Введение в догматику 1 . Догматика есть систематическое изложение христианского вероучения. Вероучение христианское представляет собой состав истин, данных Богом для нашей веры: данных, потому что человек теперь не может видеть Бога телесными очами. Как апостолы познавали в Иисусе Христе Бога больше очами веры, при воззрении на Его дела, и в собственном смысле познали Его уже по вознесении: так, по настоящему своему состоянию, человек не может видеть лицо и Бога Отца, а необходимо должен верить, потому что без веры, по словам ап. Павла, не возможно угодить Богу. По этому необходимости веры, Бог открыл нам Себя столько, сколько нам возможно вместить. Откровение это есть нечто сосредоточенное и приведенное к единству: потому и самое вероучение также может быть приведено к единству. Правда, мы не можем сказать, как обширна область веры, потому что не можем знать пределов и своего знания. Черта, составляющая границу нашей веры теперь, временная, потому что самый предмет веры – Бог , духовный мир, будущая жизнь – бесконечен: потому Свящ. Писание говорит, что можно восходить от веры к вере, доколе она не преобразится в видение. Нельзя положить пределов также и самому откровению. Но верой мы можем принимать только то и столько, что и сколько Богу угодно было открыть нам чрез Иисуса Христа. 2 . Все, открытое Иисусом Христом для нашей веры, заключено, главным образом, в Символе веры апостольском; следовательно, Символ веры есть состав тех истин, которые составляют основание нашей духовной жизни. Самые эти истины называются δγματα, что собственно значит вообще учение; на церковном же языке под этим термином разумеется учение христианское (хотя и еретические и эллинские мнения у писателей церковных называются также догматами). В частности, догмат означает или все вероучение христианское, или всякую истину вероучения порознь; в последнем отношении слово догмат употребляется в более и менее обширном смысле: можно и целый член символа веры назвать догматом, а можно назвать так и малейшую его часть. Всякое же более точное определение известной истины называется у отцов церкви δροζ: так надписывают свои определения вселенские соборы. Отсюда, эти два слова, δγματα и δροζ, в совокупности будут значить, что под именем догмата разуметь должно не всякую истину, относящуюся к христианскому учению, а истину определенную собором всей церкви, как закон веры, – истину, которой уже нельзя ни изменить, ни отменить. Таким образом, в вероучении христианском все, что нужно для нашего спасения, для нашей веры, определено церковными соборами; если же некоторые предметы веры не определены соборами, то определены они общим преданием церковным, что равносильно определению соборному.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

прот. Иоанн Козлов Присяга (клятва именем Божиим) Старообрядцы вслед за сектантами обвиняют православную церковь за употребление в присяге формулы: «клянусь Всемогущим Богом», принимая вместо того такую формулу: «обещаюсь пред Всемогущим Богом». Надобно заметить, что это обвинение чисто сектантское и ни на чем не основанное, ибо и Слово Божие и св. отцы не находят ничего предосудительного в употреблении в необходимых случаях клятвы именем Божиим. Свое обвинение старообрядцы построяют на словах Иисуса Хряста: «не клятися всяко» ( Мф.5:34–37 ), плохо понимая значение этой заповеди, что будет рассмотрено ниже. «Присяга, согласно пониманию православной Церкви, – значит клятвенное обещание служить Богу, Царю и людям по совести» (объяснение Д. И. Боголюбова). По Дьяченко: «Присяга есть клятвенное обещание в показании истины с призыванием во свидетели Бога (см. его Словарь), отсюда: «клянусь Всемогущим Богом» значит: клятвенно обещаюсь поступать по совести, чему свидетелем будет Бог . Как известно, присяга употребляется с целью «внушить (дающему ее) говорить по правде, истину, как истину Божию, в той уверенности, что Бог, как вездесущий, невидимо