Бог еще только воздвигает их на народ свой (1, 6), и тайны сего воздвижения не может предугадать никакое человеческое соображение: чтобы поверить ей, нужно знать, по крайней мере, весь воинственный характер врагов (сн. ст. 7 и 9), но и этого мало, – нужно быть очевидцем ее исполнения (ст. 5). По сим господствующим чертам описания выходит, что св. Аввакум пророчествовал прежде Седекии (когда был сожжен храм 4Цар.25:9 ; Иер.52:13 ) и даже прежде четвертого года Иоакима 7 (604. до Р. Хр., – первое нашествие халдеев 4Цар.24:1,2 ; Иер.25:1 ; Дан.1:1 ). С другой стороны, в книге не находим никаких указаний на события, бывшие при Езекии; напротив, жалоба пророка на падение благочестия и правосудия вовсе нейдет к временам сего благочестивого царя, когда и благочестие и правосудие процветали. Таким образом, для определения пророческого служения Аввакума остаются времена Манассии (699–643) и времена Иосии (642–611); б) Но предполагаемое пророком существование надлежащего благоустроения церковного ( Авв.3:1,19 ) нейдет к первым 12-ти годам по воцарении Иосии, когда богослужение было в упадке ( 2Пар.34:2 и д.), а обличаемое пророком нечестие иудеев ( Авв.1:1–4 ) нейдет к 19-ти последним годам этого царя, когда оно сменилось раскаянием ( 2Пар.34:31–33 ), хотя только наружным и временным; и уже знакомство св. пророка Иеремии с рассматриваемой нами книгой, обнаруженное в древнейших его пророчествах из времени Иосии ( Иер.4:13 ; Авв.1:8 ; Иер.5:6,15 ; Авв.1:8,6 ; Иер.6:23 ; Авв.1:7 ), из его 13 или 14 года (сн. Иер.1:2 ), – равно как и знакомство с ней пророка Софонии ( Соф.1:7 ; Авв.2:20 ), пророчествовавшего, как сказано, в первые годы Иосии, – достаточно исключают здесь мысль о всем веке его, как о веке Аввакума 8 . Тесная, замеченная и учителями Церкви, связь между пророчествами Наума и пророчествами Аввакума, из которых последними как бы дополняются и продолжаются первые, указывает и на особенную близость отношений и времен их писателей 9 . Всеми признанная чистота и правильность языка книги и форма ее речи, тесно примыкающая к поэтическим приемам Исаии пророка, скорее говорит за древнейшее время, близкое к Езекии, нежели за позднейшее, приближавшееся к плену 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

