Мартина, папы Римскаго»; но память св. Мартина – 14 апреля. В Воскресенской же летописи и в Степенной книге день кончины сего князя указан – воскресенье 15 апреля, – и 15 апреля в 1212 году, действительно, было в воскресенье. По Воскрес. летописи и по Степенной книге Всеволод Георгиевич погребен на другой день по кончине. 30 Может быть, на настоящее место гробница Мстислава Андреевича поставлена гораздо позднее времен Всеволода Георгиевича: в сборнике Троице-Сергиевой Лавры 17 века сказано, что гробницы трех сыновей св. Андрея: Изяслава, Мстислава и Глеба находятся на левой стороне собора в углу: т.е., судя по этому свидетельству, даже в 17 веке гробницы трех сыновей св. Андрея стояли в северо-западном углу собора, где теперь гробница только одного из них, Изяслава. В северо-восточном углу находится древняя гробница самого св. Андрея (см. отрывок из названного Сборника, сообщенный архимандритом Леонидом, во Влад. Еп. Ведом. за 1885 г., 31 Новгородцы вынесли на стену икону Богоматери; одна из стрел осаждавшего войска ударилась в св. икону и на лике Богоматери показались слезы. После того было поражено Владимирское войско. В память этого чуда установлен праздник «Знамение Божией Матери», празднуемый 27-го ноября. См. в Степ. книге стр. 302 и дал. 32 Новгородцы вскоре стали искать мира с великим князем, – и через несколько времени св. Андрей послал на княжение в Новгород даже своего сына Юрия, который позднее был на княжении в Грузии. 33 Летописи сообщают о его кончине под 6681 – 1173 годом, но говорят, что днем его смерти был вторник, между тем, 28 марта во вторник было в 1172 году. 35 6745 год от сотв. мира=1237 году от Р.Х.; но должно принять в соображение, что годы от сотв.мира считались с 1 марта, а годы от Р.Х. считаются с 1-го янв.; таким образом февральское событие по счету от сотв.мира оказывается в конце года (6745=1237), а по счету от Р.Х. – в начале следующего года (1238). Заметим еще, что в надписи есть неточность: 7-го февраля указ. года – день кончины в. к.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

Гнушаясь делом столь жестоким, великий князь отвечал их Послам в Киеве, что он никогда на то не согласится. Иоанн же, бесчеловечно гонимый, хотел мстить Ярославу Владимирковичу: ограбил несколько богатых судов на Дунае, нанял 6000 Половцев и вступил в Галицию; но скоро был оставлен сими хищниками, ибо не дозволял им опустошать земли и щадил доброхотствующих ему жителей. Сведав, что Ярослав вооружается, Великий Князь предложил Святославу Ольговичу тесный союз и два города, Мозырь и Чечерск. Тут Святослав оказал бескорыстие великодушное. «Признаюсь, – говорил он, – что я досадовал, когда ты не отдал мне всей области Черниговской; но сердце мое ненавидит злобу между родными. Если враги несправедливые угрожают тебе войною, то они будут и моими врагами. Сохрани меня Бог от мздоимства в таком случае: не хочу никаких городов и вооружаюсь». Пировав три дня, они дали знать Князю Галицкому, что готовы соединенными силами отразить его нападение. Ярослав успокоился; но Великий Князь вздумал сам объявить ему войну за Иоанна Берладника: ибо многие Галичане звали сего Воеводу в землю свою, уверяя, что народ толпами устремится под его знамена и что сын Владимирков не любим гражданами. Святослав Ольгович не хотел идти; удерживал Великого Князя; представлял ему, что Иоанн не сын, не брат их; но пылкий Изяслав с угрозами ответствовал в Василькове Послу Черниговскому: «Скажи брату, что он, по возвращении моем из Галича, волею и неволею может отправиться назад в Новгород Северский!» Добродушный Святослав с горестию видел несправедливость своего родственника, желая ему добра и мира Государству. «Богу открыто смирение души моей, – сказал он Вельможам: – я не искал управы мечом, когда Изяслав, вместо целой области Черниговской, дал мне только семь городов, опустошенных Половцами и населенных псарями. Он еще не доволен, и за миролюбивый, благоразумный совет грозится, вопреки святой клятве, выгнать меня из Чернигова! Но Провидение карает вероломных». Оно в самом деле наказало брата его. Галицкий, соединясь с Волынскими Князьями, Изяславичами и дядею их, Владимиром Андреевичем, предупредил Великого Князя и занял Белгород.