2-й. Так как Иисус сын Сирахов писал около 2-х веков до Р. X, то его свидетельство может служить выражением воззрений, установившихся в 3–4 в., т. е. несколько десятков лет спустя после предполагаемого появления Девтероисаии. В такой краткий промежуток времени, при общем знакомстве евреев с древним пророком Исаиею, едва ли мог появиться труд его гипотетического двойника и едва ли мог быть признан за произведение истинно Исаии. Наконец, самое важное доказательство в пользу подлинности дают Иисус Христос и апостолы, которые неоднократно ссылаются на вторую часть книги и приводят пророчества ее с именем Исаии. с) Разделение содержания книги Исаии Весь цикл пророческих речей второй части принято делить на 3 отдела по 9 глав в каждом. Внешним разграничительным признаком для разделения служит одна и та же заключительная мысль о наказании и гибели врагов Израиля, нечестивых и отступников, форма которой изменяется в соответствии с общим характером и содержанием отдела. Первый отдел оканчивается 50-й главой: «вот все вы, которые зажигаете огонь, вооруженные зажигательными стрелами, идите в пламень огня вашего и стрел, раскаленных вами; это будет вам от руки моей, в мучении умрете». Второй отдел оканчивается 22-м стихом 57-й главы: «а нечестивые – как море взволнованное, которое не может успокоиться и которого воды выбрасывают ил и грязь. Нет мира нечестивым, говорит Бог мой». Конец 66-й главы (ст. 24): «и будут выходить, и увидят трупы людей, отступивших от меня: ибо червь их не умрет и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью всякой плоти». В первом отделе изображается освобождение народа Божия от плена Вавилонского, как божественный акт оправдания и искупления от его прежних грехов. Во втором описывается всемирно-историческая миссия Израиля, как раба Иеговы, – миссия, сущность которой состоит в том, чтобы исполнить слово Иеговы: «мир, мир дальнему и ближнему» и исцеление путем спасительных страданий за других. В третьем (Окончание следует) 198 Goethe‘s sämmtliche Werke in vierzig Bänden.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

XIV. О почитании нетленных мощей святых Угодников Божиих Священное Писание свидетельствует, что почитание мощей существовало ещё в ветхозав. Церкви. Так, в книге Исход рассказывается, как Моисей, при выходе евреев из Египта, взял с собою кости Иосифа ( Исх.13:19 ). Благочестивый царь Иудейский Осия сжёг множество костей умерших людей, но кости пророка Божия повелел оставить в покое и не трогать: 4Цар.23:18 . В той же книге рассказывается и о чудесном воскресении одного мертвеца чрез прикосновение к мощам пророка Елисея: 4Цар.13:21 . А премудрый Соломон прямо говорит, что «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего»: Прем.2:23 . Священное Писание свидетельствует также, что даже одежда праведных людей прославлялась от Господа – силою чудотворения, напр. милоть Илии пророка: 4Цар.2:14 . Кровоточивая женщина с верой прикоснулась к одежде Иисуса Христа и получила исцеление, ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею: Мк.5:28–29 . Платки и полотенца апостола Павла, полагавшиеся в его отсутствие на недужных и одержимых бесами, исцеляли болезни и прогоняли нечистых духов: Деян.19:12 . Даже тень апостола Петра имела чудодейственную силу: Деян.5:15 . Итак, если платки и опоясанья и даже тень апостолов имели чудодейственную силу, то неужели не имели таковой силы сами тела святых апостолов? Псалмопевец Давид говорит о праведниках, что Бог хранит все кости их ( Пс.33:21 ), или «не дашь святому Твоему увидеть тление» ( Пс.15:10 ). А так как Иисус Христос был не только Бог, но и человек безгрешный, то и пророчество о нетлении тела Христова может относиться и к телам Его последователей, по словам апостола Павла: «И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» ( 1Кор.15:4:9 ). Премудрый Иисус, сын Сирахов, говорит о двенадцати пророках, уже давно почивших: «Процветут кости их от места своего» ( Сир.49:12 ). По успении прор. Елисея, пророчествовало тело Его: Сир.48:14 , Наконец, если сила Христова нетленна, то нет ничего удивительного, что она, вселяясь в человека, делает и тело его нетленным. Это подтверждается и Священным Писанием: 2Тим.1:10 ; Мф.27:52 ; Притч.10:7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Аминь. О