И поскольку лишился ты Израиля, которого отверг Я от лица Своего (Иер. 7:15), то отверзу врата твои в радости, и войдет в тебя сила языков (Ис. 60:11). И соделаются они в тебе народом избранным, воцарится Господь над Сионом, придут многочисленные народы и восхвалят Меня во Иерусалиме (Иер. 4:2). И яко земля растящая плоды, и яко вертоград семена своя прозябает: тако возрастит Господь правду… пред всеми языки (Ис. 61:11). В этот день скажут народы: се, Бог… Спас наш (Ис. 12:2), се… Господь со крепостию идет (Ис. 40:10). Он избавит нас от скорби. И прозовут тя именем новым, имже Господь наименует тя (Ис. 62:2). Сион же, горько рыдая, речет тогда: остави мя Господь , потому что прогневал я Его, Бог забы мя и отверг меня (Ис. 49:14). Еда забудет матерь грудное дитя свое, еже (чтобы) не помиловати изчадия (сына) чрева своего , не приласкать и не обнять любимый плод, который ею рожден? (Ис. 49:15). Аще же и забудет сих жена, но Аз не забуду тебе во век. Се, на руках Моих написах высокие стены твоя , Иерусалим (Ис. 49:15–16). Прощена теперь неправда твоя, по смирении твоем скоро будешь возвеличен. Се, Аз уготовляю тебе анфракс (рубин) камень твой и на основание твое сапфир. И положу забрала твоя иаспис (яшма), и врата твоя камение кристалла, и ограждение твое камение избранное (Ис. 54:11–12). Средину твою, Иерусалим, наполню богатствами, сокровищами и драгоценностями, ясписами (яшмой), жемчужинами, кристаллами и вириллами (бериллами). Агатами наполню жилища твои и лучшим золотом чертоги твои, и будут вся сыны твоя и дщери твоя научены Богом (Ис. 54:13). Умножатся мир в чертогах твоих и правда на стогнах твоих. Пред лицом многих народов освящу тебя и вселюсь в тебя. И пойдут людие светом твоим, и языцы светлостию твоею (Ис. 60:3). Ко славе Моей дал я тебя среди народов и к прославлению Моему среди языков (Ис. 63:7). Вот, расширяю в тебе кущу Мою, посреди тебя водружаю колия (колодцы) Мои. Распространю и расширю узлы (ветви) твои, раскину в тебе покровы Мои (Ис. 54:2). Среди тебя будет вселение Мое, и дам освящение Мое, и во век буду тебе Бог (Иез. 37:27).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

С точки зрения композиции текст ст. 16–17 представляет собой пророчество суда: войска народов будут разгромлены на Сионе, который сам будет спасен и станет местом спасения для Израиля. Это двойное пророчество обрамлено стихами 15а, 18, где описание «дня Яхве» передано в образе «огненного дня». Текст, относящийся к этой фазе, был написан, видимо, в конце V в. Третья фаза включает в себя прозаический текст ст. 19–21, где мы находим представления о возрождении объединенного Израиля, включая Голу, что отражает еще более позднюю историческую ситуацию (IV–III вв.?). Возможно, описанная многоступенчатая история создания текста может быть прочитана и в составном заглавии в ст. 1. С формулы провозглашения послания в ст. 1ba могло начинаться пророчество об Эдоме. Формула сообщения об услышанном откровении «весть услышали мы от Яхве» вполне подходит в качестве заголовка к тексту 2–14а, 15b. Заглавие «Видение (пророчество) Авдия» может быть отнесено к перспективе далекого будущего, характерной для ст. 16–18 и 19–21. 4.2.2 Соотношение с другими книгами пророков Процесс постепенного становления Книги Авдия явствует также из разнообразных параллелей, благодаря которым различные пласты текста, появившиеся в ходе его становления, могут быть соотнесены с книгами других пророков. Пророчества для Эдома в стихах 2–4, являющиеся ядром традиции, связанной с именем Авдия, почти идентичны фрагменту Иер.49:14–16 . Синоптическое сравнение двух текстов говорит в пользу того, что текст Иер представляет собой намеренное использование текста Авд (А. Дейсслер, Б. Хартбергер, В. Рудольф, П. Веймар); другие авторы (например, Х. Вольфф) придерживаются того мнения, что и текст Иер, и текст Авд были составлены на основе одного и того же устного «находившегося в обращении» пророчества. Хотя если предполагать, что текст ст. 2–4 или ст. 2–7 был откликом на падение Эдома, и его нужно датировать первой половиной V в. (М. Вейпперт), то данный вопрос, а также проблема становления Книги Авдия вообще должны обсуждаться в ином ключе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

