Пророки Моисей, Давид, Исаия, Иоиль (за 700 лет), Амос (за 700 лет) и Захария пророчествовали, что смерть Христа Спасителя будет сопровождаться чудесами ( Иоил.2:30–31 ; Ам.8:9 ). что разделят Его одежды и будут бросать о них жребий ( Пс.21:18 ), что ни одна из костей Его не будет повреждена ( Исх.12:46 ; Чис.9:12,46 ; Пс.33:20 ), Он будет прободен ( Зах.12:10 ), похоронен будет богатыми ( Ис.53:9 ), тело Его не подвергнется тлению ( Пс.15:10 ), что он воскреснет и вознесётся на небеса ( Пс.15:10,23:7–10,67:18,109:1 ; Ис.53:9 ). В св. книгах нового завета видим исполнение и этих пророчеств: чудеса по смерти – Мф.27:45 ; Мк.15:33 ; Лк.23:44–45 ; разделение одежд – Мф.27:35 ; Мк.15:24 ; Лк. 23:34 ; Ин.19:23,34 ; – о целости костей – Ин.19:33,36 ; – о прободении – Ин.19:34,37 ; погребение богатыми – Мф.27:57,60 ; Мк.15:43–46 ; Лк.23:50–53 ; Ин.19:38–42 ; нетление тела – Деян.2:25–31,13:35–37 ; воскресение и вознесение на небеса – Мф.16:6,28:6–7 ; Лк.24:6,34,51 ; Ин.20:14 ; Деян.1:9,2:24,32–35,13:30,37 ; Еф.4:8–10 . Пророки; Давид, Исаия, Иеремия, Иоиль, Захария, Даниил и Михей предсказали, что Христос по своём вознесении на небо сядет одесную Бога Отца ( Пс.109:1 ), что Он пошлёт своим ученикам Святого Духа ( Пс.67:18 ; Иоил.2:28–29 ), что Он будет первосвященником на небе и ходатаем за грешников ( Зах.6:13 ), будет краеугольным камнем в Церкви ( Пс.117:22 ; Ин.28:16 ) и её верховным пастырем ( Ис.34:23,40:11 ), светом и спасением народов ( Ис.11:10,42:1,6,49:6,55:4–5 ) и будет царствовать с правдою над всеми народами вечно, ( Чис.24:17 ; Пс.2:7–9,44:6–7,71:2–8 ; Ис.9:6,11:4,42:3 ; Иер.23:5,33:15 ; Дан.7:14 ; Мих.7:4 ). И эти пророчества о Христе Спасителе исполнились и исполняются доселе, как мы видим из книг св. Писания нового завета: седение одесную Бога Отца – Деян.2:34 ; Рим.8:33–34 ; Евр.1:3,10:12 ; посольство Св. Духа ученикам – Деян.2:1–4,16:18 ; первосвященство и ходатайство на небе – Рим.8:33–34 ; Евр.7:25 ; краеугольный камень Церкви – Мф.16:16–18,21:42 ; Мк.12:10 ; Лк.20:17 ; Деян.4:11 ; INem.2:6–7 ; IKop.3:11 ; Еф.2:20 ; верховное пастырство в Церкви – Ин.10:11,14 ; Евр.13:20 ; 1Пет.2:25,5:4 ; свет и спасение народов – Мф.12:18,21 ; Мк.16:15–16 ; Лк.2:32,24:47 ; Ин.1:4–9,8:12,10:16,12:46 ; Деян.11:17–18,13:47 ; вечное с правдой царствование над всеми народами – Лк.1:32–33 ; Ин.5:30 ; Флп.2:9–11 ; Откр.19:11 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иер.31:29 . В тыя дни, говорит Бог, «не рекут ктому: отцы ядоша кислая, а зубы детем оскоминишася». ( Иер.31:30 ). «Но кийждо своим грехом умрет, и ядшему кислая оскоменятся зубы его». Сие еще яснее выразил Владыка устами богомудрого Иезекииля, и мы дали на сие подробное истолкование. Смысл же сказанного таков: как невозможно есть незрелые ягоды, и зубам едока не чувствовать оскомины, так невозможно, когда согрешили отцы, подвергать наказанию детей. И в подтверждение сказанного присовокупляет Бог следующее. Иер.31:31 . Се, дние грядут, глаголет Господь, и завещаю дому Израилеву, и дому Иудину завет нов». ( Иер.31:32 ). «Не по завету, его же завещах отцем их, в день, в онь же, емшу Ми за руку их, извести я от земли египетская, яко тии не пребыша в завете Моем, и Аз небрегох их, глаголет Господь». Столько невозможно, говорит Бог, за отцовские грехи подвергать наказание детей, что детям, которых отцы согрешили, обещаю величайшая блага. И в то же время открыл Он нам многие предречение: первое, что один законоположник обоих