4 книга Царств, упомянув, согласно со 2 Паралипоменон, об осаде крепостей Сеннахиримом, далее говорит (ст. 14), что Езекия послал послов к Сеннахириму с выражением покорности, что Сеннахирим наложил на Езекию тяжкую дань, которую тот и уплатил ( 4Цар.18:14–16 ), но что Сеннахирим, тем не менее, отправил большое войско против Иерусалима, которое нашло город запертым и укрепленным. 2 Паралипоменон не упоминает о посольстве Езекии и дани его ассирийскому царю, но, восполняя рассказ 4 Царств, сообщает, что Езекия, очевидно, убедившись в бесполезности мирных сношений с Сеннахиримом, решил на случай вероятной атаки с его стороны Иерусалима возможно больше укрепить эту столицу царства Иудейского (ст. 5), а вместе сделать осаду Иерусалима затруднительной для ассириян посредством известного в древности стратегического приема уничтожения питьевой воды на территории расположения осаждающих неприятельских войск (в свою очередь обычно пытавшихся лишить осажденных воды, как сделал, например, Александр Великий при осаде Вавилона). С этой целью были засыпаны все источники вне Иерусалима (каких в древнем Иерусалиме было немало ( Пс.45:5 ); по письму Аристея, вода из них через подземные трубы поступала в храм), в том числе " поток, (евр. нахал) протекавший по стране» (ст. 4), поток Кедрон с близкими к нему источниками: Гионом (ст. 30), Силоамом и др. (О положении Гиона – Силоама см. комментарии к ( 3Цар.1:33 ), «Толковая Библия», т. II, с.365).> Об этой мере Езекии и вообще о работах его по искусственному орошению Иерусалима говорят, кроме ( 2Пар.32:3–4,30 ) и другие библейские свидетельства: ( 4Цар.20:20 ; Ис.22:9–11 ; Сир.48:19 ). С этими работами могло иметь связь также прорытие Силоамского туннеля, которое, на основании библейско-археологических данных, заключающихся в открытой в 1880 году Силоамской надписи, относят обыкновенно ко времени Езекии (см. «Толковую Библию», т. II, с. 558). Другим важным предприятием Езекии – в оборонительных же целях – было (стих 5) восстановление древней или, по терминологии Иосифа Флавия, «первой» стены (ср. 3Цар.3:1,9:15 ) и начало постройки «второй» внешней стены Иерусалима, законченной уже Манассией ( 2Пар.33:14 ), эта «вторая» стена, по И. Флавию (Иуд. Война V, 4, 2), начиналась у ворот Гиннаф, принадлежавших еще первой Сионской стене, обнимала северную часть Иерусалима, так называемую Акру, и доходила на севере до Рыбных ворот и на северо-востоке до башен Анамеила и Меа и Овечьих ворот ( Неем.3:1,12:39 ; Зах.14:10 ; Иер.31:37 ); см. «Богословская Энциклопедия», Спб, 1906, т. VI, с. 450 и д.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Вопрос: «Кому доверять?» звучал в жизни многих царей Израиля, особенно во времена, предваряющие Вавилонское пленение. Когда началось крушение Ассирийской Империи, Набопалассар, царь Вавилона, восстал против Ассирии в 626 году и утвердил Вавилон престолонаследником Ассирии. Ниневия пала в 612 году, ас ней были уничтожены последние препятствия для роста могущества Вавилона. Египет попытался ограничить влияние Вавилона, посадив на троне Иудеи в качестве вассала Иоакима (4 Царств 23:3435). Так Иудея оставалась под властью Египта до 605 года. Навуходоносор выступил против Иерусалима, осадил его, сделал Иоакима своим вассалом, и, отправляясь обратно, захватил с собой некоторые драгоценные сосуды храма и членов царской семьи, среди которых были Даниил, Анания, Мисаил и Азария ( Дан.1:16 ). Иоаким восстал против Вавилона через три года, надеясь на помощь со стороны Египта ( 4Цар.24:1:7 ). Ответом Навуходоносора стало завоевание Иерусалима в 598597 годах и, утверждение нового царя после смерти Иоакима (2 