2. Сколько я опустил (не сделал) добра! Многие вовсе не помышляют об этом. Но перед Богом нереализованная возможность сделать добро, как и содеянное зло — одно и то же (Мат. 13:23; Иак. 4:17 ). В отношении к ближним. Не помогать нуждающимся (Лук. 10:31–32 ); не воспитывать детей, не заграждать уст клеветнику, не предотвратить души ближнего от погибели, не благодарить Бога. Велики также грехи, совершенные по небрежности и невежеству (Иер. 48:10) . А сколько грехов, совершенных по злобе (Лук. 12:47)! 3. Чего я заслужил своими грехами! Перед нелицеприятным Богом, который испытует сердца и утробы (Пс.33:17; 89:8 ), который ненавидит всякую скверну плоти и духа, который угрожает и приводит в исполнение угрозу. И какого наказания? Не временного только, но и вечного (Мат. 10:28). Бог знает грешника « Не таков, как прочие люди ». — Но: 1. Нераскаянного. а) Нераскаянные грешники часто неизвестны другим людям. Фарисей считал себя образцом добродетели, и однако же в очах Божьих он оказался великим грешником, достойным осуждения. Бог знает прикрывающегося грешника, все его дела и греховные помышления, и говорит ему: « ты это делал, и Я молчал » и проч. (Пс.49:21). б) Нераскаянные грешники неизвестны иногда и самим себе. Они считают себя богатыми, а на самом деле бедны и нищи (Апок. 3:17); гордятся своею внешней набожностью и презирают других. Но Богу ненавистна их наружная прикраса (Иер. 2:22; Иов. 9:30; 1 Цар. 16:7 ). 2. Кающегося. Есть такие души: а) которые знают самих себя, как мытарь (Пс.6:7); б) которые знают Бога: « Боже! будь милостив ко мне, грешнику! »; очи Господни взирают на их веру; в) но которые неизвестны для мира. Мир не видит жемчужины, скрывающейся в такой скорлупе. Кто сам не кается, тот не понимает раскаяния в другом (Иов. 15:4–5). Но у Бога они имеют тем большую цену, Бог видит их вздохи и слезы (Пс.37:10; Деян. 10:4; Иер. 31:16 ), и возвышает их. Ложный покой самоуверенного грешника « Не таков, как прочие люди ». 1. Свойство этого покоя. Он основывается: а) на известных земных преимуществах, которыми ослепляются фарисеи — люди с влиянием, почетом и богатым состоянием. Это служит как бы стеной и валом для прикрытия греховного безобразия (Втор. 32:15). Особенно, если могут грешить свободно и безнаказанно (Сир. 5:4–5).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

1:12. Феман, Восор. См. коммент. к Иер. 49и 49:13. 1:13. Аммон в начале VIII в. до н. э. Подобно Эдому, народ Аммона в Трансиордании периодически выступал против израильского правления ( 2Пар. 20:1 ), а в VIII в. до н. э. он был вынужден платить дань Иудее (во время царствования Озии, см.: 2Пар. 26:8 ). Политические перемены в судьбе Аммона отмечены в одном ассирийском источнике, где упоминаются послы из Аммона в Калахе (Нимруд) в VIII в. до н. э., которые пришли с данью. Однако первый царь Аммона, имя которого встречается в ассирийских текстах, это Шоби, сын Ахаша (в анналах Тиглатпаласара III от 733 г. до н. э.). 1:13. Обращение с беременными женщинами. Случаи, когда беременным женщинам рассекали животы, упоминаются очень редко. Подобная практика приписывается ассирийскому царю Тиглатпаласару I (ок. 1100 г. до н. э.) в гимне, прославляющем его победы. Об этом говорится и в одном нововавилонском плаче. 1:14. Равва. См. коммент. к Иер. 49об этом городе, который был столицей Аммона. 2:1. Моав в начале VIII в. до н. э. Надпись моавитского царя Меши, относящаяся к середине IX в. до н. э. (ср.: 4Цар. 3:4–27 ), содержит сведения об этом трансиорданском государстве до начала военного вторжения на его территорию в 734 г. до н. э. Тиглатпаласара. Если между Моавом и народами Иудеи и Израиля и существовала вражда, она не находит конкретных документальных подтверждений. Возможно, преступление, связанное с осквернением могилы царя Эдома моавитянами, свидетельствует о союзе Эдома с Иудеей. Однако вне исторического контекста это событие продолжает оставаться загадочным. 2:2. Кериоф. Упоминающийся в надписи Меши как город, в котором находился храм моавитского бога Хамоса, Кериоф отождествляют с el-Qereiyat и Khirbet Aleiyan (см.: Иер. 48:41 ). 2:6–16 Грехи Израиля 2:8. Характер иронии. Амос весьма иронически относится к богачам, демонстрирующим свое изобилие перед жертвенниками. Вероятно, они имели право отбирать одежду у несостоятельных должников или покупать вино на деньги, полученные в виде штрафов от бедняков, совершивших какие-то нарушения. Однако Яхве сказал ( Исх. 22:25,26 ), что отчаянные крики бедняков будут услышаны, ибо Он милосерд. Как и в случае с работником, о котором идет речь в надписи, найденной в Yavneh Yam, кредитор обязан не только повиноваться закону, но и заботиться о том, чтобы изъятие собственности должника не лишило того возможности зарабатывать на жизнь (см. кодекс Хаммурапи, где запрещается конфискация вола должника).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