заветов; потом, что прежний завет не совершен; и сверх того, что единородное Божие Слово соделалось подателем евангельских благ, и Оно же освободило Израиля от египетского рабства; Оно же, беседуя с Моисеем, изрекло: «Аз есмь Сый» ( Исх.3:14 ). И сего достаточно не только к обличению Иудейского беззакония, но и к обнаружению еретической хулы. Иер.31:33 . Яко сей завет, его же завещаю дому Израилеву», и дому Иудину, «по днех онех, глаголет Господь: дая законы Моя в мысли их, и на сердцах их напишу я, и буду им в Бога, и тии будут Ми в люди». Сие показал нам Бог на самом деле; ибо, возведя на гору священных Апостолов, не на каменных скрижалях, дал им, но на сердцах их написал божественные законы, и делателям добродетели предложил в награду блаженства. Иер.31:34 . И да не научит» ктому «кийждо ближняго своего, и кийждо брата своего, глаголя: познай Господа: яко еси познают Мя от мала даже и до великаго их». Исполнение сих слов последует в будущей жизни, потому что в ней не будем уже нуждаться во взаимном обучении, когда сами вещи будут ясно открыты, действие страстей прекратится, сделаются тела нетленными, а души неизменяемыми. Священному же Писанию обычно соединять вместе многие пророчества; ибо, говоря о пленении, сказует вместе и о возвращении. Да и Господь в священном Евангелии, сказуя об Иерусалиме, говорит в тоже время и о кончине Мира. «Яко милостив буду неправдам их, и грехов их не помяну ктому». Сие дарует благодать всесвятого крещения: ибо, по оставлении прежних грехов, не воспоминает уже оных. После сего, показав, что Он создатель солнца, луны и звезд, и что Он же повелел, одному производить день, а другим освещать ночь, и что по Его же мановению волнуется море и приходит в тишину, присовокупил:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

56:10–11, Иер. 10:21, Иер. 23:1–6, Иез. 34:1–6, Зах. 11:16–17. Об антихристе: Ис. 14:4-20, Иез. 28:13–19, Дан. 11:35–40, Дан. 12:9-13. О суде над народами: Ис. 2:10–21, Ис. 13:6-15, Ис. 24:4-23, Ис. 63:1–6, Ис. 66:15–16, Нет. 46:10, Иер. 50:31–32, Иез. 9:4–8 (Апок. 7:3), Иез. 30:2–3, Иез. 38:20–23, Дан. 7:9-12 (Апок. 4:2, 5:11, 20:12), Иоил. 2:1-10, Иоиль 3:2-17, Амос. 5:18–20, Соф. 1:14–18, Соф. 3:8–9, Наум 1:3–7, Авд. 15, Мал. 4:5, Мал. 4:5 (Апок. 11:3–6). Об уничтожении зла и страданий: Числа 24:17, Ис. 11:1-10. О вечной радости: Ис. 42:1- 12, 54:12–14, 60:1–5, 61:1–4). О воскресении плоти (Иов 19:25) и уничтожении смерти: Ис. 26 гл., 42:1-12, 61:1–4, Зах. 9:9-11, Ос. 13:14. О торжестве истины и справедливости: Ис. 9:6–7, 11:1-10, 26 гл., Иер. 23:5. О славе торжествующей Церкви: Ис. 26–27 главы, Ис. 52:1–2, Ис. 60:1–5, Ис. 61:10–11, Ис. 62:1–5. Об обновлении мира: Ис. 4:2–6, Ис. 11:1-10, Ис. 44:22–24, Ис. 49:13–15, Ис. 52:1–9, Ис. 60:1-21, Ис. 61:10, Ис. 62:11–12, Ис. 65:17–20, Ис. 65:25, Ис. 66:22–24, Иер. 32:39–41, Иер. 33:6–9, Иер. 33:15–16, Вар. 5:9, Дан. 12:1–3, Ос. 3:4–5, Ос. 13:14, Авв. 2:14, Соф. 3:9, Зах. 8:3. Заключительный обзор Пророческих книг При нравственной огрубелости людей ветхозаветного времени и отсутствии духовных наставников, на пророков легла трудная задача учить людей верить в Бога, воздерживаться от пороков и вести праведную жизнь. Естественно, что в речах пророков преобладает обличение. Чтобы всколыхнуть совесть слушателей, эти обличения порой принимали очень настойчивый и даже резкий тон, что в глазах современного читателя придает пророческим книгам известную суровость. По образному сравнению Спасителя, древние пророки первыми как бы вскапывали почву жестоких человеческих сердец, подготавливая ее к последующему принятию семян апостольской проповеди (Иоан. 4:37–38). Если бы какой-нибудь проповедник или писатель в наши дни употребил по адресу евреев эпитеты подобные тем, которыми испещрены пророческие книги, то, несомненно, его бы обвинили в крайнем антисемитизме.