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Напрасно: вы не хотели внимать советам человеколюбия; отвергая их, нарушали устав Божий. Ныне Изяслав загладил вину свою: почтил дядю вместо отца; я назвал его сыном. Боишься ли унизиться предо мною? Но кто из нас старший? Я был уже брадат, когда ты родился. Опомнись, или, подняв руку на старшего, бойся гнева Небесного!» – Посол Вячеславов нашел Георгия в Василеве: Князь Суздальский, выслушав его, отправил собственного Боярина к брату; признавал его своим отцом; обещал во всем удовлетворить ему, но требовал, чтобы Мстиславичи выехали из области Киевской. Старец ответствовал: «У тебя семь сыновей: отгоняю ли их от родителя? У меня их только два: не расстанусь с ними. Иди в Переяславль и Курск; иди в Великий Ростов или в другие города свои; удали Ольговичей, и мы примиримся. Когда же хочешь кровопролития, то Матерь Божия да судит нас в сем веке и будущем!» Вячеслав, говоря сии последние слова, указал на Златые врата и на образ Марии, там изображенный. Георгий ополчился и подступил к Киеву от Белагорода. Стрелы летали чрез Лыбедь. Пылкий Андрей устремился на другую сторону реки и гнал стрелков неприятельских к городу; но был оставлен своими: один Половчин схватил коня его за узду и принудил Героя возвратиться. Юный Владимир Андреевич, внук Мономахов, спешил разделить с братом опасность: пестун силою удержал сего отрока. Дружина их шла на полк Вячеславов и Великого Князя за Лыбедью; прочее войско Георгиево сразилось с Борисом у врат Лятских. Изяслав наблюдал все движения битвы: он велел братьям, не расстроивая полков, с избранными отрядами и Черными Клобуками ударить вдруг на неприятеля. Смятые ими, Половцы, Суздальцы бежали, и трупы наполнили реку Лыбедь. Тут вместе со многими пал мужественный сын Хана славного, Боняка, именем Севенч, который хвалился, подобно отцу своему, зарубить мечом врата Златые. С того времени Суздальцы не дерзали переходить чрез Лыбедь, и Георгий скоро отступил, чтобы соединиться с Владимирком: ибо Галицкий Князь, забыв прежнюю досаду, шел к нему в помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Во Владимирской Успенской соборной церкви восходили на великокняжеский престол: Великие Князья Андрей Боголюбский, Ярополк Ростиславич, Михаил II Георгиевич, Всеволод Георгиевич, Георгий Всеволодович, Константин Всеволодович, Ярослав Всеволодович, Святослав Всеволодович, Андрей Ярославич, Александр Ярославич, Ярослав Ярославич, Василий Ярославич, Димитрий Александрович, Андрей Александрович, Михаил Ярославич, Георгий Даниилович Димитрий Михаилович, Александр Михаилович, Иоанн Даниилович, Симеон Иоаннович, Иоанн Иоаннович, Димитрий Константинович и Василий Димитриевич. Во Владимирской Успенской соборной церкви почивают в чудном нетлении святые Благоверные Великие Князи Андрей Боголюбский, сын его Глеб и Георгий Всеволодович. Здесь же погребены: князья Ярослав Георгиевич, Изяслав и Мстислав Андреевичи, Великий Князь Михаил II Георгиевич, княгиня Галицкая Ольга Георгиевна, во инокинех Евфросиния, князь Изяслав Глебович, Великие Князья: Всеволод Георгиевич, Константин Всеволодович, князья: Владимир, Иоанн и Святослав Всеволодовичи, Великая княгиня Агафия Всеволодовна, княжна Феодора Георгиевна, князья: Мстислав, Всеволод и Владимир Георгиевичи и супруги их: Мария, Христина и Феодора с чадами, Великие Князья: Ярослав Всеволодович, Михаил