Ос 2:14-15) – это время исхода из Египта и странствования по пустыне. Этот период ностальгически описывается в его книге как то время, когда израильский народ был «невестой» Бога: «Так говорит Господь: Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню, в землю незасеянную» (Иер 2:1). Но среди иудейского народа, как когда-то среди израильского, широко распространилось идолопоклонство, особенно во время долгого царствования Менаше (Манассии). Иеремия, духовный наследник Осии, напоминает иудеям о горьком опыте Израиля и предупреждает, что и с Иудеей может произойти то же, что с ее северной «сестрой»: «Когда за все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей разводное письмо, вероломная сестра ее Иудея не убоялась, а пошла и сама блудодействовала» (Иер 3:8). Как видим, пророк метафорически изображает религиозный синкретизм и апостасию как прелюбодеяние. В других пассажах той же 3-й главы звучит: «Ты со многими любовниками блудодействовала» (Иер 3:1); «ты отступила от Господа Бога твоего и распутствовала с чужими под всяким ветвистым деревом» (Иер 3:13). Иудея, представленная в образе неверной жены, духовно «прелюбодействовала с камнем и деревом» (Иер 3:9), то есть совершала поклонение каменным и деревянным изваяниям. Вполне возможно, что, используя термин «камень» ( ), текст намекает здесь на маццеву ( ) – вертикально установленный камень, каменную стелу. Такие стелы использовались в земледельческих культах и символически представляли собой Ваала и его плодотворную силу. У Иезекииля, чьи пророчества прозвучали и были записаны уже в плену, супружеская метафора получает широкое развитие и подробно детализируется в пространных 16-й и 23-й главах, содержание которых, думаю, всем хорошо известно. Влияние матримониальных образов Осии и Иеремии на эти тексты несомненно, хоть они и написаны в иной тональности: высокая поэзия Осии и меланхолическая ностальгия Иеремии у Иезекииля уступают место исполненным гнева натуральным и брутальным аллегориям, с весьма реалистичными деталями.

http://bogoslov.ru/article/4872312

28. И сдше во двор темничнмъ, дондеже взша 28. И оставался Иеремия во дворе стражи до того дня, в который был взят Иерусалим. И Иерусалим был взят. Предварительные замечания к толкованию глав 39–44 Главы 39–44 содержат в себе повествования об обстоятельствах из истории иудейского государства и из жизни пророка Иеремии после взятия Иерусалима халдеями. Глава 39 в частности, после краткого разсказа о вступлении халдеев в город Иерусалим и о выселении его жителей в Вавилон, содержит известие об освобождении пророка Иеремии со двора стражи и о передаче его под надзор Годолии. Иер. 39:1–2 1. И бысть в девтое лто цр в мсцъ дестый, Навходоносоръ црь и вс сила ег на и воевах нань. 1. В девятый год Седекии, царя Иудейскаго, в девятый месяц, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, со всем войском своим к Иерусалиму, и обложили его. 2. И в первоенадесть лто в мсцъ четвертый, в девтый день мсца, разсдес градъ. 2. А в одиннадцатый год Седекии, в четвертый месяц, в девятый день месяца город был взят; Ст. 1, 2. Осада Иерусалима Навуходоносором, упоминаемая здесь, – та же самая, о которой говорилось в Иер. 32:1, 2, 34:1, 7 . Здесь определяется общая ее продолжительность. О временном ее перерыве, обойденном здесь молчанием, см. Иер. 34:21, 37:5 . И воевах (πολιρουν) нань: разумеется, в частнейшем смысле, осада укрепленного города, насильственное прекращение жителям Иерусалима возможности сноситься с остальным населением Иудеи, получать от него жизненные припасы. Разсдес градъ: халдеи, сделав пролом в крепостной стене Иерусалима (ср. Иер. 52:7 ), ворвались в город; вследствие пролома, город перестал быть недоступным для врагов. Иер. 39:3 3. И внидоша вси кнзи цр Вавлнска, и сдоша во вратхъ среднихъ Ниргелсарасаръ, Самагадъ, Навсахаръ, Навсарисъ, Нагаргасъ, Насерравамагъ, и прочы воевды цр Вавлнскаг. 3. И вошли в него все князья царя Вавилонскаго, и расположились в средних воротах, Нергал-Шарецер, Самгар-Нево, Сарсехим, начальник евнухов, Нергал-Шарецер, начальник магов, и все остальные князья царя Вавилонскаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

