имел 9 двор. крест.); Токмаков, “Справоч. указат. истор. матер.”, I, 13 (имел грамоты до 1623 г.); “Опис. докум. и дел архива Св. Синода”, VII, прилож., XI, III (в 1727 г. в м-ре были священник, пономарь, монах и 15 служителей). 2140 . Троицкий на Овинчищах Шамаринская пустынь, мужской, совсем несуществующий, Тверской губ., Вышневолоцкого у., находился в окрестностях нынешнего погоста Осечно, лежащего в 29 вер. от Вышнего Волочка, при озз. Судомле и Клещине. О нем в 1581 г. говорится: «В Воскресенском же погосте в Осечне на Овинчищах монастырь на речке на Илемне. А в монастыре церковь Троицы Живонач., древяная в верх, да в приделех Благовещенья Пресв. Богор., да в другом приделе Преп. Чудотв. Сергея; да церковь Николы чудотв., да в приделе Алексей митроп., древяная в верх. А в церквах образы и свечи, и книги, и ризы, и колокола, и все церковное строение приходное. Да в монастыре же 12 келей, а в них живут старцы, а игумена и строителя нет». Ныне в сосновой роще находится дерев. часовня, куда исстари в праздники Преображения собираются крестьяне соседних селений и служат молебен. В часовне сохранился древний крест с надписью: «сии крест шамарини пустыни устроил его старец Лазарь». Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.”, VIII, прилож. XII, 326; “Рукопис. сообщение А. К. Жизневского”; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 29. 2141 . Троицкий – Орловский, женский, ныне деревня Орлец, Вологодской губ., Никольского у., Березниковской волости, в 162 вер. к сев.-вост. от Никольска, недалеко от границы Устюгского у., на берегу р. Юга. Основан в XIV ст. новгородцами; около 1480 г. в нем постриглась и была игуменьею Наталья, мать блаженного Иоанна юродивого, Устюжского чудотворца. Монастырь упразднен в XVII ст. “Ист. Росс. Иер.”, V, 370; Ратшин, 76. 2142 . Троицкий – Особый, мужской, совсем упраздненный, в гор. Арзамасе, Нижегородской губ. Существовал весьма недолго, именно с 1734 г. по 1743 г.; в нем это время жили иноки разоренной Высокогорской-Вознесенской пустыни. Игум. |
суда); 1850 г., 15–19, 22–23, 25, 28–31 (Список с писцовой кн. 1628–1629 г.); 1856 г., 5 (Челобитная 1672 г. игумена Макария о монаст. рабочих); “Новгор. губ. в.», 1858 г., 41 (духов. завещ. 1626 г. цар. Дарьи Алекс.; отказано в Александрову пуст. 10 руб.); Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 36, 436; Павлов, “Ист. опис. святыни Новгор.», 1848 г., 32; Ключевский, “Жит. свят.», 262, 462; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 40, 125 (преп. Александр); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 991, 1; “Акты Арх. Эксп.», I, 213 (Окружн. гр. 1547 г. митроп. Макария об установл. празднов. новым Русск. свят.); III, 323 (Ц. гр. 1643 г. об отправл. из Москвы серебр. раки для мощей преп. Алекс. Свирского); “Акты истор.», I, 135 (Духовн. гр. 1533 г. преп. Алекс. Свирского); 197 (Тарх. гр. 1577 г. Новгор. архиеп. Александра священноиноку Афанасию, бывшему игум. Александровы пустыни Свирского); “Дополн. к Акт. истор.», I, 51 (Грам. 1555 г. по делам судн.; статья XIV, о землях); IV, 115 (Память 1662 г. игум. Симону о наблюд. за порядком торговли на Александро-свир. ярмарке); VII, 25 (Память 1676 г. о рыбн. подарках); VIII, 92 (Гр. 1682 г. о соблюд. церковн. правил; игум. Гермоген); XII, 57 (Указ 1689 г. о сборе славленных денег; пол-2 руб.); “Известия Археолог. Общ.», 1861 г., III 463 (Водосвятн. чаша, данная кн. Дм. М. Пожарским); “Временник Общ. ист.», 1856 г., XXIV, Запись о ружн. церкв. и м-рях 1577 – 89 г., 35 (игумену Иоасафу и 59 старцам); Калачов, “Акты юрид. быта древн. Росс.», II, 150, 135 (Книга отдельная 1616 г.; отказано в м-рь Троицы живонач. Александровы пустыни Свирского чудотв. игумену Феодориту); III, 182, 819 (Роспись духовн. 