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Иер. 2:31 . Еда пустыня бых Израилю? Не пустыней (был Я), то есть, не бесплодным; если бы (был) бесплодным, то им надлежало переселиться. Если было бы даже не так, то не за награду нужно служить Богу. Иер. 2:32 . Еда забудет невеста красоту свою? Людие же мои. Чего особенно ищут люди, это славы. Нельзя сказать (им): мы наслаждались благами, а были в бесславии. Как для невесты украшение, (так) и Я для народа, так что трудно было забыть. То есть, люди особенно гоняются за тем, что служить к украшению. И невеста любит украшение, делающее ее красивою, и девица надевает мониста персий, как придающие красоту. Народ также получил от Меня красоту и благообразие и наслаждался неслучайной славой. (При этом) красотой и благообразием называет установление закона, по которому (они), сравнительно с прочими другими (народами), являются имеющими законное устройство, будучи чуждыми корыстолюбия и порока, наученными кротости и человеколюбию. А славой (называет) то, что вследствие божественной помощи все покорялись и удивлялись попечению Божию о них. Наслаждавшиеся такими Моими благодеяниями забыли о них. Иер. 2:33 . Что еще добро ухитриши на путех твоих, еже взыскати любее? То есть сделавши столь много, возможешь загладить грехи свои и явиться чистою, чтобы удостоиться Моей любви. Не тако, то есть, не много сделав, могла бы омыть множество грехов. Иер. 2:33 . Но и ты лукавновала еси, еже осквернити пути твоя. То есть прилагала такое старание, как будто состязалась и всячески старалась сделаться нечистою, – так все делала. Но если она употребляла такое старание, то что Ты (скажешь) о ней? Если оставить все прочее, смотри, на что указывает: в руках твоих обретеся кровь душ неповинных 23 . Иер. 2:34 . Не в ровех обретох их. Это говорит и Иезекииль: «сие паче всякаго беззакония твоего, что закалали в жертву сыновей» ( Иез. 16:20–22 ) и сами воевали с природой. Не говорю о том, что (в честь) демонов, а – о том, что не имея ни в чем обвинить и – что особенно ужасно – не тайно, не по обычаю разбойников, а под видом благочестия совершали жестокости, под предлогом освящения производили убийства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Тора и священники, вокруг которых иудеи сплотились в Бавэле, позволили им сохранить народное единство, не смешаться с прочими народами. А пророки, вдохновлявшие народ в плену, не позволили угаснуть надежде на возвращение. Как многие пророчества о возвращении и восстановлении, это пророчество Михи относится не только к персидской эпохе, когда остатки Исраэля по эдикту царя Корэша вернулись на свою родину, но имеет и эсхатологическую перспективу. Возвращавшиеся из Бавэля в Йенуду пленники надеялись не только на скорую реставрацию того, что у них было до плена 144 , но уповали и на грядущее совершенное царство мира и изобилия, править которым будет сам YHWH ( Мих.4:1–4, 7 ). В реальности жизнь репатриантов, по описаниям Эзры и Нехемъи, оказалась очень тяжёлой, опасной и далёкой не только от идиллических картин эсхатологических пророчеств, но и от допленного относительного благоденствия. Но