Глава одиннадцатая. Образ седьмой: остаток Израиля Пророческое чаяние Израиля обращено к его остатку. (шерит Исраэль). Шерит Исраэль, или остаток Израиля, – очень важный мессианский образ, проходящий, практически, через весь Ветхий Завет и переходящий в Новый. Проследим исторически библейское раскрытие образа остатка Израиля и то сотериологическое 94 учение, которое заложено в этом образе. 11.1 Первая цивилизация Первая, исчезнувшая с лица земли, человеческая цивилизация не сгинула вовсе в водах всемирного потопа, но сохранилась в остатке своем – семействе праведного Ноя. Ной оказался совершенным, праведником; во время гнева он был умилостивлением; посему сделался остатком на земле, когда был потоп. С ним заключен был вечный завет, что никакая плоть не истребится более потопом ( Сир. 44:16–18 ). Так пишет Иисус, сын Сирахов. Сам термин остаток пришел к нам, конечно, не из Ноевых времен, в данном случае это текст уже послепленных и послепророческих времен, когда писал Иисус, сын Сирахов, свою Книгу премудрости. Но само семейство Ноево, спасшееся от потопа в ковчеге, осмыслено Библией у Сираха, как некий остаток Божий, некий остаток на земле. Не всё Адамово потомство, не все чада Евы, матери всех живущих ( Быт. 3:20 ), остаются на земле, не вечно Духу Божию быть пренебрегаемым человеками ( Быт. 6:3 ), только малый остаток Ноева семейства спасается от губительных вод в ковчеге. Так изначально понятие «остатка» связывается со спасением, т.е. с сотериологией. Первый раз речь шла о физическом спасении от вод потопа. И вечный завет был заключен с остатком, что никакая плоть не истребится более потопом. Понятие остатка ставит нас перед непостижимым учением Библии, что спасутся не все. Это вечный догматический, философский и нравственный вопрос – почему спасается не все творение Божие, а только некий остаток?! Не все сыны Адама угодны Богу, Каин пошел прочь от лица Ягве ( Быт. 4:16 ). Как пар и дуновение исчез с лица земли Авель, жить на ней пред Богом остался только Сиф. Почему?!.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

XIV. О почитании нетленных мощей святых Угодников Божиих Священное Писание свидетельствует, что почитание мощей существовало ещё в ветхозав. Церкви. Так, в книге Исход рассказывается, как Моисей, при выходе евреев из Египта, взял с собою кости Иосифа ( Исх.13:19 ). Благочестивый царь Иудейский Осия сжёг множество костей умерших людей, но кости пророка Божия повелел оставить в покое и не трогать: 4Цар.23:18 . В той же книге рассказывается и о чудесном воскресении одного мертвеца чрез прикосновение к мощам пророка Елисея: 4Цар.13:21 . А премудрый Соломон прямо говорит, что «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего»: Прем.2:23 . Священное Писание свидетельствует также, что даже одежда праведных людей прославлялась от Господа – силою чудотворения, напр. милоть Илии пророка: 4Цар.2:14 . Кровоточивая женщина с верой прикоснулась к одежде Иисуса Христа и получила исцеление, ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею: Мк.5:28–29 . Платки и полотенца апостола Павла, полагавшиеся в его отсутствие на недужных и одержимых бесами, исцеляли болезни и прогоняли нечистых духов: Деян.19:12 . Даже тень апостола Петра имела чудодейственную силу: Деян.5:15 . Итак, если платки и опоясанья и даже тень апостолов имели чудодейственную силу, то неужели не имели таковой силы сами тела святых апостолов? Псалмопевец Давид говорит о праведниках, что Бог хранит все кости их ( Пс.33:21 ), или «не дашь святому Твоему увидеть тление» ( Пс.15:10 ). А так как Иисус Христос был не только Бог, но и человек безгрешный, то и пророчество о нетлении тела Христова