имел 9 двор. крест.); Токмаков, “Справоч. указат. истор. матер.”, I, 13 (имел грамоты до 1623 г.); “Опис. докум. и дел архива Св. Синода”, VII, прилож., XI, III (в 1727 г. в м-ре были священник, по­номарь, монах и 15 служителей). 2140 . Троицкий на Овинчищах Шамаринская пустынь, мужской, совсем несуществующий, Тверской губ., Вышневолоцкого у., находился в окрест­ностях нынешнего погоста Осечно, ле­жащего в 29 вер. от Вышнего Волочка, при озз. Судомле и Клещине. О нем в 1581 г. говорится: «В Воскресенском же погосте в Осечне на Овинчищах монастырь на речке на Илемне. А в монастыре церковь Троицы Живонач., древяная в верх, да в приделех Благовещенья Пресв. Богор., да в дру­гом приделе Преп. Чудотв. Сергея; да церковь Николы чудотв., да в приделе Алексей митроп., древяная в верх. А в церквах образы и свечи, и книги, и ризы, и колокола, и все церковное строе­ние приходное. Да в монастыре же 12 келей, а в них живут старцы, а игу­мена и строителя нет». Ныне в со­сновой роще находится дерев. часовня, куда исстари в праздники Преображения собираются крестьяне соседних селений и служат молебен. В часовне сохра­нился древний крест с надписью: «сии крест шамарини пустыни устроил его старец Лазарь». Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.”, VIII, прилож. XII, 326; “Рукопис. сообщение А. К. Жизневского”; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 29. 2141 . Троицкий – Орловский, женский, ныне деревня Орлец, Вологодской губ., Никольского у., Березниковской во­лости, в 162 вер. к сев.-вост. от Ни­кольска, недалеко от границы Устюгского у., на берегу р. Юга. Основан в XIV ст. новгородцами; около 1480 г. в нем постриглась и была игуменьею На­талья, мать блаженного Иоанна юроди­вого, Устюжского чудотворца. Монастырь упразднен в XVII ст. “Ист. Росс. Иер.”, V, 370; Ратшин, 76. 2142 . Троицкий – Особый, мужской, совсем упраздненный, в гор. Арзама­се, Нижегородской губ. Существовал весьма недолго, именно с 1734 г. по 1743 г.; в нем это время жили иноки разоренной Высокогорской-Вознесенской пустыни. Игум.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

суда); 1850 г., 15–19, 22–23, 25, 28–31 (Список с писцовой кн. 1628–1629 г.); 1856 г., 5 (Челобитная 1672 г. игумена Макария о монаст. рабочих); “Новгор. губ. в.», 1858 г., 41 (духов. завещ. 1626 г. цар. Дарьи Алекс.; отказано в Александрову пуст. 10 руб.); Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 36, 436; Павлов, “Ист. опис. святыни Новгор.», 1848 г., 32; Ключевский, “Жит. свят.», 262, 462; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 40, 125 (преп. Александр); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 991, 1; “Акты Арх. Эксп.», I, 213 (Окружн. гр. 1547 г. митроп. Макария об установл. празднов. новым Русск. свят.); III, 323 (Ц. гр. 1643 г. об отправл. из Москвы серебр. раки для мощей преп. Алекс. Свирского); “Акты истор.», I, 135 (Духовн. гр. 1533 г. преп. Алекс. Свирского); 197 (Тарх. гр. 1577 г. Новгор. архиеп. Александра священноиноку Афанасию, бывшему игум. Александровы пустыни Свирского); “Дополн. к Акт. истор.», I, 51 (Грам. 1555 г. по делам судн.; статья XIV, о землях); IV, 115 (Память 1662 