присутствует при сем; как Всеведущий, слышит и знает, говорит ли кто истину или ложь; как праведный карает за ложь и обман. Тем же, которые снимают клятву, она внушает верить словам клянущегося, ибо тут свидетель и поручитель за истину Сам Бог, и надеяться, что Он не попустит надругаться над Своим именем. По такому своему характеру в чистом ее смысле не заключает в себе ничего предосудительного, и не только не опасна, но полезна и даже необходима для благоденствия общественного, и потому позволительна» («Щит веры» Смолина, стр. 238). «Что значит клясться? вопрошает св. Амвросий, если не исповедывать Божественное могущество Того, Кого мы признаем Владыкою нашей верности» (Op. L. V. Epist. 30 ad Valentin. Imperatorem. в Прибавл. к изд. творений св. отцов ч. 12, стр. 544, за 1853 год). Свидетельства в пользу дозволительности клятвы именем Божиим:

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

I. О ПРОРОЧЕСКОМ СЛУЖЕНИИ ИИСУСА ХРИСТА § 144. Понятие о пророческом служении Иисуса Христа и истина сего служения Служение ветхозаветных пророков состояло, вообще, в том, чтобы, по вдохновению свыше, возвещать людям волю Божию ( Агг. 1, 13 ), и наставлять их, вразумлять, укреплять в истинной вере и благочестии ( 4Цар. 17, 13 ; Иер. 25, 4 ). Соответственно тому и служение Господа Иисуса, как величайшего из пророков, которого ветхозаветные пророки были только провозвестниками и прообразами, выразилось в том, что Он возвестил людям, во всей возможной полноте и ясности, волю Божию о спасении мipa ( Иоан. 1, 18; 9, 16–18 ), и преподал им новый, совершеннейший закон веры и благочестия, спасительный для всего человеческого рода ( Лук. 4, 18–21 ). 1) Об этом служении Иисуса Христа ясно предсказано было в ветхом Завете. Еще Моисею, чрез которого дан был древний закон Израильтянам, сам Бог изрек о новом, будущем законодателе, Мессии: пророка восставлю им от среды братии их. якоже тебе: и вдем слово мое во уста его, и возглаголет им, якоже заповедаю ему: и человек той, иже не послушает словес его, елика возглаголет пророк оный во имя мое, аз отмщу от него ( Втор. 18. 18. 19 ) 313 . Потом псалмопевец взывал к Богу от лица Мессии: повем имя твое братии моей: посреде церкви воспою тя ( Пс. 21, 23 ). Закон твой посреде чрева моего. Благовестих правду церкви велицей се устнем моим не возбраню: Господи, ты разумел еси, правду твою не скрых в сердце моем, истину твою и спасение твое рех, не скрых милость твою и истину твою от сонма многа ( Пс. 39, 10. 11 ). Спустя несколько времени, пророк Исаия свидетельствовал также от лица Мессии: Дух Господен на мне, егоже ради помаза мя благовестити нищим, посла мя исцелити сокрушенные сердцем, проповедати пленником отпущение, и слепым прозрение, нарещи лето Господне приятно ( Ис. 61, 1.2 , Лук. 4, 18 ). 2) Это служение признавал существенным служением своим сам Христос-Спаситель. Аз на сие родихся, говорил Он, и на сие приидох в мip, да свидетельствую истину; и всяк, иже есть от истины, послушает гласа моего ( Иоан 18, 37 ). А потому: а) называл Себя светом мipy: Аз свет в мip приидох, да всяк веруяй в мя во тьме не пребудет ( Иоан. 12, 46 ; снес. 8, 12; 9, 5); б) единственным учителем и наставником: вы глашаете мя учителя и Господа: и добре глаголете: есмь бо ( Иоан. 13, 13 ); вы же не нарицайтеся учители: един бо есть ваш учитель, Христос (Мат. 23, 8); ниже нарицайтеся наставницы: един бо есть наставник ваш, Христос (- 10); в) проповедуя в одном месте, свидетельствовал: яко и другим градовом благовестити ми подобает царствие Божие: яко на сие послан есмь ( Лук. 4, 43 ); и – г) окончивши свое проповедание, изрек ко Отцу: Аз прославих тя на земли, дело соверших, еже дал еси мне, да сотворю…; явих имя твое человеком…; глаголы, ихже дал еси мне, дах им: и тии прияша, и разумеша воистинну, яко от тебе изыдох, и вероваша. яко ты мя послал еси ( Иоан. 17, 4. 6. 