Глава 50 1–16. Пророчество о Вавилоне. Иер.50:1–46 . Вавилон и его боги падут (1–8), а Израиль и Иуда получат в это время свободу (4–5). – Это две главные мысли пророчества L и LI-й главы. Развивая их, пророк говорит, что раньше народ избранный много терпел от врагов за свое отступление от Иеговы, но теперь он уйдет из Халдеи, которая в свою очередь подвергнется окончательному опустошенно за свою радость, которую она проявляла разрушая Иудейское государство. Израиль снова поселится на своей земле и будет жить, чистый от грехов, в общении с Иеговою, тогда как Вавилону угрожает страшное нашествие враждебных полчищ и меч истребит всех халдеев (6–46). Иер.50:1 .  Слово, которое изрек Го­с­по­дь о Вавилоне и о земле Халдеев чрез Иеремию про­рока: «Через Иеремию пророка». Такое надписание объясняется тем, что пророчество это произнесено было не лично Иеремиею, а послано в Вавилон с Сераиею ( Иер 51.59 ). Иер.50:2 .  воз­вестите и раз­гласите между народами, и поднимите знамя, объявите, не скрывайте, говорите: «Вавилон взят, Вил по­срамлен, Меродах сокрушен, истуканы его по­срамлены, идолы его сокрушены». Знамя ­­ сигнал для оповещения о важных новостях. – «Вил» – высший бог вавилонян (ср. Ис 46.1 ). – «Меродах» – по ассир. Marduk – то же, что Вил. Иер.50:3 .  Ибо от севера поднял­ся про­тив него народ, который сделает землю его пустынею, и никто не будет жить там, от человека до скота, все двинут­ся и уйдут. «От севера… народ» – см. также Иер 51.27 . Иер.50:4 .  В те дни и в то время, говорит Го­с­по­дь, при­дут сыновья Израилевы, они и сыновья Иудины вместе, будут ходить и плакать, и взыщут Го­с­по­да Бога своего. Ср. Иер 3:18, 21, 31:8 . Слезы свидетельствуют об истинном раскаянии Израиля. Иер.50:6 .  Народ Мой был как по­гибшие овцы; пастыри их совратили их с пути, разо­гнали их по горам; скитались они с горы на холм, забыли ложе свое. Ср. Иер 10:21 , 23и сл. Горы, в которых заблудились евреи, как овцы, – это чуждые великие царства, у которых евреи искали помощи. Иер.50:7 .  Все, которые находили их, по­жирали их, и при­теснители их говорили: «мы не виноваты, по­тому что они согрешили пред Го­с­по­дом, пред жилищем правды и пред Го­с­по­дом, надеждою отцов их».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 26 1–6. Изложение содержания храмовой речи Иеремии. 7–19. Преследования, каким подвергся Иеремия за эту речь. 20–24. Смерть пророка Урии. Иер.26:1–6 . Здесь кратко излагается речь, сказанная Иеремиею в начале правления Иоакима на дворе храма Иерусалимского, содержащаяся в Иер 7.3–15 ст. Речь эта возвещала Иерусалиму ту же судьбу, какую испытал Силом; избежать этой судьбы Иерусалим мог бы только в случае искреннего обращения своего к Иегове. Иер.26:7–19 . Священники и пророки с толпою народа возмутились этою речью и хотели казнить Иеремию, но князья, пришедшие на шум, дали высказать Иеремии свои оправдания. Пророк заявил с твердостью, что он послан от Бога, и князья принимая во внимание, что за подобную же речь царь Езекия не стал преследовать пророка Михея, отпустили Иеремию на свободу. Иер.26:10 .  Когда услы­шали об этом князья Иудейские, то при­шли из дома царя к дому Го­с­по­дню и сели у входа в новые ворота дома Го­с­по­дня. «Новые ворота» Господни – как видно из Иер 36.10 вели к внутреннему притвору или к верхнему двору храма. Иер.26:18 .  «Михей Морасфитянин про­роче­с­т­вовал во дни Езекии, царя Иудейского, и сказал всему народу Иудейскому: так говорит Го­с­по­дь Саваоф: Сион будет вспахан, как по­ле, и Иерусалим сделает­ся грудою раз­валин, и гора дома сего – лесистым холмом. Речь о разрушении Иерусалима идет в III-й гл. кн. пророка Михея ( Мих 3.12 ). Иер.26:20–24 . Чтобы показать, как велика была опасность, угрожавшая пророку, здесь сообщается о том, что сказавший подобную же речь другой пророк, Урия, был казнен царем Иоакимом. Иер.26:22 .  