Медлительно, но неуклонно поднимался сквозь десятилетия поэтический чертог «Диариуса», едва ли не главного творения Шергина. Тетради Дневников, писавшиеся без всякой надежды на опубликование, со временем оказались в числе самых драгоценных страниц творческого наследия Шергина. Но хотя Шергин и не мог надеяться на публикацию своего Диариуса, втайне он не переставал думать о том, что когда-то его слово дойдёт к читателю, к «сотаиннику»: «Ежели со страху не сотру этих листков, да попадут они настоящему человеку…», «кабы эти мои записи были письменами к кому-то…», «…вялы мысли, стороннему человеку скучно читать», «проговаривается» писатель на страницах своего дневника. В 1976 году, уже через три года после смерти Бориса Викторовича, его друг, писатель Ю.Ф. Галкин, много сделавший для популяризации Шергина, опубликовал в журнале «Север» отрывки из его дневников 1946-1948 годов. Через два года он выпустил в «литинститутской» серии «Писатели о творчестве» небольшую тетрадь дневников, озаглавленную «Поэтическая память». Дневник явился перед читателем, и отныне каждый томик «Избранного» Шергина непременно включал в себя страницы его «памятей». Очевидно, что в годы советской власти напечатать религиозные записи Шергина было немыслимо. Поэтому публикаторы были вынуждены прибегать к цензуре. Иногда просто опускались записи, посвященные Пасхе и другим церковным праздникам, иногда цензура производилась «ювелирно», когда внутри предложения, вырезалось имя Христа или отца церкви. Образ автора дневников, претерпевал некоторое изменение — и даже такие искушённые критики, каким был, например, Вл. Гусев, прочитав Дневник Шергина, отмечали, что писатель «ищет в родной природе и родной литературно-изобразительной традиции единства начал добра и красоты», не видя — или подразумевая? — что в этой формуле было и третье, главное — вера. И лишь в «перестроечные» и постсоветские годы, религиозный пласт дневникового творчества Шергина наконец вышел к читателю. Весенним паводком вырвались из-под спуда дневники Шергина, вновь привлекая внимание к Шергину и его творчеству.

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-1939-19...

«Жизнь безумна, но все-таки прекрасна. Она безумна, страшна, ужасна, но вместе с тем прекрасна, и я все-таки думаю, что хорошее в ней преобладает над плохим. Я в этом даже уверена». Христианам нетрудно разделить эту уверенность, но приобщиться к такому живому и потрясающе интересному опыту важно, думаю, всем. О. Берггольц «Ольга. Запретный дневник» Как кажется, не меньшим событием – особенно имея в виду наш юбилейный «победный» год – обещает стать недавно вышедший сборник О. Берггольц «Ольга. Запретный дневник» (Спб., Азбука-классика, 2010). Издательство подготовило книгу к столетию великой поэтессы, ставшей голосом блокадного Ленинграда . В сборник вошли ошеломляющей откровенности и силы дневники 1939—1949 годов, письма, отрывки из так и недописанной части романа «Дневные звезды», избранные стихи и поэмы, и даже материалы из ее следственного дела (1938—1939), которое считалось утерянным и стало доступно лишь осенью 2009 года. «В истории Ленинградской эпопеи она стала символом, воплощением героизма блокадной трагедии. Ее чтили, как чтут блаженных, святых» (Д. Гранин). Но, хорошо помня имя поэта, представляем ли мы себе, что за человек его носил, кому выпала эта судьба – своим голосом и стихами буквально «удерживать» на смертном пороге тысячи умирающих от голода ленинградцев, даря им веру и жажду жизни и победы? Чтение этого дневника сродни ожогу: так накалены его слова. «Я решила записывать всё очень безжалостно» — замечает автор. Начатый в 1939 г. после выхода О. Берггольц из тюрьмы, где она провела более полугода, потеряв, прямо после допроса, в тюремной больнице недоношенного ребенка, дневник велся ею до августа 1942 г. Об ужасе советской тюрьмы, о раздирающих душу сомнениях в идеалах, казавшихся незыблемыми, о страшном ощущении сжимающегося вокруг города кольца, о непредставимо страшной первой блокадной зиме (ее не пережил муж О.Берггольц), о «жалких хлопотах власти и партии, за которые мучительно стыдно», о радиовыступлениях и стихах, о запрете говорить про трагедию умирающего города на Большой земле (воюющая страна не имела, оказывается, никакого представления о том, ЧТО происходит в блокадном городе), о новой любви, вопреки всему окружающему возрождающей сердце – обо всем написано безжалостно правдиво.

