Самая большая когда-либо зарегистрированная градина весила 1 кг. В 1980 году градом убило женщину в Мюнхене. В Трансваале (ЮАР) нередки случаи, когда от града погибает скот 356 . Представление о том, что Бог помогает избранным своим посредством экстраординарных атмосферных явлений было близко народам Ближнего Востока. Юнгер приводит два текста – один хеттский и один вавилонский – описывающих схожее с библейским явление 357 . Наиболее интересен вавилонский текст «Послание Саргона богу». В нем так описывается одно из сражений «Адад неистовый, сын Ану, отважный, испустил свой великий крик против них. И тогда с помощью потопа облачного и града (букв.: камней небесных) уничтожил полностью тех, что оставались» 358 . 12–14 стихи описывают невероятное чудо, совершенное Богом: Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицем сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба, и не спешило к западу почти целый день»? (10:12–13). Это место Ветхого Завета подвергалось и подвергается постоянным нападкам со стороны атеистов. Однако, нет достаточных оснований отвергать историчность описанного и рассматривать вместе с либеральной библеистикой этот текст всего лишь как некий эпос. Апологет Священного Писания Ясиницкий приводит некоторые астрономические доказательства и исторические подтверждения подлинности события. Он, в частности, пишет: «Американский профессор Тоттен изучил этот вопрос с астрономической точки зрения и опубликовал результаты своих обстоятельных и сложных вычислений, которые привели его к весьма замечательному открытию. Принимая во внимание дни равноденствий, эклипсы и т.п. и ведя вычисление от наших дней до дня Иисуса Навина, он обнаружил, что этот день приходился на среду. С другой стороны, произведя вычисления от даты сотворения мира до дня Иисуса Навина, он нашел, что день этот приходился на вторник.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

27. Когда же они приблизились к земле, которую Бог обещал Аврааму и его потомству, Моисей избрал по одному мужу от каждого колена и послал их собрать сведения о земле и городах в ней, и обитателях тех городов. Тогда Бог открыл ему имя, которое одно только могло дать жизнь верующим в него; и Моисей переменил имя Осии, сына Навина, одного из посланных, в Иисуса. И таким образом он отправил их с силою имени, по вере, что получит их обратно невредимыми ради руководства данного имени. Но когда они, после своего путешествия туда, расследования и разведок, возвратились, неся с собою виноградные кисти, некоторые из тех двенадцати посланных привели весь народ в мучительный страх, рассказывая, что там были большие и укрепленные стенами города, населенные земнородными исполинами, так что они не в состоянии завладеть землей. Тогда плакал весь народ, впавши в сомнение, был ли с ними Бог, Который дал бы им силы и подчинил бы им всех. И они (разведчики) говорили дурно также и о земле, будто она не хороша, и что не стоит ради такой земли идти на опасности. Но два из двенадцати – Иисус, сын Навина, и Халев, сын Иефонниин – разодрали свои одежды из-за происшедшего несчастия и умоляли народ не сомневаться и не терять мужества, ибо Бог предал всех в их руки, (говоря) что и земля также чрезвычайно хороша. Но когда убеждение не подействовало, и народ продолжал оставаться в том же неверии, Бог отвратил и изменил их путь, чтобы они блуждали, наказывая их в пустыне многими ударами. И сколько дней осматривавшие землю ходили туда и обратно – это продолжалось сорок дней – считая год за каждый день, Он держал их в пустыне сорок лет, и никого из тех, которые были зрелыми по летам и по разуму, за их неверие он не счел достойными вступить в (обетованную) землю, кроме двух, свидетельствовавших в пользу наследования, т. е. Иисуса, сына Навина, и Халева, сына Иефонниина, а также и тех, которые были еще малы и не умели различать правого от левого. Таким образом, весь маловерный народ умер в пустыне, получив один за другим праведное воздаяние за маловерие. Дети же, выросшие в течение сорока лет, восполнили число умерших.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