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Отдел экзегетический Введение (1Ин.1:1–4) Содержание апостольской проповеди вообще, ее достоверность и цель; цель настоящего послания. «Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко единородного от Отца, исполнь благодати и истины» ( Ин.1:14 ): вечное Слово, единое с Отцем по существу, но и отдельное от Него по ипостаси, Которым создан и живет мир, стало плотью, т.е. приняло в единство ипостаси человеческое естество, действительно воплотилось, оставаясь единородным Сыном Отца и в этом уничиженном состоянии сияя славою, как исполненное благодати и истины. Это – основное положение христианства, в котором заключается вся сущность божественного откровения; его исповедание или отрицание есть отличительный признак христианства или антихристианства ( 1Ин.4:2–3 ), и кто отвергает эту истину, для того не существует больше никакой истины: он лжец ( 1Ин.2:22 ) в абсолютном смысле этого слова. Хотя этот величайший догмат христианства проповедовали все Апостолы, но развить его во всей полноте и выразить с точностью, не оставляющею никакого места для сомнений и колебаний на счет истинного смысла, объема и значения возвещаемого учения, определено было от Бога тому, кто, возлежа на персях Богочеловека, почерпал совершенное познание о действительном существе своего возлюбленного Учителя, в Котором он увидел и познал славу Единородного от Отца. Богочеловеческий образ Иисуса Христа неизменно стоит пред его душою, наполняет ее, составляет средоточие всей его христианской жизни: что Христос распятый для Апостола Павла, то Слово воплотившееся для Апостола Иоанна. Нет сомнения, что в течение всей своей долгой жизни Апостол Иоанн но переставал говорить своим ученикам об Учителе, говорить о Нем то, что он вынес из ежедневного и при том близкого обращения с Ним и в чем он убежден был самым точным, самым осязательным образом. И на это-то драгоценное сокровище его сознания и жизни делается дерзкое покушение: лжецы, сыны антихриста, пытаются извратить и ниспровергнуть ту истину, которою одною мир живет и может жить; они проповедуют, что Слово жизни, Сын Божий не воплотился, и Иисус не есть то, чем представляют Его Апостолы; что, следовательно, нее апостольская проповедь о Слове, Которое стало плотью, ошибочна.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

11. О Домостроительстве Спасителя У места будет показать, каких держимся мыслей о божественном вочеловечении. Ибо учение сие яснее провозвещает Промысл Бога всяческих. Валентин в сложенных им баснях утверждал, что иной есть Единородный, иной – Слово, иной – Христос, который внутри полноты, иной – Иисус и иной еще – Христос внешний. Утверждал также, что Иисус вочеловечился, облекшись во внешнего Христа и восприяв тело от душевной сущности. А также говорил и Василид, что иной есть Единородный, и иной – Слово и еще иное – Премудрость. А Кердон, Маркион и Манес утверждали, что Христос казался человеком, не имея ничего человеческого. Керинф же учил, что Иисус родился от Иосифа и Марии по общему для людей закону, а Христос снисшел на Иисуса свыше. Евионеи, феодотиане, артемониане, фотиниане говорили, что Христос родился от Девы простым человеком. Арий же и Евномий утверждали, что приял Он тело, а вместо души действовало Божество. Аполлинарий утверждал, что тело Спасителево было одушевлено, но не имело души разумной, потому что, говорит он, излишен разум, где Бог-Слово. Представил же я мнения многих ересей с намерением показать истину учения Церкви, потому что Церковь одного и того же именует и Сыном, и Единородным, и Богом-Словом, и Господом Спасителем, и Иисусом Христом. Но Сыном, Единородным, Богом-Словом и Господом именовался до вочеловечения, а также нарицается и по вочеловечении; Иисусом же Христом наименован Он по вочеловечении, прияв наименование от совершенных Им дел. Ибо Иисус толкуется «Спаситель», и в сем свидетель – Гавриил, сказавший Деве: «наречеши имя Ему Иисус: Той бо спасет