Царств 24:6; Иер.22:19, 36:30 ). Иехония унаследовал трон отца и вскоре капитулировал (4 Царств 24:12; 2Пар.36:10 ; Иез.17:12 ). Царем был утвержден Седекия ( 4Цар.24:17 ). Поначалу Седекия прилежно исполнял роль вассала, верно служа Навуходоносору ( 2Пар.36:13 ; Исз.17:1214), но затем так же восстал 589588 (4 Царств 24:20). На этот раз Навуходоносор, в ответ, разрушил Иерусалим и забрал в плен большую часть населения города (4 Царств 25). Даниил служил и вавилонским и персидским царям – Навуходоносору (главы 14), (Набониду)/Валтасару (глава 5) и Киру (10:1). Между Навуходоносором и Набонидом/Валтасаром Вавилоном правили еще три царя: Амель-Мардук (562560, Эвиль-Меродах 4 Царств 25:2730), Нериглиссар (560556) и Лабаши-Мардук (556), о которых Даниил не упоминает вообще. События первых четырех глав книги развиваются на фоне правления Навуходоносора, а события глав 58 и 9 происходят во время правления мидийских царей Валтасара и Дария соответственно; события, описанные в главах 1012 происходят во времена правления Кира. Будучи вассалом индийского царя Астиагеса в Персии, Кир восстал против своего сузерена в 550 году, после чего начал расширять свои владения, которые впоследствии превратились в Империю Персов. К 539 году растущее недовольство влиятельных вавилонских жрецов бога Мардука (а, возможно, и населения) сильным увлечением императора Набонида богом луны Сином, позволило генералам Кира без боя взять Вавилон, хотя Валтасар и был убит (5:30). Так «Царем стал Дарий Мидийский» (5:31).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Клятва произносится в знак отрицания своей вины, поддержки какого-либо утверждения и т. д. В Библии, как правило, произнесение клятвы сопровождается призванием Бога в свидетели или выражением готовности принять Его кару в случае нарушения клятвы. Так, например, Ионафан клянется перед Давидом словами: «…жив Господь Бог Израилев!.. пусть то и то сделает Господь с Ионафаном и еще больше сделает…»(1Цар. 20:12-13), а в другом месте Давид клянется перед народом: «…то и то пусть сделает со мною Бог и еще больше сделает, если я до захождения солнца вкушу хлеба или чего-нибудь» (2Цар. 3:35). Порою в клятве упоминается только ее объект или агент, а угроза проклятия за невыполнение лишь подразумевается; так, один египтянин для гарантирования своей безопасности требует от Давида клятву, в которой просит указать Бога в качестве агента: «поклянись мне Богом, что ты не умертвишь меня и не предашь меня в руки господина моего» (I Цар. 30:15) , метонимически под словом страх Бог указан и в клятве Иакова : «…Иаков поклялся страхом отца своего Исаака» (Быт. 31:53), (см. также Матф. 5:36). Для евреев клятва была сакральным актом, святость которого отражена в утверждении, что ложно поклявшийся именем Бога бесчестит его (см. Лев. 19:12), а также в представлении, что даже Бог скрепляет Свои обещания клятвой (см. Быт. 22:16-17; 1Цар. 3:14; Иер. 22:5, 44:26, 49:13; Ис. 45:23). Согласно библейскому законодательству суд признавал клятву одной из форм доказательства (см. Исх. 22:7-11), следовательно, отказ от произнесения клятвы был равносилен проигрышу в тяжбе. Тяжущиеся стороны могли клятвой добиться вызова в суд свидетеля, который видел, слышал или знал что-либо по тяжбе. Нарушение клятвы предписано искупать кровавым жертвоприношением (см. Лев. 5:4). Клятвенный зарок, данный зависимой от отца или мужа женщиной, мог быть отменен в день, когда им это стало известно (Чис. 30:4-16). В Библии подсудность Богу клятвопреступника или давшего Его именем ложную клятву вытекает из стиха в Десяти заповедях: «...не пощадит Яхве того, кто произнесет имя Его всуе» (Исх.

