Вендланд Евгения Николаевна (1903–1944), инокиня Евгения, сестра митрополита Иоанна (Вендланда) . Вместе со старшей сестрой Елизаветой, будущей монахиней Евфросинией, в двадцатые годы посещала богословско-пастырское училище, где познакомилась с архимандритом Гурием. Получила образование агронома. Вслед за братом и старшей сестрой во второй половине тридцатых годов переехала в Среднюю Азию. Умерла от болезни сердца. Похоронена на православном кладбище в Фергане. Вендланд Елизавета Карловна (урожденная Шильдер, 1834–1911), дочь генерал-адъютанта Карла Андреевича Шильдера от второго брака. Вышла замуж за генерала от инфантерии Антона Адольфовича Вендланда. Елизавета Карловна и Антон Адольфович – бабушка и дедушка митрополита Иоанна. Их сын Николай Антонович – его отец. Вендланд Елизавета Николаевна (13.01.1900–4.09.1970), монахиня Евфросиния, сестра митрополита Иоанна; врач-терапевт. Духовная дочь Владыки Гурия. Была членом его духовной семьи и лечащим врачом. Пострижена им в монашество 2 января 1958 года в честь преподобной Евфросинии Полоцкой. Участница Великой Отечественной войны. Похоронена в городе Переславле-Залесском Ярославской области. Вендланд Николай Антонович (1871–24.06.1919), отец митрополита Иоанна (Вендланда) . Детство прошло в городе Вильна. Служил в С.Петербургском Адмиралтействе. Закончил службу в звании действительного тайного советника. Умер в Крыму, похоронен на Ливадийском кладбище. Вендланд Нина Петровна (урожденная Кашнева, 1872–12.09.1943), мать митрополита Иоанна (Вендланда) . Родилась в С.Петербурге. Затем семья переехала в Вильну. У Петра Ивановича и Виктории Павловны Кашневых было три дочери – Нина, Евгения и Ольга. О своей матери митрополит Иоанн писал: «Она была весьма образованной женщиной, отлично знала русскую литературу от Фонвизина до Горького, прекрасно владела игрой на фортепиано, любила Евангелие, занималась живописью (пейзаж) и рисунком, владела (отлично) французским и немецким языком, сумела передать понятие обо всем этом своим детям». Все ее трое детей – Елизавета, Евгения и Константин избрали монашеский путь. Умерла в Фергане. Похоронена на православном кладбище.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Вообще христианство изменило в крещеных алтайцах прежний взгляд их на женщин, как на рабочий и продажный скот, подняло жену до уровня прав мужа в доме и по отношению к детям и смягчило прежние грубые отношения между членами семьи 139 . «Прежняя небрежность алтайцев о воспитании детей заменилась в христианских их семействах заботою о научении детей грамоте и молитвам, доброй жизни и внешнему благоприличию» 140 . Добрыми навыками и христианскими обычаями крещеные инородцы во многих отношениях превосходят даже русских. Обратный путь архим. Макария в Европейскую Россию совершался с немалыми перерывами. 4 июля он выехал из Маймы и только 21 числа оставил Бийск. Пред расставанием навсегда он счел нужным сделать прощальные визиты своим многочисленным друзьям и почитателям, а отсутствующим написать прощальные письма (см. под 176, 282). В Тобольске он провел 8 дней «в изобильных утешениях в беседах с тамошними друзьями о Господе». Каковы и о чем были эти беседы, свидетельствует в своих воспоминаниях М. Францева. В одном доме о. Макарий провел время с 8 ч. веч. до 4 ч. утра, не переставая говорить на избранный текст