Поэтому греки и иудеи к каждым восьми годам прибавляют три вставочных месяца (μβολσμους). Ибо если одиннадцать с четвертью помножить на восемь, то получится девяносто дней, то есть три месяца, а в четырехстах семидесяти (или сорока) пяти годах окажется пятьдесят девять восьмеричных годов с [вставочными] тремя месяцами, которые составляют около пятнадцати лет; если же прибавить их к четыремстам семидесяти пяти годам, то получится семьдесят седмин лет, то есть четыреста девяносто [лунных] лет“. Это Африкан сказал в тех же самых словах, какими изложили мы. Перейдем к Евсевию Памфилу, который В ВОСЬМОЙ книге Εαγγελικς Αποδεξεως (Евангельского Доказательства) высказывает такого рода предположения: «Мне кажется, что не напрасно разделены семьдесят седмин, так что сначала сказано семь, потом шестьдесят две и, наконец, прибавлена одна седмина, которая также разделена на две части. Ибо написано: знай и уразумей, что от выхода слова об ответе и обстроении Иерусалима до Христа Вождя семь седмин и шестьдесят две седмины. И после другого, сказанного в средине, стоит в конце: Утвердит завет для многих одна седмина. Очевидно, что ангел дал такой ответ не напрасно и не без божественного вдохновения. Это замечание (observamio) требует, по-видимому, осторожного и внимательного обсуждения (sollicitam rationem), чтобы читатель тщательно вник и исследовал причину разделения (или видении). Если же и нам необходимо высказать свое мнепие, то, сообразно с другим объяснением настоящего места, мы в словах ангела: от выхода слова об ответе и обстроении Иерусалима до Христа Вождя разумеем [под Христом Вождем] не иного кого-либо, как тех начальников (ргипсирез), которые после этого пророчества и по возвращении из плена управляли иудейским народом, то есть архиереев (ρχιερες) и первосвященников, которых Писание называет христами , потому что они были помазываемы, из которых первым был Иисус, сын Иоседеков, великий священник, и которые были до пришествия Господа Спасителя. На них указывает пророческое предвещание, в следующих словах: от выхода слова об ответе и обстроении Иерусалима до Христа Вождя сем седмин и шестьдесят две седмины, то есть: семь седмин и потом шестьдесят две, составляющие четыреста восемьдесят три года, должны считаться со времени Кира.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В начале персидского периода Иудея управлялась наместниками. 92 Но очень скоро, неизвестно по каким причинам, пост наместника Иудеи был упразднен, так что уже во время Ездры он не существовал. Когда Неемия в 432 г. возвратился в Сузы, он не оставил себе преемника и после его смерти пост наместника Иудеи оставался незанятым. Это обстоятельство как нельзя более содействовало возвышению первосвященника. Никто другой не мог так легко взять в свои руки власть, как первосвященник. Это обуславливается природой вещей: само собой понятно, что в теократическом государстве глава культа, если нет высшей светской власти, делается и главой общины, ее представителем пред языческим правительством и правителем всех гражданских дел, которые предоставлены в самостоятельное ведение общины. Вместе с первосвященником приобретают влияние на ход управления члены его семейства и члены знатных священнических фамилий, которые и составляют дворянство Иудеи. У Иосифа Флавия мы можем находить подтверждение этих положений. Он в перечне первосвященников говорит, что после плена Иисус, сын Иоседеков, современник Зоровавеля, и его преемники, в продолжении 412 лет управляли демократически (πολιτεοντο δεμοκατικω). 93 Выражение это не может иметь другого значения как то, что первосвященник управлял, во всяком случае не единолично. 94 Он разделял власть, прежде всего, со знатнейшими священниками. Тот же историк говорит, что пока Асмонеи не сделались князьями, управление иудеев (πολιτεα) было аристократическое, соединенное с олигархией, состоящее в том, что архиереи имели верховную власть. 