Конец плена Строительство Второго Иерусалимского Храма      Возвращение евреев из плена и восстановление храма — дело Божественного Промысла. В середине VI века на Ближнем Востоке образовалась новая сильная монархия. По Промыслу Божию первый царь персидского царства призван был сыграть особую роль в истории избранного народа. Об этом пророчествовал почти за полтора века святой пророк Исаия: Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы (Ис 45, 1). Окончание плена было предсказано и пророком Иеремией (см.: Иер 25, 11–12). В 537 году персидский завоеватель Кир взял Вавилон, казавшийся неприступным. В первый же год своего правления он издал указ о строительстве Иерусалимского храма. Он приказал вернуть все золотые и серебряные храмовые сосуды, унесенные халдеями. Царь призвал всех евреев помочь этому делу. Указ Кира предоставлял всем иудеям право возвратиться на родину, но воспользовались им не все. Многие остались в Вавилоне, не желая бросать приобретенное. Царь Кир Великий Возвращавшихся было — сорок две тысячи триста шестьдесят человек. Сразу же по прибытии первосвященник Иисус, сын Иоседеков, и Зоровавель со всеми людьми соорудили жертвенник Богу на том же основании, на котором он был в храме Соломона. Возобновились утренние и вечерние жертвоприношения. Одновременно стали собирать материал для храма. Во второй месяц второго года по возвращении (535) начали строить храм (см.: 1 Езд 3, 8). Но возникли препятствия, и самаряне предложили иудеям свое участие. Они пришли к Зоровавелю и к главам поколений и сказали им: будем и мы строить с вами, потому что мы, как и вы, прибегаем к Богу вашему (1 Езд 4, 2). Зоровавель, первосвященник Иисус и главы колен израильских решительно отклонили их участие в строительстве, так как религия самарян представляла собой смесь монотеизма и идолопоклонства. Получив отказ, самаряне стали чинить препятствия. Они воспользовались отсутствием в столице Кира, который был в походе против массагетов, и добились от персидского двора официального запрещения постройки Иерусалимского храма. Строительство не возобновлялось во все царствование сына Кира — Камбиза (529–522), а также преемника его Лжесмердиса (522–521). Продолжение строительства было возбуждено богодухновенными речами пророков Аггея и Захарии в правление Дария, сына Гистаспа (521–485). Вскоре возникло еще одно препятствие — со стороны персидского областеначальника Фафная. Дело дошло до царя Дария, который распорядился: Не останавливайте работы при сем доме Божием (1 Езд 6, 7). Письма иудеев к персидскому царю и ответ царя Ездра приводит на халдейском языке, стремясь к историко-документальной точности. 8 июня 2017 г. Рейтинг: 7.1 Голосов: 122 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/104142.html

Неем.12:22 .  Левиты, главы поколений, внесены в запись во дни Елиашива, Иоиады, Иоханана и Иаддуя, и также священники в царствование Дария Персидского. Неем.12:23 .  Сыновья Левия, главы поколений, вписаны в летописи до дней Иоханана, сына Елиашивова. Неем.12:24 .  Главы левитов: Хашавия, Шеревия, и Иисус, сын Кадмиила, и братья их, при них поставленные для славословия при благодарениях, по установлению Давида, человека Божия – смена за сменою. Неем.12:25 .  Матфания, Бакбукия, Овадия, Мешуллам, Талмон, Аккув – стражи, привратники на страже у порогов ворот. Неем.12:26 .  