1685 г. архиеп. Вологод. Симона, который был в м-ре казначеем); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 143 (в 1744 г. имел 1.168 душ. крест.), смесь, 135 (Письмо 1766 г. митр. Дмитрию о послании в м-рь графа Андрея Бестужева за неприличн. поступки); 1870 г., IV, Отд. 2, 82 (быв. игум. Иоасаф, основатель Ильинской Машеозер. пуст.); 1875 г., II, смесь, 56 (в 1828 г. |
Ев. 106. Месяцеслов при слав. еванг. XIII в. Румянц. музея 106. Ев. 400. Месяцеслов при греческом евангелии XI-XII в. в синодальной библиотеке. Ев. 404. Славянское евангелие в синод. библиотеке 1144 г., а месяцеслов XIV века. Екл. Еклогадион или месяцеслов при греч. евангелии криптоферратского монастыря, XI в. Ефем. Славянские лицевые святцы (ефемериды — повседневные), 1628 г. изданные Папеброхием в Деяниях св. (Мая Т. VII). Зогр. Месяцеслов при Зографском евангелии в. ЗПодл. Зеблинский подлинник XVI в. см. Т. I. стран. 296. Иер. Месяцеслов при евангелии греческом X века, в Иерусалиме писанном. Иерон. Мартиролог полный римской церкви, Иерониму приписываемый. Италогреч. Мартиролог ордена Василия В., изданный в Италогреции в 1848 г., указания по Мартынову. Кал. Месяцеслов при греч. евангелии, писанном в Калиполи в X в. Калькас. Месяцеслов коптский у Валькасендия, изданный Сельденом. Каноны и стихиры: Анатолия или патриарха константинопольского († 458) или инока студийского или епископа солунского, оба последние IX в. Андрея Пирра, X-XI в. Андрея критского или иерусалимского, VII-VIII в. Антония Арсения, может быть, IX в. Вавилы монаха. Василия монаха. Василия Пагариота, не позднее XI в. Византия, Виза, Византа, не позднее X в. Георгия амастридского VIII в. Георгия, митропол. никомид., IX в. Георгия Рамматы. Георгия сицилийского, не позднее IX в. Георгия Скилицы, XI в. Германа I, констант. патриарха, † 740. Германа II, констант. патриарха, † 1239. Димитрия. Ефрема Кария из области Карии, не позднее X в. Игнатия, вероятно, еп. никейского, IX в. Иоанна Дамаскина, VIII в. Иоанна Мавропуса, митропол. Евхаитского, † ок. 1100 г. Иова. Иосифа песнописца, † 883 г. Кассии монахини, IX в. Киприана монаха, не позднее XI в. Климента студита, IX в. Космы Веститора, X-XI в. Космы маюмского, VIII в. Льва магистра, XI в. |
Успен. церковь ); 1853 г., 44 (синодики); 1854 г., 30 (Мон. быв. в Пересл.); 1856 г., 22 (Духов. грам. кн. Коврова, 1535 г.; назван „Пречистая на Горице“); 1858 г., 20 (Грам. Фотия митр. Киев. на село Славитино); 1860 г., 50 (о преп. Данииле); 1861 г., 46 (монаст. село Ермово); “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1880 г., 157 (училище); “Пут. по свят. мест. Русск.”, I, 76 (здесь назван Горийским); “Маяк”, 1844 г., т. XVII, кн. XXXIII, гл. 26 (Савваитов, “Опис. Спасо-Прилуц. м-ря”); “Вел. кн. Евдокия, основательница Вознесен. дев. м-ря в Москов. Кремле”, 66; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 88, 216 (препод. Даниил), Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 696, 21; “Акты Арх. Эксп.”, I, 308 (Соборн. приговор 1581 г.); II, 7 (Грам. 1598 г. об избр. Бор. Годунова; архим. Феодосий); IV, 324 (Патриар. грам. 1647 г. архим. Герасиму о почитании воскр. и праздн. дней); “Акты истор.”, II, 237 (Роспись переяславцам, быв. 1609 г. на приступе под Тр. Серг. м.); 352 (Челобитн. 