Мы с вами это исповедуем как таинство веры. Потому что при слове «рождение» у нас по аналогии с нашим рождением возникает мысль: «Да, рождается тот, кого не было до рождения». Вот и пришёл Арий к мысли, что «Христа до рождения не было». Вот видите, суть ереси: «Было, когда Его не было». Свет Никейского богословия: «Не было, когда Его не было». То есть Он был всегда. Вот на этом можно споткнуться. Поэтому, если вы встречаете для себя трудные для понимания тексты – в Евангелии ли, в Посланиях ли, тем более в Апокалипсисе, в апокалиптической литературе, в третьей книге Ездры, – вот все эти тексты вы обходите, прочитав с благоговением и чувствуя, что это не под силу: обходим. Обходим, не буравим своей мыслью, потому что мы можем заблудиться. Нужно или к кому-то обратиться, или подождать момента, когда Господь таинственным образом вам откроет Сам. Все будут научены Богом (ср. Ис. 54:13 )! Придёт такое время. И у пророков это сказано: Не будут учить друг друга и брат брата (см. Иер. 31:34 ). Открывайте, пожалуйста, книгу пророка Исайи. Посмотрим вот эти слова. Эти великие слова Господь обещает нам исполнить, да и примеры такого исполнения мы видим, но в единичных только случаях, когда люди удостаиваются за свою такую жизнь. Откройте 11-ю главу, 9-й стих: «Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей [а гора в данном случае символизирует Церковь . Посмотрите-ка – сколько зла сейчас! Как искушаются христиане! Да мы мало чем отличаемся от язычников. Но вот 9-й стих говорит: «Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей], ибо земля будет наполнена Господа, как воды наполняют море». Вот какое бы должно быть с приходом Мессии! Вот третье тысячелетие пошло, как Он пришёл. Четвёртый год проживаем третьего тысячелетия. Где мы видим исполнение этого свидетельства, этих слов – «земля будет наполнена Господа, как воды наполняют море»! Где мы такое видим? Не видим. Откройте 31-ю главу пророка Иеремии. 31-ю главу пророка Иеремии. Вот он говорит о Новом Завете, а ведь Новый-то Завет Господь заключил с нами! На Тайной Вечери Он заключил с нами Новый Завет. 33-й стих 31-й главы: «Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренности их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата и говорить: “познайте Господа”, ибо все сами будут знать Меня [непосредственно от Бога], от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» ( Иер. 31:33–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Именно восшествие на небесный престол одесную Бога делает вознесенного человека Иисуса «Господом» (Деян. 2:34-36). Ап. Павел, давая христологический мидраш на Ис. 45:23, поясняет, что это стало возможным, потому что «Бог превознес Его и дал Ему Имя выше всякого имени» (Фил. 2:9, ср. Эф. 1:21), то есть священное четырехбуквенного Имя ЙХВХ, чтобы, по аналогии с Яхве в Ис. 45:23, «пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Иисус Христос есть Господь » (Фил. 2:11) . Здесь слово Господь фигурирует как эквивалент тетраграммы — священного Имени ЙХВХ . Ап. Павел неоднократно относит ко Христу, называя его Господом, ветхозаветные тексты, в которых говорится о Яхве: Рим. 10:13 (Иол. 2:32), 1 Кор. 1:31 (Иер. 9:23-24), 1 Кор. 10:26 (Пс. 24:1), 2 Кор. 10:17 (Иер. 9:23-24), 1 Кор. 10:21 (Мал. 1:7,12), 1 Кор. 10:22 (Втор. 32:21), 2 Кор. 3:16 (Исх. 34:34), 1 Фес. 3:13 (Зах. 14:5), 1 Фес. 4:6 (Пс. 94:2). Таким образом, подчеркивается всеобщее признание Божественного владычества Христа над всем сущим . Включение Христа в исповедание монотеизма, в главный символ веры иудейства «Шма Исраэль» (Втор. 6:4), у ап. Павла звучит следующим образом: «Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого . Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, — но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им » (1 Кор. 8:4-6). Здесь мы сталкиваемся с религиозным противопоставлением пантеона языческих богов и господ исповеданию веры в Единого Бога и Господа Иисуса Христа. Однако Христос — не автономный от Отца второй Бог, но включенный в Божественную идентичность Господь, поклонение Которому совершается « во славу Бога Отца » (Фил. 2:9-11). Как показывает в своей монографии Крис Тиллинг , в посланиях ап. Павла отношения между Христом и Церковью четко коррелируют с отношениями между самим Яхве и Израилем в Ветхом Завете и иудаизме Второго Храма (ср. 1 Кор. 8:12, 10:9, 21, 22, 2 Кор. 11:2 и др.). В целом сложно не заметить революционный для иудаизма эпохи Второго Храма перенос ап. Павлом прерогатив Яхве на Иисуса, выраженный в применении цитат из ВЗ ко Христу (ср. Фил. 2:10, 11 и Ис. 45:23, 1 Кор. 10:26 и Пс. 24:1, Рим. 10:11-13 и Иол. 2:32, Рим. 9:33, Ис. 8:14 и др.).