4Цар.24:15 .  И переселил он Иехонию в Вавилон; и мать царя, и жен царя, и евнухов его, и сильных земли отвел на поселение из Иерусалима в Вавилон. 4Цар.24:16 .  И все войско числом семь тысяч, и художников и строителей тысячу, всех храбрых, ходящих на войну, отвел царь Вавилонский на поселение в Вавилон. Царь вавилонский похитил драгоценные сосуды храма Иерусалимского ( Иер.27:18–20, 28:3 ) и дворца царского (сосудов храма он не мог «изломать», как передан еврейский глагол кацац в русском и других переводах; LXX: συνεκοψε, Vulg.: concidit, слав.: «сокруши» – иначе Кир впоследствии не мог бы возвратить иудеям эти сосуды: 1Езд.1:7 ). Вместе с тем, желая совершенно обессилить Иудейское царство, лишить его военной, имущественной и культурной силы, Навуходоносор, вместе с царем Иехониею (ст. 15), отвел в плен в Вавилон знатнейшее чиновничество, лучших воинов, членов богатых классов, наконец, представителей искусств, необходимых в народном хозяйстве (ср. Иер.29:1–2 ). Общее число переселенных в этот раз определяется двумя цифрами: 10000 (ст. 14) и 7000 (ст. 16), следовательно свыше семнадцати тысяч. Впрочем, определить число переселенных в Вавилон как в это первое пленение, так и в последующие (ср. Иер.52:28–30 ), крайне затруднительно ввиду неодинаковых числовых данных об этом в книгах: 4 книге Царств, 2 книге Паралипоменон и Иеремии (ср. в книге Е. Благонравова, «Плен вавилонский и значение его в истории иудеев». Москва, 1902, с. 121 и д. ). В числе плененных вместе с Иехониею были пророки и священники ( Иер.29:1 ), находился и пророк Иезекииль (ср. Иез.1:1–3 ) 22 , как прямо говорит Иосиф Флавий («в числе их – военнопленных – находился и пророк Иезекииль, который был тогда еще отроком», Иуд.Древн. 10:6, 3). В стране было оставлено лишь бедное население ее (ст. 14, ср. Иер.39:10 ). 4Цар.24:17 .  И воцарил царь Вавилонский Матфанию, дядю Иехонии, вместо него, и переменил имя его на Седекию. 4Цар.24:18 .  Двадцати одного года был Седекия, когда воцарился, и одиннадцать лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Хамуталь, дочь Иеремии, из Ливны.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ид, и вниди (α ατβηϑι). Более точный перевод греческого текста был бы: «иди и сниди». Иер. 22:2 2. И речеши: слыши слово Гдне, црю иже сдиши на престол ты и домъ твой, и раб тво, и тво, и дверм сими. 2. И скажи: выслушай слово Господне, царь Иудейский, сидящий на престоле Давидовом, ты, и слуги твои, и народ твой, входящие сими воротами. 2 . Обращаясь к царю, пророк обращается в тоже время и к ближайшим его помощникам – сановникам и ко всему народу. И дверм сими: начальное «и» читается в греческом, но не в еврейском тексте. Иер. 22:3 3. глаголетъ Гдь: творите сдъ и правд, и избавите силою угнтена рк бидщаг , и пришелца, и сира и вдовицы не скорблйте, не угнтайте беззаконн, и крове неповинны не изливайте на мст семъ. 3. Так говорит Господь: производите суд и правду, и спасайте обижаемаго от руки притеснителя, не обижайте и не тесните пришельца, сироты и вдовы, и невинной крови не проливайте на месте сем. 3 . Ср. Иер. 21:12, 7:6 . Иер. 22:4 4. Аще бо творще сотворит слово то внидтъ вратами дом сег цр на престол и на колесницы и на кони, и раб ихъ, и люди ихъ. 4. Ибо если вы будете исполнять слово сие; то будут входить воротами дома сего цари, сидящие вместо Давида на престоле его, ездящие на колеснице и на конях, сами и слуги их и народ их. 5. А если не послушаете слов сих; то, Мною клянусь, говорит Господь, что дом сей сделается пустым. 