Истощённые люди валялись прямо на улицах и крышах своих домов. Нехватка хлеба и воды, скученность населения, сосредоточенная на небольшой территории, привели к вспышке эпидемических заболеваний. Смертность увеличивалась с каждым днём. Люди умирали сотнями. И те кто гибли от меча, были счастливее умирающих голодом. Вот как описал под свежим впечатлением совершившейся катастрофы все ужасы осады и взятия Иерусалима один из её очевидцев: «Язык грудного младенца прилипает к гортани его от жажды; дети просят хлеба, и никто не подаёт им... Кожа их прилипла к костям их, стала суха, как дерево... Руки мягкосердечных женщин варили детей своих, чтобы они были для них пищею... Приблизился конец наш, дни наши исполнились; пришёл конец наш... Не верили цари земли и все живущие во вселенной, чтобы враг и неприятель вошёл во врата Иерусалима» (Плач Иеремии 4:4,8,10,18:12). Исполнилось слово Писания: «Вот изливается гнев Мой и ярость Моя на место сие, на людей и на скот, и на дерева полевые и на плоды земли...» ( Иер.7:20 ). Господь жестоко покарал Иудейское царство. Но Иерусалим сам виноват в своём падении. Торжествующие над ним враги – только слепые орудия гнева Божия, карающего иудеев за их преступления. «Всё это – за грехи лжепророков его, за беззаконие священников его, которые среди него проливали кровь праведников» (Плач Иеремии 4:13). Господь напрасно никогда не поражает людей страданиями. Пророк Иеремия в судьбе своего народа видит естественное последствие грехов, какими Израиль прогневал Бога. В течении долгих 19-и месяцев Иерусалим мужественно выдерживал упорную осаду и штурм вавилонян. «И находился город в осаде до 11-го года царя Седекии» ( Иер.52:5 ). Таким образом, осада длилась последние 3 месяца 9-го года правления Седекии, весь 10-й год и первые четыре месяца 11-го года. Когда силы осаждённых оказались окончательно подорванными, пехота вавилонян, одетая в лёгкие панцири и вооружённая мечами, луками, копьями и щитами ворвалась внутрь укреплений. Иерусалим подвергся беспощадному мщению победителя.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его (Иер.18:7-10). Эта глава полезна для обличения иудеев, когда они станут говорить, что Бог обе­щал им блага, потому что они, не уверовав в Господа на­шего Иисуса Христа, сами сделались виновниками своих бед­ствий. Далее пророк предсказывает о кознях иудеев против него и молится о наказании их за то, что они воздали злом за добро. Иеремия получает повеление взять глиняный сосуд и, засвидетельствовав злодеяния народа, разбить сосуд пред его глазами и сказать: так сокрушится Иерусалим! Когда Пас-хор посадил Иеремию в колоду, пророк предсказывает ему ожидающие его бедствия (Иер.20). Потом, негодует не по­рицающих его, молится о наказании их и проклинает день своего рождения. Царь Седекия посылает узнать от Иеремии, отступит ли от него Навуходоносор; а Иеремия говорит, что сам Бог будет воевать против иудеев и царя Седекии; если же народ захочет добровольно предаться Навуходоносору, то спасется, и царь не погибнет, если, оставив свое нечестие, за­хочет внимать повелениям Божиим. Пророчество против Иоакима и Иехонии и пастырей, и осуждение лжепророков. Иере­мия предсказывает иудеям благоприятные обстоятельства, на­роду, оставшемуся в Иерусалиме с Седекиею, предвозвещает под образом смокв нашествие Навуходоносора, и всем на­родам предвозвещает погибель под образом чаши. Пред­сказывает о разрушении Иерусалима. Священники берут Иере­мию и обрекают на смерть, но он избегает опасности. Про­рок получает повеление наложить на себя оковы и сказать по­слам иноплеменников, чтобы они советовали царям своим покориться Навуходоносору, потому что Бог угрожает смер­тью тем, которые не покорятся ему. Такое же увещание он предлагает и Седекии, и народу, и священникам. Но лжепро­рок Анания говорит против пророка Иеремии, утверждая, что священные сосуды будут возвращены, равно как и Иехония, сын Иоакима, брата Седекии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его (Иер.18:7-10). Эта глава полезна для обличения иудеев, когда они станут говорить, что Бог обещал им блага, потому что они, не уверовав в Господа нашего Иисуса Христа, сами сделались виновниками своих бедствий. Далее пророк предсказывает о кознях иудеев против него и молится о наказании их за то, что они воздали злом за добро. Иеремия