Вторник 1-й седм., Песнь 2. " Я есмь путь и истина и жизнь " (Ин. 14:6) - представьте себе, все три слова по гречески будут женского рода. " ...а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость " (1Кор.23-24). " сила " по гречески - женского рода. " ...Ибо Он есть мир наш... " (Еф.2:14) " мир "  по гречески - женского рода. Кстати, о свидетельству пс.-Кодина, в КПле были храмы в честь Христа-Софии, Христа-Мира, Христа-Силы. Еще из Предания: Канон прп. Космы Маюмского на утрене Великого Четверга (Тайная вечеря): - " Всевиновная и подательная жизни,/безмерная мудрость Божия,/созда храм Себе от Чистыя Неискусомужныя Матере:/в храм бо телесно оболкийся,/славно прославися Христос Бог наш " (Песнь 1, тропарь 1) (ср. " Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его... " Притч.9:1) - " Тайноводящи други Своя,/душепитательную уготовляет Трапезу,/безсмертия же воистинну мудрость Божия растворяет Чашу верным./Приступим благочестно, и возопиим:/славно прославися Христос Бог наш "  (Песнь 1, тропарь 2) (ср. " ...заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу... " Притч.9:2) - " Услышим вси вернии,/созывающую высоким проповеданием,/несозданную и естественную премудрость Божию,/вопиет бо: вкусите и разумевше, яко Христос Аз, возопийте:/славно прославися Христос Бог наш " (Песнь 1, тропарь 3) (ср. " послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: «кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное... " Притч. 9:3-5) Данное толкование 9-й главы Притчей (о Пире Премудрости) восходит через прп. Анастасия Синаита к свщмч. Иринею Лионскому. Точно так оно толкуется, например, в вопросо-ответах Анастасия в Изборнике Святослава 1073 г.  Думаю, на вскидку Вам пока хватит.  С уважением, С.З. Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии.

http://bogoslov.ru/article/1574788

Изборник Святослава и рус. сборники XV-XVII вв.//ТОДРЛ. 1985. Т. 40. С. 373-378; Джурова А. 1000 години българска ръкописна книга: Орнамент и миниатюра. София, 1981. С. 24-25; Š ev enko I. Remarks on the Diffusion of Byzantine Scientific and Pseudo-Scientific Literature among the Orthodox Slavs//SEER. 1981. Vol. 59. P. 321-345; Быкова Г. З. Технико-технологические особенности рукописи Изборника 1073 г.//ДРИ: Рукописная книга. 1983. Сб. 3. С. 101-108; Костюхина Л. М., Шульгина Э. В. Изборник 1073 г.: Палеогр. анализ и реконструкция рукописи//Там же. С. 90-100; Наумова М. М. Пигменты миниатюр Изборника 1073 г.//Там же. С. 109-112; Подобедова О. И. Еще один аспект изучения миниатюр Изборника Святослава//Там же. С. 75-89; Пейчев Б. Философский трактат в Симеоновом сб. К., 1983; Lunt H. On the Izbornik of 1073//HUS. 1983. Vol. 7. P. 359-376; Камчатнов А. М. Текстологический анализ списков Изборника Святослава 1073 г.//Древнерус. лит-ра: Источниковедение. Л., 1984. С. 5-19; он же. Философская терминология Изборника Святослава 1073 г. и ее перевод//Древнерус. лит. язык в его отношении к старославянскому. М., 1987. С. 67-73; Пуцко В. Г. Знаки зодиака на полях Изборника 1073 г.//Palaeobulgarica. 1984. 2. С. 65-77; он же. Эмальерный стиль в худож. оформлении киевских рукописей XI в.//КЦДР: XI-XVI вв. 1991. С. 37-40; СКСРК, XI-XIII. С. 36-40. 4 [Библиогр.]; Владимирова Л. А. О некоторых языковых особенностях в Изборнике Святослава 1073 г.//Древнерус. лит. язык в его отношении к старославянскому. М., 1987. С. 62-67; Жуковская Л. П. Загадки записи Изборника Святослава 1073 г.//Там же. С. 45-62; Пентковский А. М. Календарные понятия в Изборнике Святослава 1073 г. и их наименования//Там же. С. 73-77; Творогов О. В. Изборник 1073 г.//СККДР. 1987. Вып. 1. С. 194-196 [Библиогр.]; Димитров П. Изборниците на цар Симеон//Литературна мисъл. 1990. 7. С. 3-16 (то же: Die slavische Sprachen. 1990. Vol. 21. S. 17-39); он же. Културен хоризонт на цар Симеонови изборници//Преслав. Шумен, 1993. Т.