6. Ибо так говорит Господь дому царя Иудейскаго: Галаад ты у Меня, вершина Ливана; но Я сделаю тебя пустынею и города необитаемыми. 6 . Галаад, как и соседний Васан, отличался прекрасными пастбищами (ср. Иер. 50:19 ; Чис. 32:1 ; Мих. 7:14 ). Ливан славился кедрами, которые росли на его вершинах ( Ис. 2:13 ; Зах. 11:1 ). Называя «домом царя Иудина» все иудейское государство, Господь устами пророка сравнивает это государство, по его естественным богатствам, с Ливаном и Галаадом. Как в стране, текущей молоком и медом, в нем могла благоустрояться и жизнь человеческого общества. Господь грозит уничтожением и естественных богатств страны ( поставлю теб в пстыню) и созданий человеческого искусства, вызываемых нуждами и успехами общежития ( в грады небитанны).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Иер. 15:20–21 20. И дамъ т людемъ симъ, аки стн крпк, мдн: и поратютъ на т, и не возмогтъ на т, к азъ с тобою есмь, да спас т, и избавлю т, реч Гдь: 20. И сделаю тебя для этого народа крепкою медною стеною; они будут ратовать против тебя, но не одолеют тебя, ибо Я с тобою, чтобы спасать и избавлять тебя, говорит Господь. 21. Избавлю т ркъ злйшихъ, и искплю т ркъ гбителей. 21. И спасу тебя от руки злых, и избавлю тебя от руки притеснителей. Глава 16 Предварительные замечания к толкованию стихов Иер. 16:1–9 16, 1–9. По повелению Господню, пророк не должен брать себе жены, чтобы не родить детей и не оплакивать преждевременную, но неизбежную их погибель. Он не должен оплакивать и поминать трапезою мертвых, чтобы показать, что люди будут гибнуть без погребения. В дом пира пророк также не должен ходить; он покажет этим, что исчезнет радость в стране, так что прекратятся даже самые обыкновенные, самые законные торжества – брачные. Иер. 16:1–4 1. И бысть слово Гдне ко мн, рекщее: и ты да не поймеши жены, 1. И было ко мне слово Господне: 2. И не родитс теб снъ, ниж дщерь не мст семъ. 2. Не бери себе жены, и пусть не будет у тебя ни сыновей, ни дочерей на месте сем. 3. к глаголетъ Гдь снхъ и дщерехъ, же родтс на мст семъ, и матерехъ ихъ, же родиша ихъ, и цхъ ихъ родившихъ в земл сей: 3. Ибо так говорит Господь о сыновьях и дочерях, которыя родятся на месте сем, и о матерях их, которыя родят их, и об отцах их, которые произведут их на сей земле: 4. лютою изомртъ, не плачтс, и не погребтс: во образъ на лиц земл бдтъ, и мечемъ падтъ, и гладомъ скончаютс: и бдетъ ихъ в сндь птицамъ нбснымъ, и земнымъ. 4. Тяжкими смертями умрут они, и не будут ни оплаканы, ни похоронены; будут навозом на поверхности земли; мечем и голодом будут истреблены, и трупы их будут пищею птицам небесным и зверям земным. 1–4. В предыдущей главе, Иер. 15:9 , предсказывая нашествие на Иудею безпощадного врага, пророк угрожал еврейским женщинам, имевшим много детей, стыдом безчадия, т. е. угрожал погибелью их детей. Господу угодно теперь предохранить самого пророка от такого же стыда. Иеремия не должен жениться, чтобы не родить детей и не испытать горя преждевременной их утраты. Народу предстоит почти поголовная смерть от меча и голода. Останется в живых так мало, что они не будут в состоянии совершить приличное погребение всего множества трупов. Мертвые тела будут оставаться на поверхности земли без погребения (ср. Иер. 8:2, 14:15, 16, 52:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Глава 23 1–8. Будущий пастырь из дома Давидова. 9–22. Ложные пророки в Иерусалиме. 23–32. Сон и пророчество. 33–40. Неуместность употребления слова «бремя». Иер.23:1–8 . Пророк возвещает горе правителям Иудейского государства за их дурное управление. Но в то время как правители будут нести положенное им наказание, Господь Сам соберет рассеянных иудеев и отдаст их под попечение лучших пастырей-правителей. Говоря определеннее, пророк выясняет, что таким истинным пастырем иудеев и израильтян будет праведный потомок Давида. При нем народ будет вести праведную жизнь и, след., не будет уже наказываем Богом. Иер.23:1 .  