Апостол Павел пишет: Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене ( 1Кор.7:32–33 ). Казалось бы, это высказывание апостола подтверждает бытующее мнение о превосходстве монашества (или целибата) над браком. Однако такое понимание было бы слишком поверхностным и вступило бы в противоречие с другими высказываниями апостола Павла, где он уподобляет брачный союз мужчины и женщины союзу Христа и Церкви. Очевидно, в этих стихах Послания речь идет о Браке мужа-христианина и жены-нехристианки, неосвященном Церковью, или о современном ему языческом браке. В христианском Браке при истинной взаимной любви, благодатно укрепляемой, муж, желая «угодить жене», а не ее греховным страстям, может угодить и Богу. Если же безбрачный, желая «уйти от мира», совсем откажется от «угождения» ближнему, то есть от конкретной и действенной любви к людям, то он и Богу не угодит, ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? ( 1Ин.4:20 ). Действительно, безбрачный ради Царства Божиего обретает иной опыт богообщения, нежели женатый. Верующий человек, состоящий в браке, может вступить на путь богообщения через опыт самоотверженной любви к супруге (супругу). Если супружеская любовь совершенна (тем самым – харизматична), муж и жена живут поистине в любви Божией и способны возлюбить ближнего, как самого себя ( Мф.22:39 ). Так по-настоящему глубокая любовь мужчины и женщины может стать школой христианской любви. Избравший безбрачие тоже учится любить Бога через любовь к ближнему – иного пути нет. Но он одинок. Господь же перед сотворением Евы сказал: Нехорошо быть человеку одному ( Быт.2:18 ), а Иисус, сын Сирахов, не ждал добра от одиноких: Где нет ограды, там расхитится имение, а у кого нет жены, тот будет вздыхать скитаясь ( Сир.36:27 ). Лишь харизма безбрачия, особая предназначенность свыше к этому пути, дает мужчине или женщине возможность жить без брака, не замыкаясь в себе, не досадуя, не злобствуя на «мирских». Спасает их от этого благодатный дар Божий, наиболее ярко раскрывающийся в христианском монашестве. Одиночество человека, избравшего безбрачие лишь по собственной воле, как правило, бывает духовно бесплодно, оно лишь иссушает душу. Благодатное, харизматическое безбрачие в том и состоит, что человек в нем не одинок. Эта харизма даруется человеку не «для пользы дела», не для «облегчения» разрыва с миром и помощи в молитве и аскезе; она служит эсхатологическим знаком, духовным знамением Царства Божия, где люди уже ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения ( Лк.20:35–36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Апостол разъясняет, что «Христос... быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым (т.е. духом) Он и находящимся в темнице, духам, сошедши, проповедал» ( 1Петр. 3:18, 19 ). И в другом месте Писания о том же читаем: «мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» ( 1Пет. 4:6 ). Какое значение имеют для нас приведенные свидетельства св. Писания? Во-первых, они убеждают, что души умерших не уничтожаются, как думают адвентисты; во-вторых, мы узнаем, что души умерших пребывают в сознательном, разумном состоянии, потому что души людей, умерших до крестной смерти Христа, слушали и понимали проповедь и благовестие сошедшего к ним в ад Спасителя; в-третьих, утешаясь приведенными свидетельствами Писания, мы «сохраняли надежду» ( Рим. 15:4 ) на то, что не умрем душой, как не умер душой Своей Спаситель, и будем жить «по Богу духом», как и те, кому благовествовал в аде Господь: душа Спасителя не умирала, а мы – подобны человеческой природе Спасителя, по сказанному, что Он, будучи Богом, «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став, как человек» ( Фил. 2:7 ). Чем еще можно доказать, что умершие действительно живут своими душами? Это можно доказать тем, что бывали случаи, когда люди умершие являлись кому-либо из живущих еще на земле людей. Так, напр., Самуил явился Аэндорской волшебнице, обличил в нечестии присутствующего у нее для ворожбы царя Саула и предсказал смерть ему и сыновьям его, сказавши: «завтра ты и сыны твои будете со мною», что и исполнилось. Пр. Самуил, значит, живет после своей смерти вполне сознательной жизнью и даже знал, что будет с Еврейским народом и его царем Саулом ( 1Цар. 28:11–19 ). Что отвечают адвентисты, когда им указать на пример явления пророка Самуила? Они говорят, что это не Самуил явился, но диавол в образе Самуила. Что сказать на это адвентистам? Должно сказать, что они лгут на св. Писание, потому что