здоровье Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа! Очень часто, когда мы хотим какому - либо человеку пожелать что - либо хорошее, мы желаем ему доброго здоровья. Поздравляя родных и знакомых с днем рождения, с каким - либо юбилеем, с Новым годом, мы опять же неизменно желаем им здоровья. Здоровье — это основа существования нашего земного тела, здоровье — это отсутствие каких-нибудь болезней и заболеваний. Здоровье — это нормальное функционирование всех органов нашего тела. С христианской точки зрения здоровье — это великий дар Божий, который надо хранить, беречь и не утрачивать. Святая Библия учит нас, что целостное здравое состояние человека тогда гармонично и нормально, когда здорово тело и здорова душа. Вот что говорит праведный Иисус сын Сирахов: " Венец премудрости — страх Господень, произращающий мир и невредимое здравие, но и то и другое — дары Бога… Корень премудрости — бояться Господа, а ветви ее — долголетие… " (Сир. 1, 18–20). Однако, к сожалению, бытует среди людей совершенно неправильное мнение, будто бы для духовного развития вредно быть человеку здоровым и, наоборот, полезно всегда быть больным. Неверность таких рассуждений подтверждает вся история Святой Церкви и Священное Писание. Сам Господь наш Иисус Христос неоднократно, желая проявить Свою любовь к людям, исцелял их от болезней, возвращал потерянное здоровье. Многие святые, как например, св. апостол и евангелист Лука, св. великомученик и целитель Пантелеимон, св. Сампсон - странноприимец, святые Косма, Дамиан и другие святые занимались лечением больных. В слове Божием так говорится о дозволенности обращаться к врачам и лекарствам: " Дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен… " (Сир. 38, 12). " …Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими " (Сир. 38, 34). Совсем другое дело, когда ставится вопрос о том, как надо относиться к посетившим нас болезням. Христианское учение содержит в себе достаточно ясное решение этого вопроса.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2221...

Велика и страшна эта заповедь Христова, ибо все мы постоянно осуждаем друг друга, и все повинны тому Страшному Суду, который сотворит над нами Господь и Бог наш Иисус Христос. Он будет судить нас за то, что мы выискиваем малейшие недостатки своих ближних, смакуем их, а своих самых крупных погрешностей не видим и не хотим видеть. Неистребимо стремление наше, лишь только услышим что-то дурное, сейчас же, как можно скорее везде и всюду это повторять. Язык наш зудит, он горит, хочет рассказать о том, что узнал. Вспомним, что сказал святой апостол Павел в Послании к римлянам: «Итак не извинителен ты, всякий человек, судящий другого; ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же. А мы знаем, что по истине есть суд Божий на делающих такие дела. Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела, и (сам) делая то же?» ( Рим. 2:1–3 ). Какая великая истина содержится в этих словах апостола! А мы уже забыли, что не смеем восхищать права у Самого Господа Иисуса Христа, Единого верховного Судии, Который Один знает сердца наши, Один лишь и может судить нас по правде и истине. Мы осуждаем грубо и дерзко, даже не зная того, что согрешивший брат наш, может быть, глубоким покаянием уже изгладил грех свой. Мы порицаем, не хотим простить греха, который простил Сам Бог . «Посему не судите, никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» ( 1Кор. 4:5 ). А мы всегда судим «прежде времени», предваряя Суд Христов. Мы сами судьи над ближними, но только не над собой. Великий древний мудрец Иисус сын Сирахов произнес мудрые слова: «Выслушал ты слово, пусть умрет оно с тобою. Не бойся, не расторгнет оно тебя» ( Сир. 19:10 ). Неужели хоть когда-нибудь умирают в нас слова осуждения брата нашего? Забываем ли мы их? Никогда. Мы разносим их повсюду и становимся похожими на мерзких мух, садящихся на язвы и раны и не дающих им зажить. Своим злым осуждением мы растравляем душевные раны. Разве не лучше уподобиться пчелам, которые летают с цветка на цветок собирая мед и откладывая его в соты? Мед надо собирать – все доброе видеть в братьях наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Иисус, сын Сирахов, пишет, что тело пророка Елисея, после