1608 г. переславцев Сапеге; подписал архим. Алимпий), “Дополн. к Акт. истор.”, III, 119 (Акты 1654 г. о моров. поветрии, см. LXXXIV); V, 102 (Деяния Москов. собора 1666 г., II; подписался архим. Сергий); XII, 57 (Указ 1689 г. о сборе славленых денег: 2 руб., 16 алтын и 4 деньги); “Собр. госуд. грам. и договор.”, I, 147 (Духовн. 1509 г. кн. Димитрия Иоанн.), 200 (Духовн. собор о недвижим. собств. м-рей; в 1580 г. архим. Иосиф, в 1584 г. Тит); II, 59 (Освящен. собора 1589 г.); IV, 63 (Опис. церемонии 1668 г. при раздаче Антиох. патриар. Макарием благослов. грамоты; архим. Сергий); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 69 (архим. Пимен, потом мптропол. 1380 г.), 197 (принял постриж. св. Димит. Прилуцкий); VII, 12 (преп. Даниил), 87 (степень м-ря), 102 (бесчиния); Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. I, 192 (влад. в Москов. у.; назван Пречист. Богород. Городцкой или Пречистой Горицкий); “Известия Археол. Общ.”, 1861 г., III, 463 (проезд в 1694 г. архиеп. Вологод. Гавриила); “Временник Общ. Ист.”, 1850 г., VII, 22 (Матер. |
На обороте сей грамоты написано: Царь и Великий Князь Алексей Михайловичь всея Русии Самодержец. Лета 7186 году Июня в 30 день Божиею Милостию Мы великий Государь Царь и великий князь Феодор Алексеевичь всея великия и малыя и белыя Росии Самодержец, сей жалованной грамоты слушав, пожаловали Николаевского Угрешского монастыря игумена Герасима да келаря старца Софрония збратиею, велели им и кто по них впредь иный игумен и келарь и братья будут Кременским посадом, и посацкими людьми, и пашнею, и всякими угодьи владеть по писцовым и по переписным книгам и по сей жалованной грамоте по прежнему, а о наших великого Государя доходех и о всяких поборех и о судных и о пошлинных статьях быть потому, как в указе отца нашего Государя, а блаженныя памяти великого Государя Царя и Великого князя Алексея Михайловича, всея великия, и малыя, и белыя Росии Самодержца и в соборном уложенье напечатано и после соборного уложенья по приговором бояр наших, которыя вновь состоялись. Подписали диак Федор Тютчев, диак Тимашов, справил Степка Лелеков. 64 Ист. Рос. Иер. Ч. I стр. 245. Ист. Кар. Ч. VII, пр. 383, несогласие в числах: по одному – 9 Февр. по другому 14 Февр.? 69 Др. Вивл. Ч. VIII, стр. 108. В четвертый раз Царь женился на девице Анне Григорьевне Васильчиковой (во иноч. Дария † 1626 г. 7 Янв.) 74 Соб. Гр. и Дог. Ч. II, стр. 450; Ист. Кар. Ч. XII, стр. 148, прим. 616, и Ник. Лет. см. под годом. 95 Во время своего первого путешествия, Патр. Макарий находился в Москве на освящении новоотстроенных Патриарших палат (там где ныне Патр. Ризница). Весьма подробное и любопытное описание пира, по случаю новоселия находится в опис. Пут. Мак. (Travels of Makarius) ч. II, стр. 244 и след. 96 По другому списку совершал Лит. не Макарий, а Паисий: но гораздо правдоподобнее, что Макарий пожелал еще раз отслужить перед отъездом в присутствии Царя. См. Дв. Раз. Ч. III, стр. 786, пр. 2. 102 Жит. Протоп. Аввакума им самим писанное; изд. под ред. Тихонравова. С.-Пб. 1862., стр. 74–76. 106 По всей вероятности, что Боярину Ал. Петр. Салтыкову принадлежало Село Петровское, находящееся в 3-х верст. от Угреши; оно на берегу Москвы реки, на горе; видимо из монастыря. |