ниоткуда не видно, что Саулу являлся диавол, а не Самуил. Напротив, Писание подтверждает явление именно Самуила. Премудрый Иисус, сын Сирахов, говорит о Самуиле: «Он пророчествовал и по смерти своей, и предсказал царю смерть его, и в пророчестве возвысил из земли голос свой, что беззаконный народ истребится» ( Сирах 46:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Бедным предоставлено было право безмездно пользоваться самородными произведениями полей и садов в год субботний, когда поля и сады оставались без обработки, а в прочие годы на полях во время жатвы и в садах при снятии плодов оставляема была доля в пользу бедных. «Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего и оставшагося от жатвы твоей не подбирай, бедному и пришельцу оставь сие» ( Лев.23:22 ). «И виноградника твоего не обирай дочиста, и попадавших ягод в винограднике твоем не подбирай, оставь это бедному и пришельцу» ( Лев.19:10 ). Как известно, правом подбирать оставшиеся колосья воспользовалась моавитянка Руфь на полях богатого израильтянина Вооза. Псалмопевец воспевает милосердие так: «Блажен разумеваяй на нища и убога. В день лют избавит его Господь» ( Пс.42:2 ). Пророк Исаия, упрекая Иудеев в том, что они при строгом соблюдении постов пренебрегают дела милосердия, говорит от лица Господа: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма и угнетенных отпусти на свободу. Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется как заря свет твой», т.е. выйдешь из тьмы бед и напастей и свет благополучия осияет тебя ( Ис.58:6–8 ). Сын Сирахов заповедует оказывать милость не только живущим, но и умершим. «И умершего, – говорит он, – не лишай милости» ( Сир.7:36 ), т.е. заботься о приличном погребении умерших, прими оставшихся после них детей, на помин душ их раздай милостыню. Какие трогательные заповеди! Но не менее трогательные примеры милосердия встречаются во времена ветхозаветные. Праведный Иов, вспоминая время своего благосостояния, свидетельствует о себе: «Я спасал страдальца вопиющего (о помощи) и сироту беспомощного. Сердцу вдовы (защищенной мной) доставлял я радость. Я был глазом слепому (т.е. наставником неведущему) и ногами хромому (т.е. опорой готовому пасть и погибнуть под бременем бед); отцем был я для нищих, из зубов беззаконного исторгал похищенное ( Иов.29:12–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

«Беззаконие Содома, — говорит он, — гордость в сытости хлеба и в изобилии вина» (16, 19) Чревоугодие явно осуждается Самим Господом Иисусом и представляется гибельным для христианина: «Горе вам, пресыщенные ныне»: ибо взалчете ( Лк. 6:25 ). В другом месте тот же евангелист пишет: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством, и заботами житейскими, и чтобы день тот (день Страшного Суда) не постиг вас внезапно» (21, 34). «Не пресыщайтесь всякою сластию, — поучает св. Иисус, сын Сирахов , и не бросайтесь на разные снеди, ибо от многоядения бывает болезнь и пресыщение доводит до холеры». В послании к Филиппийцам (3, 19 апостол Павел прямо именует чревоугодников идолослужителями: «Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их в сраме»; и ставит их наравне со сребролюбцами, прелюбодеями, ворами и разбойниками ( 1Кор.6:9 ). Святой Иоанн Златоуст говорит: диавол ничего так не любит, как роскоши и пьянства; потому что никто не может так хорошо исполнить его злой воли, как пьяница. Любящий есть и пить угоден дьяволу, но мерзостен пред Господом и наказуется Им. Как поступил Он в Фараме с похотниками евреями, плакавшими о мясах египетских? — Погодите, сказал Он: завтра же будете есть мясо, и не один день, а целый месяц, пока оно не опротивеет вам. И нанесло сильным ветром из-за Чермного моря густые стада перепелок. Ел их народ много и с великой жадностью; но когда мясо было еще в зубах людей, разгневанный Господь поразил их ужасною язвою, и место, где они были похоронены, назвалось «гробами похотения», ибо здесь наказались люди за свое невоздержание. Стоит только этой страсти внедриться в человека, и он, как раб, начинает ревностно служить ей; она становится предметом его желаний, и чрево его делается для него богом. Тогда он забывает Творца своего, забывает веру, надежду и любовь; все добродетели, так сказать, умирают для человека невоздержного. Вот как говорит св. пророк Моисей о народе израильском, забывшем Бога в изобилии своем: «И ел Иаков, и утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего ( Втор.32:15 ).

http://azbyka.ru/v-chem-kayatsya-na-ispo...