http://pravmir.ru/o-knigax-svidetelyax/

Пришвин М. М. Дневник. Т. 3. С. 158. Контекст—1974. М., 1975. С. 319. Правда, с изданием все оказалось не так просто. В первых номерах журнала «Русская мысль» за 1909 год удалось опубликовать несколько глав «Града», но летом этого же года Пришвин жаловался Ремизову, что не может найти издателя, и размышлял о том, стоит ли издавать книгу за свой счет, заняв для этой цели деньги у сестры Лидии. Пришвин М. М. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. С. 37. Замечательно, что к брошенной Гиппиус идее о «Капитанской дочке» Пришвин вернулся много лет спустя: «Моя родина не Елец, где я родился, не Петербург, где наладился жить, то и другое для меня теперь археология, а Петербург даже и официальное имя свое потерял; моя родина, непревзойденная в простой красоте, и что всего удивительней, органически сочетавшейся с ней доброте и мудрости человеческой, – эта моя родина есть повесть Пушкина „Капитанская дочка“» (7.9.1933. Пришвин М. М. Леса к «Осударевой дороге». С. 64). Пришвин М. М. Собр. соч.: В 8 т. Т. 2. С. 591. Ср. у Бердяева: «Мережковский никогда не говорит от я, он всегда говорит от мы» (Бердяев. Новое христианство. Цит. по: Эткинд А. Хлыст. С. 207). Путь к слову. С. 149. Пришвин о Розанове. С. 164. Розанов В. В. Указ. соч. С. 580. Пришвин М. М. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. С. 33–36. Гиппиус 3. Н. Дневники. В 2 т. М., 1999. Т. 1. С. 138–139. Там же. С. 89—100. Пришвин М. М. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. С. 62. Пришвин М. М. Дневник. Т. 1. С. 67. Ср. также у Соколова-Микитова: «Широкая известность писателя Пришвина пришла не скоро, первые его книги знал лишь небольшой круг избранных читателей. В те годы гремели иные, забытые теперь писательские имена» (Воспоминания о Михаиле Пришвине. С. 62). Архив В. Д. Пришвиной. Дневник М. М. Пришвина. 20.02.1926. Пришвин М. М. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. С. 475. Пришвин М. М. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. С. 9—10. Блок А. А. Собр. соч.: В 8 т. М.-Л., 1965. Т. 5. С. 651. Русская мысль. 1912. С. 27. Иванов-Разумник Р. В. Великий Пан. С. 26. Литературное наследство. Бунин И. А. М., 1973. Т. 84. Кн. 2. С. 461.

http://azbyka.ru/fiction/prishvin-alekse...

Глава II. Дневник паломника-студента III курса Киевской Духовной академии Авксентия Стадницкого во время путешествия на Афон 163 1883 год. Июня 20-го дня Город Одесса. Пантелеимоновское подворье – дом Сушкина 164 Четверг. 1883 год, июня 23-го дня. Нежданно, негаданно очутился я сегодня в половине девятого утра в Одессе и поселился в Пантелеимоновском подворье как паломник, путешествующий на Афон для богомолья. Мое путешествие на Афон совершенно неожиданно для моих родных и знакомых, так как никто из них до самого последнего времени не знал о моем намерении путешествовать (вчера только разослал письма родным); это же путешествие является и для меня неожиданным, так как я хотя думал – и много думал – об этом путешествии и сильно желал его, но чуть-чуть оно не расстроилось вследствие прекращения выдачи паспортов ввиду царящей на востоке тифозной горячки. Мысль о путешествии на Афон засела в моей голове уже давно, еще год назад. Один из моих приятелей-семинаристов Чернятынский в прошлом году совершил путешествие на Афон и не может нахвалиться тем, чего он был свидетелем, не в состоянии передать тех впечатлений, тех чувств, которые волновали его душу при виде безбрежного Черного и Мраморного морей, при пленительном взгляде с Босфора на Константинополь; не может передать того, что он чувствовал при приближении к знаменитому Афону, или Святой Афонской горе, избранной Богоматерью в жребий Себе 165 ; не может нахвалиться тихою и безмятежною жизнью иноков, которым шум мирской жизни совершенно неведом и помыслы которых обращены исключительно на божественное. Полагаю, тут много преувеличенного его поэтическим воображением, так как он и в самом деле маленький поэт (а у поэтов – известно – воображение развито в ущерб другим способностям), но, во всяком случае, он достиг своей цели, и я невольно увлекся его речами об Афоне и вообще о путешествии на Афон и решил еще тогда – это было вскоре по приезде Чернятынского из Афона в средине августа прошлого года – непременно совершить путешествие в этом году, ясно даже не сознавая, с какою целью предприму я путешествие, а просто следуя своему безотчетному чувству. Конечно, его разговоры увлекательные о путешествии не побудили бы к путешествию, если бы у меня не было жилки, как говорят, или страсти к путешествиям. Я сильно люблю путешествия и признаю за ними громадную пользу, в особенности в умственном и в нравственном отношениях. Да и не знаю, есть ли люди, которые не любят путешествия в моем возрасте или, по крайней мере, не признают за ними значения. Если и есть, так это должно быть какие-нибудь «мямли», которым лень и двинуться с места. Ведь человек живой, энергичный, он не утерпит постоянно сидеть на одном месте, потому что движение, жизнь составляют его природу.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

