10) Мы не будем говорить о беседе чрез ангелов, имевшей место после этого, и о каких-либо подобных сим событиях. Также сыну Навина (Иис. Нав.5:13 ), когда он был занят мыслию о войне и ряды войска были уже пред неприятелем, явился Божественный ангел в человеческом виде, похожий на воина, показывавший руку, вооруженную мечем. Принимая его за воина и недоумевая при этом необычном зрелище, Иисус спросил, кто он соплеменник или враг? Воин заявил, что он есть вождь воинства Господня. Также один из пророков ( Ис.6:1 ) говорит, что он видел Господа —115— славы и кругом предстоящих серафимов. Когда ему предстояло быть посланным к жестоковыйному и непослушному народу, он просвещается этим видением неизреченной славы и уста его очищаются углем, дабы беседовать чистому с чистым. Сделавшись служителем божественного слова, укрепленный этим видением и славою, поставленный в невозможность сравнивать это с чем-либо другим, презрев все человеческое, он мог дерзновеннее выступить на пророческое служение. Другой ( Иез.9:2 ) пророк, когда просветленными мысленными очами созерцал Богом определенную казнь грешникам, увидел назначенных для этого служителей с секирами в руках, представлявших истребление, гибель и избиение множества непокорного народа. Видел он также человека, одетого в льняную одежду, которому было повелено пройти по городу и сделать знаки на челах людей, скорбящих и воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди них, чем божественное правосудие отделяло невинных от виновных. Еще одному пророку является муж, сидящий на рыжем коне ( Зах.1:8 ), указывая, как всадник, может быть, на быстроту и скорость действий. Цвет же коня, которым обозначается гневный, свирепый, красноватый и огненный вид сражающихся, указывает гнев Божий против народов языческих. И затем пророк услышал добрые слова ( Зах.1:17 ) и речи утешения, предвозвещавшие Божественное благоволение и человеколюбие, которые Бог всяческих дарует Иерусалиму, возвращая народ порабощенный и плененный к прежнему процветанию и довольству, – и обетования относительно города, что он будет обстроен, населен и обогащен. Многое и другое указывали эти видения созер-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1 . Открытие у свящ. писателей толкований на другие места Писания, напр. Ап. Петр во 2-ой гл. Деяний 25–36 ст., толкует псалом 15-й 8–11 ст. 2 . Отнесение параллельных или сходственных мест писания, в которых писатели поясняют друг друга, – напр. Ин.6:56 1Кор.11:27 . 3 . Исследование состава речи в связи с предыдущими мыслями, имеющими отношение к объясняемому месту. 4 . Изучение исторических сведений о возникновении той или другой книги. 5 . Знание языков, на которых написаны оригиналы книг (Еврейского и Греческого). 6 . Сличение разных переводов Св. Писания. 7 .Знание древней географии и хронологии. При всем этом должно руководиться свящ. преданием и творениями св. отцов и учителей церкви, «якоже они достигоша» (19 прав. 1 вс. соб.). Число и наименование законоположительных ветхозаветных книг. В ветхом завете книг законоположительных пять: Бытия, Исход, Левит, Чисел и Второзаконие. Все эти книги известны под одним общим названием «Пятикнижия». Написаны они вождем народа Еврейского Моисеем, почему известны под именем книг Моисеевых или закона Моисеева. Писал он их постепенно, по мере сообщаемых ему откровений, которые Господь повелевал ему записывать вместе с повествованиями о народе Божием. Первоначально они составляли одну книгу, известную под именем Тора, т. е. Закон. Что писатель Пятикнижия есть именно Моисей, на это в разных местах Св. Писания находится множество указаний (Иис. Нав. 1, 7, 8 ; 1Езд.3:2 ; Мк.12:26, Деян.15:21 .). Книга Бытия В Еврейской Библии книга называется начальным словом ее «берешитъ», т. е. в начале; в Греческой – называется «Бытие», что указывает на содержащееся в ней повествование о происхождении мира и людей. Главный предмет книги – повествование о начале мира и человеческого общества и краткая история веры в избранном народе, в продолжение патриархальных времен. Время, место и цель написания книги Бытия. Некоторые (Филон и Иосиф Флавий) думают, что эта книга написана в бытность Моисея в земле Мадиамской, но скорее всего, она написана в странствование Аравийское, когда Моисей был уже богодухновенным пророком.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Замечай, что не железом (железным ножом) Сепфора обрезает дитя, ибо железо служит для наказания и приличествует находящимся под наказующим законом, – но „камешком“ (острым), как написано ( Исх.4:25 ), понимаемым в значении прообраза Христа, ибо этим указывается на непреложность и твёрдость во всём природы Единородного. Поэтому Бог и Отец через святых пророков называл Христа и „адамантом“ (алмазом), говоря так: „вот Я влагаю адамант в средину народа Моего Израиля“ ( Ам.7:8 ). Адамант образно опять указывает нам на то, что божественная и неизреченная природа Слова отнюдь не может уступать противникам Своим. Таким образом и божественный Иисус, после военачальствования Моисея и его кончины призванный для предводительства (Израилем), по божественному определению делал чистыми сынов Израиля. И так как им подобало восставать против неприятелей, то и благовременно приказывал им как бы наперёд вооружиться посредством обрезания, зная, что иначе не избегнут поражения и не спасутся от смерти уже долженствовавшие немедленно же начать сражение. Написано же о нём так: „и сказал Господь Ии- —163— сусу: сделай себе ножи каменные из камня острого и, седши, обрежь сынов Израиля 1611 ; и сделал Иисус ножи каменные и обрезал сынов Израиля“ (Иис. Нав.5:2–3 ). Наименование „камня“ здесь указывает нам как бы на твёрдость и несокрушимость Божия Слова. А название его „острым“ обозначает Его силу тонко проникать во всё и острейшую Его действенность, как и Павел, воспитанный на священных и божественных писаниях, называет нам Божественное Слово „живым и действенным, и острейшим более всякого меча обоюдоострого“, и говорит, что оно проникает „до разделения души и духа“ ( Евр.4:12 ). Столь тонкое и острое, проникая в наши сердца через Собственного Духа 1612 , Оно освобождает от всякой нечистоты. Обрезая неизреченным образом то, что наполняет нас превеликой мерзостью, Он делает нас и святыми и непорочными. Замечай, пожалуйста, здесь яснейший образ истины. Обрезывающий Иисус, а подвергающиеся этому от него суть „всякое дитя молодое“, как написано, „которое не знает сегодня доброго или злого“ ( Втор.1:39 ). Так вышедшие из Египта имели на себе божественный гнев возмездием за непослушание и разнообразные наказания постигали их в пустыне, так как всесвятому Богу благоугодно было справедливо не вводить их в землю, которой клялся отцам их. Бывшие же после них, как свободные от вины непослушания, служили прообразом нового народа, почему и принимают обрезание в духе через Христа, между тем как дре-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