может относиться и к телам Его последователей, по словам апостола Павла: «И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» ( 1Кор.15:4:9 ). Премудрый Иисус, сын Сирахов, говорит о двенадцати пророках, уже давно почивших: «Процветут кости их от места своего» ( Сир.49:12 ). По успении прор. Елисея, пророчествовало тело Его: Сир.48:14 , Наконец, если сила Христова нетленна, то нет ничего удивительного, что она, вселяясь в человека, делает и тело его нетленным. Это подтверждается и Священным Писанием: 2Тим.1:10 ; Мф.27:52 ; Притч.10:7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Исаия был сын некоего Амоца 1 . Призванный и посвященный Господом Вседержителем на пророческое служение, он совершал свою высокую, трудную и чрезвычайно важную деятельность при постоянном и непосредственном содействии силы святого Духа ( Ис.6:1,5–8; 48:16; 61:1–3 ). Премудрость Божия озаряла сознание и своим светом восхищала разум пророка так, что он всецело и глубоко сосредоточивал свое внимание на предметах божественного откровения ( Ис.26:9 ). В состоянии такой глубокой сосредоточенности духа, когда, под воздействием силы Духа Божия, ослаблялась деятельность всех внешних органов чувств, ум пророка в высочайшей степени ясно созерцал то, о чем естественно совершенно не мог знать: для него духовное было удобопонятно, как вещественное, отдаленное будущее представлялось ясным и наглядным, как настоящее, наблюдение боговдохновенных образов и восприятие божественных внушений делались точными и отчетливыми, как созерцание картин внешней природы и жизни, как восприятие слов наставника. «Из чувственных наших органов, самое ясное представление об ощущаемом имеет зрение. И страшного невозможно познать так слухом, как познает зрение; и вожделенного не воспримет так ни одна способность, как зрение. Посему созерцание истинного, по ясности и несомненности, именуется видением. А от сего и пророк называется видящим и провидящим: 1Цар.9:9 . Амос.7:12 » ( Василий Великий ). Что по божественному вдохновению, ясно воспринимал пророк, то он твердо помнил и, по своему усмотрению, по мере надобности сообщал другим устно или, по повелению Божию, точно записывал ( Ис.8:1;30:8 ). Подлинность пророческих видений Исаии засвидетельствовал премудрый Иисус сын Сирахов (II в. до Р.Х.). Он говорит: «Пророк Исаия великий и верный в видениях своих. В его дни солнце отступило назад, и он прибавил жизни царю (Езекии). Великим духом своим он провидел отдаленное будущее, и утешал сетующих в Сионе. До века возвещал он будущее и сокровенное, прежде, нежели оно исполнилось» ( Сир.48:25–28 ; Ис.61:1–3; 44:7,23–26; 38:1–2,4–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

37. Собрание доказательств в пользу той истины, что необходимо и полезно поминовение усопших 1 . Доказательства, заимствованные из Св. Писания. 1) В книге Товита написано: хлеб твой при погребении праведного давай ( Тов. 4:17 ), т. е. «Раздавай хлеб твой при гробе праведных», усопших в надежде воскресения и жизни вечной. По общему толкованию учителей церкви, на этом месте Св. Писания утверждается обычай – поставлять, при погребении или поминовении усопшего, трапезу нищим и убогим, а также священникам, да молятся о душе его, – обычай, бывший в первенствующей церкви и до нас дошедший. Об этом обычае говорит св. Иоанн Златоуст в толкование на Евангелие от Мф., в нравоучении (XXXI, 2). 