2 апреля 1858 Письмо 98     К ней же: о жизни в монастыре    Продолжительное жительство наше в монастыре приносит нам хотя тот плод, что мы начинаем зреть наши немощи и все упование наше возлагать не на себя, но на Искупителя нашего.    30 апреля 1859 Письмо 99     К ней же: о Евангельских заповедях    Господь да помянет любовь Вашу! Заповеди Евангельския суть свет наш во время странствования нашего в нощи земнаго жития. На них надо неуклонно смотреть, чтоб не сбиться с пути, и по ним выходить на путь, когда собьемся с Него. Такого жительства себе и Вам желаю.    4 января 1861 Ставрополь. Письмо 100     К ней же: о скорбях, своем здоровье    Милосердый Господь, дарующий путь спасения и самое спасение произволяющим спастись, да укажет Вам подобающий путь. В наше время предоставлено спасаться наиболее терпением скорбей.    Вообще здоровье мое очень разстроено. Приехал сюда полумертвым. На все свое время. Было время, когда я большую часть его отдавал ближним, а теперь пришло другое время, — время, в которое должно обратить внимание особенно строгое на себя, чтоб приготовиться покаянием к переходу из сей жизни.    28 ноября 1861    Св. Исаак Сирский, сл. 58    Патерик Скитский буква «С», в статье о Сисое Великом    Смотри статьи о прелести, идеже и о иных многих предметах    Св. Исаака Сирскаго слова 26, 27, 28-е    Каллист и Игнатий гл. 14    Св. Исаак Сирск. Письма к монашествующим (продолжение) Письмо 101     К ней же: о скорбях и покаянии    Что нахожу полезным для себя, то нахожу полезным и для Вас, а именно: благодушное терпение внешних и внутренних скорбей и благовременное приготовление себя покаянием к переходу в вечность. Письмо 102     К ней же: о самоукорении    Благо иноку и инокине, долго жившим в монастыре и достигшим преклонных лет, остаток дней своих провести во внимании себе, в безмолвии, в приготовлении себя к переходу в вечность. Желающему благочестно и успешно безмолвствовать надобно в основание жительства своего положить постоянное самоукорение, как сказал некоторый великий старец горы Нитрийской Феофилу Патриарху Александрийскому. Прошу Ваших святых молитв о мне ко Господу, чтоб и мне даровалось то делание, которое Вам указываю, и без котораго невозможно душе успокоиться и выйти из состояния смятения и развлечения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

62. Там же. С.241 (письмо 235). 63. Там же. С.269 (письмо 282). 64. Там же. С.261 (письмо 266). 65. Там же. С.254 (письмо 256). 66. Там же. С.114 (письмо 42). 67. Там же. С.210 (письмо 182). 68. Лицо не установлено. 69. Там же. С.241 (письмо 235). 70. Ср.: " аще будет число сынов исраилевых яко песок морской, останок спасется " (Рим.9:27). 71. Там же. С.247 (письмо 245). 72. Отечник. Избранные изречения святых иноков и повести из жизни их, собранные епископом Игнатием (Брянчаниновым). 4-е изд. СПб., 1903. С.549. 73. " ...Откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею " (2Фес.2:3-4). 74. Там же. С.260 (письмо 264). 75. Мф.26:41. 76. Там же. С.110 (письмо 37). 77. Мф.18:7. 78. Там же. С.222 (письмо 202). 79. Анания, Мисаил и Азария, брошенные в печь за отказ поклониться золотому истукану Навуходоносора (Дан.3). 80. Там же. С.226 (письмо 206). 81. Там же. С.255 (письмо 259). 82. См. прим. VIII,6. 83. Отечник. Цит. изд. С.283-284.  Письмо десятое 2 января 1924 г. День пр. Серафима Саровского " Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете " (1Пет.4:12-13). Этими словами апостола закончил, если помните, я свое седьмое письмо к вам, друзья мои. Ими же начинаю теперешнее мое письмо. Там слова эти не являлись итогом и заключением к целому письму, а скорее должны были послужить ободрением в противовес печальной теме письма и естественно грустным выводам из него. Сейчас же вышеприведенное слово апостольское должно ввести вас в самую суть предстоящей беседы, внося вместе с тем и сокрытый в нем дух христианского упования. Апостол увещевает христиан, внушает им, чтобы они не относились к " огненному испытанию " " как к приключению для них странному " , чтобы " не чуждались " его, как чего-то для них неожиданного, им - христианам - не свойственного.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