г. игум. Симону о наблюд. за порядком торговли на Александро-свир. ярмарке); VII, 25 (Память 1676 г. о рыбн. подарках); VIII, 92 (Гр. 1682 г. о соблюд. церковн. правил; игум. Гермоген); XII, 57 (Указ 1689 г. о сборе славленных денег; пол-2 руб.); “Известия Археолог. Общ.», 1861 г., III 463 (Водосвятн. чаша, данная кн. Дм. М. Пожарским); “Временник Общ. ист.», 1856 г., XXIV, Запись о ружн. церкв. и м-рях 1577 – 89 г., 35 (игумену Иоасафу и 59 старцам); Калачов, “Акты юрид. быта древн. Росс.», II, 150, 135 (Книга отдельная 1616 г.; отказано в м-рь Троицы живонач. Александровы пустыни Свирского чудотв. игумену Феодориту); III, 182, 819 (Роспись духовн. 1685 г. архиеп. Вологод. Симона, который был в м-ре казначеем); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 143 (в 1744 г. имел 1.168 душ. крест.), смесь, 135 (Письмо 1766 г. митр. Дмитрию о послании в м-рь графа Андрея Бестужева за неприличн. поступки); 1870 г., IV, Отд. 2, 82 (быв. игум. Иоасаф, основатель Ильинской Машеозер. пуст.); 1875 г., II, смесь, 56 (в 1828 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

    Ев. 106. Месяцеслов при слав. еванг. XIII в. Румянц. музея 106.     Ев. 400. Месяцеслов при греческом евангелии XI-XII в. в синодальной библиотеке.     Ев. 404. Славянское евангелие в синод. библиотеке 1144 г., а месяцеслов XIV века.     Екл. Еклогадион или месяцеслов при греч. евангелии криптоферратского монастыря, XI в.     Ефем. Славянские лицевые святцы (ефемериды — повседневные), 1628 г. изданные Папеброхием в Деяниях св. (Мая Т. VII).     Зогр. Месяцеслов при Зографском евангелии в.     ЗПодл. Зеблинский подлинник XVI в. см. Т. I. стран. 296.     Иер. Месяцеслов при евангелии греческом X века, в Иерусалиме писанном.     Иерон. Мартиролог полный римской церкви, Иерониму приписываемый.     Италогреч. Мартиролог ордена Василия В., изданный в Италогреции в 1848 г., указания по Мартынову.     Кал. Месяцеслов при греч. евангелии, писанном в Калиполи в X в.     Калькас. Месяцеслов коптский у Валькасендия, изданный Сельденом.     Каноны и стихиры:     Анатолия или патриарха константинопольского († 458) или инока студийского или епископа солунского, оба последние IX в.     Андрея Пирра, X-XI в.     Андрея критского или иерусалимского, VII-VIII в.     Антония     Арсения, может быть, IX в.     Вавилы монаха.     Василия монаха.     Василия Пагариота, не позднее XI в.     Византия, Виза, Византа, не позднее X в.     Георгия амастридского VIII в.     Георгия, митропол. никомид., IX в.     Георгия Рамматы.     Георгия сицилийского, не позднее IX в.     Георгия Скилицы, XI в.     Германа I, констант. патриарха, † 740.     Германа II, констант. патриарха, † 1239.     Димитрия.     Ефрема Кария из области Карии, не позднее X в.     Игнатия, вероятно, еп. никейского, IX в.     Иоанна Дамаскина, VIII в.     Иоанна Мавропуса, митропол.     Евхаитского, † ок. 1100 г.     Иова.     Иосифа песнописца, † 883 г.     Кассии монахини, IX в.     Киприана монаха, не позднее XI в.     Климента студита, IX в.     Космы Веститора, X-XI в.     Космы маюмского, VIII в.     Льва магистра, XI в.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3912...

