37:18–23 Пророк сам истолковывает свои действия в ст. 16,17. У Иосифа было два сына Ефрем и Манассия; они дали начало двум коленам (еврейским племенам), которые в дальнейшем составили центр территории северного царства. Северное царство, обычно именуемое Израильским, временами называется просто «Ефрем» ( 2Пар. 25,7.10 ; Ис. 7,2.9.17 ; Иер. 31,20 ). Северное царство стало добычей ассирийцев за полтора века до падения южного царства; большинство его населения рассеялось среди других народов и подверглось ассимиляции. В данном фрагменте книги говорится о том времени, когда оба царства еще были едины в правление царей Давида и Соломона. Пророк, устремляя свой взгляд в будущее, провидит их воссоединение (33,23.24; Ос. 1,11 ; Ам. 9,11 ). 37 Давид будет Царем. Иезекииль обычно не употребляет термина «царь» по отношению к кому бы то ни было из правителей Иерусалима, используя термин «князь» (37,25). Но в данном стихе он называет будущего правителя из дома Давида царем (37,22.24). Новый Завет отождествляет этого Пастыря-Царя с Иисусом Христом (см. ком. к 34,2–10). Он будет править обновленным народом Божиим как его князь вечно (ст. 25; Мф. 22,44; 26,64 ; Евр. 1,3.13; 12,2 ; 1Пет. 3,22 ). 37 будет князем у них вечно. Пророк здесь явно говорит об эсхатологическом объединении двух царств. 37 заключу с ними завет мира. См. ком. к 34,25. завет вечный будет с ними. Одно и то же выражение употребляется по отношению к завету Бога с Ноем ( Быт. 9,16 ), к завету с Авраамом ( Быт. 17,7.13.19 ), к завету с Давидом ( 2Цар. 23,5 ) и к Новому Завету ( Ис. 61,8 ; Иер. 32,40 . Ср. Чис. 18,19 ). 37 буду их Богом, а они будут Моим народом. См. ком. к 34,30. 37 святилище Мое будет среди них во веки. Иезекииль прозревает в будущем город Божий (гл. 40–48). Через шестьсот лет апостол Иоанн также получит подобное видение (Откр., гл. 21), но увиденный им город не будет нуждаться в храмовом здании ( Откр. 21,22 ). Глава 38 3839,29 Пророк описывает поражение и удаление врагов будущего города. Гог, князь земли Магог, выступает как воплощение эсхатологического противоборства с царством и народом Божиим. Бог выступает как Небесный Воитель, на стороне Израиля, неся апокалиптическое поражение его врагам. Этим подготавливается видение обновленного города (гл. 40–48).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Макария Калязин., нового чудотв.), 853 (там же; 26 мая обрет. мощей преп. Макария); V, 223, 86 (в 1656 г. властями Иверского м-ря принесено в дар архимандриту Калязина м-ря: отлас лазорев, дороги двоелишные, 10 золотых), 329, 120 (в 1658 г. послано 14 челов. монастыр. каменщиков для строения Ивер. м-ря); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.», 1874 г., т. IV, вып. 2, известия, 82 (образ Спасителя в Борисоглеб. Новоторж. м-ре с изображ. преп. Макария, времен Иоанна Грозн.). 1272. Троицкий Мангазейский – Туруханский, мужской, 3-го класса (с 1764 г.), Енисейской губ., в Туруханском крае, на прав. берегу р. Енисея, близ устья Нижней Тунгузки, 30 вер. выше гор. Туруханска, при селе Монастырском, лежащем в 1054 вер. от гор. Енисейска. Основан в 1660 г. иноком Тихоном. Здесь под спудом почивают мощи мученика Василия Мангазейского, принесенного сюда из Мангазеи в марте 1670 г. Князь Костров, “Туруханский м-рь», в “Москвитянине» на 1852 г., 8; “Ист. Росс. Иер.», V, 48; VI, 460; Ратшин, 98; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 173; “Опис. монаст.», 1817 г., 121; “Сибир. Вестн.», 1829 г., X, 336; “Зап. Сибир. Отд. Имп. Русс. Геогр. Общ.», IV, 124; “Акты историч.», V, 222 (Память 1693 г. Нерчин. воеводы кн. Матвея Гагарина в Троиц. мон. о праве владеть монгольским