(Выписка из указанного листка) " Именем Моим бесы ижденут, языки возглаголют новы: змия возмут, аще и что смертно испиют  – не вредит их: на недужныя руки возложат и здравы будут «. Господь здесь не говорит «именами Моими», но «Именем Моим», т. е. одним, а не многими. Спрашивается: которым же Именем сия будет? И само собой разумеется: тем Именем Иисус, которое Архангел принёс с небес ( Лк. 1:13 ), тем Именем, которое Господь принял при обрезании ( Лк. 2:21 ), но обоготворил, и это имя есть Иисус. «Мужие Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо, сей Иисус, вознёсшийся на небо, таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Деян. 1:11 ). Спрашивается: почему эти два Ангела не только не сказали, что Имя Иисус не есть Бог, но сами называют вознёсшегося от Земли на небо Господа «Иисусом»? Да потому, что Имя Иисус есть Истинный Бог. Почему эти два Ангела не упомянули других Имён Божиих? А потому, что Господь, ведый будущее как настоящее, знал, что богоборники будут отрицать божественность святейшего Имени Иисус, и потому засвидетельствовал божественность этого Имени через сих двух Ангелов. Господь Иисус Христос устроил Церковь и послал Апостолов на проповедь. Апостолы проповедуют: «Итак, твёрдо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христа сего Иисуса, Которого вы распяли. Народ умилился и сказал ап. Петру, что нам делать? Пётр же сказал им: – покайтесь и да крестится каждый из вас во Имя Иисуса Христа для прощения грехов ( Деян. 2:38 ). Спрашивается: почему же апостолы велят уверовавшим в Иисуса Христа креститься во Имя Иисуса, если Имя Иисус не есть Бог? Говоря: Иосиф, Сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней от Духа есть Свята; родит же Сына и наречёшь Ему Имя Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их ( Мф. 1:20–21 ). Итак, глагол Божий исполнился. Пресвятая Дева Мария, зачавшая во чреве, родила Сына, Который в 8-й день по рождении принимает Своё (Ему Единому, яко Богу-Спасителю, присущее Имя Иисус ( Лк. 1:31 ); и обоготворяет его, срастворив Существом Своего Божества, точно так же, как и принятую Им «от человека плоть: неслитно и нераздельно – и бысть Бог непреложный и Человек совершенный. Следовательно, имя Иисус, принесённое Архангелом с Небес, обоготворил Сам Вездесущий Господь, и Его Имя «Иисус» есть истинный Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие ( Ин.20:19–29 ). Мы видим, что начало истории у обоих евангелистов практически совпадает: Иисус является неожиданно и приветствует учеников словами мир вам. В обоих Евангелиях Иисус показывает ученикам части Своего тела: у Луки – руки и ноги, у Иоанна – руки и ребра. Это свидетельствует о реальности тела воскресшего Иисуса, которое сохраняет признаки материального тела, хотя и приобрело способность проходить сквозь запертые двери (впрочем, и до воскресения Иисус мог ходить по воде). Однако отличия между двумя рассказами весьма существенны. У Луки речь идет об одном явлении, у Иоанна – о двух. У Луки присутствуют одиннадцать учеников и бывшие с ними, у Иоанна – одиннадцать без Фомы. У Луки ученики принимают Иисуса за духа, у Иоанна об этом не говорится. У Луки Иисус ест рыбу и сотовый мед, у Иоанна об этом умалчивается (впрочем, в Ин.21:9–13 мы увидим, как Иисус предлагает ученикам рыбу и хлеб). У Луки Иисус отверзает ученикам ум к разумению Писаний, у Иоанна этой темы нет. Зато только у Иоанна Иисус посылает учеников на проповедь, дарует им Духа Святого и право отпускать грехи : этой темы нет у Луки, а у двух других синоптиков она выражена иначе и в ином контексте ( Мф.28:18–20 ; Мк.16:15–18 ). Наконец, весь эпизод с Фомой присутствует только у Иоанна. Рассказ Луки о явлении одиннадцати продолжает ту же тему, что была затронута в повествовании о двух учениках на пути в Эммаус. Там Иисус говорил: Не так ли надлежало (δει) пострадать Христу и войти в славу Свою? И начав от Моисея, из всех пророков изъяснил им сказанное о Нем во всем Писании. Здесь Иисус говорит: надлежит (δε) исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах; после чего отверзает ученикам ум к уразумению Писаний и доказывает, что так надлежало (δει) пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день. Тема исполнения ветхозаветных пророчеств о страждущем и воскресающем Мессии в обоих случаях стоит в центре повествования.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

