Мир Вам и милость от Господа! Письмо тридцать восьмое. Одному паромщику о глупой клятве Как-то сидел ты в теплой компании. Все пили, и речь зашла об одном известном человеке из вашего города, который не нравился никому из вас, порядком напившихся. Разогретый вином, ты треснул кулаком по столу и поклялся, что влепишь ему на улице, при свидетелях, оплеуху. Протрезвев наутро, ты пожалел о своей клятве. Сейчас тебя гложет стыд перед друзьями, но опять же – клятва. Вот ты и спрашиваешь: грешно ли нарушить клятву? Знаешь ли ты притчу о царе Ироде? Как-то на пиру, напившись, он поклялся одной танцовщице перед гостями своими дать ей все, что она ни пожелает. Танцовщица потребовала главу Иоанна Крестителя. Царь, услышав об этом, весьма опечалился, но, клятвы ради и пировавших с ним, повелел дать ей, что требовала. Так несчастный Ирод взял на свою душу грех убийства праведника. Лучше бы он больше боялся Бога, чем стыдился своих друзей по пьянке! Тогда не осталось бы его имя проклятым во все времена! А Христос нас учит, что до стыда перед людьми мы имеем страх пред Богом. Тот, кто не имеет страха пред Богом, а только стыд перед людьми, тот ради людей постыдится и своего Бога. Тем, кто постыдится Бога пред родом этим злым и прелюбодейным, уготована ужасная судьба. Часто в жизни бывают мгновения, когда человек должен выбирать между страхом пред Богом и стыдом пред людьми. И у тебя теперь такой момент. Выбери сейчас и навсегда страх пред Богом – и не ошибешься. Люди тебя осмеют, но ты будешь прав пред Господом. А клятва? О своей глупой клятве признайся священнику и прими епитимию. В будущем отойди от тех, кто не товарищи тебе в страхе пред Богом и Божием законе. Мир тебе и утешение от Господа! Письмо тридцать девятое. Бедной швее о победе над злом Существует один способ борьбы со злом, и Вы его с успехом использовали. Вы – бедная вдова, своим честным трудом поднимаете четверых детей и едва сводите концы с концами. Случилось так, что Вы не смогли вовремя заплатить за квартиру. Тогда пришел домовладелец, чтобы описать ваши вещи за долги.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Мир вам и здоровье от Господа! Письмо шестнадцатое. Одному скромному человеку, который раскаивается в своих словах Ты правильно сделал, что сразу же покаялся. Господь оставил покаяние для спасения. Если бы не было так, то и Апостолы бы не спаслись, что уж говорить о других людях. Языком ты согрешил, а сердцем покаялся. Сорвалось у тебя злое слово против соседа твоего, будто бросил искру в солому. Все село слышало и смеялось. Сосед обиделся и подал жалобу в суд. Заплатил ты много, а разозлился еще больше. На себя самого разозлился. Не то тяжко, что тебя суд наказал, но то тяжко, что оскорбленный тобой сосед тебя продолжает наказывать. Он перестал с тобой разговаривать, молчит и поворачивается спиной. Что делать? Оставь все Богу и времени. Молись Всевидящему Творцу, чтобы Он смягчил сердце соседа. При всяком удобном случае скажи о нем, соседе своем, доброе слово и – жди! Бог , доброе слово и время сделают свое, и однажды вы опять вместе пойдете в церковь , помирившись. Пусть уроком на будущее послужит тебе слово Спасителя: «Говорю вам, что за всякое праздное слово, произнесенное человеком, люди будут держать ответ на Страшном Суде». Это показывает, как злобное и лживое слово нарушает порядок во вселенной и обижает Творца. Доброе или злое слово, сказанное нами кому-то, хоть и скрытно, ощущает весь мир, как ощущает и Творец ощущений. И как можно утаить слово от Того, от Кого и мысли нельзя утаить? Древние греки говорили, что копье их героя Ахилла могло одним концом ранить, а другим излечивать рану. Неизвестно, вправду ли было такое копье у Ахилла, но совершенно определенно, что это верно для языка человеческого. Языком раны наносятся и языком же и излечиваются. «Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию» ( Иак.3:9 ). В одном нашем селе произошел страшный случай. Был у матери единственный сын, школьник. Рассердилась как-то мать на сына и в сердцах сказала безумное слово: «Если б глаза мои тебя больше не видели, я была бы счастлива!» Парнишка настолько вознегодовал от таких слов матери, что взял ружье и застрелил себя. Около него нашли тетрадь, где он написал: «Ухожу навсегда с глаз твоих долой, чтобы ты была счастлива!» Горькое счастье материнское! После того осиротевшая мать сидела каждую ночь у огня, гася пламя слезами, пока не встретила утро мертвой, скончавшись у потухшего очага.