люди Своя от грех их» ( Мф. 1, 21 ). Христом же наименован ради помазания Духом. Ибо песнопевец Давид сказует: «сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих» ( Пс. 44, 8 ). Устами же пророка Исаии Сам Владыка изрек: «Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя» Господь ( Ис. 61, 1 ). А так разуметь пророчество научил нас Сам Владыка, ибо, вошедши в сонмище и взяв пророческую книгу, прочел сказанное место и сказал бывшим там: «днесь сбыстся Писание сие во ушию вашею» ( Лк. 4, 21 ). Согласно с Пророками проповедал и великий Петр, ибо, возвещая таинство Корнилию, сказал так: «вы весте глагол бывший по всей Иудеи, наченшийся от Галилеи, по крещении, еже проповеда Иоанн: Иисуса, иже от Назарета, яко помаза Его Бог Духом Святым и силою» ( Деян. 10, 37, 38 ). А из сего явствует, что ради помазания Духом наименован Христом. Помазан же не как Бог, но как человек. Если же помазан по человечеству, то и Христос наименован по вочеловечении. Однако же не иной есть Бог-Слово и иной – Христос, потому что Бог-Слово, вочеловечившись, наименован Христом Иисусом.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Слово в неделю Ваий Множайшии народи постилаху ризы своя no пути, друзие же резаху ветви от древ и постилаху no пути ( Мф. 21:8 ). По каким побуждениям народ, собравшийся в Иерусалим на праздник ветхозаветной пасхи, при входе Спасителя, встретил Его с пальмовыми ветвями? и для чего мы в настоящие дни так же носим в руках древесные ветви? Пальмовые или финиковые ветви в древности были символом победы. Иудейский народ, быв свидетелем бесчисленных чудес Иисуса Христа, полагал, что когда Он решился наконец, торжественно вступить в Иерусалим, столицу предков своих по плоти: то без сомнения открыто провозгласить Себя ожиданным в течении веков Мессией, и поразив силой своих чудотворений Римлян, поработивших Палестину, покорить под власть Иудеев все народы мира. Уверенный в таком предположении, Иудейский народ и встретил Иисуса Христа, как Победителя. Но Господь наш вступил перед кончиной земной жизни своей торжественно в Иерусалим не для одержанная победы по мирским расчетам, а для одержания крестными своими страданиями и смертью победы над поработившими род человеческий грехом и вечной смертью. В воспоминание такой победы постановила Св. Церковь и нам, сынам своим, в настоящие дни носить древесные ветви, чтобы мы старались соделаться участниками победы Господа нашего над грехом и вечной смертью. Чем же мы можем усвоить себе эту победу? Верой в ту истину, что Иисус Христос удовлетворил за преступление нами заповедей Божиих вечному правосудию, и христианской деятельностью, подавляющей господствующую в нас силу греховную. В чем состоит победа Иисуса Христа над владычеством в мире греха и вечной смехи? В том, что Господь наш, приняв на Себя ходатайство за грехи рода человеческого, понес за них крестную смерть, и тем удовлетворив за нас вечному правосудию, освободил своей смертью верующих в Него от вечной смерти, или от бесконечных мук в геенне огненной. Для чего необходимо усвоить нам верой в Иисуса Христа победу Его над грехом и вечной смертью? Для того, что мы не имеем и не можем иметь другого средства к умилостивлению Бога и удовлетворению вечному Его правосудию за причиняемое нашими грехами оскорбление благости Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