Московский, прозванный Храбрым, Константин Ярославич, Борис Даниилович и Борис Михаилович. Во Владимирском Успенском соборе погребены епископы: Лука, Симон, Митрофан, Серапион, Феодор, всея России Митрополит Максим Грек , епископы: Платон, Павел, Иероним. Средний алтарь Владимирского Успенского собора, в честь Успения Пресвятой Богородицы, украшен живописью и орнаментацией в 1879–1881 годах Московским живописцем Николаем Герасимовичем Степановым. Новое благоукрашение сделано на место обветшавшей и крайне повредившейся живописи новейшего Итальянского стиля, произведенной в 1768–1774 годах, при Владимирских епископах Павле и Иерониме, одновременно с устроением соборного иконостаса. Благоукрашение алтаря исполнено по благословению Святейшего Синода и Господина Высокопреосвященнейшего Феогноста, Архиепископа Владимирского и Суздальского. Руководил исполнением благоукрашения Епархиальный Архитектор, член Императорского Московского Археологического Общества, Николай Андреевич Артлебен.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

При первом появлении Юрья Владимировича Суздальского Изяслав должен был оставить Киев, и даже нашел нужным оправдываться перед Юрием: «Ци сам есмь ехал Киев? Посадили мя Кияне, а не сотвори ми пакости.» (Ипат., 77). Замечательно, что Юрий, требуя от Изяслава, чтобы он вышел из Киева, говорил: «мне отчина Киев, а не тобе». Здесь, по словам самого Юрия, все права его на Киев ограничивались тем, что Киевским Князем был, его отец, и что Изяславов отец не княжил в Киеве: мне отчина, а не тебе. В этом смысле Русские Князья называли отчиною и Новгород великий; так в 1178 году братья говорили Мстиславу Ростиславичу о Новгороде «Брате! аже зовут тя с честью, иди; в тамо ци не наша отчина» (Ипат., 120). Слово отчина здесь отнюдь нельзя принимать в смысле наследственной собственности, как позднее стало приниматься слово вотчина; этого не допускает смысл всех летописей. Наследственная собственность тогда называлась жизнию, селом, своим: так в 1150 году Изяслав, в своей речи к дружине ясно отличает вотчинные наследственные владения от Княжеской отчины: «Вы есте по мне из Рускые земли вышли, своих сел и своих жизний лишився, а яз паткы своея дедины и отчины не могу перезрети, но любо голову свою сложю, пакы ли отчину свою налезу и вашю всю жизнь» (Ипат., 54). Или о наследственных вотчинах Ярополка Изяславича под 1158 годом летопись говорит: «Сий бо Ярополк вда всю жизнь свою Небльскую волость, и Дерьвьскую, и Лучьскую, и около Киева» т. е., отдал все вотчины в Печерский монастырь (Ипат., 82). Или Владимир Мстиславич в 1171 году говорил Дорогобужской дружине Владимира Андреевича: «Не позрети ми лихом, ни на ятровь свою, ни на села её, ни на ино что же» (Там ж, 101). Юрий, хотя нелюбимый Киевлянами, а как родовой Князь, был принять народом с радостью и владел спокойно до своей кончины (т. е., три года); но конечно, он более держался своею дружиною, приведенною из Суздаля; и граждане, освобожденные его смертью , в самый день похорон произвели свою управу с Княжьей дружиною; летопись описывает это следующим образом: «Розграбиша двор его Красный, и другый двор его за Днепром разграбиша, его же звашеть сам раем, Василков двор сына его разграбиша в городе; избивахуть Суждальцы по городом и по селом, а товар их грабяче» (Ипат., 81). Избавившись от Юрия, и не находя по сердцу ни одного из родовых Князей вблизи, Киевляне опять обратились к знакомому уже им, Изяславу Давыдовичу, Князю Черниговскому, и сказали: «Поеди, Княже, Киеву, Гюрги ти умерл». Киевский народ, довольный Изяславом, оставался спокойно в продолжении семи месяцев, пока Мстиславе Изяслович, пользуясь его ссорою с родичами, Князьями Черниговскими, не выгнал его оттуда при помощи Берендеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/o...