Но царь Иоаким и в Египет по­слал людей: Елнафана, сына Ахборова, и других с ним. Иоаким стоял в хороших отношениях с Египтом и потому фараон выдал ему бежавшего в Египет Урию. – «Елнафан, сын Ахбора» был, вероятно, тесть Иоакима ( 4Цар 24.8 ). Иер.26:24 .  Но рука Ахикама, сына Сафанова, была за Иеремию, чтобы не отда­вать его в руки народа на убие­ние». Ахикам был отец наместника Иудеи, Годолии ( Иер 39.14, 40.5 ). Особое замечание. Большинство толкователей полагает, что рассказ, содержащийся в XXVI-й гл., составлен учеником Иеремии, Варухом, почему о пророке Иеремии идет речь в 3-м лице. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 4: Пророческие книги. - 1168 с./Книга пророка Иеремии. 426-612 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 12 1–6. Жалоба пророка на свою участь и ответ Бога, возвещающий, что пророк должен ожидать еще больших бед. 7–13. Отмщение Иеговы Его народу. 14–21. Утешительные обещания. Иер.12:1–6 . Враждебность, проявленная в отношении к пророку его согражданами, побуждает пророка просить им наказания от Бога. Даже страна иудейская вопиет к Богу на людей, из-за упорства которых она подвергается всевозможным опустошениям, причем сами виновники этих несчастий остаются безнаказанными. Ответ Господень не только не утешает его, а утверждает, что его беды ещё увеличатся. Иер.12:1 .  Праведен будешь Ты, Го­с­по­ди, если я стану судиться с Тобою; и однако же буду говорить с Тобою о правосудии: по­чему путь нечестивых бла­го­успешен, и все вероломные бла­го­ден­ствуют? Иер.12:2 .  Ты насадил их, и они укоре­нились, выросли и при­носят плод. В устах их Ты близок, но далек от сердца их. Иеремия стоит здесь пред тою же загадкой, какая мучила Иова (Ср. Иов 12.6 ; Иов 21.7 и сл.). Иер.12:4 .  Долго ли будет сето­вать земля, и трава на всех по­лях – сохнуть? скот и птицы гибнут за нечестие жителей ее, ибо они говорят: «Он не увидит, что с нами будет». Пророк жалуется здесь вероятно за продолжающуюся в Иудее засуху (ср. Иер 14.1 и сл.). – «Он не увидит», т. е. пророку не дождаться исполнения своих грозных предвещаний. Иер.12:5 .  Если ты с пешими бежал, и они утомили тебя, как же тебе состязаться с конями? и если в стране мирной ты был безопасен, то что будешь делать в наводне­ние Иордана? «В наводнение» – правильнее: в зарослях иорданских, где водятся львы (ср. Иер 49:19, 50:44 ; Зах. 11.3 ). Иер.12:6 .  Ибо и братья твои и дом отца твоего, и они вероломно по­ступают с тобою, и они кричат вслед тебя громким голосом. Не верь им, когда они говорят тебе и доброе. Бог предвозвещает пророку, что даже его близкие родные будут стараться причинить ему зло. Иер.12:7–13 . Все-таки ничего не случается без воли Божией. Рука Иеговы в настоящее время так тяготеет над Иудейскою страною, хотя Бог не перестает любить Свой, наказываемый Им, народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Каким образом будет осквернен? – Ср. Иер. 8:1, 2, 14:18 . Предварительные замечания к толкованию стихов Иер. 19:14–20:6 19:14–20:6. Из долины сыновей Енномовых пророк Иеремия отправляется во двор храма Господня и там повторяет угрозы, произнесенные в Тофете, и· подвергается за то тюремному заключению. Священнику Пасхору, по распоряжению которого последовало это заключение, он предсказывает отчасти отведение его и его друзей в Вавилон, отчасти смерть от меча врагов, угрожая им в то же время расхищением их имения. Иер. 19:14–15 14. И (мста) аможе посла его Гдь пррочествовати: и ста во двор дом Гдн, и реч ко всмъ людемъ. 