Господь Иисус Христос учит Своих последователей благотворить ближнему, не надеясь на его благодарность: «аще взаим даёте от них же чаете восприяти, кая вам благодать есть? Ибо и грешницы взаим давают, да восприимут равная» (Лк. 22: 34–36). Премудрый сын Сирахов также заповедует своим читателям помогать ближнему имуществом, которое он, как и Христос (Мф. 6: 19–20, Лк. 16: 9), советует, не скрывать под камнем, откуда оно легко может быть похищено, а тратить на благотворение ближним (29, 1–16). Но ветхозаветный мудрец принимает во внимание обычные условия жизни среднего человека и ограничивает круг благодетельствуемых лиц только добрыми и честными людьми, а размеры благотворения – тем, что благотворитель может дать без ущерба для своего состояния. Бен-Сира знает, что «многие отказывают» в ссуде ближнему «не по злобе, а опасаясь напрасно потерпеть убыток» (ст. 10), так как часто должники отказываются платить долг, хотя и имеют средства для уплаты; автор картинно изображает, как униженно просит человек о ссуде и как грубо он потом, относится к ссудившему. Поэтому премудрый настойчиво советует всегда вовремя, честно отдавать свой долг. Хотя поручительство часто разоряет человека, особенно в тех случаях, когда поручитель рассчитывает при этом на корысть и даёт ручательство за бесчестного человека, но бен-Сира советует не уклоняться и от этого вида помощи ближнему, раз он в ней нуждается, и раз благотворитель может перенести возможный убыток без риска полного разорения. Но всё-таки, в конце концов, мудрому человеку лучше довольствоваться не многим и не нуждаться в чужой помощи: она часто соединена бывает с оскорблениями и унижениями, по пословице: «чужой кусок рот дерёт». «Много у тебя или мало», говорит сын Сирахов, – «будь доволен, и не услышишь упрёка от чужих людей» (ст. 26). Не менее интересен, следующий отдел книги бен-Сира (30, 1–13), говорящий о воспитании детей. С современной точки зрения советы ветхозаветного мудреца относительно неослабной строгости к детям могут показаться излишне суровыми, недостаточно гуманными. Несомненно, педагогическая наука, возникшая много времени спустя после сына Сирахова, выработала некоторые более действительные меры воспитания, чем телесное наказание; но едва и правильно и целесообразно поступают те, современные педагоги, которые вычёркивают, разумно применяемое смягчённое в возможной степени наказание из числа воспитательных мер: наблюдение над действительною жизнью оправдывает предостережения бен-Сира, выраженные в настоящем отделе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Самым близким другом и советником человека является его жена, «помощница по нему» (36:26, ср. Быт. 2:18–20 ). Поэтому бен-Сира советует выбирать себе подругу жизни с особою осмотрительностью, обращая внимание не столько на ее красоту, – хотя «красота жены веселит лицо мужа (36:24). – сколько на ее душевные качества (36:25). Когда человек предпринимает какой-либо важный шаг, он ищет себе советника, который указал бы ему верное направление и предостерег от ошибок. И на такой случай у сына Сирахова имеется мудрое наставление: прежде чем с кем-либо советоваться, обстоятельно расследуй, не заинтересован ли сам советник в том или ином исходе твоего предприятия. Если он заинтересован, то, конечно, всего естественнее ожидать, что он, давая тебе совет, будет иметь в виду не твои, а свои собственные интересы. «А при всем этом молись Богу, чтобы Он направил тебя на истинный путь» (37:19), – так заключает премудрый свои наставления ο выборе советника.   Об осторожности при выборе жены, друзей и советников ( Сир. 36:20–37:19 ). 20. Всякую пищу принимает желудок, но одна пища лучше другой; 21. гортань по вкусу различает кушанье из дичи, так и разумное сердце – лживые слова; 22. лживое сердце причиняет другому печаль, но умный человек обращает ее на него самого. 23. Женщина выходит замуж за всякого мужчину, но одна девица лучше другой. 24. Красота жены веселит лицо мужа, и она превосходит все другое, приятное для глаз; 25. а если сверх того она воздержна на язык, то муж ее – счастливее всех сынов человеческих. 26. Кто берет жену, тот приобретает лучшее достояние, помощницу по себе и твердую опору. 27. Где нет ограды, там виноградник расхищается, а где нет жены, там шатко и неустойчиво. 28. Кто доверится вооруженному разбойнику, перебегающему от города к городу? 29. Так и человеку, не имеющему своего гнезда, находящему покой там, где застанет его вечер. Глава 37 1. Каждый друг говорит: «я друг», но есть друг – только по имени друг. 2. He тяжкое ли горе, близкое к смерти, – когда сердечный друг превращается во врага?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