Древние гробницы во Владимирском кафедральном Успенском соборе и Успенском княгинином девическом монастыре и погребенные в них князья и святители Источник Содержание I. Гробницы княжеские 1-ая гробница, в которой, до своего открытия в 1702 году, почивали мощи св. благоверного великого князя Андрея Боголюбского 2-я гробница, в которой погребен великий князь Всеволод III Георгиевич 3-я гробница, в которой погребен князь Мстислав Андреевич 4-я гробница, в которой погребен великий князь Михаил Георгиевич. В ней же положены останки мученически скончавшихся, при взятии Владимира татарами в 1238 году супруги св. великого князя Георгия – Агафии, дочери, снох и внучат их 1. Великий Князь Михаил Георгиевич 2. Великая Княгиня Агафия, дочь ее Феодора, снохи и внучата 5-я гробница, в которой погребен Князь Борис Даниилович 6-я гробница, в которой погребен князь Изяслав Андреевич 7-я гробница, в которой погребен великий князь Ярослав Всеволодович 8-я гробница, и погребенные в ней князья Всеволод, Мстислав и Владимир Георгиевичи 9-я гробница, в которой, до своего обретения в 1645 году, почивали честные мощи св. благоверного великого князя Георгия Всеволодовича 10-я гробница, в которой погребен великий князь Константин Всеволодович Погребенные в соборе державные лица, гробницы которых не восстановлены II. Гробницы Святительские 1-я гробница, в которой погребен епископ Ростовский, Суздальский и Владимирский Лука 2-я гробница, в которой погребен епископ Владимирский Симон 3-я гробница, в которой погребен епископ Владимирский Митрофан 4-я гробница, в которой погребен епископ Владимирский Серапион Место погребения епископа Владимирского Феодора и сведения о нем самом 5-я гробница, в которой погребен митрополит всея Руси Максим Великая княгиня Мария, основательница Успенского женского монастыря во Владимире Древние гробницы во Владимирском Успенском женском монастыре и погребенные в них княгини и княжны (Дополнение к статье «Великая княгиня Мария, основательница Успенского женского монастыря во Владимире») Обновление Владимирского Успенского Собора  

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

Приложась к св. мощам князя Глеба, изволил обозревать в придельном, во имя его, алтаре гробы почивающих под спудом Благоверных Великих Князей: Ярослава Всеволодовича, племянника Андрея Боголюбскаго, а св. Благовернаго Великаго Князя Александра Невскаго отца, и детей св. Князя Георгия Всеволодовича: Мстислава, Всеволода и Владимира Георгиевичей, куда входил и выходил северною же дверью, а Преосвященный в оба алтаря входил царскими вратами. Потом изволил обозревать гробницы прочих Великих Князей и Княгинь, почивающих под спудом, а именно: на правой стороне собора – Константина Всеволодовича, брата св. князя Георгия, на левой стороне – Мстислава Андреевича, сына св. Андрея Боголюбскаго, Агафии, супруги св. князя Георгия Всеволодовича, дочери ея Феодоры, снох и внучат, погибших, в сем храме в верхней восходной палате в 1237 году Февраля 7 дня, от огня возженнаго войсками Батыя, предпочтя ужасную смерть постыдному плену: Бориса Данииловича, сына Даниила Александровича, Московскаго чудотворца, и Изяслава Андреевича, сына же Андрея Боголюбскаго, у гроба коего хранящиеся железные княжеские шлем и стрелы, подаваемые ключарем, изволил брать в