http://bogoslov.ru/article/6025041

Как видно из кн. пророка Иеремии ( Иер.22:11 ), имя Селлум носил сын Иосии Иоахаз, царствовавший непосредственно после смерти своего отца ( 4Цар.23:30 ; 2Пар.36:1 ). Кроме Селлума Иоахаза, исторические книги Ветхого Завета знают еще двух сыновей Иосии – Иоакима и Седекию ( 4Цар.33:34,24:17 ), и нигде не упоминают о старшем Иоханане или потому, что он рано умер, или же потому, что о нем нечего было сказать. Впрочем, некоторые, как древние (Себастиан Шлидт), так и новые (Гитциг) экзегеты сомневаются в справедливости исчисления сыновей Иосии в данном стихе, считают Иоахаза за одно лицо с первенцам Иохананом. Но против такого отожествления говорят ( 4Цар.23:31,36 ) и ( 2Пар.36:2,5 ). Из сравнения этих двух мест видно, что Иоахаз был на два года моложе Иоакима (Иоахазу при воцарении было 23 года; сменивший его через три месяца Иоаким имел 25 лет от роду), следовательно, не мог быть первенцем. Как на ошибку автора Паралипоменон указывают далее на то, что, помещая Иоахаза-Селлума на последнем месте среди сыновей Иосии, он считает его самым младшим, тогда как в действительности младшим Седекия: он был моложе Иоахаза на 13–14 лет. Селлум при вступлении на престол имел 23 года; воцарившемуся через 11 лет (годы правления Иоакима и Иехонии) после него Седекии был только 21; Иоахазу, следовательно, было к данному времени 34 года ( 4Цар.23:31,24:18 ). Но наблюдаемое у автора распределение сыновей Иосии объясняется не ошибкою или незнанием дела, не особыми соображениями. Седекия исчисляется сразу после Иоакима и перед Селлумом, во-первых, потому, что оба они – Иоаким и Седекия правили одинаковое количество лет, именно 11; а во-вторых, потому, что Седекия и Селлум были одной матери – Хамуталы ( 4Цар.23:31,24:18 ), тогда как Иоаким был сын Заббуды ( 4Цар.23:36 ). По возрасту их следовало бы распределить так: Иоаханан, Иоаким, Селлум и Седекия; а принимая во внимание время правления Селлума, его нужно было бы поставить перед Иоакимом ( 4Цар.23:31,34 ). Но в том и другом случае дети Хамуталы были бы разъединены, во избежание чего Селлум и исчисляется после своего брата по матери Седекии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