Горе пастырям, которые губят и раз­гоняют овец паствы Моей! говорит Го­с­по­дь. Пастыри – это не только цари, но и поставленные царями правители народа (ср. Иер 17.20 ; Иер 21.12 ). – «Овцы паствы Моей» – пасущееся в моей стране стадо и след., стадо, принадлежащее Иегове (ср. Иер 13.17 ). Иер.23:3 .  И соберу остаток стада Моего из всех стран, куда Я изгнал их, и воз­вращу их во дворы их; и будут плодиться и раз­множаться. Здесь изгнание иудеев приписывается Богу, тогда как во 2-м ст. сказано, что их разогнали пастыри. Но во 2-м ст. указывается причина суда Божия над иудеями, а в 3-м указывается, что совершителем самого суда был Иегова. Иер.23:5 .  Вот, наступают дни, говорит Го­с­по­дь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарит­ся Царь, и будет по­ступать мудро, и будет про­изводить суд и правду на земле. «Отрасль праведная». Это имя Мессии уже упоминается у Исаии пророка ( Ис 4:2, 11:1 ), а у пророка Захарии берется как вполне принятое у иудеев обозначение Его ( Зах 3:8, 6:12, 13 ). В каком отношении этот Пастырь стоит к другим хорошим пастырям, о которых упомянуто в 4-м ст.? На основании Иер 22:22, 17:20, 21 можно видеть в этих многих пастырях людей, поставленных будущим праведным Пастырем, Его помощников. Праведной названа эта Отрасль потому, что справедливость – первая добродетель правителя-пастыря и ею-то вполне будет обладать Отрасль Давидова. Иер.23:6 .  Во дни Его Иуда спасет­ся и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут назы­вать Его: «Го­с­по­дь оправдание наше!»

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3.2.3. Победа Иеремии вторая: Народ, уцелевший от меча, нашел милость в пустыне, иду успокоить Израиля И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари (Быт 32:24). Одинокий патриарх боролся в ночном мраке. Тогда как Иакова ночной мрак окутывал извне, то Иеремия был окружен греховным мраком “богоизбранного народа”. Свет Божественной благодати оставил эту землю, слава Господня отступила от народа. На Иерусалим наступала ночная тьма, как свидетельствовал сам вероломный народ: Горе нам! день уже склоняется, распростираются вечерние тени (Иер 6:4). Лишь светлые молитвенные воздыхания Иеремии прорывались через эту греховную тьму к Богу. Однако же Яхве неоднократно прерывал молитвы праведника (см. Иер 7:16; 11:14; 14:11; 15:1). Господь отрезвлял сознание пророка, требуя открыть глаза и осмотреться, прежде чем просить за грешников: Не видишь ли, что они делают в городах Иудеи и на улицах Иерусалима? (Иер 7:17). Но неутомимый ходатай не прекращал молитв. Он как будто действительно находился в ночной тьме, замкнувшей его глаза. Несмотря на это, Бог усиливает призыв к Иеремии оставить молитву. При этом пророк слышит о полной безысходности для погибающего Иерусалима, слышит о том, что никто уже не сможет предотвратить надвигающиеся суды Божии. Сам Иеремия свидетельствует об этом: И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему; отгони их от лица Моего, пусть они отойдут. Если скажут тебе: “куда нам идти?”, то скажи им: так говорит Господь: кто обречен на смерть, иди на смерть; и кто под меч, — под меч; и кто на голод, — на голод; и кто в плен, — в плен (Иер 15:1–2). Вскоре суд Божий положил конец Иерусалиму. Богоизбранный народ, за который так ратовал блаженный пророк, был отведен в плен, в господствующий над всем Ближним Востоком грозный Вавилон. И все же молитва не оказалась бесплодной. “Иеремия, который хотя и сказано ему было от Бога (Иер 7:16), — однако молился и испросил прощение. Господь преклонился чрез прошение столь великого пророка и к помилованию Иерусалима. Ибо и сей град приносил покаяние о грехах своих Бог, услышав эту молитву, милостивно говорит: Иерусалим! сними с себя одежду плача и озлобления твоего и оденься в благолепие славы от Бога навеки (Вар 5:1)” 62 .

