А.И. Комеч «Древнерусское зодчество конца Х – начала XII в.» Москва, Наука, 1987 Начало строительным работам по возведению Георгиевского собора было положено в 1119 году. Инициатором строительства стал великий князь Мстислав I Владимирович. Возводил храм первый из известных древнерусских строителей — мастер Пётр, который предположительно также построил Николо-Дворищенский собор и церковь Благовещения на Городище. Строительство собора длилось 11 лет. Освящение состоялось 12 июля 1130 года. Георгиевский храм стал усыпальницей настоятелей монастыря, ряда русских князей и новгородских посадников. В 1198 году в нём были погребены сыновья новгородского князя Ярослава Владимировича - Изяслав и Ростислава; в 1203 году — новгородский посадник Мирошка Несдинич; в 1233 году — князь Фёдор Ярославич, старший брат Александра Невского, а в 1224 году и его мать Феодосия Мстиславна (в монашестве Ефросиния); в 1453 году — Дмитрий Шемяка. В 1830-е годы провели масштабную реставрацию собора, в ходе которой практически полностью уничтожили фрески XII века. Собор заново расписали, но и новые фрески в 1898 году были утрачены в ходе очередных ремонтных работ. В 1902 году вновь отреставрированный собор освятил архиепископ Новгородский и Старорусский Гурий. В 1929 году Юрьев монастырь закрыли, а богослужения в Георгиевском соборе прекратились. Собор вернули Русской православной церкви только в 1991 году, теперь он вновь действующий. Новгородская третья летопись, фиксирует даты закладки и освящения Георгиевского собора, называет и его автора - мастера Петра. Это первый известный русский архитектор - в Новгороде, его артель, судя по всему, возвела не только Георгиевский собор, но и ещё несколько храмов. Предание относит основание Юрьева монастыря к 1030 году, а его основателем называет Ярослава Мудрого, носившего в крещении имя Георгий. Говорится, что князь поставил монастырь в Новгороде в честь победы над чудью. Однако в летописях мы известий об этом событии не находим. Речь там идёт о другом. Так, в Лаврентьевской летописи сказано: " Иде Ярослав на Чюдь и победи я и постави град Юрьев " . То есть летопись сообщает нам не о Юрьевом монастыре, а об основании города Юрьев, нынешний Тарту. Авторы XIX века (и в том числе известный архимандрит Макарий (Миролюбов), немало потрудившийся на ниве, как мы сказали бы сегодня, " новгородского краеведения " ), называя 1030 год, ссылаются на " Историю Российскую " Василия Татищева, написанную в 1730-х годах, но мы знаем, насколько неточно Татищев нередко трактовал летописные факты. Вероятнее всего, и с датировкой Юрьева монастыря вышла ошибка. А проверить её было нечем - монастырский архив полностью погиб во время разорения обители шведами в начале XVII столетия.

http://sobory.ru/article/?object=05348

Б.: в обмен на признание Киева за В. Б. Святослав Черниговский якобы получил Новгород (где посадил сына Глеба), а Всеволод Переяславский - Волынь (В. А. Кучкин). Однако более вероятным представляется, что Новгород и Волынь оказались в руках младших Ярославичей по договору со старшим братом Изяславом и несколько ранее: либо при присоединении Полоцка к Киеву в 1067 г., либо при удалении Изяслава в Польшу в авг. 1068 г. Возвращение в Чернигов кн. Святослава Ярославича с дружиной после победы над половцами у Сновска. Вокняжение кн. Всеслава Брячиславича Полоцкого в Киеве. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 100) Возвращение в Чернигов кн. Святослава Ярославича с дружиной после победы над половцами у Сновска. Вокняжение кн. Всеслава Брячиславича Полоцкого в Киеве. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 100) Заняв вторично киевский стол 2 мая 1069 г., Изяслав изгнал В. Б. из Полоцка, где посадил своих сыновей, сначала Мстислава, а затем, после его скорой смерти, Святополка (Михаила) Изяславича . Тем не менее В. Б., видимо, сохранил какие-то опорные пункты в Полоцкой земле или имел поддержку среди прибалтийско-фин. племен из числа данников Новгорода, т. к. сумел в ответ организовать новое нападение на Новгород, в к-ром главную силу составляли «вожане» (фин. население буд. Водской пятины Новгородской земли). Однако 23 окт. 1069 г. он потерпел поражение от новгородского кн. Глеба, сына Святослава Ярославича, был захвачен в плен, но отпущен «Бога деля». В Полоцке, очевидно, продолжали предпочитать «своего» князя, и в 1071 г. В. Б. сумел вернуть себе стольный город и опять утвердиться в нем, несмотря на новое поражение, на этот раз от сына Изяслава, блгв. кн. Ярополка (Гавриила) Изяславича . Кризис «триумвирата» и назревавший конфликт между Изяславом и младшими Ярославичами заставили киевского князя искать сближения и даже брачного союза с В. Б. Неизвестно, успел ли состояться последний до нового изгнания братьями Изяслава в марте 1073 г., но в киевское княжение Святослава никаких военных действий против В.