95 По ход речи видно, что под архиереями мы должны понимать не преемственный ряд первосвященников, а представителей знатных священнических родов, потому что, если видеть в архиереях первосвященников, то правление будет не аристократическо-олигархическим, а монархическим. Однако, не одни священники имели участие в управлении. Его не были лишены и старейшины, главы поколений и родов, которые во время Ездры и Неемии являются правящими лицами по преимуществу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Предисловие Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 Глава 6 Глава 7 Глава 8 Глава 9 Глава 10 Глава 11 Глава 12 Глава 13 Глава 14     Предисловие Блаженный Захария пророчествует в Иерусалиме в те же самые, думаю, времена, в которые пророчествовал и Аггей 1 . По возвращении из плена Израиль уже не жил раздельно во Иудее и в Самарии; но все собрались в один город Иерусалим и поселились во всей Иудее, когда царствовал над ними Зоровавель из колена Иудина, а первосвященническую должность занимал Иисус сын Иоседека, иерей великий. Слово пророческое он составляет весьма искусно. Так как весьма многие, уведенные в плен из Иудеи или Самарии, возвратились на родину и знали все насилия, произведенные некогда Вавилонянами над Иерусалимом, и кроме того небезызвестно им было, за что Бог прогневался на них, а родившиеся уже в стране Персов и Мидян не знали, каков некогда был Иерусалим, не видели ни Иудеи, ни бедствий постигших их отцов вследствие гнева божественного, а также не знали и о том, за что они подверглись столь строгому наказанию, разве только из кое-каких рассказов: то необходимо, чтобы Бог всяческих указал им, получившим свободу, как бы некоего воспитателя и устроителя в лице блаженного Захарии, происходившего от священнической крови, то есть из колена Левиина, и родившегося от отца своего Варахии по плоти, пророчествовавшего же по внушению Духа, и сына Аддо пророка. Он был воспитан, как надо думать, в нравах этого последнего и сделался подражателем таковых же подвигов добродетели. Посему не следует ли сказать о том, какой смысл его пророчества и каких событий касается оно? Он обращает внимание освобожденных из плена на наказание, которому они подверглись за то, что не мало пренебрегали божественною заповедью и привыкли не придавать значения установленному чрез премудрого Моисея. Приведя же их в немалый страх, он убеждает их к решимости приобрести благоволение Бога посредством всецелого Ему послушания и повиновения, и присовокупляет, что если они не будут добрыми, покорными и повинующимися божественным законам: то и они подвергнутся бедствиям, даже более тяжким, чем те, которые постигли их отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

О будущем тоже возвещено. Бог обещает, что природные и политические катаклизмы приведут к наполнению Его Храма славой, а правитель Иудеи останется невредим в грядущей катастрофе (2:6–7,22–23). Люди, упомянутые в книге Аггей обозначен просто как «пророк». Его родословие не приводится, а имя «Аггей» не встречается ни в одном перечне возвратившихся из плена. Учитывая это, догадки о его происхождении представляются бесполезными. Предположение о том, что он был несведущ в тонкостях священнических установлений, поскольку задавал священникам вопросы (2:11 – 13), не убедительно. Тот факт, что его слово подействовало незамедлительно, убеждает нас, что его признавали пророком. Известно, что Дарий (1:1) – это Дарий I, сын Гитасапа, правивший Вавилонией с 522 по 486 г. до н. э. Он был преемником Камбиза (530–522), который унаследовал царство после своего отца, Кира (559–530; см.: Езд. 1 ). Зоровавель, правитель Иудеи, происходил из царского рода. Он был потомком Иехонии, переселенном в Вавилон в 597 г. до н. э. ( 4Цар. 24:15 ; ср.: Мф.1:11–13 ). Согласно 1:1, он был сыном Салафиила. Эта информация плохо согласуется с 1Пар. 3:18–19 , где сказано, что он был сыном Федаии. Возможно, имело место усыновление или даже левират, который не был письменно зафиксирован ( Втор. 25:5–6 ). А может быть, престол передавался не по прямой линии, как это было, например, в Великобритании в XVIII веке. Великий иерей Иисуссын Иоседека, переселенного в 587 г. ( 1Пар. 6:15 ). Он был высокопоставленным священником, а может быть, даже первосвященником, начиная с 537 г. ( Езд. 2:2,36,40; 3:2 ). Об особом внимании к нему Бога см. в Зах. 3 и 6:11 – 13. Его имя означает «Яхве спасет». «Народом» в этой книге именуется остаток тех, кто пережил вавилонское пленение и теперь вернулся в Иудею (1:14; Езд. 4:1 ). Их первая попытка восстановить Храм встретила сопротивление жителей, обосновавшихся в то время в Самарии ( Езд. 4:17–24 ) Несмотря на то что здесь нет прямого указания на грядущего Мессию, давно подмечено, что обетования, данные Зоровавелю (2:23) и Иисусу ( Зах. 6:11 – 13 ), таковы, что их окончательное исполнение осуществится только через Мессию. См. также коммент. к 2:7.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

9:25,26. Помазанник. Следует отметить, что здесь использовано нарицательное существительное «помазанник» ( в русском переводе – «Христос»), а не «Мессия». В пророческих писаниях это слово еще не утвердилось как специальное понятие, обозначающее грядущего идеального царя из династии Давида (кроме этой главы оно используется только в Ис. 45по отношению к Киру и в Авв. 3как общее понятие). В Израиле священники и цари помазывались на служение. Некоторые исследователи полагают, что двукратное упоминание «помазанника» в этих стихах указывает на двух различных персонажей. Первый помазанник появится через сорок девять лет (скорее всего, это мог быть Кир, поскольку он уже получил статус помазанника в пророческих писаниях, хотя нельзя исключить и таких вождей народа, как Зоровавель или Иисус, сын Иоседеков), а второй помазанник будет предан смерти перед окончанием последней седмины. Эта точка зрения подтверждается пунктуацией в еврейском тексте, которая указывает на то, что некий временной интервал должен находиться между двумя указанными числами, а не после шестидесяти двух седмин. Это были сорок девять лет между падением Иерусалима (586 г. до н. э.) и указом Кира (538 г. до н. э.). 9:25. Обстроятся улицы и стены. ( В оригинале – «улицы и рвы».) «Улицы» это, вероятно, городские и рыночные площади, которые были основными элементами планировки города и средоточием его административной и хозяйственной деятельности. Второе слово относится к крепостному рву, входившему в систему городских защитных сооружений. Это свидетельствует о том, что Иерусалим снова станет процветающим и безопасным городом, в котором будут созданы все условия для нормальной жизни. 9:26. Будет предан смерти помазанник. ( В русском переводе – «Христос».) Скорее всего, речь идет об Онии III, первосвященнике, который был казнен Антиохом Епифаном в 171 г. до н. э. (о чем говорится в 11:22). Многие исследователи находят эту гипотезу неоспоримой, поскольку казнь Онии положила начало семилетнему периоду гонений в Иерусалиме, включая осквернение храма в 167 г. до н. э.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

О зависть, первая язва! О сатанинское коварство, всегда преследующее святых! Не другие какие-нибудь римские женщины сделались предметом городской басни, а именно Павла и Мелания, которые, презрев имущества свои, оставив все дорогое, подняли крест Господень, как некоторое знамя благочестия. Если бы они наслаждались в банях, употребляли бы благовонные мази, то в своем богатстве и вдовстве они нашли бы оправдание роскоши и свободы, могли бы слыть госпожами и святыми. Но они хотят казаться прекрасными во вретище и пепле и низойти в геенну огненную с постом и грязью; очевидно, что не таким погибнуть с шумом при рукоплесканьях толпы. И пусть бы язычники или иудеи осмеивали такую жизнь, тогда Павла и Мелания могли бы находить утешение в том, что они не нравятся Христу. Но увы! Люди— христиане, оставив попечение о собственном домостроительстве и не