Они были во дни Иоакима, сына Иисусова, сына Иоседекова, и во дни областеначальника Неемии и книжника Ездры, священника. Список левитов. По ст. 22-му, левиты внесены в запись в дни Елиашива, но, по ст. 26-му, уже во время Иоакима отделения левитов были установлены. Очевидно, во дни Елиашива была сделана только запись, которая, вероятно, исправлялась при следующих первосвященниках. В ( 1Езд. 2:40, 42 ), кроме шести отделений привратников, о которых в ( Неем. 12 ) не говорится, названы только три рода левитов: Иисус, Кадмиил, сыны Асафа. В ( Неем. 12:8–9 ) из времени того же Зоровавеля названы еше Биннуй, Шеревия, Иуда, Матфания, Бакбукия, Унни. Очевидно, после прибытия Зоровавеля еще возвратились представители левитских классов, об организации которых мы не имеем точных сведений. Замечание ст. 22-го: «также священники в царствование Дария Персидского» не ясно. Упоминание о Дарии Персидском также не определенно. Возможно, что в данном замечании мы имеем позднейшую глоссу. Неем.12:27 .  При освящении стены Иерусалимской потребовали левитов из всех мест их, приказывая им прийти в Иерусалим для совершения освящения и радостного празднества со славословиями и песнями при звуке кимвалов, псалтирей и гуслей. С 27 ст. начинается описание совершенного Неемией торжественного освящения стен Иерусалима. Время этого события не указывается. Но нет никаких оснований отодвигать событие далеко от построения стен, – ко времени, напр., вторичного прибытия Неемии (Ролинсон). По письму палестинских иудеев к египетским, сохраненному в ( 2Мак. 1:18 ), торжественное освящение стен произошло в 25-й день кислева. Если постройка стен была окончена в Элуле ( Неем. 6:15 ), то, по-видимому, освящение было совершено через 3 месяца. Вероятно, освящение совершено было тотчас после того, как осуществлены были заботы об увеличении населений Иерусалима ( Неем. 7:5, 11:1 ), и община дала торжественную клятву соблюдать закон. В ст. 27-м говорится о приготовлении к освящению, именно о приглашении левитов, которые большей частью жили не в самом Иерусалиме, а вблизи его.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Один говорил, что сильнее всего вино, а другой говорил, что сильнее царь, Зоровавель же сказал, что сильнее этого женщины, а сильнее всего истина. Когда он, сказав так, остался победителем и получил позволение просить, чего захочет, то стал просить, чтобы освобождены были из плена иудеи и построен Иерусалим. Как он просил так и сделано; пленники были отпущены, потому что тогда исполнилось семьдесят лет гнева Божия. Возвратившихся из плена потомков Иуды и Вениамина и левитов было числом сорок две тысячи человек, коней триста тридцать, лошаков двести сорок пять, верблюдов четыреста тридцать пять, рабов их и рабынь семь тысяч триста тридцать четыре, певцов двести, ослов шесть тысяч семь сот двадцать. Строителями были Зоровавель, Иисус, сын Иоседеков и Неемия; а Ездра, сведущий в законе, принес закон и читал его и устроил все, относящееся к храму и левитам. Он объявил закон и сделал распоряжение, чтобы взявшие чужеземных жен во время плена изгнали их. Все изгнали их и очистились, и совершил он пасху по закону, как написано, также и пост. Этим оканчивается первая книга Ездры.   Вторая книга Ездры (Под 2-ю книгою Ездры здесь разумеется книга Неемии)   В этой книге Ездра говорит о возвращении иудеев из плена так же, как и в первой, кроме рассказа о вопросах. Много говорится об евнухе Неемии; о том, что он просил о построении храма, и что Ездра читал закон, а Иисус, Ануй (сл. Б.: Ванаиа, Неем.8:7) и Саравия толковали его народу. Ездра, читая, научал богопознанию, а народ вникал в смысл читаемого и совершил пасху; в седьмой же месяц совершил пост и праздник кущей, как написано: от дней Иисуса, сына Навина, до этого дня не делали так сыны Израилевы (Неем.8:17). Между тем Ездра, увидев, что жены азотские сходятся с евреями, убедил всех дать обещание сохранять закон Божий; изгнал этих жен, как незаконных, и все поклялись соблюдать закон. Таким образом освятившись и очистившись, они праздновали, и затем ушли каждый в дом свой. Об Ездре говорится и то, что, когда книги были потеряны по нерадению народа во время продолжительного плена, Ездра, как любознательный и сведущий чтец, сохранил их все и потом принес их с собою и снова издал, и таким образом сохранил эти книги (см.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