224. Как читается четвертый член Символа веры ? Четвертый член Символа веры читается так: «Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна». 225. Добровольно ли и по любви ли к людям страдал Господь Иисус Христос, или Его страдания были вынужденными? Господь Иисус Христос страдал добровольно и по любви к людям. 226. Откуда мы знаем, что Господь Иисус Христос страдал добровольно? Что Господь Иисус Христос страдал добровольно, мы знаем из следующих источников: 1. Он Сам сказал, что отдает Свою жизнь Сам, имея власть отдать ее, т. е. добровольно (Иоанн 10, 17 и 18); 2. несмотря на то, что Он знал, что будет распят, и что Он мог избежать смерти, Он шел Своим страданиям навстречу (Мат.20, 18–19; 26, 2); 3. когда служители первосвященника пришли в Гефсиманский сад, чтобы взять Его, Он Сам спросил их, кого они ищут и на их ответ, что они ищут Иисуса Назорея, Он сказал им: «Это Я!» – и дал Себя взять и связать (Иоанн 18, 3–13); 4. когда апостол Петр хотел защитить Его своим мечом, то Господь Иисус Христос, приказав ему спрятать меч в ножны, сказал: «Неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» (Иоанн 18, 11). 227. Было ли предсказано добровольное самопожертвование и страдания обетованного Мессии еще в Ветхом Завете? Добровольное самопожертвование и страдания обетованного Мессии были предсказаны в Ветхом Завете, главным образом, пророком Исаией, который написал: 1. что Мессия будет изранен и избит за наши преступления и беззакония ( Ис.53, 5 ); 2. что Он не откроет уст Своих, и Его поведут, как овцу на заклание, и Он добровольно пожертвует Себя ( Ис.53, 7 ); 3. что душу Свою принесет в жертву за наши грехи ( Ис. 53,10 ). 228. Сказал Господь Иисус Христос о Себе, что Он обетованный Мессия? Что Он обетованный Мессия, Господь Иисус Христос сказал о Себе в разговоре с самарянкой. На ее слова: «Я знаю, что придет Мессия, то есть Христос»Иисус ответил: «Это Я, Который говорю с тобою» (Иоанн 4, 25–26). 229. Говорил ли Господь Иисус Христос Сам, что Его страдания предсказаны пророками?

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Вход Господень в Иерусалим. Иисус Христос повелел Своим ученикам привести ослицу с осликом. Когда они привели, то Иисус Христос сел на молодого осла и отправился в Иерусалим. Ученики и за ними множество народа постилали по дороге одежду, а другие резали пальмовые ветви и бросали их, восклицая: «Осанна (спаси) Сыну Давидову! Благосовен грядый во имя Господне! Осанна в вышних!». Когда Иисус Христос прибыл в Иерусалим, то вошел в храм и стал учить народ. Приступили к Нему хромые, слепые, и Он исцелял их. Дети, подражая старшим, также прославляли Господа и взывали: «Осанна, Сыну Давидову!». Тайная вечеря. В четверг вечером, накануне крестных страданий, Иисус Христос пришел со Своими учениками в Иерусалим. Здесь, в одном доме, Ему приготовили горницу для совершения Пасхи. Вошедши в нее с учениками, Иисус Христос снял с Себя верхнюю одежду, опоясался полотенцем и начал умывать ноги ученикам и отирать их полотенцем. Этим Он показал им пример смирения. После умовения ног Иисус Христос установил Таинство Святого Причащения. Он взял хлеб, благословил его, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое». Потом Он взял чашу с вином, благословил ее и, передавая ученикам, сказал: «пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового завета». Причастив Апостолов, Иисус Христос дал им повеление всегда совершать это Таинство. Страдания и смерть Господа Иисуса Христа. После Тайной вечери Иисус Христос отправился с учениками в сад Гефсиманский. Здесь Он начал пламенно молиться. Во время молитвы пришел Иуда Искариотский с воинами, которым он сказал: «Кого я поцелую, Тот и есть Иисус Христос, Его берите». Подойдя к Иисусу Христу, он сказал: «здравствуй, Учитель», – и поцеловал Его. Воины связали Иисуса Христа и повели на суд к первосвященникам Иудейским. Первосвященники признали Иисуса Христа достойным смерти и повели Его на суд к Понтию Пилату, Римскому правителю. На дворе у Пилата воины стали насмехаться над Иисусом Христом. Они одели Его в багряницу, на голову возложили терновый венец и в руки дали трость. Потом становились перед Ним, как перед Царем, на колена и говорили: «здравствуй, Царь Иудейский», – плевали Ему в лицо и ударяли тростью по голове. Терние вонзалось в голову, и кровь струилась по лицу Божественного Страдальца. После насмешек Пилат хотел отпустить Иисуса Христа, но Иудеи требовали Его смерти, и Пилат предал Иисуса Христа на распятие.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

