От юности своея (30 ст.) – ср. выше – 2:2; 3:24; 22:21 – Яко (чтобы) отставити его от лица Моего – город Иерусалим Сам Бог избрал в жилище Себе ( Пс. 131:13 ), чтобы там обитало имя Его ( 3Цар. 8:16 , Втор. 12:5, 11 ); на него непрестанно взирал Господь очами благоволения Своего, выслушивая здесь возносимые к Нему молитвы ( 3Цар. 8:29 ). Отсюда выражение: Господь отставляет, т. е. удаляет Иерусалим от лица Своего значит то же, что перестает благоволить ему – и это потому, что сами иудеи поступками своими осквернили это святое жилище Божие и тем самым сделали его чуждым для Господа (ср. Иер. 19:4 ). – Жрецы и пророцы их (32 ст.) – здесь разумеются те же, о которых говорил пророк выше (2:8, 26 ст.). б) «Они (разумеются лица, поименованные в 32 ст.) оборотились ко Мне спиною, а не лицом; Я вразумлял (наказах) их с утра, но они не хотели (не послушаша прияти) принять этого вразумления (33 ст.). И нечистыми деяниями своими (в нечистотах своих) внесли осквернение даже в храм, посвященный имени Моему (в дому, идеже наречеся имя Мое – 34 ст.) и устроили капища ваалу в долине сына Енномова, чтобы приносить сыновей своих Молоху, – чего Я не повелевал им и Мне даже на мысль не приходило (и не взыде на сердце Мое), чтобы, совершая эту мерзость, вводить в грех всех иудеев» (35 ст.). Это вторая причина разрушения Иерусалима, именно крайняя степень нечестия народа иудейского, которое дошло до того, что Израиль: а) совсем отрекся от Бога – своего Благодетеля, повернулся к Нему спиною, а не лицом (33 ст. ср. 2:27; 7:24) и перестал внимать вразумлениям Божественных посланников, пророков (ср. 2Пар. 36:15–16 ); и б) следуя влечениям своего греховного сердца (ср. Иер. 9:13–14 ), предался служению идолам: осквернил нечистыми идольскими обрядами даже храм, посвященный Богу истинному (34 ст. ср. 11:15; 19:4), и построил капища в долине Енномовой в честь ваала, для приношения детей своих в жертву Молоху (35 ст. ср. 2:23). Та же самая причина указана и в книге Паралипоменон ( 2Пар. 36:14–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

    16:14,15. Эта тесная связь проявляется в том, что Иисус делится с ними всем, что имеет Отец, как в идеальной дружбе в древности (см. коммент. к 15:15); в данном контексте, однако, определяющим является то, что Бог откроет верующим в Иисуса Свое сердце, как прежде Он открывал пророкам Свое слово (Быт. 18:17; Ам. 3:7).     16:16—33 «Вскоре увидите Меня»    После Своего воскресения Иисус возвратится к ученикам, чтобы дать им жизнь (14:18,19) и остаться с ними навсегда через дар Своего Духа (20:19—23).     16:16—22. Женщины часто умирали при родах. Пророки обычно использовали метафору родовых мук, изображая страдания, особенно посланные в наказание (Ис. 13:8; 21:3; 26:17; 42:14; Иер. 4:31; 6:24; 13:21; 22:23; 30:6; 40:22—24; 50:43; Мих. 4:9,10; ср.: Пс. 47:7). В некоторых ветхозаветных текстах эти мукисимволизировали рождение новой, мессианской эры (Ис. 66:7—10; Мих. 5:1—4; ср.: Ис. 9:6; 53— 54:1; 62:5; Ос. 13:13,14).    В раннем иудаизме метафору родовых мук относили к периоду скорби, предшествующему концу света и воскресению мертвых. Гроб Иисуса был чревом Его воскресения, а само Его воскресение знаменует собой начало нового века; воскресение Иисуса означает, что жизнь грядущего мира ныне уже доступна Его ученикам (см. коммент. к 3:16).     16:23,24. См. коммент. к 14:12—14, особенно об использовании «имени» в молитве.     16:25—28. Еврейские учителя, следуя традиции ветхозаветных книг мудрости, часто использовали в процессе обучения притчи и загадки. Хотя ученики еще не готовы полностью осознать сущность новых отношений с Богом, о которых говорит Иисус (16:12), Он подготавливает их к этому.     16:29,30. В контексте четвертого Евангелия способность Иисуса предугадывать вопросы прежде, чем они прозвучат, свидетельствует о Его необыкновенной проницательности; см. коммент. к 1и 2:24,25.     16:31,32. Предсказание «рассеяния», возможно, связано с Зах. 13(ср.: Мф. 26:31). В Ветхом Завете часто упоминается рассеяние Божьей паствы в отсутствие верного пастыря (ср., напр.: Ис.53:6; Иер.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

