16:14,15. Эта тесная связь проявляется в том, что Иисус делится с ними всем, что имеет Отец, как в идеальной дружбе в древности (см. коммент. к 15:15); в данном контексте, однако, определяющим является то, что Бог откроет верующим в Иисуса Свое сердце, как прежде Он открывал пророкам Свое слово (Быт. 18:17; Ам. 3:7).     16:16—33 «Вскоре увидите Меня»    После Своего воскресения Иисус возвратится к ученикам, чтобы дать им жизнь (14:18,19) и остаться с ними навсегда через дар Своего Духа (20:19—23).     16:16—22. Женщины часто умирали при родах. Пророки обычно использовали метафору родовых мук, изображая страдания, особенно посланные в наказание (Ис. 13:8; 21:3; 26:17; 42:14; Иер. 4:31; 6:24; 13:21; 22:23; 30:6; 40:22—24; 50:43; Мих. 4:9,10; ср.: Пс. 47:7). В некоторых ветхозаветных текстах эти мукисимволизировали рождение новой, мессианской эры (Ис. 66:7—10; Мих. 5:1—4; ср.: Ис. 9:6; 53— 54:1; 62:5; Ос. 13:13,14).    В раннем иудаизме метафору родовых мук относили к периоду скорби, предшествующему концу света и воскресению мертвых. Гроб Иисуса был чревом Его воскресения, а само Его воскресение знаменует собой начало нового века; воскресение Иисуса означает, что жизнь грядущего мира ныне уже доступна Его ученикам (см. коммент. к 3:16).     16:23,24. См. коммент. к 14:12—14, особенно об использовании «имени» в молитве.     16:25—28. Еврейские учителя, следуя традиции ветхозаветных книг мудрости, часто использовали в процессе обучения притчи и загадки. Хотя ученики еще не готовы полностью осознать сущность новых отношений с Богом, о которых говорит Иисус (16:12), Он подготавливает их к этому.     16:29,30. В контексте четвертого Евангелия способность Иисуса предугадывать вопросы прежде, чем они прозвучат, свидетельствует о Его необыкновенной проницательности; см. коммент. к 1и 2:24,25.     16:31,32. Предсказание «рассеяния», возможно, связано с Зах. 13(ср.: Мф. 26:31). В Ветхом Завете часто упоминается рассеяние Божьей паствы в отсутствие верного пастыря (ср., напр.: Ис.53:6; Иер.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

…скорее рабской, чем свободной.— Эти слова Августина (Lib., II, 8, 23.- In: PL, 44, 689), возможно, и побудили Лютера дать своему сочинению название «De servo arbitrio», хотя, конечно, немалую роль здесь играет и полемический задор (у Эразма «О свободной воле», у Лютера- «О рабской воле»)). Магистр Сентенций - почтительное упоминание Петра Ломбардского; см. примеч. 286. См.: Тит., 3, 5. Прем., 15, 14-18. …до греческих календ…— То есть отложить па неопределенно долгий срок; это выражение соответствует русскому «после дождичка в четверг». («Календы» у римлян - первое число каждого месяца. У греков уе было такого обозначения первого дня.) Пс., 4, 7. Пс., 64, 6. См.: Лк., II, 23. См.: 1 Кор., 1, 20. См.: примеч. 288. WA, 1, 359 сл.; WA, 7, 142 сл. Ср. 13-й тезис Гейдельбергских тезисов 1518 г. и «Assertio omnium articulorum…» 1520 г. С учением Уиклифа Лютер познакомился из решений Коустанцского собора. Речь идет о Книге Премудрости Иисуса сына Сирахова. См.: Лк., 3, 1: «…когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее…». В оригинале сравнение, связанное с музыкой: «quid disdiapason conveniat» («из другой октавы»). Быт., 1, 26. См.: Рим., 3, 20. Мадианитяне - потомки Мадиана, четвертого сына Авраама (См.: Быт., 25, 2); арабское племя. Согласно библейскому повествованию, вместе с некоторыми другими народами мадианитяпе хотели ввести израильтян в идолослужение (См.: Чис., 22. 