Успен. церковь ); 1853 г., 44 (синодики); 1854 г., 30 (Мон. быв. в Пересл.); 1856 г., 22 (Духов. грам. кн. Ковро­ва, 1535 г.; назван „Пречистая на Горице“); 1858 г., 20 (Грам. Фотия митр. Киев. на село Славитино); 1860 г., 50 (о преп. Данииле); 1861 г., 46 (монаст. село Ермово); “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1880 г., 157 (училище); “Пут. по свят. мест. Русск.”, I, 76 (здесь назван Горийским); “Маяк”, 1844 г., т. XVII, кн. XXXIII, гл. 26 (Савваитов, “Опис. Спасо-Прилуц. м-ря”); “Вел. кн. Евдокия, основательница Вознесен. дев. м-ря в Москов. Кремле”, 66; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 88, 216 (препод. Даниил), Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 696, 21; “Акты Арх. Эксп.”, I, 308 (Соборн. приговор 1581 г.); II, 7 (Грам. 1598 г. об избр. Бор. Годунова; архим. Феодосий); IV, 324 (Патриар. грам. 1647 г. архим. Герасиму о почитании воскр. и праздн. дней); “Акты истор.”, II, 237 (Роспись переяславцам, быв. 1609 г. на приступе под Тр. Серг. м.); 352 (Челобитн. 1608 г. переславцев Сапеге; подписал архим. Алимпий), “Дополн. к Акт. истор.”, III, 119 (Акты 1654 г. о моров. поветрии, см. LXXXIV); V, 102 (Деяния Москов. со­бора 1666 г., II; подписался архим. Сергий); XII, 57 (Указ 1689 г. о сборе славленых денег: 2 руб., 16 алтын и 4 деньги); “Собр. госуд. грам. и договор.”, I, 147 (Духовн. 1509 г. кн. Димит­рия Иоанн.), 200 (Духовн. собор о недвижим. собств. м-рей; в 1580 г. архим. Иосиф, в 1584 г. Тит); II, 59 (Освящен. собора 1589 г.); IV, 63 (Опис. церемонии 1668 г. при раздаче Антиох. патриар. Макарием благослов. грамоты; архим. Сергий); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 69 (архим. Пимен, потом мптропол. 1380 г.), 197 (принял постриж. св. Димит. Прилуцкий); VII, 12 (преп. Даниил), 87 (степень м-ря), 102 (бесчиния); Ка­лачов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. I, 192 (влад. в Москов. у.; назван Пречист. Богород. Город­цкой или Пречистой Горицкий); “Изве­стия Археол. Общ.”, 1861 г., III, 463 (проезд в 1694 г. архиеп. Вологод. Гавриила); “Временник Общ. Ист.”, 1850 г., VII, 22 (Матер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

На обороте сей грамоты написано: Царь и Великий Князь Алексей Михайловичь всея Русии Самодержец. Лета 7186 году Июня в 30 день Божиею Милостию Мы великий Государь Царь и великий князь Феодор Алексеевичь всея великия и малыя и белыя Росии Самодержец, сей жалованной грамоты слушав, пожаловали Николаевского Угрешского монастыря игумена Герасима да келаря старца Софрония збратиею, велели им и кто по них впредь иный игумен и келарь и братья будут Кременским посадом, и посацкими людьми, и пашнею, и всякими угодьи владеть по писцовым и по переписным книгам и по сей жалованной грамоте по прежнему, а о наших великого Государя доходех и о всяких поборех и о судных и о пошлинных статьях быть потому, как в указе отца нашего Государя, а блаженныя памяти великого Государя Царя и Великого князя Алексея Михайловича, всея великия, и малыя, и белыя Росии Самодержца и в соборном уложенье напечатано и после соборного уложенья по приговором бояр наших, которыя вновь состоялись. Подписали диак Федор Тютчев, диак Тимашов, справил Степка Лелеков. 64 Ист. Рос. Иер. Ч. I стр. 245. Ист. Кар. Ч. VII, пр. 383, несогласие в числах: по одному – 9 Февр. по другому 14 Февр.? 69 Др. Вивл. Ч. VIII, стр. 108. В четвертый раз Царь женился на девице Анне Григорьевне Васильчиковой (во иноч. Дария † 1626 г. 7 Янв.) 74 Соб. Гр. и Дог. Ч. II, стр. 450; Ист. Кар. Ч. XII, стр. 148, прим. 616, и Ник. Лет. см. под годом. 95 Во время своего первого путешествия, Патр. Макарий находился в Москве на освящении новоотстроенных Патриарших палат (там где ныне Патр. Ризница). Весьма подробное и любопытное описание пира, по случаю новоселия находится в опис. Пут. Мак. (Travels of Makarius) ч. II, стр. 244 и след. 96 По другому списку совершал Лит. не Макарий, а Паисий: но гораздо правдоподобнее, что Макарий пожелал еще раз отслужить перед отъездом в присутствии Царя. См. Дв. Раз. Ч. III, стр. 786, пр. 2. 102 Жит. Протоп. Аввакума им самим писанное; изд. под ред. Тихонравова. С.-Пб. 1862., стр. 74–76. 106 По всей вероятности, что Боярину Ал. Петр. Салтыкову принадлежало Село Петровское, находящееся в 3-х верст. от Угреши; оно на берегу Москвы реки, на горе; видимо из монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

