Епископ Афанасий Ковровский: С восторгом и увлечением читаю жизнеописания подвижников Летом, как и зимой, я сравнительно мало бываю на воздухе. Все как-то времени не вижу. И тогда, когда хозяйка бывает дома, мне приходится не только свою комнату убирать, но и пищу приготовлять, ибо она не умеет стряпать. Да и некогда ей, ведь одна она, а с ежедневной ловлей рыбы ей много хлопот. 20 августа, 2013 Летом, как и зимой, я сравнительно мало бываю на воздухе. Все как-то времени не вижу. И тогда, когда хозяйка бывает дома, мне приходится не только свою комнату убирать, но и пищу приготовлять, ибо она не умеет стряпать. Да и некогда ей, ведь одна она, а с ежедневной ловлей рыбы ей много хлопот. Из избранных писем святителя Афанасия Исповедника, епископа Ковровского А.И. Брайкиной. 26 августа 1931 г., станок Мельничная, Туруханский край Милость Божия буди с Вами, родная моя Александра Ивановна! Третьего дня получил Ваше письмо от 10 июля. В апреле и мае я не писал Вам, потому что почта бездействовала. Но в июне я не решался писать, зная о Вашем желании переменить адрес и помня Ваш наказ не писать Вам, пока не сообщите нового. Впрочем, великосубботнее письмо я все же послал вопреки этому наказу. По получении же Вашего майского письма я писал Вам 1 июля, потом 4-го, получивши пасхальную посылку, и в Ильин день по получении перевода. С радостию получаю Ваши письма и с большой охотой всегда отвечаю. Но особенно учащать не считаю полезным, чтобы не обратить чьего-либо особенного внимания. Впрочем, три письма за один месяц — это не редко. Что мало подробностей сообщаю о себе, это, надеюсь, извините. Об одном и том же писать наскучивает. Поэтому одним я об одном напишу, а другим о другом. Поэтому же даже во Владимир, куда, понятно, я пишу больше, и то не всегда о всем пишу. Да и то сказать, особенно-то интересного в моей жизни нет. На Ваши вопросы отвечу. Наш станок находится в 50 верстах к югу от Туруханска. Здесь 10 бедных домишек. Мельничная — один из самых бедных и плохих станков. И народ здесь хуже, чем на соседних станках. У нас выделяется своей порядочностью и до известной степени благородством только моя хозяйка.

http://pravmir.ru/episkop-afanasij-kovro...

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия С молитвенным благодарением Богу, заступничеством Святителя Филарета, к моему 80-летию. Содержание Заслуженному профессору Московской Духовной Академии К.Е. СКУРАТУ Константину Ефимовичу Скурату, заслуженному профессору МДА, почетному члену минской духовной академии Предисловие 1. Время святителя Филарета 2. К духовному образу святителя Филарета 3. Догматические темы 4. Мысли экзегетические 5. Путь духовного делания а) Избегай... б) Твори... в) Нищета и богатство 6. Духовное руководство – духовные советы а) Бог – и мы б) Ближние – и мы в) Мы – сами г) Разное 7. Промысл Божи й 8. Божия Матерь 9. Молитва а) Молитва в храме б) Молитва вне храма в) Святые таинства 10. Священство 11. Духовная школа 12. Монашество 13. «Кто даст ми криле – полещу и почию в лавре» (святитель Филарет) 14. Чтение священного писания и творений святых отцов церкви 15. Забота о ближних 16. Почтительность к родным 17. Немного о дружбе 18. Церковно-практические и административные советы и распоряжения 19. Взаимоотношения – начальствующие и подчиненные 20. Хозяйственные пожелания 21. Заметки о миссионерстве 22. О переводах на русский язык Священного Писания и творений святых Отцов Церкви 23. Мнения и отзывы о публикациях 24. Забота о единстве Вселенского Православия 25. Суждения о нарушениях церковной дисциплины и Православной веры 26. Праздничные приветствия 27. Почтение к Августейшим 28. Думы об Отечестве 29. Разные наставления 30. Юмор 31. Поучительные рассказы 32. Примеры подвигов 33. Кончина – за гранью земного бытия 34. Просил и себе... Вместо заключения Письма святителя Филарета по времени издания Издания в журналах     Данная работа Константина Ефимовича Скурата , заслуженного профессора Московской Православной Духовной Академии, почетного члена Минской Духовной Академии, доктора Церковной истории – это собрание драгоценных зернышек Богомудрия светлейшего Божия служителя Митрополита Московского Филарета (Дроздова) (1782–1867), разбросанных на тысячах страниц его писем. Цель ее автор так определяет: «Еще и еще послушать самому поучительное слово святого Московского Иерарха и помочь усвоить его ищущим истины и стремящимся к святости».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