За неимением внешних свидетельств о кн. Авдия главными данными, на основании которых решается вопрос о происхождении ее, обыкновенно служат: 1) содержащиеся в Авд.1:10–14 указания на отношение Едома к Иуде во время взятия Иерусалима врагами и 2) факт близкого сходства пророчества Авдия об Едоме с пророчеством о том же народе Иеремии ( Иер.49:7–22 ). Но и эти данные таковы, что их можно наклонять в разные стороны. Во-первых, Иерусалим делался добычей врагов неоднократно: именно при Ровоаме (около 975–958) он был взят египетским фараоном Сусакимом ( 3Цар.14:26 ; 2Пар.12:2–4,9 ), при Иораме (около 889–882 г.) его взяли филистимляне и арабы ( 2Пар.21:16–17 ), при Амасии (около 839–811) израильский царь Иоас ( 4Цар.14:13–17 ; 2Пар.25:23–24 ); при Иоакиме, Иехонии и Седекии город захватывали вавилоняне ( 4Цар.24:1, 10–16 ; 2Пар.36:6–7, 10 ; Дан.1:1–4 ). Во-вторых, отношение кн. Авдия к сходной с ней Иер.49 может быть понимаемо неодинаково. Отсюда, в библиологической литературе по вопросу о времени происхождения кн. Авдия существуют мнения очень различные. Одни авторы считают кн. Авдия древнейшим пророческим произведением (Гоффман, Дрелли, Корнели, Юнгеров), другие приурочивают происхождение ее к эпохе Плена и времени послепленному (большинство новейших авторов). Из этих мнений, по-видимому, наиболее оснований имеет то, которое связывает Авд.1:10–14 с фактом завоевания Иерусалима при Навуходоносоре. Преимущество данного мнения пред другими состоит в том, что оно опирается не на предположения, а на ясные библейские свидетельства. Факт участия едомитян в завоевании Иерусалима халдеями отмечается в Библии в нескольких местах и описывается именно такими чертами, которые выдвигаются и в Авд.1:10–14 . Пророк называет бедствие Иерусалима, которое он имеет в виду, «днем» Иуды, т. е. днем роковым, днем страшной катастрофы. Иерусалим, по описанию пророка, был доведён до последней крайности, так что о нем бросали уже жребий ( Авд.1:11 ). Судьба, которой подпал тогда Иуда, это та судьба, которая уготовляется в день суда всем языческим народам и, между ними, Едому ( Авд.1:15–16 ), т.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

21 царь... остановился... для гаданья. По обычаю вавилонский царь прибегает к различным магическим средствам, чтобы узнать волю богов. Однако жребии жителей Иерусалима Господь держал в своих руках ( Чис. 23,23 ; Притч. 16,33 ). 21 они клялись клятвою. См. ком. к 17,18.19. Навуходоносор приступил к осаде Иерусалима в январе 588 г. до Р.Х. (21,22). 21 недостойный, преступный вождь Израиля. Так пророк называет Седекию, последнего царя иудейского (см. ком. к 17,1–24). 21 доколе не придет Тот, Кому принадлежит он. См. Быт. 49,10 . 21 сынах Аммона. Пророчество Иезекииля о третьем и последнем мече однозначно: Амману предстоит испытать на себе гнев Божий и подвергнуться яростному натиску вавилонян ( Иер. 25,21 ). В свое время (в 589 г. до Р.Х.) Амман вместе с Иерусалимом вошел в антивавилонский союз с Египтом. Тем не менее, когда Иерусалим подвергся осаде, Аммон решил воспользоваться слабостью своего прежнего союзника ( Иер. 27,3; 40,11 ; ср. 4Цар. 24,2 ). Глава 23 23:1–49 Прибегая к аллегории (Огола символизирует Самарию, столицу северного царства, а Оголива Иерусалим, столицу южного царства; 20,4), пророк обличает прегрешения сестер в совокупности, а затем над обеими произносится суд (ст. 36–49). 23 блудили в своей молодости. Хотя каждый человек и каждое поколение несу ответственность прежде всего за свои собственные грехи (см. ком. к 18,1–32), пророк указывает, что грехи способны накапливаться, а наказания за них могут отлагаться. Т.е. грехи, за которые наказываются оба царства, берут свое начало в блудодеяниях, совершенных в Египте (см. 16,26; 20,4–9). 23 были они Моими. Обе сестры были Его «женами», т.е. они состояли в отношениях завета с Господом. 23 пристрастилась к своим любовникам. Вступая в союзы с соседними народами, Израиль преступил клятву исключительной верности Господу, что приравнено к идолопоклонству (ст. 5–10; см. ком. к 16,26–29; ср. Ос. 8,9 ). Блудодеяния Оголы не дали ей ни привязанности, ни любви ассирийских любовников: именно Ассирия разрушила северное еврейское царство ( 4Цар. 17,5.6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010