мальчиком по духовному завещанию прежнего его владельца козака Игнатьева); “Зап. И. Р. Геогр. Общ.», 1862 г., IV, 147 (Кривошапкин, “Енисей. окр.»); “Илиодор, игумен Турухан. Троицкого м-ря (1860 – 1865 г.)», брошюра в 15 стр., извлечено из Журн. “Странник», 1867 г., март; Толстой, “Книга глагол. оиис. о Росс. свят.», 174, 336; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 326, 10; “Дополн. к Акт. истор.», VIII, 48 (Акты 1679 г. о монастыр. землях; стр. 200 и 205, строитель черн. поп Тихон); “Временник Общ. ист. и древн.», 1849 г., Спасский, “Список с чертежа Сибир. земли», 29, примеч. 33 (кратк. история); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 145 (в 1744 г. имел 431 душ. крест.); 1863 г., IV, смесь, 41 в примеч. (Челобит. митр. Филофея Лещинского 1702 г.); 1864 г., III, смесь, 39 (Ист. свед. об иконопис. в Сибири); 1867 г., II, Отд. 2, 304 (Матер. для ист. Сибири); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», IV, 1724 г., 437 (инквизитор иеродиак. Арсений Иевлев взял взятку с архим. м-ря Лаврентия 150 руб. да разных товаров на 300 руб.); VI, 1726 г., 578 (донос монаха Дамаскина на архим. Лаврентия в краже монаст. денег); VII, 1727 г., 109 (архим. Лаврентий отрешен от должности); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1831 г., кн. 4, 95 (до 1764 г. владел Троицким солевар. заводом, построен. в 1641 г. и отданным м-рю по завещанию основателя), 106 (краткое свед. о м-ре).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

176. Т. е. перед 15 (28) августа. 177. Т. е. перед 29 августа (11 сентября). 178. Т. е. после 14 (27) сентября. 179. Т. е. перед 30 ноября (13 декабря). 180. Ср. 2Мак. 2. 181. В 3Цар. 17:8–24 рассказывается о том, как пророк Илья бежал в г. Сарепту, где нашел приют в доме бедной вдовы. Илья воскресил ее сына, и, пока он жил там, у вдовы не убывала пища. 182. Лк. 7:37–38 (Прощение грешницы). 183. Ср. Ис. 9:6. 184. Ср. Иер. 8:7. Щур – птица семейства вьюрковых (Pinicola enucleator). 185. В евангельском рассказе о встрече Иисуса с самаритянкой у колодца Иакова (Ин. 4:5–29) имя ее не названо. 186. Ср. Ин. 20:23. 187. Ср. Мф. 5:22. 188. Ср. Ин. 14:19. 189. Образ «птиц небесных» см. Мф. 6:26; 10:31. 190. См. Ин. 21:15–23 (испытание ап. Петра), также: Мф. 26:69–75. 191. Ср. Ин. 6:13. 192. Навуходоносор – вавилонский царь (604–562/561 гг. до н. э.), разрушивший в 586 г. до н. э. Иерусалим. 193. Ин. 10:23; Кир – древнеперсидский царь (559–530 до н. э.), основатель династии Ахеменидов. Отпустил евреев из вавилонского плена и восстановил Иерусалим. 194. См. Откр. 12:4–6. 195. Мать византийского императора Константина в 325 г. посетила Палестину, где ею был найден Гроб Господень и крест, на котором Он был распят. Это событие послужило основанием для установления христианского праздника Воздвижения Креста. 196. О борьбе Ильи с царицей Иезавель см. 3Цар. 18. 197. См. Быт. 19:24. 198. Неврод, сын Хуса (Быт. 10:6–9). 199. Сигор – название места, куда ангел велел Лоту бежать с женой и детьми из горящего Содома (Быт. 19:22–23). 200. Имеется в виду библейская Эфиопия (с реальной Эфиопией в Африке не связанная) и райская река Фисон. 201. Эфес – город, существовавший до VII в., один из крупнейших городских и культурных центров Средиземноморья. 202. См. Ин. 19:25–27. 203. Здесь, видимо, имеется в виду область в Египте, хотя по другим преданиям, Варфоломей проповедовал в Сирии и Малой Азии. 204. Лк. 1:48–49. 205. Римский император в 14–37 гг. Почему упомянут здесь он – не ясно. По традиции, Богородица умерла в 48 г., т. е. не при Тиберии, а при императоре Клавдии.

http://predanie.ru/book/220871-apokrify-...

