Чис. 24:17 – обе стороны Моава; Иер. 48:32 вм. Ис. 16:8 ), и незнание географии и истории (Хешбон, аммонитский город, ср. Иер. 49:3 , назван между моавитскими в Иер. 48:34 , – город Сигона Чис. 21:28 назван просто Сигоном – Иер. 48:45 ). Впрочем Моверс, говоря о позднейших вставках Иер. 48 гл., не называет лица, сделавшего эти вставки и не определяет с точностию времени, когда оне внесены сюда. Но это делает за него Гитциг. Согласный, что 48 гл. не может быть вполне признана произведением Иеремии, Гитциг (стр. 352 и сл.) находит для себя совершенно ясным, что известные части главы (напр. ст. Иер. 48:16, 17, 26, 27 и по крайней мере основа ст. Иер. 48:40–42 ) составлены автором Ис. 40–66 гл. Но уже в ст. Иер. 48:40–42 обнаруживается будто бы, вместе с рукою девтеро-Исаии, рука другого неизвестного писателя, еще позднее жившего. Этот последний внес сюда некоторые стихи частию из других мест самой книги Иеремии (ст. Иер. 48:7, 40, 41, 44 ), частию некоторые отрывки из произведений других авторов, относящихся к Моаву (ст. Иер. 48:5, 29–38, 45, 46 ), иногда только навязав чужим изречениям отношение к Моаву (ст. Иер. 48:43, 44 ); наконец он делал прибавления и от себя, чтобы соединить вставки между собою (ст. Иер. 48:35, 45 ) и с подлинным текстом Иеремии (ст. Иер. 48:4, 8 ), или чтобы пополнить пробелы, возникавшие вследствие привнесения чужеродного (ст. Иер. 48:39 ). Тот вид, в котором являются здесь Ис. 15 и Ис. 16 гл. и Чис. 21:28, 29, 24:17 , будто бы обнаруживает в лице, внесшем сюда эти отделы, незнание истории и топографии моавитской области и даже еврейского языка, и Гитциг в заключение считает себя вправе сказать, что лицо это жило в маккавейскую эпоху. Два лица, таким образом старающиеся отвергнуть неповрежденность Иер. 48 гл., возбуждают подозрение относительно состоятельности своих возражений уже тем, что не согласны между собою в подробностях разграничения между подлинными и неподлинными частями пророчества. Между тем как Моверс решается прямо объявить не принадлежащими Иеремии лишь ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/n...

Иер.51:36 . Сего ради тако глаголет Господь: се, Аз судити буду соперника твоего и отмщу отмщение твое; потому что дознал ты вред, производимый грехом. «И пусто сотворю море его», то есть множество подданных. «И изсушу потоки его», и царство и владычество над всеми. Потом Пророк описывает, что свойственно запустению, о чем говорили мы нередко. ( Иер.51:37 ). «Не будет живущаго в нем». Ныне в Вавилон немного домов, и те разбросаны. Вельмож вавилонских уподобив львам, Пророк предсказывает их боязнь и гибель; ибо говорит: Иер.51:39 . Дам питие им, и упою я, да спят , и уснут сном вечным, и не востанут, глаголет Господь. ( Иер.51:40 ). «И низведу я яко агнцы на заклание, и яко овны с козлы», и начальников и подначальных, вместе с царем и подданных. Ибо «агнцами» и «козлами» Пророк назвал подданных, а овнами правителей. Иер.51:41 . Како взяся Сесах, и ята слава всея земли. Так называет самый Вавилон: потому что Сесахом в изъясненном нами выше назвал царя вавилонскаго ( Иер.25:26 ). Вероятно же, что так в древности именовался город, после же переименован Вавилоном. А что сим именем Пророк называет город, свидетельствуют о сем присовокупленные слова: «Како бысть» в истребление «Вавилон во» всех «языцех»? Показывает множество ополчившихся на него. Иер.51:42 . Взыде на Вавилон море в шуме волн своих, покрыся. Потом, предвозвестив запустение, снова выводит на среду Вила; ибо говорит: «( Иер.51:44 ). И посещу на Вила в Вавилоне, и извергу то, еже поглоти, от уст его, и не соберутся вящше к нему языцы». И Даниил упоминает о приносимой ему пище, и о том, как