26 сентября получила два письма с подробным ответом на мои вопросы из дирекции СПб-го филиала Архива. В основном идут упования на их бедность, малое количество людей в отделе научно-технической обработки. Если Вас заинтересует их содержание, могу переслать. Посылаю своё фото, сделанное 28 августа 2016 года в горах Осетии, где проводила раскопки Е.Г. Пчелина. Обратите внимание на топонимы» . Но физик-математик, руководитель Владикавказского научного центра РАН, профессор А.Г. Кусраев обращение к нему культуролога Т.В. Дадиановой проигнорировал. А зря, много историков-осетин обязаны Е.Г. Пчелиной! Проштудировав еще раз летом 2016 года статью Б.А. Калоева «Е.Г. Пчелина – ученый-кавказовед», узрела строку, на которую раньше не обращала внимания раньше: «Много сил и времени Е.Г. Пчелина отдала музейной работе… С 1919 года по 1920 была хранителем отдела археологии и нумизматики Ярославского исторического музея». Я занялась поиском информации о ней и музее. Сразу скажу, что музея не нашла, но нашла ее рукопись по методике музейного дела. Работа на 21 листе не была подписана, но благо, что в 2013 году во Владикавказе вышла книга с ее избранными трудами по истории, этнографии и археологии осетинского народа. Спасибо В.А. Кузнецову, известному специалисту-археологу по Северному Кавказу, лично знавшему Евгению Георгиевну, предоставившему для издания книги ее письма, адресованные ему. Благодаря помещенным в конце книги фотографиям рукописи, я смогла идентифицировать как её почерк найденный мною анонимной работы. «Планы археологических экскурсий по территории Ярославской губернии на весну-лето 1920 года», как мною установлено, написаны рукой Е.Г. Пчелиной. Покажу пока два листа. Анализ всех будет сделан мною в другой статье. В заключение статьи предлагаю в ознаменование её больших заслуг в области археологии и этнографии Кавказа, а особенно Осетии, на доме по улице Л. Толстого в городе Владикавказе, где она в разное время проживала, установить мемориальную доску. Информацию о её пребывании по этому адресу предоставила мне Л.Р. Габоева, директор Республиканского Научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры «Наследие Алании», спасибо ей.

http://bogoslov.ru/article/5469864

Синодом молебствия в память воссоединения. Список с рапорта Святейшему Синоду от 10 июня 1840 за с мнением на счёт учреждения Православных причтов по уездным городам Виленской губернии. Список с предложения, данного Литовской консистории, от 4 августа 1840 за о приступлении к назначению Православных причтов в уездные города Виленской губернии. Список с предложения, данного Литовской консистории, от 13 августа 1840 за о поручении осмотра церквей Литовской епархии избранным духовным сановникам. Тетрадь с черновыми отношениями и письмами: от 2, 5, 7, 8, 10, 17, 23 и 27 июня; 5 июля; 12 августа; 2, 9, 17 и 32 сентября 1840; 1, 13, 28 мая; 1, 12, 13, 14 июня; 8, 14, 28 июля; 7, 14, 30 августа; 6 и 10 сентября 1841 года. Черновое письмо к архимандриту Леонтию Скибовскому, о причислении к Волынской епархии воссоединённых церквей тамошней губернии. Черновое письмо к преосвященному Минскому Антонию от 1 февраля 1841, по случаю поданной им просьбы об увольнении на покой. Замечания от 4 декабря 1841, на проект штатов архиерейских, кафедральных и монастырских, Православных и Латинских. и Две записки, из которых первая от 15 октября 1841, на счёт взятия в казну духовных населённых имений. Записка от 28 декабря 1841, на счёт предположенного было оставления в Латинстве совращённых Униатов. Тетрадь с черновыми отношениями и письмами: от 3, 8, 20, 22, 25 июня; 9, 16 июля; 27 августа; 3, 24 сентября; 10, 23 октября; 18 декабря 1842; 26 февраля; 4, 28 марта; 9, 22, 27, 29 мая и 12 июня 1843 года. Тетрадь с черновыми отношениями и письмами: от 12, 26 июня; 5, 11, 27 июля; 1, 26, 28 августа; 11 сентября 1843; 7, 10 мая и 11 июня 1844 года. Два письма Филарета, митрополита Московского, от 2 июня 1844 за и 7 января 1845, по поводу конфиденциального к нему отзыва Иосифа, архиепископа Литовского, от 7 мая 1844 за о личных своих обстоятельствах. За исключением 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 27, 28, 29, 30, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 67; все остальные приложения, здесь поименованные, писаны вчерне или набело собственною рукою митрополита Иосифа. Читать далее Источник: Записки Иосифа, митрополита литовского/Изданные Академией наук по завещанию автора : Т. 1-3. - Санкт-Петербург : Тип. Акад. наук, 1883./Т. 1. - VIII, 745 с., 1 л. фронт. (портр.), 1 л. ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