2, 177 (дело 1722 г. об иеродиаконе Арсение Бредихине); III, 1723 г., 110 (доношение монаха Пимена, в мире капитана Петра Богд. Савелова, о самовольн. постриж. в монашество), 116 (прошение иеродиак. Солотчин. м-ря Арсения о перемещении его в братство пустыни); VII, 1727 г., 370 (сюда уволен из Алекс.-Невск. м-ря иеромон. Гавриил, вызванный в Спбург в 1720 г.), прилож., XXXIII, VI (архим. Иосифова Волоколам. м-ря Герман в 1722 г. сослан сюда за суеверие), XXXVI (строитель иеромон. Иерофей прислал в казну 5 руб. 22 коп. штрафа с 3 попов); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1838 г., XXXIII, 495 (сведения о пустыни, собранные из хранящ. в ней записей историч. и некоторых преданий); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1789 г., IX, 258 (родослов. кн. Одоевских; кн. Вас. Фед. сопровождал царя Фед. Алекс. в пустынь); 1791 г.; XVII, 220 (кн. Борис Алексеев. Голицын, приняв здесь иночество, скончался в 1713 г.). 1339. Флоровский или Фроловский – Вознесенский, женский, 1-го класса (с 1786 г.), в гор. Киеве, на Подоле, под горою Киселевскою. Уже существовал в 1566 г., когда был отдан во владение протоиерею Киев. Якову Гулькевину и его потомству. В 1712 г. в него переведены инокини Вознесенского-Печерского мон. Здесь под именем Нектарии приняла схиму возвращенная из Березова кн. Наталья Борисовна Долгорукова, скончавшаяся в 1771 г. При м-ре находится училище с 50 девоч. “Ист. Росс. Иер.», III, 581; Ратшин, 132; “Опис. монаст.», 1817 г., 25; И. М., “Паломн. Киев.», 1849 г., 110; Евгений, “Опис. Киев. Софии», прибавл., 31, 117; “Чтен. Общ. ист. и древн. Росс.», 1846 г., 4; Бантыш-Каменский, “Ист. Малор.», изд. I, III, 161; Закревский, “Летоп. и опис. гор. Киева», 232; “Матер. для стат. России», 1841 г., Отд. III, 19; “Зап. И. Р. Геогр. Общ.», 1857 г., XII, 375; “Киев. губ. вед.», 1851 г., 25 (Наталья Борисов. Долгорукая); “Извл. из отч. Об.-Пр., 1842 г., 12 (о возвед. в 1 кл.); 1847 г., 80 (пожертв. каменный дом); 1855 г., 9 (увелич. штата 20 лицами); 1855 г., 14 (разреш. постр. церковь ); 1884 г., 243 (училище); “Пут.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

2235 . Юрьевский или Георгиев­ский в Раменце, мужской, ныне село Егорьевское, что в Раменье, Яро­славской губ., Рыбинского у., в 15 вер. к сев. от Рыбинска, при рч. Волготе; в приходе села есть приселок Попов­ский при р. Шексне. Из жалован. гра­моты 1443 г. видно, что он в то время был приписан к Троиц. Сергиев. лавре кн. Можайским Ив. Андреевичем. Крылов, “Ист.-стат. обозр. Ростов. Яросл. епар.”, 526 (приселок Поповский); “Акты Археогр. Эксп.”, I, 38 (Ж. гр. 1443 г. Можайск. кн. Ив. Андр. Тр. Сергиеву м. на монастырек Юрий св. в Раменце и Поповское, с освоб. старожильцев от княж. дани и пошл.); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 198, 216; Калачов, “Акты юрид. быта древн. Росс.”, I, 77, 30 (Ж. гр. 1443 г. Троиц. Серг. м-рю на монастырек Юрия в Раменце); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1878 г., V, Ист. опис. Тр. Серг. лав., 178 (при­писка к лавре). 2236 . Юрьевский – Успенский – Богородицкий на Войнове горе, мужской, ныне погост Войнова Гора, иначе Войновский, Владимирской губ., По­кровского у., в 10 вер. от Покрова, при р. Клязьме. Он еще при игумене преп. Никоне (1392–1428 г.) был пе­редан Троице-Сергиевой лавре и по гра­моте Вел. кн. Василия Дмитриевича поль­зовался хлебною десятиною с Красного села. “Ист. опис. Тр.