720 . Хвольсон Д. Известия о хазарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славягах и русских Абу Али Ахмеда Бен Омар ибн Даста, неизвестного арабского писателя начала X в. – СПб., 1869. – 199 с. 721 . Хитрово М. Жизнь пустынных отцов. – Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1898 [пер. из «Церковной истории» пресвитера Руфина]. 722 . Хождение апостола Андрея в стране мирмидонян//Васильевский В. Г. Труды. – СПб., 1909. – Т 2. – Вып. 1. – С. 213–295. 723 . Хрестоматия по истории древнего мира. – М., 1953. – Т. 3. 724 . Хрестоматия по истории древнего Рима/Под ред. С. Л. Утченко. – М., 1962. 725 . Хрестоматия по истории средних веков: В 2 т./Под ред. С. Д. Сказкина. – М.: Изд-во соц.-эконом. лит-ры, 1961. – Т. 1; 1963. – Т. 2. 726 . Хрестоматия по истории средних веков: В 3 т./Под ред. Н. П. Грацианского и С. Д. Сказкина. – М.: Учпедгиз, 1949. – Т. 1; 1950. – Т. 2. 727 . Хрестоматия по истории южных и западных славян: В 3 т. – Минск, 1987. – Т. 1: Эпоха феодализма. 728 . Хроника Захарии Ритора//Пигулевская Н. В. Сирийская средневековая историография. Исследования и переводы. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. – С. 544570. 729 . Хроника Иешу Стилита//Пигулевская Н. В. Сирийская средневековая историография. Исследования и переводы. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. – С. 571–619. 730 . Хроника о турецких делах Константина, сына Михаила Константиновича из Ос- тровицы, раца, который был взят турками среди янычар//Муртузалиев С. И. Административно-судебная и военная система Османской империи XIII-XVII вв. Учебное пособие. 2-е изд., доп. – Махачкала: ИД Наука плюс, 2005. – С. 55–88. 731 . Хроника Петра Александрийского . Подгот. и предисл. З. Г Самодуровой//ВВ. – 1961. – Т 18. – С. 150–197. 732 . Хронограф Георгия Амартола. Греч. подлинник, приготовленный и изд. Э. Г Фон- Муральтом. – СПб., 1859. – 1016 с. 733 . Церковная история Евагрия, схоластика и почетного префекта. – СПб., 1853. – 544, XXXIX с. 734 . Церковная история Евсевия Памфила . – СПб.: Амфора, 2005. – 452 с. 735 . Церковная история Сократа Схоластика . – СПб, 1850. – 580 с. (Христианское чтение на 1850 г).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

н. Святогробском Типиконе ( Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Τ. 2. Σ. 99-105)) и, вероятно, Антиохии; аналогичный вид доныне имеют чины освящения М. у нехалкидонитов (см.: Denzinger. 1863; Strothmann, ed. 1973; Varghese. 1989. P. 310-327; Youssef. 2003; Youssef, Zanetti. 2012). В сирийской хронике Иешу Стилита (гл. 32) установление традиции освящения М. во время торжественного богослужения в Великий четверг связывается с именем еп. Петра Эдесского (498-510; см.: Пигулевская Н. В. Сирийская средневековая историография: Исследования и переводы. СПб., 2000. С. 583), но в «Церковной истории» Феодора Чтеца (VI в.; кн. 2, гл. 48) то же деяние приписано уже Петру Гнафевсу, монофизитскому патриарху Антиохии (469-489, с перерывами; см. PG. 86. Col. 208-209; этот фрагмент дословно воспроизводит в своей «Церковной истории» автор XIV в. Никифор Каллист Ксанфопул (PG. 147. Col. 84); впрочем, Феодору Чтецу указанный фрагмент, возможно, не принадлежит - см.: Pouderon B. Pourune évaluation de l " épitome anonyme d " histores ecclésiastiques//Mélanges Jean-Pierre Mahé. P., 2014. P. 527-545. (Travaux et mémoires; 18)). Традиция освящать М. именно в Великий четверг в последующие века сделалась повсеместной и на Востоке и на Западе как в связи с близостью этого дня к Великой субботе, дню Крещения и Миропомазания большого числа оглашаемых, так и в связи с евангельской символикой самого вещества М. В К-поле освящение М. сохранило более простую форму и сводилось к паре молитв (основная и главопреклонная), включаемых в состав Божественной литургии Великого четверга. К-польский чин освящения М. представлен уже в древнейшем сохранившемся собрании визант. литургических чинов - Барберини Евхологии (Vat. Barber. gr. 336 Fol. 124-128, кон. VIII в.), согласно к-рому сосуд с М. вносится в алтарь во время великого входа и поставляется на св. престол рядом с 1-м из дискосов; сразу по окончании анафоры епископ трижды осеняет М. знаком креста и произносит молитву: Κριε το λους κα πτερ τν φτων...