14. И пришел Иеремия с Тофета, куда Господь посылал его пророчествовать; и стал на дворе дома Господня, и сказал всему народу: 15. глаголетъ Гдь силъ, Бгъ се азъ навед на градъ сей, и на вс грады ег, и на вс села ег вс же глаголалъ есмь нань: к жесточиша выи сво, еже не слышати заповдей моихъ. 15. Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: вот, Я наведу на город сей и на все города его все то бедствие, которое изрек на него; потому что они жестоковыйны, и не слушают слов Моих. 14, 15. Предсказания и угрозы, которые пророк имел произнести в долине сыновей Енномовых, переданы в предшествующих стихах в форме божественного повеления. Исполнено ли пророком это повеление, в тексте не сказано; но речь, произносимая пророком «во дворе дому Господня», предполагает, что внушенное Господом и было произнесено пророком первоначально в Тофете. «Во дворе дому Господня» (ср. толков. на Иер. 7:2 ) пророк только напоминает в нескольких словах то, что он произнес в долине сыновей Енномовых: вот я наведу на город сей (т. е. Иерусалим) и на все города его (т. е. города подвластные царю иерусалимскому) все то бедствие, которое изрек на него, ср. Иер. 19:3, 7–9, 11 и сл. Бедствие это заслужено ожесточением, упорством, с которым народ продолжает не повиноваться предписаниям закона Божия, ср. Иер. 7:24, 26, 17:23 . Глава 20 1 . Пасхръ снъ Еммеровъ свщенникъ, может быть, лицо тожественное с Пасхором, сыном Молхииным, называемым в Иер. 21:1, 38:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

29. Созовите против Вавилона стрельцов; все, напрягающие лук, расположитесь станом вокруг него, чтобы никто не спасся из него, воздайте ему по делам его; как он поступал, так поступите и с ним; ибо он вознесся против Господа, против Святаго Израилева. 30. За то падут юноши его на улицах его и все воины его истреблены будут в тот день, говорит Господь. 3 1. Се азъ на т горде, глаголетъ Гдь Бгъ Вседержитель, к день твой, и часъ твоег. 31. Вот, Я на тебя, гордыня, говорит Господь, Бог Саваоф, ибо пришел день твой, время посещения твоего. 3 2. И падетъ гордын тво, и разршитс, и не бдетъ возставлй ю: и возжг огнь в дбрав ег: и постъ вс окрестна ег. 32. И споткнется гордыня, и упадет, и никто не поднимет его; и зажгу огонь в городах его, и пожрет все вокруг его. 31–32. О гордости Вавилона говорится в том смысле, что он возстал против Господа, ср. Иер. 50:14, 29 . В дбрав ег, ср. Иер. 21:14 . Перевод: в дбрав ег основан на чтении вм. масор. (=в городах его). Предварительные замечания к толкованию стихов Иер. 50:33–40 Ст. 33–40. Господь спасет Израиля и Иуду из плена и от рабства. Господь произведет суд над властителями евреев. Меч на Вавилон со всеми его жителями, со всем его благоустройством! Иер. 50:33–34 33 . Так глаголетъ Гдь Вседержитель: терптъ снове и снове вкп вси ихъ поработиша ихъ, не хощтъ бо пстити ихъ. 33. Так говорит Господь Саваоф: угнетены сыновья Израиля и сыновья Иуды, и все, пленившие их, крепко держат их, и не хотят отпустить их. 34. Избавитель же ихъ силный, Гдь Вседержитель им ем: сдомъ сдити имать спостаты сво, к да избавитъ землю: и потрсетъ жителми Вавлнскими. 34. Но Искупитель их силен, Господь Саваоф имя Его; Он разберет дело их, чтобы успокоить землю, и привесть в трепет жителей Вавилона. 33–34. За порабощение Израиля, если халдеи не хотят возвратить последнему свободы даже после того, как он покаялся (ср. Иер. 50:4 ), Господь угрожает им судом, как Своим «супостатам». Покаявшийся Израиль снова в союзе с Господом (ср. Иер. 50:5 ), и враги первого суть в тоже время враги и последнего. Так по переводу слав.-греч., от которого по смыслу не отличается и русский перевод: Он – Господь – разберет дело их, – Он может вступиться за них только в таком случае, если они исправились и заслуживают вновь стать участниками в завете с Богом. к да избавитъ землю – от молота, который поражал народы (ср. Иер. 50:23  с толков.). Вавилон сам затрепещет от суда, подробности которого указываются в следующих стихах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