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Поэтому прости их, и благослови их, и молись Богу о них, и – это вершина всего – люби их, как самых лучших доброделателей твоих после Бога. Однако, если душа твоя не стерпит этого ничтожного шипения праха земного и постыдится молиться Христу, тогда над тобой станут смеяться не только люди, но и бесы. Постарайся почаще бывать в домах, где обитает печаль, посещай и кладбища. Думай о Кресте Христовом и почаще прикладывайся к нему. Думай также о конце жизни. Все это поможет тебе утвердиться в расположении к молитве, и ты победишь. Мир тебе и милость от Господа! Письмо второе. Одному крестьянину, который жалуется, что его преследует страх Тебя преследует злой дух, один из множества злых духов, старающихся погубить человека. Ты пишешь: когда на тебя нападает страх, тебе кажется, что весь мир тебя гонит, что все люди – тебе заклятые враги, что и Бог тебя ненавидит. Ты обращался к специалистам, и они сказали, что это своего рода безумие. Да это и впрямь безумие, они тебе правильно сказали. И Церковь тебе то же самое скажет. Только Церковь скажет тебе и другое, исходя из церковного опыта и знания. Она объяснит тебе, от кого исходит и почему происходит твое безумие. Исходит оно от злого духа, а происходит из-за какого-то твоего греха. Церковь тебе и лекарство пропишет: исповедайся, покайся в своем грехе, и злой дух отступит от тебя. Сам по себе он никогда тебя не оставит, но Господь изгонит его из тебя. Слышал, как Всемогущий Христос изгонял из людей бесов, как Он имел полную власть над ними, и как духи зла покорялись Ему беспрекословно. Однако власть Господа над духами зла не ограничивается их изгнанием. Иногда Господь попускает, чтобы эти невидимые псы нападали на людей. Вот почему в Священном Писании даже духи зла названы Божиими. Не встречал ли ты в Ветхом Завете фразу: «напал злой дух от Бога на Саула, и он бесновался в доме своем» ( 1Цар.18:10 )? А называется дух зла Божиим не потому, что сродни Богу и от Бога исходит (ни в коем случае!), но потому, что подчиняется Божией власти. Читай первую главу Книги Иова и убедишься, что злой дух не может напасть на человека, если Господь Бог того не попустит.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   Благословение Божие да почиет над Тобою и над чадами твоими.    Тебе преданнейший брат. Епископ Игнатий.    14 марта 1862 Письмо 436     О предсмертных болезнях, милостыне по почившем, пользе воспоминания виденной кончины    Любезнейший Друг и Сестра! Елизавета Александровна! [...] Приношу искреннейшую благодарность за подробное уведомление о кончине Семена Александровича. Старые люди говаривали: дай Бог пред смертию хорошенько помучаться. Великий во святых Нифонт, умирая горячкою, сказал Великому Афанасию, присутствовавшему при его кончине, что как золото очищается огнем, так умирающий болезнию. У умирающих отверзаются душевныя очи, и потому они видят то, чего присутствующие при их смерти не могут видеть. Свет, о котором пишешь, был из рая. Видно: к Семену есть милость Божия. Поговори детям, чтоб подали по отце милостыню нищим пощедрее. Милостыня очень помогает усопшим, а детей за это благословит Бог, и совесть их будет спокойнее. Хорошо сделала, что устранила от умирающаго смущение. А за тем успокойся, и предоставь все Богу. Каждый «Своему Господеви стоит или падает» (Рим. 14:4), — сказал Апостол.    Полагаю, что не без Промысла Божия пришлось тебе присутствовать при смерти, сопровождаемой таким мучением.    Смерть эта будет воспоминаться тебе, а воспоминание будет служить приготовлением к своей смерти. За то, что ты послужила брату, милосердный Господь воздаст тебе возда­янием духовным, каким Сам ведает. Постарайся успокоить­ся, положившись на волю Божию.    [...] В монастыре по милости Божией, все благополучно, очень уединенно. Слава Богу!    Призывая благословение Божие на тебя и на чад твоих, с чувствами искреннешей преданности и уважения остаюсь навсегда Тебе преданнейшим братом Епископ Игнатий.    21 декабря 1863 Письмо 437     Положительный отзыв о Петре Димитриевиче и судьбах Божиих    Любезнейший Друг и Сестра! Елизавета Александровна! [...] Петр Димитриевич оставил во мне очень приятное впечатление, я увидел в нем человека основательнаго, умнаго, с правилами. И то заметно, что неприятности по службе подействовали на него; но они доставляют драгоцен­ную опытность. [...]