http://pravenc.ru/text/2563320.html

Оросительные каналы питали пригородные сады и виноградники. Все это делало Э. одним из самых красивых и процветавших центров Империи с пестрым населением из сирийцев, греков, персов, арабов (подробное описание содержит «Хроника» Йешу Стилита и трактат «О постройках» Прокопия Кесарийского). Несмотря на наличие разных религиозных верований (язычество, зороастризм, иудаизм), город славился христианскими реликвиями – письмом Христа к правителю Эдессы Авгару и мандилионом (мандилием), чудотворным платом с отпечатком лица Иисуса. Император Юстин I (518–527 гг.) переименовал город в Юстинополь, но название не прижилось. Город был завоеван арабами-мусульманами и переименован в Орфа (Урфа, Урхай). В 944 г. отвоеван византийцами, захватившими мандилион. В 1098 г Э оказалась в руках отважного норманнского герцога Танкреда, внука Роберта Гвискара, участника Первого Крестового похода, который устроил здесь княжество. Оно защищало Малую Азию от натиска мусульман с Востока, из середины Азии. См.: Эдесская хроника. Эдесская хроника – один из старейших памятников сирийской литературы середины VI в., греческое название «Краткая история», составители неизвестны. Отражает ранневизантийскую историю Ближнего Востока (до 539 г), имеет сложный состав (включает части, извлеченные из нескольких письменных источников, в том числе материалы архивов царей государства Осроены, чьей столицей была Эдесса, и хронику Йешу Стилита). Больше всего места занимают списки епископов Эдессы, сведения о церковных делах, преимущественно местного характера, а также исторические данные, относящиеся к Эдессе, Антиохии. Источник сохранился в единственной рукописи VII в., принадлежащей библиотеке римского Ватикана. См.: историки Византии. Эдикт – императорский указ, распоряжение. См.: закон. Эйситерия – риторическая приветственная речь. Эйсфора номоу – риторическая презентация закона. Экдик – греч. эквивалент лат. дефенсор; 1) «попечитель», официальный представитель на местах императорской власти, судебный исполнитель, представитель интересов земледельцев и мелких землевладельцев городской округи в провинциальном суде.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанн IV, Патриарх Константинопольский (582–595 гг.) Предписание монаху Блюдя прилежно скромность добронравную, Как должно, инок, взор держи потупленным: По сторонам бесчинно не мечи очей. Умей молчать, умей сказать ко времени. В одежде, сколь возможно, ограничь себя, А что до яств, ты должен на одно смотреть: Чтоб только немощь поддержать телесную. Что на столе поставлено, вкушать не грех, Но беса берегись чревоугодного. Не смей одними кушаньями брезговать Другие выбирать себе по прихоти. А кто брезглив, таким и мы побрезгуем. По большей части вовсе избегай вина Лишь занедужав, пригуби во здравие. На людях скромно руки под плащом держи; Да попусту за трапезой не важничай. И будь готов собрату услужить во всем. Болтливости и сплетни, как бича, беги: Они ввергают сердце в скверну смертную. Не смей плеваться посредине трапезы. А коль нужда припала так, что мочи нет, Сдержись, скорее выйди и откашляйся. О человече, есть и пить желаешь ты? В том худа нет: но бойся пресыщения. Перед тобою блюдо, из него и ешь, Не смей тянуться через стол, не жадничай. Смиренным и послушливым со всеми будь, Собрату не дерзай твердить досадливо: Прискучил – де, учитель, за собой смотри! Зевота неуемная – бесчинства знак Помысли о менадимом обычае 162 И не забудь ладонями прикрыть уста – Не окажи соседу неучтивости. У двери, как пристало, постучись слегка, Да не врывайся, словно пес сорвавшийся, Что по дому шныряет и подачки ждет. Во всем покорствуй старцам, и начальникам, За вычетом единым: если грех велит. Веди беседы тихие и кроткие, Ни с кем не забывай, монах, о скромности. Пусть смех твой будет мирною усмешкою: Не хохочи, ограды не кажи зубов. Беги родных: избегнешь огорчения. Страшись сношений с братьями юнейшими: Здесь сатана губительный скрывает ков. Не суесловь, не надмевайся гордостью, Не забывай о строгом послушании. Не суемудрствуй без нужды о догматах, Ученостью не хвастай, избегай греха. Коль все исполнил, радуйся и бодрым будь. Из Хроники Йешу Стилита (начало VI в.) о голоде и море в византийской Сирии в 500 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

