Еще один пример из той же статьи и того же перевода – сон Иосифа из Быт 37:7, который он пересказал своим братьям: «мы вяжем снопы посреди поля; и вот, мой сноп встал и стал прямо; и вот, ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу». Естественно, для племени селепет всё это не имеет никакого смысла, потому что они не выращивают злаки и никогда не видели снопов. В этом переводе Иосиф вместе с братьями выкапывал клубни распространенного на острове растения таро (Colocasia esculenta), и вот его растение встало прямо, а растения братьев собрались вокруг и коснулись подбородками плеч (знак подчинения в этой культуре). Однако проблема не только в том, что одни народы выдерживают вино в бурдюках, а другие запекают клубни таро в бамбуке. Речь идет не просто о реалиях окружающего мира, но прежде всего о концептах, или понятиях, а они в двух разных культурах могут даже при полном или частичном совпадении реалий не просто не совпадать, но иногда восприниматься прямо-таки противоположно. Например, для нас угостить человека спиртным значит отнестись к нему с гостеприимством, устроить совместный праздник, а в Ветхом Завете напоить допьяна означает во многих случаях «сурово наказать, опозорить», причем в качестве напитка выступает гнев Господень (а Сам Господь – в качестве виночерпия). Как передать это в переводе? В Иер 51:57 подсказывает контекст, но вот Плач 4:21 читается совсем иначе: «Радуйся и веселись, дочь Едома, обитательница земли Уц! И до тебя дойдет чаша; напьешься допьяна и обнажишься» (Синодальный перевод). Эти слова можно понять так, что дочь Эдома (кстати, тоже метонимия) с радостью ожидает разгульного праздника – но на самом деле перед нами противопоставление: сейчас она веселится, но скоро ее постигнет чаша гнева. Что можно сделать? ·   Перевод РБО выражает эту идею с помощью явного противопоставления: «Ликуй, торжествуй, Дочь Эдома, живущая в стране Уц! Но и тебя не минует чаша! Опьянеешь ты, срам свой откроешь!» Смысл понятен, особенно за счет выражения «не минует чаша», которое стало в русском литературном языке вполне устойчивым.

http://bogoslov.ru/article/3262400

Замечательно описание Иисуса сына Сирахова, как он всю жизнь стремился к мудрости ( Сир. 51:18–38 ; см. также Сир. 6:18–37 ). «Только тот, кто посвящает свою душу размышлению о законе Всевышнего, будет искать мудрости всех древних и упражняться в пророчествах; он будет замечать сказания мужей именитых и углубляться в тонкие обороты притчей» ( Сир. 39:1–2 )… Мудрость передается не только через чтение, но и в живом предании, из поколения в поколение, через наставления, беседы и обличения мудрых (См., например, Npumч. IV и Сир. 9:19–20 ). Предание соединяет в себе знание и опыт праведников всех времен, как и всего избранного народа. Значение личного опыта приводит к тому, что для Ветхого Завета старость есть часто синоним мудрости. «Вспомни дни древние, помысли о летах прежних родов; спроси отца твоего и он возвестит тебе, старцев твоих и они скажут тебе» ( Втор. 32:7 ). «В старцах мудрость и в долголетних – разум!» ( Иов. 12:12 ). Однако, в той же книге Иова Елиуй возражает на это: «дух в человеке и Дыхание Вседержителя дает ему разумение. Не многолетние мудры и не старики разумеют правду» ( Иов. 32:8–9 ). Нравственный путь. Бог есть Источник нравственности и нравственного закона (напр., Ис. 45:23–24, 48:17 ). Поэтому богопознание невозможно без нравственной жизни ( Ис. 3:11 ; Прем. 1:4 ). Праведность есть признак богоприсутствия ( Нав. 22:31 ); знать Бога значит быть нравственным ( Иер. 22:16 ). Напротив, не знать Бога и быть безнравственным – одно и то же (напр., 1Цар. 2:12 , Иов. 18:21, 21:14–15 , Ос. 5:4 ). Падение Адама и Евы сразу отвратило их от Бога. Бог, как Праведный, пребывает с праведниками ( Пс. 36 ). Праведник как бы водворяется в правде и милосердии Божием ( Пс. 70 ). Вообще мудрость по преимуществу дается праведным ( Пс. 110 ) в опыте нравственной жизни и познания Провидения ( Ис. 29:13–24 ). Вера. Основа праведности – вера. В Ветхом Завете нет учения о вере, и слово «вера» не имеет в нем того точного смысла, который оно приобретает в Новом Завете. Тем не менее вера имеет огромное значение во всем Писании.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Verhovs...