Библейская история повествует, что Господь, научая руки верных своих на ополчение и персты их на брань ( Пс.14:31 ), благословил оружие кроткого праотца Авраама, который воевал за освобождение из плена своего племянника Лота, повелел народу своему завоевать землю обетованную, благоволил даровать помощь и Давиду в борьбе Израильтян с иноплеменниками ( Числ.31:1–7 и 33:51–56). Господь Бог не только повелевал Израильтянам воевать с языческими народами и истреблять их, но даже обещал им свою помощь во время войны и оказывал таковую, посылая Ангела своего им, ( Исх.23:22–33 ). ( 4Цар.6:8–23 ), или Самолично побеждая врагов Израиля ( Нав.Х.14 , Втор.31:6 и 2Пар.20:29 ). Прославляя бранные подвиги Иисуса Навина, сын Сирахов говорит, что он вел брани Господни, что война его была пред Господом и что он только следовал за Всемогущим ( Сир.46:4–8 ,ст.1). По учению божественного Откровения Ветхого Завета вместе с воинами должен был идти на войну против врагов и священник, чтобы войско не было без священника. ( Числ.31:6 ). Священники на войне молились Богу о победе, благословляли войска, наставляли и утешали воинов и поддерживали в них дух бодрости и храбрости. ( Числ.31:21–30 ), а воинов грешников, в особенности, блудников и прелюбодеев наказывали и поражали по Божьему повелению, даже смертью . ( Числ.25 ). Так Финеес священник, сын Епеазара сына Аарона, убил за блудодейство 23 тысячи израипьских воинов. Не согрешил ли он в этом? Нет. Царь Давид говорит: «Восстал Финеес, произвел Суд и остановилась язва. И это вменено ему в праведность». ( Пс.105:30 ). И св. апостол Павел говорит об этом поступке священника Финееса одобрительно: «Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибли из них 23 тысячи» ( 1Кор.10:8 ). Как относилась ветхозаветная церковь к воинам, которые умирали на войне за веру и отечество? Она молилась Богу о них и творила милостыню, да разрешатся от грехов своих, твердо веря, что воинам, скончавшимся в благочестии, уготована превосходная награда (2Макк.12:39–45).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Была произведена (при Соломоне особенно) и внутренняя организация Израильского царства. Двадцать тысяч всадников были размещены в Иерусалиме и разных других городах. Разумеется, они были обеспечены содержанием. Создан был целый штат писцов и надзирателей за рабочими людьми. Для всего этого требовались огромные средства, которые царь получал в виде дани с населения. Таким образом, внешняя роскошь и благополучие тяжелым бременем ложились на население и пышный внешний расцвет Израильского царства сопровождался и его внутренним загниванием. Авторитет Давида и его сына Соломона сдерживал взрыв народного возмущения, хотя имеем основание предполагать, что уже при Соломоне среди народа происходило какое-то брожение. Во главе недовольных стал Иеровоам, сын Наватов, лицо, приближенное к Соломону. Народное движение, находившееся еще в зародыше, в начальной стадии, удалось подавить, а Иеровоаму пришлось бежать в Египет. Когда Соломон «почил с отцами своими», народный гнев на чрезмерное бремя вылился наружу уже открыто. На престол должен был вступить сын Соломона Ровоам. Премудрый сын Сирахов считает Ровоама «скудным разумом» ( Сир.47:28 ). Ровоам прибыл в Сихем, где должно было произойти провозглашение его царем. Но здесь оказался и Иеровоам, который, узнав о смерти Соломона, прибыл сюда из Египта. Не без его внушения, собравшийся в большом количестве в Сихем народ обратился к Ровоаму с таким предложением: «Отец твой наложил на нас тяжкое иго, ты же облегчи нам жестокую работу отца твоего и тяжкое иго, которое он наложил на нас, и тогда мы будем служить тебе». За ответом Ровоам приказал народу явиться через три дня. Старые, опытные люди, некогда окружавшие Соломона, учитывая обстановку, советовали Ровоаму пойти на частичные уступки народу. Но молодые друзья Ровоама, его сверстники, внушали ему другое: никаких уступок! Ты, говорили они, скажи им: если отец мой обременял вас тяжелым игом, то я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами. Когда через три дня народ снова явился к Ровоаму, то последний действительно так и сказал народу. В ответ на это собравшиеся заявили Ровоаму: «Какая нам часть в Давиде? Нет нам доли в сыне Иессеевом; по шатрам своим, Израиль! Теперь знай свой дом, Давид!» И разошелся Израиль по шатрам своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