485. Вексель Пушкина был перекуплен Кистером. 487. Жалованье Пушкину, зачисленному в коллегию иностранных дел, было назначено 5 000 р. в год. 488. Алымов — П. М., опочецкий предводитель дворянства. Его мать — Е. Н. Вревская, урожденная Вульф. Крестины — см. примеч. 456. 489. Девица Кюхельбекер — младшая сестра В. К. Кюхельбекера, Юлия. Служба — в Коллегии иностранных дел. На обе просьбы Пушкина разрешение не было дано. 490. Батюшков — сошел с ума в 1822 г. «Моя жена имела неловкость…» — ср. примеч. 456. 491. Статуя Ekamepuhы II (см. примеч. 326) казной куплена не была. 492. «Запрещение Вашего журнала... Донос... из тучи…» — см. примеч. 482. Брат ваш — П. В. Киреевский. Языков — Н. М. «Мне разрешили…» — речь идет о газете «Дневник»; разрешение было впоследствии отменено (ср. Деловые бумаги 8, 9, 10). 493. Комиссия Ваша — переговоры с книгопродавцем Смирдиным о продаже ему издания не имевшей успеха трагедии Погодина «Марфа Посадница». «Петр» — трагедия Погодина. Политическая газета — «Дневник» (см. примеч. 492). Подписку на свою еще не написанную «Историю…» собирал Н. А. Полевой. Надеждин — Н. И., напечатал рецензию на VIII главу «Евгения Онегина» («Телескоп», 1832 г., Шишков — А. А., послал Пушкину издание своих переводов «Избранный немецкий театр». «не отвечал…» — на письмо от 6 октября 1831 г. «Фортунат» — переведенная Шишковым драматическая сказка Л. Тика. 494. Прелестный ... подарок — присланное Хвостовым стихотворение его «Соловей в Таврическом саду», восхваляющее Пушкина. «два раза почтили…» — в 1831 г. Хвостов написал послание «А. С. Пушкину…» 495. Программа — задуманной Пушкиным газеты «Дневник» (ср. примеч. 492), к участию в которой Пушкин хотел привлечь Погодина. Уничтожить монополию — «Северной Пчелы» Булгарина. Косичкин — см. примеч. 444. Ваш клиент Годунов — Погодин писал драму из жизни Бориса Годунова. 496. Иосиф — намек на библейское предание. Сара — цыганка Ольга Андреевна (см. примеч. 406), препятствовавшая новому браку Нащокина. Кокю — рогоносец. Обер — Л. Н., содержатель гостиницы. Великая княгиня — Елена Павловна. «Дела мои» — перезалог имения (Кистенева) в Опекунском совете (не состоялся). Петр — повар Пушкина. Маша — Мария Александровна, дочь Пушкиных (1832–1919). Спасский — И. Т., домашний врач Пушкиных.