истребляли оную жрецы ( Дан.14:1–22 ). Пророческое же слово предсказывает о прекращении заблуждения, утешает народ Божий, советует не страшиться бедствий, угрожающих Вавилону, и извещает, что оные возвещены будут задолго прежде. Иер.51:46 . Приидет в то лето слышание, и по лете слышание, бедность и неправда на землю, и властелин на властелина», и притча на притчу. Хотя нашествие врагов возвещено за год и даже за два года; но они коснели в неправде и обычном им беззаконии. Посему-то угрожает гибелью, не только изваянным, которым поклонялись Вавилоняне, но и поклоняющимся, и сказует, что вся тварь возвеселится при конечной гибели Вавилона, открывает же и справедливость наказания.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Мессия должен иметь две природы: человеческую ( Быт.3:15 ; Ис.7:14 ; Быт.22:18 ; Пс.39:7 ; Дан7:13 ) и Божественную ( Пс.2 ; Пс.44 ; Пс.109 ; Ис.9:6 ; Иер.23:5 ; Вар.3:36-38 ; Мих.5:2 ; Мал.3:1 ); быть величайшим пророком ( Втор.18:18 ); царем ( Быт.49:10 ; 2 Цар.7:13 ; Пс. 2 ; Пс.131:11 ; Иез.37:24 ; Дан.7:13 ) и первосвященником ( Пс.109 ; Зах.6:12 ), помазанным Богом (Отцом) на эти служения ( Пс. 2 ; Пс.44 ; Ис. 42 ; Ис.61:1-4 ; Дан.9:24-27 ), добрым Пастырем ( Иез.34:23-24; 37:24 ; Мих.5:3 ). Он должен произойти от Авраама ( Быт.22:18 ), из колена Иуды ( Быт.49:9 ), из рода царя Давида ( 2 Цар.7:13 ), родится от Девы ( Ис.7:14 ) в городе Вифлееме ( Мих.5:2 ), распространять духовный свет ( Ис.9:1-2 ), исцелять больных ( Ис.35:5-6 ), пострадать, быть пронзенным, умереть, быть погребенным в новом гробе, потом воскреснуть ( Быт.49:9-11 ; Пс.39:7-10 ; Ис.50:5-7 и 53я глава; Зах.12:10 ; Пс.15:9-11 ) и вывести души из ада ( Зах.9:11 ). Время Его пришествия должно совпасть с утратой коленом Иудиным своей политической самостоятельности ( Быт.49:10 ), что должно произойти не позже семидесяти седьмин (490 лет), после указа о восстановлении города Иерусалима ( Дан.9:24-27 ) и не позже разрушения второго Иерусалимского Храма ( Агг.2:6 ; Мал.3:1 ). Согласно новозаветной и христианской экзегетической традиции, с ветхозаветными пророчествами были связаны также многие события, произошедшие в земной жизни Христа, среди которых: избиение младенцев в окрестностях Вифлеема ( Иер.31:15 ); проповедь Христа в Галилее ( Ис.9:1 ); вход в Иерусалим на ослице ( Зах.9:9 ; Быт.49:11 ); предательство Христа Иудой ( Пс.40:10 ; Пс.54:14 ; Пс.108:5 ) за тридцать серебряников и покупка на эти деньги села горшечника ( Зах.11:12 ); поругания и оплевания ( Ис.50:4-11 ), подробности распятия (21й псалом); причисление Мессии к беззаконникам и погребение у богатого ( Ис. 53 ); наступление тьмы во время распятия Христа ( Ам.8:9 ; Зах.14:5-9 ) и раскаяние народа ( Зах.12:10-13 ). Важным делом Мессии должно стать поражение дьявола и его силы ( Быт.3:15 ; Чис.24:17 ), искупление людей от грехов и исцеление их физических и душевных недугов ( Пс. 39 ; Ис.35:5-7; 42:1-12; 50:4 и 53 глава и 61:1–4; Зах.3:8-9 ) и примирение с Богом ( Быт.49:10 ; Иер.23:5 и 31:34; Иез.36:24-27 ; Дан.9:24-27 ; Зах.13:1 ). Он должен освятить верующих ( Зах.6:12 ), установить Новый Завет в замен ветхого ( Ис.42:2; 55:3 и 59:20–21; Дан.9:24-27 ), и этот завет будет вечным ( Иер.31:31 ; Ис.55:3 ). Ветхозаветные эсхатологические свидетельства предсказывают о призвании язычников в Царство Мессии ( Пс.71:10 ; Ис.11:1-11; 43:16-28; 49:6 и 65:1–3), о распространении веры, начиная с Иерусалима ( Ис.2:2 ), о том, что Его духовные блага должны распространиться на все человечество ( Быт.22:18 ; Пс.131:11 ; Ис.11:1; 42:1-12 и 54:1–5; Иез.34:23 и 37:24; Ам.9:11-12 ; Агг.2:6 ; Соф.3:9 ; Зах.9:9-11 ), а также о духовной радости верующих ( Ис.12:3 ).