иудеи чаяли, что Господь ещё соберёт на Святой Земле всех потомков Яакова – и все двенадцать колен Исраэля вновь будут жить на ней, как когда-то, в золотой век Давида и Шломо. Историческое единое царство Давида было для переживших плен иудеев не только предметом для ностальгии, но и прообразом грядущего Царства Божия. …объединю его, как овец в овчарне, как стадо на выпасе, что блеет вдали от людей. YHWH – Пастырь Своего народа (ср. Ис.40:11 ; Иер.31:10 ; Иез.34:5–6, 11–16 ; Пс.23 /22, 80/79:2). А Исраэль, соответственно, стадо. Ср. Иер.23:3 : «Я соберу () остаток () стада Моего (; – это мелкий рогатый скот) из всех стран, куда Я изгнал их, и возвращу их по дворы их»; Иер.31:10 : «Кто рассеял Исраэль, тот и соберёт его (), и будет охранять его, как пастух стадо своё ()». Когда у народа такой Пастырь, ему нечего бояться, он в полной безопасности (ср. Пс.23 /22:4). Ср. Иез.36:37 . – буквально: поставлю его вместе. Народ YHWH вновь будет единым, как в былые времена, до разделения на Исраэль и Йенуду – Северное и Южное царства. Ср. Иез.37:22 : «Я сделаю их одним народом ( ) на этой земле, на горах Исраэля… и не будут более двумя народами ( ), и уже не будут больше разделяться на два царства». – это овчарня, кошара, овечий загон 145 . Нарицательное значение видели в ещё древние версии. Вульгата и Таргум так и переводят: ovile; (LXX, на основании иной вокализации, перевели: ν θλψει – в мучении). Многие современные переводчики и комментаторы, однако, рассматривают как имя собственное, как топоним. Бойрой назывался важный город в Эдоме (ср. Быт.36:33 ; Ис.34:6 ; Ам.1:12 ; 1Пар.1:44 ), бывший какое-то время столицей Эдомского царства. Чаще всего его локализуют в иорданской деревне Эль-Бусейра, приблизительно в ста километрах к югу от Солёного (Мёртвого) моря. Ещё один город с таким же названием находился в Моаве ( Иер.48:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

и Русск. Синод. перев.). В этом добавлены чуялась необходимость иного чтения. Действительно у LXX здесь стоит εξεγερθησεται, посредством которого в других местах, напр. Иер.6:22; 25:32; Зах. 4:1 ; Uouл.3:12. LXX перев. Nif. от в смысле (пробуждаться, воскресать) подниматься с энергией, восставать. Подставленное вместо искаж. первоначальное дает определенный смысл, ибо в Иер.6:12 это слово употребляется о великом северном народе, предназначенном для наказания нечестивых сынов Сиона, а в Иер.25:32 о большом вихре, который символизирует сокрушительный гнев Господа в день окончательного суда над народами (см. Иер.25:30–31:33 ). Это место уясняет, что должно разуметь под . Под словом разумеется отделившееся, остаток, особенно остаток разбитого войска (Иер.31:2), беглецы (как в Араб.). Под городом согласно Пс.58:15 следует разуметь вообще города (Oort. р. 40. De Geer. р. 112). Онкелос выражение «из города» передает «из царства язычников», Арабский и Самарит. просто из царства. Можно думать, что, LXX словом πολις тоже передавали понятие царства или государства. Конкретными примерами такого полного истребления служат упоминаемые в Библии разрушения городов царств ( Втор.2:34 . Нав.10:28,30,36:37 ) и множество рассказов из военных летописей египетских и ассирийских царей (см. у. Астаф. Древ. Вавил.-Ассир. 72–75). Это поэтическое изображение той ужасной брани, которую совершил Господь сначала Сионом (Ewald. Jahrbüch.) а затем с великим городом, который царствует над земными царями (и есть) мать блудницам и мерзостям земным (Ап. 17:5:18). 