А что пророк потом прибавляет к сказанному, в этом является неизреченное милосердие Божие и неисследимое богатство милости Его к нам: милостив буду неправдам их ( Иер.31:34 ). Что выше и священнее этих слов, приятнее и отраднее их? Между тем как во власти Его было наказать, разверзнуть пасть геенны, нанести многие невыносимые удары, страшные и внезапные смерти за многие и бесчисленные прегрешения, Он не угрожает, не наказывает, не повелевает земле расступиться и поглотить всех, но побеждает милосердие. Милостив буду, говорит, неправдам их. Мы, это испытавшие и в это верующие, ежедневно возносим Спасителю победную и благодарственную песнь и славословие, поя и воспевая: кто возглаголет силы Господни? Слышаны сотворит вся хвалы Его ( Пс.105:2 )? Кто в силах возвестить милости Его и чудеса? Какой язык может достойно восхвалить величие Его благодеяний? Какое слово может сравняться с величием дарованных Им благ? Не только не наказал и не предал геенне, но был милостив к неправдам нашим и, что превосходит все и превышает всякое слово, совершил для нас таинство спасительного домостроительства. Каким же образом? Не наказал, но Сам был наказан, не нанес ударов, но Сам уязвлен бых в дому возлюбленного своего ( Зах.15:6 ), плещы свои вдах на раны и —291— ланите свои на заушения ( Ис.50:6 ), наконец принял позорную смерть на кресте, презрев поношение и пригвоздив на кресте рукописание против нас, дабы избавить нас греха и освободить от власти тьмы – Один и Тот же жрец и жертва, закаляющий и закаляемый за нас, приносимый в жертву и приводящий к Богу и Отцу народ Свой. Посему мы искуплены из-под власти врага, познали Отца чрез Сына и являемся истинными поклонниками Троицы. Чуждые же сей благодати, забывшие все это и закрывшие уши и очи сердца своего для столь честного и дивного, пусть покланяются и почитают, что хотят. А каково и сколь важно то, что прибавляет богоносный пророк потом: и грехов их не помяну ктому ( Иер.31:34 )? Здесь ум приходит в смущение, впадает в великое недоумение, предпочитает немоту и молчание, ибо не может вступить на неисследимые пути судов Божиих. Одно и единственное средство может найти он, чтобы освободиться от недоумения, это – возглашать вместе со зрителем и учителем неизреченных таин: о глубина богатства и премудрости и разума Божия, яко не испытани судове его, и неисследовани путие его ( Рим.11:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сама идея грядущего после тех дней (Иер 31:33) нового завета по мысли проф. У. Л. Холладея должна была шокировать общество во времена Иеремии, а также и после него 10 . Говоря о природе этого завета, Холладей пишет, что Яхве заключит новый договор без недостатков старого. Это в свою очередь подразумевает, что Яхве может улучшить старый, поскольку Он “научился” чему-то “благодаря” неудачам старого (he had learned something from the failure of the old) 11 . Веком раньше русский библеист профессор епископ Михаил (Лузин) в своих академических лекциях говорил студентам, что “понятие нового не означает здесь того, что им начинаются и в нём определяются совершенно новые отношения ; Завет (Ветхий и Новый) с Израилем — завет по духу своему вечный, как основывающийся на неизменном существе Божием. Иегова не был бы Иеговою, если бы в основании нового завета положил совершенно новое начало, какого не было в прежнем” 12 . Поэтому, согласно епископу Михаилу, “первый (то есть Ветхий) означает не отношения Бога к Израилю в себе и во всём их объёме, а только раннюю, прежнюю форму этих отношений. Этой прежней форме здесь противополагается будущая новая форма тех же отношений, под именем нового завета ; Закон-завет один и тот же, только различны отношения, в которых Бог поставляется ими к человеку, различна форма ; Это новое, которое должно заменить старое, по существу своему есть высшее осуществление этого старого ; как закон высший, более духовный; различие в степени их, так сказать, духовности — различие полноты и совершенства” 13 . Остановиться на этом в рассуждениях о “новом завете” книги пророка Иеремии — значит не сказать о главном: каково же отношение берит хадаша к Новому Завету воплотившегося Спасителя? Для апостола Павла это было вполне ясно (Евр 8:7–13). Древняя христианская Церковь также в этом не сомневалась. Однако в наше время вследствие нашего же пытливого холодного рассудка кристаллизовалось множество теорий, пестрящих самыми разнообразными утверждениями и предположениями и искусственно сделавших этот вопрос одним из самых больных и проблематичных в книге пророка Иеремии. Мы свидетели не только высказанных сомнений в связи между Иеремии и Новым Заветом Христа, но и категорического отрицания в данном вопросе (напр., Robert P. Carrol). Некоторые представители теории источников отобрали у самого пророка Иеремии его собственные же слова о , ассоциировав их язык с традицией Второзакония и тем самым заявив об их более раннем происхождении. Другие связывают это с учеником пророка (как, напр., Coppens в его La nouvelle alliance en Jer 31:31–34 14 ) или же относят на поствавилонское время (что можно увидеть у Duhm’a 15 ). Есть и такие мнения, что, наоборот, само Второзаконие формировалось под влиянием пророка Иеремии или же получило его отклик (Martin-Achard 16 ). Однако Второзаконие никогда не заключало мысль о Новом Завете, а значит, это влияние надо оставить под вопросом, что и сделал Wis­ser 17 .

http://pravmir.ru/novyiy-zavet-v-knige-p...

Пророк Иеремия так говорит о Новом Завете Бога с людьми: «Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: “познайте Господа”, ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иер. 31: 33–34). Жизнь святого Иоанна Предтечи и была исполнением этих слов, поскольку стала настолько ясным свидетельством о близости к Богу, что даже не нуждалась в чудесах для подтверждения этого. Собственно, жизнь Иоанна Крестителя и была тем чудом, которого ожидали многие от праведника. Каждый христианин имеет в своей власти чудо. И чудо это — собственная жизнь верующего В этом смысле перед христианами часто возникает проблема, как доказать истинность своих убеждений, наставить оступившегося, помочь сомневающемуся. Пример жизни святого Иоанна Крестителя ясно говорит о том, что каждый христианин имеет в своей власти то чудо, в котором так нуждаются вопрошающие его. И чудо это — собственная жизнь верующего. Господь дал нам достаточно для убеждения. Он дал возможность быть святыми. Другого и не нужно. Поэтому и апостол Павел призывает нас быть «письмами Христа» (2Кор. 3: 2–3), в которых будет написано Евангелие «в духе и силе Илии». Подобно и блаженный Августин ясно говорит о миссионерском потенциале жизни каждого христианина: «Никогда не говори о Христе, пока тебя не спросят, но живи так , чтобы тебя спрашивали о Нем». скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Евгений 11 сентября 2021, 17:18 СПАСИБО! Сергей 7 июня 2021, 12:34 Точные слова! Спасибо! р.Б Любовь 7 июля 2020, 09:18 Пророк Креститель Господень Друже Христов, моли Бога о нас! Мария 7 июля 2019, 09:45 Здравствуйте! Доказательство жизнью... Благодарю за статью. евгений 9 марта 2017, 15:57 Прекрасная статья,Отче! Спасибо,всегда ждем ваших новых публикаций.