2) В книге Иисуса, сына Сирахова, написано: «Благодать даяния пред всяким живым [да будет], и над мертвецем не возбрани благодати» ( Сир. 7:36 ), т. е. «Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости». Что на это скажут противники наши, которые не только сами не оказывают умершим никакой милости, но и делающим сие возбраняют? Скажут ли, что эта милость умершим оказывается в погребении их? Но разве это милость, когда погребаем, чтобы самим не заразиться от разлагающихся трупов, как это делают и все народы? Зачем слово Божие будет завещать такую творить милость умершему, которая и без завещания бывает по необходимости? Явно, что здесь речь не о теле, а о душе. Это второе доказательство. 3) В кн. пр. Иеремии ( Иер. 16:6–9 ) те, о которых после смерти не творится поминовение и при погребении которых не дается милостыни, представляются окаянными и отверженными от лица Божия. Если же те, которых по смерти не поминают и о которых не подаются милостыни убогим – окаянны и отверженны от лица Божия, то значит, что те, которым воздается противное сказанному, т. е. поминовение и милостыня, – блаженны. 4) Иисус, сын Сирахов, говорит: «В покои мертвеца упокой память его, и утешися о нем во исходе духа его» ( Сир. 38:23 ), т. е. – «С упокоением умершего упокой и память о нем, и утешься о нем по исходе души его».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В рамках спецпроекта «Таинства Церкви» протоиерей Артемий Владимиров рассказывает о сути и значении каждого из семи Таинств: Крещения , Миропомазания , Покаяния , Причащения , Таинства брака, Таинства священства и Елеосвящения. Сегодня речь пойдет о Таинстве Елеосвящения (Соборования), о том, как оно проходит, что врачуется этим Таинством, кому и как часто можно и должно собороваться. Кто из нас, дорогие друзья, в этот благоденственный XXI век не думает о собственном здоровье?! Разве только подростки, наслаждающиеся избытком жизненных сил. И если спрашиваешь молодого человека, у которого еще молоко на губах не обсохло: «Каково у вас давление?» – он ответит вам: «Я никому не позволяю давить на себя», – не разумея, о чем идет речь. Итак, здоровье. « Самое главное – здоровье ». Знакома ли вам, дорогие друзья, эта почти что сакральная в устах обывателя фраза? Между тем она может быть осмыслена достаточно объемно. Есть здоровье телесное, а есть здоровье души – вещи бессмертной, как именует наш бессмертный дух мать-Церковь. И одно из семи Таинств Вселенской Православной Церкви, называемое Елеосвящение, или Соборование , есть, я бы сказал, медицинское Таинство, хотя, безусловно, и Исповедь, и Таинство Причащения всегда совершаются во исцеление души и тела. Однако Таинство Соборования, уходящее, как и все прочие, корнями в ткань евангельской истории, непосредственно соотносится с врачеванием душевных и телесных недугов. Раскройте Новый Завет, и вы увидите, что Христос является подлинным Врачом Небесным и земным. Ходя по селениям и городам Палестины, Он врачевал всякий недуг и язву в людях. Бог есть Полнота, всё Собою наполняющая. И под Его руками и под воздействием Его духоносных слов параличные вставали с одра болезни, воскресали мертвые, сходила неизлечимая до тех пор проказа с тел больных, и они очищались силою Божественной благодати. «Не отвращайся от врача, – говорит ветхозаветный мудрец Иисус, сын Сирахов, – ибо в иное время и в его руках бывает успех». И мы, конечно же, приветствуем традиционную медицину. Дай Бог, чтобы она не коммерциализировалась до такой степени, что пациенты боялись бы заходить в лечебное заведение. Но Бог через мать-Церковь, через Таинства и непосредственно врачует. Он помогает избавиться людям кающимся и молящимся от раздражительности, а значит – и от перепадов давления. Господь Бог прощает старые обиды, и предъязвенное состояние уходит само собой, дело до прободной язвы не доходит. Если душа человеческая мирна и спокойна, то и тело мало-помалу обретает крепость.