-Сергиевой лавры”, 146; Стро­ев, “Спис. иер. и настоят.”, 719, 63 (здесь не­правильно сказано, что он находился в Юрьеве; упоминаются игум. Феодосий 1635 г. и Маркелл 1694 г.); “Акты Археогр. Эксп.”, I, 24 (Ж. гр. 1428–1436 г. Вел. кн. Вас. Вас. Тр. Серг. м-рю, чтобы воеводы и ездоки не ездили мимо м-ря, не ставились в нем и кормов не брали); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 199, 216; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1878 г., IV, Истор. опис. Тр. Серг. лавры, 178 (зависимость м-ря); 1879 г., II, прилож. к “Истор. опис. Тр. Серг. лавры”, 44. 2237 . Юрьев из Корельского городка, мужской, давно уничтожен­ный, в нынешнем гор. Кексгольме, Вы­боргской губ., в Финляндии, на сев.-зап. берегу Ладожского оз. Существовал в XV ст. и по переписн. оклад. книгам Водской пятины владел населенными деревнями. “Временник Общ. ист. и древ.”, 1852 г., XII, 32, 105, 117 (Перепис. книги 1500 г.); Мака­рий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 34.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В полном житии (Епиф. и Пах.) здесь приводятся подробности о прибытии к преп. Сергию братий-иноков, желавших подвязаться под его духовным руководительством и мало-помалу составивших целый монастырь, о его посвящении в сан игумена и о духовном руководительстве ими, об их устроении и подвижнической жизни и пр. (см. у Никона, 2 издание гл. VII–XII), наконец – об установлении общежития (в смысле стройной манашески-общежительной организации). Последнее преп. Сергий сделал по совету вселенского патриарха Филофея, до которого дошла весть о подвигах преподобного и который почтил его особым посольством, доставившим ему крест, параманд и схимну, вместе с патриаршим посланием. Послание это следующее: «Божию Милостию Архиепископ Константинограда, Вселенский Патриарх Кир Филофей, о святом Духе сыну и сослужебнику нашего смирения Сергию: благодать и мир, и наше благословение да будет с вами. Слышахом убо еже в Бозе житие твое добродетельно и зело похвалихом, и прославихом Бога. Но едина главизна (правило) еще недостаточествует ти: яко не общее житие стяжасте. Понеже веси, Преподобне, и самый Богоотец Пророк Давид, иже вси обсязавай (обнимавший) разумом, ничто же ино возможе тако похвалити, точию: се ныне что добро или что красно, но еже жити братии вкупе. Поэтому же и аз совет благ даю вам: послушайте убо смирения нашего, яко да составите общее житие, и милость Божия на вас, и Пречистыя Богородицы, и всех святых, и наше благословение и молитва да есть с вами». Преп. Сергий отправился в Москву к святителю Алексию, митрополиту Московскому, прочитал ему послание патриарха и спросил благословения и повеления – как поступить, – святитель Алексий сказал ему: «Сам Бог прославляет славящих Его, Он и тебя сподобил такого блага, что имя твое и твоя святая жизнь стали известны в такой далекой стране, и даже сам Вселенский Патриарх шлет тебе советы на общую пользу. Можем ли мы предложить тебе лучший совет? Мы очень благодарны святейшему Патриарху за такой совет, и что он предлагает и благословляет, то благословляем мы» (Иер. Никон, «Жит.», стр. 128–129).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

1616 . Ивановский, женский, со­всем уничтоженный, при гор. Гдове, С.-Петербургской губ. Основан в XV ст. Псковским посадником Иваном Сидоровичем; в нем была церковь св. Афа­насия Великого. “Ист.-статист. свед. о СПбург. епархии”, вып. I, Отд. II, 16. 