http://pravmir.ru/prorok-ieremija-v-svya...

18 . Адам принял осуждение: проклята земля за тебя; терния и волчцы произрастит она тебе ( Быт.3:17–18 ). Иисус для того принимает терны, чтобы освободить от этого осуждения; и в земле погребен для того, чтобы проклятая земля вместо проклятия получала благословение. Тогда, как согрешили (прародители), покрылись листьями смоковницы: потому и Иисус последнее знамение совершил над смоковницей. Ибо, намереваясь идти на страдание, проклинает Он смоковницу (см. Мф.21:19 ), не все смоковницы, но одну известную, для изображения (райской) смоковницы, говоря: отныне да не вкушает от тебя никто плода вовек ( Мк.11:14 ). Осуждение миновало, и, так как прародители покрылись листьями смоковницы, то пришел Он в такое время, когда не было на ней плодов. Кто не знает, что во время зимы смоковница не приносит плодов, а только покрыта бывает листьями? Что все знали, неужели не знал того Иисус? Впрочем, зная об этом, шел как бы намереваясь искать плодов; знал Он, что не найдет их, но хотел только представить образ проклятия на листьях. 19 . Коснувшись событий, случившихся в раю, по справедливости удивляюсь я истине преобразований: в раю отпадение, в саду и спасение; от древа грех, в древе и спасение (см. Быт.3:8 ). После полудня скрылись прародители от Господа ходящего, после полудня и разбойник вводится Господом в рай (см. Лк.23:43 ). Но скажет мне кто-либо: это ты вымышляешь; представь мне свидетельство о древе Крестном из пророка; если из пророка не приведешь об оном пророчества, то я не поверю. Итак, послушай Иеремии и убедись: А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, что они составляют замыслы против меня ( Иер.11:19 ). Читай вопросительно, как я сказал. Ибо неужели не знает тот, который говорит: вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие? ( Мф.26:2 ). Как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, что они составляют замыслы ( Иер.11:19 ). Какой агнец? Иоанн Креститель объяснит, говоря: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира ( Ин.1:29 ). Они составляют замыслы против меня ( Иер.11:19 ); знающий помышления неужели не знал того, что должно было случиться? Что же говорили они? Положим ядовитое дерево в пищу Его ( Иер.11:19 ). Если Господь удостоит тебя, то впоследствии узнаешь, что тело Его, по Евангелию, представляло образ хлеба: положим ядовитое дерево в пищу Его и отторгнем Его от земли живых ( Иер.11:19 ). Жизнь не истребляется, на что трудитесь напрасно? Имя Его более не помянется: тщетен совет ваш; ибо имя Его прежде солнца пребывает ( Пс.71:17 ) в Церкви. Также и о том, что жизнь висела на древе, Моисей с плачем говорит: жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей ( Втор.28:66 ). И недавно прочитанное Писание говорит: Господи! кто поверит слышанному от нас? ( Ис.53:1 )

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Пророк Иеремия, предвидя неуспех этих планов, говорил Седекии и его союзникам: «теперь Я (Бог) отдаю все эти земли в руки Навуходоносора. Все эти народы должны служить ему, и сыну его, и сыну сына его, доколе не придет время и его земле, когда многие народы и великие цари поработят его самого. А тех прорицателей, которые уверяют, будто вы не будете служить царю вавилонскому, не слушайте; они пророчествуют вам ложь, чтобы удалить вас из земли вашей и чтобы Я изгнал вас, и вы погибли» ( Иер. 27:6–10 ). В противоположность таким ложным пророкам, которых, как видно, было не мало, ( Иер. 23:9–32 ср. 28 гл.), пророк Иеремия открыто