http://pravenc.ru/text/293834.html

буквально воспроизводит изборник болгарского царя Симеона (893–927), в основе которого, в свою очередь, лежит греческий оригинал 1196 . Точно так же обстоит дело и с собранием проповедей под названием Златоструй 1197 , по образцу которого впоследствии составлялись и другие сборники, включавшие все больше оригинальных произведений древнерусского происхождения: Златоуст, Златая чепъ (или цепь), Измарагд, Маргарит или Торжественник 1198 . При всем том до сих пор не удалось обнаружить ни греческого, ни болгарского прототипа для Изборника Святослава 1076 г., хотя это относится лишь к сборнику в целом, тогда как греческие оригиналы отдельных его составляющих в большинстве случаев уже выявлены 1199 . Издания: а. Изборник Святослава 1073 года (критич. изд. пока нет): Изборник вел. кн. Святослава Ярославича 1073 г./Изд. Т.С. Морозов (прим. 361) (факсимильное изд. оригинала: ГИМ, Син. 1043); Изборник вел. кн. Святослава Ярославича 1073 г. с греческим и латинским текстами/Изд. Е.В. Барсов , А.Л. Дювернуа (прим. 361) (неполное издание [до л. 75 об.], подготовленное О.Μ. Бодянским [f 1877 г.] и выпущенное посмертно; запланированное продолжение не было осуществлено); вступительная похвала, отсутствующая у Барсова, издана Р. Нахтигалем: Nahtigal R. (прим. 361). S. 125 f. [о новом изд. под ред. П. Динекова также см. прим. 361. – Прим. изд. (А.Н.)]; изд. отдельных составных частей сборника: Ангелов Б.Ст. “Летописьц въкратъце” (прим. 361). С.84–88; он же. Георги Хировоск (прим. 361). С.98–105; Брюсова В.Г. Толкование на IX притчу Соломона в Изборнике 1073 г.//Изборник Святослава 1073 г./Под ред. Б.А. Рыбакова (прим. 361). С.306; Пиотровская Е.К. Летописец вскоре константинопольского патриарха Никифора и Изборник Святослава 1073 г.//Там же. С.325–331 [Изборник Святослава 1073 г. Кн.1: Факсимильное издание. Μ., 1983; Johannet J. Les chapitres de définitions philosophiques (прим. 361) (критич. изд. философских определений, приложенных к последнему “вопросо-ответу” Анастасия Синаита ; параллельный греч.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как образец и модель (и отчасти источник) И. оказал влияние на формирование Изборника 1076 г. и Изборника XIII в. Не позднее 1-й пол. XV в. И. послужил одним из источников типологически близкой к нему версии (тип 3 по классификации М. С. Крутовой) сб. «Златая цепь» (см.: Методическое пособие по описанию славянорус. рукописей, хранящихся в СССР. Новосиб., 1990. Вып. 5. Ч. 1: «Златая цепь»/Сост. и авт. ст.: М. С. Крутова. С. 17-24, 41). Изд.: Изборник вел. кн. Святослава Ярославича 1073 г./ОЛДП. СПб., 1880 [фототип. изд.]; Изборник Святослава 1073 г. М., 1983. [Ч. 1]: Факс. изд.; [Ч. 2]: Науч. аппарат; Симеонов сборник (по Светославовия препис от 1073 г.). София, 1991. Т. 1 [Изслед. и текст]; Т. 2 [Указ.]. Лит.: Шевырев С. П. Поездка в Кирилло-Белозерский мон-рь в вакационные дни в 1847 г. М., 1850. Ч. 2. С. 30-32; Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 2. С. 365-405; Розов Н. Н. Старейший болгарский «Изборник» и его рус. рукописная традиция//ИзвОЛЯ. 1969. Т. 28. Вып. 1. С. 75-78; он же. О датировке и локализации Кирилло-Белозерского списка Изборника царя Симеона//Русско-болг. связи в области книжного дела. М., 1981. С. 22-35; Лазарев В. Н. Групповой портрет семейства Святослава// Он же. Рус. средневековая живопись. М., 1970. С. 39-40; Протасьева Т. Н. Византийский орнамент//ДРИ: Рукописная книга. 1974. Сб. 2. С. 206-208; История на българското изобразително изкуство: Албум. София, 1976. Т. 1. С. 113-116; Изборник Святослава 1073 г.: Сб. ст. М., 1977; Куев К. Бележки за съчинението на Георги Хировоск Περι τροπων в старославянските литератури//Старобългарска литература. София, 1977. Т. 2. С. 46-47; он же. Съдбата на старобългарската ръкописна книга през вековете. София, 19862. С. 17-18; Добрев И. Редът на зодиакалните знаци в Изборника от 1073 г.//Старобългарска лит-ра. София, 1979. Кн. 5. С. 101-106; Лёвочкин И. В. Изборник Святослава и его слав. протограф//Там же. 1980. Кн. 8. С. 46-49; он же. Новый список Изборника Святослава 1073 г.//ПКНО, 1980. М., 1981. С. 7-11; он же.