        2-я и 3-я, но они неканонические – 2-я и 3-я. Их в еврейской Библии нет в оригинальном тексте. Они появились в «переводе Семидесяти». Откуда взялись эти книги – и сказать трудно; но Первая Ездры – она каноническая книга, богодухновенная. Вот здесь, в 1-й главе приводится текст указа Кира Персидского, что все царства земли дал мне Господь, Бог Небесный, и Он повелел мне построить Ему Храм. Тому Богу, Который в Иерусалиме (см. Ездр. 1:2 ). Вот что это такое? Что это за такое прозрение было, как у Навуходоносора (см. Дан. 2 )? Ведь мы Бога не можем обусловить ничем. Он являлся и фараону (см. Быт. 41:1 ), Он являлся и Навуходоносору, вот и Киру. И вот на этот указ откликнулось очень небольшое количество людей. За 70 лет весь патриотизм – особенно в богатой прослойке – выветрился. И только те, сердца которых коснулся Бог, решили вернуться. Посмотрите 2-ю главу, конец этой главы: даётся количество всех – в общей сложности 50 000 человек – вот переселенцев. Первая партия – 50 000 человек. Возглавил эту первую партию переселенцев князь Иудин Зоровавель и первосвященник Иисус, сын Иоседека. И когда они пришли в Иудею, что они увидели? Холм храмовый зарос бурьяном, развалины, следы пожарища. Кругом персидские чиновники – встретили их недоброжелательно; самаряне – стали просить участия в восстановлении Храма, но им, как нечистым, иудеи отказали, и – началась вот эта распря между самарянами и иудеями. Пошли подмётные письма в Сузы, столицу Персии, и в результате всех происков строительство Храма было приостановлено. Тем более что у людей, стариков, которые ещё помнили Соломонов Храм, и  то, что они стали закладывать, – вообще опустились руки, и строительство Храма было заброшено. Не время строить Храм Господень (см. Агг. 1:2 ). И вот? я не знаю, какое бы было положение с Храмом и вообще с общиной, если бы в это самое время Господь не воздвиг трёх великих пророков – Аггея, Захарию и Малахию. Вот три последних пророка – Аггей, Захария и Малахия – они и сыграют большую роль.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Агг.2:3 .  кто остался между вами, который видел этот дом в прежней его славе, и каким видите вы его теперь? Не есть ли он в глазах ваших как бы ничто? Агг.2:4 .  Но ободрись ныне, Зоровавель, говорит Господь, ободрись, Иисус, сын Иоседеков, великий иерей! ободрись, весь народ земли, говорит Господь, и производите работы, ибо Я с вами, говорит Господь Саваоф. Далее указывается и то главное обстоятельство, которое особенно могло охлаждать и действительно охлаждало ревность строителей второго Иерусалимского храма: это – сравнительная простота и даже бедность его в сравнении с великолепием храма Соломонова. А такое сравнение для лиц, видевших последний, было естественно и необходимо. Что такие старожилы могли быть при воссоздании Иерусалимского храма и слушать речи пророка Аггея, это не может подлежать сомнению: 70-летний срок вавилонского плена легко могли пережить дети и даже юноши предпленной эпохи. Первая книга Ездры ( 1Езд 3.12 ), прямо подтверждает присутствие при закладке второго храма лиц, видевших и прежний храм. Но что и сам пророк Аггей был из числа этих старожилов, как предполагают некоторые исследователи, этого отнюдь нельзя выводить из данного места. Пророк лишь отмечает факт малодушия своих современников в начатой постройке храма и сам безбоязненно констатирует действительность разницы между вторым храмом и первым, чтобы затем ( Агг.2:7, 9 ) в особенном блеске выступила слава второго храма, имеющего далеко превзойти первый. Теперь же – ст. 4 – он предварительно ободряет весь народ и его двух представителей и вождей на безостановочное продолжение начатого дела. Ободрение и на этот раз, как и прежде ( Агг 1:5, 7 ), высказывается от лица Господа Саваофа. Содержание этого ободрения излагается в Агг.2:5–9 . Агг.2:5 .  