Толкование на Апостол из первого послания Апостола Павла к Тимофею, читаемый в тридцать вторую неделю (1Тим.4:9–15) « А иже пиет от воды, юже Аз дам ему », произрек Господь к Самаряныни, « не вжаждется во веки: но вода, юже Аз дам ему, будет в нем источник воды текущия в живот вечный » ( Ин.4:14 ). Видим мы истину сего Божественного слова и в других многих, особенно же в Богоглаголивом Апостоле Павле. Он преизобильно пил воду от Иисуса Христа ему данную, когда « облиста его свет небесный » ( Деян.9:3 ), когда воззвал его Христос с небеси, и рек ему: « иди, яко Аз во языки далече послю тя » ( Деян.22:21 ). Вода сия, то есть дар учения, поистине была в нем источник изливающий высокие таинства, догматы истины, спасительные законы, животворные завещания, законоположения благопотребные всякому званию, всякому возрасту человеческому, чину и состоянию. Сею текущею водою напоевал преблаженный Апостол не только Иудеев и Еллинов, мудрых и некнижных, свободных и рабов, но и самых настоятелей Церквей, то есть, учителей и светильников Христианства. Свидетельствует то излагаемая мною чтенная ныне часть послания его к Тимофею. Всеизящный Тимофей Апостол был и Архиерей, и Пастырь, и Учитель Ефесской Церкви. Но и его Божественный Павел напоевал Божественным потоком Пастырского учения, в послании к нему начертав правила, кои исполнять обязуются все настоятели Церкви. Хотя же сия вода собственно касается Пастырей Церковных, но она напоевает и словесных овец, и животворит и учителей и учеников, и наставников и наставляемых. Вот убо мы предлагаем вам воду оную в сосуде толкования, дабы вы с большею удобностию пия оную, не имели жажды во век. 1Тим.4:9 . Чадо Тимофее, верно слово и всякаго приятия достойно. Сие, « верно слово и всякаго приятия достойно », значит то, что истинно слово сие, и достойно того, чтобы всякий человек охотно верил тому, чему оно поучает. Трижды же Павел в первом послании своем к Тимофею сказал сие: « верно слово ». Когда первый раз сказал, показал тотчас, и какое то есть слово сие, сказав: « верно слово: яко Христос Иисус прииде в мир грешники спасти » ( 1Тим.1:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

     В сегодняшнем апостольском чтении святой Павел, говоря о Христе, произносит, между прочим, следующие слова: «Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду» (Еф. 2:14). Итак, апостол называет Иисуса Христа именем «мир». У Христа вообще много имен. Некоторыми из них Он именует Себя Сам. Например, Иисус говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). «Я есмь воскресение и жизнь» (Ин. 11:25). «Я свет миру» (Ин. 9:5). Некоторые другие имена Ему дают апостолы и пророки. Например, Исаия пишет: «Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис. 9:6). Или: «…се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14). Обратите внимание, что все эти имена Божии несут человеку нечто исключительно важное, то, чего у человека нет. Например, разве сам по себе, без Христа, человек знает, по какому пути ему спасаться? Нет. Но Христос говорит: путь – это Я. И мы идем по этому пути, веруя во Христа, пытаясь жить по заповедям Его, приобщаясь к Его богочеловеческой природе в Церкви, вживаясь во Христа. Разве может человек сам найти истину? Лучшие умы человечества, древнегреческие философы, столетиями бились над этим вопросом. Итогом их исканий можно признать скептическое восклицание Понтия Пилата: «Что есть истина?» А ведь истина – это не что, а Кто. «Я есмь истина», – говорит Христос. И мы познаем истину, познавая Христа. Разве кто-то из нас имеет жизнь сам в себе, разве кто-то из людей может быть источником жизни? «Жизнь – это Я, – говорит Богочеловек. – И вы живы лишь потому, что Я приобщаю вас к своей жизни, ибо Я – ее источник». И мы, научаясь жить во Христе, из области существования переходим в область жизни, настоящей жизни, которую совсем не знает неверующий мир. Но Христос имеет не только славные имена. Как это не страшно говорить, в Своем служении на земле Он принял также имена позорные. Например, сказано: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою [ибо написано: проклят всяк, висящий на древе]» (Гал. 3:13). Также Павел говорит, что Христос сделался «для нас жертвою за грех» (2 Кор. 5:21). Агнцем Божиим, берущим на себя грех мира, называет Христа Иоанн Креститель (см. Ин. 1:29). Славянское слово «агнец» довольно мило звучит, но нужно помнить, что речь идет не только о симпатичном домашнем животном, а о жертве, которая убивалась за грехи людей.