http://pravenc.ru/text/155544.html

В Рогожском летописце (Летописце Рогожском) князь Станислав также упоминается в списке сыновей святого князя Владимира, после великого события Крещения в 988 году: «...И повеле князь церкви ставить. И поставили в Киеве митрополита Михаила, а по другим городам епископов и попов. И была радость великая на Руси. Было же у Владимира 12 сынов: Вышеслав, Изяслав, Святополк, Ярослав, Всеволод, Святослав, Мстислав, Борис, Глеб, Станислав , Василько, Судислав». В примечании к переводу этой части Рогожского летописца Исаков В.З., автор вступительной статьи, переводов и примечаний к «Тверским летописям», отмечает: «Станислав- достоверных сведений о некоторых из сыновей Владимира I нет. «Новейшие летописцы, - пишет Карамзин, - не хотев обделить и трех меньших сыновей Владимироавых, дают Станиславу Смоленск, Позвизду Луцк, Судиславу Псков». (8) Новгородская первая летопись младшего извода (Комиссионный список) сообщает, что в 988 году «Володимер же просвещен сам и сынов его с ним 12», среди которых указан и Станислав «десятои». После принятия крещения князь Владимир «...поставиша в Киеве митрополита, а Новуграду архиепископа, а по иным градом епископы и попы и диаконы; и бысть радость всюду». Во втором приложении к Новгородским летописям, составители приводят «Статьи, находящиеся в рукописи Археографической комиссии перед Комиссионным списком Новгородской первой летописи». В них помещено Родословие Великих Князей Русских: «Сынове Володимеровы: Вышеслав, Станислав , Ярослав...». (9) В сборнике «Смоленский край в памятниках и источниках (с древнейших времен до второй половины XIX в.)», изданном в 1949 году в Смоленске, авторы Андреев Н.В. и Маковский Д.П., приводят фрагмент текста якобы из Лаврентьевской летописи: «Володимер раздели землю свою сыном своим, и посади Станислава Святославля брата в Смоленсце ». Но в современном переиздании Летописи по списку Лаврентия (Лаврентьевской летописи), такого фрагмента о 988 годе нет: «И посади (Владимир) Вышеслава в Новегороде, а Изяслава Полотьске...» и т.д. Упоминания о Станиславе, кроме указания его в списке имен сыновей великого князя Владимира не приводятся. Похоже, Андреев и Маковский составили этот текст из двух фрагментов, взятых в Тверской летописи: «988. Об удельных князех. Потом же Владимер раздели землю сыном своим , и посажа их по градом, по княжением: Вышеслава, иже от Чехини, сего, яко старейшаго, посади в Новогороде, ... Станислава, Святославля брата, в Смоленске ». (10)