2Пар.36:17 .  И Он навел на них царя Халдейского, – и тот умертвил юношей их мечом в доме святыни их и не пощадил [ни Седекии,] ни юноши, ни девицы, ни старца, ни седовласого: все предал Бог в руку его. 2Пар.36:18 .  И все сосуды дома Божия, большие и малые, и сокровища дома Господня, и сокровища царя и князей его, все принес он в Вавилон. 2Пар.36:19 .  И сожгли дом Божий, и разрушили стену Иерусалима, и все чертоги его сожгли огнем, и все драгоценности его истребили. 2Пар.36:20 .  И переселил он оставшихся от меча в Вавилон, и были они рабами его и сыновей его, до воцарения царя Персидского, О разграблении и разрушении храма и Иерусалима, о переселении иудеев в Вавилон – подробнее в ( 4Цар.25:9–17 ), «Толковая Библия», т. II, с. 580–581. В Вавилоне иудеи были рабами Навуходоносора «и сыновей его» (ст. 20), т.е. преемников на престоле Ново-халдейского царства: Евильмеродаха (561–559 гг.), Лаоросоардаха (552 г.), Набонида (552–539 гг.) и Дария Мидянина (539–537 гг.) до перехода царства к Киру Персидскому (537 г.) – всего, по библейскому счислению 70 лет (ст. 21; ( Иер.25:11–12,29:10 ; Зах.1:12 ); См. И.Флавий, «Иудейские Древности», кн. X, 11, 2). 2Пар.36:21 .  доколе, во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии, земля не отпраздновала суббот своих. Во все дни запустения она субботствовала до исполнения семидесяти лет. С библейско-теократической точки зрения, семидесятилетний плен вавилонский есть строго адекватное наказание народа Божия за нарушение им основ теократии, в частности, за пренебрежение теократическим законом о субботнем годе (( Лев.25:1–7 ); «Толковая Библия», т. I, с. 489–491): оставленная теперь иудеями земля Палестины получила тот покой, которого она была лишена вследствие нечестия и жадности своих обитателей (ср. Лев.26:34–35 ). «От царствования Саула, – говорит блаженный Феодорит (вопр. 37 на кн. Левит), – до плена считается четыреста девяносто лет; седьмая часть сего есть семьдесят. Поэтому сказанное ( Лев.26:34–35 ) значит, что земля останется незасеянной и невозделанной, потому что будете вы жить в земле чужой за то, что вместе с другими законами нарушали и заповедь о субботе.». См. «Толковая Библия», т. I, с. 500.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Еще один пример из той же статьи и того же перевода – сон Иосифа, который он пересказал своим братьям: whinn nanû mallmîm lumîm btôk hade whinn qm lumtî wgam-nib whinn tsubbeyn lumotêkem watištawên lalumtiy «мы вяжем снопы посреди поля; и вот, мой сноп встал и стал прямо; и вот, ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу» ( Быт.37:7 ). Естественно, для племени селепет всё это не имеет никакого смысла, потому что они не выращивают злаки и никогда не видели снопов. В этом переводе Иосиф вместе с братьями выкапывал клубни распространенного на острове растения таро (Colocasia esculenta), и вот его растение встало прямо, а растения братьев собрались вокруг и коснулись подбородками плеч (знак подчинения в этой культуре). Отметим, что и в России или странах СНГ не все имеют личный опыт вязки снопов или приготовления вина, но сами эти понятия давно и прочно вошли в русскую культуру, равно как и связанные с ними слова. Неслучайно на советском гербе был изображен вместе с молотом именно серп – даже те, кто никогда им не пользовались, прекрасно знали, для чего он нужен. О жителях Новой Гвинеи такого не скажешь. Однако проблема не только в том, что одни народы выдерживают вино в бурдюках, а другие запекают клубни таро в бамбуке. Речь идет не просто о реалиях окружающего мира, но, прежде всего, о концептах или понятиях, а они в двух разных культурах могут