получает повеление взять глиняный сосуд и, засвидетельствовав злодеяния народа, разбить сосуд пред его глазами и сказать: так сокрушится Иерусалим! Когда Пас-хор посадил Иеремию в колоду, пророк предсказывает ему ожидающие его бедствия (Иер.20). Потом, негодует не порицающих его, молится о наказании их и проклинает день своего рождения. Царь Седекия посылает узнать от Иеремии, отступит ли от него Навуходоносор; а Иеремия говорит, что сам Бог будет воевать против иудеев и царя Седекии; если же народ захочет добровольно предаться Навуходоносору, то спасется, и царь не погибнет, если, оставив свое нечестие, захочет внимать повелениям Божиим. Пророчество против Иоакима и Иехонии и пастырей, и осуждение лжепророков. Иеремия предсказывает иудеям благоприятные обстоятельства, народу, оставшемуся в Иерусалиме с Седекиею, предвозвещает под образом смокв нашествие Навуходоносора, и всем народам предвозвещает погибель под образом чаши. Предсказывает о разрушении Иерусалима. Священники берут Иеремию и обрекают на смерть, но он избегает опасности. Пророк получает повеление наложить на себя оковы и сказать послам иноплеменников, чтобы они советовали царям своим покориться Навуходоносору, потому что Бог угрожает смертью тем, которые не покорятся ему. Такое же увещание он предлагает и Седекии, и народу, и священникам. Но лжепророк Анания говорит против пророка Иеремии, утверждая, что священные сосуды будут возвращены, равно как и Иехония, сын Иоакима, брата Седекии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Впрочем, хотя бы за грехи наши мы были пожираемы врагами, как львами, но, по мере нашего благо­честия пред Богом, мы получим облегчение. Послушай, что говорит Иеремия: " Израиль был святынею Господа, начатком плодов Его; все поедавшие его были осуждаемы, бедствие постигало их, говорит Господь» ( Иер.2:3 ). Притом, пожирающие согре­шивших сами согрешали тяжелее поедаемых, поражая свыше наме­рения Господнего народ, как сказал о нем Бог: «прогневался на народ Мой, уничижил наследие Мое и предал их в руки твои; а ты не оказала им милосердия» ( Ис.47:6 ). И в другом месте: «когда Я мало прогневался, они усилили зло» ( Зах.1:15 ). И что за грехи народ Божий поедается врагами Божиими, гово­рит Иеремия: «Израиль – рассеянное стадо; львы разогнали его " ( Иер.50:17 ). Сначала пожрал его царь ассирийский, а потом царь вавилонский сокрушил его кости. Но если бы не заблудились как овцы, не были бы поедены львами. Подумай, что я говорю. «По едающие народ Мой, как едят хлеб? Господа они не призывали», если бы даже и захотели призвать. Как приносящий Богу что-нибудь добытое грабежом ничего не приносит (в действительности), потому что Бог не принимает такого приношения, так и пожирающие брата, призывая Господа, не призывают. Или (можно сказать): «Господа они не призывали», вместо того, чтобы сказать: Христом не признаны за христиан, так как они во­оружились против Христа. И не послушали сказавшего: «исповедайтесь Господу и призывайте имя Его» ( Пс.104:1 ). Однако, хотя напали, как звери, »они трепетали от страха, [где не... было страха] " . Как львы были они смелы, и оказались пугливыми, как зайцы. Сказанное пророком относится и к боязливым во время гонений, потому что слыша: «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» ( Мф.10:28 ) и: «не бойтесь поношения от людей» ( Ис.51:7 ), – «они трепетали от страха, [где не... было страха]». Не страшась Бога, они убоялись людей. Убоялись нечестивые страха, когда увидели, что Бог помогает благочестивым. Будучи же спрошен, почему убоялись страха нечестивые, пророк отвечает: " ибо Господь – в роде праведных». Как полководец среди солдата и царь в сенате, так " Господь – в роде праведных», – (Господь), сказавши: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф.18:20 ). Если же Он приходит в среду двух или трех святых, тем более находится Он «в роде праведных», где мирная жизнь, где беспечальное житие, где бессмертный покой, неиж­диваемое наследие, нескончаемое царство, в которое Христос призы­вает, говоря: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство» ( Мф.25:34 ). " Ибо Господь – в роде праведных». «Совет бедно го вы посрамили, но упование его – Господь» ( Пс. 13:6 ), по­тому что сказано: кроме Бога не бойся другого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Здесь