На Вечерне, совершаемой накануне Богоявления, читаются 13 паремий – отрывков из ветхозаветных книг. Причина такого большого количества паремий (обычно под праздники читается только три паремии) объясняется тем, что в древней церкви в этот день крестилось большое количество оглашенных. Таинство крещения совершалось в притворе храма во время чтения паремий. После крещения новокрещенные, в белых одеждах, со светильниками в руках входили в храм. Христиане же встречали их пением: “Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся,” что до сих пор принято петь на литургиях праздников Крещения и Рождества Христова. На паремиях под праздник Богоявления читаются Библейские рассказы и пророчества, имеющие отношение к воде, например:1) Быт. 1:1–13 – об установлении земли на “водах;” 2) Исх. 14:15–18, 21–23, 27–29 – переход Израиля через Красное море; 3) Исх. 15:22–27. 16:1–4 – победная песнь Богу после потопления египтян; 4) Иис. Нав. 3:7–8, 15–17 – чудесный переход евреев через Иордан; 5) 4Цар. 2:6–14 – чудесный переход пророков Илии и Елисея через Иордан; 6) 4Цар. 5:9–14 – исцеление Неемана от проказы в реке Иордан; 7) Ис. 1:16–20 – призыв покаяться и омыться; 8) Быт. 32:1–10 – примирение Иакова с Исавом около Иордана; 9) Исх. 2:5–10 – египетская царевна находит младенца Моисея на берегу Нила; 10) Суд. 6:36–40 чудесное орошение шерсти для удостоверения Гедеона; 11) 3Цар. 18:30–39 – чудо низведения огня пророком Илией и последующий дождь; 12) 4Цар. 2:19–22 – чудесное превращение пророком Елисеем соленой воды в пресную; 13) Ис. 49:8–15 о духовном возрождении. На литургии накануне Богоявления читается Апостол: 1Кор. 9:19–27 и Евангелие: Лук. 3:1–18 . В стихирах Вечерни праздника Крещения делается художественный пересказ истории этого события: разговор Иисуса Христа с Иоанном Крестителем и его боязнь крестить Господа, отверстие небес, глас с неба и сошествие Св. Духа. Кроме того, в стихирах поясняется внутреннее значение праздника: а) Господь принял Крещение не для собственного очищения, в котором Он не нуждался, а ради спасения людей; б) Господь до конца желал исполнить все ветхозаветные законы и обряды; в) восхождение Его от воды знаменует возведение мира к небу, и, наконец, г) современное таинство крещения дает благодать Божию потому, что вода крещения освящена Господом. Тропарь

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

2031. Свт. Вассиан Лавдийский, епископ г. Laus Noua (ныне г. Лоди, Италия). См. у Павлина, uita А. 47. Память свт. Вассиана отмечается Православной Церковью 10 (23) июня. 2032. Базилика, о которой идет речь, находилась на месте, где сейчас находится церковь San Bassiano a Lodivecchio. 2033. То есть день епископской хиротонии. 2034. Praesumptum habeo — возможно, это начало появления в романских языках аналитических форм. — Примеч. ред. 2035. См.: Пс. 140. 2. 2036. См.: Евр. 9. 4. 2037. См.: Евр. 9. 4. 2038. Очистилище — крышка ковчега завета, где хранились скрижали Закона. 2039. См.: Евр. 9. 5. 2040. См.: Числ. 16. 47–48. 2041. Ср. у Филона (rer. diu. heres 42. 201). 2042. Ср.: Ос. 13. 14; 1Кор. 15. 55–56. 2043. См.: Ис. 25. 8. 2044. См.: 1Кор. 15. 21–26; Рим. 1. 4, а также: ехр. 118, 18. 12. 2045. См.: 1Тим. 1. 18. 2046. См.: 1Тим. 6. 20. 2047. См.: Мф. 25. 27. 2048. См.: Мф. 25. 21–23. 2049. См.: 2Тим. 4. 5; 1Тим. 3. 1. 2050. См.: 2Тим. 4. 8. 2051. Сходную мысль см. у Филона (pmn. prob, liber. 1. 2). 2052. Ср. у Климента Александрийского (strom. 1. 14. 62), где сначала говорится, что Пифагор был сириец или тириец, а далее высказывается более общее предположение, что родом он был из варваров. 2053. Об этом также говорит Климент Александрийский (strom 1. 22. 150), его слова повторяет Евсевий Кесарийский (praep. cuang. 9. 6. 8). 2054. Ср. у Климента Александрийского (strom. 1. 21. 107) и у Евсевия Кесарийского (praep. euang 14. 5. 2). 2055. См.: Иис. Нав. 5. 15. 2056. См.: Исх. 24. 13–15. 2057. Conuersatio можно перевести как «образ жизни», однако в сочетании со strata это слово звучит как метафора (образ жизни большинства людей — мостовые, на которых постоянно «крутятся» какие–то люди, толпы людей). 2058. Ср. у Цицерона (fam. 4. 3. 2). 2059. Ту же мысль см. у Филона omn. prob, liber. 1. 3–5. 2060. См.: Вар. 3. 22–23. 2061. См.: 1Кор. 10. 5–6. 2062. См.: Иов. 28. 22, 23. 2063. См.: Иов. 4. 19. 2064. О том, что цикады питаются ветром, см. у Филона (omn. prob, liber. 2. 8).