внушал царю, священникам, вельможам и всему народу добровольно, без сопротивления покориться Навуходоносору, так как нашествие его на Иудею есть выражение грозного суда Божия ( Иер. 21 и 27 гл.) и потому предстоящее падение иудейского царства неотвратимо ( Иер. 25:8–11; 30:12–15; 32:3–4; 34:2–3 ). Предсказания пророка с точностью исполнились: не смотря на упорное сопротивление Седекии, Иерусалим после трехлетней осады был взят (в 4-й месяц 11-го года Седекии). Седекия сделал было попытку спастись бегством, но его схватили и привели в г. Ривлу (в Сирии) к победителю. Здесь в его глазах умертвили его сыновей, затем ослепили его самого и в оковах увели в плен в Вавилон, где он и умер в темничном заключении. Тогда Иерусалим был разграблен и вся страна предана огню, мечу и разрушению ( Иер. 39:1–9 ). Вскоре после этого Навузардан, полководец Навуходоносора, сжег самый храм Иерусалимский и царские дворцы, разрушил стены Иерусалима и все замечательные городские здания. Множество иудеев отведено было в плен; а над теми, которые оставлены были в Иудее, по распоряжению Навуходоносора, назначен был правителем один из вельмож иудейских Годолия ( 4Цар. 25:1–22 ; 2Пар. 36:11–21 ). Таким образом царство иудейское, существовавшее отдельно от израильского в течении почти 400 лет (от 980–588 г. Р. X.), прекратило свое существование. 2. Особенность пророчеств его по содержанию и способу изложения

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Глава 38 1–13. Покушение на жизнь Иеремии. 14–28. Тайная беседа Иеремии с царем Седекией. Иер.38:1–13 . Хотя Иеремия и нашел себе некоторую милость у царя (гл. XXXI-я), тем не менее, враги его не дремали и стали внушать царю, что пророк, отнимающий своими предсказаниями всякое мужество у защитников Иерусалима, заслуживает смерти. Бесхарактерный царь отдал Иеремию в их распоряжение и они посадили его в яму, где он мог умереть с голоду. Однако из слуг царских нашелся один, именно евнух Авдемелех, который успел убедить царя в необходимости спасти Иеремию от голодной смерти, и Иеремия был извлечен из ямы и опять посажен под стражу на царском дворе. Иер.38:1 .  И услы­шали Сафатия, сын Матфана, и Годолия, сын Пасхора, и Юхал, сын Селемии, и Пасхор, сын Малхии, слова, которые Иеремия про­изнес ко всему народу, говоря: «Юхал» – то же, что Иоахал см. Иер 37.3 . «Пасхор» – см. Иер 20.1 . – Иеремия, вероятно, сидя на царском дворе, имел разговоры с приходящим к царю народом. Иер.38:4 .  Тогда князья сказали царю: да будет этот человек пред­ан смерти, по­тому что он ослабляет руки во­инов, которые остают­ся в этом городе, и руки всего народа, говоря к ним такие слова; ибо этот человек не бла­го­ден­ствия желает народу сему, а бедствия. Иеремия был виноват с обыкновенной гражданско-государственной точки зрения. Но князья должны были, как верующие в Иегову – Верховного Владыку Израиля, иначе смотреть на «измену» Иеремии. Это, с теократической точки зрения, была не измена, а возвещение воли Божией и указание народу единственного средства ко спасению. Иер.38:5 .  И сказал царь Седекия: вот, он в ваших руках, по­тому что царь ничего не может делать вопреки вам. Седекия здесь явно высказывает недовольство настойчивостью вельмож, и не может не следовать их совету. Иер.38:6 .  Тогда взяли Иеремию и бросили его в яму Малхии, сына царя, которая была во дворе стражи, и опустили Иеремию на веревках; в яме той не было воды, а только грязь, и по­грузил­ся Иеремия в грязь. Сын царя – см. Иер 36.26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010