27. Когда же они приблизились к земле, которую Бог обещал Аврааму и его потомству, Моисей избрал по одному мужу от каждого колена и послал их собрать сведения о земле и городах в ней и обитателях тех городов. Тогда Бог открыл ему имя, которое одно только могло дать жизнь верующим в него; и Моисей переменил имя Осии, сына Навина, одного из посланных, в Иисуса. И таким образом он отправил их с силою имени, по вере, что получит их обратно невредимыми ради руководства данного имени. Но когда они, после своего путешествия туда, расследования и разведок, возвратились, неся с собою виноградные кисти, некоторые из тех двенадцати посланных привели весь народ в мучительный страх, рассказывая, что там былн большие и укрепленные стенами города, населенные земнородными исполинами, так что они не в состоянии завладеть землею. Тогда плакал весь народ, впавши в сомнение, был ли с ними Бог, Который дал бы им силы и подчинил бы им всех. И они (разведчики) говорили дурно также и о земле, будто она не хороша, и что не стоит ради такой земли идти на опасности. Но два из двенадцати - Иисус, сын Навина, и Халев, сын Иефонниин - разодрали свои одежды из-за происшедшого несчастия и умоляли народ не сомневаться и не терять мужества, ибо Бог предал всех в их руки (говоря) что и земля также чрезвычайно хороша. Но когда убеждение не подействовало, и народ продолжал оставаться в том же неверии, Бог отвратил и изменил их путь, чтобы они блуждали, наказывая их в пустыне многими ударами. И сколько дней осматривавшие землю ходили туда и обратно - это продолжалось сорок дней - считая год за каждый день, Он держал их в пустыне сорок лет, и никого из тех, которые были зрелыми по летам и по разуму, за их неверие он не счел достойными вступить в (обетованную) землю, кроме двух, свидетельствовавших в пользу наследования, т. е. Иисуса, сына Навина, и Халева сына Иефонниина, а также и тех, которые были еще малы и не умели различать правого от леваго. Таким образом, весь маловерный народ умер в пустыне, получив один за другим праведное воздаяние за маловерие. Дети же, выросшия в течение сорока лет, восполнили число умерших.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/676/...

2 . «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик» ( Исх.17:11 ). Когда Моисей поднимает руки, тогда и Иисус одолевает и становится сильней. Однако когда Моисей не поднимает рук, но позволяет им опускаться, Амалик одерживает верх над народом, которому сказано: «Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне» ( Ин.5:46 ), и «никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня?» ( Ин.7:19 ). Ведь закон и его действие бессмысленны среди тех, кто, «усиливаясь поставить собственную праведность, не покоряются праведности Божией» ( Рим.10:3 ), и когда руки Моисея опущены, неверие усиливается, народ терпит поражение. Надав, Авиуд, Елеазар остались в стане, чтобы судить народ (ср. Исх.28:1 ). Оставлен был с ними, чтобы судить народ, и Иофор (ср. Исх.18:13–27 ). Иисус же не остался, но последовал за Моисеем в горы, а прибавленное об Иисусе чудесное «служителем своим» ( Исх.24:13 ) показывает, что он служил Моисею. Как он служил ему? Не как второй, не как подчиненный, но как помощник и защитник. Почему же ни при первом упоминании Иисуса не указано имя его отца, и ни при втором, ни при третьем? Но когда об его отце, Навине, все же сказано, его называют не Иисусом, но Осией (ср. Чис.13:9:17 ). Ибо среди тех, кого «посылал Моисей высмотреть землю», он упомянут как Осия (ср. Чис.13:17 ). Мне кажется, что он назван не Иисусом, но Осией, сыном Навина, возможно, по причине того, что послан он высматривать. Но когда он возвращается после выполнения порученного и весь народ приходит в ужас и только он поддерживает колеблющихся и ободряет пришедших в отчаяние, тогда Моисей называет его Иисусом; не сыном Навина, но тем, кому Моисей сказал: «Веди войско и сразись с Амаликом». Мы еще отчетливей видим его величие, когда во время преображения лица Моисея никто из сынов Израилевых не мог взглянуть на его лицо (ср. Исх.34:29–35 ); Иисус, однако, не только прямо смотрит ему в лицо, но даже стоит в скинии как причастник таинств (ср. Исх.33:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

3 . Пока же «около сорока тысяч вооруженных на брань перешло пред Господом» Иордан, и, как сказано в Писании, «в тот день вознес 8 Господь Иисуса пред очами всего Израиля» ( Нав.4:14 ). Безусловно, сын Навина, вождь прежнего народа был вознесен в глазах тех, кем он правил. Но посмотрим, как Иисус Господь мой, Царь и Властитель народа нынешнего, «вознесен» в глазах потомков сынов Израилевых. Я думаю, что Он всегда вознесен и возвеличен пред Отцом. Однако необходимо, чтобы Бог вознес Его в наших глазах. А в моих глазах Он вознесен, когда мне открыто величие и возвышенность Его Божественности. Когда же величие Его Божественности открывается мне? Разумеется, когда я перехожу Иордан, вооруженный для будущих сражений силой различных таинств. 