4, 7; 25, 1 сл.) См.: Суд., 7, 22. См.: Еф., 2, 8. Быт., 4, 7. Исх., 20. 3; 13. Втор., 30, 5; 9. Рим., 3, 20. …из больших конкорданций…— «Конкорданция» — книга с цитатами из Библии, расположенными в алфавитном порядке… Тривиум (лат.) - «трехпутье» лектики и риторики, т. е. Школьная подготовка к более высоким штудиям. …пока поднесешь кусок ко рту.- Поговорка; ср.; Адагии, 12. Втор., 30, 2; 15 слл. См.: Еф., 2, 1. См.: Пс., 34/33, 19. См.: Лк., 4, 18. См.: Ис., 61, 1. См.: Лк., 4, 18. Ис., 1, 19. Ис., 21. 12. Ис., 45, 42. Там же. 52, 11 сл. Иер., 15, 19. Зах., 1, 3. Мф., 22, 37. …Левиафан Диатрибы…-см… Иов, 40, 20 ел.; Левиафан-огромное чудовище, обитающее в воде. В Библии говорится о «левиафане, змее прямо бегущем, и о левиафане, змее изгибающемся» (Ис., 27, 1),

http://sedmitza.ru/lib/text/441016/

Иудеи знали, что придет Мессия, знали и время Его пришествия ( Быт.49:9,10 ; Дан.9:24–27 ; Агг. 11:1–10 ; Мал.3:1 ), и место, где имел родиться Спаситель мира ( Мих.5:2 ), и колено, от которого Он имел произойти ( 2Цар.7:16 ; Ис.9:1–3 ; Иер.23:5:16 ), равно как и все обстоятельства Его земной жизни, начиная с рождения и до самой смерти и воскресения ( Ис.9:1,2; 7:1–3; 26:19; 35:3–6; 53:7 ; Ос.6:3 ; Зах.9:9; 11:12,13; 12:10 и др.), знали, что Он будет Еммануил ( Ис.7:14 ), то есть, человек и вместе Бог крепкий ( Ис. 9:6 ) или Сын Божий ( Пс.2:7; 109:3 ), и не смотря на то, когда Сын Божий пришел к ним и начал говорить, что Он – Мессия – Христос ( Ин.10:24:25 ), не уверовали в Него; во своя прииде, и свои Его не прияша ( Ин.1:11 ), и не только не приняли, но и распяли, как злодея и богохульника ( Ин.10:30,33 ; Мф.26:65 ). Удивительно ли, что и Христиане по имени только, а не по вере и жизни, несмотря на то, что знают о пришествии антихриста, его делах и свойствах, когда сын погибели и враг Божий будет выдавать себя за бога, уверуют в него? «Апостол Павел пишет, говорят раскольники, яко сести ему (антихристу) в Церкви Божией, показуя себе, яко бог есть; Златоуст же глаголет: не во единой, но в церквах, – во множественном числе полагает; и аще, по Апостолу, в церкви единой, то како мощно во едину церковь от всея вселенные на поклонение ему собратися. Глаголет бо Тайновидец – и поклонятся ему вси живущии во вселенной, яко богови святому, аще же, по Златоустову, во многих, то како мощно единому человеку во многия церкви себе разделити» 157 . Решить это возражение очень нетрудно. Выражение: сидеть (καθισαι), по неоднократно одинаковому употреблению в Священном Писании ( 1Кор.6:4 Еф.1:20:21 ), соответствует понятью господствующего управления. Смысл, следовательно, слов Апостола будет такой: после того, как антихрист «разорит всех богов и повелит кланяться себе вместо Бога» 158 , после того, как люди признают его своим царем и богом, он сядет в Церкви Божией, то есть, начнет распоряжаться и действовать в мире так, как бы он был истинный Бог , со всею властью и правами небесного Владыки, станет давать своим последователям различные законы и повеления, хотя будет повелевать «ничто же здраво, но вся законопреступно» 159 , будет требовать от всех божеского почтения, вообще сотворит по воли своей и управит, дóндеже скончается гнев ( Дан.11:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/o...