И все такие блага Иисус Христос дарует не одному какому-нибудь народу, но всем без исключения, кто только хочет, может получить их; путь к тому показан, устроен и, сколько возможно, углажен и уравнен, и сверх того, Иисус Христос готов помогать нам идти по сему пути и, так сказать, Сам хочет вести нас за руку, и нам остается только не противиться Ему и не упорствовать, но предаться совершенно Его воле; пусть Он Сам ведет, куда и как изволит. Вот видите ли, как любит нас Иисус Христос, и какия дарствует Он нам блага! И что, ежели бы Иисус Христос теперь вдруг видимо явился пред нами и спросил нас: «Чада Мои, имеете ли вы любовь ко Мне за то, что Я сделал для вас? Чувствуете ли в сердцах ваших благодарность ко Мне?» Кто бы из нас не сказал Ему: «Ей, Господи, любим и благодарим!» Но ежели вы любите Иисуса Христа, и считаете себя благодарными Ему, то сделаете ли то, что Он вам велит? Потому что кто кого любит, и кто чувствует себя благодарным, тот сделает все, что угодно его благодетелю. Но Иисус Христос хочет от вас только одного, и именно того, чтобы вы шли за Ним в Царствие небесное. Иисус Христос для нас сделал все; ужели мы не исполним для Него одного Его желания? Иисус Христос, чтобы спасти нас, сошел с небеси на землю; ужели мы для Него не захотим идти за Ним на небо? Иисус Христос за нас претерпел все муки и страдания; ужели мы для Иисуса Христа не захотим немного пострадать и потерпеть? Блажен и преблажен тот, кто во всю жизнь свою последует за Иисусом Христом; потому что он непременно будет там, где пребывает Сам Иисус Христос. Счастлив и тот, кто заботится и старается подражать Иисусу Христу; потому что он получит помощь от Иисуса Христа. Но несчастлив тот, кто не имеет желания идти за Иисусом Христом, отзываясь тем, что тяжко идти за Ним, или, что не достанет сил для того: потому что таковой сам себя лишаешь благодати Божией, и как бы отталкивает руку помощи Иисуса Христа. Но горе будет тому человеку, который противится Иисусу Христу, упорствует и как бы восстает на Него; потому что часть такового во езере горящем огнем и жупелом.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Ин.17:15 .  Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. не молю, да возмеши их от мира, но да соблюдеши их от неприязни: Поясняет Иисус Христос, о чем именно Он молится Отцу за учеников, чтобы они более ободрились, зная, что они не умрут, прежде чем исполнят дело проповеди, и что их будет охранять Бог Отец. Ин.17:16 .  Они не от мира,... от мира не суть,... Очень часто Иисус Христос повторяет эти слова, свидетельствуя этим о незлобии учеников, чтобы они были мужественны и не смущались, когда их будут ненавидеть, зная, что зло всегда идет против добродетели. Вместе с тем, Иисус Христос высказывает и похвалу ученикам пред Отцом Своим, свидетельствуя этим о Своей любви к ним. Они, говорит Иисус Христос, граждане неба, так как думают не о мирском, а о небесном. Ин.17:16 .  ...как и Я не от мира. ...якоже [и] Аз от мира несмь: Самим сравнением с Собою Иисус Христос тоже утешает учеников и побуждает к мужеству. Ин.17:17 .  Освяти их истиною Твоею;... святи их во истину Твою:... Освяти их истиной учения через Всесвятого Духа, так как истинное учение освящает человека. Затем Иисус Христос объясняет, что Он назвал истиной. Ин.17:17 .  ...слово Твое есть истина. ...слово Твое истина есть. Истина есть слово, т.е. учение Твое, сообщенное ученикам Тобой через Духа Святого. И прежде Иисус Христос сказал: «Дух истины, наставит вы на всяку истину» ( Ин.16:13 ). (А слово это Иисус Христос приписывает Отцу в том же смысле как и прежде Он сказал: «Аз от Себе не глаголах, но пославый Мя Отец, Той Мне заповедь даде, что реку и что возглаголю» ( Ин.12:49 )). Ин.17:18 .  Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир. Якоже Мене послал еси в мир, и Аз послах их в мир, Как Ты, желая спасения людей, послал Меня, так и Я, желая того же, послал их; или: как Ты, будучи Моим Отцом, послал Меня, так и Я, будучи их Отцом, послал их; но Ты – Отец Мне по естеству, а Я – Отец им, как Творец, Промыслитель и Учитель их. О будущем говорит Иисус Христос, как о совершившемся, потому что скоро уже Он должен послать Своих учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Какое было последнее завещание Иисуса Христа ученикам Его? (Как велика должна быть у них любовь друг к другу? – Кого Иисус Христос поставил им в пример такой любви?) – Куда Иисус Христос пошел по окончании пасхальной вечери (после св. причащения)? С кем и зачем? – Где находился этот сад? – Что происходило между Иисусом Христом и учениками Его по дороге в сад? (Знали-ль Апостолы что будет с Иисусом Христом и с ними в эту ночь? Почему? – Что говорили они Иисусу Христу, когда Он предсказал им это? – Что отвечал им Спаситель на их слова?) – О чем было рассказано из последней беседы Спасителя с ними? Какое утешение Он подал им при этой беседе? – Что сказал им о Св. Духе? Как назвал Его и за что? В какой молитве мы называем так Св. Духа?) – Чем окончилась эта беседа? – Что Иисус Христос сделал после того? – С кем Он вышел в сад? – Зачем Он взял с Собою этих учеников? (Где остались прочие Апостолы?) – О чем и какими словами молился в саду? (Что они значат? – Что происходило в это время в душе Спасителя?) – Что тогда делали те ученики, которые были с Иисусом Христом в саду? – Обращался-ль к ним Спаситель во время молитвы Своей? Сколько раз? – Что было, с ними после каждого раза, как Иисус Христос обращался к ним? – Как велики были страдания Спасителя в эго время? – Какое утешение Он получил от Отца Своего небесного? – Что Иисус Христос сделал, кончивши молиться? – С кем Иуда явился в сад? – Какой уговор у него был со слугами? (Почему он не хотел указать им на Иисуса Христа прямо?) – Как произошла встреча Иисуса Христа с воинами и слугами? (Отчего они отступили тогда? – Что этим показал Иисус Христос?) – Как поступил тогда Иуда? – Что Иисус Христос говорил ему? – Что делали при этом ученики Христовы? – Позволил ли им Иисус Христос защищать Его? (Что он говорил Апостолу Петру?) – Что посланные слуги сделали с Иисусом Христом? – Что Он говорил им тогда? (К кому именно Он обращался с такими словами?) – Куда повели Иисуса Христа? – Что было тогда с Апостолами? – В какое время все это происходило? XXVIII. Иисус Христос на суде первосвященников

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

После сорокадневного поста Господь Иисус Христос был трижды искушаем дьяволом , и всякий раз Он побеждал искусителя. 152. В чем состояло первое искушение Господа Иисуса Христа? Первое искушение Господа Иисуса Христа состояло в том, что к Нему приступил искуситель и сказал: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Мат.4, 3). 153. Что ответил Господь Иисус Христос на это первое искушение? На это первое искушение Господь Иисус Христос ответил: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». (Мат.4, 4). 154. В чем состояло второе искушение? Второе искушение состояло в том, что дьявол , поставив Господа Иисуса Христа на крыле храма, сказал: «Если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Лука 4, 9). 155. Что ответил Господь Иисус Христос на это второе искушение? На это второе искушение Господь Иисус Христос ответил: «Написано также: «не искушай Господа Бога твоего» (Мат.4, 7). 156. В чем состояло третье искушение? Третье искушение состояло в том, что, показав с высокой горы Господу Иисусу Христу все царства мира и славу их, дьявол Ему сказал: «Все это дам Тебе, если, падши, поклонишься мне» (Мат.4, 8–9). 157. Что ответил Господь Иисус Христос на это третье искушение? На это третье искушение Господь Иисус Христос ответил: «Отойди от Меня, сатана; ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мат.4, 10). 158. Что сделал Господь Иисус Христос после преодоления троякого дьявольского искушения? После преодоления троякого дьявольского искушения, Господь Иисус Христос начал открыто исполнять Свое послание Спасителя мира. 159. Мог ли кто-нибудь из людей избавить человечество от греха? Из людей никто не мог избавить человечество от греха, потому что: 1. все люди родятся с первородным (наследственным) грехом и сами грешат; 2. кто сам в грехе, тот самого себя не может избавить от греха, а тем менее спасти от греха все человечество, будь он даже самым выдающимся среди людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