даже при полном или частичном совпадении реалий не просто не совпадать, но иногда восприниматься прямо-таки противоположно. Например, для нас угостить человека спиртным значит проявить гостеприимство, устроить совместный праздник, а в Ветхом Завете напоить допьяна означает во многих случаях «сурово наказать, опозорить», причем в качестве напитка выступает гнев Господень (а Сам Господь – в качестве виночерпия). Как передать смысл метафоры в переводе? Рассмотрим два примера: whiškartî rêh wakmêh paôtêh ûsgnêh wgibbôreyh wyšnû šnat-ôlm wlo yqîû num-hamelek yhwh bôt šmô «И напою допьяна князей его и мудрецов его, областеначальников его, и градоправителей его, и воинов его, и заснут сном вечным, и не пробудятся, говорит Царь – Господь Саваоф имя Его» ( Иер.51:57 ). îî wimî bat-dôm yôšebet bere û gam-layik tabr-kôs tiškrî wtitrî «Радуйся и веселись, дочь Едома, обитательница земли Уц! И до тебя дойдет чаша; напьешься допьяна и обнажишься» ( Плач 4:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

– Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской ( Иер. 31, 31–32 ). Можем ли мы рассматривать этот фрагмент как пророчество Иеремии о Новом Завете? – Церковью это место в книге Иеремии рассматривается именно так. Книга Иеремии, несмотря на ее большой объем и богатство смыслов, в православном богослужении используется мало, но вот этот отрывок читается как паремия на вечерне Великой Субботы. Напомню, что там читается пятнадцать ветхозаветных паремий, и эта, о Новом Завете, – четырнадцатая. Ее присутствие в богослужении этого дня неслучайно. Великая Суббота, суббота перед Воскресением, – это как раз рубеж между Ветхим и Новым Заветами: Сын Человеческий принес в жертву Самого Себя, поэтому ветхозаветные жертвоприношения более не нужны. Вторая паремия из этой книги – А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, что они составляют замыслы против меня, говоря: «положим ядовитое дерево в пищу его и отторгнем его от земли живых, чтобы и имя его более не упоминалось» (11, 19) – читается на часах в Великий Четверг и Великую Пятницу: в страдающем за истину пророке Иеремии Церковь видит прообраз Христа – Агнца Божия, Которого иудеи стремились погубить с ненавистью еще большей. Время Нового Завета, по пророчеству Иеремии, – это время, когда Закон написан уже не на пергаменте, но в человеческих сердцах (см.: 31, 33). И заключение Завета будет сопровождаться полным прощением грехов. – Само словосочетание «Новый Завет» – не здесь ли оно появляется впервые? – Да, впервые здесь, а второй раз мы его услышим через шесть веков, на Тайной вечере (см.: Мф. 26, 28 ; Мк. 14, 24 ; Лк. 22, 20 ). – Слышим ли мы голос Иеремии в Евангелии? Не цитирует ли его Спаситель? – Параллели, безусловно, есть, хотя относительно отдельных мест спорят: цитата ли это из ветхозаветного пророка или оригинальное выражение, например, апостола Павла: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах ( Рим. 2, 15 ). Одно из самых известных параллельных мест – изгнание Иисусом торгующих из храма. Мф. 21, 12–13 : написано, – дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников. Точно так же называет Храм Иеремия: Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? (7, 11). И Самого Христа люди принимают за воскресшего Иеремию (см.: Мф. 16, 14 ), из чего можно сделать вывод, что и во времена Римской империи покоренные ею евреи ждали возвращения этого пророка на землю (37, 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Продолжая свою речь, пророк от лица Божия обличает пастырей Израильских, которые, не исполняя нравственных своих обязанностей, довели народ до развращения и