http://pravoslavie.ru/77761.html

Беседа Спасителя о кончине мира. Миниатюра из Евангелия. 1693 г. (БАН. Арх. ком. 339. Л. 448 об.) В Вел. вторник после вечернего отпуста в часовне совершалась процессия до храма на Елеонской горе, и там епископ, зайдя в пещеру, в к-рой, по преданию, Господь преподал Своим ученикам наставление о Втором Пришествии и конце света, прочитывал из Евангелия от Матфея это наставление (вероятно, Мф 24-25); за чтением следовали благословение оглашенных и верных и отпуст. Особенность Вел. среды заключалась в том, что прежде благословения оглашенных и верных вечером в часовне Воскресения Господня епископ входил внутрь пещеры гроба, а один из священников, стоя снаружи пещеры, прочитывал Евангелие о предательстве Иуды (вероятно, Мф 26; чтение Евангелия заключалось особой молитвой); Эгерия отмечает, что во время этого чтения все в храме стонали и плакали ( Eger. Itiner. 32-34). Точные указания чтений на вечерне в эти дни в древней иерусалимской традиции сохранились в арм. переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику V в.: для вечера Вел. понедельника это Быт 1. 1-3. 20 (или 1. 1-3. 24), Притч 1. 2-9, Ис 40. 1-8, Пс 64 с антифоном (ст. 6), Мф 20. 17-28 (предсказание Господа о Страстях незадолго перед входом в Иерусалим), для вечера Вел. вторника - Быт 6. 9-9. 17, Притч 9. 1-11, Ис 40. 9-17, Пс 24 с антифоном (ст. 1 или 1-2), Мф 24. 3-26. 2 (или 24. 1 - 26. 2), для вечера Вел. среды - Быт 18. 1-19. 30, Притч 1. 10-19, Зах 11. 11b - 14, Пс 40 с антифоном (ст. 5), Мф 26. 14-16 (или 26. 3-16). В Лекционарии отмечается, что вечерняя служба в понедельник и среду проходила в Мартириуме, во вторник - на Елеонской горе; Евангелие в Вел. среду читалось в часовне Воскресения Господня ( Renoux. Lectionnaire arménien. P. 258-265). В груз. переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику VII в., на вечернях в эти дни те же чтения, что и в арм. переводе Лекционария (только к 3 паремиям понедельника прибавлена 4-я - Иер 9. 2-10), но появляются чтения также и для утрени этих дней: Мф 21. 18-23 (или Мк 11. 12-26) для Вел. понедельника, Ин 12. 27-33 (или Лк 12. 35-59) для Вел. вторника, Лк 13. 31-35 (или Мк 14. 1-11) для Вел. среды. Приведен ипакои (тропарь), к-рый должен петься в эти дни после Евангелия вечерни («Прежде Страсти говорил Господь...»), а также тропари для пения до или после паремий («Приступим вернии...», «Страшно вопрошание Господа...», «Когда грешница приносила миро...» соответственно для понедельника, вторника и среды) ( Кекелидзе. Канонарь. С. 72-74; Tarchnischvili. Le Grand Lectionnaire. 598-623).