16. Почтительность к родным «Любезнейшим родным, и малым и большим...» (12:58) В своем Катехизисе святой Филарет, изъясняя пятую заповедь Закона Божия, указывает какие «особенные должности» она предписывает почтительно обходиться с родителями, повиноваться им, питать и покоить их во время болезни и старости, молиться о них. Письма Святителя свидетельствуют, что эти указания вышли не только из домыслов разума, а из глубины любящего сыновнего сердца. Они показывают в нем «сыновнюю почтительность, уважение, любовь, растворяемые глубокой благодарностью за воспитание, благословение, молитвы, которым он придает особе значение во всей жизни; по отношению ко всем родным они показывают ту же любовь, всегдашнюю заботливость, соединенную с беспристрастием» (12:IV). Святитель относится к своим родителям с примерной сыновней любовью. Обычными его обращениями были: дражайший Родитель, любезнейший Родитель, Ваше благословение, любезнейшая Родительница, милостивая Государыня матушка... Говорит он им «не языком одним, ни умом более, а сердцем», ибо желает «не украсить и увеличить блистательной внешностью, но открыть только чувствования, дабы сердце и чувствовало, что сердцем писано» (12:67). – «Не могу ничего более объявить Вам, кроме полной моей сыновней преданности к Вам и любезнейшей моей Матушке» (12:26). «Матушке свидетельствую мое почтение и ей особенно желаю здоровья, так как более требующей его» (12:10). «Чем же я должен ответствовать Вашей любви? Конечно, исполнением Ваших наставлений, Ваших советов, Ваших желаний» (12:19). «Сыновнее почтение и благодарность обязывают меня писать к Вам, хотя бы и Вы ко мне не писали» (12:127). – «Преданнейший сын» «с сыновней преданностью» начинает свои письма к родителям и с этим же чувством их завершает (см.: 12, 189, 181...). С сыновним сердцем Святитель поздравляет родителей с днем Ангела, с великими христианскими праздниками Рождеством Христовым и Воскресением Христовым, а также с Новым годом, с их рождением и желает видеть их в полном здравии, в озарении «солнцем веселия» много много раз (12:18, 8):

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

В Издательском Совете состоялась презентация книги игумена Никона (Воробьева) «О началах жизни» 26 октября, 2014. Новостная служба 26 октября. ПРАВМИР. 23 октября 2014 года в актовом зале Издательского Совета Русской Православной Церкви в Москве состоялась презентация книги исповедника Церкви XX века игумена Никона (Воробьева) «О началах жизни». В мероприятии приняли участие председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент, помощник председателя Издательского Совета иеромонах Макарий (Комогоров), профессор Московской духовной академии, составитель книги «О началах жизни» А.И. Осипов, заведующая редакцией духовно-просветительской литературы Издательства Московской Патриархии Т.А. Тарасова, сообщает Патриархия.ru Митрополит Калужский и Боровский Климент в своем приветственном слове рассказал об исповедническом пути отца Никона. В книгу вошли избранные места из писем, записок и бесед игумена. Также с докладами в ходе встречи выступили А. И. Осипов и Т.А. Тарасова. Участники мероприятия получили в подарок книгу А.И. Осипова «О началах жизни». Это произведение и другие труды профессора: «Письма игумена Никона духовным детям» и «Бог», готовятся к отправке во все уголки Русской Церкви. В этом году впервые книги для благотворительного распространения будут отправлены в православные приходы Молдавии, Казахстана и Средней Азии.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 29 марта, 2024 5 февраля, 2024 1 февраля, 2024 22 января, 2024 11 января, 2024 2 января, 2024 9 декабря, 2023 7 ноября, 2023 16 сентября, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-izdatelskom-sovete-s...