погибели. Горе вам, пастыри: разве пасут сами себя пастыри, не стадо ли они должны пасти? Между тем, вы заботились только о себе, о своем земном благополучии, а людей слабых в вере не укрепляли, больных нравственно не врачевали, правили ими с насилием и жестокостью, – и вот рассеялись Мои овцы без пастырей и сделались пищей зверям (ст. 1–6). Поэтому, Я отниму от этих нечестивых пастырей овец Моих и Сам буду пасти их, и они не будут уже расхищаемы (ст. 7 – 22). Я поставлю над ними одного пастыря, раба Моего Давида, Он будет пасти их ( Иоан. 10, 11 ). Я, Господь, буду их Богом, и раб Мой Давид будет князем среди их. И заключу с ними завет мира, освобожу их из рук поработителей и они будут в своей земле жить безопасно и счастливо, и тогда все узнают, что Я, Господь их, с ними и они – народ Мой (ст. 23–31). Очевидно, здесь предъизображается не только освобождение из плена, но и наступление Мессианских времен. Глава 36-я. Воскресение и обновление Израиля В 36-й главе содержится пророчество о политическом и духовном воскресении Израиля. Хотя враги народа Божия думают, что они вечно будут владеть землей Израиля и будут вечно держать его в рабстве, но это их намерение не исполнится (1 – 21). Не по заслугам Моего народа, но для славы Моего Имени, чтобы все народы познали и почитали Меня, как единого истинного Бога, Я воздвигну руку Мою на народы и они примут свое бесчестие, а народ Свой Я соберу из рассеяния и введу в землю, которую дал отцам его, и ниспошлю на нее Свое благословение, и он будет благоденствовать на ней (политическое оживление – ст. 22, 24). И воскроплю на людей Моих воду чисту (благодать– Ис. 44, 3 ; Зах. 13, 2 ), и они очистятся от всех грехов своих; и дам им новое сердце и новый дух, отниму сердце каменное (упорное) и дам сердце плотяное (нужное, благочестивое– Иер. 72, 39 ) и дух Мой дам им ( Иоан. 2, 28 ), и они будут бояться Меня и исполнять Мои заповеди во все дни своей жизни (Исайя 59, 21), и Я вступлю с ними в вечный завет (ст. 25 – 28 – Мессианское воскресение). Глава 37-я. Пророчество о воскрешении Израиля

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

34 25 июля 1974 года часть Кипра была оккупирована турецкими войсками. До сих пор оккупированные турками территории составляют 40 процентов Кипра. – Прим. перев. 37 Из Священной истории мы видим, что Авраам говорит о себе: «…я прах и пепел» ( Быт. 18, 27 ). Так же называет себя и Иов (42, 6). Великий Моисей не решается взять на себя миссию освобождения евреев из Египта, считая себя малым и непригодным к такому делу: «Моисей сказал Богу: кто я, чтобы мне идти к фараону, царю Египетскому… человек я не речистый… я тяжело говорю и косноязычен…» ( Исх. 3, 11; 4, 10 ). Подобное говорит о себе и судья Гедеон: «Господи! Как спасу я Израиля?.. и я в доме отца моего младший» ( Суд. 6, 15 ). Давид называет себя «мертвым псом… блохой» ( 1Цар. 24, 15 ), говорит: «…я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе» ( Пс. 21,7 ). Пророк Исаия восклицает: «…горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» ( Ис. 6, 5 ). Пророк Иеремия взывает: «…о, Господи Боже! Я не умею говорить, ибо я еще молод… Исцели меня, Господи, и исцелен буду; спаси меня, и спасен буду; ибо Ты хвала моя…» ( Иер. 1, 6; 17, 14 ). Три отрока говорят и о себе, и о всем народе: «…согрешили мы, и поступили беззаконно, отступив от Тебя, и во всем согрешили. Заповедей Твоих не слушали… но с сокрушенным сердцем и смиренным духом да будем приняты» ( Дан. 3, 29, 30, 39 ). 