В главе 24 с. Сирахов снова возвращается к учению о Премудрости, глава эта имеет особый заголовок Α’νεσις σοφας — похвала Софии. 1. «Премудрость прославит душу ее, ψυχν αυτς, и среди народа своего будет восхвалена. 2. В церкви Всевышнего откроет уста свои и пред воинством Его будет восхваляться. 3. Я вышла из уст Всевышнего и подобно облаку покрыла землю; 4. Я поставила скинию и престол мой на столпе облачном; 5. Я одна обошла круг небесный и во всяком народе и племени имела я владение; 6. Между всеми ими (народами и племенами) я искала успокоение, и в чьем наследии водвориться мне. 7. Тогда Создатель всех повелел мне и Произведший меня ( κτσας με) указал мне покойное жилище и сказал: 9. поселись в Иакове и прими наследие в Израиле. 10. Прежде век от начала Он произвел меня — κτισεν με, — и я не скончаюсь во веки». (Продолжение этой речи, стихи 14 — 36 представляют восхваление премудрости и выражают ее отношение к закону Моисея.) Тексты с. Сираха свидетельствуют о Премудрости, как миротворческом начале, но совсем не располагают видеть в ней Вторую Ипостась. Скорее даже характеристика Премудрости здесь говорит о действии в ней и чрез нее благодатной силы Духа Святого , действующего в Церкви (в частности в Церкви Ветхозаветной). Также и здесь устанавливается различие между Господом, произведшим или имеющим Премудрость, и самою Премудростью, как божественным началом, сущим у Бога и неотделимым от Бога, но с ипостасями Его не отожествляющимся. Итак, те комментарии к Притч., которые имеются хотя и в неканонических книгах, но тем не менее входящих в состав Библии и высоко чтимых Церковью, не только не подтверждают того распространенного патристического толкования текста о Премудрости, что здесь разумеется ипостасное Слово Божие, но, надо прямо сказать, с ним несовместимы. И если бы нужно было выбирать между двумя свидетельствами по их удельному весу, то предпочтение пришлось бы отдать неканоническим книгам Библии. Но, к счастью, такого выбора совершать и не приходится, ибо патристические суждения достаточно разъясняются из своего происхождения в борьбе с арианством и, будучи явно окрашены этой борьбой, достаточно раскрываются в своей исторической обусловленности и относительности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

В главе 24 с. Сирахов снова возвращается к учению о Премудрости, глава эта имеет особый заголовок Ανεσις σοφας – похвала Софии. 1. «Премудрость прославит душу ее, ψυχνατς, и среди народа своего будет восхвалена. 2. В церкви Всевышнего откроет уста свои и пред воинством Его будет восхваляться. 3. Я вышла из уст Всевышнего и подобно облаку покрыла землю; 4. Я поставила скинию и престол мой на столпе облачном; 5. Я одна обошла круг небесный и во всяком народе и племени имела я владение; 6. Между всеми ими (народами и племенами) я искала успокоение, и в чьем наследии водвориться мне. 7. Тогда Создатель всех повелел мне и Произведший меня ( κτσας με) указал мне покойное жилище и сказал: 9. поселись в Иакове и прими наследие в Израиле. 10. Прежде век от начала Он произвел меня –κτισν με, – и я не скончаюсь во веки». (Продолжение этой речи, стихи 14 – 36 представляют восхваление премудрости и выражают ее отношение к закону Моисея.) Тексты с. Сираха свидетельствуют о Премудрости, как миротворческом начале, но совсем не располагают видеть в ней Вторую Ипостась. Скорее даже характеристика Премудрости здесь говорит о действии в ней и чрез нее благодатной силы Духа Святого 96 , действующего в Церкви (в частности в Церкви Ветхозаветной). Также и здесь устанавливается различие между Господом, произведшим или имеющим Премудрость, и самою Премудростью, как божественным началом, сущим у Бога и неотделимым от Бога, но с ипостасями Его не отожествляющимся. _______________ Итак, те комментарии к Притч., которые имеются хотя и в неканонических книгах, но тем не менее входящих в состав Библии и высоко чтимых Церковью, не только не подтверждают того распространенного патристического толкования текста о Премудрости, что здесь разумеется ипостасное Слово Божие, но, надо прямо сказать, с ним несовместимы. И если бы нужно было выбирать между двумя свидетельствами по их удельному весу, то предпочтение пришлось бы отдать неканоническим книгам Библии. Но, к счастью, такого выбора совершать и не приходится, ибо патристические суждения достаточно разъясняются из своего происхождения в борьбе с арианством и, будучи явно окрашены этой борьбой, достаточно раскрываются в своей исторической обусловленности и относительности.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