свои руки и о последних сказал, что Он, «таковых еще не видывал». По обозрении гробов, проходя к теплой церкви мимо западной двери, Преосвященный указывал Его Величеству те хоры, где скончалась великая княгиня Агафия с великокняжеским своим семейством. Потом благоизволил обозревать гробы почивающих под спудом Преосвященных – Митрополита Максима Грека , пришедшаго в 1299 году от утеснения татар из Киева во Владимир и перенесшаго оттуда кафедру, коего мощи почивают подле входа в теплую церковь , и епископа Митрофана, почивающаго в теплом соборе, принявшаго страстотерпческую кончину вместе с великокняжеским семейством от дыма и огня. Наконец Его Величество, вышедши из теплой церкви в большой холодный собор и помолясь подле амвона к царским дверям, из собора изволил выйти в ту же северную дверь в предшествии Преосвященнаго с крестом, и тогда во всем городе начался звон и продолжался до самаго отбытия из города.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Впервые Г. А. назван среди князей, погребенных во владимирском Успенском соборе, в «Выписке о панихидах», составление к-рой связано с Иоанном IV Васильевичем и относится, вероятно, к 1550 г., когда царь посетил Владимир (Роспись панихид владимирским князьям//ЛЗАК. 1910. Вып. 22. С. 67). «Выписка» указывает, что в соборе в числе проч. князей и епископов погребены 3 сына Андрея Боголюбского: Изяслав, Мстислав и Глеб. Опись владимирских гробниц 1-й пол. XVII в. сообщает о погребении в соборе «в розных гробницах» не названных по именам 3 сыновей кн. Андрея Боголюбского (РНБ. ОЛДП. О-5. Л. 194), в описи сер. XVII в. уже упоминается о захоронении их в одной гробнице, при этом отмечается, что «един из них видим и покланяем всеми, погребальная ж не истле, но вся аки нова» (Описание гробниц г. Владимира сер. XVII в.// Виноградов А. И. История кафедр. Успенского собора в губернском г. Владимире. Владимир, 19053. Прил. С. 67). Составитель описи не уточняет, нетленные останки какого из сыновей кн. Андрея Боголюбского почитаются. Отождествление нетленных мощей, почивающих в общей гробнице сыновей Андрея Боголюбского, с останками Г. А. произошло во 2-й пол. XVII в. В летописце 1665 г., повествующем о владимирских князьях, читается следующее известие: «Да в той же церкви Пресвятыя Богородицы з братиями своими з благоверными князи со Мстиславом и Изяславом Андреевичи опочивает во гробнице сопреди третей сын благовернаго великаго князя Андрея Боголюбского благоверный князь Глеб Андреевич. А сколько его преставлению лет, того в летописи не описано» (РНБ. Погод. 1565. Л. 190). 30 нояб. 1702 г. мощи Г. А. были перенесены из каменной гробницы (в стенном аркосолии в сев.-зап. части храма) в Георгиевский (юго-вост.) придел собора и положены в серебряную раку. С этим событием, по-видимому, связана канонизация Г. А. и создание Жития и службы святому. Служба Г. А. близка к службе блгв. кн. Андрею Боголюбскому, составленной после перенесения его мощей, к-рое состоялось 5 окт. 1702 г. Автором службы св. Андрею Боголюбскому был прот. Успенского собора Иоанн (указавший свое имя в акростихе, к-рый читается по первым словам песней канона (Служба св. блгв. вел. кн. Андрею Боголюбскому, Владимирскому чудотворцу. М., 1914. Л. 8 об.- 18)). Возможно, прот. Иоанн был также автором службы и Жития Г. А.