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

М., 2002. Лабынцев, Щавинская. 1999 – Лабынцев Ю. А., Щавинская Л. Л. Белорусско-украинско-русская православная книжность межвоенной Польши: исследования и публикации по материалам экспедиции 1996 г. М., 1999. Лотман. 1992 – Лотман Ю. М. О двух моделях коммуникации в системе культуры//Лотман Ю. М. Избранные статьи: в трех томах. Т. I. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин, 1992. С. 76–89. Мангилев. 2011 – Мангилев Петр, прот. Список сочинения «О действиях молитвы, испытанных коневским пустынником Василиском и открытых им его сподвижнику Зосиме Верховскому » из библиотеки Екатеринбургской православной духовной семинарии//Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. Вып. 1. Екатеринбург, 2011. С. 55–69. Некрасов. 1861 – Некрасов Авраамий, прот. Письма духовного отца к духовным детям. СПб., 1861. Ч. I. Новоселов. 1902 – Новоселов М. А. Забытый путь опытного богопознания. Вышний Волочек, 1902. С. 31–34 (=Религиозно-философская библиотека. Вып. 1). Павлович. 2014 – Искатель непрестанной молитвы, или Откровенный рассказ странника духовному своему отцу: по новообретенной рукописи/Изд. подг. священник Г. Павлович. М., 2014. Паисий Величковский . 1849 – Восторгнутые класы в пищу души, то есть несколько переводов из Святых отцов старца Паисия Величковского . М., 1849. Памяти. 1884 – Памяти архимандрита Михаила//Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям. 1884. 10. С. 125–132. Пассек. 1843 – Пассек В. В. Историческое описание московского Симонова монастыря. М., 1843. Пентковский. 1992 – Пентковский А. М. От «Искателя непрестанной молитвы» до «Откровенных рассказов странника» (к вопросу об истории текста)//Символ. 1992. 27. С. 137–166. Пентковский. 1994 – Пентковский А. М. Кто же составил Оптинскую редакцию рассказов странника?//Символ. 1994. 32. С. 259–278. Пентковский. 2010 – Пентковский А. М. Кто написал «Откровенные рассказы странника»?//Журнал Московской Патриархии. 2010. 1. С. 54–59. Попов. 1910 – Попов Н. С. Собрание рукописей московского Симонова монастыря//Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском университете.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/is...

