Вопросы священнику: книга 6 Иеромонах Иов (Гумеров). Вопросы священнику: кн. 6. — М.: изд-во Сретенского монастыря, 2008. — 272 с. Издание содержит ответы на письма , которые приходят на сайт Сретенского монастыря www.pravoslavie.ru. Шестая книга «Вопросы священнику», как и пять предшествующих, посвящена духовным вопросам, которые неизбежно возникают в жизни каждого человека, желающего идти путем спасения. В приложении — жития подвижницы благочестия инокини ивановского монастыря Досифеи и старца Новоспасского монастыря иеромонаха Филарета (в схиме Феодора), написанные тем же автором. Приводим отрывок из книги. Вопрос: Как относится Церковь к т.н. «Клятве Гиппократа»? Спаси Боже. David Сейчас уже невозможно разрешить вопрос о том, является ли знаменитый греческий врач с острова Коса Гиппократ (ок. 460 г. – 377 или 359 г. до Р. Х) автором этого текста. Ему приписано 72 сочинения, однако знаменитый врач Гален (2-й век по Р.Х.) признавал подлинными только одиннадцать. Но несомненно, что «Клятва» вполне соответствует четырем этическим принципам, которые выдвигал Гиппократ: приносить пользу и не вредить, противоположное лечить противоположным, помогать природе и, соблюдая осторожность, щадить больного. «Клятва Гиппократа» представляет собой не просто моральный кодекс врача, но одновременно религиозно-этический документ, появившийся в языческом обществе. Автор текста клянется Аполлоном, Асклепием, Гигиеей и Панакеей (Гиппократ. Избранные книги. Т. 1. М., 1936, с. 87). Бог запрещает клясться идолами: Сыновья твои оставили Меня и клянутся теми, которые не боги (Иер.5:7). Господь наш Иисус Христос дал нам евангельские заповеди, первая из которых – любовь к Богу и ближнему (Мф 22.36-40). Заповедь эта выше закона и клятвы. В притче о милосердном самарянине показан пример деятельного исполнения ее. Христианская любовь есть исполнение всех нравственных требований (Гал. 5:14; 6:2; Рим. 13:8 и сл.; Кол. 3:14); она не оставляет места никаким социальным или расовым преградам (Гал 3.28) и простирается даже на врагов (Мф. 5:43-47; Лк. 10:29-37). Многовековой опыт показывает, что заповедь любви является самым действенным и плодотворным руководством для врача-христианина. В измененном виде «Клятва Гиппократа» сохраняла силу во всех христианских странах в течение веков.

http://pravoslavie.ru/6154.html

Из-за беспечности Годолии план Исмаила удался: он убил Годолию и многих из его сторонников и на краткое время «захватил... весь остаток народа» (Иер 41. 10). Вскоре, однако, из-за возмущения народа он был вынужден бежать «к сыновьям Аммоновым» (Иер 41. 15), а иудеи, боясь мести Навуходоносора за убийство поставленного им правителя, решили перебраться как можно быстрее в Египет (Иер 41. 17) и обратились к Иеремии с просьбой узнать волю Божию о них. Все начальники и «весь народ, от малого до большого» (Иер 42. 1) обещали беспрекословно исполнить все, что он повелит им (Иер 42. 5-6). По прошествии 10 дней Иеремия, получив от Бога откровение, призвал «остаток Иуды» оставаться в своей земле и обещал безопасность тем, кто последуют этому указанию, и гибель тем, кто пойдут в Египет (Иер 42. 7-17). Несмотря на данные обещания, Иоанан, сын Карея, и др. начальники иудеев послушались не Иеремию, а «дерзких людей», обвинявших его в желании предать народ «в руки Халдеев»; они взяли свои семьи, мн. жителей Иудеи, а также Иеремию и Варуха и отправились в Египет (Иер 43. 1-7). Иеремия продолжал пророчествовать, предсказывая скорую победу Навуходоносора над Египтом и уничтожение егип. культов (Иер 43. 10-13). Все иудеи, нарушившие Божие повеление и по собственной воле пришедшие «в землю Египетскую», будут истреблены «от малого и до большого» (Иер 44. 12). Слова Иеремии не производили впечатления на народ. Напротив, свои беды люди объясняли тем, что на время «перестали... кадить богине неба и возливать ей возлияния» (Иер 44. 18). Обличив неправоту иудеев, Иеремия обещал явить им знамение: Бог предаст «фараона Вафрия, царя Египетского, в руки врагов его и в руки ищущих души его» (Иер 44. 30). Пророчества о языческих народах (Иер 46-51). Гнев Божий уготован не только египтянам, но и жителям Эфиопии, Ливии, Лидии (Иер 46. 9), Аммона (Иер 46. 25), Тира и Сидона (Иер 47. 4), Моава (Иер 48. 1), Эдома (Иер 49. 7), филистимлянам (Иер 47. 1, 4) и др. Все эти народы будут истреблены за враждебность Израилю и служение ложным богам, а Свой народ Бог лишь накажет «в мере» (Иер 46.