4 . Сказано: «И стали бояться его, как боялись Моисея» ( Нав.4:14 ). Моисея боится всякий, кто соблюдает закон; но когда он переходит от закона к Евангелию, с этим изменением преобразуется и его страх, как и Апостол говорит: «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:19–20 ). 5 . Затем сыну Навина повелевается: «Сделай себе острые ножи и обрежь сынов Израилевых во второй раз» ( Нав.5:2 ). Здесь мне хотелось бы спросить иудеев, как кто-то может быть обрезан обрезанием плоти во второй раз. Ведь если он обрезан, то у него уже нечего больше обрезать второй раз. Но смотри, как достойно и последовательно решаем это мы, которым сказано, что «закон духовен» ( Рим.7:14 ). Мы говорим, что просвещенный законом и наученный Моисеем отверг заблуждения идолопоклонства и оставил суеверия и поклонение истуканам. Это – первое обрезание, через закон. Но если от закона и пророков переходит он к евангельской вере, то принимает он второе обрезание, от «камня; камень же [есть] Христос» ( 1Кор.10:4 ), и исполняется то, что Господь сказал Иисусу: «Ныне Я снял посрамление Египетское с сынов Израилевых» ( Нав.5:9 ). Как и Апостол сказал: «Пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» ( 1Кор.10:4 ), и здесь мы тоже можем сказать, что они были обрезаны от «духовного последующего камня; камень же был Христос». Ибо если кто-то не очистился через Евангелие вторым обрезанием, то не может он снять «посрамление Египетское», то есть обольщения плотских пороков.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

В битве при Гаваоне совершилось одно из величайших чудес, о которых только повествуется в Библии. Именно, Иисус Навин остановил солнце и луну в их обычном течении и тем продолжил день, давший ему возможность докончить поражение врагов. Об этом чуде в книге Иисуса Навина рассказывается так: «Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь Бог Амморея в руки Израилю, и сказал пред израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: стояло солнце среди неба, и не спешило к западу почти целый день? И не было такого дня ни прежде, ни после того, в который Господь (так) слышал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля» (И. Нав. 10:12–14 ). Затем, в подтверждение этому, автор книги Иисуса, сына Сирахова, характеризуя И. Навина, говорит, между прочим: «не его ли рукою остановлено было солнце, и один день были как бы два?» ( Сир. 46:5 ). Так как это чудо касается астрономической области, где с особенною определенностью признается действие правильных и неизменных законов, то неудивительно, что оно встречает много возражений. Прежде всего, указывают на неправильность самого выражения: стой, солнце, так как для удлинения дня требовалось бы остановить землю, которая своим движением вокруг своей оси и производит явление дня и ночи. Но на это нужно сказать, что И. Навин не имел ввиду в пылу битвы соблюдать точность астрономических выражений, а высказал свое повеление обычным разговорным термином, который вполне допускает такое выражение. Это солнцестояние имело своим результатом удлинение дня настолько, что день этот был совершенно необычайным, «был как бы два дня». Некоторые толкователи, чтобы избегнуть как указанного, так и других возражений против чуда, стараются объяснить эту продолжительность дня субъективным впечатлением И. Навина и израильтян, именно в том смысле, что поражение, нанесенное ими неприятелям, было такое полное, что для него, по-видимому, недостаточно было бы одного обыкновенного дня, и потому день тот как будто в действительности был вдвое продолжительнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Однако, нигде не сказано, что (через все это. – Арс.) Иисус был «прославлен». Но когда пересекается Иордан, Иисусу говорится: в сей день Я начну прославлять Тебя пред народом. Действительно, прежде таинства крещения Иисус не превозносится, но от крещения берет начало Его превознесение, которое также и – «пред очами всего народа»: «Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились» ( Рим. 6:3 ). Смерть Иисуса совершается в вознесении на крест, поэтому для всякого верного Иисус «превознесен» не прежде, чем верный достигнет таинства крещения, потому как написано: «Бог превознес Его и дал ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних»» 156 . Это превознесение, прославление Сына Божия, типологически связанное с прославлением Иисуса Навина, Оригеном связывается также с прославлением Христа каждым христианином, когда последний принимает крещение, соединяясь