и 4., ( 2Кор.3:12 ; Рим.8:3 ). (3) Иисус Навин, народ Израильский вводя в обетованную землю, проводил их чрез реку Иордан, в которой реке не только они не потонули, но еще как посуху перешли на берег обещанной земли; да к тому ж посреди той реки поставлены были от Иисуса Навина двенадцать камней в знак того, как с ними Бог чудно и милостивно поступает: Иис. Нав. 3 . и 4., так и истинный Господь Иисус, делая нас причастниками вечного живота, велит нам таинство крещения принимать ( Ин.3:5 ). в том крещении мы свои потопивши грехи сами оживляется, благодатью Его оправдаеми, и чрез сие крещение обязуемся служить Христу, памятуя наше оправдание. (4) Тот же Навин Иисус по взошествии в обетованную землю знатные делал победы, и всех там живших людей прехрабро покорял, и искоренял, людям введенным от себя землю тую разделил, и всякому колену, сколько надобно было, владения определил, и по долговременных войнах желанный мир дал: так и истинный им прообразованный Господь Иисус един только возмог победить престрашных наших неприятелей, грех, смерть, дьявола; «где твое смерте жало?» и пр. ( 1Кор.15:55 ), веровавшим в него, по силе их, дарования душевные разделил ( Еф.4:7 ) и желанный нам в сердце с Богом мир даровал ( Еф.2:14 ). Итак от сего сравнения видим, почему Израильский вождь назывался Иисус, как изрядный Иисуса Христа на себе носил образ; и какое разнствие между им и Иисусом Христом и в самом имени было? Что должно заметить и для других, которые подобное имя имели, как некоторый у ( Зах.3:1 ) поминается Архиерей Иисус; а в прочих, которые собою Христа Иисуса не изображали, но так назывались, сие случайно было. И того ради сие имя собственно и настояще не можем иному кому приличествовать, кроме Господа нашего и Спаса, свободившего весь род человеческий от вечной работы греховной и демонской. Вопросишь. Так почему Господь Иисус есть наш истинный Спаситель и Избавитель, и от чего Он нас спасает и избавляет? Отвечаю. Сие хотя от преждереченных и известно: однако чтоб узнать, сколь велико Спасителя нашего благодетельство есть, то тоже самое еще изъяснить за нужное почитаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Что, каждый год больше чем наполовину обновляется православная аудитория, что нужно ежегодно одно и то же повторять?  Вряд ли. Что же это означает? А то, что говорить нам на самом деле больше не о чем (ну если, конечно, не вдаваться в политику или в обличение «неправославия»). Мы что, о жизни во Христе будем говорить? Не будем. Мы её не знаем, а кто знает, тот помалкивает, потому что его сразу в прелести обвинят. Мы будем говорить о радости христианской жизни? Да где ж она? посмотрите на наши лица. Игумен Петр (Мещеринов) Мы расскажем о всеобъемлющем действии, о преображающих нас дарах Святого Духа? да мы что, протестанты, что ли? мы ведь православные – грешные, недостойные, и этих даров знать не знаем, и знать не желаем. Нам святитель Игнатий (Брянчанинов) уже всё разъяснил – что всякая мысль о действии Духа в нашем падшем состоянии есть тяжкое заблуждение… как будто и не приходил ради нас, падших, на землю Христос, как будто Он Свою Церковь с её духовными дарами для нас, грешных, не основал… Мы предъявим плоды делания заповедей Христовых? На эту тему, особенно в её общественном преломлении, лучше и вовсе не говорить. Вот Священное Писание говорит великие слова: и знай в сердце твоём, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего (Втор. 8, 5). Расскажем ли мы о плодах такого обучения? но ведь мы не ассоциируем наше церковное существование с этой вот Божественной Педагогикой. Что, мы будем над Священным Писанием размышлять день и ночь (Иис. Нав. 1, 8), и делиться друг с другом плодами этих размышлений? да упаси Боже. Это ведь прямая дорога к гордости и своеумию… Чему мы научились в нашей Церкви за эти двадцать лет? что все вокруг плохие, одни мы хорошие? что все погибнут, одни православные спасутся? Мы, оказывается, не научились даже, как нужно пост Рождественский правильно проводить. Вот и судите об итогах прошедшего двадцатилетия. – Не соглашусь. У нас действительно сильно расширилась аудитория — в 2 раза за год — — почему не познакомить новых читателей с хорошими статьями? И вообще  как-то это всё очень мрачно. Что же, ничего хорошего за эти годы не было, что ли?