    10:19—21. Еврейское сообщество снова испытывает раскол из-за отношения к Иисусу (ср. также: 7:43; 9:16), как это было и в дни Иоанна. По поводу обвинений в одержимости бесом см. коммент. к 7:20.     10:22—42 В храме на празднике обновления     10:22. Ханука, праздник обновления, не требовал паломничества, но на восьмой день этого праздника, когда в храме зажигалось множество огней, это радостное и величественное зрелище привлекало многих благочестивых евреев из соседней Галилеи в Иерусалим. Этот праздник следовал непосредственно за событиями, связанными с Праздником кущей (7— 10:21).     10:23. Храм был со всех сторон окружен галереями, или «притворами». Царский притвор, на юге, состоял из четырех рядов колонн; с остальных трех сторон крытые галереи были образованы двумя рядами колонн.Восточный притвор назывался Соломоновым, поскольку считалось, что под ним сохранились остатки храма Соломона. В греческой архитектуре такие галереи были обычны, и там всегда можно было послушать речи ораторов или принять участие в философской дискуссии. Зимой в Иерусалиме было холодно, поэтому люди предпочитали находиться не на открытых дворах храма, а внутри колоннады.     10:24. См.: 8:25; ср. также обсуждение темы " мессианской тайны во введении к коммент. к Евангелию от Марка. Эти иудеи либо неверно поняли слова Иисуса, либо хотели обвинить Его в подстрекательстве кмятежу (ср.: 18:29—35).     10:25—27. О послушании голосу Иисуса ср.: 10:3,4.     10:28,29. Пастырь, который защитит своих овец от воров или хищников, должен быть готов заплатить большую цену (10:12,15), но такова цена верности (Иер. 23:4).     10:30. Слушатели могли подумать о взаимоотношениях между Израилем и Богом, но для этого слова Иисуса слишком ясны: они перекликаются с символом веры иудаизма в единого Бога (Втор. 6:4). Со стороны Иисуса утверждение о Своем единстве с Отцом (несмотря на отличие от Него) равнозначно утверждению о Своей божественности.     10:31—33. Ср.: 5:18; 8:59; как и в других случаях, противники Иисуса понимают, что Он притязает на божественность, даже если не осознают, что из этого следует.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Это произойдет чуть позже, лет 30 спустя, когда в Египте воцарится XXV (эфиопская) династия. 458 Речь идет о Салманасаре V (726-722). 459 4 Цар. 18, 2 Пар. 29. 460 2 Пар. 30. 461 Синаххериб (704-681). 462 4 Цар. 19, 2 Пар. 32, Ис. 36. 463 Ис. 37. 464 В 4 Цар. 19:9: Тиргака. Он известен как фараон XXV династии Тахарка (690-664). 465 4 Цар. 20, Ис. 38. 466 4 Цар. 21. 467 2 Пар. 33. 468 2 Пар. 33:1. Но в 4 Цар. 21:1 называется другая цифра: 50 лет. 469 Согласно 4 Цар. 21:18: Аммон. 470 4 Цар. 22. 471 См.: 3 Цар. 13:2. 472 Имеется в виду фараон Нехо (610-595). 473 Наоборот, опасаясь усиления Вавилонии, Нехо решил оказать помощь гибнущей Ассирии против, тогда еще наследника престола, Навуходоносора. 474 2 Пар. 35. 475 Согласно 4 Цар. 22:1 и 2 Пар. 34:1 Иосия правил 31 год. 476 4 Цар. 23. 477 4 Цар. 24. 478 Согласно 4 Цар. 24:6 и 2 Пар. 36:8 сына Иоакима звали Иехония и его приход к власти был несколько иным. 479 4 Цар. 25. 480 Согласно 4 Цар. 25:27 - 37 лет. 481 Иер. 37. 482 Иер. 32:4-5. 483 Дан. 1. 484 В Дан. 1:11 и 16: Амелсар. 485 Дан. 2. 486 В Дан.2:48 говорится: " ... поставил его (Даниила - А.