Евангелия Иоанна. Вообще он, по ее словам, при замечательной простоте обхождения, отличался тем, что какой бы пустой разговор ни начался, он от него не уклонялся, но скоро обращал его в духовную беседу, в которой речь его лилась так плавно, обильно и назидательно, что трудно было оторваться от нее 141 . В числе тобольских «друзей» о. Макария было несколько декабристов, с которыми он познакомился в прежние свои проезды чрез Тобольск и теперь. Это были M. А. Фон-Визин, Л. С. Бобрищев-Пушкин, П. И. Свистунов. Все это были люди высоко образованные и в то же время с искренними религиозными убеждениями, знакомые одинаково как с светской литературой, так и с богословской. Сойдясь с ними при посредстве С. Ф. Непряхиной на почве духовных интересов, архим. Макарий попытался осуществить в этот раз свою давнюю мечту, охлажденную м. Филаретом – о привлечении их к служению той идее всероссийского и всесословного миссионерства, которою сам он жил.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

25 . Флоренский П.А. Соль земли, то есть сказание о жизни старца Гефсиманского скита иеросхимонаха аввы Исидора, собранное и по порядку изложенное недостойным сыном его духовным Павлом Флоренским. Сергиев Посад, 1909. Флоренский П.Α., свящ. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. Генеалогические исследования. Из соловецких писем. Завещание. М., 1992]. Флоренский П.Α.. свящ. Сочинения: В 4 т.. М., 1999. Т. 3(1)]. Флоренский П.Α., свящ. Там же. М., 1996. Т. 2]. Флоренский П.Α., свящ. Там же. М.( 1998. Т. 4]. Музыка богослужения в восприятии священника Павла Флоренского Многогранна личность священника Павла Флоренского – своеобразнейшего мыслителя, богослова и исследователя в различных областях человеческой деятельности. В его мировоззрении, опирающемся на глубоко жизненные, реалистические основы миропонимания, все проявления человеческой культуры находятся во взаимосвязи как разные аспекты раскрытия единой Истины. Ключом к такому целостному мировоззрению стала для Флоренского математика. Но очень рано осознал он неисчерпаемость искусства по глубине содержащегося в нем жизненного опыта и силе художественного обобщения. «Я считаю своею второю (после математики) задачею, – писал он матери, – быть хорошо ознакомленным с искусством. По-моему, главнейший недостаток большинства систем в том, что там совершенно игнорируется весь тот огромный концентрированный материал, который дает искусство вообще; что же касается до музыки, то она, можно сказать, почти совсем не использована. Нельзя оставлять в мировоззрении такую исполинскую дыру, как отсутствие музыкального образования, хотя бы даже самого поверхностного, самого элементарного. А помимо всего остального, искусство является концентрированным опытом; оно разом не исчерпаемо, не адекватно понятию по бездонности содержания (как опыт вообще) и идеализировано, то есть в нем совершена та работа обобщения и индукции, которую приходится при непосредственном опыте производить самому» (из письма 6.Х.1902). Музыкальность восприятия мира есть тот особенный, отличительный признак, который органически входит в мирочувствие и мировоззрение священника Павла Флоренского. Музыка воздействовала на формирование его личности, являясь одним из источников глубочайших переживаний, связанных с присущим ему творческим восприятием звуковых явлений.