http://bogoslov.ru/article/3109806

17 Этих слов нет в Св. Писании. См. Пс. 102:11; Ис. 1:18; Иер. 3:19, 22. 18 Что Ной прежде восшествия своего в ковчег, возвещая своевременным ему людям грядущую катаклисму призывал их к покаянию и исправлению своей жизни, эта мысль высказывается у Феофила Антиохийского (Ad Autol., III, 19). 19 Т.е. Божиим. Климент Александрийский, приводя сокращенно эти слова Климента Римского, называет Авраама ιλοι Θεου . См. Ис. 41:8; 2 Пар. 20:7; Иак. 2:23 20 Т.е. к западу 21 Современник Климента, Иосиф Флавий (Antiqu. I, 11, 4) говорит, что он видел этот столп: отцы церкви, напр., Ириней (Adv. haer., IV, 31), также упоминают о существовании его в их время. Но по исследованиям ученых жители той страны подложно выдавали что-либо за столп жены Лотовой (Фрей у Гефеле). 22 Таинственное истолкование знака, по которому спаслась Раав, встречается У !Иустина (Dial c. Tryph., II, III), Иринея (Adv. haer., IV, 20) и др. 23 Разумеется здесь предсказание Раав о том, что Господь отдаст Иерихон израильтянам. В этом смысле Раав называется пророчицею и у Оригена (Нот 3 in Ios. Nave). 24 Эти слова Спасителя в иной форме встречаются в тексте евангелистов: Мф.7:1—2 и Лк.6:36—38. 25 По мнению Якобсона, с которым соглашается Гильгенфельд, должно читать: εαυτοις или αυτοις , которое употребляется не редко в значении αλληλοι Гефеле держится чтения: αυτος , относя это я нарушителям церковного порядка. 26 Эти и последующие слова до начала гл. XVI послания приводятся у Климента Александрийского (Strom. IV, 5). 27 От стыда страдалец скрывает или отвращает лицо свое. 28 Наказание, которому мы, люди. должны были подвергнуться для того, чтобы примириться с правосудным Богом, Он (Спаситель) принял на Себя. 29 Т.е. казнь и мучение Его кончились и тем положено начало Его прославления. 30 В рукописи, по свидетельству Якобсона стоит δωτε , а не δωται , как читали некоторые ученые. 31 И опять Он же, т. е. Христос. 32 Эти слова не находятся в пятокнижии Моисеевом, и неизвестно, откуда взяты. 33 Т. е. христиан. 34 Эти слова из послания Климента и далее до конца XXII главы приводятся, с небольшими изменениями, у Климента Александрийского (Strom. IV, 17).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3551...