А святые угодники ходатайствуют, как друзья Иисуса Христа и как наши судии будущие, предстоящие теперь пред Спасителем, верховным Судиею. Поэтому, кроме Иисуса Христа, в слове Божием называются другие ходатаи, которые не предавали себя крестной смерти для искупления человеческого рода. Так, Дух Святой называется ходатаем ( Рим.8:21–27 ); Моисей называется посредником ( Гал.3:19 ); апостол Павел говорит о многих ходатаях ( 2Кор.1:11 ); Сам Бог указывает на пророков, как на ходатаев за народ ( Иер.27:18 ), и Сам искал среди народа мужа, который стал бы ходатаем пред Ним ( Иез.22:30 . Ср. 1Ин.5:6 , Иак.5:16–17 ). Ходатайство Иисуса Христа не устраняет поэтому ходатайства святых угодников. 9 . Как примирить с мыслью о ходатайстве святых то, что 1) Бог отклонил ходатайство пророка Иеремии за народ ( Иер.7:16 ; Иер.11:14,11 ) и 2) что Авраам не внял просьбе богача послать Лазаря на землю к братьям богача для предостережения их от грехов? Бог отклонил ходатайство Иеремии потому, что видел совершенное отпадение народа («стали спиною ко Мне, а не лицом» ( Иер.7:24 ) и предвидел совершенную нераскаянность его («и когда ты будешь говорить им все эти слова, они тебя не послушают, и когда будешь звать их, они тебе не ответят» ( Иер.7:27 ). По этой же причине Бог объявил народу чрез пророка Иеремию: «Хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не преклонится к народу сему» ( Иер.15:1 ); и чрез пророка Иезекииля: «Если бы нашлись в ней [в стране] сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, – то они праведностью своею спасли бы только свои души» ( Иез.14:14 и далее). Таким образом, Бог отклонил ходатайство Иеремии не потому, что ходатайство святых вообще не угодно Ему или не имеет пред Ним силы, но потому, что в этом именно случае оно было излишне и бесполезно для народа. За то в другом случае, когда народ раскаялся и просил Иеремию ходатайствовать пред Богом, – Бог принял его ходатайство и объявил народу Свою милость ( Иер.42:9–12 ). Авраам не послал Лазаря также вследствие того, что предвидел бесполезность этой меры: «Если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» ( Лк.16:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Глава 18 1–12. Горшечник и глина. 13–17. Неверность иудеев Иегове. 18–23. Их замыслы против пророка. Иер.18:1–12 . Иегова, как Верховный Владыка, совершенно вправе и давать обетования и отменять их, подобно тому как горшечник может распоряжаться глиною, находящеюся у него в руках, как ему угодно. Изменяется состояние того или другого народа – изменяется и отношение к этому народу со стороны Иеговы. Но это увещание, переданное пророком народу, встретило со стороны народа полное противодействие. Иер.18:1 .  Слово, которое было к Иеремии от Го­с­по­да: Иер.18:2 .  встань и сойди в дом горшечника, и там Я воз­вещу тебе слова Мои. «Сойди». Горшечники жили внизу, под городом, где они могли добывать себе глину – может быть, около долины Гинном. Иер.18:3 .  И сошел я в дом горшечника, и вот, он работал свою работу на кружале. Кружало – гончарный станок, состоящий из двух кругов и приводившийся в движение ногою (у древних египтян – левою рукою). Горшечник правою рукою округлял внешнюю сторону сосуда, а левою постепенно расширял внутренность его. Иер.18:6 .  