Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Святой апостол Павел говорит: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены» (ст. 4–5). «Бог, богатый милостью»… Бог спасает нас не потому, что мы сделали что-то доброе или чем-то заслужили Его милость, Его благодеяния, но только потому, что Он милостив. Иначе говоря, единственной причиной, по которой Бог спасает нас, является Его любовь: «По Своей великой любви, которою возлюбил нас». Это понятно и из следующего стиха: «И нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом». Последние слова можно перевести с греческого языка более точно: «И нас, мертвых по преступлениям, сооживил со Христом». Этот оттенок смысла чрезвычайно важен, потому что апостол Павел указывает на то, что мы оживлены, оживотворены вместе со Христом, мы оживотворяемся постольку, поскольку мы соединены с Ним, а не сами по себе. «Благодатью вы спасены», то есть это благой дар, дар Божий, а не наша заслуга. Далее следует вновь обратиться к греческому оригиналу. В Синодальном переводе сказано: «И воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» (ст. 6), но мы сможем глубже понять смысл этих слов, если обратим внимание на одну подробность в греческом тексте. Слова «воскресил» и «посадил» правильнее было бы перевести «совоскресил» и «сопосадил»: «и совоскресил с Ним, и сопосадил на небесах во Христе Иисусе». Это значит, что поскольку мы — едино с Господом Иисусом Христом, с нами происходит великое чудо. В Его человеческой природе мы сооживлены, совоскрешены и даже соцарствуем с Ним, восседая на небесах. И если сейчас мы знаем об этом только по вере и, как говорит апостол Павел, как бы видим в зеркале и гадаем (см. 1Кор.13:12 ), то в будущем веке это обнаружится в полной мере: «Дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе» (ст. 7). Благость Бога, Его любовь к нам, беспричинная и никак не заслуженная нами, проявляется именно во Христе Иисусе, и мы можем постичь ее постольку, поскольку пребываем в единении с Ним.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

Второе послание к Тимофею, зачало 291 Сын мой Тимофей, не стыдись свидетельства Господа нашего, ни меня, узника Его, но со мной страдай за Евангелие силою Бога, спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему предустановлению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде времен вечных, обнаруженной же теперь чрез явление Спасителя нашего Христа Иисуса, упразднившего смерть и давшего воссиять жизни и нетлению чрез Евангелие, для которого поставлен я глашатаем и Апостолом и учителем. По этой причине я и несу это страдание, но не стыжусь, ибо знаю, в Кого я уверовал, и я уверен, что Он силен соблюсти вверенное мною на День тот. Держись образца здравых слов, которые ты от меня слышал, в вере и любви, которая во Христе Иисусе. Вверенное тебе добро соблюди Духом Святым, живушим в нас. Ты знаешь, что отвернулись от меня все Асийские: в их числе Фигел и Ермоген. Да даст Господь милость дому Онисифора, потому что он многократно ободрял меня и не устыдился моих уз, но, оказавшись в Риме, принялся старательно искать меня и нашел. Да даст ему Господь найти милость у Господа в День тот. А сколько он послужил в Эфесе, ты лучше знаешь. 2 Тим 1:8–18 28 ноября, св. Стефану Новому. Преподобномученикам. Исповедникам. Второе послание к Тимофею, зачало 292 Сын мой Тимофей, будь крепок в благодати, которая во Христе Иисусе, и что услышал от меня при многих свидетелях, то поручи верным людям, которые способны будут и других научить. Страдай вместе со мной, как добрый воин Христа Иисуса. Никакой воин не связывает себя житейскими делами с целью угодить тому, кто призвал его в войско. Если же кто и подвизается, то не получает венца, если незаконно подвизается. Трудящемуся земледельцу должно первому вкушать от плодов. Разумей, что я говорю: ибо даст тебе Господь понимание во всем. Помни Иисуса Христа, воздвигнутого из мёртвых, от семени Давидова, по Евангелию моему, в служении которому я терплю страдание даже до уз, как злодей, но слово Божие узами не связано. Поэтому я все терплю ради избранных, чтобы и они получили спасение, которое во Христе Иисусе, со славой вечной.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