К тому времени, когда жил и писал свою книгу премудрый Иисус, сын Сирахов, народ еврейский пережил множество превратностей судьбы, и лучшие люди его могли накопить большой запас исторических наблюдений. Они видели, как благоденствовал народ еврейский при своих благочестивых царях и какие несчастия постигли его тогда, когда цари его, и сам народ вслед за ними, изменили своему Богу, впали в нечестие и гордость. Падение царства израильского и иудейского, разрушение Иерусалима и храма и тяжкий плен вавилонский были заслуженным наказанием народа еврейского за его нечестие. Мало того, выселенные из родной страны и рассеянные среди других народов, действовавших тогда на арене всемирной истории, лучшие люди избранного народа Божия, руководимые своими пророками, ясно видели, как сменялись в борьбе за преобладание одно царство за другим, и могли проникать в те причины, которые вызывали падение недавно еще могущественных царств. Одною из таких причин была нечеловеческая гордость правителей, в упоении всемирных завоеваний позабывших о том, что и над ними есть Владыка небесный. Вспомним о Навуходоносора и других царях вавилонских ( Дан. 4, 27 , Ис. 14,13–14 , Иер. 50, 31–32). Вот почему сын Сирахов, говоря о качествах мудрого правителя, особенно предостерегает его против гордости, указывая и на судьбу царств, доведенных до падения гордостью правителей, и на ничтожность человека, после смерти достающегося в удел червям и насекомым. «Не подобает человеку гордость», говорит премудрый, «и рожденному женою – необузданный гнев», как проявление гордости, нетерпимости к чужим слабостям.   Мудрый правитель не должен быть гордым ( Сир. 10 , 1–21) Глава 10, 1. Мудрый правитель научает народ свой, и государство разумного бывает благоустроено. 2. Каков правитель народа, таковы и начальствующее у него, и каков начальника города, таковы и живущие в нем. 3. Неразумный царь губить народ свой, и город населяется при благоразумии начальствующих в нем. 4. В руке Божией власть над землею, и Он воздвигает на ней человека, потребного для каждого времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Когда боговдохновенные пророки раскрывали народу израильскому блага мессианского времени, когда они рисовали пред ним картину царства Христова, то неизбежно пользовались образами и подобиями из своего времени и быта. Откровения о грядущем Христе часто должны были служить утешением для бедствующего народа, средством, спасающим его от отчаяния. Народ бедствовал, наказанный Богом за свои грехи; сильные языческие народы отовсюду теснили его; он лишился, наконец, политической самостоятельности, был отведен в плен и рассеян по лицу земли. Но пророки настойчиво говорили о славном будущем, и это будущее изображали, как полную победу Израиля над врагами-язычниками и восстановление могущественного царства еврейского, которое распространится на всю землю. Конечно, в речах пророческих не было недостатка в указаниях на чисто духовный характер царства Мессии (напр., Ис. 42:1–3, 61:1–2 , Иер. 31:33–35, 32:38–40 , Иез. 11:19–20 , Дан. 9:24 и мн. др.). Но правильное понимание этих указаний доступно было только для избранных; большинство же мечтало о всемирном земном царстве, во главе с евреями, о Мессии – грозном завоевателе и карателе врагов народа еврейского. Из этого большинства вышли впоследствии враги Христа-Спасителя, яростно требовавшие Его смерти. Высокая мудрость, какою обладал Иисус, сын Сирахов, глубокое изучение им писаний своих боговдохновенных предшественников, служат надежным ручательством за то, что премудрый стоял выше узко-националистических воззрений своих современников. То, напр., как высоко ставит он путешествия по чужим странам (ср. 34:10–12, 51:18), показывает, что он не относился слепо отрицательно к чужим народам, если находил возможным поучаться от них. Но тяжкие притеснения, каким его народ подвергался от соседей, как в чужих странах, так и у себя на родине, даже иногда в святом городе Иерусалиме, – эти притеснения и гонения наполняли горечью сердце мудреца-патриота, и он искал утешения в молитве. Образец такой молитвы и дается в первой половине 36 главы. Бен-Сира умоляет Господа вспомнить древние обетования, данные народу израильскому, и скорее явить славу Свою, наказав врагов его и собрав народ Свой в пределы родной земли, к священному Сиону и храму. Таким образом, сын Сирахов твердо верит в то, что евреи будут главными участниками будущего царства Мессии и что Мессия накажет их политических врагов; но эти чаяния ветхозаветного мудреца, по-видимому, не заслоняли в душе его возвещенного пророками духовного образа Мессии.  