http://pravenc.ru/text/293834.html

1986. С. 193–198; он же. Феодор Раифский и Феодор Фаранский: По поводу одного из авторов “Изборника Святослава 1073 г.”//ДГ, 1990 г. 1991. С. 135–167; Бибиков Μ.В. “Изборник Святослава 1073 г.” и его византийские прототипы: Итоги и задачи изучения (историографический обзор)//Там же. С.204–219 (Бибиков Μ.В. Сравнительный анализ состава “Изборника Святослава 1073 г.” и его византийских аналогов//ВВ. 1990. Т.51. С.92–102; он же. Оксфордский список византийского прототипа “Изборника Святослава”//ВВ. 1991. Т.52. С. 168–170; idem. On the Date of Byzantine Prototype of the Izbornik 1073//Βυζαντιακ. 1994. T.14. P. 141–157; он же. Библейские сюжеты в византийских, древнеславянских и других версиях флорилегия Анастасия Синаита //Славяне и их соседи. 1994. Т.5. С. 24–43; idem. The Circulation of Byzantine Manuscript Books in Western Europe and the East//Europa medievale e mondo bizantina. Roma, 1995. P. 1–15; idem. Pseudo-Anastas’s Florilegia as a Source for the Izbornik Symeon-Izbornik Svjatoslav 1073//ByzSlav. 1995. T.56. P. 625–630; он же. От ответов на вопросы Анастасия Синаита – к Изборнику Святослава 1073 г.//Традиции и наследие христианского Востока. Μ., 1996. С. 127–158; Каврус Н.Ф. Греческие списки протографа “Изборника Святослава 1073 г.” конца IX – первой половины X века (Палеографический анализ)//ВВ. 1990. Т.51. С. 103–105.); Ищенко А.И. “Изборник” 1073 г.: интерпретация основных древнерусских философских терминов//ВЯ. 1988. С.75–90; Бондарь С. Философско-мировоззренческое содержание Изборников 1073 и 1076 годов. Киев, 1990; Johannet J. Les chapitres de défìnitions philosophiques dans 1’Izbornik de 1073 (Edition gréco-slave)//RES1. 1991. T.63. P.55–111; Ралеева С. Зографский список сборника царя Симеона//Palaeobulgarica. 1993. Т.17/4. С. 22–58; Сводный каталог (прим. 39). С.36–40; Творогов О.В. Изборник 1073 г.//СлККДР. Вып. 1. С. 194–196 (в последних двух работах – подробная библиография, в том числе и за 80-е гг., не вошедшая в список Подскальского). – Прим. изд.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Rekonstrukcija tech starocerkovnoslovanskich izvirnich pesnitev//Razprave Akad. znán, in umetnosti. 1943. T.l. S. 123–135) [ср., однако: Жуковская Л.П. Загадки записи Изборника Святослава 1073 г.//Древнерусский литературный язык в его отношении к старославянскому. Μ., 1987. С.45–61. – Прим. изд. (А.Н.)], все еще не имеет критического издания; см. издания: Изборник вел.кн. Святослава Ярославича 1073 г./Подг. Е.В. Барсов , А.Л. Дювернуа. (ЧОИДР. 1882. Μ., 1882 (неполное); Изборник вел. кн. Святослава Ярославича 1073 г./Подг. Т.С. Морозов. (ОЛДП. 55). СПб., 1880 [перепеч.: Wiesbaden, 1965 (MLSDV. Т.З)] (факсимиле) [см. также новое издание: Симеонов Сборник (по Светославовия прение от 1073 г.)/Под общ. ред. на акад. П. Динеков. Т. 1–3. София, 1991–1993, – и весьма жесткую его критику: Thomson F.J. The Symeonic Florilegium – Problems of its Origin, Content, Textology and Edition, together with an English Translation of the Eulogy of Tzar Symeon//Palaeobulgarica. 1993. T. 17/1. P. 37–53. – Прим. изд. (К.А.)]. Основным изданием Изборника 1076 г. сейчас является советское издание Голышенко и др. (см. прим. 222) (см. рец.: Dujev I.//AnzSlPhil. 1966. Bd.l. S. 188–195; Карягин Л.Η.//НОЛЯ. 1966. Т.25. С.535–538; Freydank D.//ZS1. 1967. Bd.l2. S. 126–129). Количество работ, посвященных обоим Изборникам, продолжает расти: а. Изборник 1073 г.·. Sachmatov А.А. Zur Textkritik des Codex Svjatoslav vom Jahr 1073 nach der photolitographischen Ausgabe//ASIPhil. 1882. Bd.6. S. 590–592; Masing L. Studien zur Kenntnis des Izbornik Svjatoslava nebst Bemerkungen zu den jüngeren Handschriften//Ibid. 1885. Bd.8. S. 357–395; 1886. Bd.9. S. 77–112; Розенфельд А. Язык Изборника 1073 г.//РФВ. 1899. Т.41. С.152–197; Сухомлинов Μ.И. (прим. 94). С. 70–77 (о Символе веры ); Koní А. Homilie Jana Zlatoústého о Herodiad ve sborníku Svjatoslavov z r. 1073//ByzSlav. 1929. T.l. S.182–206; Данилов В.В. Письма Исидора Пелусиота в Изборнике Святослава 1073 г.//ТОДРЛ. 1955. Т. 11. С.335–341; Грашева Л. За старобългарската литературно-теоретична мисъл//Изв.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