Д.) над всею областью Вавилонскою и главным начальником над всеми мудрецами Вавилонскими " . 487 Имеется в виду Христос. См.: Иез. 34:23-24. 488 Имеется в виду Книга пророка Иезекииля. 489 Иер. 41. 490 Дан. 3. 491 Дан. 4. 492 В 4 Цар. 25:27 - Евилмеродах. 493 Дан. 5. 494 Т.е. автор призывает интересующихся деталями самостоятельно обратиться к книге Даниила. 495 Последний мидийский царь Астиаг правил с 585 по 550 г. и ко времени взятия Вавилона царство его, покоренное Киром, уже не существовало. 496 См. прим. 252. 497 2 Пар. 36, 1 Езд. 1. 498 В Дан. 14:3 - Вил. В данном случае речь идет, разумеется, не о царе Беле (ибо такового в истории Вавилонии никогда не существовало), а о боге Беле (аккад., от общесемитского Балу, " владыка " , " господин " ) - в аккадской мифологии обозначение некоторых богов; ко II-I тыс. до н.э. в единый образ " владыки " сливаются Энлиль и Мардук. Изображение Бела в образе быка или человека с головой быка свидетельствует о том, что он, очевидно, считался носителем плодоносящей силы. 499

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Из фигурирующих в Ветхом Завете 9 двадцати девяти наименований, связанных со сферой музыкального инструментария, двадцать одно типологически атрибутировано с большей или меньшей степенью точности. Это: а) духовые инструменты, куда входят рога ( шофар , керен , йобел , карна ), трубы ( хацоцра ) и деревянные духовые ( халил , угаб , машрокита ); б) струнные щипковые, включающие лиры ( киннор , катрос ), арфы ( небел , саббха ), цитры ( асор ), а также струнные ударные, к которым относится тип цимбал ( псант е рин ); в) ударные, состоящие из мембранных ( тоф ) и самозвучащих шумовых ( м е нааним , шалишим , целцелимм е цилтайм , мциллот и паамоним ). Идентификация остальных восьми названий ( сумпониасипониа , махол , шеминит , аламот , н е гинот , н е хиллот , гиттит , шушан ) весьма спорна. Поскольку рассмотрение спорных терминов требует длинных рассуждений, мы ограничимся обзором только основного корпуса библейских инструментов, но прежде приведем сводную таблицу их упоминаний 10 .   шофар Исх 19:16,19; 20:18; Лев 23:24; 25:9; Нав 6:3–5,7–8,12,15,19; Суд 3:27; 6:34; 7:8,16,18–20,22; 1 Цар 13:3; 2 Цар 2:28; 6:15; 15:10; 18:16; 20:1,22; 3 Цар 1:34,39,41; 4 Цар 9:13; 1 Пар 15:28; 2 Пар 15:14; Неем 4:18,20; Иов 39:24–25; Пс 46:6; 97:6; 150:3; Ис 18:3; 27:13; 58:1; Иер 4:5,19,21; 6:1,17; 42:14; 51:27; Иез 7:14; 33:3–6; Ос 5:8; 8:1; Иоил 2:1,15; Ам 2:2; 3:6; Соф 1:16; Зах 9:14 хацоцра Чис 10:2–5,8–10; 31:6; 4 Цар 11:14; 12:13; 1 Пар 13:8; 15:24,28; 16:42; 2 Пар 5:12–13; 7:6; 13:12,14; 15:14; 20:28; 23:13; 29:26–28; 1 Езд 3:10; Неем 12:35,41; Пс 97:6; Ос 5:8 Исх 19:13; Нав 6:3,5,7,13 Нав 6:4 Дан 3:5,7,10,15 киннор Быт 4:21; 31:27; 1 Цар 10:5; 16:16,23; 2 Цар 6:5; 3 Цар 10:12; 1 Пар 13:8; 15:16,21,28; 16:5; 25:1,3,6; 2 Пар 5:12; 9:11; 20:28; 29:25; Неем 12:27; Иов 21:12; 30:31; Пс 32:2; 42:4; 48:5; 56:9; 70:22; 80:3; 91:4; 97:5; 136:2; 146:7; 149:3; 150:3; Ис 5:12; 16:11; 23:16; 24:8; 30:32; Иез 26:13 1 Цар 10:5; 2 Цар 6:5; 3 Цар 10:12; 1 Пар 13:8; 15:16,20,28; 16:5; 25:1,6; 2 Пар 5:12; 9:11; 20:28; 29:25; Неем 12:27; Пс 32:2; 56:9; 70:22; 80:3; 91:4; 150:3; Ис 5:12; Ам 5:23; 6:5

http://pravmir.ru/bibleyskie-muzyikalnyi...