300 Выражение «при конце дней» означает здесь, как и в других местах, то время, в которое исполняются все спасительные обетования и надежды данного настоящего; оно обозначает по удачному выражению Геферника (Hewernik) всегда горизонт пророческого провозвестия. «Конец дней» начинается для всякого созерцаниа там, где еще не исполнившаяся в настоящем и пребывающая в зачатке надежды терпения и чаяния спасительная мысль начинает вступать в действительность, как исполнение.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

По-видимому, говоря о Новом Завете, то есть о новом, обновлённом союзе Бога со Своим народом, Иеремия прекрасно понимает, что такой союз уже не может строиться так, как строились прежние союзы ( Иер.31:31-34 ). Обновление союза, торжественно совершённое Иосией, произошло на глазах у пророка, но результаты оказались вовсе не такими, каких он ожидал: язычников в народе Божием не стало меньше, но само язычество стало изощрённее, чем прежде. Иеремия, очевидно, прекрасно понимал, что в посттрадиционалистском обществе никакая теократия невозможна, в нём возможна лишь религиозная идеология, которая, однако, не ведёт ни к чему, кроме пустого формализма. И он указывает на единственную остающуюся возможность: на внутреннее обновление самого человека. Обновление союза, как о том свидетельствует пророк, начнётся с человеческого сердца, а не с пышных церемоний, и сама религиозная жизнь станет после такого обновления непрерывным богообщением, а не религиозными наставлениями, которые ничем не могут помочь ( Иер.31:33-34 ). Впрочем, Иеремия понимает также и то, что прежде народу Божию предстоит пройти через суровые испытания, в том числе и для того, чтобы избавиться от собственных иллюзий ( Иер.31:27-28 ). И испытания не замедлили. Со смертью Иосии окончились спокойные времена и развеялись надежды на грядущее величие новой великой страны. Воцарившийся вскоре после смерти Иосии Иоаким был, в сущности, ставленником фараона ( 4Цар.23:34 ), однако Египет был в это время слишком слаб, чтобы активно и успешно вмешаться в палестинские дела ( 4Цар.24:7 ). Впрочем, борьба за Палестину между Египтом и Вавилонией продолжалась почти до самого конца истории Иудеи. Уже преемник Иоакима (Елиакима), Иехония, оказался пленником вавилонского правителя Навуходоносора, а вместе с ним была депортирована в Вавилон и значительная часть населения Иерусалима ( 4Цар.24:10-16 ). Поставленный вавилонянами на его место Седекия был, по существу, вавилонским наместником. Однако и сам Седекия, и его ближайшее окружение надеялись на реванш, желая освободиться от власти Вавилона при поддержке Египта. Именно с таким расчётом он и поднял в Иерусалиме антивавилонское восстание ( 4Цар.24:20 ). Но надеждам на помощь египтян положило конец поражение Египта при Кархемише, а последовавшая карательная экспедиция вавилонян положила конец самому существованию Иерусалима как города. После первого штурма вавилоняне поступили с Иерусалимом как с городом побеждённым; теперь его ждала участь города восставшего, а с такими городами в древности не церемонились: их оборонительные укрепления и все общественно льшая часть населения депортировалась, а значимые постройки уничтожались, бо вожди восставших подвергались смертной казни. Через всё это должен был теперь пройти и Иерусалим ( 4Цар.25:1-22 ). Так в 587 году до н.э. был разрушен город и Храм. Начался период Вавилонского плена. Вавилонский плен

http://azbyka.ru/istoriko-kulturnyj-kont...