http://pravmir.ru/igumen-petr-meshherino...

ослабится или уничтожена будет царская власть у Израильтян с умерщвлением Захарии, сына Иеровоама II, после которого цари у них были хищники престола и держались на нем или террором, или чужеземной помощью. Имя Лорухама (не помилованная), данное дочери, рожденной после первого сына, показывало, что Господь не будет больше миловать дом Израилев ( Ос 1:6 ). А имя Лоамми (не Мой народ), данное второму сыну, показывало, что Господь отрекается от народа Своего, составляющего царство Израильское ( Ос 1:8–9 895 ). Действительно, по смерти Иеровоама II Израильтяне были предоставлены самим себе, своим страстям и распрям, от которых произошли частые мятежи и междоусобия, быстро (чрез 52 года) приведшие их царство к разрушению. Впрочем, это отпадение Израильтян, говорит пророк, не нарушит коренных обетований о потомстве Авраама; будет время, когда число истинных Израильтян будет равняться песку морскому и станут называться сынами Божиими те, которые теперь не называются народом Божиим ( Ос 1:10–11 ; 896 ср. Гал 3:7 ; 897 Римлян. 2:28–29; 898 9:25–26 899 ). По наступлении этого великого дня Израилева переменятся и вышеупомянутые названия (Лорухама и Лоамми), так как они даны за отступление, в котором вините мать вашу, т. е. церковь , учрежденную Иеровоамом I; она разорвала законный союз и породила детей блужения т. е. людей склонных к идолопоклонству, перенимающих новые и новые культы ( Ос 2:1–8 900 ). За это отниму у них Мои благодеяния и переселю их в места пустые ( Ос 2:9–14 901 ). Впрочем, для поддержания надежды и там укажу им поляну Ахорову (Иис Нав. 7:24 ; 902 Исаии 65:10 903 ); там возвратится смысл их по днем изведения от земли Египетской; они обратятся ко Мне, и Я скажу не Моему народу: ты – Мой народ, и он скажет: Ты – мой Бог ( Ос 2:15–23 904 ). Некоторым толкователям союз пророка Осии с блудницею казался столь необыкновенным, что они никак не могли допустить действительность его. Так Халдейский парафраст и некоторые раввины утверждали, что повествуемое в первой главе книги Осии происходило в видении.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