http://predanie.ru/book/221016-pisma/

Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М., 1993. С. 163-169. . Маленькие мысли. CLXII. Откуда зло народное//Гражданин. 1901. 4 февраля. N 10. С. 4. Мещерский В.П. Речи консерватора. Вып. 2. СПб., 1876. С. XXXV. Там же. С. XXXVII. Вебер Макс. Избранные произведения. М., 1990. С. 315. Мещерский В.П. Два вопроса//Гражданин. 1897. 30 января. N 9. С. 3. Из записок отсталого человека. Консерваторы и либералы//Гражданин. 1885. 3 февраля. N 10. С. 6. Мещерский В.П. Предания и прогресс//Гражданин. 1897. 6 июля. N 52. С. 3. См.: Ортега-и-Гассет Хосе. Восстание масс//Его же. " Дегуманизация искусства " и другие работы. Эссе о литературе и искусстве. М., 1991. С. 40-228. Мещерский В.П. Дневник, 15 февраля//Гражданин. 1894. 16 февраля. N 47. С. 3. Из записок отсталого человека. Консерваторы и либералы//Гражданин. 1885. 3 февраля. N 10. С. 6. Там же. С. 6-7. . С этого берега//Гражданин. 1885. 6 января. N 2. С. 3. Там же. . Речи консерватора//Гражданин. 1905. 8 сентября. N 71. С. 1-2. Мещерский В.П. Речи консерватора//Гражданин. 1905. 8 сентября. N 71. С. 1-2. К типу буржуазного дельца Мещерский испытывал едва ли не физическое отвращение. Наблюдая контингент посетителей в ресторане Кюба, он обнаружил, что " открыл Америку " . " И в самом деле, - писал он в своём " Дневнике " , - большинство фигур было не русские, не евреи, не французы, не немцы, а американцы по фигурам, по типам, по движениям... Рожи совсем для меня новые, всевозможных дельцов, с какими-то высохшими носами, бегающими и юркими глазами, с деланными улыбками, с пергаментными кожами, с яркими костюмами и т.д. Второй раз, - заключил князь, - завтракать не пойду, ибо нахожу, что эти американские типы грюндеров действуют ослабляюще на аппетит... " (Мещерский В.П. Дневник, 16 июня//Гражданин. 1901. 21 июня. N 46. С. 17). Мещерский В.П. Дневник, 15 февраля//Гражданин. 1894. 16 февраля. N 47. С. 3. . Основы неограниченной монархии//Гражданин. 1896. 21 ноября. N 87. С. 6. . Основы неограниченной монархии//Гражданин. 1896. 5 декабря. N 91. С. 9.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

2072 Письмо И. С. Аксакова родным от 25.VI.1848 г.//Аксаков И. С. Письма к родным, 1844–1849. С. 382. 2078 Опубл.: Погодин М. П. Историко-политические письма и записки в продолжении Крымской войны, 1853–1856. М., 1874. 2080 Дневник Веры Сергеевны Аксаковой/Подгот. А. Г. Кузнецовой. М.: Моск. учебники и Картолитография, 2004. С. 50. В настоящее время дневник В. С. Аксаковой подготовлен нами к печати по рукописи: РГАЛИ. Ф. 10. Оп. 3. 173. См. об этом статью, указанную в примеч. ниже – Пирожкова Т. Ф. Переиздание дневника... 2084 Пирожкова Т. Ф. Переиздание дневника Веры Сергеевны Аксаковой//Из истории русской литературы и журналистики: Ежегодник. М.: Изд-во МГУ, 2009. С. 34. 2087 Записки Александра Ивановича Кошелёва (1812–1883 годы). С семью приложениями/Изд. подгот. Т. Ф. Пирожкова. М.: Наука, 2002. С. 54. (Лит. памятники). 2088 Киреевский И. В. Из дневника 1852–1854 годов (запись от 7 марта 1854 г.)//Киреевский И. В. Избранные статьи/Сост., вступ. ст. и коммент. В. А. Котельникова. М.: Современник, 1984. С. 287. (Б-ка «Любителям рос. словесности»: Из лит. наследия). 2103 Застольные речи, произнесенные М. П. Погодиным на обедах, данных в Москве в честь севастопольских моряков. М., 1856. С. 4. 2104 А. Н. Бахметев (Бахметьев), с 1842 г. церемонийместер, служил в Петербурге, но был тесно связан с Москвой и москвичами: воспитанник Московского университета, чиновник особых поручений при московском генерал-губернаторе кн. Д. В. Голицыне (1833), чиновник Московской дворцовой конторы (1838); родственник Ю. Ф. Самарина и Д. А. Оболенского, лично знакомый почти со всеми славянофилами. 2106 Поскольку печатающихся Аксаковых было уже трое: С. Т. Аксаков и два его сына – Константин и Иван. 2109 На С. А. Шишковой. Свадьба Г. С. Аксакова и С. А. Шишковой состоялась 8.I.1848 г. в Симбирске. Позднее мнение Аксаковых о суженой Г. С. Аксакова изменилось. Они огорчились, узнав, что Гришина Соничка «решительно никому из родных не нравится», прежде всего Карташевским, у которых гостила в их имении Кобрине (см. письмо С. Т. Аксакова сыну Ивану от 7.IX. //Аксаков И. С. Письма к родным, 1849–1856. С. 541). Впоследствии Аксаковы заметили, что любящий жену Григорий явно находился под её влиянием и влиянием её родственников, «но для его же счастия, – констатировал С. Т. Аксаков, – нельзя дотронуться до этого предмета; для его спокойствия я спускаю ей разные мелочные выходочки, за которые мог бы я порядочно оттаскать ее» (письмо сыну Ивану от 23.XI.1856//Там же. С. 627).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