http://pravoslavie.ru/92280.html

Глава 3. Мессианизм в книгах Ветхого Завета и в рукописях Мёртвого моря 3.1. Мессианизм в Священном Писании Ветхого Завета В Священном Писании Ветхого Завета содержится двуединое учение о личности Мессии ( , «машиах»): как о человеке и как о высшем существе. Но открывалось оно постепенно: вначале Господь возгласил человеку обетование о том, что «из семени жены» ( Быт. 3:15 ) произойдёт Избавитель, Который будет «поражать в голову» виновника падения человека – диавола, и Который избавит людей от грехов их. Лишь позже раскрывается учение о Божественном достоинстве Спасителя и Его страданиях ради искупления падшего человека. «В этом случае, – пишет митрополит Григорий (Чуков), – как и во всех других, Божественное Откровение приспособлялось к естественному ходу развития человечества вообще и шло от простого и менее совершенного к сложному и более совершенному; с другой стороны – считалось с характером еврейского народа и его географическим положением: многобожие соседей являлось большим соблазном для евреев, склонность к конкретному у которых брала верх над мыслью о духовности Высшего Существа. Поэтому и настаивалось, главным образом, на единстве Божества и предвечное происхождение Мессии пока не раскрывалось» 212 . Изображение Мессии как высшего существа, имеющего изначальное и Божественное происхождение появляется только во времена Давида, и раскрывается во Псалмах 2 и 109 213 . 3.2. «Ветхозаветный евангелист» и его пророчества о Христе Святого пророка Исаию не напрасно называют «ветхозаветным евангелистом» – настолько ярко, проникновенно, и в то же время богословски адекватно он описывает личность и деяния грядущего Мессии. Те черты личности великого Избавителя, которые в других книгах Ветхого Завета обозначены только в намёках, у пророка Исаии получают завершённость и полноту. Поэтому, характеризуя Исаию, уже Иисус, сын Сирахов, говорит: «Исаия, пророк великий и верный в своем видении, духом великим видел последнее и утешал сетующих в Сионе, даже до века показал будущее и сокрытое, прежде, чем придти им» ( Сир. 48:25–28 ). Иосиф Флавий, передавая общее мнение иудеев начала эры, называет Исаию «божественным и поистине чудным пророком» 214 . Однако во всей полноте значение пророческого вдохновения Исаии могло быть оценено только после свершения предсказанных им великих событий. Поэтому особенно возвышенные слова о пророке можно найти у христианских авторов: блаженный Августин писал, что «О Христе и Церкви, т.е. о Царе и созданном Им граде, Исаия предвозвестил гораздо белее, чем другие пророки», и вследствие этого заслуживает более имени евангелиста, нежели пророка 215 , а блаженный Иероним видел нём не только пророка, но евангелиста и апостола: «мне кажется, что Исайя излагает не пророчество, а евангелие», – писал Иероним 216 . 3.3. Происхождение и состав книги Исаии. Деятельность Второисаии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

О почитании св. Ангелов и св. Угодников Божиих. Кто составляет истинную Церковь Христову? Все, кто истинно веруют, исповедуют и право славят Христа Спасителя: и живущие на земле, и пребывающие на небе. Говорится ли в Слове Божием, что земные и небесные исповедники Христа соединены в одно общество, в одну Церковь ? Да, говорится: Бог и Отец Господа... «положил ... все небесное и земное соединить под главою Христом» ( Еф. 1:10 ). Кто составляет небесную, торжествующую Церковь ? Ангелы Божии и души праведников. Ап. Павел говорил об этих христианах так: «вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» ( Евр 12:22–24 ). В каких отношениях мы, христиане, живущие на земле, с небесною Церковью? Мы, как объясняет Апостол, «сограждане святым и свои Богу» ( Еф. 2:19 ). Все Царство Божие представляется как бы городом. Глава города – Христос Богочеловек, а свв. Ангелы, праведники, угодники Божии и все православные христиане – горожане. В чем выражается наше, живущих на земле христиан, отношение к Церкви небесной? Мы: а) вспоминаем Ангелов