говорится, что нужно приобретать друзей в настоящей жизни, употребляя богатство и расточая имущество на нуждающихся; здесь заповедуется не что другое, как только щедрая милостыня. Если ты отойдешь туда, не сделав ничего такого, то никто не будет ходатайствовать за тебя. Не дружба людей ходатайствуем за нас, но то, что друзья приобретены богатством; потому Господь и присовокупил: « друзей богатством », дабы ты знал, что тебя защитят сами эти дела твои: милосердие, человеколюбие, щедрость к нуждающимся. А что ни родство, ни дружба не принесут никакой пользы без дел, об этом послушай, что говорит пророк: « если бы нашлись сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, не спасли бы ни сыновей, ни дочерей » (Иез. 14:14, 18). Но что я говорю о будущей жизни, если и в настоящей дружба нисколько не защищала? Так, сколько плакал и рыдал Самуил, и, однако, не спас Саула (1 Цар. 15:35)! Сколько молился Иеремия, и, однако, ни в чем не помог иудеям, но еще получил запрещение молиться (Иер. 14:7, 11)! И удивительно ли, что Иеремия нисколько не помог им, когда даже Моисей, как сказано, если бы он был в то время, не мог бы спасти тогдашних иудеев, которые предавались нечестию и сами от себя не оказывали ничего доброго (Иер. 15:1)? 5. Сколько скорбел об иудеях Павел, сказавший: « Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение » (Рим. 10:1), и, однако помогла ли им его молитва? Нисколько. Но что я говорю о молитве, когда он желал даже быть отлученным за них от Христа (Рим. 9:3)? Итак, не напрасны ли молитвы святых? Нет; напротив, они имеют великую силу, если и ты содействуешь им. Так Петр воскресил Тавифу не только по своей молитве, но и потому, что она отличалась милосердием (Деян. 9:36). Так и другим помогали молящиеся святые. Но так бывает здесь, где еще продолжаются труды и подвиги; а там нет ничего такого, но спасение зависит только от дел. Потому пророк и смеется весьма сильно над богатыми и гордыми. Он не сказал: имеющие богатство, или приобретшие силу, но: « надеющиеся на силу свою и множеством богатства своего хвалящиеся », смеясь и укоряя их за то, что они надеются на тени и превозносятся дымом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Избавление от неправды есть посрамление неправды и избавление от посрамления пострадавших от неправды. Когда «истреблены будут поборники неправды, тогда Иаков не будет в стыде» ( Ис.29:20–22 ). Раньше он был в стыде. Время посрамления праведника есть время испытания его. «Ты испытываешь праведного» ( Иер.20:12 86 ; Пс.7:10 ). После этого испытания гонители «сильно посрамятся», ибо Господь услышит молитву: «Да увижу я мщение Твое над ними, ибо Тебе я вверил дело мое» ( Иер.20:11–12 ). По избавлении от посрамлений сказано: «Не будешь постыжена, не будешь в поругании. Забудешь посрамление юности твоей. Прошло время испытания и посрамления. Ты утвердишься правдой» ( Ис.54:4–14 ). Наступит торжество правды, время стыда пред правдой Божьей и время славы Божией. Эта связь стыда перед правдой и прославления так велика, что на этом будут объединены враждовавшие и гонимые. «Господом будет оправдано и прославлено все племя Израилево» ( Ис.45:25 ), и все враждовавшие против Господа придут к Нему и устыдятся и будут говорить: «У Тебя, Господи, правда и сила» ( Ис.45:24–25 ) 87 . Так удаление от стыда славы ведет к посрамлению и бесчестию перед врагами. А избавление от бесчестия приводит к стыду перед правдой и делает даже врагов причастниками славы избавившихся от них. Апостол Иоанн, который отличает любовь от страха человеческого, обессиленного грехом ( 1Ин.4:18 ), отличает любовь от стыда, который устрашает грехом. И страх Божий должен быть свободен от греха и стыда перед Богом. Те, которые знают, что Господь праведен, должны делать правду, чтобы не постыдиться греха перед Господом и правдой Его ( 1Ин.2:28 ). Так и до падения не стыдились не Бога, а греха пред Богом, как свободные от греха. И по искуплении от греха во второе пришествие Господа люди не устыдятся не Господа, а греха пред Господом, как свободные от греха. Ключевые слова: секретарь Патриарха Тихона, правая церковная оппозиция, новомученики и исповедники Российские, библеистика, экклезиология, нрав-ственное богословие, сотериология, православное учение о стыде.

http://azbyka.ru/biblejsko-bogoslovskij-...