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

У книги Никона (Воробйова) «О началах жизни» 25 жовтня 2014 р. 13:09 23 октября 2014 года в актовом зале Издательского Совета Русской Православной Церкви в Москве состоялась презентация книги исповедника Церкви XX века игумена Никона (Воробьева) «О началах жизни». В мероприятии приняли участие председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент , помощник председателя Издательского Совета иеромонах Макарий (Комогоров), профессор Московской духовной академии , составитель книги «О началах жизни» А.И. Осипов , заведующая редакцией духовно-просветительской литературы Издательства Московской Патриархии Т.А. Тарасова. Открывая презентацию, митрополит Климент отметил, что в основе этого издания лежат письма духовным детям и близким людям приснопамятного игумена Никона (Воробьева), который в самое сложное для нашего Отечество время первой половины XX столетия прошел трудным путем духовного поиска, обретения живой веры, утверждения в истинности православного учения и исповедничества. Со времени преставления игумена Никона прошло всего пятьдесят лет, поэтому его размышления о вере, предназначении человека особенно близки и понятны современному человеку. «Игумен Никон (Воробьев) — великий подвижник ХХ века, — подчеркнул владыка Климент. — Он много сделал, чтобы люди, несмотря на репрессии и угрозы со стороны властей, не боялись идти за Христом». Председатель Издательского Совета поблагодарил профессора А.И. Осипова за его большую работу по составлению книги «О началах жизни». «Благодать», «Вера в Бога», «Воображение, мечтательность», «Гордость», «Грех», «Духовность», «Духовный человек», «Духовное образование», «Познание себя» — вот далеко не полный перечень тем, по которым профессором Осиповым подобраны фрагменты писем отца Никона, расставлены наиболее важные акценты, выполнен комментарий,  доступный и понятный даже не имеющему богословского образования человеку. Т.А. Тарасова, представляя книгу, отметила, что в нее вошли избранные места из писем, записок и бесед Никона (Воробьева). Тексты распределены по тематическим разделам в алфавитном порядке. Она напомнила, что отец Никон постоянно обращался к творениям святителя Игнатия (Брянчанинова) и говорил о необходимости смирения.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3808521...

Правда Божия победила, и твое роптание против нее доказывает лишь, что рассудок твой помрачен неправдой. Вот ты стал кормильцем своему внуку, постоянно озабоченный, что бы еще из дома продать, чтобы купить еду ему и лекарства дочери. Ты станешь продавать все за бесценок, только бы еще день поддержать жизнь вас троих. Каждый новый день ты будешь ожидать со страхом, как голодную вечность. В плаче ребенка и кашле матери ты услышишь свист бича судьбы, который ищет твою спину. Если бы ты был скромен и учил свою дочь скромности! Твоя любимица сейчас бы напевала песенки ребенку в доме какого-нибудь скромного человека. Однако скромность, как и любая другая добродетель, казалась тебе старой евангельской песней, давно уже пропетой. Не знал ты, что евангельские добродетели суть неприступные скалы, на которых строится или о которые разбивается счастье людей. Но ты лишь слабый человек, и ты совершил ошибку. Так исправься теперь, как человек в беде своей. Помолись Богу, ибо рассчитываться будешь с Ним, а не с зятем. Господь явился праведным над неправдой твоей. Он показал Себя милостивым над слезами твоими. Раскаявшихся Он любит и молитвенников слушает. Не осуждай никого, кроме себя самого. Кто покажет искреннее покаяние даже перед судьей земным, тот получает помилование. А вечный Судия кроме помилования дает раскаявшимся еще и дары: дары жизни, света и радости. Значит, не бойся. Творец твой рядом с тобой. Он лишь ждет, что ты ощутишь Его близость. А чувство Его близости быстро растопит лед отчаяния в твоем сердце. Письмо тридцать третье. Пожилому рабочему-печатнику о целовании руки священнику Преставился Ваш старый священник, а на его место прислан был совсем молодой богослов. Священнику-старику Вы с радостью целовали руку, но Вам как-то неприятно целовать руку священнику, который