http://pravenc.ru/text/293622.html

Через пророка Бог возвещает Своему народу: мудрость, сила и богатство бесполезны, человек должен стремиться только к познанию Бога (Иер 9. 24). Принадлежностью к избранному народу также не надо гордиться - приходят дни, когда Господь посетит не только обрезанных, но и необрезанных, к-рые будут уравнены с сынами Израилевыми, живущими «с необрезанным сердцем» (Иер 9. 25-26). Сынам Израилевым не следовало подражать язычникам, служащим идолам, к-рых они изготавливают из дерева, вырубленного в лесу, и покрывают золотом и серебром, привезенными из Фарсиса и Уфаза (Иер 10. 2-9). Иеремия молит Бога отвратить от Израиля заслуженное наказание, излить Свою ярость на «народы, которые не знают» Его (Иер 10. 25). По повелению Господа он призывает «в городах Иуды и на улицах Иерусалима» (Иер 11. 6) возобновить с Богом завет, к-рый Он «заповедал отцам» их (Иер 11. 4), и исполнять Его повеления; в этом случае грехи Израиля будут прощены и он снова станет народом Божиим. Однако его слова не услышаны - народ Божий продолжает служить языческим идолам и т. о. вызывать на себя божественный гнев. Наказанию от Бога будут подвергнуты и другие народы - «злые... соседи», нападающие на Его народ (Иер 12. 14). Наказав Израиль и Иуду, исторгнув их «из среды их», Он в итоге помилует их и вернет в родную землю, а враждебные им народы будут наказаны за то, что воспользовались их слабостью. По повелению Бога Иеремия совершает символическое действие - покупает льняной пояс, носит его какое-то время «на чреслах» и затем прячет «в расселине скалы». «По прошествии... многих дней» он выкапывает пояс и видит, что он испортился и «ни к чему стал не годен» (Иер 13. 1-7). Господь сообщает Иеремии, что точно так же Он уничтожит «гордость Иуды и великую гордость Иерусалима» (Иер 13. 9): Он приблизил «к Себе весь дом Израилев и весь дом Иудин», подобно поясу, к-рый «близко лежит к чреслам человека» (Иер 13. 11), но теперь Он сокрушит «их друг о друга, и отцов и сыновей вместе» (Иер 13. 14). Грядущие бедствия изображены в слове «Господа, которое было к Иеремии по случаю бездождия» (Иер 14. 1): земля будет опустошена, почва растрескается, и даже лань будет оставлять своих детей, «потому что нет травы» (Иез 14. 5). Пророк обращается с мольбой о помощи к Богу, называя Его Надеждой и Спасителем Израиля (Иер 14. 8). Иеремия напоминает обещания др. пророков о том, что на земле не будет голода и войн, но Бог называет их лжепророками, т. к. им Он «не давал... повеления» (Иер 14. 14), и говорит, что «народ, которому они пророчествуют, разбросан будет по улицам Иерусалима от голода и меча» (Иер 14. 16). Гнев Божий столь велик, что он не мог бы быть отвращен даже предстательством Моисея и Самуила (Иер 15. 1); Он «устал миловать» (Иер 15. 6), однако и теперь готов восставить Свой народ, если он обратится к Нему сам (Иер 15. 19-21).