Призовите Бога в помощь Призовите Бога в помощь: Сб. писем/Сост. иерод. Никон (Париманчук).М.: Изд. Сретенского монастыря, 2006. — 800 с.: ил. — (Письма о духовной жизни). В новую книгу, изданную московским Сретенским монастырем, входят избранные письма митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова, 1782–1867) — выдающегося церковного деятеля, проповедника, пастыря и молитвенника Русской Церкви, почти полвека возглавлявшего Московскую кафедру. Переписка великого архипастыря со своими современниками, лишь небольшая часть которой публикуется в книге, разнообразно богата духовными рассуждениями, в которых и сегодняшний читатель найдет для себя ответы на многие вопросы духовной жизни. Некоторые письма полностью публикуются впервые. Письма приведены в алфавитном порядке имен адресатов, по хронологии и объединены в два раздела. Для удобства пользования в конце книги дается предметный указатель. Письма проиллюстрированы иконографическим материалом. Публикуем отрывок из книги: «НЕУСЫПАЮЩЕЕ ОКО МЫСЛИ» Угас светильник, полстолетия светивший на всю Россию не оскудевая, не померкая, но как бы питаясь приумножением лет и выступая ярче по мере продвижения вечернего сумрака. Смежилось неусыпающее око мысли Из отклика И. С. Аксакова на кончину святителя Филарета Родина святителя Филарета — древний подмосковный город Коломна. Здесь 26 декабря 1782?года в семье диакона, впоследствии священника, Михаила Дроздова родился сын, нареченный Василием в память святого Василия Великого. Отец и мать будущего святителя происходили из потомственного духовенства. Много лет спустя, в 1822 году, архиепископ Филарет в Слове в Неделю всех святых, произнесенном при посещении родного города, сказал: «По неисповедимым судьбам Божиим видя себя вновь посреди сего града, в котором суждено было мне в первый раз увидеть свет.., вновь находясь посреди братий и ближних, в сообществе которых получил первые приятные ощущения жизни, желал бы я совершенно предаться сильному влечению любви к Отчизне» . 20 декабря 1791 года будущий святитель был зачислен в Коломенскую семинарию. Редкие природные дарования соединялись у него с отменным усердием. Вскоре, в связи с переводом Коломенской семинарии в Тулу, юноша, исполняя волю отца, направился в лаврскую школу в обители преподобного Сергия. Переселение в лавру наполнило его душу несказанной радостью.

http://pravoslavie.ru/6055.html

Разделы портала «Азбука веры» 28 Окт 2022 В Александро-Невской лавре открылась выставка, посвященная 100-летию Петроградского процесса В Избранное Фото: Андрей Петров, mitropolia.spb.ru 26 октября 2022 года в древлехранилище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга открылась выставка «100-летие подвига священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, и с ним пострадавших в ходе кампании по изъятию церковных ценностей», пишет ИА «Вода живая» . «Александро-Невская лавра не могла не откликнуться на эту дату — 100-летие Петроградского процесса, — которую мы отмечаем целый год, — сказал на церемонии открытия наместник обители епископ Кронштадтский Назарий. — Назвать эту дату праздником очень сложно, ведь речь идет о гибели мучеников. Но мы, православные, странные люди: день смерти святых — это всегда праздник их памяти. Священномученик Вениамин Петроградский погиб не здесь, но лавра была местом его служения, а Митрополичий корпус, где в то время была резиденция правящего архиерея, запечатлел своей гибелью один из первых новомучеников — протоиерей Петр Скипетров. Наше древлехранилище участвовало в предыдущих выставках в Музее истории Санкт-Петербургской епархии, в комплексе “Россия — моя история”, предоставляла для них экспонаты. Наши экспонаты также можно было увидеть в фойе Большого зала Филармонии во время концерта, посвященного памяти жертв Петроградского процесса. Эти вещи, хоть их и не так много, очень важны для нас: предмет, связанный со священномучеником, становится не просто музейным раритетом, но и святыней». Хранитель древлехранилища Роман Катаев провел экскурсию по экспозиции. Дата открытия выбрана не случайно: 26 октября — день тезоименитства священномученика митрополита Вениамина, день памяти мученика Вениамина диакона, а 27 октября — дата монашеского пострига владыки. Один из разделов выставки размещен рядом с подлинной дверью камеры со Шпалерной улицы и посвящен лаврским новомученикам. Лавра одной из первых приняла на себя удары советской власти. Экспозиция содержит фотографии священников и епископов, ставших жертвами репрессий. Помимо фотографий есть и вещественные экспонаты: письма священномученика протоиерея Михаила Чельцова , ряса и епитрахиль, принадлежавшие протоиерею Леониду Богоявленскому, расстрелянному в 1937 году. А за дверью камеры из дома предварительного заключения, куда отвезли митрополита Вениамина после ареста, демонстрируются экспонаты из частного собрания — конверт письма митрополита Вениамина и фотография с его автографом.

http://azbyka.ru/news/v-aleksandro-nevsk...