http://pravoslavie.ru/117132.html

М.А. Гузик Канон (греч. kanon – правило, норма, мерило; буквально прямая палка, служившая для опоры, для проведения прямой линии, измерения взвешивания) 1 . Нормативная художественная система, свод положений, имеющих догматический характер, окончательно сформировался в период иконоборчества (728842). Патриарх Никифор (?829) рассматривал каноничность, ставшую с IX в. определяющей характеристикой восточно-христианского искусства, как важнейший культуро-созидательный принцип. В основе византийского канона лежали такие категории образного мышления, как свет, символ и слово. Бог это свет, слово и красота. Свет, все ослепляющий, пронизывающий и оживляющий, является основным признаком бытийности, тварности. Это путь познания, прозрения и озарения. Свет, организующий пространство в храме, олицетворяет движение истории, цикличность времени и преломляется в цветовой символике. В каноне получила закрепление категория символа, которая разрабатывалась в христианском изобразительном искусстве со II в. н.э. Свет символизирует божественный разум, слово – Бога и истину. Разнообразна символика, связанная с земной жизнью Иисуса Христа (см. церковная символика ). Категория слова воплощает божественный разум и является символом Иисуса Христа, несущего слово. Оно помогает подвигу веры, подготавливает ее, осуществляя связь между человеком и Богом. Канон регламентировал расположение сюжетов, призванных раскрыть основные принципы богослужебного обряда, и иконографические типы изображения Христа, Богоматери, православных святых, праздников и др. 2 . Жанр ранневизантийской литературы, окончательно сложившийся к VIII в. В нем было девять песен, но в богослужении использовалось лишь восемь: вторая песня входила в великопостный канон. Каждая песня состояла из ирмоса (своеобразного зачина) и нескольких тропарей и посвящалась конкретному библейскому событию (первая песнь переход под руководством Моисея через Чермное море [рукав Красного моря на востоке полуострова Синай]; вторая песнь – проповедь Моисея в пустыне; третья благодарение Анны, матери пророка и судьи Самуила; четвертая – пророчество Аввакума, восьмого из двенадцати малых пророков, и т.д.), которое истолковывалось иносказательно с заметной долей назидания. В VIII в. канон вытеснил кондак.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кто Он, Иисус из Назарета? Владыка Иларион пытается дать ответ, убедительный для наших современников 26 октября, 2016 Владыка Иларион пытается дать ответ, убедительный для наших современников Рецензия на книгу митрополита Илариона (Алфеева) «Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга первая. Начало Евангелия» (Москва, 2016). Новая книга митрополита Илариона (Алфеева) является первой частью задуманного им обширного многотомного проекта, посвященного исследованию жизни и учения Иисуса Христа. Митрополит Иларион отдает себе отчет в том, что «к настоящему времени об Иисусе написано и сказано столько, что… прибавить к сказанному давно уже нечего». Читатель спросит: зачем же тогда пускаться в новое исследование? Автор предвидит такой вопрос и отвечает на него: «Каждая новая эпоха рождает новые попытки осмыслить Его личность, и в каждом новом поколении к этой личности обращаются священнослужители, богословы, писатели, поэты, художники, композиторы, не говоря уже о миллионах простых людей, верующих и неверующих, каждый из которых пытается найти… ответ на вопрос: кто Он?» (с. 6). Кто Он, Иисус из Назарета? Этот вопрос задавали себе апостолы (Мк. 4:41. Лк. 8:25), над его решением бились Вселенские соборы. Не мудрено, что и в нашем поколении он продолжает волновать сердца и будоражить умы миллионов, что и сегодня люди стоят перед этим неотвратимым вопросом. Владыка Иларион пытается дать на него такой ответ, который был бы убедителен для наших современников, и делает это изнутри церковной традиции, опираясь на весь двухтысячелетний опыт Православной Церкви. Богословский талант вкупе с литературным даром, которым он, несомненно, обладает, позволяет сделать этот ответ внятным как для верующих во Христа, так и для тех, кто еще только ищет истину. Образ Христа, представленный в Евангелиях, обладает огромной притягательной силой. Эта человечность Иисуса и есть самое великое откровение Бога о Себе. Бог во Христе Иисусе стал человеком, чтобы, как говорит евангелист Иоанн, «явить» нам Бога (Ин. 1:18), а точнее, «объяснить» нам Его (в оригинальном греческом тексте – именно «объяснил», «истолковал»: ξηγ σατο экзегесато , что блаженный Иероним когда-то гениально перевел на латынь через enarravit, «рассказал»). Интерпретируя евангельские рассказы о Христе, эту «человеческую историю Иисуса», автор воссоздает Его «живой образ… на основании имеющихся источников» и представляет «Его учение так, как оно отражено в Евангелиях» (с. 8). В этом автор совершенно верен церковной традиции понимания Евангелий и истолкования слов и дел Иисуса, потому что «все детали Его человеческой истории имеют прямое отношение к тому Откровению, которое Бог дал людям через Него как Своего Единородного Сына. Сквозь Его человеческие черты проступают черты лика Божия; Его человеческое слово является словом Божиим, обращенным к людям» (с. 8).

http://pravmir.ru/kto-on-iisus-iz-nazare...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010