http://pravenc.ru/text/293622.html

Иеремия получает от Бога приказание провести жизнь в безбрачии, ибо в его земле сыновья, дочери и их родители «тяжкими смертями умрут» (Иер 16. 4). Ему не следует также посещать погребальные церемонии, чтобы «плакать и жалеть» вместе с сетующими, ибо Бог «отнял от этого народа... милость и сожаление» (Иер 16. 5). Грех настолько глубоко укоренился в народе, что он «написан железным резцом, алмазным острием начертан на скрижали сердца их и на рогах жертвенников их» (Иер 17. 1). Иеремия взывает к Богу о помиловании и об исцелении от греха и исповедает Его как единственный источник спасения: «Исцели меня, Господи, и исцелен буду; спаси меня, и спасен буду...» (Иер 17. 14). Получив Божие повеление, Иеремия пошел в «дом горшечника» (Иер 18. 1-2), чтобы там увидеть еще одно аллегорическое изображение будущего, ожидающего сынов Израилевых. Глиняный сосуд, сделанный горшечником на гончарном круге, развалился у него в руках; тогда он сделал из него «другой сосуд, какой горшечнику вздумалось сделать» (Иер 18. 4). Господь уподобляет дом Израилев, находящийся в Его руке, глине в руках горшечника; точно так же Бог может сделать с ним то, что Он сочтет нужным - изменить Свою волю относительно израильского народа, отменить «то добро, которым хотел облагодетельствовать его» (Иер 18. 10), и развеять их «восточным ветром... пред лицом врага» (Иер 18. 17). Обличения пророком тех, кто обладали светской и духовной властью и не использовали эту власть во благо, вызывали недовольство его соплеменников и могли создать угрозу для его жизни, поскольку они готовили заговор против Иеремии, «ибо не исчез же закон у священника и совет у мудрого, и слово у пророка» (Иер 18. 18). Видя «все замыслы их против» себя, Иеремия обращается к Богу, прося защитить его от людей, к-рые воздают ему «злом за добро» (Иер 18. 20-23). По повелению Божию Иеремия вывел «старейших из народа и из старейшин священнических» (Иер 19. 1) и разбил перед ними купленный у горшечника глиняный кувшин. Пророк провозгласил Божие обещание сокрушить Иерусалим и весь народ, «как сокрушен горшечников сосуд, который уже не может быть восстановлен» (Иер 19. 11); бедствия будут наведены Богом на жителей Иудеи, «потому что они жестоковыйны и не слушают слов» Его (Иер 19. 15). За это пророчество Иеремия был на сутки посажен в колоду, находившуюся рядом с храмом, по приказанию священника Пасхора, бывшего «надзирателем в доме Господнем» (Иер 20. 1). Обращаясь к Богу, Иеремия жалуется на постоянные поношения и насмешки, к-рыми народ встречает его проповедь; он хотел прекратить свое служение, однако это было не в его власти: «...было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог» (Иер 20. 9). Иеремия знает, что он не один - с ним «Господь, как сильный ратоборец» (Иер 20. 11), и только это дает ему силы нести «труды и скорби», в то время как дни его «исчезали в бесславии» (Иер 20. 18).

