греховные привычки, страсти, все то, что нам будет не унести в Царство Небесное, мы должны оставлять за порогом храма " , - отметил владыка. " Мы оставим на земле все - друзей, квартиры, места, куда ходим, заведения, которые посещаем, возьмем только свою душу, которую воспитываем через храм. И Пресвятая Дева, и все святые любили храм, жили им, начиная от царя Давида, затем все ветхозаветные пророки, а новозаветные святые не могли жить без храма, в котором совершается самое великое таинство - Евхаристия. Мы не можем не питаться Телом и Кровью Господней " , - заключил митрополит Варсонофий и пожелал всем сподобиться той чести, которой сподобилась Пресвятая Дева. Настоятель преподнес правящему архиерею цветы и поблагодарил за молитву: " На освящении храма вы сказали удивительные слова, что здесь сейчас живет Пресвятая Богородица и мы можем этим похвалиться. Она не оставляет нас и учит послушанию Церкви, ибо кому Церковь не мать, тому Бог не Отец " . Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Александровской был построен в 2002-2005 годах по проекту Александра Шретера, Антона Головина и Георгия Уралова, выполненному в традициях северного церковного зодчества с простотой и выразительностью форм, аскетизмом в деталях и умеренностью колорита. Снаружи белоснежный храм украшают объемные мозаичные иконы. Купол напоминает шлем русского богатыря. Гармонично вписывается во внутреннее убранство пятиярусный иконостас, расписанный в традиционно русском стиле. В храме хранятся частица Животворящего Креста Господня и копия чудотворной Киккской иконы Божией Матери " Милующей " , подаренная греками-киприотами.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Будем же верить в Божии обетования, будем знать, что слава Божия воссияет ещё в нашем народе и на нашей земле. А сейчас, когда нас давят со всех сторон, когда клевещут, когда устрашают, когда ставят перед необходимостью защищать наши святыни, в это время не будем унывать, зная, что Господь попускает нам это ради будущей великой славы Православия на нашей земле. Еще раз поздравляю вас с праздником. Небольшая Киккская икона Пресвятой Богородицы сейчас лежит перед вами на аналое вместе с воскресной иконой. Этот образ привезён из самого Киккского монастыря, с острова Кипр, был приложен к самой чудотворной иконе. Обязательно все приложитесь к этой небольшой святыне и пусть Божия Матерь покроет нас в это непростое время, и всех нас без исключения, в здравии и благополучии приведет к тому времени, когда мы возликуем и возрадуемся в сердцах наших о славе Православия в нашем святом граде Киеве и на всей нашей земле. С праздником вас! скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Марина, Киев 14 декабря 2018, 14:39 Матерь Божия, Милостивая Владычице, не оставь нас! Покрой нас Покровом Твоим! Tatjana 27 ноября 2018, 23:18 Прекрасная и такая смелая проповедь, Спаси, Господи, Владыку Феодосия за эти слова. Покрова Пресвятой Богородицы и терпения всем православным Украины. Истина восторжествует! Верим, что Господь всё управит. А мы будем молиться за единство и торжество Православия. рб Марина 27 ноября 2018, 22:33 СПАСИ ГОСПОДИ ВЛАДЫКА ФЕОДОСИЙ за НАСТАВЛЕНИЕ!!!ПРОСТИ нас ГОСПОДИ УКРЕПИ!!! Галина И. 27 ноября 2018, 18:38 Прекрасное, мудрое, глубокое слово! Спаси, Господи, наших украинских сестер и братьев во Христе Иисусе и всех Владык УПЦ! Украина моя! Piдha мати моя! Помолимся вместе. Отче наш, що еси на небесах, нехай святится имья Твое, Нехай прийде царство Твое, нехай буде воля Твоя, як на неби, так и на земли. Хлиба нашего насущного, дай нам, сьогодни, и прости нам довги наши, як и ми прощаемо винуватцям нашим. И не введи нас у випробування, али вызвали нас вид лукавого. Бо Твое е царство, и сила и слава, на вики. Аминь.

http://pravoslavie.ru/117500.html

Прошло восемь столетий, с тех пор, как на Кипре торжественно встретили чудотворную икону Милостивую. В тот храм, который строил Исайя для иконы, она и была помещена. И в течение восьми столетий множество людей, не только киприотов, но приезжающих на остров паломников, приходят к чудотворному образу. Пресвятая Богородица настолько обильно являет благодать через эту свою икону, что десятки тысяч людей, в том числе и наших соотечественников стараются у неё побывать. Сегодня, в наше непростое, особенно трудное для верующих людей Украины время, какие уроки мы с вами можем вынести для себя из истории Киккской иконы Пресвятой Богородицы? В первую очередь, давайте обратим внимание вот на что. Инок Исайя был незаслуженно побит, избит до полусмерти озлобленным на обстоятельства жизни наместником Кипра. Но это трагическое событие произошло лишь для того, чтобы явилось великое Божие чудо — чтобы сама Божия Матерь в чудотворной древней иконе пришла на Кипр и там осталась навсегда. Часто бывает, что верующие люди в своей жизни также несут поношения, страдания и скорби, именно для того, чтобы явилась через них слава Божия, а иногда и какое-то чудо. Преподобный Исайя с покорностью воле Божией воспринял это событие в своей жизни. Представьте: он мог бы озлобиться, возненавидеть правителя Мануила. Но он положился на волю Божию и на Божие милосердие к нему, он принял свое побиение как заслуженное, как каждый верующий человек должен принимать любое поношение как заслуженное, за грехи попущенное. И тогда Господь ему открыл, что это было для явления славы Божией, для славы Церкви. И Исаия возрадовался о том, что было попущена ему Богом такая неприятность. И в жизни отдельных верующих людей, и в истории целых православных церквей бывают подобные ситуации. В истории нашей Церкви тоже бывало, что Господь попускал побивать нас светским безбожным людям, либо для очищения Церкви, либо для того, чтобы еще ярче являлась через Церковь Божия слава. Такое бывало не раз. И применительно к сегодняшнему дню, эта история очень сходна с тем, что происходит сейчас в нашей стране и с нашей Церковью. Каждый день приходят то оттуда, то отсюда тревожные сведения. Вот, например, накануне этих выходных министерство юстиции Украины отменило регистрацию строений Свято-Успенской Почаевской Лавры, оформленных на монастырь. Первый «правовой» шаг в борьбе с монастырем, с Почаевской Лаврой, со стороны государственной власти сделан. Братия Лавры просит всех верующих людей, в том числе и нас с вами, крепко молиться, чтобы Господь не попустил никакой беды в Почаеве. Это великая святыня, это место в котором также много столетий прибывает чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Необходимо молиться крепко сейчас и за всю нашу Церковь Православную, истинную каноническую Церковь Украины.

http://pravoslavie.ru/117500.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010