http://pravenc.ru/text/165101.html

792 В Древн. Рос. Госуд. Отд. III. стр. 121: «Два гнезда томариков чипрасовых; одно гнездо маленько, ушки и накосточки серебряные, золочены, резные. перье белохвосцовое, под перьем и пониже перья и повыше наконечников перевито золотом». – «Два томара, один маленькой, ушки и накосточки рыбей зуб, перье белохвосцовое». – В Букваре иером. Кариона Истомина (1694 г.) есть стих: «В дому потребен токмак (колотушка, пест), томар стрельный»; в нем изображен и самый томар. 798 Историческому исследованию о старинных русских знаменах и подробной описи их посвящен большой труд Лук. Яковлева под заглавием «Русския старинныя знамена. Москва. 1865». – Много сведений собрано также А. Висковатовым в «Историческом описании одежды и вооружения Российских войск. ч. I. стр. 110–172 и прилож. стр. LXXXVI-CLIV». 801 В Синопсисе (Киев, изд. 2-е, 1823) читаем на стр. 115: «утвердивши полки; прииде под свое чермное знамя и ссед с коня, совлече с себе приволоку царскую и в иную облечеся, и на иного коня всяде. Того же коня даде под Михаила Андреевича, любимого своего, и ту приволоку царскую на него возложи. Повеле же и знамя свое рындалю своему над ним возити». На стр. 122: «Князь же Владимир ста под чермным знамением, и не обрете в полку брата своего, великаго князя Димитрия. 802 «Повеле государь (Иван Васильевич, под Казанью) херугви христианския развертити, сиречь знамя». Царств. кн. СПб. 1769. стр. 264. 803 При осаде Луцка (1149 г.), братья Андрея Боголюбского «стяг его видяхут не взволочен, не величаву бо ему сущю на ратный чин». Летоп. по Лавр. сп. изд. 1872. стр. 307. – «Завед Кунуй пешце (1096 г.) напя стяг Володимер». Там же, стр. 231. 804 «Выступи полк (Суздальский) из загорья, вси во бронях яко во всяком леду, и подъяша стяг. Там же, стр. 357. – «Половци взасошася, от страха не взмогоша и стяга поставити». Летоп. по Ипат. сп. изд. 1871. стр. 186. – Изяслав (Мстиславич) «постави стяги Галичския, и поидоша Галичане под своя стяги». Там же, стр. 322. 805 «Бысть сеча зла (1169 г.), и потяша стяговника нашего, и челку стяговую сторгоша с стяга». Летоп. по Лавр. сп. стр. 342.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

В этом году Юрий Даниилович, женившийся в Орде на сестре хана Узбека Кончаке и получивший от хана ярлык на великокняжеское достоинство, привел против Михаила Ярославича татарское войско, при котором был и Борис Даниилович. – При поражении этого войска Михаилом Ярославичем, Борис Даниилович был взят в плен вместе с воеводой татарским Кавгадыем и супругой Юрия – Кончакой. В Тверском плену Кончака (во св. крещении Агафия) скончалась, а Борис Даниилович вскоре, вероятно, был отпущен вместе с Кавгадыем, когда Михаил Ярославич заключил мир с Юрием, и оба они для решения своего спора отправились в Орду, где теперь Михаил Ярославич принял мученическую кончину 22 ноября 1319 года. В следующем 1320 году 28 сентября скончался и Борис Даниилович. В одном археологическом сочинении говорится, что Борис Даниилович скончался в своем удельном княжении – в Нижнем Новгороде, и что, по его завещанию, тело его привезли во Владимир и похоронили в соборном храме при гробах его предков 52 . Братие христиане! Благоверный Князь Борис Даниилович, как можно усматривать из сведений о его жизни, старался в стороне держать себя от зла. Тому учит и св. псалмопевец: уклонися от зла и сотвори благо (псал. 33, 15). Не за сие ли промыслу Божию угодно было, чтобы тело благоверного князя Бориса Данииловича погребено было во Владимирском славном святилище и самая гробница его с его останками сохранилась до наших дней? Ибо в том же псалме говорится о кротких праведниках: хранит Господь вся кости их, ни едина от них не сокрушится (ст. 21). И мы, братие, когда видим зависть и вражду, то, если не можем сделаться примирителями враждующих, будем по крайней мере уклоняться от завистников и злобствующих, чтобы ни в чем не быть союзниками их действий. Тем более, сами будем бегать зависти, не будем допускать ее в свое сердце, а будем утверждать в нем любовь и доброжелательство ( Иак. 3, 13–16 ). 6-я гробница, в которой погребен князь Изяслав Андреевич Следующая, самая крайняя в северной стене, гробница, находящаяся в комаре почти в самом северо-западном углу собора, возле нынешней винтовой лестницы на хоры, имеет надпись: «мощи благовернаго великаго князя Изяслава Андреевича, преставися в лето 6672 в 28 день октября».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010