Говоря кратко, Крест Христов даёт нам всё, потому что он даёт нам отечески любящего нас Бога: благодаря греху мы лишились Отца – Бога; но совершенная святость Иисуса Христа и Его умилостивительная смерть за нас возвратила нам Его. Эта мысль ясно символизируется тем разрывом завесы, о котором говорит евангелист Матфей. Завеса, отделявшая святая Святых от Святилища, указывала народу на то, что Бог отделен от него грехом: никто не мог приблизиться к завесе, не очистив себя предварительно жертвой, никто, кроме первосвященника, и то один раз в год, не мог войти за завесу во Святая Святых. Но когда Господь наш Иисус Христос испустил на Голгофе последний вздох, завеса разодралась посредине сверху донизу, преграда устранена. Бог из Святого Святых вышел к людям, Отец возвращён человечеству. С этого момента Бог не видит более человечество, покрытое грехом: Он созерцает его в Своём возлюбленном Сыне, Господе нашем Иисусе Христе, как бы отожествлённым с Ним, чистым, святым, невинным, как и Сам Сын. «Во Христе Иисусе Господе нашем, – говорит ап. Павел, – мы имеем дерзновение и надёжный доступ (к Богу) чрез веру в Него» ( Еф.3:12 ). «Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче». Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии ( Рим.8:15–16 ). «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» ( 1Ин.3:1 ). Теперь войдём в более подробное рассмотрение содержания того дара, который даёт Бог в распятом Сыне Своём Господе нашем Иисусе Христе. Этот дар так велик, что трудно выразить в простой речи все богатое его содержание. Выражаясь просто, мы можем сказать, что Крест Христов, возвращая нам в Иисусе Христе Бога, как Отца, в то же время возвращает нам мир, жизнь и свободу. Итак, прежде всего о мире. Несомненен тот универсальный факт, что в человеке есть особая нравственная сила, называемая совестью, и что человек, совершив преступление, когда станет лицом к лицу пред этой силой, испытывает душевные терзания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Господи! Посли на нас и на ближних, наших скорбящих и болящих, Свою Святую благодать, дабы все мы, укрепляемые ею, впредь терпеливо и безропотно следовали в жизни нашей по узкому пути, всем нам указанному Христом, исполняя святую волю Твою, во славу Твою. Аминь. Господи Искупителю и Спасителю наш, Иисусе Христе! Ты явился в мир «для того, чтобы взять грехи наши» ( 1Ин. 3:5 ) на Себя,-«и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мк.10:45 ). Господи Иисусе Христе! Ты «кровию Своею искупил нас Богу» ( Отк.5:9 ). Ты страданиями и смертию Своею поистине уплатил за нас долги наши, которые мучениями за грехи наши обязаны были заплатить мы Отцу Небесному, по определению правды Божией. Приняв на Себя возмездие за грехи наши, Христос «изъявлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем» ( Ис.53:5 ). Посему именно во Христе Иисусе «мы имеем искупление кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его» ( Еф.1:7 ). Ибо Искупитель наш Христос «имеет власть на земле прощать грехи» ( Мф.9:6 ) уверовавших в Него, смиренно кающихся в своих грехах и следующих за Ним по узкому пути, Им указанному. Ныне мы, грешники, веруя во Христа Иисуса, Господа и Спасителя нашего, смиренно припадаем пред Ним и просим Его о прощении наших прежних грехов. Господь с любовью принимает нас, как возвращающихся с покаянием блудных сынов Своих, и дарует нам благодатное прощение Свое; мы же получаем «оправдание даром, по благодати... искуплением во Христе Иисусе... в прощении грехов, содеянных прежде» ( Рим.3:24–25 ). Итак, получивши Христовою любовью оправдание в прощении грехов наших и, приемля истинную пищу и питие в причащении Святейшего Тела и Крови Христовой, мы исполняемся всегдашней к Нему благодарностью за Его любящее к нам снисхождение и за Его единение любви с нами. Нас радует, что есть Спаситель и Искупитель наш, Господь Иисус Христос , который властен Своею Божественною любовью прощать нас, верующих в Него и кающихся, очищать от всякой нечистоты, наставлять на исполнение слов и заповедей Своих, окормлять нас благодатными Таинствами в Церкви Своей и, даруя нам жизнь вечную, укреплять нас на спасительном пути следования за Собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Дорогие братья и сестры! Разве не случается этого с нами, когда мы заставляем как бы обрезываться всех людей, которые приходят к нам и не знают ни обрядов, ни обычаев, ни молитв, ни уставов наших, не знают уклада нашей жизни и не живут так, как мы, и не могут даже жить, как мы, потому что они живут в совершенно другой, мирской среде, где просто нельзя соблюдать эти уставы и обряды, но они стараются верить в Господа Иисуса Христа, ибо Дух Святой пробуждает у них интерес. Как тогда заставляли обрезываться, соблюдать все старые обычаи и обряды ветхозаветной религии, так и мы их сейчас заставляем соблюдать все наши обычаи, все обряды, установления, и если они их не знают и не соблюдают, мы их попрекаем, мы их гоним вон, мы им говорим: вы не так молитесь, не так стоите, не так креститесь, вы не так одеты, вы не соблюдаете ни наши обычаи, ни посты, ни молитвы, и потому вы — идолослужители, вы плохие. Дорогие братья и сестры! А разве это не то, что было, когда апостол писал: «Они желают похвалиться в вашей плоти»? Ведь это мы с вами желаем испытать эту гордость, что вот мы знаем, мы все умеем, а вот вы, приходящие со стороны, вы не умеете, вы не знаете, мы, мол, для вас учители — мы желаем хвалиться в плоти вашей. А между тем, апостол дальше говорит: «А я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят и я для мира» ( Гал 6:14 ). Таким образом, единственная наша похвала и радость — это не наши обычаи, не наши обряды, не наш уклад жизни, а единственная наша радость, похвала и гордость — это Крест Господа нашего Иисуса Христа, т.е. Его крестные страдания, Его Воскресение, Его победа над смертью. Вот для нас похвала, единственная похвала — Крест Господа нашего Иисуса Христа, которым, — апостол говорит, — я распят для мира, и мир для меня распят. Что это значит? Это значит, что мир я воспринимаю чрез Крест Господа нашего Иисуса Христа, что мир я воспринимаю крестным путем, так что иду через страдание к победе. И мир распят для меня, мир тоже идет своего рода крестным путем от зла к добру, от смерти — к жизни вечной, от страдания — к радости и победе. Вот только этим можно и нужно хвалиться! И дальше апостол говорит: «Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь». Что это значит? Во Христе Иисусе не важно — такой обряд или другой обряд, будешь ли соблюдать то, что раньше было, или будешь соблюдать что-то новое. Во Христе Иисусе важна только новая тварь. Мы должны быть новыми людьми — вот это важно! Христианство — это благовестив новой жизни, не новых обрядов, не какого-то нового уклада жизни и обычаев, но новой, нравственной, святой, совершенной жизни. Человек должен в христианстве как бы заново родиться. Вот это обновление человека во Христе Иисусе — единственное, что важно. И апостол говорит: вот, кто так живет, — тому милость и мир от Бога.