Иер. 25 :21. И Идумею, и Моавитскую землю, и сынов Аммона, Иер. 25 :22. И всех царей Тира, и царей Сидона, и царей, которые по ту сторону моря 610 , Иер. 25 :23. И Дедана, и Фемана, и Роса 611 и всякого стригущого волосы на лице своем 612 , Иер. 25 :24. И всех царей Аравии, и все разноплеменные народы, обитающие в пустыни 613 , Иер. 25 :25. И всех царей Замврийских 614 , и всех царей Еламских, и всех царей Персидских, Иер. 25 :26. И всех царей восточных, дальних и близких друг к другу, и все царства на лице земли, а царь Сесах 615 выпьет после них. Иер. 25 :27. И скажи им: так говорит Господь сил, Бог Израилев: пейте и опьянейте, и изрыгните, и падите, и не вставайте от меча, который Я пошлю на вас. Иер. 25 :28. И если они не захотят принять чашу от руки твоей, чтобы пить, скажи им: так говорит Господь: непременно пейте. Иер. 25 :29. Ибо в городе, на котором наречено имя Мое, Я начну наводить бедствия, и вы никак не избавитесь 616 , так как Я призываю меч на всех живущих на земле, говорит Господь сил. Иер. 25 :30. А ты прореки на них все слова сии и скажи 617 : Господь с высоты совершит суд 618 , из святилища Своего издаст глас Свой, приговор 619 произнесет на место Свое, а они 620 , подобно топчущим виноград, ответят 621 . И на всех жителей земли придет погибель: Иер. 25 :31. На (отдаленную) часть 622 земли, ибо у Господа суд с народами, Он будет судиться со всякою плотию, и нечестивые преданы мечу, говорит Господь. Иер. 25 :32. Так говорит Господь: вот бедствия идут от народа к народу, и большой вихрь поднимается с края земли. Иер. 25 :33. И будут пораженные Господом в день Господень от конца земли до конца земли: не будут ни оплаканы, ни собраны, ни погребены, навозом будут на лице земли. Иер. 25 :34. Воскликните, пастухи, и возопийте и восплачьте, овны овчие 623 , ибо наступили дни вашего заклания, и падете, как лучшие овны. Иер. 25 :35. И не будет убежища пастухам и спасения овнам овечьим 624 . Иер. 25 :36. (Слышен) голос вопля пастухов и блеяния овец и овнов, ибо Господь истребил пастбища их.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Иер. 48 :17. Пожалейте 1093 его все, живущие 1094 вокруг его, и все знающие имя его, скажите: „как сокрушен жезл силы, посох славы!“ Иер. 48 :18. Сойди со славы 1095 и сядь в грязи, жительница — дочь Дивона, ибо опустошитель 1096 Моава придет к тебе разрушить укрепления твои. Иер. 48 :19. Стань на пути и посмотри, жительница Ароера, и спрашивай бегущого и спасающагося, и скажи: „что это сделалось“? Иер. 48 :20. Посрамлен Моав, ибо побежден 1097 , рыдайте и вопийте, возвестите в Арноне, что погиб Моав. Иер. 48 :21. И суд пришел на равнину 1098 , на Хелон, и на Рефас, и на Мофаф 1099 . Иер. 48 :22. И на Девон, и на Наво, и на дом Девлафаим, Иер. 48 :23. И на Кариафаим, и на Вефгамул, и на дом Маонов, Иер. 48 :24. И на Кариоф, и на Восор, и на все города Моавитские, дальние и ближние. Иер. 48 :25. Отсечен рог Моава и мышца его сокрушена, говорит Господь. Иер. 48 :26. Напойте пьяным 1100 его, ибо он стал величаться пред Господом, и ударит Моав рукою своею (о блевотину) 1101 и сам будет посмешищем. Иер. 48 :27. Не служил ли посмешищем и для тебя Израиль? или он захвачен был в краже у тебя, что ты воевал против него? В другое место