Но не только это обещал Бог Своему народу. На протяжении долгой истории Израиля в нем периодически появлялись пророки — люди Божии, изрекавшие волю Господню, и они говорили: придет время, и в израильском народе родится Мессия (Помазанник, по-гречески — Христос), который спасет всех верных Богу людей от греха и его следствия — смерти. Придет день, когда Сам Бог явится судить все народы, тогда мертвые воскреснут, а затем наступит Царство Божие, в которое войдут все сохранившие верность Богу. Вот что говорил об этом Сам Господь устами пророка Иеремии: Вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более (Иер 31:33–34). Все ветхозаветные пророчества о Мессии исполнились с Рождеством Иисуса Христа, Сына Божия и Сына Человеческого. Господь Иисус прожил на земле 33 года; оставил людям несравненное по красоте и мудрости учение о спасении через любовь к Богу и ближнему; собрал общину учеников, на основе которой образовалась христианская Церковь; умер распятым на Кресте, искупив грехи всех людей; а затем воскрес и вознесся к Богу Отцу, пообещав отныне во все дни пребывать со Своей Церковью и послав христианам Духа Святого для наставления их в вере и святости. Христиане убеждены, что их вера истинная, потому что они ежедневно сталкиваются с действием Божиим, совершающимся в Его Церкви. И прежде всего — в таинствах , особых священнодействиях, когда человек при содействии священника обращается к Богу за конкретной помощью и получает невидимый, но ясно ощутимый благодатный дар, существенным образом меняющий его жизнь. Но эта вера на чем-то основывается, кроме Библии? Есть много исторических свидетельств, что вначале люди веровали в Единого Бога, и лишь впоследствии эта вера уступила место языческим (иначе говоря, народным, местным) религиозным культам.

http://foma.ru/pochemu-bog-dopuskaet-sus...

Деяния 13:32–33 Далее Эрман приводит еще один пример: также предположительно адопционистский фрагмент, использованный автором, который держался иных взглядов – Лукой. Лука не думает, что Иисус был усыновлен Богом после воскресения, это видно из его рассказа о рождении Иисуса, в котором он с самого начала называет Его Сыном Бога и Сыном Вышнего. Поэтому кажется странным читать в Деяниях, написанных Лукой в качестве сиквела к Евангелию, следующее: «И мы благовествуем вам: Обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, как и во втором псалме написано: «Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя». ( Деян.13:32–33 ). Для Эрмана этот отрывок полон неожиданности: «Я не уверен, что во всем Новом Завете есть еще одно столь поразительное утверждение о воскресении... Согласно традиции, сложившейся до Луки, Иисус соделался Сыном Божиим после воскресения. Лука воспринял это мнение, и оно совпадает с тем, что мы уже читали в Ром.1:3–4. По всей видимости, так верили древнейшие Христиане: Бог возвысил Иисуса до статуса Сына Своего, воскресив из 24 мертвых 24 ». Боюсь, что не могу разделить этого воодушевления. Если посмотреть на то, как именно отрывки Ветхого Завета используются в тексте Нового, зачастую не предполагается никакой прямой богословской или исторической связи с актуальным предметом обсуждения. Возьмем, к примеру, одну из первых цитат из Ветхого Завета в самом начале Нового: Когда Ирод понял, что его перехитрили волхвы, он был в ярости, и он отдал приказ убить всех мальчиков в Вифлееме и его окрестностях, которым было два года и под ним, в соответствии со временем, когда он узнал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: «глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» ( Мф.2:17, 18 ). Здесь убийство младенцев именуется исполнением плача из Иер.31 . Но тексты Матфея и Иеремии различаются: (1) Ирод учинил резню в Вифлееме, а не в Раме; (2) в Ветхозаветном тексте плачет Рахиль, а не все матери убитых Иродом в первом веке до н.э.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-bog...