замечая бревна в собственных очах, в чужом глазе отыскивают сучец. Они оскорбляют святые подвиги и в оправдание собственной виновности думают: нет святых, все достойны порицания — погибающих толпа, грешников бесчисленное множество. Ты любишь мыться каждый день — другой такую опрятность считает грязью. Ты изрыгаешь рябчиков и превозносишь осетрину — я бобами наполняю свой желудок. Тебя увеселяет толпа скоморохов — меня плачущие, Павла и Мелания. Ты жаден на чужое — они своим пренебрегают. Ты утешаешься над сладкими винами — они пьют холодную воду еще с большей приятностью. Ты считаешь себя пропавшим, если в настоящую минуту ничего не имеешь, не поедаешь, не проглатываешь, — они желают будущего и уверены, что все сказанное в Писании — истина. Пусть будет тщетно и глупо верить в воскресение тел; что тебе до того? Нам, напротив, твоя жизнь не нравится. Ты считаешь таких людей несчастными, а мы тебя считаем несчастнейшим. Мы платим друг другу одинаковой монетой, а потому и кажемся друг другу безумствующими. Это я наскоро написал, госпожа моя Азелла; взойдя уже на корабль, задушаемый горем и слезами, я благодарю Бога моего, что Он удостоил меня быть одним из тех, кого мир ненавидит. Помолись же, чтобы я возвратился из Вавилона в Иерусалим и чтобы владычествовал мной не Навуходоносор, но Иисус, сын Иоседека; пусть придет Ездра, что по толкованию означает «помощник», и отведет меня в мое отечество. Я безрассуден был, когда желал воспевать песнь Господню на земли чуждей (Пс. 136, 4) и, оставив Сионскую гору, обратился за помощью к Египту.

http://pravoslavie.ru/2716.html

Помолись же, чтобы я возвратился из Вавилона в Иерусалим, и чтобы владычествовал мною не Навуходоносор, но Иисус, сын Иоседека: пусть придет Ездра, что по толкованию означает «помощник», и отведет меня в мое отечество. Я безрассуден был, когда желал воспевать песнь Господню на земли чуждой и оставивши сионскую гору, обратился за помощью к Египту. Я забыл предостережение евангельское, что выходящий из Иерусалима тотчас впадает в разбойники, его обнажают, ранят и убивают. Если же священник и левит и прошли с презрением, есть однако ж тот милосердый самарянин, который на упрек иудеев: самарянин ты и беса имаши ( Ин. 8:48 ), отрицал в себе беса, не отрицался, что он самарянин, потому что иудеи самарянином называли того, кого мы называем стражем (custos). Пусть некоторые считают меня злодеем; я охотно пришлю им раба, как свидетельство верности. И Господа моего иудеи называли волхвом; считали возмутителем и апостола. Я не изъят от искушений человеческих ( 1Кор. 10 ). Какой же род тесноты я перенес, воинствуя за крест? На меня взвели бесчестие ложного преступления. Но я знаю, с доброю или худою славою достигается царство небесное. Приветствуй Павлу и Евстохию, моих во Христе, угодно или нет это миру. Приветствуй мать Албину и сестру Марцеллину и святую Фелицитату и скажи им: пред судищем Христовым мы станем вместе, и там обнаружится, кто как жил. Вспоминай обо мне, ты, пример непорочности и украшение девства, и укрощай морские волны твоими молитвами. 1 Saraballum – на парфянском языке означает роль длинного одеяния Блаж. Иероним пользуется этим словом в толковании на 3 гл. книги пр. Даниила. 3 По другими вариантам: и по милости Божьей, ночь наступает скорее надлежащего (celeriore cursu naturae). 4 т. е. лишен всякой возможности распространять свое лжеучение. Речь идет об арианине Авксентие, епископе Медиоланском, предшественнике св. Амвросия. 5 Иероним пользуется здесь стихами из Георгик Виргилия: Verum haec ipse equidem spatiis exclusus iniquis, Praetereo, atque aliis post me memoranda relinquo.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