и праведников, б) поучаемся от жизни их, в) подражаем им, г) восхваляем их, д) поклоняемся им, е) просим у них молитвы и заступничества пред Богом. а) Где в свящ. Писании есть повеление вспоминать угодников Божиих? Ап. Павел говорит: " Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие» ( Евр 13:7 ). Сам Апостол вспоминает всех ветхозаветных праведников ( Евр. 11 гл); также и премудрый Иисус, сын Сирахов, подробно вспоминает их жизнь и высокие их добродетели ( Сир. 44–49 гл). б)и в) Говорится ли в слове Божием, что должно подражать праведникам, учиться у них истинной жизни? Ап. Павел говорит: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их« ( Евр 13:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Разделы портала «Азбука веры» Библейский канон – состав Священных книг (66 книг Библии , 39 из которых содержатся в Ветхом Завете и 27 – в Новом), признанных Вселенской Церковью богодухновенными, в отличие от 11 неканонических (к последним относятся: Послание Иеремии, книги Варуха, Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, 2я и 3я книги Ездры и три книги Маккавейские). В православной традиции 11 книг, не вошедших в канон, признаются назидательными и полезными для чтения, однако в их наименовании нет единообразия: они могут называться «второканоническими» (как у католиков), «неканоническими» или «анагиноскомена» (ναγινοσκμενα, т. е. рекомендуемые для чтения, полезные). Распространенный термин «неканонические книги» не является удовлетворительным и может быть принят только как условный. В Православной Церкви важнейшим свидетельством каноничности книг является их богослужебное употребление, в которое входят Книга Премудрости Соломона или «неканонические» части Книги пророка Даниила, читаемые за богослужением. Формирование Ветхозаветного канона Ветхозаветный канон сложился не сразу. Весь народ (или его часть) безусловно признавали священными Законы Моисея (в каком бы объеме они тогда ни были даны). Когда при царе Иосии в 622 году нашли в тайнике Храма Книгу Закона ( 4Цар.22-23 ), она была объявлена гражданским и религиозным кодексом для всего Израиля. В V веке до Р.Х. Неемия и Ездра возродили и реформировали Общину Второго Храма, пришедшую в состояние упадка. Ездра привез из Вавилона свитки Закона (нынешнее Пятикнижие), прочел их перед народом и как бы еще раз торжественно кодифицировал в качестве Слова Божия. Около 190 года до Р.Х. Иисус сын Сирахов, перечисляя книги Св. Писания, упоминает уже не только Закон и Исторические книги, но и сборник Пророков, кроме Кн. Даниила ( Сир.44-49 ). Внук Иисуса, переведший его книгу на греческий около 130 года, говорит о всех трех разделах Библии: Законе, Пророках и «остальных книгах» (т.е. Учительных; см. его предисловие к Сир, сохранившееся только в славянском переводе).

http://azbyka.ru/kanon-biblejskij

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Петров пост Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня будем говорить о Петровом посте. «Человек — это звучит гордо!» — Эти слова великий писатель вложил в уста своего героя, опустившегося на дно общества. Некий Сатин, сказавший их, был пьяницей и убийцей. Справедливо, что человек — это звучит гордо. Всех нас мучает гордыня. Она порождает обиды, раздражительность, желание мстить обидчику. Не так на тебя взглянули, не то сказали… Из-за гордости в человеческом обществе процветает зло, доходящее до преступлений, а в крупных масштабах — гордыней царей и полководцев проливались моря человеческой крови и слез. Где же выход из этого смертельного тупика, как человеку спастись от своей гордыни? Не знаю! Но не напрасно Церковь в это воскресение предлагает чествовать всех святых. От их лица Апостол Павел указывает путь к спасительному смирению: «Подражайте мне, как я Христу» подражаю ( 1 Кор.4:16 ). В чем великий подражал Иисусу? «…научитесь от Меня», — говорит Господь, — «ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» ( Мф. 11:29 ). Да, только смирение может породить в душе мир и покой. Чтобы