Согласно книге Иова (4:13; 7:14), сновидения в те древние времена, когда еще не было Библии, писанного слова Божия, являлись особой формой откровения и наставления Господня. Вот как это объясняет Елиуй страдающему Иову: «Бог говорит однажды, и, если того не заметят, в другой раз: во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его пот пропасти и жизнь его от поражения мечом» ( Иов.33:14-18 ). Моисей говорил с Господом устами к устам и «лицом к лицу, как бы говори кто с другом своим» ( Исх.33:12-23 ). С другими пророками Он разговаривал двумя путями: либо вкладывая весть в их уста, либо показывая им видения и сновидения. Пророк Иеремия получал свои откровения через посредство Духа Святого, но судьбу еврейского народа Бог ему открыл через сновидение. «При этом я пробудился и посмотрел, – пишет он, – и сон мой был приятен мне» ( Иер.31:26 ). Пророки Божии, чьи речи и деяния записаны в Библии и чьи книги составляют более четверти общего объема Ветхого Завета, призывались быть проводниками откровений Божиих. Они составляют лишь малую часть людей, которые считаются истинными пророками. Бедой Израиля были лжепророки. Они готовы были идти на любой компромисс, даже идти против Истины и высказывать то, что было угодно их покровителям, т.е. царям. Пророк Иеремия (14:14) записал: «И сказал мне Господь: пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и задания, и пустое и мечты сердца своего». Ложных пророков было много ( 3Цар.18:19; 22:6 ). Они были очень активны, обольщая людей своими ложными снами: «Я не посылал этих пророков, а они сами побежали… Они говорили: «мне снилось, мне снилось»… Думают ли они довести народ Мой до забвения имени Моего посредством снов своих, которые они пересказывают друг другу?.. Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого Мое слова, пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном?» — говорит Господь…

http://azbyka.ru/zakon-lyubvi-kak-zhit-p...

Беседа 25. Евангелие от Матфея, глава 7, 12–29. «Нагорная проповедь. Золотое правило» Сегодня мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея в общем цикле наших бесед по Четвероевангелию. И сегодня мы начинаем беседу с «золотого правила» Евангелия: Мф.7:12 . «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки». Подобное правило можно встретить и в ветхозаветных текстах. Так в Книге Товит сказано: «Что ненавистно тебе самому, того не делай никому…» ( Тов.4:15 ). Встречается подобное высказывание и у Гиллеля, жившего за 20 лет до Р. Х.. Но ветхозаветные люди призывают к пассивному добру – «не делай», а Сын Божий призывает к активному добру – «поступайте и вы » (то есть «делай»). Подобное отличие имеет принципиальное значение. Иудей стремился удерживать себя от зла, а христианин призывается идти далее – поступать добро. То есть занимать активную в добре позицию, наступательную против любых форм зла. Христос учит, что подлинный смысл учения закона и пророков именно в этом. Некоторые, или даже большинство верующих думают, что приблизиться к Богу они смогут только тогда, когда победят в себе грех. Но в действительности все наоборот! Мы сможем побороть грех только тогда, когда приблизимся к Богу. Христос учил: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» ( Ин.15:5 ). Рассмотрим этот вопрос более обстоятельно: Чтобы исполнить Заповеди Божии , недостаточно прочитать Библию, надо, чтобы Сам Бог вложил их, заповеди, в наши сердца. Сказано: «…вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» ( Иер.31:33 ). Написать заповеди в наших сердцах Господь может Духом Святым, Который и дан нам для того, чтобы наставлять нас на всякую правду. А принять Духа Святаго в сердце мы можем только верою. Сказано: «…чтобы нам получить обещанного Духа верою» ( Гал.3:14 ). Вот почему апостол Павел и говорит: «Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем» ( Рим.3:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И теперь, когда произошло чудесное насыщение более чем 5-ти тысяч с их женами и детьми иудеи решили, что мессианское Царство наступило, и они спешат поставить Иисуса царем над собою. Но какой царь (евр. Мелех) был нужен иудеям того времени? Они мечтали, что пришедший Мессия свергнет ненавистное для них иго римлян-язычников, они надеялись, что именно Он, Христос и возглавит освободительную патриотическую войну, великий