В главе 7 восхваляя мудрость выше всякого наследства и богатства, и рекомендуя её, как лучшее руководство в жизни, при всех обстоятельствах, в какие мы поставляемся, обращается к самому себе с таким советом: буду я мудрым, и в тоже время замечает: но мудрость удалилась от меня; далеко стало то, что было, и глубоко-глубоко, так что трудно постигнуть происшедшие в нем перемены (7, 23. 24). Какая же тому причина? Вследствие чего произошла такая перемена? Причины этому в жизни не надоит другой, кроме привязанности к женщинам, которые овладели его сердцем и держали его в своих оковах (25. 26). Это обстоятельство, так выпукло выступающее в истории Соломона, долго жило в памяти народа, и на него всегда указывали, как на единственную причину изменения Соломона, произведшую столько зла в его царстве. Не из-за них ли (иноземных жён), говорит Неемия, грешил Соломон, царь Израилиев? У многих народов не было такого царя, как он. Он был любим Богом своим, и Бог поставил его царём над израильтянами; однако ж чужеземные жёны ввели в грех и его ( Неем. 13. 26 .). Как мудр ты был в юности твоей, восклицает сын Сирахов к памяти Соломона, и подобно рек полон разума! Душа твоя покрыла землю, и ты наполнил её загадочными притчами; имя твоё пронеслось до отдалённых островов, и ты был любим за мир твой; за песни и изречения, за притчи и изъяснения тебе удивлялись страны. Во имя Господа Бога, наименованного Богом Израиля, ты собрал золото, как медь, и умножил серебро, как свинец. Но ты наклонил чресла твои к женщинам, и поработился им телом своим; ты положил пятно на славу твою, и осквернил семя твоё так, что навёл гнев на детей твоих, – и они горько оплакивали твоё безумие  и проч. ( Сир. 47, 16–23 ). В книге Екклесиаст часто встречается противопоставление богатства и бедности; видно, что в современном обществе существовало резкое разделение между богатым и бедным (5, 11. 6, 8. 5, 7 и др.). Богатый пользовался почётом, бедного презирали, хотя бы он даже был мудрый (9, 15. 16.). страсть к наживе; к богатству, жадность и скупость составляли господствующую болезнь, против которой так сильно вооружается Екклесиаст (2, 26.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Filare...

В древнее время Израиль был равнодушен к загробной судьбе индивидуума; его религиозные надежды ограничивались земною судьбой народа. Смерть была границею еврейской веры: за гробом – шеол, область сна и забвения, где уже не прославляется имя Божие, где нет упования на Него, где нет даже памятования о Нем. 3764 Бог для Израиля был «Богом живых, а не мертвых». Этою безотрадностью шеола древний Израиль не смущался. Но когда закон создал режим юридической праведности, тогда внимание иудея приковывалось к индивидуальной судьбе, так как воздаяние за праведность должно иметь индивидуальную ценность. Опыт свидетельствует, что в этой жизни не бывает полного воздаяния и даже праведники невинно страдают в то время, как грешники незаслуженно благоденствуют. При столкновении такого религиозного опыта с номистическим мiponohuмahueм древние представления о шеоле могли оказать отрицательное действие на нравственную энергию. Яркие следы этого мы встречаем в книгах Екклезиаста и Иисуса с. Сирахова. Екклезиаст наблюдает, что «участь сынов человеческих и участь скотов – одинаковая участь: все произошло из праха и все обратится в прах», и отсюда делает вывод, что «нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими». 3765 К тому же выводу приходит и сын Сирахов, который советует каждому: «не лишай себя доброго дня, и участие в добром наслаждении (μερς πιθυμας γαθς) да не минует тебя. Давай, и принимай, и утешай душу твою, так как в аде нельзя найти утех». 3766 В этом случае для веры оставался один исход – переступить порог смерти. Гроб не может служить границею божественного владычества: шеол так же —520— находится во власти Бога, как и земная жизнь. Праведники, страдающие в этой жизни, и грешники, здесь благоденствующие, найдут полное воздаяние за гробом. Книга «Премудрости Соломоновой» в первых главах полемизирует против воззрения и выводов Екклезиаста и развивает иные взгляды. В глазах неразумных исход праведных кажется гибелью и отшествие от нас – уничтожением; на самом деле души праведных в руке Божией и надежда их полна бессмертия ( λπς ατν θανασας πλρης).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010