его смерти «пророчествовало» (Иис. Сир. 48:14 ). И это все потому, что «дорога в очах Господних смерть святых Его» ( Пс. 115:6 ). Из приведенных мест всякий беспристрастный сторонник истины может сделать тот вывод, что псалмопевец Давид никак не допускал той мысли, что благодатные дары Св. Духа не могут проявляться чрез тела святых угодников Божиих. Пророку Моисею Господь сказал, что он не войдет в землю Обетованную, ( Втор. 34:4 ). И слово Господне исполнилось: не только пророк Моисей живым не вошел в землю обетованную, т. е. в Палестину, но даже не попали туда его останки. Такова была воля Божия. Относительно того, что для евреев осталось неизвестным место погребения Моисея, то на это также была воля Божия, а особенно забота Господа о избранном Им народе еврейском, чтобы он, при своей великой склонности к язычеству, не стал боготворить останков Моисея. Но этим совсем не запрещается почитание останков угодников Божиих. Если стать на узкосектантскую точку зрения, то на основании данного места можно сделать тот вывод, что вообще не нужно хоронить умерших, а также нельзя переносить останков умерших. Вот до какой бессмыслицы можно дойти, основываясь на сектантском лжеучении. В Ветхом Завете евреи почитали останки, или мощи, своих патриархов. «И взял Моисей с собою кости Иосифа; ибо (Иосиф) клятвою заклял сынов Израилевых, сказав: посетит вас Бог, и вы с собою вынесете кости мои отсюда» ( Исх. 13:19 ). Позже, во времена Иисуса Навина, эти кости были похоронены в Сихеме с великими почестями, там, где почивали первые еврейские патриархи (Иис. Нав. 24:32 ). Из приведенных мест видно, что почитание останков ветхозаветных патриархов не считалось чем либо необыкновенным. В Новом Завете Господь Иисус Христос свидетельствует, что Иудеи строили «гробницы пророкам» и украшали «памятники праведников» ( Мф. 23:29 ). И Спаситель за это нисколько их не осуждал. 2) Пророк Иеремия предсказал, что Господь Бог накажет тех людей, которые будут поминать останки людей: «В то время, говорит Господь, выбросят кости царей Иуды, и кости князей его, и кости священников, и кости пророков, и кости жителей Иерусалима из гробов носят, и раскидают их пред солнцем и луною и пред всем воинством небесным...

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Послушайте, что говорит премудрый Иисус, сын Сирахов, о почитании родителей: Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них, ибо благословение отца утверждает дома детей, а клятва матери разрушает до основания. Оставляющий отца – то же, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать ( Сир. 3:8–9, 16 ). В книге Второзакония читаем мы страшные слова: Проклят злословящий отца своего или матерь свою ( Втор. 27:16 ); в книге Исход – еще более страшные: Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти ( Исх. 21:15 ). Таких преступников побивали камнями, ибо нужно было, чтобы их казнь была великим событием в жизни народа, чтобы народ видел и понимал, какого наказания заслуживают те, кто жестоко обращается со своими родителями; чтобы он почувствовал, как тяжек грех оскорбления отца своего. Так было в древние времена. Теперь этот закон не исполняется. Бьющий своего отца, злословящий свою мать у нас часто остается безнаказанным. А если страдающие от жестокости родители решаются подать жалобу в суд, то существование их становится совершенно невыносимым. Но Божий закон вечен, и если ныне не казнят тех, кто бьет отца своего, то все же правда остается правдой. Бьющий отца осужден от Бога на смертную казнь, и хотя никто не побивает его камнями, но проклятие Божие будет вечно казнить его. Правда Божия всегда будет исполняться, даже когда люди перестанут следовать ей. Пусть подумают об этом те, кто оскорбляет родителей, кто гонит из дому старика-отца или старуху-мать, кто обрекает их на голод, лишая своей помощи. Пусть они помнят, что над ними исполняется древний закон, что Богом осуждаются они на избиение камнями. Исцеляя десять прокаженных, Иисус Христос знал, что девять из них не вернутся воздать славу Господу, но, тем не менее, Он всех исцелил. Он изливал Свою безмерную милость на всех, Он отдал жизнь Свою святую за грешных и неблагодарных. Он тяжко мучился на Кресте Голгофском ради нас, недостойных, ради тех, кто отверг Его, кто