О зависть, первая язва! О сатанинское коварство, всегда преследующее святых! Не другие какие–нибудь римские женщины сделались предметом городской басни, а именно Павла и Мелания, которые, презрев имущества свои, оставив все дорогое, подняли крест Господень, как некоторое знамя благочестия. Если бы они наслаждались в банях, употребляли бы благовонные мази, то в своем богатстве и вдовстве они нашли бы оправдание роскоши и свободы, могли бы слыть госпожами и святыми. Но они хотят казаться прекрасными во вретище и пепле и низойти в геенну огненную с постом и грязью; очевидно, что не таким погибнуть с шумом при рукоплесканьях толпы. И пусть бы язычники или иудеи осмеивали такую жизнь, тогда Павла и Мелания могли бы находить утешение в том, что они не нравятся Христу. Но увы! Люди— христиане, оставив попечение о собственном домостроительстве и не замечая бревна в собственных очах, в чужом глазе отыскивают сучец. Они оскорбляют святые подвиги и в оправдание собственной виновности думают: нет святых, все достойны порицания — погибающих толпа, грешников бесчисленное множество. Ты любишь мыться каждый день — другой такую опрятность считает грязью. Ты изрыгаешь рябчиков и превозносишь осетрину — я бобами наполняю свой желудок. Тебя увеселяет толпа скоморохов — меня плачущие, Павла и Мелания. Ты жаден на чужое — они своим пренебрегают. Ты утешаешься над сладкими винами — они пьют холодную воду еще с большей приятностью. Ты считаешь себя пропавшим, если в настоящую минуту ничего не имеешь, не поедаешь, не проглатываешь, — они желают будущего и уверены, что все сказанное в Писании — истина. Пусть будет тщетно и глупо верить в воскресение тел; что тебе до того? Нам, напротив, твоя жизнь не нравится. Ты считаешь таких людей несчастными, а мы тебя считаем несчастнейшим. Мы платим друг другу одинаковой монетой, а потому и кажемся друг другу безумствующими. Это я наскоро написал, госпожа моя Азелла; взойдя уже на корабль, задушаемый горем и слезами, я благодарю Бога моего, что Он удостоил меня быть одним из тех, кого мир ненавидит. Помолись же, чтобы я возвратился из Вавилона в Иерусалим и чтобы владычествовал мной не Навуходоносор, но Иисус, сын Иоседека; пусть придет Ездра, что по толкованию означает «помощник», и отведет меня в мое отечество. Я безрассуден был, когда желал воспевать песнь Господню на земли чуждей (Пс. 136, 4) и, оставив Сионскую гору, обратился за помощью к Египту.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Итак, в первые годы после плена евреи имели правителя из своей среды, пользовавшегося, без сомнения, в силу своего происхождения и полномочий от персидского правительства, значительным влиянием и авторитетом; в лице старейшин, представителей древних родов, он имел ближайших советников и помощников. Священство, во главе с первосвященником, руководило религиозной жизнью общины. Но положение устрояющегося на новом месте и на новых началах иудейства было настолько вообще затруднительно, что люди, облеченные авторитетом власти и поддерживаемые общим вниманием и сочувствием, сами иногда ослабевали в своей энергии и нуждались в ободрении. В таких случаях являлись на помощь лица, облеченные не внешним авторитетом власти или высокого звания, а более высоким авторитетом божественного посланничества: таковы были послепленные пророки Аггей и Захария. Они подкрепляли Зоровавеля и Иисуса, начавших строение дома Божия в Иерусалиме, свидетельствует писатель кн. Ездры ( Ездр. 5, 1–2 , ср. 6, 14). То же видим и в писаниях названных пророков. Чрез пр. Аггея было слово Господне к правителю Иудеи и к великому иерею, побуждающее немедленно приступить к работам по воссозданию храма ( Агг. 1, 1–9 ); оно не осталось бездейственным: и послушались, замечает пророк, Зоровавель, сын Салафиилев, и Иисус, сын Иоседеков, и весь прочий народ гласа Господа Бога своего и слов Аггея пророка, как посланного Господом Богом их (ст. 12). Тот же пророк ободряет Зоровавеля, Иисуса и весь народ при вторичном откровении чрез него же ( Агг. 2, 4 ). Пр. Захария начинает свою пророческую деятельность словом увещания о необходимости полного и искреннего обращение к Богу тех, кто возвратились из плена, послужившего наказанием для предков, не слушавших прежних пророков ( Зах. 1, 1–6 ). Другие пророчества имеют целью утешить и ободрить народ, предупредить его о грозящей опасности ( Зах. 1, 12–17; 2, 1–12 ). Некоторые пророчества посвящены исключительно стоявшим во главе общества Зоровавелю и Иисусу (Зах. гл. 3–4, гл. 6, 9–11). 