гораздо моложе Вас. Послушайте, я расскажу Вам притчу о князе Милоше. Как-то один молодой поп служил Литургию во дворцовой церкви Крагуевца в присутствии князя Милоша. Старый князь был необыкновенно набожен. Служба в церкви никогда не начиналась, пока он не придет. В церкви он стоял на своем месте, как в землю вкопанный, и сокрушенно молился Богу. Когда молодой священник закончил службу, он вынес перед князем крест и просфору. Князь приложился к кресту и хотел было поцеловать руку священника. Однако молодой человек отдернул руку, как бы стыдясь, что ему Государь державы почтенного возраста станет целовать руку. Князь Милош взглянул на него и велел: «Дай руку! Я целую не твою руку, но почитаю твой сан, который старше и тебя, и меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Ваша дочка была тяжко больна и бредила в горячке. Созвали консилиум докторов. Они осмотрели девочку и удалились в другую комнату на совещание. Вы с трепетом прислушивались к их разговору. Один из врачей сказал, что, если бы больная пропотела, это было бы спасением. Другие считали, что уже поздно, и девочке ничто не поможет. В отчаянии вы ломали руки и плакали. Над кроваткой ребенка висела икона Пресвятой Богородицы. Прежде Вы считали эту икону больше украшением, чем необходимой принадлежностью дома. Но тогда, в отчаянии, Вы вдруг бросились на колени пред иконой и, давясь от слез, взмолились: «О Пресвятая Матерь Божия, Ты видишь мою боль. Ты знаешь, Мать матерей, что значит иметь единственное дитя и потерять его. И Ты видела Своего единственного Сына в муках на Кресте. Умоляю Тебя, смилуйся надо мной, грешной, и помоги! На Тебя лишь уповаю! Я больше не надеюсь на людей. Никто на свете мне не может помочь, только Ты, Царица Небесная, можешь, если захочешь. Разве одну мать Ты уже утешила?! Утешь и меня, о Святая Пречистая Дева!» После долгой молитвы и рыданий Вы взглянули на икону и – увидели слезы в очах Богородицы. Чуть позже Вы подошли к дочке и обнаружили, что она вся мокрая от пота! На следующее утро она уже приподнялась на постели и поела, а вскоре полностью поправилась. Слава Пресвятой Богородице! Благодарю и Вас за это сообщение. Наша вера основана на опыте, а не на своевольных рассуждениях и теориях. Для меня ваш случай весьма важен. У нас прошлой зимой случилось вот что. У одной бедной вдовы разболелась дочь. Девочка целый месяц была без сознания и не произнесла ни слова. Все надежды были потеряны. Несчастная мать начала занимать деньги на похороны. Однажды вечером сидела мать у одра своей дочери и тихо плакала. Внезапно девочка, не открывая глаз, прошептала: «Не плачь, маменька, лучше отведи меня завтра в монастырь Калиште, и я поправлюсь. Так мне сказала Матерь Небесная, Которая сейчас стоит около меня!» Пораженная мать встрепенулась и на рассвете отнесла девочку в монастырь Пресвятой Богородицы в Калиште, а вернула ее домой уже здоровую.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Паром отходил каждый час, и вы спешили, чтобы не опоздать на очередной рейс. Внезапно на дороге показался автомобиль на большой скорости. Ты поспешно натянул поводья и повернул лошадь вправо, но автомобиль все же зацепил колесо телеги и сломал его. Вы все набросились на шофера, осыпая его бранью и проклятиями. В гневе и отчаянии, что пропустите паром, вы бросились чинить колесо. Мучились вы долго-предолго, потом все же кое-как приладили сломанное колесо и поспешили к берегу, но когда подъехали к реке, увидели страшную картину. Несчастье! Паром, переполненный людьми, телегами и скотом, – потонул! На берег выбралось лишь несколько человек, да сколько-то лошадей. Все остальное скрылось под водой. Тогда вы начали возносить похвалы Богу и от всего сердца стали благодарить того шофера, что повредил колесо и тем самым стал причиной вашего опоздания. Так повседневно случается с людьми. Люди злятся на события, встающие препятствиями перед их планами, но позже убеждаются, что задержка была по таинственному промыслу Божиему к их пользе. Прочти, что написано об Апостоле Павле и Тимофее: «Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их» ( Деян.16:7 ). И это было к добру. Произошедший с тобой