   Обходил некогда Спаситель путем, и два слепца сидели (Мф 20.30), невидящие телом, просвещенные же умом. Ибо кого не видели книжники, сего показывали слепцы вопиющие. Поскольку фарисеи, в законе поучающиеся (2Тим 3.7), и от юности даже до старости о Нем помышляющие, но в невежестве состаревающиеся, говорили, «яко... сего... не вемы, откуду есть» (Ин 9.29): во «своя бо прииде, и свои Его не прияша» (Ин 1.11). Слепцы же взывали, говоря: «Сыне Давидов, помилуй ны» (Мф 9.27:20.31). И Которого не знали навыкшие закону, Сего познали те, которые не имели глаз, к чтению служащих. К сим приступив Спаситель говорил: «Веруета ли, яко могу сие сотворити?» (Мф 9.28) И оное: «что хощета, да сотворю вама?» (Мф 20.32) Не сказал, что хощета, да скажу вам? Но «что хощета, да сотворю вама?» Ибо Творец был и Жизнодавец, не ныне творит начавший (потому что «Отец» Его всегда «делает» (Ин 5.17), и Он со Отцем делает) и Творец был всего манием одним. Сам же Един от Единого непосредственно рожденный, вопрошает слепых, говоря: «Что хощета, да сотворю вам» . Не не зная, чего хотят, ибо явно было сие, но желая по словам их сообщить свой дар, ожидая, дабы они словами своими к тому убедили Его. Ибо ведущий сердца не не знал, что говорить они хотели: но ждал от них речи, дабы вопрос Его извлек свое действие.    Тако и сему представ, и самопроизвольно пришед к болящему врач (и ни мало не дивно, что к лежащему подле купели расслабленному пришел Тот, Кто самопроизвольно пришел с неба к нам), вопросил его: «хощеши ли цел быти» (Ин 5.6)? Вопросом приводя его в познание, и самого возбуждая к вопросу. Дар великой благодати, потому что был незаслуженный; потому и болящий имел врача добровольно пришедшего. Он же сказал: «Ей, Господи» (Ин 5.7). Многолетие недугов моих заставляет меня желать здравия, и я желаю оного, «но человека не имам» (Ин 5.7). Не унывай, о человек! что ты не имеешь человека: Бога имеешь предстоящего, Который одною частию человек, а другою Бог есть: и то и другое надлежит исповедывать. Ибо исповедание единого человечества, без Божества, неполезно, а паче клятву наводит: ибо «проклят.., иже надеется на человека» (Иер 17.5). Посему, если и мы, надеясь на Иисуса надеемся на человека токмо, а не вместе и Божество совокупляем с надеждою сею, наследуем клятву. Ныне же и Бога и человека исповедуем, и то и другое истинно: Богу, истинно от истинного Отца рожденному, и человеку не по мечтанию, но по истине рожденному поклоняясь, истинного спасения ожидаем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Да уж, не грешат! Как же! Едва научился говорить, так разговаривает только нецензурно. Девчонки, маленькие, около пяти лет, дерутся только ногами. У Паисия Святогорца, где- то читала, что новорождённый кусает сосок матери- вот уже и грех. Дети, сидящие на руках у родителей, бьют их по лицу, а те и довольны! А сколько детей, которые занимаются воровством? 2017/11/12, 12:22:30 Вопрос: Отче, отвечая на вопрос «можно ли исповедовать нераскаянные грехи предков», Вы отметили, что дети не отвечают за грехи предков. Мне не раз пришлось слышать: из-за грехов родителей болеют дети; Бог наказывает до 6 колена. Внесите ясность. И еще, мы обязаны за всех молиться, поминать и вместе с тем говорят «не приносите фартуки» (т.е. длинные записки). Спаси Вас Господи. Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров): Когда пытаются решить вопрос о последствиях для детей и прямых потомков грехов родителей, приводят цитату: Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого (рода), ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои (Исх.20:5-6). Здесь определенно говорится о том, что Господь наказывает за вину отцов не безвинных детей, а только тех, чья собственная преступность (ненавидящих Меня) преемственно связана с грехами их отцов. Это понимание полностью подтверждается следующими местами: — Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление (Втор.24:16). — В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет (Иер.31:29-30). — Вы говорите: «почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается. И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет (Иез.18:19-20).

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=38&iid=2...

Обряды, связанные с В., столь многочисленны, что их сложно свести в единую систему. О ритуальных омовениях подробно говорится уже в аккад. клинописных текстах XXII-XXI вв. до Р. Х. ( Емельянов. С. 161-165, 291-294). Универсальной практикой было погружение в В. священных предметов, статуй языческих богов и т. п. Особую роль В. играла в ритуалах, связанных с инициацией или с переменой статуса (напр., в инд. и древнегреч. культурах известен обряд посвящения состриженных волос местной реке, связанный с возрастными инициациями). В. часто использовалась в ордалиях (испытаниях, заменяющих в традиц. обществах судебные разбирательства). Ее символами в древних культурах обычно служили зигзагообразные линии, спирали или различные варианты орнамента (напр., меандр). В Ветхом Завете В. составляет необходимую принадлежность быта и хозяйства; водоемы оказываются в центре внимания в решающие моменты истории Израиля (переход через Чермное м., через р. Иордан при завоевании Ханаана). В климатических условиях Ближ. Востока забота о В. была равнозначна заботе о пропитании («хлебе») (см.: Исх 23. 25; 3 Цар 18. 13; 22. 27; 4 Цар 6. 22; Ис 3. 1; 21. 14; Иез 4. 11, 16-17; Ос 2. 5; Иов 22. 7). В. необходима и для роста употребляемых в пищу растений - этой цели служили дождевая В. и роса, тем более что в ВЗ почти ничего не говорится об ирригации (исключение составляют сады - см.: Втор 11. 10-11). Омовение ног гостя было признаком гостеприимства хозяина дома (Быт 18. 4; 19. 2; 24. 32; 43. 24; 2 Цар 11. 8). Символика В. Образ водной стихии пронизывает религиозно-исторические представления ветхозаветного Израиля от преданий о творении мира до эсхатологических пророчеств, являя в них то животворное начало (напр., потоки Эдемского сада, «живая вода» времени спасения), то враждебную творению смертоносную стихию, орудие Божественного суда (напр., В. первобытной бездны, всемирного потопа). I. В. как угрожающая творению стихия и орудие суда Божия. Во мн. текстах ВЗ образ В. передает идею угрозы, гибели или порабощения как целого народа (Ис 8. 6-7 - противопоставление тихих вод Силоама бурным потокам, образу войска ассирийского царя; ср.: Ис 28. 2; Иер 46. 7-8; 47. 2; 51. 55; Иез 26. 19), так и отдельного человека (см.: 2 Цар 22. 17; Пс 17. 16; 31. 6; 68. 2, 15; 87. 17; 123. 4-5; 143. 7; Иов 22. 11; 27. 20; Иона 2. 4, 6). Кара Господа сравнивается с разносящей дамбу водной массой (2 Цар 5. 20; 1 Пар 14. 11), смывающей и затопляющей все на земле (Ис 30. 28, 30). В. предстает здесь как стихия, враждебная человеку и всему творению, однако подвластная Богу и подчиняющаяся Его повелениям. Этот образ отчетливо представлен в рассказах о сотворении мира (В. первобытной бездны), о потопе, о переходе Израиля через Чермное м. и др.