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Начало премудрости – страх Господень, – такова главная мысль книги бен-Сира; кто хочет достигнуть премудрости, тот должен жить в страхе Божием, т. е постоянном послушании заповедям Господним. Эти заповеди изложены главным образом в законе, данном Богом избранному народу; но есть и такие правила жизни, которых нет в законе, они должны быть выведены мудрецом из непосредственного наблюдения жизни мира Божия и людей, под контролем Божия откровения. Такие правила мудрости, выведенные автором из собственного богатого опыта и из наставлений других мудрецов, он и дает в своей книги. На первом месте среди своих правил Иисус сын Сирахов поставил увещания – не быть гневливым, лицемерным или тщеславным (I, 22–30); далее он убеждает читателя, которого называет сыном своим (2, 1), стойко держаться раз избранной жизни в страхе Божием и не отступать от нее, несмотря на испытания: «золото», говорить премудрый, «испытывается в огне, а люди, угодные Богу, в горнила уничижения» (2, 5). После этих общих наставлений сын Сирахов дает более частные правила жизни, и на первом месте ставит увещание почитать родителей и обещает за это долголетие, как и в пятой заповеди десятисловия, и исполнение всех благословений Божиих (3,1–16). Наряду с этой добродетелью премудрый ставит скромность «при всяком мирском величии» (3, 18) и смирение, – сознание слабости своих умственных сил и отказ от стремления к уразумению тайн, скрытых Богом от человека (3, 21–28). Это стремление проникнуть в недоступные для человека тайны всегда существовало, оно порождало всякие волхвования и вело многих к погибели. Запрещая заниматься такими вещами, премудрый вовсе не стесняет пытливости ума человеческого, в доступных ему границах; вся его книга говорит о необходимости знания, и отдел о смирении заканчивается притчей: «сердце мудрое уразумеет притчи мудрецов, и ухо, внимательное к премудрости, будет радоваться» (3, 29). Увещание к терпению при испытаниях ( Сир. 2, 1–18 ) Глава 2, 1. Сын мой! Если ты приступаешь служить Господу Богу,

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Рассматривая похвальную песнь отцам, занимающую шесть глав книги Иисуса (44–49), мы видим, что здесь сначала наблюдается строго последовательный хронологический порядок: ряд славных мужей начинается Енохом, Ноем, Авраамом и кончается Зоровавелем, Иисусом, сыном Иоседековым, и Неемией (44:15–49:15). В конце своей песни автор, как бы оглядываясь назад и восстановляя опущенное, кратко вспоминает об Енохе, Иосифе, Симе, Сифе и Адаме (49:16–18). Затем, закончив свой гимн древним отцам, сын Сирахов присоединяет к нему подробное, поэтически-восторженное описание деятельности и священнослужения первосвященника Симона, сына Онии или Иоханана (50:1–23). Здесь описание священнослужения Симона сделано автором столь живо и наглядно, что возникает естественное предположение: автор или сам был очевидцем этого блестящего служения, или, во всяком случае, он слышал рассказы ο нем от непосредственных очевидцев, передавших ему своя живые воспоминания ο первосвященнической славе Симона. В истории известны два первосвященника Симона, имевшие отцов с именем Онии, – это Cuмoh I, бывший первосвященником в начале III века до Р. Х., и Cuмoh II, сын Ohuu II, первосвященствовавший в начале II века до Р. Х. 1 . Который из этих двух первосвященников прославляется в книге Иисуса? О Cuмohe I в еврейском предании сохранилась светлая память, как ο человеке справедливом и благочестивом: за эти качества он получил даже прозвание «Симона Праведного», 2 . О Симоне II в 3-й книге Маккавейской рассказывается, что когда Птоломей IV Филопатор, вступив в храм иерусалимский, пожелал войти в святилище, то первосвященник Симон произнес горячую молитву ко Господу, и Господь поразил царя расслаблением, так что он не в силах был исполнить своего намерения ( 3Мак. 1:10–2, 18 ). Хотя все повествование 3-й Маккавейской книги носит явно недостоверный характер 3 , и самый факт, описанный там, исторически не засвидетельствован, но все-таки из этого рассказа вытекает, что и Cuмoh II оставил по себе прекрасную память в еврейском предании. В настоящее время выдвигают новую теорию относительно этих двух Симонов: говорят, что наименование «праведный» принадлежало одному только Cuмohy II, а Cuмoha I в действительности и не было, он является «двойником» Cuмoha II, введенным у Иосифа Флавия в ряд первосвященников произвольно, без исторических оснований 4 . Однако и сомневаться в правильности показания Иосифа относительно Cuмoha I нет никаких оснований, кроме совершенно произвольных предположений, повторение же имен правителей было обычно в те времена, как и в последующие (ср. имена Птоломеев, Антиохов, Иродов и т.п.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