Завет Мой, который Я заключил с вами при исшествии вашем из Египта, и дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь! Трудный для точного объяснения со стороны своей грамматической конструкции, стих этот (5) заключает в себе совершенно определенную мысль о тех неотъемлемых залогах благоволения Божия и спасения, которые во все времена ветхозаветной истории спасения для Библейского Израиля были связаны с идеею Синайского Завета ( Исх 19.5 след.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

е. накажите те народы, которые оскорбляли Евреев. «Словами: обыдите землю, – говорит св. Ефрем Сирин , – пророк дает знать Иудеям, что настало время отмщения врагам их Идумеям и другим народам». И обыдоша землю, – присовокупляет св. пророк, – т. е., исполнили повеленное Господом, совершили суды Его, наказали враждебные Церкви народы. Ст. 8. И возопи, и рече ко мне глаголя: се исходящш на землю северскую, упокоиша ярость мою на земли северстей. С евр.: Тогда позвал Он меня, и сказал мне так: смотри, вышедшие в землю северную, упокоили дух Мой на земле северной. Ангел Иеговы, или Сам Господь, громким голосом возопил, и сказал св. Захарии, что кони вороные, а вслед за ними – белые (т. е. Ангелы, под видом коней) исполнили в точности Его повеление в земле Вавилонской, наказали Вавилонян за то, что они, сверх меры, Богом определенной, угнетали и мучили Евреев в Вавилонском плену, тогда как Халдеи должны были только держать их у себя, как овец в овчарне ( Мих. 2:12 и др.), и этим наказанием успокоили, говорит Господь, дух Мой, т. е. утолили праведный гнев на Вавилонян, удовлетворили гневу Моему. Здесь кончается видение колесниц с конями. Оно имело целью показать, что народы, враждовавшие против народа Божия, а потому – и против церкви Божией, не останутся не наказанными. Настанет время, их постигнет гнев Божий, а потому, Иудеи не должны падать духом; они должны надеяться на Господа, и от Него ждать помощи. Ст. 9, 10. И бысть слово Господне ко мне, глаголя: (ст. 10) приими, яже от плена, от князей, и от ключимых его, и от разумевших его, и внидеши ты в день он в дом Иосии Софониина, грядущаго от Вавилона. С евр.: И было слово Господне ко мне: (ст. 10) возьми у пришедших из плена: у Хелдая, у Товии, и у Иедая, и пойди в тот самый день, пойди в дом Иосии, сына Софониева, куда они пришли из Вавилона. Чтобы поддержать и укрепить надежду Иудеев на Бога, пророк, указывая на лицо первосвященника Иисуса, дает разуметь, на кого они должны теперь надеяться, и кто спасет их. Они теперь должны надеяться на Мессию, коего прообразовал первосвященник Иисус, сын Иоседеков.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

И Ангел Всевечного, который принимает здесь сам имя Всевечного, потому что совершает божественное дело прощения, сказал сатане: Господь да запретит тебе, сатана! одно из тех действительных слов, которые заставляют волны моря отступать и убегать ( Ис.105:9 , Мал.3:10 ) «да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим!». Вот в третий раз Захария слышит эти утешительные слова; Всевечный избрал, избрал еще, снова, Иерусалим (I, 17; II, 12). Сам Бог предопределяет, призывает и оправдывает: Кто же осудит? Вавилонский плен не уничтожил прежнего избрания Израиля, который переживает это короткое время мрака, и он скоро явится в чудном свете, во всей своей непоколебимой твердости. Не головня ли он, этот Иерей Иисус сын Иоседеков, этот народ), исторгнутая из огня? ( Амос.4:11 )? Не Я ли вывел его из вавилонского плена, из этого пожара, истребившего и погубившего в духовном отношении большую часть израильского народа? Было ли бы справедливо требовать большей чистоты от тех, которые едва спаслись от