на Инет, за литер. 1966. Т. 18/19. С.261–277; Withman R.H. A Textological Note on the Izbornik//WdSl. 1967. Bd.12. P. 67–73; idem. The 1073 Izbornik: The Manuscript and Its Sources//Indiana Slavic Studies. 1967. Vol.4. P.252–267; Ангелов Б.Ст. “Летописьц въкратьце” в Симеоновия Сборник от 1073 г.//Ангелов Б.Ст. (прим. 1137). Т.2. София, 1967. С.75–88 (франц, вариант работы: ByzBulg. 1966. Т.2. Р.83–105); он же. Георги Хировоск – за поетическите фигури//Там же. С.89–105; Розов Н.Н. Старейший болгарский “Изборник” и его русская рукописная традиция//НОЛЯ. 1969. Т. 28. 1. С. 75–78; Пейчев Б. Първият философски трактат в старобългарската литература//Философска мисъл. 1974. Т.30. 8. С. 87–89; idem. Cod. Vat. gr.423 – ein Analogus zum Izbornik vom Jahre 1073//Palaeobulgarica. 1977. T.l. S.78; он же. Философският трактат в Симеоновия Сборник. София, 1977; idem. Der Traktat von Presbyter Theodor von Raithu im “Izbornik 1073 g.”//Les cultures slaves (прим. 222). S. 100–102; Куев К. Бележки към съчинението на Георги Хировоск ΤΡΟΠΩΝ в старославянските литератури//СБЛ. 1977. Т.2. С.46–60; он же. Статията на Георги Хировоск ΠΕΡΙ ΤΡΟΠΩΝ в старославянските литератури//Cyrillomethodianum. 1981. Bd.5. С.172–176; Изборник Святослава 1073 г.: Сб. статей/Под. ред. Б.А.Рыбакова. Μ., 1977 (важный сборник); Kämpfer F. Das russische Herrscherbild von den Anfängen bis zu Peter dem Grossen. (Beiträge zur Kunst des christlichen Osteuropa. Bd.8). Recklinghausen, 1978. S. 116–121; Гаврюшин H.K. “Изборник Святослава 1073 г.” и “Диалектика” Иоанна Дамаскина //СС. 1983. С.94–96; Костюхина Л.Μ., Шульгина Е.В. Изборник 1073 г.: Палеографический анализ и реконструкция рукописи//Древнерусское искусство: Рукописная книга. Μ., 1983. С.90–100; Lunt H.G. On the Izbornik of 1073//Okeanos (FS I.Ševenko). (HUS. Vol.7). Cambridge (Mass.), 1984. P.359–376 [см. также: Жуковская Л.П. (см. выше, в начале прим. 361) и ряд других статей в том же сборнике; из новейшей литературы: Сидоров А.И. Некоторые замечания по поводу изучения “Изборника Святослава 1073 г.”