в) то, что принадлежит временам, бывшим после Моисея. Немногие сего рода места, не состоящие в необходимой связи с целостью книг Моисеевых, руками Иисуса Навина, Ездры или других избранных Духом Святым продолжателей и хранителей Священного Писания, могли быть внесены с намерением объяснения или пополнения, соответственного их временам. Быт. XIII. 18 (см. Ис. Нав. XIV. 15. XV. 13). Быт. XXXVI. 31–43 (см. 1 Пар. 1. 43–54). Исх. XVI. 35 (см. Иис. V. 12). Втор. XXXIV. 2) Иис. I. 8. 4 Цар. XXII. 8. Дан. IX. 11. Неем. VIII, 1 Ин. 1. 17. 45. V. 46. Из сих немногих указаний на книги Моисеевы уже можно видеть, что те же самые, которые под сим именем существуют ныне, так же существовали, употреблялись и признаваемы были во время земной жизни Иисуса Христа, после плена вавилонского, во время самого плена, во времена царства Иудейского, и в первые дни после смерти Моисеевой. Текст самаритянский и греческий перевод, столь давно отдаленные особенною судьбою от текста еврейского, также суть неподозрительные свидетели о подлинности целого состава оных. III. ДOCTOBEPHOCTЬ ПИСАНИЙ МОИСЕЕВЫХ СО СТОРОНЫ ЕГО ЛИЦА Непререкаемое достоинство бытописанию Моисееву дает его богодухновенность, неизменно свидетельствуемая и всегдашним мнением, и событиями ветхозаветной и новозаветной Церкви. Недоверчивым испытателям во свидетельство достоверности Моисея могут быть указаны следующие особенные принадлежности его лица: 1) воспитание при дворе фараона во всей премудрости египетской (Деян. VII. 22), которого, впрочем, выгодами он не пленился; 2) откровения многократные, продолжительные и беседования с Богом устами ко устам (Числ. XII. 7. 8); 3) обильный дар чудотворений; 4) вождение народа Божия и служение Божественному законодательству; 5)беспристрастие, с каковым он повествует унизительные для себя происшествия без застенчивости (Числ. XII. 1), говорит о добрых качествах и не скрывает своего греха и наказаний (Числ. XX. 12); 6) бескорыстие, с каковым он отказывался от благословения Божия и спасения своего, для спасения народа (Исх. XXXII. 10. 32), и умер, не оставив детям никакого достоинства (1 Пар. XXIII. 14). IV. BPEMЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ КНИГИ БЫТИЯ

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=798...

20:7; Втор. 5:11). Примером суровой кары за нарушение клятвы может служить трехлетний голод, поразивший при Давиде Землю Израиля за истребление Саулом жителей Гаваона, которым предводители израильтян при завоевании Ханаана поклялись сохранить жизнь (Иис. Нав. 9:15). В Библии принесение клятвы не считается предосудительным: клянется сам Бог, Его именем так же предписано клясться, как и бояться Его, служить и быть верным Ему: «Господа, Бога твоего, бойся [и] Ему [одному] служи, и к Нему прилепись и Его именем клянись» (Втор. 10:20). Даже союз, заключенный между Богом и израильским народом, в особенности в той версии, в которой он описан во Второзаконии, сходен по своей форме с хеттскими и аккадскими договорами II тысячелетия, которые, в сущности, не что иное, как клятва вассала хранить верность своему сюзерену, завершавшаяся перечислением угроз и проклятий нарушителю договора , , (см. Втор. 27, 28, 29:12-14). Лишь в изречении: «Не торопись устами своими, и пусть сердце твое не спешит молвить слово пред Богом» (Еккл. 5:1), – можно усмотреть предостережение от поспешной клятвы . В древности клятвы сопровождались любопытными ритуалами. Для большой торжественности клятва обыкновенно сопровождалась призывом Бога в свидетели, что выражалось, кроме упоминания Его имени, особым жестом поднятием руки вверх по направлению к небу (Быт. 14:22); отсюда выражение: «я поднимаю руку», , то есть «я клянусь» (Исх. 6:8) . Использование таких жестов в клятвенных ритуалах древнего Египта, по мнению И.М. Лурье, «объясняется не только культовым значением неба как обители богов, чьи имена призывались при произнесении клятв, но и тем, что этот жест устанавливал, вероятно, магическую связь между человеком и богом» . Два раза в Библии встречается особый символический жест при клятве: обещающий какую-нибудь услугу другому кладет свою руку под чресла последнего. В обоих этих случаях обещание дается престарелому человеку, и выполнение обещания предполагается после смерти последнего (Быт. 24:1-2, 47:29).