—633— 1872 г. ятствуют пространным письменным собеседованиям. Впрочем, постараюсь рано или поздно уплатить Вам лежащий на мне долг дружбы». Преосвященному Игнатию писал я: «Если бы Ваше Преосвященство почтили своим присутствием и деятельным участием предстоящее торжество освящения моего Кафедрального храма, доставили бы мне этим великое утешение. Но если Ваши обязанности не дозволят Вам принять личное участие в нашем духовном торжестве, не признаете ли, по крайней мере, возможным прислать к нам представителя от лица Вашего и от Вашей Св. Обители, достопочтенного О. Казначея 707 , который так много потрудился для меня и для моей епархии». П. Н. Батюшкову писал я: «Возобновление Витебского Кафедрального Собора, начатое при Вашем добром содействии, приведено, наконец, с Божией помощью, к вожделенному окончанию. В 26-й день сего ноября предположено, если Бог благословит, совершить освящение оного. Признательный Витебск с Епископом своим во главе усерднейше просит Ваше Превосходительство принять участие в его духовном торжестве. Позвольте надеяться, что Вы не откажетесь своим посещением доставить нам истинное утешение и возможность лично изъявить Вам нашу искреннейшую благодарность за Ваше деятельное участие в обновлении нашего главного епархиального храма. В ожидании Вашего посещения с глубоким уважением и преданностью имею честь быть» и проч... Были посланы мною пригласительные письма В.М. Бостанжогло, И.С. Камынину, С.П. Оконнишникову, Н.А. Молодцову, И.А. Лямину, И.А. Кононову, П.И. Губонину, А.И. Хлудову и А.В. Ганешину. Но из многих званных на торжество освящения нашего Собора оказалось очень мало избранных. Большая часть сказали: «имей нас отреченных»; а иные вовсе не отозвались на мой пригласительный зов. —634— 1872 г. 10-го ч. писал я в Вильну Попечителю Учебного округа Н.А. Сергиевскому : «Если бы Вам, после торжества Полоцкого 708 , служебные обстоятельства позволили принять участие и в нашем торжестве Витебском, то я был бы весьма утешен. 26-го сего ноября предположено, если Бог благословит, совершить освящение нашего Кафедрального Собора. После немалых затруднений, испытанных мною в течение трех минувших зим, относительно совершения праздничных и торжественных богослужений, я несказанно радуюсь о предстоящем церковном торжестве.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Преосвященному Игнатию писал я: «Если бы Ваше Преосвященство почтили своим присутствием и деятельным участием предстоящее торжество освящения моего Кафедрального храма, доставили бы мне этим великое утешение. Но если Ваши обязанности не дозволят Вам принять личное участие в нашем духовном торжестве, не признаете ли, по крайней мере, возможным прислать к нам представителя от лица Вашего и от Вашей Св. Обители, достопочтенного О. Казначея 937 , который так много потрудился для меня и для моей епархии». П. Н. Батюшкову писал я: «Возобновление Витебского Кафедрального Собора, начатое при Вашем добром содействии, приведено, наконец, с Божиею помощию, к вожделенному окончанию. В 26-й день сего Ноября предположено, если Бог благословит, совершить освящение оного. Признательный Витебск с Епископом своим во главе усерднейше просит Ваше Превосходительство принять участие в его духовном торжестве. Позвольте надеяться, что Вы не откажетесь своим посещением доставить нам истинное утешение и возможность лично изъявить Вам нашу искреннейшую благодарность за Ваше деятельное участие в обновлении нашего главного епархиального храма. В ожидании Вашего посещения с глубоким уважением и преданностию имею честь быть» и проч... Были посланы мною пригласительные письма В. М. Бостанжогло, И. С. Камынину, С. П. Оконнишникову, Н. А. Молодцову, И. А. Лямину, И. А. Кононову, П. И. Губонину, А. И. Хлудову и А. В. Ганешину. Но из многих званных на торжество освящения нашего Собора оказалось очень мало избранных. Большая часть сказали: «имей нас отреченных»; а иные вовсе не отозвались на мой пригласительный зов. 10-го ч. писал я в Вильну Попечителю Учебного округа Н. А. Сергиевскому : «Если бы Вам, после торжества Полоцкого, 938 служебные обстоятельства позволили принять участие и в нашем торжестве Витебском, то я был бы весьма утешен. 