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Он то и служит предметом веры для человека. Невинный страдалец, взявший на себя грехи всего человечества, удовлетворил закон тем, что, будучи ни в чем неповинен, принял на Себя то наказание, которое заслуживал каждый подзаконный человек пред судом закона». Христос сделался за нас клятвою». В этих словах апостола изображены образ и характер искупления. Своим распятием на кресте, т. е. самой постыдной смертью преступника, Христос избавил всех иудеев от понесения той кары, которая на основании Божественной правды, выраженной в законе, лежала на каждом иудее, ибо каждый иудей был в большей или меньшей степени преступником закона. Значение крестной жертвы заключалось в том, что Невинный пострадал за виновных, безгрешный Богочеловек за грешное человечество. Жертва невинного Богочеловека удовлетворила Божественному правосудию. Для доказательства того, что Господь Своей крестной смертью действительно взял на Себя проклятие закона, которому подлежали иудеи, апостол сближает акт крестной смерти Господа с одним из узаконений ветхозаветного Откровения, записанным в книге. Второзакония (21:23): «проклят всяк висящий на древе». Первоначальное историческое значение этого узаконения касалось таких преступников, которых после побиения камнями, или после других наказаний вешали на столбы, при чем на ночь висеть не оставляли, так как преступники чрез такое повешение являлись проклятыми, чем могла быть осквернена земля Господня (Иис. Нав.10:26 . Числ.25:4 ; 2Цар.4:12 ). Господь Иисус Христос во времена римского господства потерпевший распятие, как преступник висевший на столбе (на кресте), подлежал, в силу вышеозначенной ( Втор.21:23 ) теократическо-юридической точки зрения, позорному названию: «отверженный (πικατρατος) и, следовательно, самым делом понес на Себе проклятие (13). При всем этом Божественное намерение в деле искупления иудеев от клятвы закона заключалось в том, чтобы язычники силой заслуг Христа участвовали в обетованиях, данных Аврааму (8 ст.). Так как в силу таких широких обетований и на основании теократического преимущества иудеев ( Рим.1:16; 15:8–9; 3:1–2; 9:1–5 ) спасение должно перейти от них к язычникам ( Рим.15:27 ; Ин.4:22; 11:52 ), то участие в благословении Авраама, после искупления от законной клятвы, сделалось возможным не только для подзаконных, но и для язычников и не путем предварительного подчинения язычников закону, но прямо в силу тех же заслуг Иисуса Христа, чрез которые иудеи сделались свободными от клятвы (14).