http://azbyka.ru/propovedi/byt-svidetely...

«И воскресил с Ним». Что это значит? Я уже воскрешен, или речь о будущем воскресении? Неважно. Суть в другом. Где в Евангелии говорится о воскресении? В конце книги. А что перед этим? Проповедь, страдания в мире людей, Голгофа, Крестная смерть... Итак, если я хочу быть со-воскрешен, то должен быть и со... Какой ужас! Неужели нельзя, чтоб без этого? Чтоб сразу Пасха? Нельзя. Пасхи без «этого» не бывает. Хочешь воскресения – подымай крест. «И посадил на небесах во Христе Иисусе». Чтобы сесть на небесах со Христом Иисусом, надо во Христе Иисусе умереть. Могу ли я быть уверен, что до конца дней сохраню веру? Церковная история знает профессоров богословия, которые умирали неверующими; монахов, ставших безбожниками; благочестивых христиан, принявших после ислам. Пусть Господь решает, быть ли мне на небесах, а я буду думать о том, чтобы веру сохранить. Сохранить до смерти. «Дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе». Радоваться «преизобильному богатству благодати» ТАМ будет тот, кто скучал по благодати ЗДЕСЬ. Зададим себе серьезный вопрос, братья и сестры. Скучаем ли мы по благодати? Да и знаем ли мы, о чем идет речь? А ведь насколько я скучаю по благодати здесь, настолько мне будет дано там. Если я скучаю на этом свете лишь по футболу и пиву, то на том свете благодать будет меня лишь мучить, потому что там никто не сможет полюбить то, чего не любил здесь. Итак, дорогие христиане, посмотрите, как много вопросов ставит лишь одно предложение из Библии. И чем больше мы будем читать все Писание, тем более нам будет открываться смысла в одном стихе. Потому-то и надо читать Писание каждый день. Книга огромная, а знать ее надо всю, чтобы уметь правильно понять хотя бы один стих. И еще: будем искать в Библии не только ответы, но и вопросы. Великая ценность Евангелия в том, что оно заставляет задавать правильные вопросы самому себе. А правильный вопрос есть залог правильного ответа. «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас» да отверзет нам ум к уразумению Писаний, и да оживит нас, и да посадит на небесах во Христе Иисусе, Господе нашем, Который есть наше спасение и ответ на все наши вопросы. Но только – правильные вопросы.