//ДГ, 1985 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Sev enko I. On Some Sources of Prince Svjatoslav, s Izbornik of the Year 1076//Orbis scriptus: D. Tschizhevsky zum 70. Geburtstag. Münch., 1966. S. 723-738; Мещерский Н. А. О некоторых источниках «Изборника 1076 г.» в связи с вопросом о происхождении их переводов//Культурное наследие Др. Руси: Истоки, становление, традиции. М., 1976. С. 34-38; он же. Взаимоотношения Изборника 1073 г. с Изборником 1076 г.//Изборник Святослава 1073 г.: Сб. ст. М., 1977. С. 90-99; Розов Н. Н. Изборник 1076 г. как памятник истории рус. книги//ИзвОЛЯ. 1976. Т. 35. Вып. 6. С. 545-554; он же. Книга Др. Руси XI-XIV вв. М., 1977. С. 23-33, 99, 110; Щепкина М. В. Изборник 1076 г.//Рус. речь. 1976. 6. С. 98-106; Veder W. R. Welche Paterica Lagen von 1976 in slawischer Übersetzung vor?//Slovo. Zagreb, 1978. Br. 28. S. 25-34; idem. Der «Sündige Johannes» und das Russisch des 11. Jh.//Studies in Slavic and General Linguistics. Amst., 1980. Vol. 1. P. 433-437; он же (Федер В.). Мелецкий сборник и история древнеболг. лит-ры//Palaeobulgarica. 1982. N 3. С. 157-158; Велчева Б. Изборникът от 1076 г. като източник на данни за историята на бълг. език//Старобълг. лит-ра. София, 1979. Кн. 5. С. 97-100; Жекова Л. За правописа на двамата преписвачи в Изборника от 1076 г.//Там же. С. 107-109; Копреева Т. Н. Из истории болгаро-рус. книжных связей: К истории взаимосвязи текстов Изборника 1073 г. и 1076 г.//Palaeobulgarica. 1980. N 1. С. 39-47; она же. Немеркнущий свет: Из истории книжных связей Болгарии и России XI - нач. XIX в. Вел. Търново, 1996. С. 48-132; СКСРК, XI-XIII. С. 41-43 [Библиогр.]; Дьячок М. Т. О месте и времени первого слав. перевода «Наставления» Агапита//Памятники лит-ры и обществ. мысли эпохи феодализма. Новосиб., 1985. С. 5-13; Творогов О. В. Изборник 1076 г.//СККДР. 1987. Вып. 1. С. 196-198 [Библиогр.]; Кусков В. В. Поэтическая фразеология «Изборника» 1076 г.//ГДРЛ. 1989. Сб. 1. С. 52-75; Буланин Д. М. Неизвестный источник Изборника 1076 г.//ТОДРЛ. 1990. Т. 44. С. 161-178; он же. Античные традиции в древнерус. лит-ре XI-XVI вв. Мюнхен, 1991. С. 114-118, 128-130, 284-286; Лихачёв Д. С. Назначение Изборника 1076 г.//ТОДРЛ. 1990. Т. 44. С. 179-184; СтБЛ. С. 185-186; КМЕ. Т. 2. С. 56-59 [Библиогр.]; Столярова Л. В. Свод записей писцов, художников и переплетчиков древнерус. пергаменных кодексов XI-XIV вв. М., 2000. С. 29-31. 12 [Библиогр.].