10 . Ворота города (48,30–35) Глава 1 1:1–3 См. Введение: Автор; Время и обстоятельства написания. 1 И было в тридцатый год. Книга, предположительно, имела два заголовка: один от первого лица (ст. 1), второй от третьего (ст. 2,3). Хронология в книге пророка Иезекииля, как правило, приводится по годам правления Иоакима. Иезекииль воспринял свое пророческое призвание на тридцатом году жизни, что соответствует пятому году правления Иоакима. Предназначенный в священники человек обычно приступал к активному служению лишь по достижении тридцати лет ( Чис. 4,3 ), но Иезекииль в этом возрасте жил в условиях плена, вдали от Иерусалимского храма, и, естественно, не имел возможности исполнять свое священническое призвание. 1 это был пятый год. Царь Иоаким был уведен в плен в 597 г. до Р.Х.; Навуходоносор посадил на его место царя Седекию ( 4Цар. 24,15–17 ; 2Пар. 36,10 ). Но Иоакима продолжали считать законным царем Иудеи ( 4Цар. 25,27–30 ), что признавалось даже вавилонскими властителями, так что все даты, которые приводятся в книге пророка Иезекииля (1,2.3; 3,16; 8,1; 20,1; 24,1; 26,1; 29,1; 29,17; 30,20; 32,1; 32,17; 33,21; 40,1), даются по годам царствования именно Иоакима. Следовательно, если в ст. 1,2 называется четвертый месяц пятого года правления Иоакима, то видение состоялось в июле 593 г. до Р.Х. 1 при реке Ховаре. Иудеи диаспоры обычно устраивали места для богопочитания у водных потоков ( Деян. 16,13 ; Пс. 136,1 ). Два клинописных текста из Ниппура упоминают о «пару кабари» (в переводе «великая река»), и это имя собственное можно отождествить с рекой Ховар. Так называли большой обводный канал, с помощью которого вода из Евфрата подводилась к Вавилону. 13,14 Подобно Моисею, любой пророк ( Втор. 18,15.18 ) обычно начинал свое пророческое служение лишь после того, как Бог приоткрывал ему свое Божественное присутствие. Каждый из пророков обычно бывал допущен на небесный совет, где ему позволялось выслушать слова Божий. Именно в этом и состояло отличие истинного пророка отложного ( Иер. 23,16–18 ; 3Цар. 22,19–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Лук.4:32.36 ); за тем б) в связи с последним изъяснять содержание закона и пророков совершенно не в том духе, в котором изъясняли их наставники и руководители ( Мф.5:17–48 и 7,28.29); далее в) указывать новый путь к совершению уважаемых и исполняемых ими добродетелей ( Мф.6,1–34 и 7,28.29); г) совершенно самостоятельно и независимо относиться ко всем их священным религиозным учреждениям и указывать им новое назначение ( Мф.21:12–17.23 ; Мк.11:15–18.28 ; Мф.12:1–12 ); и в оправдание всего этого д) усвоять себе могущество, равное Богу ( Марк.2,1–12 ; Мф.9:1–8 ). Новость проповедуемого Им учения состояла в том, что Он требования и определения воли Божией возвещал не в том грозном виде, в каком возвестил их древний законодатель Моисей и в каком они недавно слышали их из уст Иоанна Крестителя ( Мф.3:7–12 ), но в духе кротости, снисхождения и любви ( Мф.5:1–48; 11,28–30 ); основанием выполнения их Он также полагал чувство сыновнего расположения и любви; Он учил, что все люди дети одного небесного Отца, и все они, руководясь сыновними отношениями, должны стремиться к тому высокому нравственному совершенству, какое Он указывает им ( Мф.5:45–48 ). Все это, вместе взятое, действительно предуказывало в Нем благовестника нового царства небесного, проповедника нового лета Господня, когда сам Иегова должен был водвориться среди своих людей ( Зах.2:10 ), когда Он должен был дать им свои законы, писанные не на каменных скрижалях, но внутри сердца, так что для выполнения их они не нуждались бы более во внешних понуждениях, внешних наставлениях и предписаниях, но, имея внутреннее сыновнее сознание о своем долге в отношении к небесному Отцу, во имя последнего охотно стремились бы выполнять первые ( Иер.31:33.34 ). Это были факты такого рода, происхождения которых никак нельзя было объяснить обыкновенным путем: трудно и даже невозможно было мыслить, чтобы воспитавшийся на почве феократических учреждений, сам собой, без откровения и полномочия свыше, мог прийти к сознанию таких великих истин и необходимости их проповеди среди народа, руководившегося феократическими учреждениями и имевшего такие высокие идеальные предначертания в законе Моисея; по крайней мере ни один из древних великих пророков, ни даже Иоанн Креститель, стяжавший между современниками славу великого и святого пророка, не принимали на себя такой великой миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sverh-e...