8:6–13 Новый Завет Автор Евр. приводит здесь обширную цитату из Иер. 31:31–34 , подтверждая свою мысль о том, что в самой Библии было предсказано изменение закона. Этот текст также подкрепляется свидетельствами членовКумранской общины, которые написали Свитки Мертвого моря; они видели себя в качестве народа этого «нового завета». Но они более строго истолковывали закон Моисея, тогда как подход данного автора к этойпроблеме более либеральный, чем у Фило-на (13:9). Он оценивает принципы как вечные, незыблемые, но формы их воплощения – как преходящие и зависящие от культуры. 8:6,7. Автор Евр. снова возвращается к сказанному ранее в 7:12: старое священство было связано со старым законом и его заветом, и оба они оказались несовершенными, если могли быть упразднены. 8:8,9. Выражение «новый» завет в Иер. 31:31 может быть также переведено как «обновленный» завет. Первый завет-договор должен был быть записан в сердцах людей ( Втор. 30– 14 ), и праведный действительно имел такую запись в своем сердце ( Пс. 36:31; 39:9; 118:11 ; Ис. 51:7 ), но, согласно Иеремии, большинство израильтян не име ли закона в сердце (ср., напр.: Втор. 5:29 ). Различие между первым и новым заветами именно в том, что израильтяне нарушили первый завет-договор ( Иер. 31:32 ), а новый закон будет записан внутри них, и они познают Бога ( Иер. 31:33,34 ). 8:10–12. Язык Иеремии перекликается с языком первого завета: «буду их Богом, а они будут Моим народом» (напр.: Лев. 26:12 ). «Знать» Бога – это тоже язык завета, но на личностном уровне, он относится к тесным взаимоотношениям с Богом, которые были у пророков. 8:13. Автор, несомненно, уверен в том, что старое «близко к уничтожению», поскольку служение в храме не было непосредственно прервано возвеличиванием Иисуса, но оно было уже на пороге упразднения. Если данное послание было написано в конце 60-х гг., что представляется вполне вероятным (см. введение), многие евреи диаспоры осознавали, что римляне вскоре уничтожат Иерусалим и его храм. Если исключить немногочисленные религиозные группы, которые не были столь зависимы от Иерусалимского храма (напр., ессеи), большинство палестинских евреев были вынуждены изменить систему своих религиозных обрядов после того, как в 70 г. н. э. храм был разрушен.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Книга делится на два крупных раздела. С гл.1 — 39 — речи и события до падения Иерусалима. Второй раздел — речи и события после падения Иерусалима (гл.40-52). Общее слово, характерное для его пророчеств — слово предостережение. Иеремия — это символ веры, которая утверждает себя на развалинах. Он сознает, что находится в безнадежном положении, но однако, поступает, как человек, который надеется и верит. И второе: Иеремия — это символ скорбящего человека. Он не возвышается над своим временем, подобно Исаие, но он подчиняется тому гнету, который на него наваливается и несет его, как тяжкую ношу. Он совершенно не считается с собой и только идет своим путем. Ради любви к Богу, он все берет на себя и готов вынести и грехи своих соотечественников. Мотив и возвещение Нового Завета — (гл. 31-34). Эти главы принято называть «Книгами утешения». Здесь довольно сложные проблемы, которые связаны с экзегезой. Основная тема этих глав — «дарование надежды». Они говорят о том, что будет обращение Богоизбранного народа, который находится пока в рассеянии, он будет вновь приведен в Палестину, и вновь объединится в Сион, но в совершенно новых условиях. Самое древнее пророчество относится к Ефрему, т.е. к Израилю, первому сыну потомства Рахили, стремящемуся вернуться в Самарию. Вопрос — вернулся ли Израиль в Самарию? Отчасти. Поэтому так и говорилось: «Галилея языческая», что там не было чистоты крови. И «Книги утешения» включают в себя знаменитое возвещение Нового Завета. В этом тексте содержится также позднейшее добавление. Иеремия не просто констатирует греховность и неверность Израиля, а говорит так: «За все прелюбодейные действия отступницы дочери Израиля я отпустил ее и дал ей разводное письмо» (Иер.37, 3-7). Он, в первую очередь, показывает спасительный характер позиции Бога, его волю к прощению. Перед лицом Израиля, нарушившего Древний Завет, который предусматривал взаимные обязательства между Богом и народом, пророк возвещает по инициативе Бога Новый Завет. Именно этот Завет будет обращен к сердцу человека: «Вложу Закон мой на внутренности и на сердцах их напишу его» (Иер. 31, 33). И будет отличаться познанием и единением с Богом и скреплен прощением грехов» — пророчество о Новом Завете (Иер.31,34; 31,24). Этот внутренний характер Нового Завета не только будет способствовать правильности жизни, тема очень дорогая для Иеремии, но позволяет освободиться в новом союзе от идеи этнической исключительности и сделать его Вселенским. То есть этот Новый Союз отнюдь не для еврейского народа, а для всей вселенной. Это очень важно, что такая мысль здесь проходит. В этой перспективе грех по-прежнему, к сожалению, будет возможен, но Бог, рассматривая его как преступление, будет прощать его, если человек будет каяться. В заключение можно сказать, что, согласно Иеремии, Новый Завет является проявлением любви Бога к человеку, к тому союзу, который заключен между Богом и человеком, который становится нерушимым благодаря приходу Мессии.