http://bogoslov.ru/article/3109806

На Вечерне, совершаемой накануне Богоявления, читаются 13 паремий – отрывков из ветхозаветных книг. Причина такого большого количества паремий (обычно под праздники читается только три паремии) объясняется тем, что в древней церкви в этот день крестилось большое количество оглашенных. Таинство крещения совершалось в притворе храма во время чтения паремий. После крещения новокрещенные, в белых одеждах, со светильниками в руках входили в храм. Христиане же встречали их пением: “Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся,” что до сих пор принято петь на литургиях праздников Крещения и Рождества Христова. На паремиях под праздник Богоявления читаются Библейские рассказы и пророчества, имеющие отношение к воде, например:1) Быт. 1:1–13 – об установлении земли на “водах;” 2) Исх. 14:15–18, 21–23, 27–29 – переход Израиля через Красное море; 3) Исх. 15:22–27. 16:1–4 – победная песнь Богу после потопления египтян; 4) Иис. Нав. 3:7–8, 15–17 – чудесный переход евреев через Иордан; 5) 4Цар. 2:6–14 – чудесный переход пророков Илии и Елисея через Иордан; 6) 4Цар. 5:9–14 – исцеление Неемана от проказы в реке Иордан; 7) Ис. 1:16–20 – призыв покаяться и омыться; 8) Быт. 32:1–10 – примирение Иакова с Исавом около Иордана; 9) Исх. 2:5–10 – египетская царевна находит младенца Моисея на берегу Нила; 10) Суд. 6:36–40 чудесное орошение шерсти для удостоверения Гедеона; 11) 3Цар. 18:30–39 – чудо низведения огня пророком Илией и последующий дождь; 12) 4Цар. 2:19–22 – чудесное превращение пророком Елисеем соленой воды в пресную; 13) Ис. 49:8–15 о духовном возрождении. На литургии накануне Богоявления читается Апостол: 1Кор. 9:19–27 и Евангелие: Лук. 3:1–18 . В стихирах Вечерни праздника Крещения делается художественный пересказ истории этого события: разговор Иисуса Христа с Иоанном Крестителем и его боязнь крестить Господа, отверстие небес, глас с неба и сошествие Св. Духа. Кроме того, в стихирах поясняется внутреннее значение праздника: а) Господь принял Крещение не для собственного очищения, в котором Он не нуждался, а ради спасения людей; б) Господь до конца желал исполнить все ветхозаветные законы и обряды; в) восхождение Его от воды знаменует возведение мира к небу, и, наконец, г) современное таинство крещения дает благодать Божию потому, что вода крещения освящена Господом. Тропарь

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Сектант: 4) В 4 заповеди сказано: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай (в них) всякия дела твои, а день седьмый – суббота Господу Богу твоему» и т. д. А в 31 главе (ст. 15–16) Исхода суббота названа «заветом вечным», следовательно, должно и теперь праздновать ее, как установление вечное. Объяснения православного: 4) Да, евреи должны были праздновать субботу, иначе они были бы под клятвою закона ( Исх. 27:26 ). Мы же теперь не под законом, а под благодатью искупившего нас от этой клятвы Христа: «Христос, учит св. апостол Павел, искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою... Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относятся обетования... Закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя, ибо все вы, говорит апостол, сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Гал. гл. 3-я), «Который упразднил вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением» ( Еф. 2:15 ). Слова: «навеки» и «вечно» в св. Писании Ветхого Завета не значат «навсегда», а означают время вообще продолжительное: «он останется рабом его вечно» ( Исх. 21:6 см. еще: Быт. 17:8 , Иис. Нав. 14:9 и др.) и особенно – время до пришествия Мессии – Христа, когда начался новый век, – век христианства. Сами же субботники не празднуют, например, еврейскую пасху с однолетним агнцем, опресноками (мацою), мазанием его кровию дверных косяков, не празднуют ее с препоясанными чреслами; с посохами в руках и т.п., а ведь Господь об этом празднике сказал: «Да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его... Храните сие, как закон для себя и для сынов своих навеки» ( Исх. 12:1–24 ). Сектант: 5) Нужно различать «установления вечныя» и «законы вечные» от «завета вечнаго»: «установления» и «законы» исполнялись только до Христа, а «завет» это – союз Бога с человеком и должен существовать вечно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010