нравственной гибели, от полной развращенности своих соотечественников? и если Я исхитил их у смерти, то оставлю ли их теперь, когда они возвращаются ко Мне и с ревностью созидают Мой дом? – 2. И Ангел, отвечая на мысли и молчаливую молитву Иерея Иисуса, сына Иоседекова, который стоял пред ним, будучи одет в запятнанные одежды, сказал ангелам, стоявшим перед ним и служившим ему: снимите с него запятнанные одежды; а ему самому сказал: смотри Я снял с тебя вину твою ( 2Цар.12:13 ), и облекаю тебя в одежды праздничные. Эти праздничные или драгоценные одежды – не первосвященнические одежды; это – те одежды, о которых Исайя говорил, когда возвещал времена Мессии (LXI, 3 < 10); и его пророчество получило таким образом первое исполнение, залог второго более полного ( Лк.15:22 ; 2Кор.3:9:10 ) и третьего еще более блистательного и совершенного (Откров. XIX, 7). – 3, 4. Духовный Израиль, который утверждается снова, в Иудее, имеет таким образом уверенность в том, что его грехи прощены и что они не помешают Богу исполнить в отношении к нему Его милосердые предначертания.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

И сильные вышли и стремились идти, чтобы пройти землю; и он сказал: идите, пройдите землю, – и они прошли землю. Тогда позвал он меня и сказал мне так: смотри, вышедшие в землю северную успокоили дух Мой на земле северной. (ст. 6–8). Под землей северной нужно, таким образом, разуметь, лежащую на север от Палестины, землю, где имело утвердиться христианство , сперва, как религия гонимая, а потом – торжествующая, и эта земля, конечно, есть Греко-Римская империя, где, первоначально всеми возможными способами угнетаемая, Церковь Христова, наконец, явилась господствующей и распространилась до самых отдаленных пределов севера, где, следовательно, наконец, успокоился, сострадавший страдавшим за него, дух Ангела Иеговы, наперед открывшего судьбу Своей Церкви через св. пророка Захарию 120 . Что же касается земли южной, то под нею, кажется, прежде всего, нужно разуметь саму Палестину и затем, все земли, лежащие на юг от нее, в которых, таким образом, по устроению Божию, христианство до сей поры живет совместно с язычеством, как предсказывалось, виденными св. пророком Захарией, пегими (белыми с черными пятнами) конями четвертой колесницы 121 . Внешним знамением того, что все, открытое пророку в видениях, несомненно сбудется, должны были служить, сделанные пророком из приношений вавилонских, евреев и сохранявшиеся на память, благотворителей в храме, два венца, из коих один должен был носить первосвященник Иисус, а другой должен был быть приготовлен для того великого Первосвященника, Которого только прообразом были все иудейские первосвященники. И было слово Господне ко мне: возьми у пришедших из плена, у Хелдая, у Товии и у Иедая, и пойди в тот самый день, пойди в дом Иосии, сына Софониева, куда они пришли из Вавилона 122 , возьми у них серебро и золото и сделай венцы 123 , и возложи на голову Иисуса, сына Иоседекова, иерея великого, (ст. 9–11). Хелдай, Товия и Иедайя, без сомнения, были присланы в Иерусалим оставшимися в Вавилоне иудеями с дарами, для новосозданного храма. Из этих даров, Иосия, сын Софонии, должен был сделать два венца – серебряный и золотой. Цель этого распоряжения Божественного легко объяснится, если вспомним, что слава второго храма иерусалимского обосновывалась на том, что в него имел прийти Мессия (см. Агг. 2:7,9 ). Поэтому-то Господь, открыв через св. пророка Захарию, сколько благ имел даровать Мессия Своей Церкви, – весьма естественно благоволил открыть через того же пророка и качества, имевшей овладеть, некогда, всей землей, чудной отрасли Дома Давидова, – качества, при которых можно не сомневаться, что эта отрасль выполнит все, что обещано Богом, касательно Церкви Христовой. Какие же, однако, эти качества?