со Христом в Его смерти и воскресении. Блаженный Феодорит, останавливая внимание на словах, обращенных Богом к Иисусу Навину, также усматривает в них ясную типологическую связь с Новым Заветом. Причем, Феодорит, в отличие от Оригена , акцентирует внимание не на таинстве крещения, принимаемом христианами, а на крещении Самого Христа. «Как об Иисусе Навине из чуда на Иордане стало известно, что он муж боголюбивый, так и наш Иисус после Иордана положил начало учению и чудесам» 157 . Священники и левиты, несущие ковчег завета, у Феодорита прообразуют собой Иоанна Крестителя: «А жрецы, воздвигающие кивот завета Господня, прообразуют Крестителя Иоанна, потому что он – иерей и сын архиерея. Посему, как сперва вошли в Иордан жрецы, несшие кивот, а потом с пророком и вождем Иисусом стал переходить народ, так, после того, как Иоанн начал крестить, и Иисус Спаситель освятил естество вод, посредством всесвятого крещения все благочестивые входят в небесное Царствие» 158 . Через три дня пошли надзиратели по стану, и дали народу повеление, говоря: когда увидите ковчег завета Господа, Бога вашего, и священников левитов, несущих его, то и вы двиньтесь с места своего и идите за ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Самое главное событие, о котором говорится в Евангелии — Пасха, — совершается. Иисус делает самый важный Свой шаг — Он переходит «от мира сего» к Отцу. Переживания, которые владели Им, — страх, боль, которые Он испытал во время Гефсиманского борения, позади. Остается только одна дорога. И наверное, не случайно, что сразу после стиха «Бог прославился в Нем» Иисус говорит: «Дети! не долго уже быть Мне с вами». И дальше, начиная с 33-го стиха 13-й главы и до конца 14-й, текст носит характер монолита, он представляет собой нечто единое с композиционной точки зрения. Это, если можно так сказать, завещание Иисуса ученикам, содержащее главные Его наставления. Наставлений, подобных по форме этим, очень много в Ветхом Завете. В конце книги Бытия рассказывается, как старый Иаков, он же Израиль, дает наставления своему сыну Иосифу; Иаков умирает, и его хоронят. В конце книги Иисуса Навина тот обращается к окружающим с наставлениями, затем умирает, и его хоронят. Аналогичный рассказ можно найти в Третьей книге Царств. Давид на смертном одре обращается с наставлениями к сыну Соломону, затем умирает, и его также хоронят. По сути дела, об этом же речь идет и во Второзаконии. Моисей наставляет Иисуса Навина и тех, кто его окружает: он пересказывает то, что составляет содержание первых четырех книг Закона. Сама книга представляет собой именно слова Моисея, она начинается сообщением об этом: «Сии суть слова, которые говорил Моисей всем Израильтянам за Иорданом в пустыне…» (Втор. 1:1). Дальше идёт завещание Моисея. «Начал Моисей изъяснять закон сей, и сказал: Господь, Бог наш, говорил нам в Хориве…» (Втор. 1:5—6). В 5-й главе Второзакония вновь повторяется Десятисловие. Затем в конце следуют две молитвы Моисея (это место Второзакония можно сравнить с Первосвященнической молитвой Иисуса в 17-й главе Евангелия от Иоанна), и наконец сообщается, что Моисей умер по слову Господню «и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора» (34:6). В Первой книге Маккавейской тоже есть подобного рода текст. Маттафия говорит своим детям, что умирает, и дает им наставления. Затем сообщается, что он умер, был погребен (с этими словами мы встретимся и в Евангелии!) и «приложился к отцам своим» (1 Макк. 2:69). Первая книга Маккавейская по времени ближе всего к Евангелию от Иоанна. Что же касается той части книги, где содержится завещание Маттафии, то завещание Иисуса в Евангелии от Иоанна очень похоже на этот текст. Маттафия говорит: « Ныне время переворота и гнев ярости (Божией. —  Г.Ч.). Итак, дети, возревнуйте о законе, и отдайте жизнь вашу за завет отцов наших» (1 Макк. 2:49— 50). В Евангелии: « Ныне прославился Сын Человеческий… Дети, не долго уже…»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Священники идут впереди, несут ковчег завета на плечах. Я нигде больше не вижу моря, нигде соленой воды, но подхожу к Иордану под водительством моего Господа Иисуса” 83 . Таким образом, у Оригена переход Чермного моря в некотором смысле прообразовал переход Иордана, который в свою очередь уже прообразовал крещение. События исхода прообразовали собой то, что явилось прообразом “самой реальности”. Господь сказал Иисусу: в сей день Я начну прославлять тебя пред очами всех сынов Израиля, дабы они узнали, что как Я был с Моисеем,так буду и