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Грамота дана в сентябре 1150 г. 142 . Дадите Господу Богу вашему славу, прежде даже не смеркнется (Иерем.13:16), учит пророк Божий. Блаж. кн. Ростислав поступал по учению откровения Божия; За счастье земное благодарил Господа и блага земные употреблял в славу имени Божия; для него прежде всего и выше всего была слава Божия. В 1154 г. призван он был на великое княжение Киевское. Когда умер дядя Вячеслав, он роздал всё имение его заведениям Богоугодным; «созвав мужей отца своего, тиунов, ключников, приказал им принести всё имение Вячеслава-одежду, золото, серебро, и начал раздавать монастырям, церквам, темницам и нищим»; себе оставил из наследства один крест покойного. – «Лишась в том же году Киевского престола и едва не потеряв жизни в сражении, он возвратился в Смоленск 143 . В 1158 г. князья снова призвали его на великое княжение, и Киевляне (1159 г.) приняли его с восторгом. Первым делом его было теперь заключить союз любви с Черниговским князем Святославом, с юных лет неприязненным ему. Суздальский князь Андрей выгнал сына его из Новгорода, и Ростислав перенёс обиду великодушно. – Злобный князь Изяслав Данилович с хищными Половцами то там, то здесь разорял южную Россию, наконец ворвался в Киев; добрый Ростислав удалился в Вышгород; неприятель преследовал и тут Ростислава, но нашёл себе смерть; Ростислав не мстил неверным союзникам своим. С таким же великодушием простил он Мстислава Волынского, оскорблявшего его не раз своеволиями. Оставаясь с полным уважением к патриарху, он заставил однако Константинопольский собор принять за правило не посылать в Россию митрополита помимо её желаний. Заботясь об общем благе, склонил всех князей содействовать безопасной торговле Русских с Грецией 144 . В 1168 г., не смотря на старость свою, отправился он в Новгород, чтобы утвердить там сына своего Святослава. На дороге Смоленские послы встретили его за 300 вёрст от Смоленска; потом жители всех сословий приняли его с подарками: так любили добродетельного старца-князя в Смоленске. В Великих Луках взял он клятву с послов Новгородских забыть неудовольствия на сына, его и разлучиться с ним одной смертью. Больным прибыл он на возвратном пути в Смоленск. Сестра и сын уговаривали его остаться и в Смоленске, чтобы быть погребённым в храме, им созданном. «Везите меня в Киев, отвечал он; если умру на дороге, положите меня в отчем монастыре у св. Феодора; если Бог исцелит меня, молитвами Пречистой Своей Матери и св. Феодосия, постригусь в Печерском монастыре». Князь Ростислав, окружённый счастьем, не пленялся ничем земным. Никогда не искал он власти, а только принимал её, когда вручали, и притом как тяжесть. Незлобие его прощало всё другим; он помнил о своих грехах, о своих долгах перед Богом и забывал о том, чем должны ему другие. Он постоянно заботился о том, как угодить Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Грозные события разворачивались стремительно. 1 августа 1146 года умер князь Всеволод, и киевляне целовали крест Игорю как новому князю, а Игорь целовал крест Киеву - справедливо править народом и защищать его. Но, преступив крестное целование, киевские бояре сразу же призвали Мстиславичей с войском. Под Киевом произошла битва между войсками князя Игоря и Изяслава Мстиславича. Еще раз нарушив крестное целование, киевские войска в разгар сражения перешли на сторону Изяслава. Четыре дня Игорь Ольгович скрывался в болотах около Киева. Там его взяли в плен, привезли в Киев и посадили в поруб. Это было 13 августа, все его княжение продолжалось две недели. В " порубе " (это был холодный бревенчатый сруб, без окон и дверей; чтобы освободить из него человека, надо было " вырубить " его оттуда) многострадальный князь тяжело заболел. Думали, что он умрет. В этих условиях противники князя разрешили " вырубить " его из заточения и постричь в схиму в Киевском Феодоровском монастыре. Божией помощью князь выздоровел и, оставшись иноком монастыря, проводил время в слезах и молитве. Борьба за Киев продолжалась. Возбуждаемая гордыней и ослепленная ненавистью, ни одна из сторон не хотела уступать. Желая отомстить роду Ольговичей, а заодно и всем князьям, киевское вече, год спустя, в 1147 году, постановило расправиться с князем-иноком. Митрополит и духовенство старались вразумить и остановить их. Правивший в Киеве князь Изяслав Мстиславич и особенно его брат князь Владимир пытались предотвратить это бессмысленное кровопролитие, спасти святого мученика, но сами подверглись опасности со стороны ожесточенной толпы. Восставшие ворвались в храм во время святой литургии, схватили молившегося пред иконой Божией Матери Игоря и потащили его на расправу. В воротах монастыря толпу остановил князь Владимир. И сказал ему Игорь: " Ох, брате, куда ты? " Владимир же соскочил с коня, желая помочь ему, и покрыл его корзном (княжеским плащом) и говорил киевлянам: " Не убивайте, братья " . И вел Владимир Игоря до двора матери своей, и стали бить Владимира " . Так повествует летопись. Владимир успел втолкнуть Игоря во двор и затворить ворота. Но люди выломили ворота и, увидев Игоря " на сенях " (крытая галерея второго этажа в древнем киевском тереме), разбили сени, стащили святого мученика и убили на нижних ступенях лестницы. Ожесточение толпы было столь велико, что мертвое тело страдальца подвергли избиению и поруганию, его волочили веревкой за ноги до Десятинной церкви, бросили там на телегу, отвезли и " повергли на торгу " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