    23:25,26. Для фарисеев ритуальная чистота была чрезвычайно важна, поэтому они мыли свою посуду с таким же тщанием, как и самих себя при ритуальных омовениях. Шамай, к чьей школе принадлежало в тот период большинство фарисеев, говорил, что снаружи чаша может быть чистой, даже если внутри она нечиста; по мнению меньшинства, принадлежавшего к школе «Тиллеля, вначале следовало очистить чашу изнутри. Иисус использует здесь эти образы, чтобы высказать символическое суждение о внутренней чистоте человека.     23:27,28. С точки зрения ритуальной чистоты, наиболее опасным было прикосновение к мертвому телу (в результате чего человек делался «нечистым» на семь дней; Чис. 19:11). Фарисеи считали нечистым даже того, чья тень падала на мертвое тело или гроб. Неприметные надгробия (или оссуарии из известняка) красились перед каждой Пасхой в белый цвет, чтобы избежать нечаянного контакта с ними и не оскверниться. «Окрашенные» — вероятно, аллюзия на Иез. 13:10—12 и 22:28; обмазка может скрыть ветхость стены, но не предотвратить ее обрушение.     23:29—39 Убиение пророков    Это последнее «горе» (23:29).     23:29,30. В    раннем иудаизме мученичеству пророков в Израиле уделялось более пристальное внимание, чем в Ветхом Завете (напр.: Иер. 26:20—23; ср.: 2 Пар. 36:15,16). В еврейском обществе этого периода воздвигались гробницы-памятники пророкам и праведникам (в том числе и тем, кто не претерпел мученичества, напр., Давиду или Олдаме).     23:31. Смысл выдвинутого Иисусом обвинения очевиден: «каковы отцы, таковы и сыновья»; всенародный грех будет лежать на потомках нечестивых, пока они не покается (Исх. 20:5; Втор. 23:2—6; 1 Цар. 15:2,3; Ис. 1и др.).     23:32. Подобные иронические рекомендации были характерны для пророческих писаний (Ис. 6:9; Иер. 44:25; Ам. 4:4,5): иди и греши, если считаешь нужным, но за все это Бог приведет тебя на суд (Еккл. 11:9)!     23:33. Сравнение со змеями, само по себе оскорбительное, несло дополнительную смысловую нагрузку (Пс. 57:5; 139:4; ср.: Быт. 3). О выражении «порождения ехидни-ны» см. в коммент. к 3:7.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Вероятно 70 толк. начальное слово ст. вм. (яркидем)=заставляет их скакать, – как в древн. переводах: халд., сирск. (по Dathe), Акилы, Симмаха и в 5-м пер. экзапл Оригена , – читали (ядикем от Исх. 32:20 ; 4Цар.23:6 и 15; 2Цар.22:43 ; Ис.41:15 ; Дан.2:34 и 35; ср. ткж. Иер.48:12 , где так. обр. прочитано было (ярикем), что обыкновенно переводится значением λεπτνειν – истончать, растирать, или же, имея одинаковое с нынешним чтение, переводили его в несобственном смысле, подобно как бл. Иероним: disperget eas; а во 2 полуст. слово (весирйон)=и Сирион, – как в перевод. сирск., бл. Иеронима и в толк. Евсевия (халд.: «гора производящая плод»), – принимали за (ешюрун) – ласкательное имя Израиля, обыкновенно переводимое значением: возлюбленный (Втор.32:15; 33:5 и 26; Ис.44:2 ). з. Гласъ Гда, пресцающаг пламень гн. 7. Глас Господа высекает пламень огня. 7 ст. с евр. Глас Господа высекает пламень огня, т. е. подобно тому, как ударами железа о камни высекаются искри, вместе с ударами грома, – вылетают из туч, как бы высекаемые из них, блистающие, пламенные молнии (ср. Пс.17:14–15; 76:18–19; 134:7 ; Сир.43:14 ). Слав.