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

Итак, этими словами Апостола ясно опровергается ваше лжеучение, и мы теперь видим, что у первенствующих христиан также были храмы с алтарем, жертвенником и престолом и были священнослужители, посему, Апостол научая нас почитанию новозаветного святилища, говорит: «Имуще убо дерзновение, братие, входите во святая (на русском: «во святилище») кровию Иисус Христовою, путем новым и живым, его же обновил есть нам завесою, сиречь плотию своею» ( Евр.10:19, 20 ). Вот вам не ясно ли говорится здесь в оправдание наше; на этом основании имы ныне должны с дерзновением входить не в ветхозаветное иудейское святилище, а в новозаветное христианское, и не старым путем, с кровавыми жертвами животных, но путем новым, с кровью Христовою, которую Он и открыл для нас Свое новое святилище для новой безкровной жертвы, по слову Апостола: «тем же входя в мир глаголет: жертвы и приношения не восхотел еси, тело же совершил ми еси…. отъемлет первое, да второе поставит» ( Евр.10:5, 9 ). в нашем святилище и установлено сие служение телом и кровию Господа нашего Иисуса Христа. Таким образом теперь вы видите доказательства в оправдание наше на все три вопроса, поставленные вами. Итак, что вы по сих наших доказательствах скажете в оправдание свое? 8) Об устроении храмов во имя святых Христ. Извольте, и на этот вопрос с помощью Божьей мы ответим вам. Если вы не хотите признавать наши христианские храмы Божьи единственно за то, что некоторые из них устроены во имя святых, а не во имя Божие, то мы в свое оправдание скажем вам на это следующее: в ветхозаветном храме или скинии, как известно, кивот составлял первейшую святыню во Израиле, при котором находилось жилище Божие; « и присутствие кивота в скинии или во храме считалось признаком жилища Божия, отсутствие же его из храма признавалось отсутствием или удалением Бога из храма» ( 1Цар.4:22 ), на сем основании во многих местах Священнаго Писания кивот именуется Господним или Богом ( Числ.10:34 ; Иис. Нав.4:5–7 ; 1Цар.44 ). Этот священный кивот иногда находился не в храме, но аже в частных домах, и эти дома и жители их получали от него благословение и освящение; так этот кивот стоял долгое время в дому Аминадавлевом во дни пророка Самуили ( 1Цар.7:1 ), затем он был еще в дому Аведаровом во дни царя Давида ( 2Цар.6:10, 11 ) и наконец стоял в дому царя Давида ( 1Пар.15:1 ; 2Пар.8.11 ); и все эти дома были освящены Богом ради присутствия в них кивота Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedi-p...

Что, каждый год больше чем наполовину обновляется православная аудитория, что нужно ежегодно одно и то же повторять?  Вряд ли. Что же это означает? А то, что говорить нам на самом деле больше не о чем (ну если, конечно, не вдаваться в политику или в обличение «неправославия»). Мы что, о жизни во Христе будем говорить? Не будем. Мы её не знаем, а кто знает, тот помалкивает, потому что его сразу в прелести обвинят. Мы будем говорить о радости христианской жизни? Да где ж она? посмотрите на наши лица. Игумен Петр (Мещеринов) Мы расскажем о всеобъемлющем действии, о преображающих нас дарах Святого Духа? да мы что, протестанты, что ли? мы ведь православные – грешные, недостойные, и этих даров знать не знаем, и знать не желаем. Нам святитель Игнатий (Брянчанинов) уже всё разъяснил – что всякая мысль о действии Духа в нашем падшем состоянии есть тяжкое заблуждение… как будто и не приходил ради нас, падших, на землю Христос, как будто Он Свою Церковь с её духовными дарами для нас, грешных, не основал… Мы предъявим плоды делания заповедей Христовых? На эту тему, особенно в её общественном преломлении, лучше и вовсе не говорить. Вот Священное Писание говорит великие слова: и знай в сердце твоём, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего (Втор. 8, 5). Расскажем ли мы о плодах такого обучения? но ведь мы не ассоциируем наше церковное существование с этой вот Божественной Педагогикой. Что, мы будем над Священным Писанием размышлять день и ночь (Иис. Нав. 1, 8), и делиться друг с другом плодами этих размышлений? да упаси Боже. Это ведь прямая дорога к гордости и своеумию… Чему мы научились в нашей Церкви за эти двадцать лет? что все вокруг плохие, одни мы хорошие? что все погибнут, одни православные спасутся? Мы, оказывается, не научились даже, как нужно пост Рождественский правильно проводить. Вот и судите об итогах прошедшего двадцатилетия. – Не соглашусь. У нас действительно сильно расширилась аудитория — в 2 раза за год — — почему не познакомить новых читателей с хорошими статьями? И вообще  как-то это всё очень мрачно. Что же, ничего хорошего за эти годы не было, что ли?

http://pravmir.ru/igumen-petr-meshherino...