не могу ли Я по­ступить с вами, дом Израилев, подобно горшечнику сему? говорит Го­с­по­дь. Вот, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке, дом Израилев. Образ Бога как горшечника нередко встречается и у других св. писателей ( Иов. 10:9, 33:6 ; Ис 29:16, 45:9 ; Прем. 15:7 ; Сир 36.13 ; Рим 9.21 ). Иер.18:13–17 . Неверность Израиля Иегове, – своему Благодетелю, – дело в высшей степени неестественное и очень печальное для Израиля по своим последствиям, так как Господь отвратит от него лицо Свое и оставит иудеев на произвол их врагов. Иер.18:14 .  Оставляет ли снег Ливанский скалу горы? и иссякают ли из других мест текущие холодные воды? Снег на самых высоких скалах Ливана никогда, даже и в знойное лето, не тает. – «Из других мест текущие... воды». Это воды, текущие из окрестностей Ливана, из Сирии, – следовательно, чужие для Палестины. Ливан питает их своим снегом и они постоянно текут с его вершин. Пророк, очевидно, противопоставляет эти чужие, иностранные воды водам ханаанским, т. е. народу израильскому, который похож на поток ханаанский, летом засыхающий.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 43 1–7. Непослушание иудеев воле Божией. 8–13. Речь Иеремии к иудеям в Египте. Иер.43:1–7 . Оправдывая свое явное непослушание воле Божией, начальники иудеев говорят Иеремии, что он ошибся, что Бог вовсе не говорил ему то, что он сказал иудеям. Поэтому, они ушли в Египет, захвативши с собою Иеремию и Варуха. Иер.43:1 .  Когда Иеремия перед­ал всему народу все слова Го­с­по­да Бога их, все те слова, с которыми Го­с­по­дь, Бог их, по­слал его к ним, Иер.43:2 .  тогда сказал Азария, сын Осаии, и Иоанан, сын Карея, и все дерзкие люди сказали Иеремии: неправду ты говоришь, не по­сылал тебя Го­с­по­дь Бог наш ска­за­ть: «не ходите в Египет, чтобы жить там»; «Все дерзкие люди». Народ, по-видимому, был на стороне Иеремии, но молчал, и только кучка «дерзких людей», почему-то пользовавшаяся особым влиянием, не хотела признать в пророке, на этот раз, истинного провозвестника божественных решений. Иер.43:3 .  а Варух, сын Нирии, воз­буждает тебя про­тив нас, чтобы пред­ать нас в руки Халдеев, чтобы они умертвили нас или отвели нас плен­ными в Вавилон. Почему именно Варуху, ученику Иеремии, «дерзкие люди» приписывали тут особое участие – неизвестно. Можно предположить, что в виду того уважения, каким пользовался среди евреев тогда Иеремия, начальники еврейские не хотели обвинять самого пророка, а нашли «козла отпущения» в лице Варуха, верного ученика и сотоварища Иеремии. Иер.43:6 .  мужей и жен, и детей, и дочерей царя, и всех тех, которых Навузардан, начальник телохранителей, оставил с Годолиею, сыном Ахикама, сына Сафанова, и Иеремию про­рока, и Варуха, сына Нирии; Иеремии и Варуху отдано было, очевидно, строгое приказание – следовать за Иоананом. Иер.43:7 .  и по­шли в землю Египетскую, ибо не по­слушали гласа Го­с­по­дня, и дошли до Тафниса. Тафнис – см. Иер 2.16 . Иер.43:8–13 . Чтобы показать, как безрассудно поступили евреи, переселившись в Египет, Иеремия, по повелению Божию, должен совершить символическое действие: закопать несколько камней в мягкой глине у дворца фараона. Этим Иеремия должен был наглядно представить вторжение могучих халдеев в ослабевшее Египетское царство и полное поражение фараона Навуходоносором.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 5 1–9. Жалоба пророка на развращение народа иудейского. 10–19. Приговор Божий. 20–31. Новая, более сильная жалоба пророка. Иер.5:1–9 . То наказание, которое возвещено Иудее и Иерусалиму в предшествующей главе, является вполне заслуженным. В Иерусалиме, столице Иудеи, царствует развращение нравов. Не стало людей честных, ради которых Господь мог бы помиловать город. Иер.5:1 .  