«...В ряду меж конвойных стоял наш святитель, В молитву сердечную весь погружен. Высокого сана достойный носитель, Приветлив и светел, как Ангел был он... Смотрите, сей пастырь-изгнанник пред вами, Святой панагией украшена грудь, Сияя любовью, как будто лучами, Готов он в далекий отправиться путь. Кругом восклицанья, и вздохи, и слезы. Прощай, наш святитель, наш пастырь родной, Напрасно суровые слышим угрозы, Напрасно толпу отгоняет конвой... Оставьте винтовки, не бойтесь восстанья. Поверьте, ваш узник от вас не уйдет. Не сам ли внушал он всегда послушанье, Не сам ли смиренью учил он народ. Пред вами не злобный преступник мятежный, Не страшный убийца, разбойник и вор. Смотрите, как часто с молитвой прилежной Он к небу возводит свой праведный взор. Он Господа молит за паству родную, Он молит за всех, за врагов и друзей. Хотел бы он каждую душу больную Согреть и утешить любовью своей. Иди же, невинный святитель-изгнанник, Твой путь незнаком, и тернист, и далек. Но, Бога слуга и достойный избранник, Не будешь ты с Ним никогда одинок». Сразу же после ареста епископа Августина верующие Иванова стали хлопотать об освобождении архиерея и собирать подписи под прошением об этом среди рабочих города. Но на этот раз власти не отреагировали на протест верующих. Когда приговор вступил в силу и владыка был выслан, верующие произвели сбор денежных средств как для самого епископа, так и для находившихся в тех же местах ссыльных священнослужителей. Средства собирались во всех православных храмах города Иванова. В ответ на это власти стали усиленно преследовать православные общины, созданные епископом Августином, и арестовали всех организаторов сбора подписей в защиту епископа, а также сбора средств в помощь ссыльному духовен­ству. Все они были затем осуждены на различные сроки заключения за организацию «несанкционированного властями Красного Креста», – как писалось в обвинительном заключении. Сначала епископ был сослан в город Ходжент, а затем в Педжикент, где он пробыл до марта 1930 года и куда к нему приехал его келейник и иподиакон Борис Семенов. Здесь владыка в комнате, которую снимал, устроил домашнюю церковь, где служил сам и куда приходили помолиться некоторые ссыльные. Из ссылки он писал письма духовным детям, которые читались не только теми, кому были непосредственно адресованы, но и всеми его духовными детьми, находившими в письмах своего духовного отца утешение и поддержку.

http://fond.ru/kalendar/1211/olga/

Помнишь, как Мелхола, жена царя Давида, однажды посмеялась над восторженной молитвой своего мужа пред Господом. Насмешкой своей она больше оскорбила Бога, чем царя Давида. За это Всевышний наказал дерзкую женщину, и у Мелхолы не было детей до дня смерти её. Кто внимательно вдумается в судьбы людские и события жизни, тот убедится, что и в наши дни Господь жестоко наказывает насмешников, оскорбляющих святость. А ты скажи насмешникам своим (то есть, скажи, если полагаешь, что слово – более сильное лекарство для них, чем молчание), ответь им так: «Не обманывают ли меня глаза мои, если я отлично вижу, как вы каждый день молитесь и торговцам, и полицейским, и чиновникам, умоляя их то об одном, то о другом? Почему же тогда вы смеетесь надо мной, когда я молюсь вечному Творцу нашему? Не смешнее ли молиться немощным, чем Всемогущему? Не глупее ли кланяться праху, чем Дарующему жизнь»? Кто-то из Пророков сказал: да будет проклят тот человек, что надеется на человека. Кто возлагает все надежды на смертного человека, на этот бренный пузырь, а не на Бога Вседержителя, тот явно проклят. В том, что на нем самом и на всем доме его лежит проклятие, можно убедиться из повседневного опыта. Ясно, что точно так же проклят человек, который молится лишь человеку, но не молится Тому, Который держит все и может все. И все же не спеши: иногда молчание полезнее любых слов. Первая насмешка смущает молитвенную душу, но ты ее уже перенесла и не перестала молиться. А повторная насмешка лишь побуждает тебя молиться горячее. Ты и сама говоришь, что испытала это. Теперь тебе и Господь как-то стал ближе, и церковь милее, и молитва слаще. Знай, что придет время, когда насмешки прекратятся, а