джихад против всех неверных. Они грезили, что именно их Бог поставит их священниками и царями над поверженными народами (евр. гоим). И здесь они серьезно обманулись! Ибо Мессия (Христос) пришел не только к ним, но и ко всему разрозненному роду человеческому. И Христос пришел не для того, чтобы свергнуть иго римского рабства, Он пришел, чтобы освободить весь род людской от более страшного ига и рабства, от рабства дьявола и ига греха, порочности, скверны и нечистоты. Некогда Бог сказал Аврааму: «и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» ( Быт.22:18 ); нечто подобное было сказано и Исааку ( Быт.26:4 ); и Иакову ( Быт.28:14 ). Истина этих слов более чем очевидна: через Одну, произошедшую по плоти от Авраама, от Исаака и Иакова, явится в мир Тот, Который станет благословением именно для всех народов земли. То есть Бог заключит именно Новый Завет со всем родом человеческим, не такой завет, который однажды был заключен только с еврейским народом. В Ветхом Завете мы находим на сей счет следующие пророчество. Сказано: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» ( Иер.31:31–33 ). Здесь мы прочитали о начале Нового Израиля, то есть о христианах, вступивших в Новый Завет с Богом через излияние Духа Святого в их сердца. Говорится в Новом Завете и о перемене Закона и священства. Сказано: «Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона» ( Евр.7:12 ). То есть во Христе мы имеем дело с духовной сутью Моисеева Закона. Господь Иисус Христос вскрыл именно духовную мотивацию греха и праведного поступка. И если ранее грехом считалось убийство, то теперь и сам беспричинный гнев делает человека виновным в человекоубийстве ( Мф.5:21–22 ); следовательно, само вожделенное поведение уже является корнем греха прелюбодеяния ( Мф.5:28 ). И теперь Богу посвящается не один день в неделю, но и вся седмица ( Кол.3:17 ). Таким образом, Закон Божий никогда не был поднят на такую духовную высоту, на которой он оказывается благодаря новозаветному благовествованию.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В Церкви христианин познает истину и освящается благодатью Духа Святого. В таинстве Причащения он входит в реальное общение с Христом, воплотившимся Сыном Божиим, через Него делается причастником Божеского естества. В этом таинственном общении с Богом человек получает силы бороться с грехом и любить Бога и ближних. Сделав это вступление, рассмотрим теперь подробнее учение Спасителя и апостолов о Церкви. Раскрытие природы Церкви в образных сравнениях Образные сравнения (притчи) помогают понять природу Царства Небесного. Каждая притча о Церкви раскрывает какую-нибудь сторону ее жизни, в своей же совокупности они учат об единстве Церкви: один овечий двор, один виноградник, одна лоза, один Ноев ковчег, одно Тело, одно здание и т.д. Как Бог един, а душа неделима, так и истинная Церковь должна быть единой и неделимой, сохраняя свою сущность на протяжении всего своего существования и не подвергаясь дроблению. Церковь – зерно , выросшее над землей в могучее дерево ( Мф. 13:31, 32 ). Здесь показывается внутренняя жизненная сила Царства Божия, как прообраз быстрого роста Церкви. «Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян... когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится большим деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» ( Мф. 13:31, 32 ). Проходя стадии своего развития, дерево несколько меняет свой вид, но не сущность. Подобным образом и Церковь на своем историческом пути проходила через разные фазы изменения внешней церковной жизни и богослужебной практики: менялись формы управления поместных церквей, совершенствовались богослужения, появлялись новые благочестивые обычаи, праздники и посты, возникали новые молитвы и церковные мелодии, уточнялась формулировка христианских истин с использованием новых философско-религиозных терминов, но суть учения Христова и сила благодати остались теми же, что и при апостолах. Церковь – виноградник : Мф. 20:1–10 ; Мф. 21:33–46 , 1Кор. 3:6–9 (также смотри Песн. 1:5 , Ис. 5:1–7 , Ис. 27:2 , Иер. 12:10 ). Это образное обозначение Царства Божия возникло еще в Ветхом Завете. Цель виноградника приносить Богу плоды веры и добрых дел. Нужны труженики-виноградари, заботящиеся об умножении плодов в саду, т.