Походите по улицам Иерусалима, и по­смотрите, и раз­ведайте, и по­ищите на площадях его, не найдете ли человека, нет ли соблюда­ю­щего правду, ищущего истины? Я по­щадил бы Иерусалим. Бог предлагает найти в Иерусалиме хоть одного справедливого и честного человека – Он и в таком случае простил бы город (ср. Быт 18.23–32 ). «Ищущего истины». Истина (emunah) – как человеческое свойство, соединяет в себе верность Богу, честность в отношении к людям и истинность в отношении к самому себе. Иер.5:2 .  Хотя и говорят они: «жив Го­с­по­дь!», но клянут­ся ложно. Иер.5:3 .  О, Го­с­по­ди! очи Твои не к истине ли обращены? Ты по­ражаешь их, а они не чув­с­т­ву­ют боли; Ты истребляешь их, а они не хотят при­нять вра­зу­мле­ния; лица свои сделали они крепче камня, не хотят обратиться.  «Клянутся ложно», т. е. сами не придают никакого значения своей клятве именем Иеговы. – «Очи Твои не к истине ли»?, т. е. а Ты, Господи, ценишь только одну истину! Иер.5:4 .  И сказал я сам в себе: это, может быть, бедняки; они глупы, по­тому что не знают пути Го­с­по­дня, закона Бога своего; Иер.5:5 .  пойду я к знатным и по­говорю с ними, ибо они знают путь Го­с­по­день, закон Бога своего. Но и они все сокрушили ярмо, расторгли узы.  Пророк высказывает свои личные впечатления, какие он вынес из наблюдения над жизнью столичного города. Оказывается, что даже люди знатные смотрят на закон Иеговы, как на тяжелое иго, от которого надо непременно освободится. Простой же народ этого закона, может быть, вовсе не знает. Иер.5:6 .  За то по­раз­ит их лев из леса, волк пустын­ный опустошит их, барс будет подстерегать у городов их: кто выйдет из них, будет растерзан; ибо умножились пре­ступле­ния их, усилились отступничества их.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 6 1–8. Враги уже под стенами Иерусалима. 9–21. Глубина нравственного падения иудеев. 22–26. Опасность, угрожающая Иерусалиму. 27–30. Заключение. Иер.6:1–8 . Положение дел в Иудее становится все тревожнее и тревожнее. Небезопасно уже оставаться даже и в Иерусалиме – и отсюда нужно бежать, – конечно, к югу, так как враг идет с севера. Неприятели спешат к Иерусалиму, чтобы разрушить этот город. Иер.6:1 .  Бегите, дети Ве­ниаминовы, из среды Иерусалима, и в Фекое трубите трубою и дайте знать огнем в Бефкареме, ибо от севера по­являет­ся беда и великая гибель. «Дети Вениаминовы». Так названы жители Иерусалима потому, что первоначально Иевус или Иерусалим принадлежал Вениаминову колену ( Нав 15.8 ) и вениамитяне составляли в древности большую часть населения города ( Суд. 1.26 ). – «Фекоя» – селение к юго-востоку от Вифлеема, лежало на горах и оттуда поэтому удобно было подавать сигналы (вероятно, огнем). Тоже можно сказать и о Бефкареме, под именем которого блаж. Иероним разумел местность гористую между Фекоею и Иерусалимом. Иер.6:2 .  Разорю Я дочь Сиона, красивую и изнежен­ную. Иер.6:3 .  Пастухи со сво­ими стадами при­дут к ней, раскинут палатки вокруг нее; каждый будет пасти свой участок. Иерусалиму угрожает нашествие вражеских полчищ. – «Пастухи» – военачальники. Иер.6:4 .  Приготовляйте про­тив нее войну; вставайте и пойдем в по­лдень. Горе нам! день уже скло­няет­ся, распростирают­ся вечерние те­ни. Иер.6:5 .  Вставайте, пойдем и ночью, и разо­рим чертоги ее! Враги ободряют друг друга. Нужно скорей идти, – иначе ночь застанет в дороге. И они идут несмотря на полуденный зной… – «Приготовляйте... войну» – точнее: «освящайте войну». Война у восточных народов рассматривалась часто как священный подвиг, как своего рода богослужение (ср. 1Цар 21.5 ; Исх 19.10 ; Нав 3.5 ). Распространяются вечерние тени. С близостью ночи тени от предметов становятся длиннее. Иер.6:6 .  Ибо так говорит Го­с­по­дь Саваоф: рубите дерева и делайте насыпь про­тив Иерусалима: этот город должен быть нака­за­н; в нем всякое угнете­ние.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010