http://pravenc.ru/text/155055.html

21) Ибо, когда мир [своею] мудростью не познал Бога в премудрости Божией, благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. 22) Потому что и иудеи требуют знамений, и эллины ищут мудрости; 23) мы же проповедуем Христа распятого, для иудеев при том соблазн, для язычников же безумие, 24) для самих же призванных, иудеев и эллинов, – Христа, Божию силу и Божию премудрость; 25) ибо то, что немудро у Бога, мудрее человеков, и то, что немощно у Бога, сильнее человеков. 26) Ибо смотрите на призвание ваше, братия: ведь не многие мудры по плоти, не многие сильны, не многие благородны; 27) но Бог избрал то, что немудро у мира, да посрамит мудрых, и то, что немощно у мира, избрал Бог, да посрамит сильное; 28) и незнатное мира, и уничиженное избрал Бог, и не сущее, чтобы упразднить сущее, 29) да не похвалится никакая плоть пред взором Его. 30) От Него же и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, и праведностью, и освящением, и искуплением; 31) чтобы [было], как написано: «Кто хвалится, в Господе да хвалится» ( Иер. 9:24 ). Глава II 1) И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими. Как младенцам во Христе, 2) я давал вам пить молоко, а не пищу, ибо вы еще не могли [есть], да и теперь к тому же не можете, ибо вы еще плотские. 3) Ведь, когда между вами зависть и разногласия, не плотские ли вы, и не по человечеству ли поступаете? 4) Ибо, когда один говорит: «Я, вот, Павлов», а другой: «Я – Аполлосов», не человеки ли вы? Итак, что представляет собой Аполлос? Что же Павел? 5) Служители Того, в Кого вы уверовали, и каждый – как [ему] дал Господь. 6) Я насадил, Аполлос поливал, но Бог даровал возрастание. 7) Итак, ни насаждающий, ни поливающий, но Бог, дарующий возрастание. 8) Насаждающий же и поливающий суть одно. Каждый же получит свою награду, по своему труду. 9) Ибо мы – помощники Бога, вы – Божия нива, вы – Божие строение. 10) По благодати Божией, данной мне, я как мудрый зодчий положил основание, другой же строит на [нем].