Календарь Материалы 26 июля 2011 г. [Гость сайта] Ежегодно от абортов гибнет 60 миллионов человек – столько же, сколько погибло за годы Второй мировой войны, которая длилась 7 лет. От гинекологических инструментов за один только XX век людей погибло больше, чем за все мировые войны, вместе взятые! Об этом рассказал президент Международного фестиваля социальных технологий в защиту семейных ценностей «ЗА ЖИЗНЬ» Сергей Чесноков, руководитель направления защиты материнства Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ, общественный деятель, публицист, педагог. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Господь Бог глубиною мудрости Своея человеколюбно все строит и полезное всем подает, т.е. если чью жизнь продолжает, благодетельствует; и если чьи дни сокращает, то того ради, да не злоба изменит разум его или лесть прельстит душу его. [Поместные Православные Церкви/Румынская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия] Архимандрит Арсений (Папачок) Почему отец Клеопа и другие старцы отправили меня в пустыню? Потому что они знали силу воздействия и высоту пустыни. Здесь, в пустыне, нужно уметь беседовать с деревьями. Извлекать пользу из их глубокого молчания и того величавого движения, какое бывает, когда бьют ветры. Тогда понимаешь, какое важное значение в деле служения Богу имеет стойкость. Публикуемые избранные письма архиепископа Ярославского и Ростовского Михея, написанные в ту пору, когда он был архимандритом, дают яркое представление о поколении людей, родившихся уже после революции или незадолго до нее и пришедших в Церковь в тяжкие годы гонений. Письма переданы нам их адресатом Галиной Александровной Пыльневой, ниже приведены ее воспоминания. Анна Лелик Дед ушёл, и навсегда ушёл этот взгляд. Тот, что бывает только у деда. В нём и боль, и тоска, и в то же время готовность пошутить, поддержать. Во взгляде деда древности столько, что невольно веришь: он всё видел — и Куликовскую битву, и Суворова, и Первую мировую... Что в душе у него происходит — не знаю, но взгляд выдаёт тоску по великим сражениям, по морским боям, по верной боевой подруге и погибшему товарищу. Во взгляде стариков настоящая романтика — жёсткая, суровая, с надрывом и сдерживаемыми слезами. Српска bepзuja

http://pravoslavie.ru/archive/110726

Разделы портала «Азбука веры» 26 Дек 2022 Израильские археологи расшифровали надпись времен библейского царя Езекии после десяти лет исследований В Избранное В Израиле археологи расшифровали надпись VIII века до н.э., обнаруженную на каменной табличке размером с ладонь после десяти лет исследований, пишет «Cедмица.RU» со ссылкой на ArkeoNews. Артефакт был обнаружен во время раскопок в иерусалимском национальном парке «Город Давида» в 2007 году, но расшифровать надпись удалось лишь недавно. Она был расшифрована после десятилетнего исследования профессором Гершоном Галилом, главой Института библейских исследований и древней истории Хайфского университета, и Эли Шукроном из исследовательского института Библии и древней истории. Было обнаружено, что имя библейского царя лишь частично указано в надписи, и недостающий фрагмент нужно было заполнить, чтобы прочитать полностью надпись, которая фактически повторяет определенную часть текста Библии, относящуюся к Езекии. Надпись ссылается на царя Езекию и его достижения, что соответствует библейскому отрывку из Второй книги Царств 20. Езекия также упоминается как делающий «угодное в очах Господа во всем, что делал Давид, отец его» ( 2Пар.29:2 ). Езекия несколько раз упоминается в Библии в связи со строительством бассейнов и туннелей, и обнаружен камень с надписью был именно в таком «бассейне», расположенном в районе источника Гихон. Эли Шукрон и Ронни Райх обнаружили фрагмент известняка возле искусственного бассейна в туннеле Силоам, в куче мусора, содержащей грязь и камни, а также черепки глиняной посуды, датируемые 8 веком до нашей эры. По словам профессора Гершона Галила, бывшего заведующего кафедрой еврейской истории университета, в надписи упоминается имя Езекии и кратко излагаются его основные действия в течение первых 17 лет его правления, включая водный проект (вырубка Силоамского тоннеля и бассейн), ритуальная реформа, завоевание филистимлян и накопление собственности. Небольшой, но все же значительный каменный фрагмент имеет размеры около 5,3 дюйма в длину и 3,8 дюйма в ширину. Есть две строки письма, содержащие шесть букв, начертанных древнееврейским шрифтом.

http://azbyka.ru/news/izrailskie-arheolo...