http://azbyka.ru/apokalipsis/govorun-ser...

Излагая бывшие им видения, они, подобно Даниилу, говорят о себе в первом лице ( Ис.6:1 ; Ис.8:1, 5 ; Ис.21:2, 6, 10 ; Иер.1:4 ; Иер.2:1 ; Иез.1:4 ), а в исторических рассказах выражаются в третьем ( Ис.1:1 ; Ис.2:1 ; Ис.7:3 ; Иер.1:1, 2 ; Иер.7:1 ; Иер.14:1 ; Иез.1 и т. п.). Причины такого явления заключаются по мнению экзегетов, в том, что в требующих живости изображения видениях первое лице гораздо уместнее третьего. Подобно противникам единства книги пророка Даниила, ее подлинность отвергают и те экзегеты, которые утверждают, что она не есть произведение современника Вавилонского плена, а написана неизвестным лицом в Палестине во время Антиоха Епифана и Маккавеев между 170 и 164 г. до Р. X. Первым защитником подобного взгляда был неоплатоник Порфирий, за ним следуют Спиноза, Бертольд, Ленгерке, Кнобель, Гитциг, Бунзен, Бахман, Эвальд, Нольдеке, Граф, Рим, Штаде, Кюнен, Корниль, Кениг, Мейнголад и в самое последнее время Делич. Единственным прямым основанием относить происхождение книги пророка Даниила к эпохе Антиоха Епифана являются Дан.8:23–25 и Дан.11:31 , рассматриваемые перечисленными учеными, начиная с неоплатоника Порфирия, не как пророчество об отдаленном будущем, а как описание минувших событий в пророческой форме. Но подобное понимание данных мест встречает ничем не устранимое возражение в свидетельстве писателя 1-ой Маккавейской книги. Если книга Даниила написана при Антиохе Епифане, то почему же мнимый ее современник – автор Маккавейской книги счел ее пророчеством об этом времени ( 1Мак.2:49–62 ; 1Мак.1:39–54 = Дан.9:27 ; Дан.11:31–32 )? Относимая по указанным соображениям к эпохе Антиоха Епифана, книга Даниила считается вышеперечисленными лицами аллегорически легендарным воспроизведением истории этого царя и маккавейских времен. Под именем Навуходоносора, Валтасара и Дария Мидянина выводится будто бы Антиох в различных обнаружениях своей ненависти к иудейству, а под именем Даниила и его друзей – преследуемые Епифаном иудеи. Неестественность подобных параллелей очевидна сама собою. Даниил с друзьями воспитывается при царском дворе, окружается почестями, иногда, впрочем, живет в отделении от дел правления; маккавейские же иудеи были, напротив, целью гонений Антиоха, безжалостно им преследовались. Даниил был другом почитавших его царей, относился к ним с уважением и сочувствием ( Дан.2:38 ; Дан.4:16 ); Маккавеи же называют Антиоха «изобретателем всех зол, нечестивым и преступнейшим из всех людей» ( 2Мак.7:31–37 ), предвозвещают ему страшный гнев Божий. Вавилонские и мидийские цари познали под руководством Даниила силу Всевышнего, прославили силу Его всеведения, всемогущества, Правосудия ( Дан.2:47 ; Дан.3:95 ; Дан.4:34 ; Дан.6:26–27 ), а Антиох задался целью уничтожить иудейскую религию, заменить ее языческою и ввиду этого требовал от иудеев отречения от обрядности, обрезания, принесения жертв Господу ( 1Мак.1:41–42 ; 1Мак.1:44–50 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Так и было: евреи нарушили условия завета, и Господь удалил