е. нужна церковная иерархия, священство. Ветхозаветные виноградари оказались неверными. «Что же сделает с ними господин виноградника? Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим» ( Лк. 20:15, 16 ). Христос заменил ветхозаветное священство новозаветными пастырями и учителями (об этом будет сказано подробнее). Уподобление, близкое предыдущему, Церковь – сад: «Я (Павел) насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог растящий» ( 1Кор. 3:6, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Однако в догматике преп. Иоанна Дамаскина под словом благодать более уместным будет и другое значение этого слова –  милость, любовь. Примеры употребления этого слова с таким значением мы также часто встречаем в Священном Писании: «и сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать (χριν) у Бога» (Лк. 1:30), «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать (χρις) Божия была на Нем» (Лк. 2:40) и т.д . Очевидно, что здесь говорится об особом отношении Бога к Своему созданию. Такое значение слова благодать приобретает особую окраску и смысл в контексте и всей мировой истории человечества. Ведь Ветхозаветный Закон определял правила жизни избранного народа. Одной из главных его идей было справедливое воздаяние за грехи, за проступки против Бога и ближних. Христово же благовестие и сама жизнь Иисуса Христа говорит об ином: любовь и милость – выше справедливости, выше буквы закона. Как доказательство этому можно вспомнить и многочисленные исцеления, совершенные Спасителем в субботу (напр., Мк 3:1–6), и уврачевание кровоточивой женщины (Лк 8:43–48), и притчи о блудном сыне (Лк 15:11–32) и о наёмных работниках (Мф 20:1–16), и, наконец, молитву Иисуса о распинавших Его: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк 23:34). Разобрав значение слов закон и благодать, перейдем к размышлению над всем выражением «Прейде сень законная, благодати пришедши…» , но прочитаем это выражение сквозь призму пророчества Иеремии о Царствии Божием: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который  Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит  Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер. 31:31-33). Слова пророка помогают понять глубинную суть этой строчки догматика.

http://bogoslov.ru/article/5277804

«Острова будут уповать на Меня». О суде над «островами», об их оправдании и спасении пророк уже подробно говорил выше (см. наши комм. на Ис.41:1, 5 ; Ис.42:4, 10, 12 ; Ис.49:1 ). Ис.51:6 . Поднимите глаза ваши к небесам, и по­смотрите на землю вниз: ибо небеса исчезнут, как дым, и земля обветшает, как одежда, и жители ее также вымрут; а Мое спасе­ние пре­будет вечным, и правда Моя не пре­станет. «Поднимите глаза ваши к небесам... а Мое спасение пребудет вечным». В этом стихе дано сильное удостоверение непреложности Божественных планов о спасении людей. Оно очень напоминает известное изречение Спасителя: «небо и земля прейдут, словеса же Моя не прейдут» ( Мф.5:18 ; Лк.21:33 ). Вместе с тем, в них молчаливо (implicite) дается понять, что имеющее со временем открыться вечное «Царство Божие» носит, по преимуществу, духовный характер; оно не связано безусловными узами с настоящим чувственным миром, а имеет свое собственное самостоятельное значение, так как будет продолжать свое существование и после их уничтожения (ср. Ис.40:8 ; Ис.50:9 ; Мф.24:35 ; 2Пет.3:13 ; Евр.1:11 ; Откр.21 и др.). Ис.51:7–8 . Третье обращение Мессии к Его слушателям, которые на этот раз названы уже овладевшими той правдой, о стремлении к которой говорилось раньше (1 с.). Настоящее обращение переходит, собственно говоря, в утешение или ободрение тех, которые смущались следовать за Рабом, из-за ложного стыда общественного мнения, т. е. того большинства Израиля, которое отвергло Мессию. Ис.51:7 . Послушайте Меня, зна­ю­щие правду, народ, у которого в сердце закон Мой! Не бойтесь по­ноше­ния от людей, и злословия их не страшитесь. «Послушайте Меня, знающие правду, народ, у которого в сердце закон Мой». В повторных обращениях пророка к слушателям есть своего рода градация – постепенное восхождение от низшего к высшему: и вот на этот раз он доходит до вершины своей лестницы и говорит к народу, уже знающему «Правду» и носящему закон, написанным на скрижалях его собственного сердца. А этими именами в Священном Писании, обыкновенно, обозначаются уже деятели новозаветного царства – верующие христиане ( Иер.31:31–34 ; Евр.8:10–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