переселишься 1102 . Иер. 48 :28. Оставьте города и живите 1103 на скалах, жители Моава, и будьте как голуби, устраивающие гнезда на скалах, при входе в пещеры 1104 . Иер. 48 :29. Слышали мы о гордости Моава, – весьма горд он был, — о надменности его и кичливости его, о превозношении и спеси сердца его 1105 . Иер. 48 :30. Но Я знаю дела его, говорит Господь, не благополучие 1106 -ли его к этому привело? Иер. 48 :31. Посему о Моаве всюду рыдайте, вопийте о мужах, остриженных 1107 в (знак) печали. Иер. 48 :32. Ибо плачем Иазировым буду плакать о тебе, виноградник Асерима: отрасли твои простирались за море, достигали городов Иазера; (но) хищник напал на жатву 1108 твою и на собирание винограда твоего. Иер. 48 :33. Радость и веселие отняты от Кармила 1109 и от земли Моавитской, и вино у точил Я отнял, и топчущий виноградную ягоду никогда не запоет, по обычаю, песни 1110 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Мотив вечности З. с Давидом прослеживается и во мн. др. текстах, где речь идет об этом З. Иудейский царь Авия напоминает колену Ефрема, что Яхве дал Давиду и его сыновьям вечное царство «по завету соли» (2 Пар 13. 5). Точный смысл этого выражения остается предметом предположений толкователей, но, по всей вероятности, «соль» здесь служит метафорой постоянства (ср.: Числ 18. 19; Лев 2. 13). В 2 Пар 21. 7 отмечается, что, несмотря на прегрешения Давида, Господь «не хотел... погубить дома Давидова ради завета, который заключил с Давидом...» (ср.: Иер 33. 19-21). Условие вечности династии царя Давида - верность его потомков З. с Яхве. Яхве может отвернуться от царя из его династии («Ты… пренебрег завет с рабом Твоим, поверг на землю венец его» - Пс 88. 39-40), но «если сыновья твои будут сохранять завет Мой и откровения Мои, которым Я научу их, то и их сыновья вовеки будут сидеть на престоле твоем» (Пс 131. 12). Вечность З. с Давидом и данных ему обетований становится темой мн. псалмов (Пс 17. 51; 77. 70; 88. 4, 21, 27-28, 36, 50; 121. 5; 131. 1, 10, 11, 17; 143. 10). Особо выделяется мессианский Пс 2, в котором сам Давид прямо не упоминается, но цитируется пророчество Нафана (2 Цар 7. 14; ср.: Пс 88. 27). Пророки часто говорят о вечности З. с Давидом (Иер 33. 20-21). Давид называется рабом Божиим (Ис 37. 35; Иер 33. 21-22, 26; Иез 34. 23-24; 37. 24-25), ради к-рого Бог охраняет Иерусалим (Ис 37. 35) и заключит с Израилем «вечный» З. (Ис 55. 3). Династия Давида будет восстановлена на престоле (Иер 23. 5; 33. 15). В Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, царь Давид прославляется за то, что он определил порядок праздников, ему были прощены все грехи и с ним заключен «завет царственный» (Сир 47. 1-13; ср.: 45. 30). Верность Давида является примером для царей, к-рым необходимо держаться «путей Давида» (Сир 48. 25), как одного из тех, кто не согрешили (Сир 49. 5). З. в пророческой литературе Термин   у ранних, допленных пророков встречается довольно редко ( Lindblom J. Prophecy in Ancient Israel. Oxf., 1962. P. 329-330). Прор. Амос говорит прежде всего об избрании, но не о З. У прор. Осии идея З. выражена метафорически, с помощью образа брака; однако дважды он говорит и о преступлении З. (Ос 6. 7; 8. 1). Пророки Михей, Наум, Софония и Аввакум не упоминают З.