Да и чего другого можно ожидать, когда лишь во второй половине XVII века Спасо-Преображенский монастырь зажил спокойной жизнью, а до того беспрестанно оказывался жертвой то соседних князей, то татар, то поляков. Наиболее ранней датой основания обители называют 1033 год. Архиепископ Филарет (Гумилевский) в составленной им " Описании Новгород-Северского Спасо-Преображенского первокласного монастыря " (1873 год) не даёт этой дате на существование. Он полагает, что обитель возникла в XII столетии и отмечает в связи с этим: " Гораздо несомненнее то, что монастырь сей основан в то время, когда Новгород-Северский сделался главою городов, входивших в состав древнего княжения Северского, и столицею особых удельных князей, потому что в 1787 году, при разборе в сем монастыре древней каменной Преображенской церкви для построения новой, ныне существующей, в основании её найден овальный камень, резная надпись которой показывала, что строителями сей церкви были Владимир и Изяслав Давидовичи, первые князья Новгород-Северские, внуки Святослава Ярославича, князя Черниговского, владевшие Новгород-Северским с 1127 по 1136 год " . Велика вероятность, что уже в первые годы своего существования Спасо-Преображенская обитель не единожды подвергалась нападениям. Это могло произойти в 1147 и 1152 годах, когда черниговские князья, вступив в союз с киевским князем Изяславом Мстиславичем, разорили Новгород-Северский и его окрестности в отместку за сговор новгород-северского князя Святослава Ольговича с ростовским князем Юрием Владимировичем против Киева. Летописцы, однако, упоминая о разгроме, учинённом нападавшими в Новгороде-Северском, ничего не говорят об участи монастыря. Достоверными свидетельствами подтверждается пожар в монастыре, последовавший в 1176 году, когда на город напал черниговский князь Святослав Всеволодович, наказывая своего новгород-северского собрата за вторжение в пределы Черниговского княжества. В 1239 году Новгород-Северский постигла тягчайшая напасть, чем все нападения князей вместе взятые.

http://sobory.ru/article/?object=01661

М. И. вместе с др. рус. князьями признал права на Киев кн. Ростислава Мстиславича. До приезда дяди, с 22 дек. 1158 до 12 апр. 1159 г., М. И. был фактическим правителем Киевщины. М. И. вернул на митрополичью кафедру Климента Смолятича вместо митр. Константина I , к-рый вслед за кн. Изяславом Давидовичем бежал за Днепр, в Чернигов. Однако из-за канонических и политических сложностей князьями было принято компромиссное решение обратиться в К-поль, откуда на Русь был направлен новый митр. Феодор . От Киевского св. блгв. кн. Ростислава Мстиславича М. И. получил за помощь свою часть в «Русьской земле», включавшую города Белгород, Треполь и Торческ и их волости. Т. о., во владениях князя оказалось сразу 2 епархиальных центра (Владимир-Волынский и Белгород). В Поросье он укрепил свои связи с черноклобуцким союзом кочевников. В нач. 1161 г. кн. Изяслав Давидович при поддержке половцев выбил из Киева кн. Ростислава Мстиславича, к-рый бежал в Белгород. М. И. и кн. Ярослав Осмомысл 6 марта 1161 г. одержали победу над войсками кн. Изяслава Давидовича и союзных ему половцев в сражении у с. Буличи на Желяни. По приказу М. И. смертельно раненного кн. Изяслава Давидовича отправили в киевский мон-рь св. Симеона, находившийся в Копыреве конце. Кн. Ростиславом Мстиславичем М. И. были возвращены Белгород и Торческ, а вместо Треполя он получил Канев - 2-й по значению город Юрьевской (Поросской) епархии, также находившийся вблизи от русско-половецкого порубежья. Ок. 1164 г. М. И. заключил договор со своим братом кн. Ярославом, по к-рому Владимирское и Луцкое княжения на Волыни были признаны равными. В нач. 1167 г. М. И. принял участие в организованном Киевским князем большом походе коалиции рус. князей против половцев. После смерти 14 марта 1167 г. кн. Ростислава Мстиславича М. И. по приглашению бояр, опираясь на поддержку ряда рус. князей (прежде всего Ярослава Владимировича Осмомысла) занял киевский стол. При этом дядя М. И. кн. Владимир Матешич и двоюродные братья - князья Рюрик (Василий) Ростиславич и Давид Ростиславич - планировали получить за свою поддержку новые земли и волости; у М. И. помимо домениальных владений должны были остаться лишь Киев и часть его пригородов. После боя 19 мая 1167 г. под Вышгородом между князьями была достигнута мирная договоренность.