О причинах болезней и искусстве врачей, по книге Иисуса сына Сирахова После небольшого отдела, в котором сын Сирахов говорит о важном значении мудрого слова в жизни отдельного человека и целого народа ( Сир. 37:20–29 ), следует довольно обширная глава, трактующая о телесном здоровье и о том, как заботливо нужно его беречь ( Сир. 37:30, 38:23 ). И здесь, прежде всего, обращает внимание настойчивый совет премудрого: стараться точно узнать потребности своего организма и быть умеренным в пище, «ибо в многоядении гнездится болезнь, и кто пресыщается, тот доходит до холеры. От неумеренности многие умерли, а кто наблюдает за собой, тот живет дольше». Наряду с этим советом предлагаются весьма полезные рассуждения о том, что заболевший человек должен лечиться. Ведь «врач от Бога получает мудрость», т. е. искусство врачевания, и «Бог производит целебные средства из земли»; значит, совсем не грешно обращаться к врачу за советом и принимать указанные им лекарства. Как от Бога попускается болезнь, так от Бога же подается и исцеление, при помощи данного Богом врачу искусства и вложенной Богом в вещества природы целительной силы. Но главное значение при этом, конечно, остается за молитвою и раскаянием: больной должен покаяться в своих грехах, – так как болезнь иногда посылается за грехи, – и обратиться к Богу с усердною молитвою о помощи. В заключение дается несколько житейских советов о плаче над умершим. Исходя из той мысли, что никакими слезами не вернешь умершего, а только расстроишь свое здоровье, бен-Сира советует оплакивать покойника столько времени, сколько требует обычай, а затем успокоиться и прекратить скорбь. «Думай о судьбе его, ибо и твоя такова же: вчера ему, а сегодня тебе» – значит, безумно предаваться неутешной скорби по поводу того, что неизбежно для всякого человека. Язык владеет поступками людей (Сир. 37:20–29). 20. Начало всякого дела – слово, и пред каждым предприятием бывает обсуждение. 21. Корень размышления ест сердце, – из него вырастают четыре ветви: добро и зло, жизнь и смерть, –

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Теодор Стилианопулос Глава пятая. Современная библейская наука Просвещенный и ответственный читатель Писания не может пройти мимо вызова науки. Наука – это сосредоточенное и систематическое изучение предмета, ценная и чрезвычайно плодотворная деятельность, возраст которой равен возрасту самой цивилизации. В Древнем Египте и Вавилоне были свои учителя мудрости. Евреи, греки и римляне высоко ценили обучение и образование 187 . Сама Библия – продукт исторической и филологической работы, в ней немало свидетельств о научных занятиях людей той эпохи. Например, Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, прямо указывает на одного из учителей израильских, руководившего школой и написавшего эту книгу, впоследствии переведенную его внуком на греческий 188 . Евангелие от Матфея, созданное христианским проповедником, выносившим «из сокровищницы своей новое и старое» ( Мф. 13:52 ), содержит собрание поучений Иисуса, иногда объединенных в пространные речи (как Нагорная проповедь, Мф. 5–7 ), и является результатом напряженного интеллектуального труда 189 . Высокообразованный апостол Павел, бывший фарисей, знаток Закона, владевший несколькими языками, как мы видим из его посланий к Римлянам, Коринфянам и Галатам, был способен вести на высочайшем уровне сложные богословские дискуссии по спорным для первых христиан вопросам. Отцы церкви также культивировали систематическое образование на основе как Писания, так и классического античного наследия. Несмотря на знаменитый скептический вопрос Тертуллиана : «Что общего у Афин с Иерусалимом?», отцы церкви чтили классическую традицию и, следуя примеру большинства ученых, ценили и поощряли образование, соответствующее нуждам и возможностям их эпохи. Изучение Библии в университетах, колледжах и семинариях в наши дни продолжает эту богатую традицию. Современные библеисты пользуются новейшими методами. Основная цель их деятельности – культивировать знание в определенных областях и вносить свой вклад в развитие цивилизации. Неудивительно, что они, как и отцы церкви в свое время, вовлечены в интеллектуальный поиск, в развитие языка и методик, а также в обсуждение социальных и политических проблем современности.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