предал Его смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Послушайте, что говорит премудрый Иисус, сын Сирахов, о почитании родителей: «Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них, ибо благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания... Оставляющий отца – то же, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою» ( Сир.3:8–9, 16 ). В книге Второзакония читаем мы страшные слова: «Проклят злословящий отца своего или матерь свою» ( Втор.27:16 ). В книге Исход читаем ещё более страшные слова: «Бьющего отца своего должно предать смерти» ( Исх.21:15 ). Народ Израильский побивал камнями таких тяжких преступников. Нужно было, чтобы казнь их становилась страшным событием в жизни народа, чтобы народ видел и понимал, как наказывать тех, кто жестоко обращается со своими родителями, чтобы он почувствовал, как тяжек грех оскорбления отца своего. Так было в древние времена. Но не так теперь. Этот древний закон не исполняется. Бьющий отца своего, злословящий мать свою у нас часто остаётся ненаказанным. А если решаются умирающие от голода родители подать жалобу в суд, то существование их будет ещё больше отравлено детьми их. Но Божий закон вечен, правда Божия непоколебима, и если не казнят теперь тех, кто бьёт отца своего, то будут осуждены они от Бога на смертную казнь. И хотя никто не побивает их камнями теперь, но проклятие Божие, осуждение Божие будет вечно казнить их, ибо правда Божия никогда не отнимется и всегда будет исполняться, даже и тогда, когда люди перестанут следовать ей. Пусть подумают об этом те, кто оскорбляет родителей, те, кто гонит из дома своего старика отца или старуху мать, кто обрекает их на голод, лишая помощи своей. Пусть помнят они, что над ними исполнится этот древний закон. Пусть помнят, что Богом осуждены они на побиение камнями. И пусть трепещут. Господь Иисус Христос, когда исцелял десять прокаженных, знал, что девять из них окажутся неблагодарными, но тем не менее всех исцелил. Он изливал Свою милость безмерную на всех – и достойных, и недостойных. Он отдал жизнь Свою святую и за грешных, неблагодарных. Он страдал на Кресте Голгофском ради нас, недостойных, и ради тех, кто отверг Его, кто предал Его смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

При этом дано нам убеждение, что отпущение грехов возможно и в загробной жизни, что видно из слов Спасителя: «Всякий грех и хула простятся человекам; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» ( Мф. 12:31–32 ). Отсюда вывод прямой, что отпущение грехов грешникам возможно и по смерти их. В Апокалипсисе говорится, что Господь Иисус Христос имеет ключи ада и смерти ( Апок. 1:17–18 ); следовательно, Он может отверзать запоры адовы и освобождать оттуда грешников. Ибо Он, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи и всегда жив, чтобы ходатайствовать за нас ( Евр. 7:4–25 ). Из Писания видно, что в ветхозаветной Церкви существовал обычай молиться за умерших; Иуда Маккавей принес молитву и жертву за павших воинов, когда оказалось, что у них под хитонами нашлись вещи, посвященные Иамнийским идолам ( 2Мак. 12:40–45 ); эта умилостивительная жертва принесена для того, чтобы воины получили разрешение от греха. Иисус сын Сирахов говорит: «Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости» ( Сир. 7:36 ). Все литургии, начиная с литургии Апостола Иакова, содержат в себе молитвы за умерших. Иоанн Златоуст говорит: «Не напрасно узаконено Апостолами творить пред Страшными Тайнами поминовение об усопших: они знали, что великая бывает от сего польза для усопших, великое благодеяние. Не напрасны моления, не напрасны милостыни: все это установил Дух Святый, желая, чтобы мы пользу получили друг через друга». Блаженный Августин пишет: «Не должно сомневаться, что молитвы Св. Церкви, спасительная жертва и милостыни, совершаемые за души умерших, содействуют им к тому, чтобы Господь был к ним милостивее, нежели сколько заслужили по грехам своим». Все вышеизложенное неотразимо обличает сектантов, но и ложь в союзе с гордостью не может уступить. Посты и Монашество Первый пост заповедан людям в раю, когда Господь сказал Адаму: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» ( Быт. 2:16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/baptisty...