26-го сего ноября предположено, если Бог благословить, совершить освящение нашего: Кафедрального Собора. После немалых затруднений, испытанных мною в течении трех минувших зим, относительно совершения праздничных и торжественных богослужений, я несказанно радуюсь о предстоящем церковном торжестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Влияние К. Н. Леонтьева на личность и мировоззрение В. В. Розанова было огромным, и он, полемизируя по отдельным вопросам (например, о понимании византизма в русской истории) с Леонтьевым, в целом не отличает свою позицию от позиции учителя, стоит в тени Леонтьева, что будет не характерно для его более поздних статей о нем (см., например, предисловие к письмам Леонтьева «Неузнанный феномен» или статью «О Константине Леонтьеве », включенную в данный сборник). Розанов сам признает в одном из своих писем К. Н. Леонтьеву его влияние на свое религиозное мировоззрение: «Должен предварительно сказать в объяснение, что православным я стал лишь недавно... все это скрепилось и уяснилось в идее через Ваши слова: что такое христианство без православия (или другой формы), что такое православие без византийских форм и пр. Вообще раньше я был абстрактно религиозен – к православию относился даже недружелюбно (тогда и писалось «Место»). Теперь не то...» (с. 136). 26 Эпиграф – из первых строк работы «Племенная политика как орудие всемирной революции. Письма к о. И. Фуделю» (1888), при жизни Леонтьева опубликованной под заглавием «Национальная политика как орудие всемирной революции» (отд. изд. – М., 1889). См.: Леонтьев К. Н. Избранное. М., 1993. С. 307. 27 Анализ, стиль и веяние. По поводу романов гр. Толстого. См. «Русский вестник», 1890 г., июнь–август. 28 Полное собрание сочинений Ф. М. Достоевского. СПб., 1883. Т. I. Отд. 2. С. 369 («Из записной книжки ») 29 Розанов ссылается на издание «Биография, письма и заметки из записной книжки Ф. М. Достоевского» с портретом Ф. М. Достоевского и приложениями (Достоевский Ф.М. Поли. собр. соч. СПб., 1883. Т. 1), вышедшее под редакцией Н. Н. Страхова. Приводим запись, сделанную Достоевским, по всей видимости в 1880 г., по поводу опубликованной в «Варшавском дневнике» 162, 169, 173) статьи «О всемирной любви: По поводу речи Ф. М. Достоевского на Пушкинском празднике»: «В этой идее есть нечто безрассудное и нечестивое. Леонтьеву. (Не стоит добра желать миру, ибо сказано, что он погибнет.) Сверх того, чрезвычайно удобная идея для домашнего обихода: уж коль все обречены, так чего же стараться, чего любить добро делать? Живи в свое пузо.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

16. Почтительность к родным «Любезнейшим родным, и малым и большим...» (12:58) В своем Катехизисе святой Филарет, изъясняя пятую заповедь Закона Божия, указывает какие «особенные должности» она предписывает почтительно обходиться с родителями, повиноваться им, питать и покоить их во время болезни и старости, молиться о них. Письма Святителя свидетельствуют, что эти указания вышли не только из домыслов разума, а из глубины любящего сыновнего сердца. Они показывают в нем «сыновнюю почтительность, уважение, любовь, растворяемые глубокой благодарностью за воспитание, благословение, молитвы, которым он придает особе значение во всей жизни; по отношению ко всем родным они показывают ту же любовь, всегдашнюю заботливость, соединенную с беспристрастием» (12:IV). Святитель относится к своим родителям с примерной сыновней любовью. Обычными его обращениями были: дражайший Родитель, любезнейший Родитель, Ваше благословение, любезнейшая Родительница, милостивая Государыня матушка... Говорит он им «не языком одним, ни умом более, а сердцем», ибо желает «не украсить и увеличить блистательной внешностью, но открыть только чувствования, дабы сердце и чувствовало, что сердцем писано» (12:67). – «Не могу ничего более объявить Вам, кроме полной моей сыновней преданности к Вам и любезнейшей моей Матушке» (12:26). «Матушке свидетельствую мое почтение и ей особенно желаю здоровья, так как более требующей его» (12:10). «Чем же я должен ответствовать Вашей любви? Конечно, исполнением Ваших наставлений, Ваших советов, Ваших желаний» (12:19). «Сыновнее почтение и благодарность обязывают меня писать к Вам, хотя бы и Вы ко мне не писали» (12:127). – «Преданнейший сын» «с сыновней преданностью» начинает свои письма к родителям и с этим же чувством их завершает (см.: 12, 189, 181...). С сыновним сердцем Святитель поздравляет родителей с днем Ангела, с великими христианскими праздниками Рождеством Христовым и Воскресением Христовым, а также с Новым годом, с их рождением и желает видеть их в полном здравии, в озарении «солнцем веселия» много много раз (12:18, 8):