   3) Из дел, совершенных Иисусом Христом. Ему приписывается творение и сохранение в том же смысле, как и Отцу (Ин. 1:3, Кол. 1:16—17, Евр. 2:10). «Нося же всяческая глаголом силы Своея» (Евр. 1:3). Здесь предлог δια, если строго держаться герменевтики, делает некоторое затруднение, и как бы унижает Сына пред Отцем; но есть другие места, где Сын прямо называется Творцом. Притом, судя по тем именам, какими мы нарекли Лица Святой Троицы, так и должно быть, чтобы Отец действовал через Сына, ибо мы Сына назвали Словом — умом, а известно, что мы всегда действуем через слово — через ум. Сверх сего, Иисусу Христу приписывается воскрешение мертвых, ибо решительного суда, который Он произведет, невозможно будет совершить без всеведения (Откр. 2:23, Иер. 17:10, Мф. 25:31, Деян. 17:31, 1 Кор.4:5, 2 Кор. 5:10). Говорится, что Он повелевает натурой (Мф. 4:23—24, Мк. 6:48); приписывается всемогущество (Ин. 10:28—30). «Никто, — говорит Иисус, — не может похитить их (овец) из руки Отца Моего» (Ин. 10:29). Но «Я и Отец — одно» (Ин. 10:30). Следовательно, и «Я... Всемогущий» (Быт. 17:1); «и никто не похитит их из руки Моей» (Ин. 10:28, Евр. 1:1—12).    4) Наконец, из не отделяемости Его от Отца. Сын называется образом Отца: «Иже сый сияние славы и образ ипостаси» (Евр. 1:3). Сим показывается совершенное Его сходство и равенство со Отцем: «Иже, во образе Божии сый» (Флп. 2:6). Поелику сему выражению далее противополагается выражение: «в подобии человечестем» (Флп. 2:7); а известно, что последним выражением означается то, что Он был совершенный Человек, следовательно, и первое должно означать то, что Он есть совершенный Бог.    Из приведенных нами мест Священного Писания ясно открывается Божественность натуры Сына Божия. Как же еретики утверждали, что Он есть творение, или и Бог, но меньший Бога Отца? Некоторые неточные выражения Священного Писания были поводом к заблуждениям. Таковы выражения (Кол. 1:15): «перворожден всея твари» (но это выражение, по учению Вселенской Церкви,-означает, что Он рожден прежде всей твари, то есть от вечности; между тем еретики на основании его состроили такую мысль, что Он в числе тварей первый родился); Имже вся «быша» (Пс. 148:5),где творение приписывается неполное, и где Он описывается, как орудие Отца: «Отец мой... болий Мене есть» (Ин. 10:29). Явно, что Он в отношении к Отцу есть меньший; Иисус Христос не знает времени суда (Мф. 24:36), и прочее. Но все сии сомнения легко уничтожаются; одни — яснейшими местами Писания, а другие — тем, что Иисус Христос во многих местах говорит о Себе только как о Человеке, а не как о Боге; в последнем случае Он сказал бы: Аз и Отец одино есма.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3210...