2, 177 (дело 1722 г. об иеродиаконе Арсение Бредихине); III, 1723 г., 110 (доношение монаха Пимена, в мире капитана Петра Богд. Савелова, о самовольн. постриж. в монашество), 116 (прошение иеродиак. Солотчин. м-ря Арсения о перемещении его в братство пустыни); VII, 1727 г., 370 (сюда уволен из Алекс.-Невск. м-ря иеромон. Гавриил, вызванный в Спбург в 1720 г.), прилож., XXXIII, VI (архим. Иосифова Волоколам. м-ря Герман в 1722 г. сослан сюда за суеверие), XXXVI (строитель иеромон. Иерофей прислал в казну 5 руб. 22 коп. штрафа с 3 попов); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1838 г., XXXIII, 495 (сведения о пустыни, собранные из хранящ. в ней записей историч. и некоторых преданий); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1789 г., IX, 258 (родослов. кн. Одоевских; кн. Вас. Фед. сопровождал царя Фед. Алекс. в пустынь); 1791 г.; XVII, 220 (кн. Борис Алексеев. Голицын, приняв здесь иночество, скончался в 1713 г.). 1339. Флоровский или Фроловский – Вознесенский, женский, 1-го класса (с 1786 г.), в гор. Киеве, на Подоле, под горою Киселевскою. Уже существовал в 1566 г., когда был отдан во владение протоиерею Киев. Якову Гулькевину и его потомству. В 1712 г. в него переведены инокини Вознесенского-Печерского мон. Здесь под именем Нектарии приняла схиму возвращенная из Березова кн. Наталья Борисовна Долгорукова, скончавшаяся в 1771 г. При м-ре находится училище с 50 девоч. “Ист. Росс. Иер.», III, 581; Ратшин, 132; “Опис. монаст.», 1817 г., 25; И. М., “Паломн. Киев.», 1849 г., 110; Евгений, “Опис. Киев. Софии», прибавл., 31, 117; “Чтен. Общ. ист. и древн. Росс.», 1846 г., 4; Бантыш-Каменский, “Ист. Малор.», изд. I, III, 161; Закревский, “Летоп. и опис. гор. Киева», 232; “Матер. для стат. России», 1841 г., Отд. III, 19; “Зап. И. Р. Геогр. Общ.», 1857 г., XII, 375; “Киев. губ. вед.», 1851 г., 25 (Наталья Борисов. Долгорукая); “Извл. из отч. Об.-Пр., 1842 г., 12 (о возвед. в 1 кл.); 1847 г., 80 (пожертв. каменный дом); 1855 г., 9 (увелич. штата 20 лицами); 1855 г., 14 (разреш. постр. церковь ); 1884 г., 243 (училище); “Пут. |
2235 . Юрьевский или Георгиевский в Раменце, мужской, ныне село Егорьевское, что в Раменье, Ярославской губ., Рыбинского у., в 15 вер. к сев. от Рыбинска, при рч. Волготе; в приходе села есть приселок Поповский при р. Шексне. Из жалован. грамоты 1443 г. видно, что он в то время был приписан к Троиц. Сергиев. лавре кн. Можайским Ив. Андреевичем. Крылов, “Ист.-стат. обозр. Ростов. Яросл. епар.”, 526 (приселок Поповский); “Акты Археогр. Эксп.”, I, 38 (Ж. гр. 1443 г. Можайск. кн. Ив. Андр. Тр. Сергиеву м. на монастырек Юрий св. в Раменце и Поповское, с освоб. старожильцев от княж. дани и пошл.); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 198, 216; Калачов, “Акты юрид. быта древн. Росс.”, I, 77, 30 (Ж. гр. 1443 г. Троиц. Серг. м-рю на монастырек Юрия в Раменце); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1878 г., V, Ист. опис. Тр. Серг. лав., 178 (приписка к лавре). 2236 . Юрьевский – Успенский – Богородицкий на Войнове горе, мужской, ныне погост Войнова Гора, иначе Войновский, Владимирской губ., Покровского у., в 10 вер. от Покрова, при р. Клязьме. Он еще при игумене преп. Никоне (1392–1428 г.) был передан Троице-Сергиевой лавре и по грамоте Вел. кн. Василия Дмитриевича пользовался хлебною десятиною с Красного села. “Ист. опис. Тр.-Сергиевой лавры”, 146; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 719, 63 (здесь неправильно сказано, что он находился в Юрьеве; упоминаются игум. Феодосий 1635 г. и Маркелл 1694 г.); “Акты Археогр. Эксп.”, I, 24 (Ж. гр. 1428–1436 г. Вел. кн. Вас. Вас. Тр. Серг. м-рю, чтобы воеводы и ездоки не ездили мимо м-ря, не ставились в нем и кормов не брали); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 199, 216; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1878 г., IV, Истор. опис. Тр. Серг. лавры, 178 (зависимость м-ря); 1879 г., II, прилож. к “Истор. опис. Тр. Серг. лавры”, 44. 2237 . Юрьев из Корельского городка, мужской, давно уничтоженный, в нынешнем гор. Кексгольме, Выборгской губ., в Финляндии, на сев.-зап. берегу Ладожского оз. Существовал в XV ст. и по переписн. оклад. книгам Водской пятины владел населенными деревнями. “Временник Общ. ист. и древ.”, 1852 г., XII, 32, 105, 117 (Перепис. книги 1500 г.); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 34. |