случай научил тебя никогда больше не сердиться на задержки, которые не в твоей власти. Впоследствии ты много раз убеждался, что все задержки были тебе на пользу. Пусть бы от тебя научились некоторые самовольные люди, которые бы хотели, чтобы все на этом свете вершилось по их воле. А тебе мир и здоровье от Господа. Письмо сорок девятое. Одному торговцу о плодах поста «Отчего многие люди не постятся?», – спрашиваете Вы. Да потому, что не знают плодов поста. Органы здравоохранения нашей державы должны были бы рекомендовать соблюдать пост точно так же, как это делает Церковь Православная. Плоды поста велики и удивительны не только с духовной точки зрения, но полезны и для тела. В доказательство плодотворных результатов поста можно привести множество примеров, но я остановлюсь только на одном.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Этим, думаю, все сказано и объяснено. Старый князь сказал тогда в церкви богодухновенные слова. Подумайте сами: если вашему священнику 25 лет, то его сану почти 2000 лет. Когда Вы целуете ему руку, Вы почитаете сан, который от Апостолов Христовых перешел ко многим служителям алтаря Божиего. А прикладываясь к сану священника, Вы подходите под благословение всех великих святых и достойных духовников, которые носили этот сан от Апостолов до наших дней. Этим самым Вы целуете руку святого Николая Угодника, святого Саввы, святого Василия и многих-многих других, которые на земле были украшением земли, а теперь на небесах – украшение небес, которых называли «земными ангелами и небесными людьми». Поэтому целование руки священника – это не обычный поцелуй, но, по словам Апостола Павла, святое целование. Так целуйте, не стесняясь, руку, которая благословляет, и сан, который благословлен Духом Святым. Целовать руку человека моложе себя (по возрасту), как и слушать слова человека моложе себя, полезно еще и потому, что защищает нас от гордости и учит смирению. Мир Вам и радость от Господа! Письмо тридцать четвертое. Одной женщине о сумасшедших Пишешь, как много ты претерпела от своего мужа. Он и ругал тебя, и выгонял из дома, а порой и бил. Но с молитвой ко Всевидящему и надеясь на Него, ты находила силы все стерпеть, никогда никому не жалуясь и не «вынося сор из избы». Страдание смягчило твою душу, искоренило всякую гордость и еще сильнее привязало к Богу живому. Одно время ты думала, что сойдешь с ума. Между тем, ты не сошла с ума – он потерял разум, муж твой. Сейчас ты беспокоишься о его душе и спрашиваешь: будет ли вообще безумным спасение? Когда веришь в Бога и Божий промысел, веруй полностью и до конца. Если, по словам Христа, ни один воробей не может упасть на землю без Отца нашего, то как же человек может впасть в муку, болезнь и смерть без воли Его? А главная воля Божия в отношении людей – чтобы все люди спаслись. Значит, и безумие попущено твоему мужу ради его спасения. Если бы Всемилостивый Спаситель не желал ему спасения, Он не поразил бы его такой страшной болезнью, но ударил бы его смертью среди грехов его. Всякой болезнью и муками небесный Врач врачует души людские. Поэтому нужно жалеть не столько тех, что тяжко болели, а потом умерли, сколько тех, телесно здоровых, которых смерть застала в грехах. Сказано Господом: «Где застану, там и судить буду». Если в грехе – тогда наказание, если в покаянии – тогда прощение и награда. Но ты можешь сказать, что муж сейчас не может ни каяться, ни Богу молиться. Поэтому ты должна молиться за него и приносить жертвы от его имени. Он в сегодняшнем состоянии может только страдать, себе во спасение, а другим в острастку. Любая больница перстом указывает на Господа, причем ни одна так явно, как больница для душевнобольных.