1617 . Ивановский – Емецкий, женский, ныне село Емецкое, Архангель­ской губ., Холмогорского у., в 102 вер. к югу от Холмогор, на Архангель­ском почтов. тракте, при р. Емце. Уже существовал в 1587 г., когда имел церкви Иоанна Предтечи и Георгия Стра­стотерпца и, зависел от Антониева Сийского м-ря; в грам., данной игум. Никандру в 1589 г., между прочим ска­зано: «А что у вас на Емце девичь м-рь, и вы б однолично велели тот м-рь отынить тыном крестьянам сво­им и учинити у него одни ворота». В 1613 г. при нашествии литовцев монастырь уничтожен и на месте его построен для защиты острог, инокини же переведены в Покровский мон., тоже здесь существовавший. “Ист. Росс. Иер.”, IV, 85; Ратшин, 15; Пушкарев, “Опис. Росс. Имп., Архан. губ.”, I, 32; Молчанов, “Опис. Архан. губ.”, 138, 140; “Архан. сборн.”, I, 389, 461; Фон-Пошман, “Опис. Архан. губ.”, I, 84; “Архан. губ. вед.”, 1839 г., 19 (Эмецкий Острог); 1851 г., 21 (село Емецкое); “Акты истор.”, I, 225 (Ц. гр. 1589 г. в Сийский м-рь); III, 95 (Несудим. гр. Антон. Сийск. м-рю 1621 г.); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1878 г., III, Ист. свед. об Антов. Сийск. м-ре, 15 (кратк. история). 1618 . Ивановский – Предтечевский из Корельского городка, с устья р. Узервы, давно несуществую­щий, около нынешнего гор. Кексгольма, Выборгской губ., в Финляндии, на сев.-зап. берегу Ладожского оз. Существовал в XV ст. и по переписн. окладн. кни­гам Водской пятины владел населенными деревнями. “Временник Общ. ист. и древн.”, 1852 г., XII, 142, 179 (Переписн. кн. 1500 г.); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 34. 1619 . Игуменский, женский, со­всем уничтоженный, в окрестностях гор. Игумена, Минской губ., – там, где ныне остатки древнего городища. По преданию, существовал до XVII ст. и был основан какою-то игумениею на том самом месте, где существовало «поганское болванище», т. е. языческое святилище, куда на поклонение стекалось много народа. Около монастыря образо­валось поселение, получившее название Игумена. “Город. посел. Росс. Имп.”. III, 91; “Памят. кн. Минск. губ. на 1888 г.”, 91; Архим. Николай, “Ист.-стат. опис. Минск. епар.”, 157.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1657 г. о составлении описных книг м-ря и о передаче его в ведение строит. Гурия вместо престарелого игум. Феранонта); “Акты юридич.», 231 (Выпис. 1674 г. из Белозер. писцов. книг); Калачов, “Акты юрид. быта древ. Росс.», II, 684, 230 (Наказн. память 1614 г.; постриженник м-ря черный поп Феодосий); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 144 (в 1744 г. имел 816 душ. крест.); 1864 г., III, смесь, 1–11 (Слово на обрет. честн. мощей преп. Кирилла Новоезерского м-ря, из рукоп. XVII ст.); 1875 г., II, смесь, 77 (Письма еписк. Игн. Брянчанинова); 1876 г., III, Отд. 2, 36 (воспом. архим. Пимена); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 346 (в 1700 г. имел крест. 198 двор.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. I, 512 (переложение 1722 г. мощей преп. Кирилла в новую раку); VII, 267 (дело 1727 г. о монахе Михее, постригшемся здесь в 1722 г.); Бычков, “Опис. рукоп. И. П. Библ.», I, 310, 1 (месяцеслов XVII ст.; память преп. Кирилла Белого 4 февр.). 869. Китаевская, мужская пустынь, приписанная к Печерской Лавре, Киевской губ. и уезда, в 10 вер. к югу от Киева, между двумя горами, окружена со всех сторон лесом, в 2 вер. от Днепра. По преданию, основана в XII ст. Вел. кн. Андреем Боголюбским, называвшимся Китай; здесь его был загородный дом. В XVII ст., на опустевшем месте, монахи Печерские устроили здесь скит, а в 1716 г. Киев. губернатор, кн. Дм. Мих. Голицын, построил здесь келии и церковь св. Сергия Радонежского, перестроенную в 1767 г. во имя св. Троицы. В 1786 г. оставлена в ведении Печерской лавры для уединения престарелых братий. Здесь погребаются иноки Киево-Печерской лавры. Особым почитанием пользуется могила схимонаха Досифея, скончавшегося в 1776 г. 25 сент. “Ист. Росс. Иер.», IV, 518; Ратшин, 131; “Опис. мон.», 1817 г., 53; “Опис. Киевопечер. лавры», изд. 1826 г., 144, 169; Закревский, “Летоп. и опис. гор. Киева», 135; “Путеш. ко св. местам русским», II, 153; “Матер. для стат. России», 1841 г., Отд. 1, 16; “Кратк. истор. опис. Киево-Печер. лавры», 1817 г., 189 (ист.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010