В полном житии (Епиф. и Пах.) здесь приводятся подробности о прибытии к преп. Сергию братий-иноков, желавших подвязаться под его духовным руководительством и мало-помалу составивших целый монастырь, о его посвящении в сан игумена и о духовном руководительстве ими, об их устроении и подвижнической жизни и пр. (см. у Никона, 2 издание гл. VII–XII), наконец – об установлении общежития (в смысле стройной манашески-общежительной организации). Последнее преп. Сергий сделал по совету вселенского патриарха Филофея, до которого дошла весть о подвигах преподобного и который почтил его особым посольством, доставившим ему крест, параманд и схимну, вместе с патриаршим посланием. Послание это следующее: «Божию Милостию Архиепископ Константинограда, Вселенский Патриарх Кир Филофей, о святом Духе сыну и сослужебнику нашего смирения Сергию: благодать и мир, и наше благословение да будет с вами. Слышахом убо еже в Бозе житие твое добродетельно и зело похвалихом, и прославихом Бога. Но едина главизна (правило) еще недостаточествует ти: яко не общее житие стяжасте. Понеже веси, Преподобне, и самый Богоотец Пророк Давид, иже вси обсязавай (обнимавший) разумом, ничто же ино возможе тако похвалити, точию: се ныне что добро или что красно, но еже жити братии вкупе. Поэтому же и аз совет благ даю вам: послушайте убо смирения нашего, яко да составите общее житие, и милость Божия на вас, и Пречистыя Богородицы, и всех святых, и наше благословение и молитва да есть с вами». Преп. Сергий отправился в Москву к святителю Алексию, митрополиту Московскому, прочитал ему послание патриарха и спросил благословения и повеления – как поступить, – святитель Алексий сказал ему: «Сам Бог прославляет славящих Его, Он и тебя сподобил такого блага, что имя твое и твоя святая жизнь стали известны в такой далекой стране, и даже сам Вселенский Патриарх шлет тебе советы на общую пользу. Можем ли мы предложить тебе лучший совет? Мы очень благодарны святейшему Патриарху за такой совет, и что он предлагает и благословляет, то благословляем мы» (Иер. Никон, «Жит.», стр. 128–129). |
1616 . Ивановский, женский, совсем уничтоженный, при гор. Гдове, С.-Петербургской губ. Основан в XV ст. Псковским посадником Иваном Сидоровичем; в нем была церковь св. Афанасия Великого. “Ист.-статист. свед. о СПбург. епархии”, вып. I, Отд. II, 16. 1617 . Ивановский – Емецкий, женский, ныне село Емецкое, Архангельской губ., Холмогорского у., в 102 вер. к югу от Холмогор, на Архангельском почтов. тракте, при р. Емце. Уже существовал в 1587 г., когда имел церкви Иоанна Предтечи и Георгия Страстотерпца и, зависел от Антониева Сийского м-ря; в грам., данной игум. Никандру в 1589 г., между прочим сказано: «А что у вас на Емце девичь м-рь, и вы б однолично велели тот м-рь отынить тыном крестьянам своим и учинити у него одни ворота». В 1613 г. при нашествии литовцев монастырь уничтожен и на месте его построен для защиты острог, инокини же переведены в Покровский мон., тоже здесь существовавший. “Ист. Росс. Иер.”, IV, 85; Ратшин, 15; Пушкарев, “Опис. Росс. Имп., Архан. губ.”, I, 32; Молчанов, “Опис. Архан. губ.”, 138, 140; “Архан. сборн.”, I, 389, 461; Фон-Пошман, “Опис. Архан. губ.”, I, 84; “Архан. губ. вед.”, 1839 г., 19 (Эмецкий Острог); 1851 г., 21 (село Емецкое); “Акты истор.”, I, 225 (Ц. гр. 1589 г. в Сийский м-рь); III, 95 (Несудим. гр. Антон. Сийск. м-рю 1621 г.); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1878 г., III, Ист. свед. об Антов. Сийск. м-ре, 15 (кратк. история). 