Так, пророки-писатели перечисляются в данной книге в полном соответствии с расположением их книг в современном еврейском каноне: Исаия, Иеремия, Иезекииль и 12 малых ( Сир.48:25–28; 49:8–12 ). Кроме того, Иисус, сын Сирахов, приводит цитаты из книг послепленного происхождения; в частности, согласно пророчеству Малахии, он ожидает пришествия пророка Илии для обращения сердец отцов к детям (ср.: Сир.48:10 = Мал.4:5–6 ). Наконец, упоминание в Книге Иисуса о мудрых словах в учении, о гимнах, преданных писанию (ср.: Сир.44:5 ), и притчах Соломона ( Сир.47:17 ) содержит в себе указание на псалмы Давида, писания Соломона и, возможно, вообще на все учительные книги, вошедшие в третий отдел еврейского канона – «Кетувим». Но полного перечисления книг этого отдела и вообще всех священных ветхозаветных книг здесь нет, так как автор не преследовал этой цели. Внук Иисуса, сына Сирахова, который был переводчиком его книги с еврейского на греческий язык, в составленном им предисловии пишет: Многое и великое дано [было] нам через закон, пророков и прочих писателей, следовавших за ними. Далее он продолжает: дед мой Иисус, больше других предаваясь изучению закона, пророков и других отеческих книг… Очевидно, что «прочими писателями» и «другими отеческими книгами» переводчик, без сомнения, считал книги третьего отдела еврейского канона – «Кетувим». Из Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова, и греческого предисловия к ней можно сделать вывод, что в III–II веках до Р.Х. канон Ветхого Завета, по-видимому, имел тот же состав, что и в современной еврейской Библии. Но из данной книги не видно, кто и когда заключил канон Ветхого Завета, и здесь не указаны все книги, входившие в иудейский канон в III–II веках. 2. Вторая Маккавейская книга говорит об участии Неемии в собирании священных книг: Повествуется также в записях и памятных книгах Неемии, как он, составляя библиотеку, собрал сказания о царях и пророках и о Давиде и письма царей о священных приношениях ( 2Мак.2:13 ). В данном месте говорится, что к «Закону» («Пятикнижию») Неемия присоединил другие священные книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Часть первая. Исагогические заметки к Священному Писанию Ветхого Завета Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим. ( 2Фес. 2:15 ). Глава первая. Наименования Священного Писания Целью этого труда является именно экзегетическое изучение Св. Писания. Богатейший материал по библейской исагогике изложен в ряде доступных пособий. Надо сказать, что православных книг по исагогике еще довольно мало. И составление основательного исагогического пособия – дело будущего для православного исследователя. Мы же дадим только краткие исагогические заметки, предваряющие экзегетическое изучение Слова Божия. При этом, внимание читателя будет, в основном, обращено на вопросы о каноне и тексте ветхозаветных книг. Ибо именно по этим вопросам через столько веков существования Св. Писания и чтения его почти во всем мире все еще существует некоторая неясность, открытость будущим исследованиям и необходимость соборного церковного рассмотрения. Само Св. Писание не содержит в себе своего общего наименования. Это и понятно, т.к. Св. Писание является сборником различных книг, возникавших в течение огромного периода времени. Только Ветхий Завет – в течение примерно тысячи лет, и, спустя еще полтысячелетия – Новый Завет , примерно, за пятьдесят лет. Исторически возникали различные наименования Слова Божия. 1.1. Танах У иудеев широко распространено наименование Св. Писания (Ветхого Завета) – Танах. Это слово указывает на трехчастное деление Ветхого Завета. –      Закон Моисеев (Пятикнижие) или Тора . Понятие Торы у иудеев шире, чем Пятикнижие Моисеево, но в узком смысле этим словом обозначаются именно первые пять книг Св. Писания. Само слово (Тора) означает «учение», «указание», «руководство к действию». –      Книги пророков или (Небиим). –      Раздел Писания (Кетубим), что означает «писания». В этот раздел вошли Псалмы, Притчи, книги Паралипоменон и другие. Сокращенное название этих трех разделов и звучит (Танах). Это трехчастное деление и наименование Св. Писания очень древнее. Так, оно встречается уже у Иисуса, сына Сирахова (примерно III в. до Р.Х.). « Многое и великое дано нам через Закон, пророков и прочих (писателей), следовавших за ними... » (Сир. Предисловие). Подобным образом указывает на Танах и Сам Господь Иисус Христос : И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в Законе Моисеевом и в пророках и псалмах ( Лк. 24:44 ). Христос называет Кетубим Псалмами по главной книге, входящей в этот раздел. Иисус, сын Сирахов, говорит просто о прочих писателях, бывших после Моисея и пророков. 1.2. Библия

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010