с тобою (3:7). Ориген считает, что эти слова относятся не к Иисусу Навину, а к Иисусу Христу. Иисус прославляется христианином в таинстве крещения, когда погружается в смерть Его и совосстает с Ним от смерти к жизни: “Как велики события прошлого! Перейденное посуху Чермное море, данная с неба манна, бьющие в пустыне источники, данный чрез Моисея закон, многие совершенные в пустыне знамения и чудеса. Однако нигде не сказано, что (через все это — и. А.) Иисус был прославлен. Но когда пересекается Иордан, Иисусу говорится: в сей день Яначну прославлять Тебя пред народом. Действительно, прежде таинства крещения Иисус не превозносится, но от крещения берет начало Его превознесение, которое также и — пред очами всего народа: Все мы,крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились (Рим 6:3). Смерть Иисуса совершается в вознесении на крест, поэтому для всякого верного Иисус превознесен не прежде, чем верный достигнет таинства крещения, потому как написано: Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних” 84 . Прославление Сына Божия, типологически сопоставляемое с прославлением Иисуса Навина, связывается Оригеном с прославлением Христа каждым христианином, когда тот принимает крещение, соединяясь со Христом в Его смерти и воскресении. Блаженный Феодорит также усматривает в приведенных словах ясную типологическую связь с Новым Заветом, причем, в отличие от Оригена, акцентирует внимание не на таинстве крещения, принимаемом христианами, а на крещении Самого Христа. “Как об Иисусе Навине из чуда на Иордане стало известно, что он муж боголюбивый, так и наш Иисус после Иордана положил начало учению и чудесам” 85 . Священники и левиты, несущие ковчег завета, у Феодорита прообразуют собой Иоанна Крестителя: “…потому что он — иерей и сын архиерея. Посему, как сперва вошли в Иордан жрецы, несшие кивот, а потом с пророком и вождем Иисусом стал переходить народ, так после того, как Иоанн начал крестить и Иисус Спаситель освятил естество вод, посредством всесвятого крещения все благочестивые входят в небесное Царствие” 86 .

http://pravmir.ru/kniga-iisusa-navina/

Что плачете, искушаете сердце моё – я не только хочу быть узником, но и готов умереть в Иерусалиме за Имя Господа Иисуса ( Деян. 21:13 ). О долготерпение Божие! Апостол был на небе, видел Славу Божию, а потом за Имя Иисус готов претерпеть всякие муки и даже умереть, а вы, противники Имени Иисус, дерзаете отрицать божественность Сего Святейшего Имени и, мало того, ещё позорно хулите Его?.. Рассказывая схватившим его иерусалимским иудеям о своём обращении, апостол Павел так говорит о внушении, с которым обратился к нему в Дамаске апостол Анания: что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав Имя Господа Иисуса ( Деян. 22:16 ). Есть и ещё множество мест, свидетельствовавших о божественности Имени Иисус, но по силе убедительности для доказательства божественности Имени Иисус вполне достаточно и выше указанных. Так исповедует вся Православная Церковь . За Имя Иисус пострадал весь сонм св. мучеников, и вера их в божественность Имени Иисус не напрасна. – Они все наследовали Царство Небесное. Во втором члене Символа Веры : «Верую, – мы читаем, – И во единаго Господа Иисуса Христа»... и этою-то верою спасаются все верующие в Господа Иисуса Христа и исповедующие Его Божественное Имя Иисус. Спрашивается: почему – же святые вселенские Соборы нигде, ни в одном правиле не упомянули, что Имя Иисус не есть Бог? Так единогласно вся Православная Церковь исповедует божественность Имени Иисус. Апостол Павел говорит: «кто не любит Господа Иисуса Христа анафема, маран-афа» ( 1Кор. 16:22 ). На каком же основании говорят противники божественности имени Иисус, что Имя Иисус не есть Бог? А вот на каком: в Ветхом Завете три человека носили это Имя, а именно: Иисус Навин, Иисус, сын Сирахов и первосвященник Иисус, сын Иоседеков. А так как эти три человека не были богами, то, следовательно, и имя нашего Спасителя Иисус не есть Бог. Но скажите нам вы, противящиеся очевидной истине божественности Имени Сына Божия «Иисус», когда и где приносил Архангел для этих трёх человек Имя с небес? Когда говорил Архангел: «Се, дева Сына Сирахова, или Навина, или Иоседекова родит сына и наречёт имя им Иисус: и что эти Иисусы «спасут» люди своя от грех их»? Кто слыхал и где написано, чтобы при рождении сынов: Навина, Сирахова или Иоседека Ангелы воспевали: «Слава в Вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение»? Никто и нигде.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010