наступит одобрение, и удивление, и похвала – но тогда душа твоя окажется в большей опасности, чем теперь. Сейчас ты учишься смирению, а тогда будешь бороться с гордостью. Однако это уже другой вопрос, другое искушение. Знай: те, которые изводят нас насмешками, и есть те самые враги наши, о которых сказал Господь в заповеди Своей: любите врагов своих. Не ведая, что творят, они делают нам добро. Огорчая и обижая нас, они раздувают в нас искру божественного пламени. Облаивая нас сзади, когда мы идем в храм, они гонят нас ближе к Богу. Досаждая нам на земле, они делают нам небо милее. Как снег и ветер не желают дереву добра, однако нехотя укрывают его от мороза, так и враги твои.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В древности у одного мудреца среди других учеников был один богатый и гордый юноша, который из-за любого бранного слова готов был драться насмерть. Чтобы излечить его от гордости и высокомерия, мудрец наложил на него такую епитимию: велел ему ходить по свету три года и просить людей ругать его, а каждому, кто пожелал бы его обругать, платил бы. Юноша покорился приказу учителя и отправился в путь. Так ходил он и платил всякому, кто согласился бы его обругать. Когда прошло три года, он вернулся к учителю, но в воротах ему встретился сторож, рассерженный на кого-то другого, который набросился на него со страшной бранью. Наш путник, вместо того, чтобы обозлиться, весело рассмеялся. Удивленный сторож спросил, чему он смеется? А закаленный ученик ответил: «Три года я платил любому, кто меня хоть немного обругал, а ты меня обругал крепче всех остальных и совершенно бесплатно!» Когда мудрец увидел, что его ученик понял свою ошибку и исправился, он весьма обрадовался и похвалил его перед всеми. А ты прочитай из Нагорной проповеди одиннадцатый стих, возрадуйся и возвеселись, ибо велика будет твоя плата на небесах. Мир тебе и благословение от Господа! Письмо двадцать второе. Одной сиротинушке, которая спрашивает: почему в Евангелии не говорится о счастье? Как же, душенька, не говорится? О чем же в Евангелии говорится больше, чем о счастье людей?! Мне кажется, что Евангелие можно назвать Книгой счастья, а науку Христову – наукой о счастье. Тебя несколько смутило, что в Евангелии не пишется именно слово «счастье». Но вместо этого слова там приводятся другие слова, например: блаженство, радость, веселье, рай, спасение, вечная жизнь. Слово «блаженство» означает наивысшее счастье. Теперь, когда это знаешь, перечитай проповедь Господню о блаженных в Евангелии от Матфея. Первая наука, объявленная Христом людям, была наука о счастье. Эту науку Православная Церковь всегда повторяет людям в начале Литургии пением Блаженны. По науке Христовой блаженны, или счастливы, те, которые: «сокрушаются духом пред Господом, ибо их есть Царство Небесное»; «слезами омывают молитвы свои, ибо они утешатся непреходящим утешением»; «кротки и незлобивы как агнцы, ибо они наследуют землю живых»; «алчущие и жаждущие правды Божией, ибо они насытятся небесной правдой»; «милостивые сердцем и рукой, ибо их помилует рука Господня»; «чистые сердцем, ибо они увидят Царя и Отца своего Небесного»; «гонимые за правду демонами и людьми, ибо их будет Царство вечной правды»; «опозоренные и оклеветанные ради Христа, ибо они будут радоваться и веселиться в отечестве ангелов».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Тогда ты пошел по церквям македонским, увидел это воочию, убедился и – удивился. Вот и спрашиваешь меня: почему святого Иоанна Предтечу пишут с крыльями? Ты знаешь – да знаешь ли? – что только ангелов Господних изображают с крыльями. А пишут их так потому, что они – бестелесные духи, легко исполняющие все дела, куда бы их Творец ни послал. А теперь слушай свидетельство Христово об Иоанне: он был тот, о ком написано: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною» ( Мал.3:1 ). Это написал богодухновенный пророк Божий Малахия. Значит, святой Иоанн был назван ангелом Божиим и пророками Мессии, и Самим Мессией. И действительно, служба Иоанна была подобна службе ангелов небесных. Когда Спаситель мира родился в Вифлееме, именно ангелы объявили о Его