-Леденящие душу слова.  Есть множество и других пророчеств из книг пророков Иезекиля, Амоса и Авдия. Например о том, что, реки Идумеи лишились воды (Ис. 34:9). Земля Едома станет пустыней (Ис. 34:9; Иез. 25:13; 35:7).  И это действительно безводная пустыня. Знаете, как говорят про Иорданию? Это страна, где больше истории, чем воды. Иордан, собственно, единственный ее источник. Или вот: Население покинет город, там будут обитать звери (Ис. 34:13-15; Иер. 49:18).  Народ идумейский будет полностью истреблен (Иер. 49:10).  И, действительно, Господь их за грехи истребил.  Остаток Едома войдет в состав Израиля  (Ам. 9:12)– это самое потрясающее пророчество, потому что, нет народа в мире, который был бы конвертирован в иудаизм, вошел бы в иудейский народ. - В чем вы видите смысл паломничества в Иорданию? Паломничество преследует вполне конкретные цели, подтвердить свою веру, как-то наполнить впечатлениями те знания, которые мы получаем из Священного Писания, из литургических текстов. Насытить эти знания  предметностью. Ощутить пальцами своими, стопами своими, глазами своими, ноздрями своими. В буквальном смысле прикоснуться к Святым местам. Там  со страхом Божиим понимаешь, что пророчества непременны. Там понимаешь, что духовная жизнь очень строга, а последствия твоих личных поступков могут сказаться на всей истории человечества. Всё свершится, всё будет, как Господь говорит. Помните, что Господь сказал о Петре: «Гордость сердца твоего обольстила тебя; ты живешь в расселинах скал, на возвышенном месте, и говоришь в сердце твоем: «кто низринет меня на землю?» Но хотя бы ты, как орел, поднялся высоко и среди звезд устроил гнездо твое, то и оттуда Я низрину тебя, говорит Господь» (Ав. 1:3). - Спаси Господи, Евгений Константинович, что вы об этом не просто так ярко рассказали, но и напомнили, насколько наша история тесно связана с Ветхим Заветом. Который мы и читаем меньше и знаем меньше, но всё-таки там наши духовные корни, к ним нужно обращаться и помнить, что, ни одно деяние, ни одно слово, ни один грех не будет скрыт пред Господом.

http://radonezh.ru/analytics/iordaniya-z...

Промысл Божий устраняет все, мешающее этому развитию истинного богопочтения, а потому над нравственно-развращенными народами открывается Божественный суд Св. Писание оттеняет ту мысль, что гибель известного народа есть именно суд Божий, а не обыкновенное естественное событие, развивающееся только по началам необходимости. «И Ассур падет не от человеческого меча и не человеческий меч потребит его, он избежит от меча. Бог восстанет против дома нечестивых и против помощи делающих беззаконие» ( Ис.11:8 ). Этот суд наступает именно в момент нравственного упадка известной нации, когда она, вследствие своего падения, становится неспособной исполнять свою историческую миссию. 13-я глава книги пророка Исаии посвящена развитию этой мысли. «Я накажу мир за зло и нечестивых за беззакония их и положу конец высокоумию гордых и уничижу надменность притеснителей». Народ, сдвинувший себя с своих моральных устоев, обезличившийся и развратившийся, понятно, не может играть в истории никакой роли. Он должен или совсем уничтожиться, сделавшись неспособным выполнять предназначенную ему историческую миссию, или войти в историю другого народа в качестве исторического материала. Таков исторический закон. Пророк Иеремия еще ранее всех философствующих историков провозвестил эту мысль «Моав, говорит он, от юности сидел в покое сидел на дрожжах своих и не был переливаем из сосуда в сосуд и в плен не ходил, но вот приходят дни, говорит Господь, когда Я пришлю в нему переливателей которые перельют его и опорожнят сосуды его и разобьют его». Очень выразителен этот образный язык. Пророка Моав сидел на дрожжах своих, т. е. Моавитская культура была самобытна, носила в самой себе свою силу, народ исполнял свою историческую миссию и существовал в качестве отдельной самостоятельной нации им никто не пользовался, как материалом для своей исторической миссии. Но вот эта нация теряет свою самобытность и делается достоянием других народов. Св. Писание указывает и причину, по которой народ делается негодным для выполнения той или другой исторической миссии. Злые дела, падение нравственных идей, искажение морали – вот основная, по Писанию, причина падения народного духа ( Иер.18:7–10 ). «Горе тем, которые зло называют добром и добро – злом, почитают тьму светом и свет – тьмою», говорит Исаия (5:20). Тогда-то наступает суд над народами. Св. Писание, по вышеуказанному, признает самый процесс разложения естественным, зависимым от направления народной жизни, но наказание – конечный акт народной истории, завоевание или поражение одного народа другим, уничтожение его с лица земли выставляется, как акт Божественного правосудия. Не Вавилон и не царь его напояют народ чашею с вином ярости ( Иер.25:15–27 ). Они являются только орудием Божественной воли, покоряя уже опьяненные народы. Сеннахирим со своим бесчисленным воинством является простым исполнителем издавна предназначенного плана и определенной Богом судьбы Еврейского народа ( Ис.37:21–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Nikol...