их от лица Своего ( Иер. 31:32 ). Новый Завет Господь заключает с уверенностью, что участники этого завета, обновленные сердцем и проникнутые страхом Божиим, пойдут по пути новому, т. е. будут исполнять заповеди Божии (ср. толк. 38–39 ст.), следов. будут достойны обещаемых от Бога милостей. Вот почему Господь, обещая милости Свои участникам нового завета, делает это от всего, сердца и от всей души, не предвидя или не ожидая того, что вынужден будет лишить их этих милостей, подобно тому, как это было некогда с участниками ветхого завета. Завещаю им завет вечный егоже не отвращу последи их, т. е. заключу с ними вечный завет (ср. толков. на – 31:35–37), который уже не отменю (не отвращу, не отрину, не отвергну) после них (подобно тому как было с ветхим заветом – Иер. 31:32 ). – Посещу еже ублажити я – посещу их милостью Своею (ср. Иер. 27:22: 29:10 ), чтобы благотворить, благодетельствовать им (το γαθσαι). Ближайшим образом здесь разумеется благодеяние, оказанное народу еврейскому в избавлении его от плена, на что указывают дальнейшие слова: и насажду я в земли сей с верою, а затем и все те духовные блага, которые даны Богом участникам нового завета. Якоже наведох на люди сия вся злая сия великая, тако Аз наведу на них вся благоты, яже Аз глаголах к ним (42 ст. ср. 31:28). – Основание такой перемены гнева Божия на милость к согрешившему народу еврейскому заключается с одной стороны в Божественном правосудии и милосердии, а с другой – в образе жизни и мыслей самого народа. Когда избранный народ Божий по нечестию своему оказался недостойным тех милостей, какие ему были обещаны под условием послушания воле Божией (ср. Исх. 19:5–6 : Втор. 28:1–13 ), Господь, как правосудный, отменил Свои благие обетования и лишил его обещанных милостей ( Втор. 28:36–37, 41, 45–52 ; 4Цар. 17:7–20 ; 2Пар. 36:14–17 ; Иер. 31:32 ). Но как всеведущий, предвидел, что в плену народ иудейский раскается в своих прежних грехах (ср. Иер. 31:18–19 ), и как милосердный, в виду этого дает ему теперь обещание помиловать от плена и возвратить свою землю (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

34. πλθυνε ταπεινουμνην κα τεταπεινωμνην — умножи… смирена и смирену. Перифразируем для гладкости и ясности русской речи. 35. Греч. διεπτασε — снял крышу и ограду; а блаж. Θеодорит чит. ξσπασεν — вырвал, исторг. 36. Греч. διφθειρε — погубил; слав. разсыпа, кажется, имело чтение: δισπειρε — мы его не нашли. 37. В рус. синод. пояснено: заставил забыть. 38. Παρξυνε — соб. раздражил, слав. озлоби; можно бы: потряс, как часто переводится этот глогол у Исаии. 5, 25; 14, 16; 23, 11 и др. Иер. 50:34. 39. Ατς — вер. Сиона. 40. Враги. 41. πστρεψεν — слав. обратися. 42. Τ προτεχισμα — слав. предградие. Иер. 52:7. 43. ξεχθη — излияся. 44. Желая как-бы снова возвратиться в утробу матери и покоясь на ея груди. 45. Μαρτυρσω — слав. засвидетельствую. Пользуемся перифразом рус. синод. пер. 46. Слав. кто соотв. греч. τς в исих. спп. и альд. изд.; в др. нет. 47. Εδν σοι — видеша ти — видели для тебя, т. е. по желанию и просьбе твоей, возвещали лжепророки. Ср. Иер. 28-29 гл. 48. ξσματα — букв. изгнания, слав. изриновения, т. е. доверие к этим мнимым видениям повело за собою изгнание Еврейского народа из обетованной земли и его погибель. Иер. 27:10. 