Божественное свойство премудрости, сообщаемое людям, ищущим ее и ведущим благочестивую жизнь, приносит им счастье, приобщает их к славе Господней и всю жизнь их делает бы непрерывным служением Господу: «обладающие ею находят славу Господню и живут в благословении Господнем», 4 , 14. Но это счастье дается людям не без трудов и испытаний. Иисус сын Сирахов влагает в уста премудрости речь к людям, желающим получить ее, и в этой речи заявляет, что стремящиеся к премудрости сначала должны пройти чрез ряд испытаний, и только в том случай, если они выдержать все эти испытания, обладание премудростью будет уделом их и их потомства; если же испытуемый падет, то премудрость отвергнет его и предаст его собственной злой судьбе (4, 16–22). Рядом с этим учением о плодах премудрости, перед ним и после него, стоят два небольших отдела, из которых первый содержит высоко-трогательный призыв к милосердию к бедным и несчастным, а последний говорит о проявлении мудрости в слове; тот и другой отделы говорят, таким образом, о плодах премудрости, обнаруживающихся в добрых делах человека, усвоившего ее себе, и в его мудром слове. Начиная уже с 6 стиха 3 главы, восстановление подлинного вида и смысла притчей сына Сирахова облегчается вновь открытым еврейским текстом его книги; первый по порядку лист списка А начинается двумя последними словами 3, в стиха; в главах 4-ой и 5-ой некоторые стихи имеются, кроме того, и в другом списке еврейского текста, именно С, содержащем не весь подряд текст книги бен-Сира, а только некоторые притчи, выбранные из нее.   О милосердии к бедным и несчастным ( Сир. 3, 30–4, 11 ) 30. Пылаюпцй огонь гасит вода, – так милосердие очищает грехи. 31. Делающий добро встретить его на пути своем и в тяжелое время найдет поддержку. Глава 4, 1. Сын мой, не смейся над жизнью несчастного и не томи глаз бедняка; 2. душу нуждающегося не опечаливай и не укрывайся от человека с разбитым сердцем. 3. Не заставляй волноваться сердце угнетенное и не отказывай в подаянии убогому. 4. Не оставляй без внимания просьб нищего

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь. Восхвалим мужи славны и отцы наши в бытии. Многу славу создал Господь в них величием своим от века. Слова мудрого Иисуса, сына Сирахова, гл. 44:1 Есть ли кому, то нам, благоименитые потомки славных предков сего града, и есть ли когда, то при настоящем наипаче торжественном случае нам приличествует сие увещание мудрого Мужа. Ибо что припоминает нам празднуемая ныне память угодника Божия, единого из древнейших Святителей сего града? Что как не те самые преславные времена древности, коими град наш превосходит все прочие грады Российские, и кои составляют отдаленнейшие, знаменитые эпохи отечественного бытописания? Здесь родилось, так сказать, самое Отечество наше – Россия. Здесь водружён первый скипетр самодержавия наших Монархов. Здесь родоначальник их положил основание Российской Державы. Отсюда сперва распространилось владычество её на Восток, Запад, Юг и Север. В сем граде появилось первое начертание Отечественных законоположений. На сии берега к любимому народом своим и целым Севером Государю притекали несчастные Цари в покровительство и защиту 1 . В сих странах предки Славяно-Руссов, отцы наши в бытии, первую приобрели славу и наполнили оною весь Север. Отсюда оружие их приводило в трепет врагов, а праводушие привлекало союзников. Здесь добродетели их вселили уважение всем соседям, а горячность к вере обратила на них свыше благословение Божие многими посреди их Угодниками Божиими: Многу славу созда Господь в них величием своим от века! Но – увы! Слава градов и целых народов преходит как образ мира сего. Век их стареет и кончается, яко век каждого человека. Могущество их ослабевает от напряжения самой крепости своей. Блистательность их меркнет от самого распространения света своего. Изобилие истощается от самого пресыщения их. Всем время, вещает мудрый Соломон, и время всякой вещи под небесем; время раждатися, и время умирати; время садити и время исторгати сажденное; время целити и время убивати; время созидати и время разрушати; время смеятися и время плакати; время ликовати и время рыдати; время собирати камение и время разметали камение 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010