http://sedmitza.ru/lib/text/432156/

384 См:. Лев. 19:14,32; Притч. 24:21; 1 Петр. 2:17. 385 См.: Ис. 45:7. 386 Наказание смертью: человек вкусил запретный плод и, таким образом, не пожелал оставаться бессмертным. Имеется чтение «пожелал». 387 Ср.: Быт. 7:11—23. 388 Ср.: Быт. 19:24. 389 Ср.: Исх. 7:14—11:10. 390 Ср.: Исх. 4:21; 10:20. 391 Ср.: Исх. 5:2. 392 Ср.: Исх. 5:4. 393 Ср.: Исх. 1:11—14; 5:7—19. 394 Ср.: Исх. 32:35. 395 Ср.: 4 Цар. 2:23—24. 396 Интерполяция, по мнению Кройманна. 397 Ср.: Исх. 20:5; 34:7; Числ. 14:18; Пс. 109 108:14; Иер. 32:18 и в др. местах. 398 Кройманн так исправляет текст: «чтобы на весь род переходила как милость, так и немилость». 399 Ср.: Иер. 31 38:29; Иез. 18:2—4. 400 Конъектура А. Энгельбрехта. В рукописи: «всё Божье провидение определило». 401 Эти слова Кройманн помещает в конце 14-й главы. 402 Ср.: Исх. 15и в др. местах. 403 Ср.: 4 Цар. 19:16 и в др. местах. 404 Ср.: 2 Цар. 22:10 и в др. местах. 405 В сочинении «Против Праксея» 4 406 Лакуна, по мнению Кройманна. Пропущено слово со значением «будет тревожиться» или «будет приводиться в замешательство». 407 Интерполяция? 408 Ср.: Лк. 9:62. 409 Ср.: Мф. 5:45. 410 Ср.: Ос. 6:6; Притч. 21:3. 411 Ср.: Ион. 3:1—10. 412 Ср.: 4 Цар. 20:1—5. 413 Ср.: Дан. 4:31—33. 414 Ср.: 1 Цар. 14:38—45. 415 Ср.: 2 Цар. 12:13. 416 См.: Исх. 20:12—17. 417 Ср.: Исх. 21:1; Bmop. 15:12; Иер. 34:14. 418 Ср.: Лев. 25:4—6. 419 Вставка Кройманна. 420 Ср.: Втор. 25:4. 421 Конъектура Кройманна. В рукописи: «которое ересь жаждет?» 422 См.: Исх. 21:24. 423 Ср.: Исх. 21:25. 424 См.: Рим. 12:19; Евр. 10:30; ср.: Втор. 32:35. 425 A se tuta, — исправление Кройманна. В рукописи: astuta «лукавая»; имеется чтение aestuata «полыхающая». 426 Ср.: Лев. 11:1—47. 427 Ср.: Быт. 1:21—25. 428 Ср.: Числ. 11:4—8. 429 Frigescunt. Ср.: sine Сегеге et libero friget Venus «без Цереры (­ хлеба) и Либера (­ вина) хладеет Венера (­любовь)» (Ter. Eun., 732). 430 См.: Исх. 32:6. 431 Исправление Кройманна. В рукописи: «Наконец, чтобы человеку, приученному к необильной и неизысканной еде и не желающему впредь ничего слишком утонченного, легче было настроиться на пост в Боге».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010