10. – Мы не будем говорить о беседе чрез ангелов, имевшей место после этого, и о каких-либо подобных сим событиях. Также сыну Навина (Иис. Нав.5:13 ), когда он был занят мыслью о войне и ряды войска были уже пред неприятелем, явился Божественный ангел в человеческом виде, похожий на воина, показывавший руку, вооруженную мечем. Принимая его за воина и недоумевая при этом необычном зрелище, Иисус спросил, кто он – соплеменник или враг? Воин заявил, что он есть вождь воинства Господня. Также один из пророков ( Ис.6:1 ) говорит, что он видел Господа славы и кругом предстоящих серафимов. Когда ему предстояло быть посланным к жестоковыйному и непослушному народу, он просвещается этим видением неизреченной славы и уста его очищаются углем, дабы беседовать чистому с чистым. Сделавшись служителем божественного слова, укрепленный этим видением и славой, поставленный в невозможность сравнивать это с чем-либо другим, презрев все человеческое, он мог дерзновеннее выступить на пророческое служение. Другой ( Иез.9:2 ) пророк, когда просветленными мысленными очами созерцал Богом определенную казнь грешникам, увидел назначенных для этого служителей с секирами в руках, представлявших истребление, гибель и избиение множества непокорного народа. Видел он также человека, одетого в льняную одежду, которому было повелено пройти по городу и сделать знаки на челах людей скорбящих и воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди них, чем божественное правосудие отделяло невинных от виновных. Еще одному пророку является муж, сидящий на рыжем коне ( Зах.1:8 ), указывая как всадник, может быть, на быстроту и скорость действий. Цвет же коня, которым обозначается гневный, свирепый, красноватый и огненный вид сражающихся, указывает гнев Божий против народов языческих. И затем пророк услышал добрые слова ( Зах.1:17 ) и речи утешения, предвозвещавшие Божественное благоволение и человеколюбие, которые Бог всяческих дарует Иерусалиму, возвращая народ порабощенный и плененный к прежнему процветанию и довольству, – и обетования относительно города, что он будет обстроен, населен и обогащен. Многое и другое указывали эти видения созерцавшему их пророку. Еще иной мог видеть иначе в меру своего достоинства, сообразно с тем, как располагались символические образы грядущих событий и как Бог устрояет то, что открывалось при помощи этих символов. А что можно сказать о честных и святых женах мироносицах? Не видели ли они ангелов, одетых в белые и блестящие одежды, когда направлялись ко святому гробу, где было положено живоначальное тело Богоначальника? При этом белизна и блеск их одежды, как символы общей радости человеческого рода и освобождения, едва не издавали прежде них самих (ангелов) гласа, что погребенный воскрес, совосставив с Собою издревле одержимых узами смерти. Смерть упразднена, узы ада разрешены, умерщвлен диавол, уничтожен грех . Это было благовестие величия предвозвещенных знамений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Konsta...