такое, которое могло бы случиться при известных условиях, но не случилось по невыполнению условий. горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись ( Матф. 11:21 ). 301 По способу и свойствам Божественное ведение совершенно от­лично от нашего, как можем заключать уже из доселе приведенных текстов: а) мы приобретаем себе познания, т.е. познаем то, чего прежде не знали, – в Боге этого нет; Он знает все от века: Ведомы Богу от вечности все дела Его ( Деян. 15:18 ); б) мы познаем предметы постепенно, сперва один, потом другой, третий и так далее, – Бог знает все разом. Бог больше сердца нашего и знает всё ( 1Иоан. 3:20 ); в) мы познаем при пособии чувств, которые передают нам впечатления от предметов; воображения, представляющего нам образы предметов; памяти, сохраняющей и оживляющей для нас прежние образы, и, наконец, рассудка, вникающего во все это, и делающего свои соображения и выводы, – Бог все видит и знает непосредственно, прошедшее, настоящее и будущее, а по­тому не нуждается ни в одном из означенных пособий: Он прозирает до концов земли и видит под всем небом ( Иов. 28:24 ); г) мы познаем только видимость предметов, или одни явления, – Бог проникает в самую сущность вещей и всего существующего: может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю ( Иер. 23:24 ); Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности ( Иер. 17:10 ); д) наши познания большей частью не полные, не ясные, гадательные, символические, так что нам доступна едва низшая степень истины, – Бог знает все сполна и совершеннейшим образом: все обнажено и открыто перед очами Его ( Евр. 4:13 ); а потому и говорится, что Он и сам есть истина, 302 и истина Твоя окрест Тебя ( Пс. 88:9, 15 ), и все пути Господни – милость и истина ( Пс. 24:10; 118:151 ); Все заповеди Твои – истина ( Пс. 118:86 ); Дела рук Его – истина и суд ( Пс. 110:7 ); е) наконец, наши познания изменяются, усовершенствуются и часто проходят: ибо мы многое из познанного забываем, – познания Божии неизменны и вечны: истина Господня [пребывает] вовек ( Пс. 116:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Тот, чьё происхождение от земных родителей всем известно, не может быть сшедшим с небес. Возможно, здесь характерная Иоаннова ирония, ср. 7:41–42: если бы слушатели знали настоящие обстоятельства Рождества, они признали бы вероятным, что Иисус сшел с небес; впрочем, в четвёртом Евангелии о девственном рождении не говорится прямо. Тем не менее факты сами по себе не рождают веры, о чём говорится в следующем стихе: Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец — именно поэтому разговор о происхождении Иисуса с неверующими лишён смысла; ср. у синоптиков (Мк 10:27; Лк 18:27) о невозможности человеку решить задачу жизни и веры собственными усилиями. Если не привлечет его Отец — ветхозаветная параллель в Иер 31:3 простер к тебе благоволение, где в Септуагинте тот же глагол. У пророков написано: и будут все научены Богом — см. И все сыновья твои будут научены Господом (Ис 54:13); ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море (Ис 11:9, ср. Авв 2:14); вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его (Иер 31:33 о Новом Завете). Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца — сказанное в предыдущем стихе не означает, что человек способен непосредственно познать Бога и вследствие этого обратиться к Иисусу. Только Посредник между Богом Отцом и человеком — Иисус обладает истинным знанием Бога. Итог всему отрывку подводится в ст. 47–51, причём в ст. 51 возникает слово Плоть, которое ошеломляет и возмущает слушателей. Как обычно в Ин, такая реакция служит отправной точкой для развития следующей темы, о хлебе жизни. Хлебом жизни некогда была манна, но она, спасая от голода в пустыне, не заключала в себе дара вечной жизни: те, кто ел её, умерли. Не таков небесный хлеб, который получают верующие в Иисуса: те, кто его ест, получают жизнь вечную. Несомненно, речь идёт о Евхаристии (ср. Мк 14:22 Сие есть Тело Мое; Мф 26:26; Лк 22:19; 1 Кор 11:24), однако не случайно, что Евангелист не даёт тут никаких прямых указаний на Тайную Вечерю: его задача — открыть смысл Евхаристии в контексте Личности и служения Иисуса Христа, чтобы верующие не воспринимали Хлеб и Вино как некие магические снадобья, сами по себе, без подвига веры, дающие бессмертие.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010