http://pravenc.ru/text/182425.html

5. Жизнь, жизненная сила. В большинстве употреблений   обозначает факт или состояние существования живого существа как противоположность угрозе жизни, болезни или смерти и в этом смысле соответствует рус. «жизнь» или «здоровье». В таком значении   употребляется в контекстах, где речь идет о сохранении, спасении жизни, а также об угрозе, опасности или о гибели. Часто спасение   прямо противопоставляется смерти. Так, напр., дочь Саула и жена Давида Мелхола, предупреждая мужа о готовящемся покушении на его жизнь, говорит ему: «...если ты не спасешь души твоей в эту ночь, то завтра будешь убит» (1 Цар 19. 11). Теми же словами прор. Нафан сообщает Саломии об угрожающей ей и ее сыну опасности: «Теперь, вот, я советую тебе: спасай жизнь твою (  ) и жизнь сына твоего (    ) Соломона» (3 Цар 1. 12). В словах Иова следствием избавления   от смерти является жизнь (  ): «Он освободил душу мою от могилы, и жизнь моя видит свет» (Иов 33. 28; ср.: 33. 30). Согласно Книге Притчей Соломоновых, соблюдение заповедей равнозначно сохранению   тогда как нарушение их ведет к смерти: «Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет (   - умрет)» (Притч 19. 16); «Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою» (Притч 21. 23); «Терны и сети на пути коварного; кто бережет душу свою, удались от них» (Притч 22. 5; ср.: 1. 19). В том же значении слово   используется в выражении «искать (  ) душу», описывающем желание лишить кого-либо жизни: «И сказал Господь Моисею в [земле] Мадиамской: пойди, возвратись в Египет, ибо умерли все, искавшие души твоей» (Исх 4. 19); «Давид убежал из Навафа в Раме и пришел и сказал Ионафану: что сделал я, в чем неправда моя, чем согрешил я пред отцом твоим, что он ищет души моей?» (1 Цар 20. 1; ср.: 22. 23; 23. 15; 25. 29; 2 Цар 4. 8; 16. 11; 3 Цар 19. 10; Иер 4. 30; ср.: 11. 21; 19. 7, 9; 21. 7; 22. 25; 34. 20, 21; 38. 16; 44. 30; 46. 26; 49. 37; Пс 34(35). 4; 37(38). 13; 39(40). 15; 53(54). 5; 62(63). 10; 69(70). 3; 85(86). 14). Эта же идея выражается синонимичными оборотами «подстерегать душу» (        ), «нападать на душу» (    ) и др. Такие выражения характерны для Псалтири, пророческих книг и лит-ры Премудрости, напр.: «...ибо вот, они подстерегают душу мою» (Пс 58 (59). 3); «Толпою устремляются они на душу (    ) праведника и осуждают кровь неповинную» (Пс 93(94). 21; ср.: 34(35). 7; 55(56). 7; 70(71). 10, 13; 123(124). 7; 142(143). 3, 12; Иов 19. 2; Иер 18. 20; Иез 13. 18, 20; Притч 1. 18; 18. 7; 22. 25). Встречаются они также и в исторических текстах. Так, Давид говорит Саулу: «Отец мой! посмотри на край одежды твоей в руке моей; я отрезал край одежды твоей, а тебя не убил... а ты ищешь души моей (    ), чтоб отнять ее» (1 Цар 24. 12; ср.: 3 Цар 3. 11; 2 Пар 1. 11).

http://pravenc.ru/text/180712.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010