http://pravoslavie.ru/117006.html

Итак, жившие в Ветхом Завете не потерпели никакого убытка, когда у них было введено столь умеренное законодательство. Если же и при этом они не могли остаться победителями, то виною служит их собственное нерадение. Потому Павел и благодарит за то, что Христос не подверг нас никакому испытанию и не только не потребовал отчета в наших делах, но сделал нас способными к большому поприщу. Поэтому говорит он: « Благодарю Бога моего Иисусом Христом », и не говоря уже о спасении, как о таком деле, которое, по доказанному выше, всеми признано, переходит к другому, очень важному, и раскрывает, что мы не только освободились от прежних грехов, но и на будущее время сделались непобедимыми для греха. « Итак нет ныне , — говорит, — никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу » (8:1). Но (апостол) сказал об этом не прежде, как упомянув еще раз о прежнем состоянии. Сказав сперва: « Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха » (7:25), присовокупил потом: « Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут ». А так как словам его противоречило то, что многие грешат и после крещения, то он спешит и к этому и не просто говорит: « которые во Христе Иисусе живут », но прибавляя: « не по плоти », чем и показывает, что все происходит уже от нашего нерадения, так как ныне возможно ходить не по плоти, а тогда (до Христа) было трудно. Потом это же самое (апостол) раскрывает иначе, продолжая так: « Потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня » (8:2). Под именем закона духа (апостол) разумеет здесь Духа, — как грех назвал законом греха, так и Духа называет законом духа. Но и закон Моисея он наименовал также духовным, сказав: « Ибо мы знаем, что закон духовен ». Итак, какое же различие? Большое и бесконечное. Тот есть закон духовный, а этот — закон Духа. Чем же отличается один от другого? Тем, что один только дан Духом, а другой, принявшим его обильно, даровал Духа. Потому (апостол) наименовал его также законом жизни в противоположность закону греха, а не закону Моисея.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Мучения, раны, бедствия, болезни обрушились на тебя? Благодари чудного Господа, Который делает тебя сильнее всего этого, благодари, поскольку Он вместе с тобой побеждает мир и все бедствия этого мира (см.: Ин. 16:33 ). За все благодарите, поскольку Господь Иисус Христос Своей истиной сильнее всякой лжи, Своей правдой сильнее всякой неправды, Своим добром сильнее всякого зла, Своею жизнью сильнее всякой смерти, Своим Божеством сильнее диавола; поэтому всегда радуйтесь, и в этой радости непрестанно молитесь, а молитвой за все благодарите, поскольку такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Воля Божия открылась через Господа Иисуса Христа и Его Святое Евангелие. Она состоит в том, чтобы всегда радоваться, поскольку во Христе Иисусе вы имеете все вечные блага, все божественные совершенства, всю полноту Божества, все необходимое для богоугодной жизни в мире сем и для блаженного пребывания в вечности. Воля Божия во Христе Иисусе состоит в том, чтобы вы стали сильнее всякой смерти, всякого греха, зла и диавола. Это достигается исполнением вашего существа всей полнотой Божества, находящейся в Иисусе Христе, исполнением всякой божественной силой, хранящейся в Его Церкви (см.: Еф. 1:22–23; 3:19 ; Кол. 2:10 ). Не сомневайтесь: вы исполнитесь полнотой Христовой, если стяжаете Его божественную правду, истину, любовь, добро, поскольку посредством всего этого Господь всем Своим существом воплощается в вас. И вы достигнете этого твердой верой в Воплотившегося и Воскресшего Господа Иисуса Христа, сильной любовью к Нему и непрестанной молитвой. Иными словами, если вы воплощаете в вашей душе чудного Господа Иисуса Христа, если живете со Святыми Таинствами и добродетелями Евангелия, если вы укрепите себя ими, то эти Таинства и добродетели исполнят вас всей полнотой Богочеловека Христа – и достигнете в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова ( Еф. 4:13 ). 1Фес.5:19 . Духа не угашайте. Христианином становится и христианином остается тот, кто исполняет свой дух Святым Духом посредством Таинства Крещения и других Таинств и добродетелей по мере своего усердия.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