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Л. 245 об., снимок 21. Заглавие вязью: стихиры избранныя святым произволи. На поле в одной букве: пяток. Внизу, при очерках головы, рук и ног, написано вязью: на молитву призывающе. Л. 253, снимок 22. Заглавие вязью: канун отцам преподобным глас 8. песнь 1. песнь 2. Внизу: творениеФеодора Студита. На поле против заставки вязью в овале буквы С: субота . . . вся. Обращаюсь, наконец, к украшениям заставок и заглавных букв и к некоторым другим художественным подробностям. Прежде всего должен я сказать, что вся эта художественная сторона рукописи состоит в теснейшей связи с самым письмом текста, и вместе с ним принадлежит к одному времени и одной школе. Это явствует из следующего анализа подробностей. 163. Образец письма, л. 237 об. 1 . Заглавные буквы, как раскрашенные, так и киноварные, в большей части случаев изготовлялись прежде следующего за ними строчного письма. Это до очевидности замечается там, где писец подгонял строки к выступам и впадинам орнаментов заглавных букв, которым подчинял таким образом свое письмо. Смотр. лл. 5, 26 об., 41, 87, 168, 209, 213 об., 217, 233, 238, 245 об. и 253, помещенные в снимках: 4, 8, 34, 37, 12, 17, 51, 52, 19, 20, 21 и 22. Точно также и оба всадника, которыми означены буквы Я и А, на лл. 207 и 211, в снимках 16 и 18 (см. ниже, рис. 215 и 216), нарисованы прежде, чем были написаны строки текста, которыми писец бережно окружил эти фигуры, с видимым вниманием, чтобы не замарать их черными или киноварными буквами. 2 . В некоторых случаях очевидно явствует, что заглавная буква, к которой прилаживался текст, была нарисована прежде заглавия, писанного над текстом. Так на л. 188, в снимке 13, под заставкой заглавие состоит из четырех строк: первая крупной и толстой вязью, а три следующие греческой скорописью, их которых верхние две выведены в прямую линию, а нижнюю в начале писец должен был пустить несколько к верху, чтобы не записать пурпурными буквами приподнятой верхушки раскрашенной буквы В. 3 . Заставки и по рисунку, и по краскам представляют полное согласие в стиле с раскрашенными заглавными буквами, и потому должны состоять в одинаковом с этими последними близком отношении к письму текста.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

В Издательском Совете состоялась презентация книги игумена Никона (Воробьева) «О началах жизни» 26 октября, 2014. Новостная служба 26 октября. ПРАВМИР. 23 октября 2014 года в актовом зале Издательского Совета Русской Православной Церкви в Москве состоялась презентация книги исповедника Церкви XX века игумена Никона (Воробьева) «О началах жизни». В мероприятии приняли участие председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент, помощник председателя Издательского Совета иеромонах Макарий (Комогоров), профессор Московской духовной академии, составитель книги «О началах жизни» А.И. Осипов, заведующая редакцией духовно-просветительской литературы Издательства Московской Патриархии Т.А. Тарасова, сообщает Патриархия.ru Митрополит Калужский и Боровский Климент в своем приветственном слове рассказал об исповедническом пути отца Никона. В книгу вошли избранные места из писем, записок и бесед игумена. Также с докладами в ходе встречи выступили А. И. Осипов и Т.А. Тарасова. Участники мероприятия получили в подарок книгу А.И. Осипова «О началах жизни». Это произведение и другие труды профессора: «Письма игумена Никона духовным детям» и «Бог», готовятся к отправке во все уголки Русской Церкви. В этом году впервые книги для благотворительного распространения будут отправлены в православные приходы Молдавии, Казахстана и Средней Азии.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 29 марта, 2024 5 февраля, 2024 1 февраля, 2024 22 января, 2024 11 января, 2024 2 января, 2024 9 декабря, 2023 7 ноября, 2023 16 сентября, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-izdatelskom-sovete-s...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010