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Мир тебе и помощь от Господа! Письмо четвертое. Двоим друзьям, которые спорят, нужно ли причащать больных? Один из вас говорит: «Не нужно. Не нужно, – говорит, – потому что есть такая примета: больной умрет, если причастится». Другой говорит: «Нужно, ибо грешно, когда христианин отходит с этого света без причастия». Я считаю, что прав второй, ибо так велит Церковь . Многие отшельники, жившие вдали от храмов и священников, боялись умереть не причастившись и горячо молили Бога, чтобы Господь им перед смертью послал священника с причастием. Благий Господь, исполняя мольбу этих Своих угодников, посылал им какого-нибудь служителя алтаря, чтобы причастить их Святых Тайн. Причастившись, они словно озарялись радостью и спокойно расставались с этим светом. Был случай, когда один больной желал причаститься, но священник не успел к нему, и больной умер. Так умерший пришел в сознание, принял причастие и снова умер. Это произошло в окрестностях Кралева. Такие случаи ясно показывают, что есть воля Божия. Глупо думать, что больной должен умереть, как только причастится. Есть множество примеров, когда происходит наоборот. Я сам лично присутствовал на причастии таких тяжелых больных, которые, по общему мнению, непременно должны были умереть. Так они живы и сегодня. Если больные от причастия умирают, тогда было бы логично предположить, что и здоровые от причастия заболевают. Но это безумие и богохульство. Если и случается, что какой-нибудь больной умирает после причастия, то он умирает не от причастия, но от болезни. Такова его судьба от Бога. Разумный человек думает о смерти и покуда он здоров, а уж тем более, когда болен. В этом царстве умирания нет ничего более вероятного, чем смерть. Господь сказал здоровому богачу, который строил далекие планы своего обогащения: безумный, этой ночью Я возьму Себе душу твою, а то, что ты скопил, чье будет? Когда больной умрет, тогда будет горько каяться тот, кто помешал его причастию. В одном городе разболелся человек. Услышал об этом священник, пришел и предложил ему исповедаться и причаститься.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Рассказывали, что известный Валаамский старец Никита (†1907) очень боялся внезапной смерти и постоянно молил Бога, чтобы послал ему перед смертью болезнь как можно тяжкую и долгую, чтобы, как он говорил, «терпением болезни хоть немного умилостивить праведного Судию, Который, если захочет, может посчитать это моим добрым делом, ибо других не имею». Другой праведник, лежа на смертном одре, утешал своих друзей словами: «Девять месяцев я мучился, чтобы явиться на этот свет, так разве долго помучиться мне девять месяцев, чтобы оставить его?» И действительно, болезнь перед смертью очень важна. Она многим грешникам принесла вечное спасение. Тысячи людей узнали о Боге и о душе своей только в предсмертной болезни, а осознав эти две важнейшие вещи, о которых не вспоминали всю свою жизнь, горько раскаялись, оплакали свою неразумную жизнь, причастились и, омытые своими слезами и очищенные Христовой Кровью, удостоились войти в светлые небесные врата. Следовательно, болезнь перед смертью приходит от милости Божией. Не беспокойся о том, что наши родные или друзья будут мучиться около нас, когда мы будем лежать при смерти. Это им пойдет только на пользу. Господь и Творец стократ воздаст им за это. Мир тебе и благословение от Господа! Письмо десятое. Начинающему художнику, который спрашивает, в чем особенности православной иконы Пресвятой Богородицы К письму ты приложил фотографию женщины, известной в народе под именем «Пресвятая Богородица». На фото представлена некая улыбающаяся молодка с длинными распущенными волосами, полноликая, с пухлыми губами, в цветастом одеянии, без младенца на руках. Ты и сам понял, что это неправославный образ Богоматери, и спрашиваешь: «Как же выглядит Ее православный лик?» Легче всего узнать православную икону Пресвятой Богородицы, если на ней есть три звезды: одна над челом, другая на правом плече, третья – на левом. Три эти звезды символизируют целомудрие Приснодевы Марии до рождения, при рождении и после рождения Сына Божиего. Потом – цвета одеяний. Как правило, одеяния Богоматери бывают трех цветов: золотого, багрового и голубого. Нижнее одеяние голубое, а верхнее – багровое, оба вытканы и украшены золотом. Золотой цвет означает бессмертие, багровый – славу и власть, а голубой – небеса. Все вместе это символизирует, что Она, некогда страждущее и послушное орудие в руках Господа, теперь Царица Небесная, облеченная в бессмертную славу на небесах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010