Выражение «как бы на полчаса» (ς μιριον) имеет значение приблизительного указания времени (ср. Ин. 4:6; 19:14 ; Лк. 8:42 ) и не может быть понимаемо 487 в буквальном «собственном» смысле слова. Он есть общее обозначение кратковременности промежутка в самом видении, и нет основания отыскивать 488 для этого числа соответствующий период в истории мира. Это краткое время безмолвия небожителей было занято созерцанием таинственного видения, имевшего значение не только для Иоанна, но и для них самих. Иоанн видит семь ангелов, стоящих перед Богом. Нельзя думать, что определенный член (τος πτ γγλους), поставленный перед πτ, указывает здесь на то, что для Иоанна это были уже известные из предыдущего ангелы и названные им семью светильниками (4:5) 489 , ибо то – не ангелы, а «духи Божии». Точно так же нельзя сказать и того, что этот член употреблен для указания на противоположность семи ангелов 8:2, четырем ангелам 7:1; эта противоположность очевидна сама по себе. Скорее всего, так как семь ангелов и в дальнейших видениях остаются перед престолом подобно четырем животным и старцам (7:13), можно согласиться, что член служит указанием на ангелов известного чина, предстоящих перед престолом Божиим 490 (ср. Кол. 1:16; 2:10 ; Еф. 1:20; 3:10 ; Дан. 10:13 и др.) и назначенных для определенного служения 491 ( Тов. 12:15 ). Это их служение предуказывается уже в их атрибуте – семи трубах, которые даны им 492 . Трубы, употреблявшияся в древности и как сигналы к сражению (Иис. Нав. 6:4 ) и как звуки торжества и победы ( Пс. 47:6; 81:4 ; 1Пар. 15:24 ), в нашем месте являются (ср. Мф. 24:31 ; 1Сол. 4:16 ; 1Кор. 15:32 ) в значении труб, возвещающих суд Божий над (грешниками) грешным миром ( Ос. 8:1 ) 493 , как своего рода сигналы к началу последующих явлений. Кроме семи ангелов, Иоанн видит еще нового (λλος). Этот последний предстал не перед престолом, но перед жертвенником (το θυσιαστερον). Определенный член το перед θυσιαστερον и отсутствие какого-либо другого определения при этом слове указывают на то, что жертвенник должен быть известен уже из предыдущего.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

отцов VII Вселенского собора, учит, что икона не Бог, а только Его изображение, а те, которые поклоняются иконам, поклоняются тем лицам, которые изображены на иконах. в)Украшения на св. иконах являются только способом проявления почитания Бога и св. угодников Божиих. Из св. Библии нам известно, как богато была украшена скиния (Исх. гл. 25 – 26). Очень роскошно был украшен и храм иерусалимский ( 1Пар. 28–29 гл.). Христос Спаситель похвалил бедную вдову, принесшую в храм две последние свои лепты ( Лук. 21:1–4 ). Св. апостол Павел пишет к Коринфянам: «Если есть усердие, то оно принимается; смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет» ( 2Кор. 8:12 ). г) На этот вопрос можно ответить словами Христа Спасителя: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения» ( Мф. 12:38–39, 16:4 ). Разве мы можем требовать чудес? Все это относится к власти Всевышнего. Что благодатная сила даров Св. Духа чрез иконы может творить чудеса, на это мы имеем ряд доказательств из Св. Писания. Ковчег завета разделил воды реки Иордана (Иис. Нав. lll и IV глав.). Ковчег завета, попавши в плен к Филистимлянам, творил среди них чудеса ( 1Цар. 4–6 глав.). Чрез медного змия Бог также творил чудо ( Числ. 21:8–9 ; 4Цар. 18:4 ). Милоть пророка Илии разделила воды Иорданские для пророка Елисея ( 3Цар. 2:14 ). В Новом Завете одежда Спасителева творила чудеса ( Мф. 9:20–22, 14:36 ; Лук. 6:19 ). Платки и полотенца св. апостола Павла также творили чудеса ( Деян. 19:12 ), как творила всякие знамения и тень от св. апостола Петра ( Деян. 5:15 ). Если тень св. апостола Петра творила чудеса, то почему же благодатные дары Св. Духа, для прославления силы Божией не могут творить чудес чрез святые иконы, на которых нарисован Господь и Его св. угодники. д) Изображения тварей на иконах нисколько не унижают св. икон. Разве унижается св. Библия тем, что в ней часто говорится о различных тварях ( Мк. 5:11–13 ), или о тех нехороших действиях, которые творил диавол ( Апок. 13:5–7 ), и о нечестивых людях? ( Рим. 1:26–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Почему же сектанты не боятся оскорблять Крест Христов? Неужели они думают, что не понесут наказание? Поклонение пред вещественными святынями не возбранено Богом. Так, на основании слова Божия ветхозаветные праведники поклонялись храму и ковчегу завета ( Псал. 5:8, 137:2 ; Числ. 20:6 ; Иис. Нав. 7:6; 4 Царств 18:22; Исаии 36:7) и пророчески предсказывалось о поклонении св. Кресту Христову. Так патриарх Иаков пророчески почтил крест, когда «верою, – говорит апостол Павел, – поклонился на верх жезла своего» ( Евр. 11:21 ). И пророк Давид восклицал: «Пойдемте к жилищу Его (т. е. Господа), поклонимся подножию ног Его» ( Псал. 131:7 ). Подножие ног Спасителя и есть Крест Господень, так как ковчег завета прообразовал собою крест. Царь Езекия истребил медного змея потому, что евреи, кадя медному змею, называли его «нехуштаном», т. е. медным богом, а никто из православных не называет крест богом, А если кадят пред крестом, то ведь кадили и пред ковчегом ( Исх. 40:5 ) и пред лампадами ( Исх. 30:7 ), и это заповедано Самим Богом. В приводимом сектантами месте из первого послания апостола Павла к Коринфянам (1:18) еще возвеличивается Крест Господень; если дорого для нас даже «слово о кресте», то тем более дорог для нас и самый крест. Если же рассуждать так, как рассуждают сектанты, то тогда все равно, что сказать: «дорог для нас не Господь Бог, а только слово о Нем». Вот до какой нелепости можно дойти, если рассуждать так, как рассуждают сектанты. 2) Вопрос о поклонении Богу духом и истиною мы подробно рассмотрели в отделе о почитании св. храмов. Рассмотрим слова апостола Павла о «служении рук человеческих». Слова апостола Павла говорят не о крестном знамении, а говорят о таком служении (а не «сложении» – складывании, как часто говорят сектанты) от рук человеческих, какое соединено с мыслью, что Бог, «будто бы имеет в чем либо нужду» и потому рассчитано на то, чтоб сделать Богу услугу в том, чего Он будто бы требует. Так и делали язычники относительно своих богов: яством и питьем, например, думали утолить голод и жажду своих богов (напр.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