   Ознакомимся с некоторыми из таких путешествий. — До нас сохранился дневник известного тюбингенского профессора конца XVI в. Мартина Крузия, или Крузе; дневник этот недавно открыт в Тюбингенской библиотеке и изучен одним греческим ученым. В дневнике нашлись и некоторые заметки касательно греков, посещавших Тюбингенский университет в конце 90-х гг. указанного века. Так, Крузий записывает, что его посещали двое греков, имевших сан архиепископа (?). У них не было никаких рекомендательных писем или других документов; все это оказалось у них похищенным. Из разговоров с ними тюбингенский профессор узнал, что один из них назывался Афанасием и был преемником по сану некоего Гавриила, архиепископа Первой Иустинианы (в Болгарии), который 12 лет тому назад был здесь, в Тюбингене, а другой назывался Иеремией и состоял епископом Пелагонийским в Македонии; этот последний был спутником Гавриила во время посещения им Тюбингена. В дневнике Крузия между прочим было записано следующее: «Были у меня двое греков (Афанасий и Иеремия). С ними я много говорил. С Афанасием я вел беседу о религии. Мы соглашались с ним в следующих пунктах: что все люди повреждены от природы; что мы восстановляемся вследствие обетования, данного в раю — о семени; что это обетование сохранялось у патриархов; что избранному народу еврейскому давались указания на Христа посредством типов и сеней (σκηναι); что по явлении Христа эти последние уничтожились, так как пришла Истина и Свет; что мы оправдываемся и спасаемся только верой во Христа (сомнительно, — скажем мы, — чтобы греческий архиерей без больших споров стал бы разделять это учение); что вера свидетельствуется добрыми делами, делами милосердия. — А не соглашались мы с ним в вопросе о призывании святых. Он, Афанасий, настаивал, что святых нужно призывать, потому что все у них сообразно с " образом Божьим», дух их уже чист и может иметь силу перед Богом. Я же отвечал ему, что призывания не должно быть, потому что не следует отнимать чести, принадлежащей Богу. Да и Христос говорил: " Приидите ко Мне», а не к Петру или Марии, и научил молиться: " Отче наш». Притом в 50 (49) псалме сказано: " Призови Мя», а не кого другого. Наконец, святые не всемогущи, но суть существа ограниченные и не вездесущи. Я сказал: " Запомните эти слова " " . Крузий не оставлял без внимания и материальные нужды греческих путешественников. По его ходатайству университет выдал им 3 или 4 флорина и чтото еще. Из Тюбингена эти греки отправились в Нюрнберг. На дорогу Крузий опять собрал для них денег, каковых он дал им 10 флоринов. Кроме того, он снабдил их рекомендательными письмами. Греки были очень благодарны заботливому профессору: они, по словам дневника, выражали ему пожелание долгой и спокойной жизни и всякого счастья; Афанасий же прибавлял еще, что имя Крузия пользуется известностью во всей Греции. Они обещали писать ему о себе из Нюрнберга. Крузий каждому из них подарил на память по портрету с изображением своей личности. 461