     Вообще, как животные берутся здесь в качестве представителей рода (по роду их, по роду ее. Быт. 1, 21, 24, 25), так и человек берется здесь не как индивидуум, а в качестве представителя всего человеческого рода, человечества.      Между тем, об установлении брака Библия говорит особо. Как Христос (Мф. 19, 5; Мк. 10, 7), так и апостол Павел (Еф. 5, 31) находят это установление в той главе, где говорится о творении человека как существа особого от остального мира, в частности в повествовании о творении жены, где нет ни малейшего указания на размножение. В этой главе начинается история человека как индивидуальной нравственной личности и его отношения к Богу, Который является для него уже не только как Бог-Творец, но и как Бог Завета. Ветхозаветное повествование дважды повторяется в Новом Завете (Мф. 19, 4—5; Мк. 10, 6—7) и оба раза без упоминания о размножении. Хотя брак, по указанию Нового Завета, был установлен еще в Раю, Адам познал Еву, жену свою (Быт. 4, 1) только по изгнании из Рая. Мысль о том, что рождение детей есть не зависящее от человека продолжение творения Божия, что дети — дар Божий, десятки раз встречается в Библии (см., например, в книге Бытия 4, 1, 25-26; 6, 2; 29, 33; 30, 2, 6, 24; 48, 9). «Разве я, а не Бог не дает тебе детей?» — говорит Иаков Рахили (Быт. 30, 2).      Если от Библии обратимся к ее авторитетным толкователям, то увидим, что они постоянно подчеркивают самостоятельность брака и рождения. Климент Александрийский учит, что само по себе рождение есть «таинство творения», ????????? , а потому виновником рождения является лишь Бог, тогда как родители являются лишь «служителями рождения» (???????? ???????? ).      Ту же мысль подробно развивает святой Мефодий, епископ Патарский (Олимпийский) в своем «Пире десяти дев», ссылаясь на Иер. 1, 5; Иов 38, 14; 10, 8 .      Иоанн Златоуст не раз обращает внимание на то, что благословение плодородия дано Адаму еще до создания жены , и точно так же не раз прямо утверждает, что «не сила брака умножает наш род», но слова Господа, сказанные в начале: «роститеся и множитеся» и что «рождение детей нужно приписывать не сожитию супругов, ни чему-либо другому, но Создателю всяческих» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=906...

27 Архив ПСТГУ. 28 Епископ Афанасий находился в предшествующие годы в Соловецком лагере. 29 Екатерина Александровна Лебедева — дочь настоятеля Казанского собора в Санкт-Петербурге протоиерея Александра Лебедева , семья которого была духовно связана со св. прав. Иоанном Кронштадтским , митрополитом Кириллом (Смирновым). Екатерина Александровна опубликовала ряд своих исследований по богословию, агиографии, философии, психологии, работала как переводчик и составитель популярных православных брошюр, писала стихи и пьесы, преподавала на православных курсах для девушек-работниц, вела научный кружок для девушек с педагогическим образованием. В годы гонений входила в круг единомышленников митрополита Кирилла, переписывалась с ними по богословским и церковным вопросам. Екатерине Лебедевой посвящена небольшая статья в словаре Брокгауза и Ефрона. Подробнее о ней см.: Куницын Б. М. Духовное наследие православной писательницы Екатерины Лебедевой (1861–?)//История Петербурга. 2008. 5(45). С. 24–29. 30 Акты Святейшего Тихона. С. 867–870. 31 Акты Святейшего Тихона. С. 870. 32 Там же. 33 Мысли о стыде. Ч. 1. Л. 2. 34 Мк 8:38 ; Лк 9:26 ; Мф 10:33 . 35 1Пет 4:16 36 Рим 1:16 . 37 2Тим 1:6 ; 2Тим 2:1 . 38 Их важность, по словам о. Неофита, столь велика, что для их появления, например, Израиль был наказан Вавилонским пленом (см.: Мысли о стыде. Ч. 2. Л. 15). 39 Пс 43:16–17 ; Пс 78:4 ; Пс 68:20 ; Пс 24:2 . 40 Иов 8:22 ; Пс 6:11; 34:4; 39:15; 69:3; 70:4, 34; 118:78 ; Ис 26:11 ; Иер 50:11–12 ; Пс 34:26 ; Дан 3:44 . 41 Ис 26:15 . 42 1Кор 1:27, 28 43 Тим 2:7–8. 44 1Пет 4:16 . 45 Мысли о стыде. Ч. 1. Л. 43–44. 46 Афанасий Великий , свт. Толкование на псалмы. М., 2008. С. 52–53. 47 Мысли о стыде. Ч. 1. Л. 19. 48 См. Толкование на 6й псалом . 49 Добротолюбие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1992. Т. 1. С. 60. 50 Иоанн Златоуст, свт. Толкование на книгу Бытия. Беседа 16//Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Минск, 2005. Т. 4. С. 71. 51 Мысли о стыде. Л. 4 об. –5.

http://azbyka.ru/biblejsko-bogoslovskij-...