http://pravenc.ru/text/150085.html

«Надлежало совершиться сему тайно, чтобы Иорам был умерщвлен как можно скорее. А если бы он узнал это прежде, то вступил бы в сражение, и на сражении необходимо было пасть многим с обеих сторон» (блаж. Феодорит, вопр. 26). Совершивши помазание, пророк, согласно повелению пророка Елисея (ст. 3), немедленно удаляется, «чтобы не быть схваченным и не подвергнуться опасности» (блаж. Феодорит, вопр. 27). При совершении помазания Ииуя на царство (ср. 3Цар.1:34,39 ), пророк указывает, что новый помазанник явится орудием казни Божией (ст. 7) над домом Ахава (во исполнение предсказания пророка Илии, 3Цар.21:21–22 ), который будет истреблен столь же всецело, как и нечестивые династии Иеровоама и Ваасы ( 3Цар.15:29,16:3 ). Кроме пролитой домом Ахава, особенно Иезавелью, крови пророков и других невинных (ст. 7), тяжким грехом всей той династии был введенный ею официально культ Ваала и Астарты ( 3Цар.16:31–33 ): искоренение его было также задачей Ииуя, точно им выполненной ( 4Цар.10:18–30 ). Без сомнения, в упоминании прежних нечестивых династий заключалось предостережение самому Ииую. Самое имя Ииуя (евр. Негу, «Иегова есть Бог») может указывать на служение его теократической идее, хотя это и не исключало его собственной преступности и повинности суду Божьему ( Ос.1:4 ). Имя Ииуя в форме Iáua встречается и в клинообразных ассирийских документах Салманассара II (860–825), как данника этого царя. 4Цар.9:11 .  И вышел Ииуй к слугам господина своего, и сказали ему: с миром ли? Зачем приходил этот неистовый к тебе? И сказал им: вы знаете этого человека и что он говорит. 4Цар.9:12 .  И сказали: неправда, скажи нам. И сказал он: то и то он сказал мне, говоря: «так говорит Господь: помазую тебя в царя над Израилем». 4Цар.9:13 .  И поспешили они, и взяли каждый одежду свою, и подостлали ему на самых ступенях, и затрубили трубою, и сказали: воцарился Ииуй! Появление и быстрое исчезновение пророка, возбужденный вид его побуждают других военачальников спросить о цели прихода «неистового» (евр.: мешугга, греч.: πληπτος, Vulg.: insanus), как в бранном или неодобрительном смысле называли пророков ( Ос.9:7 ; Иер.29:26 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

25) Как Бог, по естеству благий и бесстрастный, хотя всех равно любит, как Свои создания, но добродетельного прославляет, как родственного Ему и нравом, а порочного милует по благости Своей, и, наказуя в веке сем, обращает его: так и человек благомыслящий и нестрастный любит равно всех человеков, добродетельного по естеству, и за благое расположение воли, а порочного, как по естеству, так еще из сострадания милуя его, как несмысленного и во тьме ходящего. 26) Не раздаянием только имения оказывается расположение любви, но еще более преподанием слова Божия и телесным служением. 27) Искренно отрекшийся мирских вещей, и нелицемерно из любви служащий ближнему, скорее освобождается от всякой страсти, и становится причастным Божественной любви и Божественного ведения. 28) Стяжавший в себе любовь Божественную, подобно Божественному Иеремии, не утруждается, последуя Господу Богу своему (Иер. 17.16), но мужественно переносит всякий труд, оскорбление и поношение, не мысля зла совершенно ни против кого. 29) Когда ты оскорблен кем-нибудь, или в чем уничижен; берегись помыслов гнева, дабы они, по причине этого оскорбления отлучив тебя от любви, не переселили в область ненависти. 30) Когда тяжко тебе от укоризны или бесчестия: то знай, что ты великую получил от того пользу, ибо через уничижение промыслительно изгнано из тебя тщеславие. 31) Как воспоминание об огне не согревает тела: так вера без любви не производит в душе света ведения. 32) Как свет солнца влечет к себе здравое око: так познание Бога естественно восхищает к себе чрез любовь чистый ум. 33) Чистый ум есть, вышедший из неведения, и просвещаемый Божественным светом. 34) Чиста душа, освободившаяся от страстей, и непрестанно возвеселяемая Божественною любовью. 35) Страсть достойна порицания, как неестественное движение души. 36) Бесстрастие есть мирное состояние души, в котором она неудободвижна на зло. 37) Кто тщанием своим стяжал плоды любви: тот не отлагается от нее, хотя бы претерпевал тысячи зол. В сем да удостоверит тебя ученик Христов Стефан, и подобные ему, и Сам Христос, за убийц Своих молившийся Отцу, и просивший им у Него прощения, как по неведению творящим то (Лк. 23.34).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/624/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010