http://pravenc.ru/text/293622.html

Бог показал Иеремии 2 корзины со смоквами, стоящие «пред храмом Господним»; в одной из них смоквы были хорошие, а в другой - плохие, «которых по негодности их нельзя есть» (Иер 24. 1-2). Бог объясняет пророку, что хорошим смоквам он уподобит тех, кто добровольно переселились «в землю Халдейскую»: Он будет помогать им в годы плена и многих из них вернет обратно «в землю сию». Бог даст им «сердце, чтобы знать» Его, они будут снова Его народом. Плохие, несъедобные смоквы - это те, кто решили оставаться в Иерусалиме до последнего, не послушав приказания, изреченного Богом через Иеремию. Им предстоит претерпеть всевозможные злострадания, пока наконец они не будут полностью истреблены, а их город - предан вавилонянам (Иер 24. 5-10). Взяв из рук Господа чашу «с вином ярости», пророк по Его повелению «напоил из нее... Иерусалим и города Иудейские», а также др. народы, согрешившие перед Ним; никто не смог избежать чаши Господа Саваофа, несущей ужас «при виде меча» и опустошение всей земли (Иер 25. 15-38). Борьба Иеремии с лжепророками. «Книга утешения» (Иер 26-35). В начале царствования Иоакима Иеремия обратился к народу с призывом «поступать по закону» и «внимать словам рабов» Божиих; в противном случае Господь предаст «город сей... на проклятие всем народам земли» (Иер 26. 1-7). Слова Иеремии вызвали возмущение у всех присутствовавших: он был схвачен и должен был умереть (Иер 26. 8). Иеремия был спасен от смерти князьями и старейшинами, к-рые засвидетельствовали, что «он говорил... именем Господа Бога», и уподобили его прор. Михею, также предсказывавшему разорение Иерусалима (Иер 26. 16-19). Сообщается о некоем Урии, сыне Шемаии, пророчествовавшем «против города сего и против земли сей точно такими же словами, как Иеремия» (Иер 26. 20). Он был, по-видимому, менее известен, чем Иеремия, и не мог рассчитывать на заступничество князей и старейшин; он был убит по приказу царя Иоакима (Иер 26. 23). По повелению Бога Иеремия возложил себе на шею «узы и ярмо» и послал «такие же к царю Идумейскому, и к царю Моавитскому, и к царю сыновей Аммоновых, и к царю Тира, и к царю Сидона» (Иер 27. 2-3). Этим Бог показывал им, что все их земли будут отданы «в руку Навуходоносора, царя Вавилонского» (Иер 27. 6). Подчинение Навуходоносору будет исполнением Божией воли, а тот «народ и царство», к-рые не захотят «служить ему, Навуходоносору, царю Вавилонскому» и не подклонят «выи своей под ярмо царя Вавилонского» (Иер 27. 8), будут наказаны мечом, голодом и моровой язвой. Пророки, предрекающие победу над Навуходоносором, «пророчествуют... ложь» (Иер 27. 16); Бог не посылал их, и Он накажет как лжепророков, так и тех, кто внимали их словам. Вместе с пленниками Навуходоносор заберет с собой и священные сосуды из Иерусалимского храма; они будут «отнесены в Вавилон» и будут возвращены в Иерусалим, лишь когда туда после плена вернутся оставшиеся сыны Израилевы (Иер 27. 21-22).