http://pravenc.ru/text/293836.html

Кодекс 1073 г. (ГИМ. Син. 1043 (31-д)) - 2-я по древности (после Остромирова Евангелия 1056-1057 гг.) датированная славянская рукопись, древнейший нелитургический и не связанный с кругом уставных чтений кодекс. Пергаменная рукопись состоит из 266 листов размером 33,6×24,8 см. К настоящему времени в кодексе утрачены ряд листов и целиком 18-я тетрадь. Текст написан каллиграфическим уставным письмом в 2 столбца 2 писцами. Первый писец - дьяк Иоанн - сообщил свое имя и дату работы в приписке на обороте л. 263. Вопрос о тождестве 2 Иоаннов - писцов И. и Изборника 1076 г. - долгое время был предметом обсуждения в историко-филологической лит-ре и в итоге был решен отрицательно. Имя заказчика написано в рукописи по смытому тексту, вероятно, сразу после написания. Размеры смытого текста (прочесть к-рый не удалось даже с помощью совр. технических средств) указывают на то, что заменено было скорее указание на первоначального заказчика сборника царя Симеона, чем на предшественника Святослава на киевском престоле - его старшего брата кн. Изяслава (Димитрия) Ярославича (последняя т. зр. была распространена в лит-ре). Текст И. сохраняет языковую основу своего болг. протографа, а правописание писцов в разной степени отражает черты восточнослав. (древнерус.) орфографии. Характерную особенность И. составляет разделение текста на 2 части, оформленные как самостоятельные единицы посредством иллюминации, отдельного оглавления и самостоятельной нумерации статей. Причины такой организации И. не вполне ясны; наиболее вероятной выглядит гипотеза, что источником сборника послужил 2-томный кодекс. Особенностью списка 1073 г. является двоекратное помещение Похвалы Святославу Ярославичу (на л. 2-2 об. и 263 об.). Киевский кн. Святослав с семьей в предстоянии Спасителю. Миниатюра из Изборника 1073 г. (ГИМ. Син. 1043(31-д). Л. 1 об.) Киевский кн. Святослав с семьей в предстоянии Спасителю. Миниатюра из Изборника 1073 г. (ГИМ. Син. 1043(31-д). Л. 1 об.) И. украшен 5 миниатюрами, изображающими семью кн. Святослава Ярославича в предстоянии Спасителю, восседающему на престоле (на развороте л. 1 об.- 2), отцов Вселенских Соборов в архитектурном обрамлении (Л. 3, 3 об., 128, 128 об.), а также заставками и инициалами роскошного визант. (эмальерного) стиля, рисунками с изображениями знаков зодиака (Л. 250 об.- 251) и др. В болг. искусствоведческой лит-ре миниатюры (включая портрет княжеской семьи) и орнаментику И. принято рассматривать в качестве копий, восходящих к болг. оригиналу 1-й трети X в. В исследованиях отечественных искусствоведов отмечается связь иллюминации рукописи с образцами совр. ей визант. книжного искусства.

http://pravenc.ru/text/293834.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СВЯТОСЛАВ ЯРОСЛАВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Блгв. кн. Святослав (Николай) Ярославич с семьёй. Фрагмент миниатюры из Изборника Святослава (1073 г. Государственный исторический музей, Син. 1043 (3 1-д) Л. 1 об.) Святослав Ярославич ( 1027 - 1076 ), князь черниговский (с 1054) и киевский (с 1073), благоверный Память 21 мая (Чернигов. ), 27 декабря Из династии Рюриковичей , третий сын благоверного князя киевского Ярослава Мудрого от второго брака со шведской принцессой Ириной (Ингигердой), дочерью короля-мученика Олафа Шётконунга ; брат князей ИзяславаЯрославича и Всеволода Ярославича ; внук равноапостольного великого князя Владимира Святославича . Крестильным именем Святослава, согласно Любецкому синодику, было Николай . В 1054 году по так называемому завещанию Ярослава получил в княжение Чернигов и земли на Левобережье Днепра, которыми владел и после смерти отца. В Тмутаракани княжил его старший сын Глеб . После смерти Ярослава управлял Русью совместно со старшим братом Изяславом и младшим Всеволодом (т. н. триумвират Ярославичей). Они вели борьбу с кочевниками - торками и половцами, в частности, в 1060 году совместно с полоцким князем Всеславом Брячиславичем . Три старших брата-князя и их бояре провели реформу законодательства, приняв так называемую Правду Ярославичей (часть " Правды Русской " ). Триумвират вёл войну с полоцким князем Всеславом , который попал к ним в плен. Святослав Ярославич и его сын Глеб воевали с племянником Святослава Ростиславом Владимировичем за Тмутаракань (в 1064 Глеб занял местный княжеский стол, но в том же году был изгнан Ростиславом). В 1067 году Святослав участвовал в походе на Полоцк . В начале сентября 1068 года войска княжеского триумвирата потерпели поражение от половцев на реке Альта. Святослав бежал к Чернигову и, собрав там войска, 1 ноября того же года смог победить половцев у Сновска .

http://drevo-info.ru/articles/13681472.h...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010