е. освобождался) ото всех взысканий, [чтобы] никого не донимало никакое предостережение, не востребовалось никакое взыскание по завещательному поручению, [чтобы чиновный] аппарат молчал, адвокатура спряталась, [чтобы] этот же день был чужим для [судебного] следствия, а колючий голос глашатая умолк [...]. 2 . Однако же мы не допускаем, чтобы расслабляющие [душу] безделья религиозного дня задерживали кого-нибудь [среди] гадких наслаждений. В этот же день [пусть] никого из людей не требует себе ни театральная сцена, ни цирковое состязание, ни печальные зрелища [убийства] зверей; и даже если торжество выпадет на долженствующие быть прославляемыми [дни] – наше рождение или начало [правления], то оно откладывается. Из «Хроники» Йешу Стилита (начало VI в.) о ежегодном праздновании в начале мая в сирийской Эдессе §30. Год 808 г. н. э.]. ...Приблизилось опять время праздника, в который распевались языческие сказания и горожане приложили стараний больше, чем прежде. Еще за семь дней они стекались толпой к театру в вечернее время, одетые в льняные одежды, покрытые тюрбанами, с распоясанными бедрами. Перед ними горели светильники, курился фимиам, и они бодрствовали всю ночь, кружась по городу и прославляя плясуна до утра в песнях, кликах и высокомерии. По этой причине у них было в пренебрежении ходить на молитву, и ни один не приходил к [мысли] о своей чести, но в своей гордости они издевались над скромностью своих отцов, которые говорили: «Вы не должны делать всего этого, подобно нам». Простецы и невежды были жители города в старое время, поэтому они пребывали в нечестии, и не было никого, чтобы противиться им, прервать и научить их. В это время в Эдессе находился Ксенайя, епископ Маббогский 170 , о котором более других думалось, что он принял на себя труд поучения, но и он не беседовал с ними об этом предмете больше одного дня. В то время в Константинополь зашли люди, знавшие чудесное искусство. Они вышли первоначально из Египта и по пути, в Аравии, Персии, Армении и Грузии, показывали свое искусство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В тот самый год, когда в Константинополе была отпразднована победа над исаврами, восточная граница империи подверглась нашествию со стороны всегда неспокойных арабов. Племена, находившиеся под властью филарха Наамана, признававшего над собой верховную власть персидского царя, вторглись в провинцию Евфратезию, но были отражены и разбиты дуксом этой области Евгением. Поражение было нанесено в местности ближайшего к границе персидского города Бифрапсы. Одновременно с тем Роман, командир военных сил в Палестине, вел войну с арабами, которые вторглись в пределы империи из пустыни. Он имел дело с филархами – сначала Огаром, потом Габалой. Не ограничившись отражением последнего, Роман сам перешел в наступление и отвоевал остров Иотабу, который был некогда уступлен имп. Львом филарху Аморкесу. Этот остров имел значение важного промежуточного порта в торговых сношениях с Индией. Восстановив зависимость его от империи, Роман предоставил его в ведение купцам, которые плавали в индийские порты, и установил пошлины, взимавшиеся в пользу имперской казны. 1272 За два года раньше в Константинополь были присланы великолепный слон и два «камелопардала», т. е. жирафа. 1273 Записавший это событие в свою хронику комит Марцеллин считал их подарком Индии. 1274 Но в хронике Иешуа Стилита, проживавшего в Эдессе и ближе осведомленного о делах в Персии, есть упоминание о великолепном слоне, которого отправлял в Константинополь царь персидский Кавад в подарок императору в ту пору, когда шла война в Исаврии. 1275 Три года спустя, по смерти Огара, брат его Бадихарим начал опять тревожить Сирию и Финикию и совершал свои набеги с такой стремительной быстротой, что римские войска не могли настигнуть арабов при отступлении. Тревожное положение на границе с арабами прекратилось после того, как Анастасий заключил мир с отцом Бадихарима, Аретой (502 г.). 1276 В том же самом году началась серьезная война с персами. Долгий мир, не нарушавшийся с 442 года на восточной границе, имел своей причиной войны, которые приходилось вести персидским царям с их северо-восточными соседями, эфталитами, а также и те внутренние настроения в персидском царстве, которыми сопровождалась смена царей.