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

168 В конце XIX в. в академическое Правление входили: ректор (председатель), помощники ректора по учебной части, инспектор и почетный блюститель по хозяйственной части. Правление занималось ведением хозяйственных и финансовых дел по Академии. Правление ежемесячно сообщало Совету и представляло епархиальному Преосвященному ведомости о наличных суммах в Академии (§ 104–109; см.: Устав Православных Духовных академий, Высочайше утвержденный 30 мая 1869 г./ПСЗ. Собр. 2-е. СПб., 1873. Т. 44. Отделение 1. 47154. С. 551–552). 170 Губернатор – глава административной власти в губернии или области. По законодательству XIX в. возглавлял губернское правление и являлся председателем различных совещательных учреждений губернии, с помощью которых осуществлял надзор за другими учреждениями. В 1866 г. губернатор получил право ревизии всех гражданских учреждений губернии независимо от ведомства, а в 1876 г. – право издавать «обязательные постановления» (запрет собраний, органов печати и пр.). В 1880-е гг. губернатор получил право влиять на судебные инстанции (просмотр списков лиц, имеющих право быть избранными в мировые судьи, списков присяжных заседателей), с 1889 г. губернатор являлся председателем губернского присутствия – административно-судебного учреждения для крестьянских сословных учреждений и органов надзора за ними. В портовых городах и некоторых местностях, населенных казачьими войсками или находящихся на окраинах государства, существовала должность военного губернатора. Киевским губернатором в 1881–1888гг. был Дрентельн Александр Романович (1820–1888), генерал-адъютант, генерал от инфантерии. 171 Одесский градоначальник – имеется в виду тайный советник Косаговский Павел Павлович, впоследствии курский губернатор. 172 Курсистки – слушательницы высших женских курсов, готовивших врачей и учителей. Курсы возникли под влиянием споров об «эмансипации» и были связаны с изменением взглядов на роль и положение женщины в русском обществе. Они впервые давали женщинам возможность получить высшее образование.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Основным способом представления мнений по определенному вопросу с целью их последующего обсуждения и утверждения на К. С. были т. н. записки (schedulae). Мн. участвовавшие в К. С. богословы и канонисты по собственной инициативе или по поручению президентов наций составляли такие записки (иногда анонимно) и предлагали их для рассмотрения на заседаниях наций. Одобренные нациями записки выражали общую позицию нации и после согласования в собрании наций становились основой для соборных постановлений. Нек-рые записки, по тем или иным причинам не принятые к рассмотрению или отклоненные нациями, впосл. переписывались и распространялись сторонниками изложенных в них взглядов, нередко превращаясь в краткие трактаты или памфлеты. Важным способом представить широкой аудитории личную т. зр. по тому или иному вопросу во время К. С. были проповеди (sermones). Обязательные офиц. проповеди читались во время открывавших торжественные сессии К. С. месс; кроме того, участники Собора произносили проповеди на богослужениях, совершавшихся в храмах, к к-рым были приписаны соборные нации, а также во время общих городских праздничных богослужений. Известны заглавия ок. 400 проповедей, прочитанных в Констанце; мн. проповеди сохранились в рукописях, однако лишь малая часть из них опубликована полностью или фрагментарно (каталог и общую библиографию см.: Nighman, Stump. 2007; хронологический обзор с публикацией избранных фрагментов см.: ACConstanc. Bd. 2. S. 367-545; ср. также: Schneyer. 1965; Idem. 1967-1972; обзор и анализ содержания см.: Arendt. 1933). Ведение офиц. актов К. С. было возложено на группу нотариев, к-рые составляли подробные протоколы торжественных сессий и регистрировали все обсуждавшиеся документы. Ни одной рукописи актов К. С., к-рая была бы оригиналом, написанным и подписанным нотариями, в наст. время не известно; все имеющиеся рукописи являются копиями, выполненными по заказу светских или церковных властей, вслед. чего представленные в них тексты могут содержать редактуру офиц. актов, сделанную с учетом интересов заказчиков (общий обзор рукописных источников см.: ACConstanc. Bd. 4. S. IX-CIII; обзор и оценку изданий см.: Crowder. 1962; Stump. 1990; Frenken. 1998). Важнейшими неофиц. источниками, дополняющими акты Собора, являются дневники (diarii, res gestae) - подробные ежедневные записи о происходивших во время К. С. событиях, в к-рых нередко полностью или в пересказе приводятся связанные с работой Собора документы. Наиболее крупными по объему и богатыми по содержанию являются дневник кард. Г. Филластра (текст см.: ACConstanc. Bd. 2. S. 13-170) и дневник чиновника папской курии Я. Черретано (текст см.: Ibid. S. 171-348). Внешние обстоятельства работы К. С. подробно описаны в составленной жителем Констанца Ульрихом фон Рихенталем (ок. 1360-1437) «Хронике Констанцского Собора» (последнее критическое изд.: Buck. 2010). Работа К. С.

http://pravenc.ru/text/2057144.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010