http://pravenc.ru/text/293622.html

Ст. 6–13. Примером своих правителей народ увлечен был на путь беззакония и за то подвергся игу чужеземцев. Но он не может разделить с этими чужеземцами и их судьбы, имеющей постигнуть их, как расхитителей наследия Божия. Он должен уходить из халдейской страны в то время, как эта страна подвергнется опустошительному нашествию северных народов. Иер. 50:6 6. Овцы погибшы быша людїе мо, пастыри ихъ совратиша ихъ, и сотвориша крытис по горамъ: с горы на холмъ ходиша, 6. Народ Мой был как погибшия овцы; пастыри их совратили их с пути; разогнали их по горам; скитались они с горы на холм, забыли ложе свое. 6 . Пастыри народа, т. е. лица, руководившие духовной и гражданской жизнию народа, руководили его не по закону Божию. Священники, хранители св. закона, даже забыли Бога (ср. Иер. 2:8 ); пророки, при содействии тех же священников, говорили народу ложь и, прикрывая ее именем Божиим, привлекали к ней сочувствие народа (ср. Иер. 5:2, 3, 6:13 ). Пример преступлений, в которых пророк Иеремия упрекал народ в царствование Иоакима ( Иер. 7:6, 8:10 ), подаваем был этому народу самим царем (см. под Иер. 22:17 ). В тоже время грешные подданные Иоакима должны были нести на себе последствия грехов Манассии царя ( Иер. 15:4 ; ср. толков. Иер. 7:30 ). Так «пастыри совращали и губили народ» (ср. Иер. 23:1 ). Под дурным руководством, народ уподоблялся стаду без пастыря; каждый жил «по внушению и упорству злаго сердца своего» ( Иер. 7:24, 11:8 ). Иер. 50:7 7. Забыша ложа своег, вси бртающїи ихъ сндах ихъ: и враз ихъ рекоша: не пощадимъ ихъ, зан согршиша Гд: пажить правды, собирающем оцевъ ихъ Гд. 7. Все, которые находили их, пожирали их, и притеснители их говорили: «мы не виноваты, потому что они согрешили пред Господом, пред жилищем правды и пред Господом, надеждою отцов их». 7 . Овцы без пастыря «делаются пищею всякому зверю полевому» ( Иез. 34:5 ). Враги народа иудейского, которых пророк представлял под образом льва, выходящего на добычу (ср. Иер. 4:7, 49:19 ), «не пощадят» этих овец – этого народа. Они будут при этом оправдывать себя так же, как оправдывал Навузардан разрушение Иерусалима и выселение иудеев из отечества халдеями ( Иер. 40:2, 3 ). Зан согршиша Гд: пажить правды. Последними двумя словами, по смыслу евр. чтения, называется Сам Господь – в том смысле, что Он есть Источник и Законодатель той правды, слова которой иногда в свящ. писании представляются под образом пищи, сладчайшей сотового меда ( Пс. 18:11, 118:103 ; Иез. 3:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Иер. 16:19 19. Гди, ты крпость мо, и помощь мо, и прибжище мо во днехъ злыхъ: к теб зыцы послднихъ земл, и ректъ: воистинн лживыхъ стжаша цы наши и нсть в нихъ пользы. 19. Господи! сила моя и крепость моя, и прибежище мое в день скорби! к Тебе прийдут народы от краев земли, и скажут: только ложь наследовали наши отцы, пустоту и то, в чем никакой нет пользы. Ст. 19. Предсказывая именем Божиим отчасти смерть, отчасти изгнание в чужую землю современному поколению своего народа, пророк за себя самого молится Господу, у Него ищет помощи и спасения в этот день скорби. Ср. Иер. 15:15 . И как народ иудейский, в своем ослеплении, не признавал за собой никакой вины, спрашивая: за что изрек на нас Господь все это великое бедствие, и какая наша неправда, и какой наш грех, которым мы согрешили пред Господом ( Иер. 16:10 ): так и пророк исповедует пред Богом, что язычники скорее, чем Израиль, придут к сознанию лживости их идолов и безплодности служения им: ср. Иер. 3:23, 24 . Иер. 16:20 20. Еда сотворитъ себ члвкъ боги, и не сть бози; 20. Может ли человек сделать себе богов, которые впрочем не боги? Ст. 20. Боги, которых человек делает сам для себя, не действительные боги, не имеют силы и не могут оправдать возлагаемых на них надежд (ср. Иер. 10:3–5 ). Иер. 16:21 21. Сег ради се азъ покаж имъ во врем рк мою, и знаем сотворю имъ сил мою, и познаютъ, ко им мн Гдь. 21. Посему, вот Я покажу им ныне, покажу им руку Мою и могущество Мое, и узнают, что имя Мое – Господь. Ст. 21. Так как Израиль не видит никакого греха в своем идолослужении ( Иер. 16:10 ), между тем как даже язычники приходят к сознанию лживости их богов ( Иер. 16:19 ): то Господь определил показать ему Свою крепкую руку (ср. Иер. 6:12, 15:6 ), т. е. проявить Свое могущество, попустив врагу отчасти поразить его на поле брани, отчасти увести в плен (ср. Иер. 16:4, 13 ). Господь покажет таким образом, что Он в противоположность бездушным и безсильным идолам (ср. ст. предыд.) действительно живет и действует, есть истинный Господь (Иегова, ср. Исх. 3:14 ). Глава 17