11 . Иисус и Христос – два наименования. Иисус, ибо спасает Христос, ибо священствует; и, это предвидя, божественный пророк Моисей эти два наименования дал двум мужам, из среды всех избранным: одного преемника своей власти Навина переименовал Иисусом; другого же брата своего Аарона назвал Христом, чтобы в двух избранных мужах представить первосвященническое и царское достоинство имевшего прийти единого Иисуса Христа. Ибо Христос есть Первосвященник, так же как и Аарон. Поскольку не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты священник вовек по чину Мелхиседека ( Евр.5:5–6 ). А Иисус Навин прообразовал его во многом. Ибо он, приняв правление над народом, начал его от Иордана, откуда и крестившийся Христос начал проповедовать Евангелие. Двенадцать мужей для разделения наследия определил Навинов сын, и двенадцать апостолов, проповедников истины, во всю вселенную послал Иисус. Прообразовавший Иисус спас уверовавшую блудницу Раав, а Иисус истинный говорит: мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Небесное (ср. Мф.21:31 ). Перед образовавшим от одного восклицания народа пали стены Иерихона, а вследствие слов Иисуса: не останется здесь камня на камне ( Мф.24:2 ) – пал противоположный нашему храм иудейский. Не изречение это было причиной падения, но грех законопреступников был его причиной. 12 . Един есть Господь Иисус Христос, имя чудное, о Котором пророки прикровенно провозвещали; пророк Исаия говорит: грядет Спаситель твой... и воздаяние Его пред Ним ( Ис.62:11 ). Иисус же означает у евреев Спасителя, ибо пророческая благодать, предвидев убийц Господа иудеев, прикрыла это имя, чтобы они, ясно узнав, не ускорили сделать злоумышление. Ясно же, Иисусом назван Он не людьми, но Ангелом, Который не по своей воле пришел, но был послан силой Божией и говорил Иосифу: не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус ( Мф.1:20–21 ). И причину наименования этого представляет тотчас, говоря: Он спасет людей Своих от грехов их ( Мф.1:21 ). Помысли, как бы Он мог иметь людей, еще не родившись, если бы не был Он прежде рождения? И сие пророк от лица Его говорит: от утробы матери Моей называл имя Мое ( Ис.49:1 ), поскольку Ангел предвозвестил, что Иисусом назовется. И опять о Иродовом злоумышлении говорит: тенью руки Своей покрывал Меня ( Ис.49:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

И Он пошел ко гробу. Вопросы: – Как встретила Марфа Иисуса Христа, когда Он пришел в Вифанию? Как утешал её Спаситель и поняла ли она Его слова? что обещал Иисус Христос тем, кто верует в Него? Кого позвала затем Марфа? Как выказал Иисус Христос Свою печаль при виде слез Марии и сопровождавших её иудеев? Что говорили тогда иудеи? Куда направился Иисус Христос? В сопровождении Марфы, Марии и многих иудеев, пришел Иисус Христос ко гробу Лазаря, – В то время умерших погребали не так, как теперь. – Как погребают теперь? Теперь покойника обмывают, одевают, кладут в деревянный или металлический гроб и, закрыв крышкой, опускают в землю и зарывают. Тогда же, умерших, омыв, натирали душистыми мазями, обвертывали в новое полотно, лицо закрывали платком и погребали в особенных пещерах. Пещеры эти высекались в скалах, бывали довольно просторными, так, что иные служили местом погребении для нескольких семейств. В этих пещерах находились каменные лавки, илн скорее полки, на которые и клали умерших. Для того, чтобы дикие звери не попадали в эти пещеры, отверстие их, иногда довольно большое, закладывали большим и тяжелым камнем. Придя ко гробу Лазаря, Иисус сказал: «Отнимите камень» – Марфа же возразила: «Господи, уже четыре дня, как он во гробе и тело его уже разлагается (портится)». На это Иисус Христос заметил ей: «не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию!» Тогда отняли камень от пещеры, – Иисус Христос воззвал громким голосом: «Лазарь, иди вон!» – И умерший вышел, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, а лицо его было обвязано платком. Иисус Христос приказал: «развяжите его, пусть идет!» – Многие иудеи, видевшие сотворенное Иисусом Христом чудо, уверовали в Него; некоторые же пошли к фарисеям и рассказали им про это чудо. Вопросы: – Как погребали в то время умерших? Как воскресил Иисус Христос Лазаря? В каком одеянии был Лазарь, когда он вышел из гроба? Что сделали иудеи, видевшие это чудо? – Когда дети будут давать верные и толковые ответы на все эти вопросы, я спрошу у них связный, цельный рассказ о только что пройденном, помогая им, конечно, двумя – тремя вопросами, исчерпывающими всю суть предмета.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010