е. в делах смертных, или законопреступных, за которые они низведутся во ад. Вот и вы, наши собеседники, не в этой ли же жалкой участи находитесь. Поэтому вам и неизвестны находятся дела Божьи; а нам, православным, Бог открыл крепость дел Своих, и мы знаем, для чего поставляются храмы Божьи, и для чего в них устраиваются алтари, престолы, жертвенни и святые образа, и все устройство храма. Нам известно, что все это устройство собственно для имени или для жилища Божия, куда все мы верующие должны прибегать, во всех наших нуждах, по примеру праведников, как сказано: «И взем Моисей кущу свою, потче ю вне полка, далече от полка: и прозвася скиния свидения: и бысть, всяк взыскуяй Господа исхождаше в скинию яже вне полка» ( Исх.33:7 ). В древности священные скинии поставлялась вне полка, так и у нас храмы поставляются вне жилищ людских, на особом месте, и ограждаются оградой, как святое место. И вот для устройства этого места святого Господь и повелел Моисею, чтобы он составил общественный сбор от всего народа, и по Божественному определению люди приносили пожертвования для устройства святилища – злато, серебро, медь и прочия принадлежности, необходимые для устроения скинии;в этом пожертвовании принимал участие и женский пол, как о сем свидетельствует в Св. Писании Лев. и т. п. (См. о сем Исх.35:4–9, 12–29, 25:1–8 ; Числ.31:54 ; Иис. Нав.6:18 ). Молок. Выслушав ваше доказательство, в котором вы нас уподобили непокорным детям Отцу небесному, а себя уподобили послушливому сыну, и для вас все дела Божьи находятся известны, а для нас неизвестны, мы должны вам заметить, что вы вовсе не на вопрос нам ответили; мы просили вас из Новаго Завета доказать, где заповедано от И. Христа или Апостолов делать сбор от прихожан для посторойки храма или для поправки; вы же привели доказательство из Ветхого Завета, что мы и без вашего указания знаем о постройках скинии и храма, где действительно был сбор от всего Израиля. Мы просим вас из Нового Завета о сем доказать. Христ. Для вас наверно желательно видеть второе, еще на это приказание в Новом Завете, так что ли? Молок.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedi-p...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010