http://pravenc.ru/text/2564284.html

На обратном пути княгиня, возможно, собиралась забрать святыню с собой, но сделать это не смогла. Судя по всему, она погибла в Палестине. На Русь она уже не вернулась, поэтому приблизительно в 1099 году Владимир Мономах снова женился. Таким образом, есть все основания предполагать, что именно княгиня Гида, в крещении Анна, первая русская паломница по святым местам, стала инициатором переименования обители россов на Афоне в Пантелеимонов монастырь. Благодаря ее щедрым вкладам русские монахи смогли переехать из тесной обители у края скалы в просторный и безопасный монастырь Фессалоникийца и, возможно, через нее получили некоторые святые реликвии, оказавшиеся в руках крестоносцев. Паломничества XII столетия В домонгольский период, когда русский монастырь на Афоне активно развивался, Гида вряд ли была его единственной вкладчицей. Щедрые дары сюда могли приносить многие русские люди, посещавшие Византию. Например, в 1089 году в Константинополь на поиски кандидатуры нового киевского митрополита взамен скончавшегося архипастыря Иоанна ездила сестра Владимира Мономаха княжна-монахиня Анна-Янка. Целый год она провела в Византии в поисках знающего славянский язык высокообразованного богослова. У нее, несомненно, было время, чтобы связаться с русскими монахами на Афоне, попросить их совета и оказать им посильную помощь. Возможно, по инициативе княжны-монахини и на ее средства около Афонского монастыря был построен Андреевский скит, ведь сама она была монахиней киевского Андреевского монастыря, основанного отцом — великим князем киевским Всеволодом Ярославичем, во святом крещении Андреем (†1093). Самым же последовательным покровителем Афонского монастыря, видимо, был великий князь киевский Изяслав Мстиславич, во святом крещении Пантелеимон. Он правил в Киеве несколько раз, начиная с 1146 года и до кончины в 1154 году. Можно также предположить, что вклады в Афонский монастырь делали все русские паломники по святым местам. Это и путешествовавший в 1106–1108 годах игумен Даниил, и святая Евфросиния Полоцкая (1176–1178), и архиепископ Новгородский Антоний, в миру Добрыня Ядрейкович (1200–1204), и многие другие паломники.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