15; 31, 18. 49. Слав. дщери соотв. θυγατρς — в син., XII, mg, в др. нет. 50. Μ σιωπσαιτο — букв. пусть не умолкает, рус. синод.: не опускай. 51. Слав. зеница соотв. κρη в XII, лук. и исих. спп., в компл. и альд. изд., в др. нет. Во многих греч. спп. добавлено θυγατρ (ват., text. recept.) или θυγατερ — алекс. 52. Слав. поучися соотв. δολσχησαι — (XII, исих. спп., компл., альд.) или δολσχησον (лук. спп.), от δολεσχω у LXX: поучаюсь, размышляю и говорю о законе, Господнем и свящ. истории (Псал. 76:3-6; 118, 15), и в этом размышлении нахожу себе успокоение. В алекс., ват., text. recept. γαλλασαι — вселись; — едвали удачно и соотв. контексту это чтение. 53. Молитвенно. 54. πεφλλισας — отребил еси. См. выше прим. к 1, 22. 55. По изъяснению блаж. Θеодорита, выражение отребление сотвори повар, указывает на тяжесть страданий Еврейского народа и на жестокость врогов, которые, как повар с ягодами, поступали с младенцами грудными. По мнению новых толковников, сл. повар греч. μαγειρος напоминает «архимагира Навузардана» (Иер. 52 гл.), который совершил безпощадное избиение Евреев, по взятии Иерусалима (Блоговещенский. Кн. Плач 345 стр.). В евр. т. нет соотв. выр., но во всех греч. спп. есть, только в алекс. вм. πεφλλισας стоит: πιφαλισας — унизил. Вероятно, сначала стояло на поле, а потом внесено в текст это выражение.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Смысл этого величественного образа есть, очевидно, тот, что существо Божие непостижимо, что человек может созерцать только славу Божию, т.е. только внешние обнаружения свойств Его в природе и человеке. Таков именно характер и представляет собою ветхозаветное учение о свойствах Божиих. Оно поставляет их или в независимости от условий времени и пространства, т.е. в вечности ( Втор.32:40 . Пс.89:3 . Ис.40:28 . Иер.10:10 ), самобытности ( Исх.3:13–14 . Ис.43:10 . Пс.35:10 ) и вездеприсутствии ( Быт.31:44 . Быт.28:15 . Втор.4:39 . Пс.138:7–10 . 3Цар.8:27 ), или, по соотношению с духом человеческим, во всеведении Божием ( Быт.16:13 . 1Цар.2:3 . Иер.10:10 . Пс.37:10 . Иов.28:24 ), в самоизволении ( Притч.21:1 , Иов.23:13 . Иер.27:5 . Дан.4:32 ), всемогуществе ( Быт.18:14 . Пс.88:9 . Пс.23:10 . Иер.32:18 . Иов.42:2 ), истинности, неизменности ( Пс.30:6 . Иер.10:10 . Пс.24:10 . Числ.23:19 ), правде, правосудии ( Быт.18:25 . Пс.10:7 . Пс.9:9 ) и в благости Божией ( Пс.103 . Пс.135:25 . Пс.144:16 . Пс.117:1 . Пс.102:8 ). Особенно характерно в ветхозаветном учении название Бога „святым“. Оно усвоено Себе Самим Богом и положено в основу всей ветхозаветной религии. Святы будьте, говорит Господь чрез Моисея народу, ибо свят Я, Господь Бог ваш ( Лев.19:2 ). Обозначая словопроизводством своим 261 нечто выделенное, отрешенное, светлое ( Ис.10:17 ), чистое ( Лев.10:10 ), оно указывает на отрешенность Божества, во-первых, от всего тварного, от всего того, что не Он ( Исх.15:11 , 1Цар.2:2 ) и, во-вторых, от всякой тварной нечистоты ( Лев.11:44, 21:8 ). Все, поэтому, греховное, нечистое находит в нем, как святом, строгого для себя обличителя. Вознесется, говорит пророк Исаия, Господь Саваоф в суде и Бог Святый прославится в правде ( Ис.5:16 ). Здесь причина казни Содома и Гоморры ( Быт.18 ). Будучи, по Своей святости, праведен и правосуден, Он есть, в то же время, и милостив. Он обещает пощадить нечестивые города ради десяти даже в них праведников ( Быт.18 ). Он Сам приходит на помощь человеку и дает ему освящающие его средства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

За последние 30-40 лет появились признаки начала возрождения веры во Христа среди евреев. В целом ряде больших городов США появились миссионерские центры евреев-христиан, проповедующих среди своих братьев по крови веру в Господа Иисуса Христа. Очень интересно и поучительно познакомиться с их брошюрами и книгами на религиозную тему. Видно, что составители этих брошюр отчетливо понимают Священное Писание и ветхозаветную еврейскую религию. Ясно и убедительно они объясняют предсказания пророков о Мессии и о Его благодатном Царстве. Интересующиеся могут выписать такие миссионерские брошюры на английском языке по адресу: Ветн Sar Shalom Publicamion 250 W. 57 St . N.Y., N.Y. 10023. Есть отделы этой миссионерской организации и в других больших городах США. Молим Бога помочь евреям увидеть своего Спасителя и начать служить Ему так усердно, как служили Богу их славные предки!   Указатель Мессианских Пророчеств. а) По содержанию. Пророки писали о том, что Мессия будет иметь две природы: человеческую (Быт. 3:15, Ис. 7:14, Быт. 22:18, Пс. 39:7, Дан 7:13) и Божескую (Пс. 2; Пс. 44; Пс. 109, Ис. 9:6, Иер. 23:5, Вар. 3:36-38, Мих. 5:2, Мал. 3:1); что Он будет величайшим пророком (Вт. 18:18); царем (Быт 49:10, 2 Цар. 7:13, Пс. 2, Пс. 131:11, Иез. 37:24, Дан. 7:13) и первосвященником (Пс.109; Зах. 6:12), помазанным Богом (Отцом) на эти служения (Пс. 2; Пс.44; Ис. 42; Ис. 61:1-4, Дан. 9:24-27), и будет добрым Пастырем (Иез. 34:23-24, 37:24, Мих. 5:3). Пророчества свидетельствовали также, что важным делом Мессии будет поражение дьявола и его силы (Быт. 3:15; Числа 24:17), искупление людей от грехов и исцеление их физических и душевных недугов (Пс. 39, Исаия 35:5-7, 42:1-12, 50:4 и 53 глава и 61:1-4, Зах. 3:8-9) и примирение с Богом (Быт. 49:10, Иер. 23:5 и 31:34, Иез. 36:24-27, Дан. 9:24-27, Зах. 13:1); что Он освятит верующих (Зах. 6:12), установит Новый Завет в замен ветхого (Исаия 42:2, 55:3 и 59:20-21, Дан. 9:24-27) и этот завет будет вечным (Иер. 31:31, Ис. 55:3). Пророки предсказали о призвании язычников в Царство Мессии (Пс. 71:10, Исаия 11:1-11, 43:16-28, 49:6 и 65:1-3), о распространении веры, начиная с Иерусалима (Ис.2:2), о том, что Его духовные блага распространятся на все человечество (Быт. 22:18, Пс. 131:11, Исаия 11:1, 42:1-12 и 54:1-5, Иез. 34:23 и 37:24, Амос 9:11-12, Агг. 2:6, Соф. 3:9, Зах. 9:9-11), и о духовной радости верующих (Ис. 12:3).

http://pravmir.ru/za-sotni-let-do-rozhde...