39 В Евангелии от Иоанна подчеркивается именно это: «И видевший засвидетельствовал» (19, 35), то есть тот, кто это написал, сам видел, как один из солдат пронзил ребра Христа и вытекла кровь и вода. 41 Глубоко почитаемый святой Элладской Церкви. Его нетленные мощи находятся в основанном им монастыре на острове Кефалония, лежащем к западу от материковой части Греции. У его мощей исцеляются многие бесноватые. – Прим. перев. 42 Согласно легенде, строители одного моста в Арте, в Эпире, столкнулись с непреодолимыми трудностями. Каждую ночь все построенное ими за день смывал бурный речной поток. Пролетающая мимо птичка сказала строителям, что они смогут закончить свою работу лишь в том случае, если в основание моста будет замурован человек, а именно красавица жена главного мастера. Строители убедили женщину пожертвовать собой ради общей пользы, и мост был построен. – Прим. перев.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Не ценно то чувство (даже и любовь!), которое вызвано принуждением. Господу дорог свободный выбор, свободная любовь. Для свободного обращения человека к Богу, без насилия над его желаниями и волей Господь Бог посылал к людям Своих пророков и их устами Сам поучал людей, обличал их, призывал к покаянию, открывал им Свою волю и указывал пути ко спасению. Устами пророка Исаии Господь Бог говорит: «Содрогнитесь, беззаботные! ужаснитесь, беспечные! – дыхание ваше – огонь, который пожрет вас» ( Ис.32:11, 33:11 ). «Из одного огня выйдут, и другой огонь пожрет их» ( Иез.15:7 ), т.е. уйдут с огнем злобы из этой жизни, в вечный огонь попадут. «Поступлю с тобою по мере ненависти твоей и зависти твоей» ( Иез.35:11 ), т.е. осудимся мы грехами своими. «Я изолью на них зло их», – сказал Бог пророку Иеремии о грешниках и беззаконниках ( Иер.14:16 ). «Твоими устами буду судить тебя» ( Лк.19:22 ). «Не говори: «я отплачу за зло»; предоставь (это) Господу, и Он сохранит тебя» ( Притч.20:22 ). «Правды, правды ищи, дабы ты был жив» ( Втор.16:20 ). Священное Писание наставляет нас: «Соблюдайте законы Бога, ибо в этом мудрость ваша» ( Втор.4:6 ), ибо «благочестие есть премудрость, а еже удалятися от зла есть ведение» ( Иов.28:28 ). О каких законах (заповедях) говорит Господь Бог? Весь Закон Божий основан на двух основных заповедях 63 Божиих: 1 . «Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею» ( Мф.22:37 ). 2 . «Возлюбиши искренняго твоего, яко сам себе» ( Мф.22:39 ). Чтобы наследовать жизнь вечную, христианин должен соблюдать и десять заповедей Божиих, которые Господь Бог дал людям чрез пророка Моисея, и Христовы заповеди о блаженстве, которые называются «Блаженны». Эти заповеди, матушка Д., ты хорошо знаешь, поэтому перечислять их не буду, но остановлю твое внимание на некоторых изречениях Священного Писания , относящихся к заповедям Божиим. Глубоко запечатлей их в памяти и храни в сердце своем, чтобы ничто из перечисленного не нарушилось тобою. 1 . «Не побежден бывай от зла, но побеждай благим (добром) злое " ( Рим.12:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он Сын ему? ( Мф.22:41 45; ср. Мк.12:35 37; Лк.20:41 42). В изложении этого эпизода между синоптиками имеются разночтения. В частности, Марк отмечает, что Иисус продолжал учить в храме. У Марка Иисус задает Своим оппонентам единственный вопрос: Как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов? У Луки вопрос сформулирован так же, но опущено слово «книжники». Передавая слова Иисуса о Давиде, Матфей употребляет выражение «по вдохновению» (ν πνεματι – буквально: «в духе»), а Марк – в Духе Святом (ν τ πνεματι τ γ); у Луки на этом месте стоит в книге псалмов. Марк завершает изложение эпизода словами: И множество народа слушало Его с услаждением ( Мк.12:37 ). У Матфея эпизод заканчивается фразой: И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его ( Мф.22:46 ). Похожей фразой у Марка и Луки завершался предыдущий эпизод – с книжником, вопросившим, какая заповедь первая в законе ( Мк.12:34 ; Лк.20:40 ). Вопрос, который Иисус задает Своим собеседникам, касается сердцевинного пункта религиозно-политических чаяний еврейского народа: каким должен быть Мессия? Согласно общепринятому представлению, основанному на ветхозаветных текстах, истолкованных в мессианском смысле ( 2Цар.7:12–14 ; Пс.88:4–5 ; Ис.11:1 ; Иер.23:5–6 ), Мессия должен происходить из рода Давидова, быть прямым потомком величайшего из израильских царей. 77 С приходом Мессии связывали надежду на реставрацию Израильского царства в том блеске и могуществе, каких оно достигло при Давиде. От грядущего Мессии не ожидали, что Он придет «свыше»: согласно популярным представлениям, он должен быть земным царем – «сущим от земли» ( Ин.3:31 ). Иисус цитирует первый стих псалма, который интерпретировался как пророчество о Мессии:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

XXIII:24). Я не знаю, какое содействие оказали Творцу первоначально созданные ангелы при создании Им прочих тварей, и поэтому не решаюсь приписать им то, что, быть может, выше их сил, и не считаю себя вправе отказывать в том, что для них возможно. Но творение и образование всех природ, от которого зависит то, что они во всех отношениях суть природы, я приписываю, хотя бы и при их содействии, тому Богу, Которому и сами они считают себя обязанными приносить благодарение за свое бытие.    Таким образом, мы не только земледельцев не считаем творцами каких-либо плодов, так как читаем «Насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий» (1Кор. III:7), но и саму землю, хотя она и кажется плодородной матерью всего, выводя наружу всходящие семена и укрепляя коренья, ибо читаем: «Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело» (1Кор. XV:38). Таким же образом мы не считаем себя вправе и женщину считать создательницей своего плода, а называем Создателем его Того, Кто сказал одному из рабов Своих: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя» (Иер I:5). И хотя душа беременной может как бы облекать плод в некоторые качества, подобно тому, как сделал Иаков посредством пестрых прутьев, чтобы рождался скот пестрого цвета (Быт. XXX:37-39), однако она не производит рождаемую природу, как не произвела и себя саму.    Итак, какие бы телесные или растительные причины ни имели места при рождении тварей через действия ангелов ли, или людей, или каких-либо животных, какие бы желания или душевные движения матери ни были в состоянии отпечатываться в чертах зародышей, сами природы, которые являются с теми или иными свойствами и качествами по роду своему, производит высочайший Бог, Чье сокровенное могущество, проникая все своим неоскверняемым присутствием, дает бытие всему, что так или иначе имеет бытие. Ибо без Его творчества оно не только не было бы таким или другим, но и не было бы вовсе. Поэтому, если на основании того вида, который художник придает извне телесным предметам, мы говорим, что Рим или Александрия имели своими строителями не архитекторов и рабочих, а царей, по воле, решению и распоряжению которых они были построены, а именно, первый — Ромулом, а второй — Александром, то тем более мы должны называть творцом природы одного только Бога, Который и не производит ничего из такого материала, которого Сам не создает, и не имеет рабочих помимо тех, которых Сам же сотворил; и если Он отнимет от вещей Свою производительную силу, то их не будет так же, как не было их до их сотворения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010