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

Ищите царствия Божия и все другое будет дано вам сверх того. Бог прежде земных предметов! Польза церкви, прежде личной пользы! (2–11). Народ как бы пробудился от глубокого сна, почувствовал присутствие Божие приблизившееся к нему в лице Его ангела или посланника Исх.2:7 , Числ.20:16 ; Еккл.5:6 ), и был охвачен ужасом. Аггей торжественно объявил ему во имя Всевечного, которым был послан для этой цели: что Превечный Бог находится с ними, как Он был прежде с их предками во время наибольшей временной их славы и наибольшего временного их процветания; что, хотя Он и ныне скрыт от их взоров, тем не менее Он присутствует посреди их; что небрежение, в котором они были оставлены в течение шестнадцати лет, было только кажущимся, и что Его строгость происходила только от Его отеческой любви к ним (II, 4, 5; Зax.2:10; VIII, 3 ) – 12, 13. Спустя двадцать четыре дня после первого пророчества Агеева. Зоровавель, Иисус сын Иоседека и весь народ стали производить работы в доме Всевечного. 14, 15. 2. Слава второго храма. II, 1–9 Около четырех недель спустя, слово Господне было обращено во второй раз к Аггею. Ревность Иудеев уже охладела. «Будем ли мы в состоянии когда нибудь соорудить вновь храм? Где мы найдем необходимые для этого средства? Не остались ли самые богатые из наших братьев в Вавилоне? Но если бы мы даже довели до хорошего конца начатое дело, то как новый храм будет беден и худ, в сравнении с храмом Соломоновым! Ковчег завета уже не существует, или по крайней мере никому неизвестно где найти его, и Бог не повелевает построить другого ковчега! Избранный народ прозябает жалким образом среди язычников, которые угнетают и оскорбляют его, и какой вид будет иметь храм Бога истинного, в сравнении со всеми блестящими храмами ложных богов, покрывающие вселенную? Не есть ли он в глазах ваших как бы ничто? (II, 3). Где великие обетования Исайи, Иеремии, Иезекииля, которые все говорили, что новый дом Всевечного превзойдет в славе прежний? Пророк отвечает на эти сомнения и мысли, возникавшие от уныния, – тремя обетованиями. Я с вами говорит Господь Саваоф.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Но они думают, что эти слова относятся к Зоровавелю, который из униженного и пленника неожиданно выдвинулся на степень вождя, устроил храм Господу и сидит на троне Его, и господствует подобно князю. Но и первосвященник, – говорит он, – Иисус, сын Иоседека, воссядет на священническом престоле, и единомысленно и единодушно будут управлять они народом Божиим. И будет мир между ними двумя, т. е. между тем, который исходит из колена царского, и тем, который от колена Левия; так что священство одинаково с царством Божиим будут управлять народом; а те венцы, которые ты сделаешь из золота и серебра, после возложения их на головы Иисуса, сына Иоседекова и Зоровавеля, сына Салафиилева, ты посвятишь во храме именам тех, которые принесли их, т. е. Гелему, Товии, Идаю и Гену. Второе и третье из названных имен тождественны с теми, которыя указаны выше. Первое переменено: вместо Голдаи он употребил Гелем, а четвертое, выше не названное, он прибавил, это – Ген, но об этом мы будем говорить после. – После положения венцов в храме Господа и после посвящения их в вечное воспоминание, от всего круга земного и издалека придут народы и будут совершать устроение в храме Моем, каждый соотвестненно силам своим. И тогда по исходу дела и по успеху во всем вы узнаете, что Господь послал меня, и что я все предсказывал по Его повелению. Но это сбудется так, когда вы будете повиноваться повелениям Господним и сотворите заповеди Его. Голдаи значит: прошение у Господа, что на греческом более знаменательно выражается словами: λιτνευσις Κυρου [коленопреклоненное прошение у Господа]. Товия – благий Господа. Идайя – известный пред Господом. Вместо Голдаи ( – теперь он употребил Гелем ( ), что значит сновидение, и на четвертом месте присоединил: Ген ( ), т. е. благодать. Венцы этих четырех людей будут у сына Софонии, который раньше назван Иосиею, и есть строитель и страж храма Господня; они и будут находиться там вечно. Евреи рассказывают, что Анания, Азария и Мисаил, возвращаясь из плена, принесли золото и серебро, и дары храму, и венцы первосвященника и вождя, и что Ген т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010