СКАЗАНИЕ И СТРАДАНИЕ И ПОХВАЛА МУЧЕНИКАМ СВЯТЫМ БОРИСУ ИГЛЕБУ Господи,благослови, отче! «Родправедных благословится, – говорил пророк, – и потомки их благословенны будут». Так исвершилось незадолго до наших дней при самодержце всей Русской земли Владимире,сыне Святославовом, внуке Игоревом, просветившем святым крещением всю землюРусскую. О прочих его добродетелях в другом месте поведаем, ныне же не время. Отом же, что начали, будем рассказывать по порядку. Владимир имел 12 сыновей, ине от одной жены: матери у них были разные. Старший сын – Вышеслав, после него– Изяслав, третий – Святополк, который и замыслил это злое убийство. Мать егогречанка, прежде была монахиней. Брат Владимира Ярополк, прельщенный красотойее лица, расстриг ее, и взял в жены, и зачал от нее окаянного Святополка.Владимир же, в то время еще язычник, убив Ярополка, овладел его беременнойженою. Вот она-то и родила этого окаянного Святополка, сына двух отцов-братьев.Поэтому и не любил его Владимир, ибо не от него был он. А от Рогнеды Владимиримел четырех сыновей: Изяслава, и Мстислава, и Ярослава, и Всеволода. От другойжены были Святослав и Мстислав, а от жены-болгарки – Борис и Глеб. И посадил ихвсех Владимир по разным землям на княжение, о чем в другом месте скажем, здесьже расскажем про тех, о ком сия повесть. ПосадилВладимир окаянного Святополка на княжение в Пинске, а Ярослава – в Новгороде, аБориса – в Ростове, а Глеба – в Муроме. Не стану, однако, много толковать,чтобы во многословии не забыть о главном, но, о ком начал, поведаем вот что.Протекло много времени, и, когда минуло 28 лет после святого крещения, подошлик концу дни Владимира – впал он в тяжкий недуг. В это же время пришел изРостова Борис, а печенеги вновь двинулись ратью на Русь, и великая скорбьохватила Владимира, так как не мог он выступить против них, и это сильно печалило его. Призвал тогда он к себеБориса, нареченного в святом крещении Романом, блаженного и скоропослушливого,и, дав ему под начало много воинов, послал его против безбожных печенегов.Борис же с радостью пошел, говоря: «Готов я пред очами твоими свершить, чтовелит воля сердца твоего». О таких Приточник говорил: «Был сын отцу послушный илюбимый матерью своею».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Я. от прямых контактов с папой показывает, что его целью было всего лишь оказать давление на польск. князя. К последнему в апр. 1076 г. действительно было отправлено папское послание в поддержку И. Я. О церковной политике И. Я. (помимо упомянутой вынужденной уступки братьям в вопросе о новых митрополиях) известно мало. Согласно Житию прп. Феодосия Печерского, вскоре после вокняжения И. Я. в Киеве возник конфликт князя и его окружения с молодым Киево-Печерским мон-рем из-за пострижения прп. Никоном Печерским без княжеского разрешения евнуха из приближенных князя (прп. Ефрема ; впосл. митрополит Переяславский) и сына одного из бояр (прп. Варлаама ; буд. игумен Киево-Печерского мон-ря). В гневе И. Я. грозил «раскопать пещеру», а монахов «послать на заточение». Житие приписывает примирение между князем и мон-рем заступничеству Гертруды, жены И. Я., к-рая убедила мужа оставить монахов в покое, т. к. аналогичные репрессии против монашества на ее родине, в Польше, привели в 30-х гг. XI в. к общегос. смуте. Однако дело обстояло, по всей вероятности, сложнее, и мон-рю пришлось пойти на компромисс. Прп. Никон был вынужден покинуть Киев, прп. Антоний Печерский удалился в затвор, а настоятелем мон-ря был избран юный Варлаам. При прп. Варлааме И. Я. выделил печерянам «гору над пещерою» для строительства наземного мон-ря. И. Я. воспринимал Варлаама как своего ставленника, что видно из перевода последнего на игуменство в основанный князем Димитриевский мон-рь ок. 1060 г. По замечанию печерского летописца, князь хотел «створити вышии сего манастыря, надеяся богатстве». Летописец не преминул подчеркнуть благочестие И. Я., к-рый, став киевским князем и услышав о подвижнической жизни прп. Антония, «приде съ дружиною своею, прося оу него благословения и молитвь». В Житии прп. Феодосия повествуется о мн. встречах святого с «боголюбивым» И. Я. В Киево-Печерский монастырь князь-«христолюбец» приезжал без бояр, только «с шестию или с пятию отрок», слушал наставления святого, ел простую монастырскую пищу. Прп. Феодосий осудил изгнание И. Я. с киевского стола в 1073 г. В науке часто приписывают прп. Феодосию Печерскому 2 послания некоего Феодосия к кн. Изяславу (в к-ром видят И. Я.) о постах и «вере латинской». Однако, вероятнее всего, послания принадлежат печерскому игум. Феодосию, жившему в сер. XII в., и адресованы не И. Я., а киевскому кн. Изяславу (Пантелеимону) Мстиславичу .

http://pravenc.ru/text/293926.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010