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

33. Они оборотились ко Мне спиною, а не лицем; и когда Я учил их, с ранняго утра учил, они не хотели принять наставления. 34. Иположиша скверненї сво в дом, идже наречес им мо, в нечистотахъ своихъ. 34. И в доме, над которым наречено имя Мое, поставили мерзости свои, оскверняя его. 35. Исоградиша требища Ваал, же в дебри сна Еннмл, еже возносити сны сво и дщери сво Молох, ихже не заповдахъ имъ, и не взыде на сердце мо, еже сотворити мерзость сїю на согршенїе Ід. 35. Устроили капища Ваалу в долине сыновей Енномовых, чтобы проводить через огонь сыновей своих и дочерей своих в честь Молоху, чего Я не повелевал им, и Мне на ум не приходило, чтоб они делали эту мерзость, вводя в грех Иуду. 32–35. Злобы ради вскї снвъ Ісраилевыхъ и Ідиныхъ – эти слова составляют повторение мысли первой половины стиха Иер. 32:30 ; но повторение это сопровождается здесь указанием размеров, которые приняло зло среди евреев. Зло а) распространилось между всеми классами еврейского общества. Цари, князья или вельможи (ср. примеч.), жерцы и пророцы – те же высшие сословия в государстве, которые, под теми же почти названиями, перечисляются в Иер. 2:26, 17:25 . Низшее сословие, простой народ обозначен (как и в Иер. 17:25 ) словами: мжы Ідины и живщіи во Іерсалим. Зло б) обнаруживается в различных видах. братиша хребетъ ко мн, а не лиц ср. Иер. 2:27 , также Иер. 7:24  («сотворишася на задняя, а не на предняя»). В непрерывно продолжавшемся чрез пророков откровении Божием народ не хотел видеть, не искал наставления себе, руководства, не обращался к нему за указаниями своего жизненного пути, но отворачивался от этого откровения, знал только свои собственные похоти, повинуясь которым, не хотел знать никакого закона (ср. Иер. 2:24 ). Положиша сквернені сво в дом, ид же наречес им мо, ср. Иер. 7:30 . Исоградиша требища Ваал… ср. Иер. 7:31, 19:5 . Ихже не заповдахъ… на сердце мое ср. Иер. 7:31 . И кнзи ихъ, и велмжи ихъ ( Иер. 32:32 ). Этим словам слав. перевода в Ват., Александр. и Фр.-Авг. спп., также в Комплют. изд. перевода 70 толков. соответствуют только слова: α ο ρχοντες ατν. В чтении Альд. изд., которому следует слав. перевод: α ο ρχοντες ατν α ο μεγιςνες ατν, вторая половина (=«и вельможи их») есть, вероятно, только другой перевод того же евр. слова , которое переведено первоначально словом ο ρχοντες ατν (князи их). В дом, идже наречес им мо: соответствующее греч. чтение: ν τ ο, ο πελϑη τ νομ μου π ατ, точнее могло бы быть переведено так: «в дому, на немже наречеся имя мое». Ср. примеч. к толков. Иер. 7:10, 11, 14, 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Господь все-таки не совершенно истребит грешный народ иудейский. Если же Он посылает на них бедствия, то эти бедствия являются вполне заслуженными наказаниями. Иер.5:20–31 . Объясняя, за что Иегова гневается на иудеев, пророк указывает на их нежелание видеть величие Божественного всемогущества и любви. Они не боятся Бога и обижают людей – вот причина их несчастий. Иер.5:20 .  Объявите это в доме Иакова и воз­вестите в Иудее, говоря: «Дом Иакова» – тоже, что Иудея. Иер.5:21 .  выслушай это, народ глупый и нера­зу­мный, у которого есть глаза, а не видит, у которого есть уши, а не слы­шит: Ср. Ис 6.10 . Иер.5:22 .  Меня ли вы не бо­итесь, говорит Го­с­по­дь, пре­до­ Мною ли не трепещете? Я по­ложил песок границею морю, вечным пред­елом, которого не пере­йдет; и хотя волны его устремляют­ся, но пре­воз­мочь не могут; хотя они бушуют, но пере­ступить его не могут. Как на чудо мудрости и всемогущества Иеговы пророк указывает на то, что море не заливает берегов своих далее положенного для прилива предела, несмотря на то, что по песку ему легко было бы катить свои волны. Иер.5:23 .  А у народа сего сердце буйное и мятежное; они отступили и по­шли; Иер.5:24 .  и не сказали в сердце своем: «убо­имся Го­с­по­да Бога нашего, Который дает нам дождь ран­ний и по­здний в свое время, хранит для нас седмицы, назначен­ные для жатвы».  Иудеи крайне упрямы и не хотят обратиться к Иегове, – «Хранит для нас седмицы» – т. е. оберегает дни сбора хлебов от дождей, именно недели между Пасхой и Пятидесятницей, в течение коих обыкновенно в Палестине шла жатва. Иер.5:25 .  Беззакония ваши отвратили это, и грехи ваши удалили от вас это доброе. Иер.5:26 .  Ибо между народом Мо­им находят­ся нечестивые: сторожат, как птицеловы, при­падают к земле, ставят ловушки и уловляют людей.  Иер.5:27 .  Как клетка, наполнен­ная птицами, домы их по­лны обмана; чрез это они и воз­высились и раз­богатели, Иер.5:28 .  сделались тучны, жирны, пере­ступили даже всякую меру во зле, не раз­бирают судебных дел, дел сирот; бла­го­ден­ствуют, и справедливому делу нищих не дают суда. 