Иеремия и Авдемелех избавляются от плена ( Иер.39:11–18 ). 6 . Суд оставшихся от плена иудеев гл. 40–45. Оставшиеся от плена образовали особую колонию в Массифафе, где Годолия был гражданским, a Иеремия духовным руководителем народа (гл. 40). По наущению аммонитского царя Велисы, Исмаил-некто убил Годолию и принудил остаток народа бежать с ним в аммонитский лагерь. Иоанан, начальствовавший над рассянными по разным местам Иудеи, настиг Исмаила и освободил иудеев, которых вел с собою Исмаил. Сами иудеи, из страха пред халдеями, хотят уйти в Египет; но наперед желают получить согласие на это Иеремии. Бог чрез Иеремию повелевает им оставаться в Палестине; уверяет их, что Он защитит их от халдеев, между тем как если уйдут в Египет, то также погибнут как Иерусалим гл. 41,42. Но Иоанан не послушался слов Господа и пошел с остатком народа, взявши с собою и Иеремию, в Египет. В Египте Иеремия тотчас по повелению Божию должен был возвестить, что халдеи овладеют Египтом и умертвят всех иудеев гл. 43. Иудеи здесь скоро снова отпали от закна Господня в идолопоклонство, не смотря на страшный пример, какой они видели в Иудее и Иерусалиме ( Иер.44:1–10 ). Поэтому пророк неоднократно угрожает, что Бог истребит и остаток народа. Они ссылаются на историю своих предков и утверждают, что доколе они служили Астарте, то всегда наслаждались счастием, и что несчастия их всегда происходили от того, что они переставали служить небесной царице ( Иер.44:11–19 ). На это им возражает Иеремия, это именно за идолослужение теперь лежит в развалинах Иерусалим и иудеи в плену. На них также идет суд, и в знамение того, что он совершится, фараон Офра, на которого они надеятся, падет в руки халдеев ( Иер.44:20–30 ). Остается только, среди истребления, один Варух; но и он жалуется, что бедствию его нет конца, и Господь утешает его тем, что среди всеобщего поражения он останется невредимым гл. 45. Пророчества на языческие народы гл. 46–51. 1 . Египет, полагающийся на свою силу, потерпит поражение при Кархемисе и подчинен будет вавилонскому могуществу ( Иер.46:2–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Горькую правду констатировал в свое время пророк Михей: Враги человеку — домашние его (Мих 7:6). От Иеремии отреклись жители Анафофа (см. Иер 11:21), в котором прошла блаженная юность святого. “Жители Анафофа совещались о смерти Иеремии”, — пишет преподобный Ефрем Сирин 39 . Тот же учитель Церкви указывает и причины, спровоцировавшие ненависть анафофцев: “Конечно же, две были причины к сей ненависти: одна общая, потому что Иеремия обличал в народе общий грех идолопоклонства и приводил иудеев в ужас страшными угрозами другая же причина была частная, ибо жители Анафофа завидовали Иеремии, видя его превосходство и зная, что имя Иеремиино было в почтении у всего народа” 40 . Горькую чашу к встрече с пророком готовил и Иерусалим. За обличительные слова от лица Бога Иеремия оказался отверженным правящими кругами Иерусалима. Первый яркий инцидент произошел с начальником дома Божия священником Пасхором (Иер 20:1). За то, что “пророк сей обличал собратий его священников; и Пасхору прискорбно было, что Иеремия в царственном городе открыто учит против воли священников, воспрещавших ему сие” 41 , этот человек лишает Иеремию свободы, посадив его в колоду (Иер 20:2). Иеремия оказался лишним и всему остальному еврейскому обществу; оно уже мечтало об умерщвлении пророка Божия (Иер 18:18). Преподобный Ефрем Сирин следующим образом комментирует мотивы иудеев: “Нам полезно, чтобы умер Иеремия; ибо иначе, от враждебного нам пророчества его погибнет закон у священников, совет у мудрых, слово у пророков А если будет умерщвлен Иеремия, не прекратится ни закон, ни священство, ни пророчество” 42 . Воплощению коварного замысла недоставало царского соизволения. Гордый близорукий Иоаким (609–598 гг. правления) был для этого вполне подходящей фигурой. Он не стал долго терпеть колкого пророка, но заточил его в темнице (Иер 36:5). Дух же пророческий так и не удалось преломить раздраженному царю. “Он был в темнице и не оставлял пророчества! Обратим внимание на мужество праведника и любомудрие души его” 43 .

http://pravmir.ru/prorok-ieremija-v-svya...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010