1618 . Ивановский – Предтечевский из Корельского городка, с устья р. Узервы, давно несуществующий, около нынешнего гор. Кексгольма, Выборгской губ., в Финляндии, на сев.-зап. берегу Ладожского оз. Существовал в XV ст. и по переписн. окладн. книгам Водской пятины владел населенными деревнями. “Временник Общ. ист. и древн.”, 1852 г., XII, 142, 179 (Переписн. кн. 1500 г.); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 34. 1619 . Игуменский, женский, совсем уничтоженный, в окрестностях гор. Игумена, Минской губ., – там, где ныне остатки древнего городища. По преданию, существовал до XVII ст. и был основан какою-то игумениею на том самом месте, где существовало «поганское болванище», т. е. языческое святилище, куда на поклонение стекалось много народа. Около монастыря образовалось поселение, получившее название Игумена. “Город. посел. Росс. Имп.”. III, 91; “Памят. кн. Минск. губ. на 1888 г.”, 91; Архим. Николай, “Ист.-стат. опис. Минск. епар.”, 157. |
1657 г. о составлении описных книг м-ря и о передаче его в ведение строит. Гурия вместо престарелого игум. Феранонта); “Акты юридич.», 231 (Выпис. 1674 г. из Белозер. писцов. книг); Калачов, “Акты юрид. быта древ. Росс.», II, 684, 230 (Наказн. память 1614 г.; постриженник м-ря черный поп Феодосий); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 144 (в 1744 г. имел 816 душ. крест.); 1864 г., III, смесь, 1–11 (Слово на обрет. честн. мощей преп. Кирилла Новоезерского м-ря, из рукоп. XVII ст.); 1875 г., II, смесь, 77 (Письма еписк. Игн. Брянчанинова); 1876 г., III, Отд. 2, 36 (воспом. архим. Пимена); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 346 (в 1700 г. имел крест. 198 двор.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. I, 512 (переложение 1722 г. мощей преп. Кирилла в новую раку); VII, 267 (дело 1727 г. о монахе Михее, постригшемся здесь в 1722 г.); Бычков, “Опис. рукоп. И. П. Библ.», I, 310, 1 (месяцеслов XVII ст.; память преп. Кирилла Белого 4 февр.). 869. Китаевская, мужская пустынь, приписанная к Печерской Лавре, Киевской губ. и уезда, в 10 вер. к югу от Киева, между двумя горами, окружена со всех сторон лесом, в 2 вер. от Днепра. По преданию, основана в XII ст. Вел. кн. Андреем Боголюбским, называвшимся Китай; здесь его был загородный дом. В XVII ст., на опустевшем месте, монахи Печерские устроили здесь скит, а в 1716 г. Киев. губернатор, кн. Дм. Мих. Голицын, построил здесь келии и церковь св. Сергия Радонежского, перестроенную в 1767 г. во имя св. Троицы. В 1786 г. оставлена в ведении Печерской лавры для уединения престарелых братий. Здесь погребаются иноки Киево-Печерской лавры. Особым почитанием пользуется могила схимонаха Досифея, скончавшегося в 1776 г. 25 сент. “Ист. Росс. Иер.», IV, 518; Ратшин, 131; “Опис. мон.», 1817 г., 53; “Опис. Киевопечер. лавры», изд. 1826 г., 144, 169; Закревский, “Летоп. и опис. гор. Киева», 135; “Путеш. ко св. местам русским», II, 153; “Матер. для стат. России», 1841 г., Отд. 1, 16; “Кратк. истор. опис. Киево-Печер. лавры», 1817 г., 189 (ист. |
| |