Рождестве пастухам и позвали их, чтобы они радовались и славили Бога. Прошло тридцать лет, и Иисус Христос появился на Иордане, чтобы начать Свой спасительный труд. Тогда святой Иоанн объявил о Спасителе, указал на Него народу, призывая собравшихся к покаянию и очищению, чтобы они удостоились чести принять Его – Мессию, Спасителя. Значит, святой Иоанн Креститель назван ангелом в Священном Писании и нес ангельскую службу в истории спасения человечества. Вот почему православные иконописцы с древнейших времен часто изображали Предтечу Христа в виде ангела с крыльями. Да защитит тебя твой крылатый ангел Иоанн Предтеча крылом своим от всякого зла! Аминь. Письмо двадцать четвертое. Работнице с фабрики, которая спрашивает: что означают слова «Тебе, Господи!»? В конце любой ектении священник призывает народ в молитвенном прошении полностью предаться Господу, говоря: «Сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим», а молящийся народ отвечает: «Тебе, Господи!» Слова эти очень важные. Их можно применить в любом случае жизни людской. Когда имеешь здоровье и успех в работе, возвысь сердце свое и скажи: «Благодаря Тебе, Господи!» Когда люди тебя уважают и хвалят, скажи про себя: «Я этого не заслуживаю, похвалы принадлежат не мне, а Тебе, Господи!» Когда детей отправляешь в школу, или на работу, или в армию, благослови их с порога дома своего и скажи: «Предаю их Твоим заботам – Тебе, Господи!» Когда нападет на тебя зависть людская или измена друга, не падай духом и не держи зла в сердце своем, но скажи: «Предаю все это на праведный суд Тебе, Господи!» Когда пойдешь за гробом, провожая в последний путь самого дорогого человека, шагай храбро, будто несешь подарок лучшему Другу, и скажи: «Эту любимую душу приношу в дар Тебе, Господи!» Когда над тобой соберутся мутные тучи бесовских искушений, муки и болезни, не отчаивайся, но скажи: «За помощью и милостью обращаюсь к Тебе, Господи!» Когда ангел смерти встанет около твоей постели, не бойся его, ибо он друг твой, но простись с этим светом и скажи: «Душу свою покаянную предаю в руки Тебе, Господи!» Письмо двадцать пятое.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Но разве таких случаев было два, три, десять? Нет числа и края явлениям и благодеяниям Пресвятой Богородицы. Святой Серафим Саровский признавался, что ему лично Богородица являлась шесть раз в течение его жизни. А если бы весь безмолвный народ, который считает все эти небесные явления драгоценной и сладкой тайной своей, отворил бы уста и сказал бы все, что узнал, земля исполнилась бы изумлением. Поверьте, когда человек приходит к осознанию действия и проявления небесного мира в нашей земной жизни, он чувствует, что оказался в неизученном и неведомом царстве чудес. Очи наши телесные ничего там не увидят, но душа наша войдет с зажженными лучинами веры и любви, чтобы мы, по словам Апостола Павла, «укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову» ( Еф.3:18–19 ). А Вы поблагодарите Господа и Пресвятую Богородицу за то, что открылось Вам Царство Духа, и впредь берегите ваше духовное зрение, чтобы не потерять его от греха и небрежения. Бог Вам в помощь! Письмо двенадцатое. Одному чиновнику о трех самых важных вещах Задали Вы мне три вопроса: что такое: «самая великая мысль, достойная человека?» «самая главная забота, достойная человека?» «самое большое ожидание, достойное человека?» Вот мои ответы: «Думать о Промысле Божием в жизни человеческой есть самая великая мысль, достойная человека.» «Заботиться о спасении души – самая главная забота, достойная человека.» «Ожидание смерти – самое большое ожидание, достойное человека.» Как следует думать о промысле Божием в жизни человеческой? Мерой следует взять моральный закон Божий. Отмеряя этой мерой, надо проанализировать все, что происходит в жизни близких Вам и знакомых людей. Больше всего внимания надо обращать на моральные причины всего, что происходит. Это совсем не легко, ибо причины иногда скрыты в далеком прошлом человека, а иногда их можно найти лишь в жизни его родителей. Православная исповедь основывается на выявлении таких причин.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010