На службы он не входил в церковь вместе с отцами, а ходил с четками снаружи по скалам и непрестанно громко произносил молитву: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя! Господи, Иисусе Христе, помилуй мя! Господи, Иисусе Христе, помилуй мя! Молитва его эхом отзывалась среди скал. Он на опыте испытал, как молитва пожигает демона. И вот, когда он так обходил скалы и непрестанно проговаривал молитву, внезапно изменяется его голос, и демон начинает: – Заткнись, я сказал, заткнись! Ты замучил меня! Зачем ты ходишь среди скал снаружи церкви и бормочешь? Иди внутрь вместе с другими и прекрати свое бормотание. Зачем ты день и ночь говоришь и повторяешь одно и то же и не даешь мне успокоиться ни на минуту? Ты заморочил меня, ошпарил! Ты жжешь меня, неужто непонятно? И когда искушение проходило, он снова начинал молитву по четкам: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя. Он очень хорошо понял то, о чем демон думал, что он не понимает. Это было и болью души, и надеждой, когда ты видел, как он все переносит, подвизается и терпит. Он долго жил с нами, и когда ему стало гораздо лучше, ушел. Больше мы его не видели. Бог знает, чем все это закончилось. Видите силу молитвы и нераскаянность демонов? Они пожигаются, но кричат: " Нет милости! " – и непрестанно осуждают Бога. О, гордость денницы! Стало быть, чем отличается от демона эгоист и до конца нераскаянный человек, – тот, кто не желает исповедать Христа Богом и Человеком и испросить Его милости и милосердия? Теперь вы понимаете глубочайший смысл молитвы? Как она выявляет людей, кто близок ко Христу, а кто далек от Него? Мы допускаем помыслам господствовать над нами. Мы позволяем помыслам брать нас в плен, а ведь у нас есть всесветлое оружие молитвы, то оружие, которое называется пламенем и огнем. Молитва – это бич, который бичует любой демонический помысл. Но мы недостойны, и я первый, заниматься молитвой. Не потому, что мы не можем или не призваны к молитве, а потому, что мы ленивы и нерадивы, и диавол обманывает нас, и мы творим ему послушание и не занимаемся молитвой как должно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1451...

Немногие люди в древние времена верили в грядущего Спасителя, большая же часть людей забыла обещание Божие о Спасителе. 175. ПОВТОРЯЛ ЛИ БОГ ЛЮДЯМ ОБЕЩАНИЕ? Бог неоднократно повторял Своё обещание. Например, Аврааму Он дал обещание о Спасителе в следующих словах: Благословятся в семени твоем все народы земли (Быт 22:18). То же обещание Он повторил прор. Давиду: Я возставлю после тебя семя твое… и Я утвержу престол царства его на веки (2 Цар 7:12,13). 176. ЧТО МЫ ПОНИМАЕМ ПОД СЛОВОМ “ВОПЛОЩЕНИЕ”? Под словом воплощение подразумевается то, что Сын Божий принял на Себя плоть человеческую, кроме греха, и сделался человеком, не переставая быть Богом. 177. Слово воплощение заимствовано из слов ев. Иоанна: Слово стало плотью (Ин 1:14). 178. ПОЧЕМУ О СЫНЕ БОЖИЕМ ТАКЖЕ СКАЗАНО, ЧТО ОН “ВОЧЕЛОВЕЧИЛСЯ”? В Символе веры после того, как о Сыне Божием сказано, что Он воплотился, добавлено также, что Он вочеловечился. Сделано это для того, чтобы кто-либо не подумал, что Сын Божий принял только тело (плоть), но чтобы признавали в Нём совершенного человека, состоящего из тела и души. 179. Об этом есть свидетельство св. Писания. Ап. Павел пишет: Един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус (1 Тим 2:5). 180. СКОЛЬКО ЕСТЕСТВ В ГОСПОДЕ ИИСУСЕ ХРИСТЕ? В Господе Иисусе Христе не одно естество (т.е. природа). В Нём находятся нераздельно и неслиянно два естества, — Божественное и человеческое, и, соответственно этим естествам, — две воли. 181. СКОЛЬКО ЛИЦ В ГОСПОДЕ ИИСУСЕ ХРИСТЕ? В Господе Иисусе Христе не два, а одно лицо, Бог и человек вместе, одним словом — Богочеловек. 182. ЧТО В СВ. ПИСАНИИ ГОВОРИТСЯ О ВОПЛОЩЕНИИ СЫНА БОЖИЯ ОТ СВ. ДУХА И ДЕВЫ МАРИИ? В св. Писании о воплощении Сына Божия от Св. Духа и Девы Марии повествует ев. Лука. Когда Дева Мария спросила ангела, предвозвестившего Ей зачатие Иисуса: Как будет это, когда я мужа не знаю? то Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и раждаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк 1.34-35).

http://sedmitza.ru/lib/text/432172/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010