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иер. 9:4–5 4. искреннго своег да стрежетс: и на свою не уповайте, ибо вскъ братъ запнетъ, и вскъ дргъ льстивно наскочитъ. 4. Берегитесь, каждый, своего друга, и не доверяйте ни одному из своих братьев; ибо всякий брат ставит преткновение другому, и всякий друг разносит клеветы. 5. дрг своем посметс, истины не возглаголютъ; начиша зыкъ свой глаголати лж, неправдоваша, и не восхотша братитис. 5. Каждый обманывает своего друга, и правды не говорят; приучили язык свой говорить ложь, лукавствуют до усталости. 4–5. Во взаимных отношениях иудеев друг к другу доброжелательность и искренность исчезли, и доверие слову ближнего сделалось невозможно. Лестию и обманом они доводили своих ближних до несчастия и даже погибели. Ср. Иер. 5:26 . Да стрежетс – перевод с лат. вульгаты; 70 толковников точнее следуют евр. тексту: «кийждо от искренняго своего стрегитеся». И вскъ дргъ льстивно наскочитъ (fraudulenter incedit) – 70 толковников: δολως πορεσεται=«льстивно пойдет». дрг своем посметс (=deridebit, αταπαξεται)=не относится (евр. 2-й аор., в слав.– греч. переведенный буд. временем, может быть передан и настоящим) к нему серьезно, с уважением, не считает его достойным того, чтобы говорить ему истину, непрестанно лжет, обманывает его с коварною целию повредить ему. Неправдоваша, и не восхотша братитис. Соответствующее греч. чтение: δησαν α ο διλιπον το πιςρψαι точнее можно было бы перевести так: " неправдоваша, и не престаша (неправдовати), еже обратитися». Два первые глагола были бы довольно точным воспроизведением смысла соответствующего евр. чтения: лукавствуют до усталости=не щадят сил для беззаконных действий (ср. Иер. 9:3  «переходят от одного зла к другому»). Иер. 9:6 6. Лихва на лихв, и лесть на лесть: не восхотша увдти мен, реч Гдь. 6. Ты живешь среди коварства; по коварству они отрекаются знать Меня, говорит Господь. 6 . Первая половина стиха по слав.-греч. переводу составляет продолжение начатой в предыд. стихе речи о господствующих в иуд. обществе лжи и неправде: лихва на лихв ср. Иер. 5:27, 6:13  (по русскому переводу); Иер. 8:10 ; лесть на лесть, ср. Иер. 9:4, 5 . По смыслу евр.-русского чтения, здесь начинает говорить сам Бог , между тем как в непосредственно предшествующих стихах говорит пророк. Переход такой же, как и в стихе Иер. 9:3 . Господь, от Своего лица, повторяет или подтверждает то, что пророк говорил от себя в стихах Иер. 9:4–5 и что Сам же Господь говорил в стихе Иер. 9:3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010