помочь нам их приобрести, Церковь делает все. В частности, она предлагает нам в этом году три недели и шесть дней Петрова поста. Пост этот не строгий. В субботу и воскресенье разрешается есть постное масло и рыбу. Если во вторник и в четверг совершается торжественное богослужение — бдение, то опять дозволяется рыба. Только понедельник, среда и пятница (если нет праздника), ограничиваются даже от постного масла. Воздержание в пище важно, но это не главное. Основная цель поста — приобрести кротость и смирение, чему особенно помогает еще и память о смерти. Да, да, друзья. Даже языческие философы понимали пользу этого. топ» (помни о смерти), — говорили они. А великий мудрец Иисус сын Сирахов написал в Библии: «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» ( Сирах. 7:39 ). Большинство людей, даже православных, не хотят говорить и думать о смерти. Но именно память о ней помогает смиряться и приобретать в сердце благодать Святого Духа.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Скачать epub pdf Житие преподобного Симона, епископа Владимирского и Суздальского Память 10 мая То, что сказал Иисус, сын Сирахов, о Симоне, сыне Ониине 3074 : «великий священник, при жизни своей исправил дом и во дни свои укрепил храм» ( Сир. 50:1 ); и еще: «как утренняя звезда среди облаков, как луна полная во днях, как солнце сияющее над храмом Всевышнего, как радуга, сияющая в величественных облаках» ( Сир. 50:6–7 ), – это самое мы должны сказать и о преподобном отце нашем Симоне, епископе Владимирском и Суздальском, свидетеле и списателе житий угодников печерских, втором летописце по блаженном Несторе. Поистине, он хорошо построил дом Божий и укрепил Церковь примером жития своего и назидательными повествованиями о житии святых, как один из тех добрых пастырей, о которых Господь обещал пророку Иеремии, говоря: «дам вам пастырей по сердцу Моему и будут пасти вас со знамением и благоразумием» ( Иер.3:15 ). Поистине все наименования, относимые к Симону, доброму пастырю и хранителю закона Иудейского, могут быть отнесены и к сему преподобному Симону, архипастырю Владимирскому и Суздальскому. Этот блаженный Симон принял образ иноческий в святом монастыре печерском, подобно небу, украшенному святыми подвижниками, как бы звездами мысленными, луною и солнцем. Поступив в монастырь, Симон с прилежанием читал повести о житии прежде бывших и Богу угодивших святых, многочисленных, как многочисленны звезды на небе. И сам блаженный Симон воспламенялся любовью к подвигам сих святых и всячески старался им подражать. С любовью вспоминал он подвиги первого строителя сей обители преподобного Феодосия, так умножившем сии духовные звезды обители – иноков, и всячески старался подражать жизни его. Вспоминал он также и о подвигах святого Антония, просветившего всех, подобно солнцу, светом добрых дел своих; и его равноангельному житию подражал преподобный; взирая на преподобных, умноженных как звезды, служащие луне и солнцу, Симон поучался смирению; в особенности поучался смирению примером святителя Феодосия, который, подобно луне, сиял ярче всех прочих звезд и заслужил себе у Бога более славный сравнительно с прочими братиями венец. От Антония, как бы солнца, идущего по небу одиноко, без прочих светил, Симон заимствовал равноангельное безмолвное житие. Подобно зеркалу, он отражал в себе все те духовные светила – звезды, луну и солнце, и сам проявлял из себя свет звездный, лунный и солнечный. Кроме того, подобно тому древнему Симону первосвященнику, и сей был как звезда утренняя, как луна полная и как солнце, сияющее на церковь Всевышнего. Он усердно подвизался в святом монастыре печерском, подобном небу, и сам Симон уподоблялся своими подвигами звезде утренней, всегда подражая Пресвятой Богородице, прекрасной как луна и славной как солнце. Сколько было у него сил, он усердно служил Матери Божией, пребывая постоянно в великом смирении, усердной молитве, как общей с братиею, так и уединенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010