8 . Но поскольку мы утверждаем, что Цельс заблуждается, [судя об этом] понаслышке 31 , то давайте мы по возможности выясним и покажем, что иудеям вовсе не свойственно поклонятся небу и небесным ангелам, как полагает Цельс, но что это [,наоборот,] является преступлением в отношении иудаизма, так же как и поклонение Солнцу, Луне и звездам, а тем более статуям [богов]. И в самом деле, ты найдешь, в особенности в книге [пророка] Иеремии, слово Божие, порицающее через пророка иудейский народ за поклонение [всему] подобному и за принесение жертв «Царице неба» и «всему воинству небесному» ( Иер.7:18; 19:13 ). И слова христиан, обличающие тех из иудеев, кто согрешает, показывают, что если Бог покинул этот народ за какие-то согрешения 32 , то они совершали и этот грех . И в самом деле, в Деяниях Апостолов о иудеях написано: «Бог же отвратился и оставил их служить воинству небесному, как написано в книге пророков: Дом Израилев! Приносили ли вы Мне заколения и жертвы в продолжение сорока лет в пустыне? Вы приняли скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана (Ρομφα), изображения, которые вы сделали, чтобы поклоняться им» ( Деян.7:42–43 ). И у ап. Павла, который был подробнейшим образом наставлен в иудейских догматах, но позже стал христианином из-за необыкновенного явления [ему] Христа, в послании к Колосянам говорится следующее: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением ангелов, вторгаясь в то, что [не] 33 видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим» ( Кол.2:18–19 ). Не прочтя и не узнав этого, Цельс, я уж не знаю почему, заставил иудеев, якобы не преступая закона, поклоняться небу и существующим на нем ангелам. 9 . Кроме того, Цельс, запутавшись и не точно разобравшись в предмете, исходя из заклинаний, произносимых во время гаданий и колдовства, предположил, что иудеи, побуждаемые какими-то призраками, которые бывают у заклинателей в зависимости от заклинаний, поклоняются небесным ангелам 34 . Но вместе с тем Цельс не заметил, что они делали это вопреки закону, гласящему: «Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доведите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш» ( Лев.19:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Укажем на другие черты Божественного служения Иисуса Христа – на Его учение. Известно из Священного Писания , что Мессия должен проповедовать вдали от своего месторождения, в стране Завулоновой и Неффалимовой и языческой Галилеи ( Ис.9:1 ). Так и случилось. Иисус Христос более учил в этих местах: люди, сидящие во тьме и сени смертной, говорит пророк, увидят свет, т. е. Божественное учение – св. Евангелие». Иудей. «Вот, батюшка, за это самое, что Христос учил по новому, возвещал людям новый завет, отцы наши отвергли Его, и мы опасаемся уверовать в Него, имея в виду, что Он нарушил наш закон, данный нам Моисеем». Законоучитель. «Во-первых, разве ты знаешь наш Евангельский Закон? А во-вторых, может ли истинный израильтянин говорить, что он потому не желает верить во Христа–Мессию, что Он дал людям Новый Завет »? Иудей. «Я имел дома Евангелие и читал его, хотя не много, и увидел в нем не то, что сказано в законе Моисея». Законоучитель. «Видеть Евангелие, даже читать его и не разуметь истин. изложенных в нем, не значит еще знать Евангелие, а потому нельзя враждовать на Христа за то, что Он возвестил нам это спасительное учение. И еще позволь тебя спросить: читал ли ты о том, что сказано у пророка Иеремии, именно, что Христос Мессия даст людям Новый Завет ?» Иудей. «Никак нет, этого не читал». Законоучитель. «Так я тебе прочту; – сказав это, он раскрыл Библию , которую всегда приносил в класс, и стал читать: »Вот наступают дни, говорить Господь, когда Я заключу с домом израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они, нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь». Далее: " Я дам тем новый завет и вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу Его, и буду им Богом, а они будут Моим народом« ( Иер.31:31–33 ). Это пророчество, как нельзя лучше, выполнено Иисусом Христом. Он дал верующим в Него, согласно предсказанию пророка, Новый Завет: »от Сиона изыдет закон, и слово Господне из Иерусалима« ( Ис.2:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010