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

  Рассмотрим другой принципиальный вопрос: одно ли имя Божие или их несколько? Обратимся к Священному Писанию.  1.Тоже слово шем (имя), как и в Исходе (3:13-15), стоит и в тех местах, где нет тетраграммы: «ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его - ревнитель; Он Бог ревнитель» (Исх.34:14). В еврейской Библии стоит: шемо Ел- Канна (имя Бог ревнитель).  2.В книги Исаии читаем: «Искупитель наш - Господь Саваоф имя Ему, Святый Израилев» (Ис.47:4). В евр. тексте: шемо Кедош Исраель. Должны ли мы доверяться своим предвзятым построениям или пророку Исаии? В его книге имя Божие Святый Израилев встречается 25 раз (1:4; 5:19, 24; 10:20; 12:6; 17:7; 29:19; 30:11-12, 15; 31:1; 37:23; 41:14, 16, 20; 43:3, 14; 45:11; 47:4; 48:17; 49:7; 54:5; 60:9, 14). Из контекста совершенно ясно, что Святый Израилев употребляется как имя Божие. Достаточно взять те места, где оно вполне синонимично тетраграмме. Например, «возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно» (10:20). В первой части этого стиха стоит тетраграмма.  3. «Только Ты - Отец наш; ибо Авраам не узнает нас, и Израиль не признает нас своими; Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: " Искупитель наш " » (Ис.63:16). Вновь в еврейском тексте стоит тоже слово, что и в Исход 3:13-15) – шемо (имя). Гоель (Искупитель) как имя Божие встречается и в других местах Священного Писания.  4. Господь Саваоф - имя Ему» (Ис.48:2). Здесь указано еще одно имя - Саваоф (евр. Цеваот; от существ. Цава — войско). Свидетельство об этом встречаем и других пророков: «Господь Бог Саваоф - имя Ему» (Ам.4:13); «имя Твое наречено на мне, Господи, Боже Саваоф» (Иер.15:16).  5. Употреблялись и другие имена: Ел (Сильный, Крепкий), Елогим (в греч. Библии — Теос; в слав. и рус. — Бог), Ель-Шаддай (в греч. Библии — Пантократор; в слав. и рус. Библии - Вседержитель) и др. Молитвенное упоминание любого из них означало призывание имени Господа.   Мнение, что в Ветхом Завете несколько Божественных имен не является лишь мнением православного богословия, как утверждает автор письма.

http://pravoslavie.ru/6589.html

Быт.41:4 . и съели коровы худые видом и тощие плотью семь коров хороших видом и тучных. Семь годов голода следуют непосредственно после семи годов плодородия и всецело уничтожают все запасы и само воспоминание о последнем (ср. ст. 30–31): это обозначается фантастическою чертою, понятною лишь в сновидении, – истребление сытых коров худыми. Быт.41:5 . и заснул опять, и снилось ему в другой раз: вот, на одном стебле поднялось семь колосьев тучных и хороших; Повторение сна в другой форме, по понятиям древности означавшее тождество смысла обоих снов и безусловную сбываемость их, имело возбудить внимание фараона и веру его в провиденциальное значение сна первого; притом второй сон, отображающий земледельческий быт и плодородие Египта, удобопонятнее: произрастание 7 колосьев (полных) на одном стебле – явление очень знакомое в плодоносной долине Нила. Быт.41:6 . но вот, после них выросло семь колосьев тощих и иссушенных восточным ветром; Напротив, 7 тонких колосьев произрастают изолированно; их опаляет «восточный» – по отношению к Аравии и Палестине, но северо-восточный – в отношении Египта, ветер, хамсин ( Иер. 18:17 ; Иез. 17:10, 19:12 ; Ос. 13:15 ). Быт.41:7 . и пожрали тощие колосья семь колосьев тучных и полных. И проснулся фараон и понял, что это сон. Живость образов обоих снов была столь велика, что лишь по окончательном пробуждении фараон понял, что виденное было сном. Мудрецы Египта и Иосиф Быт.41:8 . Утром смутился дух его, и послал он, и призвал всех волхвов Египта и всех мудрецов его, и рассказал им фараон сон свой; но не было никого, кто бы истолковал его фараону. Смущение фараона, естественное вообще после сновидений ( Быт. 40:7 ), могло вызываться еще следующими обстоятельствами: повторением сна, воззрением древности, что судьбы народов могут открываться их правителям (ср. Дан. 10:7 ), наконец, господством в Египте системы иероглифов, в которой представления выражались символическими знаками. Это последнее и побуждает фараона созвать волхвов, chartummim (ср. Исх. 7:11, 22, 8:7, 9:11 ) и всех вообще мудрецов Египта. Этимология chartummim не установлена; корень этого слова искали не только в еврейском (от cheret – резец, орудие письма), но также в сирийском, арабском и египетском языках, напр., производили (с сомнительной филологической основательностью) от двух арамейских слов: chur, видеть, и tum (евр. taman), скрывать: толкователь тайн.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010