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Frantz, A. Digenis Akritas: a byzantine epic and its illustration, pp. 87–91. Недавно найденные на афинской агора фрагменты византийской керамики XII–XIII вв. дают образцы иллюстрации византийской художественной светской литературы. Это иллюстрации к нескольким эпизодам византийского эпоса о Дигенисе Акрите; изображённые эпизоды свидетельствуют о широкой распространённости отдельных народных песен о Дигенисе, из которых далеко не все вошли в поэму, составленную в X в. Gregoire, Н. Notes on the byzantine epic. The greek folk-songs and their importance for the classification of the russian version and of the greek manuscripts, pp. 92–104. Археологические открытия, подтверждающие существование народных песен о Дигенисе Акрите, на основе которых создалась византийская поэма (см. выше ст. А. Франца), открывают новые возможности для классификации рукописей поэмы. Степень близости к народной песне определяет возраст данного рукописного варианта, возраст рукописи или её архетипа. Анализируя рукописи поэмы с этой точки зрения, автор устанавливает основные моменты её древнейшей тематики; поэма в своём древнейшем виде была павликианской, враждебной императору Василию I. Автор устанавливает отдельные детали рукописных вариантов; характеризующие хронологическое соотношение рукописей и вариантов, и даёт соответствующую таблицу всех существующих рукописей поэмы. Изданный текст поэмы воспроизводит одну из поздних и далёких от оригинала рукописей. Автор считает, что настало время предпринять критическое издание поэмы. Ter Nersessian, S. Remarks on the date of the menologium and the Psalter written for Basil II, pp. 104–125. Ватиканская рукопись менология датируется историками искусства приблизительно 1000-м годом. Анализируя текст, автор привлекает сообщения о землетрясении 989 г. в памятниках, связанных с менологием, прежде всего с синаксариями Сирмондианского кодекса, а также агиографические памятники, в частности биографию Луки Стилита, историю Льва Диакона, Яхъи Антиохийского. Устанавливается дата post quem – 979–989 гг.; terminus ante quem – 989 г. С этой точки зрения анализируется правление и личность Василия Второго; в конечном итоге рукопись менология датируется 986 г., а псалтири – 1019 г. Вторая часть статьи посвящена миниатюрам Ватиканской рукописи, анализу биографических данных о церковных деятелях, изображённых на этих миниатюрах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По прекрасному закону персов никто не смел отнять что-нибудь у деревенских, и они продавали, как хотели, за плату и вещи из города. Собирались они на рынок охотно. Рынок прекратился из-за убийства Глона и его всадников. Богатые, оставшиеся в городе были схвачены [персами] и около 10 тысяч мужчин были заключены в стадион. Их стерегли, и у них не было съестного. Они ели грязь и свой кал, пили свою мочу и, наконец, бросились друг на друга. Когда они почти [все] погибли, то были отпущены, как мертвые из гробов, в город, те, что оставшиеся еще в стадионе. Голодные женщины, находившиеся там, шайками забирали некоторых из мужчин прельщением, хитростью, обманом; они подстерегали их, убивали и поедали их. Больше 500 мужчин было съедено женщинами. Ужас великого голода, бывшего в этом городе, превзошел взятие Самарии 115 и разрушение Иерусалима [римлянами], о которых писано в Писании и сообщено Иосифом [Флавием] 116 . Из «Хроники Йешу Стилита о бедствиях в области Эдессы в 504/505 г. В том же году, после того как затихла война [с персами], дикие звери нападали на нас по той причине, что множество трупов принесла эта война, и они привыкли поедать человеческие тела. Когда сгнили и исчезли трупы убитых, звери вошли в деревни, схватывали детей и ели. Они нападали также на одиноких мужчин на дорогах и поедали их. Так были все испуганы, что во время жатвы не было ни одного человека во всей области, кто бы ночевал на гумне без шалаша от страха перед дикими зверями. Но с помощью Господа нашего, который во всякое время заботиться о нас и по своему милосердию от всяких испытаний избавляет нас, часть из них попала в руки деревенских, они зарезали их и послали мертвые тела в Эдессу. Часть была схвачена охотниками, которые связали их и водили живыми. «Страх перед вами и трепет я наведу на всех зверей земли» ( Быт. 9:2 ). Ведь за наши грехи Он послал на нас войну, голод, чуму, пленение, диких зверей и другие наказания, записанные и незаписанные, [но] по милости Своей спас нас от всех них. Из «Хронографии « Феофана Исповедника (811–814 гг.) о пожарах в Антиохии в 518–519 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