составление и перевод А.А. Бурова Святой Браулио, епископ Сарагосский (651, память 26 марта) В колледже, основанном в Севилье св. Исидором, одним из наиболее многообещающих выпускников был мальчик благородного происхождения по имени Браулио (Braulio), который с годами стал столь выдающимся учёным, что св. Исидор стал расценивать его скорее как друга и имел обыкновение посылать ему свои собственные письма на просмотр и исправление. Сначала Браулио был рукоположен в священнический сан, а когда в 631 году отошёл ко Господу его брат Иоанн и епископская кафедра Сарагоссы стала свободной, соседние прелаты собрались, чтобы выбрать ему преемника. Их выбор пал на Браулио. Будучи священником Браулио много трудился, чтобы наставить и укрепить людей в вере. В то же время, ему пришлось преодолевать арианскую ересь, которая продолжала процветать даже после того, как обратился ко Господу король Реккаред. Он действовал в тесном контакте со св. Исидором, наводя в церкви порядок и укрепляя духовную дисциплину. Сохранилась небольшая часть их переписки. Он принял участие в четвертом соборе в Толедо, который проходил под руководством его друга и учителя, св. Исидора, а также в пятом и шестом соборах. Последний из названных соборов поручил ему писать ответ папе Римскому Гонорию I, который обвинял испанских епископов в небрежности при выполнении их обязанностей. Его защита была признана убедительной. Сарагоса, базилика Божией Матери, что на Колонне Как сообщает Мозарабская хроника: во времена Ираклия, в 669-ю эру (631), в его двадцатый год правления, и в четырнадцатый год арабов когда Умар почти год правил ими, Сисенанд занял трон на пять лет, мятежно захватив королевство готов. В третий год правления он, подобно Реккареду, старому королю готов, созвал собор в церкви святой девы и мученицы за Христа Леокадии, дабы обсудить ряд вопросов. Шестьдесят шесть епископов из Нарбоннской Галлии и Испании вместе с викариями тех, кто отсутствовал, и придворными вельможами собрались в Толедо, благодаря Исидору Севильскому , знаменитому множеством книг. На этом священном синоде, Браулио, епископ Сарагосы, чье красноречие, подобно Риму, матери и королеве городов, восхищает в посланиях с проповедями – блистал над всеми остальными.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вопрос: Как следует из Святого Письма, для восполнения полноты ближайших Апостолов Господних после отпадения Иуды был брошен жребий. По жребию в число двенадцати Апостолов был включен святой Апостол Матфий. Святой же Первоверховный Апостол Павел стал Апостолом после Святого Вознесения Господа нашего Иисуса Христа. Таким образом, получается, что ближайших Учеников Христовых 13? И второй вопрос: кого из Святых Апостолов тогда традиционно не изображают в храмах на иконостасах (либо фресках) с сидящим на Престоле Иисусом Христом с предстоящими Девой Марией, Святым Пророком, Предтечей и Крестителем Господним Иоанном и Двенадцатью Апостолами: Святого Апостола Матфия или Святого Первоверховного Апостола Павла (в храме, где я видел это изображение, не смог прочитать надписи). Прошу прощения и Вашего благословения. Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря: Вместо отпавшего Иуды по жребию был избран в число двенадцать апостолов ученик Христов Матфий (Деян.1:15-26). Это произошло между Вознесением Господа и праздником Пятидесятницы. Именно Матфий входит в Собор двенадцати апостолов, память которых празднуется 30 июня/13 июля. На иконах или фресках, посвященных Собору двенадцати апостолов, изображается св.Матфий. Св. Павел в число двенадцати не входит. Он стал учеником Иисуса Христа в 35 – 37 годы. Время обращения в христианство первоверховного апостола устанавливается на основании Послания к галатам: «Потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита» (2:1). Исследователи считают, что Павел имеет здесь ввиду поездку на Апостольский собор в Иерусалим. В этом убеждает совпадение отдельных моментов описания путешествия с 14 главой книги Деяний святых Апостолов. Собор проходил в 49 – 51 годы. Следовательно, Павел начал свое апостольское служение несколько лет спустя после избрания Матфия. Назвать св. Павла 13-м апостолом нельзя, потому что до его чудесного призвания Господь наш Иисус Христос избрал, кроме двенадцати, еще семьдесят апостолов (Лк.10:1). Павел не входит в число ни 12-ти, ни 70-ти, а занимает особое место среди благовестников святого Евангелия как «избранный сосуд» (Деян.9:15). 2 декабря 2004 г. Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/6482.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010