39 Вопрос о том, продолжать ли поститься в установленные дни печальных воспоминаний о разгроме Иудейского царства, о разрушении Иерусалима и храма, предлагается не только священникам, но и пророкам; и ответ в этом случае дается от лица Божия именно пророком Захарией ( Зах. 7, 1–5 и дал.). Таким образом, в начале послепленного периода, мы видим у иудеев свое национальное правительство – не самостоятельное, а решающее дела именем персидского царя, и представителей всех степеней иерархии с первосвященником во главе; кроме того, пророки Аггей и Захария проходят в эту важную эпоху первого устроение иудеев в Палестине, так сказать, чрезвычайное служение среди остатка избранного народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Итак, после 11-го года и в начале следующего, который был первым годом царствования Иоахина (Иехонии; срав. 4Цар. 23:36; 24:8, 10, 14 ), Навуходоносор чрез 7 лет царствования своего над Ассирией ( 4Цар. 24:12 ), переселяет жителей Иерусалима в Вавилон. Этот плен постиг Иудеев во 2-м году царствования Вафре ( Иер. 44:30 ), царя египетского и в 1-м году 48-й Олимпиады, когда в Афинах был архонтом Фенипп. Плен сей продолжался 70 лет, так как окончился на 2-м году царствования Дария, сына Гистаспова, повелителя Персов, Ассириян и Египтян. В его время пророчествовали, как было уже сказано, Аггей, Захария и Малахия, один из 12 пророков. Первосвященником тогда был Иисус, сын Иоседека. Во 2-й год царствования Дария, который, по Геродоту (3:70), ниспроверг узурпаторскую власть магов, Зоровавель, сын Салафииля, был послан в Иерусалим для восстановления сего города и украшения храма. A вот хронология за время существования Персидской монархии. Кир царствовал 30 лет (Герод. 1:214), Камбиз 19 лет (Герод. 3:66), Дарий 46 лет, Ксеркс 26 лет, Артаксеркс 41 год, Дарий 8 лет, Артаксеркс 42 года, Охос или Арсес 3 года. В итоге царствование всех царей Персии составит 235 лет. По прошествии этого времени вступил на престол Персии Александр Македонский, лишив престола Дария (Кодомана). Вот хронология царей Македонских: Александр царствовал 18 лет, Птоломей Лаг 40 лет, Птоломей Филадельф 27 лет, Птоломей Евергет 25 лет, Птоломей Филопатор 17 лет, Птоломей Епифан 24 года. Этому наследовал Птоломей Филометор, царствовавший 35 лет; после него был царем Птоломей Фискон, царем бывший 29 лет; потом Птоломей Латур, царствовавший 36 лет; за тем Птоломей Дионис, царствовавший 29 лет; наконец Клеопатра, царствовавшая 22 года. После неё поднялось было царство Каппадокийское, но просуществовало лишь 18 дней. Вообще царствование всех царей Македонских продолжалось 312лет 18 дней. Доказано следовательно, что пророки Аггей, Захария и Малахия, один из 12 пророков, жившие на 2-м году царствования Дария Гистаспа и явившиеся на 1-м году 48-й Олимпиады, древнее Пифагора, время жизни которого, как говорят, относится к 62-й Олимпиаде. Гораздо древнее они и Фалеса, однако же древнейшего из эллинских мудрецов, родившегося лишь около 50-й Олимпиады. Так называемые мудрецы равно были современны Фалесу, как говорит о сем Андрон в своей «Триподе». Гераклит, живший после Пифагора, в своих сочинениях упоминает об этом философе. Таким образом становится неопровержимым, что Олимпиада 1-я, а она, как уже доказано было, падает на 407-й год после взятия Трои, древнее времени, в которое жили выше названные пророки, равно как и времени жизни философов, называемых мудрецами. Теперь легче видеть, что Соломон, царствование которого соответствует времени царствования Менелая, был современником осады Трои и жил на значительное количество лет раньше мудрецов древней Эллады.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010