е. ок. 120 миллионов золотых рублей на наши деньги. Этот блестящий результат финансового управления Анастасия является лучшим свидетельством верности суждения об этом человеке тех, кто выдвигал на престол, опустевший по смерти Зенона, гражданского чиновника сравнительно невысокого ранга, не достигшего звания сенатора, хотя ему было уже 60 лет. Очевидно, Анастасий имел случай внушить им уважение к своим высоким дарованиям, хотя и не занимал раньше ответственных постов. Анастасий начал свое царствование изданием манифеста о сложении недоимок по государственным податям за прежнее время. Одновременно с тем был опубликован указ в ограничение бедствия, которое причиняли профессиональные доносчики (delatores). Весьма вероятно, что этот указ имел ближайшее отношение к взысканию податей и повинностей; но в нем была и другая сторона. Анастасий заявил им разрыв с прошлым, так как при Зеноне специальность доносчиков, приносившая денежные выгоды как им самим, так и правительству, стала тяжким общественным бедствием. 1391 Другим злом, против которого Анастасий вступил в борьбу с самого начала своего правления, была продажа административных должностей, которую пытался в свое время искоренить Маркиан. Но это старое зло вскоре возродилось, и при Зеноне выросли цены отдельных постов, смотря по их доходности. Прокопий Газский в своем панегирике Анастасию, вспоминая время Зенона, утверждает, что в ту пору административные должности отдавались тому, кто больше предлагал, в надежде затем нажиться за счет управляемых. 1392 Анастасий положил конец такому порядку и достиг в этом отношении блестящих результатов. В свидетельствах источников о времени его правления нет обычных жалоб на вымогательства и обиды чиновников, а в хронике Иешуа Стилита, писавшего в Эдессе, о многих помянутых по разным поводам чиновниках с похвалой отмечены их бескорыстие и забота об интересах подчиненного им населения. По старым традициям империи функция суда была связана с администрацией, а потому продажа должностей вела к большой неправде в судах.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

4-я       диоцеза, Восток, 15 провинций : Киликия I, Киликия II, Кипр, Исаврия, Сирия I, Сирия II, Евфратеза, Озроена, Месопотамия, Финикия, Финикия ливанская, Палестина I, Палестина II, Палестина III, Аравия; 5-я       диоцеза, Египет, 8 провинций: Египет, Августа I, Августа II, Аркадия, Фиваида I, Фиваида II, Верхняя Ливия, Нижняя Ливия. Нотиция 535 года, относящаяся лишь до префектуры Востока, почти тождественна со списком Гиерокла. В ней однако отмечены нижеследующие перемены: исчезновение в диоцезе Востока, Финикии ливанской и Исаврии; в диоцезе Понта, Понта Полемонтийского и Пафлагонии, за присоединением всех четырех провинций к другим административным округам; появление четырех вновь образованных провинций: Феодориаты в диоцезе Востока, Новой Юстиниании в диоцезе Азии, Великой Армении в диоцезе Понта, образованной через присоединение армянских вассальных княжеств; наконец Египта II в диецезе Египта. Не следует придавать какого-либо значения отсутствию четырех египетских провинций Фиваиды I, Фиваиды II, Аркадии и Нижней Ливии. Они были пропущены в списке 535 года, но  существовали в это время. 561 Префектура Иллирика, 13 провинций: Македония I, Македония II Фессалия, Эллада или Ахайя, Крит Древний Эпир, Новый Эпир, Нижняя Дакия, Верхняя Дакия, Дардания, Превалитана, Мизия I u Nahhohuя. 562 О войне с Персами 502–505 гг. см. В. Р., 33–47; Evagr., III, 37; так называемую летопись Иисуса Стилита, изд. Wright, стр. 37 u cлeд., u Zach. Rh., 104–115. 575 Евсевий, De laudibus Const., с. i6; De vita Const., I, 8 u II, 19, по цитате Гаскэ, loc. cit, стр. 39–40. 610 В 530 году византийская партия в Риме пыталась провести на папский престол против Бонифация II александрийского дьяконя Диоскора. См. Duchesne, La succession du pape Félix IV (Mél. dc ÍEcolc dc Rome, 1883). 614 He следует забывать того громадного усилия, которое было сделано для окончания завоевания. Точная цифра армии Нарзеса – неизвестна; но она была значительна, и вт армии насчитывалось более 30.000 человек (Bell.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010