26. «Линяющий» — доб. в синод. перев. В 16 ст. пророк обращается к Иерусалиму и всему Иудейскому царству и велит ему носить знаки траура о пленении Иудеев. 27. Греч. κπους — слав. труды, т. е. причинение насилий людям. 28. Молитвенно. 29. А согнувшись от тяжких страданий. 30. Греч. πονηρς — слав. зло, т. е. под видом мира и блогополучия заключает страдания и несчастия; см. примеч. к Ам. 5:13. 31. Греч. το ποστρψαι — еже отвратитися. 32. Врагами между собою. 33. Как было при Иисусе Навине. Нав. 14:1-4; 18, 6. 34. Греч. ρθο πεπρενται — правии ходиша, исполнители закона Господня так ли поступали, как современные Иудеи? 35. Господу. 36. Вражда против Бога нарушала мир и блогополучие Еврейского народа. 37. Враги лишили Евреев необходимой защиты и подвергли их полному раззорению и беззащитности. 38. Т. е. уходите в плен в горы, издревле созданные Богом, каковы Вавилонския, Араратския, Мидийския. Феодорит, Кирилл Алекс., Феофилакт. 39. Собственные грехи изгнали вас из Палестины. Феодорит. Пр. 28, 1. 40. «Дух лжи, прорицающий в лживых пророках, искапал тебе лживые предречения, коими упоил тебя» (срав. Ис. 28:7-10; 29, 9—11). Феодорит. 41. Греч. συν πασιν со всеми, т. е. в лице всех своих членов. 42. Греч. ξαλονται — слав. изскочат, т. е. быстро и со страхом разбегутся, как испуганные овцы. Феодорит. 43. Слав. взыди соотв. ναβηθι — лук. и исих. спп., компл. и альд. изд., у Иеронима: ascende, а в алекс., ват. и др. нет. 44. По изъяснению Ефрема Сирина, Кирилла Алекс., Иеронима и Феодорита, здесь заключается пророчество о падении Иерусалима и пленении Седекии (ср. Иер. 39:1-5). 45. «Чтобы взять царя (Седекию) и предать его гонителям». Ефрем Сирин. 46. Господь. Иероним. 47. «Лишали бедных всего достояния». Феодорит. 48. Слав. костей соотв. στως в алекс. и XII, 26, 49, 106, 153, 198, 233, в др. нет. 49. Греч. οτος — слав. тако, т. е. таким образом, на основании всего сказанного. 50. Т. е. богатые и знатные грешили против бедных. 51. Т. е. лжепророков. 52. В синод. переводе вместо.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

28) Кто не убоится, слыша что говорит Давид: единою глагола Бог, двоя сия слышах: зане держава Божия, и Твоя Господи милость: яко Ты воздаси комуждо по делом его (Пс.61:12-13)? - И опять что говорит Екклезиаст: конец слова, все слушай: Бога бойся, и заповеди Его храни, яко сие всяк человек: яко все творение приведет Бог на суд о всяком погрешении, аще благо и аще лукаво (Екл.12:13-14)? 29) Кто не вострепещет, слыша подобное же и от Апостола, который говорит: подобает всем явитися пред судищем Христовым, да восприимет кийждо, яже с телом содела или блага или зла? (2Кор.5:10; Рим.14:10). Кто же не восплачеи после сего о неверии нашем о иб ослеплении душ наших, - что слыша все это, не каемся и горьких не проливаем слез о таковом нерадении и таковой безпечности своей, которую предзря Иеремия, говорил: проклят всяк творяй дело Божие с небрежением (Иер.48:10). Еслиб мы имели заботу о спасении душ своих, то вострепетали бы от слова Господня и поспешили со всем старанием исполнить заповеди Его, от коих спасение наше. Но мы, не смотря на то, что слышим от Самого Господа: внидите тесными враты, вводящими в живот (Мф.7:13-14), предпочли путь широкий и пространный, ведущий в пагубу. За то, когда приидет Он судить живых и мертвых, услышим от Него: отъидете от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелам его (Мф.25:41). 30) И это услышим мы, не только когда наделаем худых дел, но если не понерадим о добрых, и ближняго своего не будем любить. Если же и худых при том наделаем дел, то как стерпим день тот при таком худом состоянии души? Ведать к тому же надобно, что - не прелюбы сотвори, не укради, не убий, - и прочее, - древним сказано было чрез Моисея (Мф.5:28). Господь же, зная, что христианину, для совершенства в жизни, соблюдение этого только недостаточно, сказал: аминь глаголю вам, аще неизбудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидите в царствие небесное. Почему прежде и после тех слов, всегда требовал совершенной святости душевной, ради коей и тело освящается, и законоположил искреннюю любовь ко всем людям, чрез коих можем мы стяжать любовь и к Нему Самому. Образец этому подал Он нам в Себе Самом и в учениках Своих, как не раз говорено было.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/622/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010