-грек.-лат. (=халд. и сирск.) пер. слова (=вырубать, высекать, напр. водоём Иер.2:13 ; надписи на камне Иов.19:24 ) значением пресцающаг, т. е. рассекающего, разделяющего (διακπτοντος, intercidentis, бл. Иероним: dividens) выражает мысль, что удары грома, представляющие собою глас Господа, рассекают исходящий из уст Его пламень (ср. Пс.17:9; 96:3 ) на разбегающиеся зигзагами по небу, отдельные огненные струи блистающих молний. Так как пламень от Господа обыкновенно служит символом или просвещения и очищения верующих ( Мал. 3:2–3 ), или же наказания грешников ( Втор.4:24 и 32:22), то в отношении к церкви новозаветной слова эти можно понимать – с одной стороны, как предвозвещение сошествия Св. Духа на апостолов во гласе бурном и в виде разделившихся языков, как бы огненных, которые и почили на каждом из них ( Деян.2:2–4 ; бл. Феодор. на ст. 4 и 7; ср. Филарета Μ. М. в обозр. Псс.); с другой – как предызображение огня вечных мучений для грешников ( Мф.3:12; 25:41 ), когда, по замечанию оо. и уч. церкви, Господь гласом своего приговора «пресечет пламень огненный на две свойственные ему силы, – силу освещать и силу сожигать» (св. Вас. В.) и «силу света предоставит праведным, а силе жжения и мучения предаст грешных» (Евф. Зигабен, ср. бл. Феодорита).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЫСОТЫ термин, использованный в рус. Синодальном переводе ВЗ для передачи смысла евр. слова  , обозначающего преимущественно место для отправления культа. Слово досемитского происхождения, возможно от формы  ; с незначительными вариациями корень найден во всех семитских языках ( Schunk. P. 139, 140). Соответствующие слова др. семит. языков имеют первоначальный смысл «спина», «туловище животного» (в аккад. и угаритском), а также «высокое место» (в аккад.). В ВЗ также встречается   - спина, выя (Втор 33. 29; обратная сторона облака - Ис 14. 14; Иов 9. 8 (в нек-рых евр. ркп.)). Др. значения: «хребет», «возвышенность» (Втор 32. 13; 2 Цар 1. 19, 25; Ам 4. 13 и др.); «возвышенность для богослужения», «святилище», «жертвенник» (1 Цар 9. 12; 3 Цар 14. 23; Иер 48. 35 и др., в этом смысле ок. 80 раз в ВЗ);   как характеристика местности (возвышенность) становится термином, обозначающим место для отправления культа (ср. объяснение имени   в Иез 20. 28, 29); и, наконец, «стела» (камень Меши (KAI 181. 3); в LXX Лев 26. 30; Числ 21. 28; 33. 52). Естественная возвышенность как место расположения  предпочиталась еще в доизраильский период (Числ 21. 28) у ханаанеев, а также у др. народов, живших рядом с Израилем (Иер 48. 35; Ис 15. 2). В. необязательно нужно представлять как холмы или горы (хотя на них восходили и с них спускались - 1 Цар 9. 13, 14, 19 и 9. 25; 1 Цар 10. 5), они встречались и в долинах (Иер 7. 31); согласно Иез 6. 3, Господь обещает лощинам и долинам, так же как горам и холмам, что Он разрушит В. на них. Кроме В., расположенных в окрестностях поселений, существовали В. и в самих поселениях (3 Цар 13. 32; 4 Цар 17. 9, 29 и др.). Суммируя возможные этимологические значения, Р. де Во вывел формулу: «Идея чего-то выступающего на определенном фоне, выдающегося над плоскостью» ( Vaux. P. 284). Однако этимология слова по-прежнему остается неясной. Кроме того, ветхозаветные В. были рукотворными: их строили (3 Цар 11. 7: «...построил Соломон капище... на горе»; 14. 23: «...устроили... высоты и капища»; 4 Цар 21. 3: «...и снова устроил высоты, которые уничтожил отец его»; 2 Пар 21. 11: «...высоты устроил он на горах Иудейских»), уничтожали (4 Цар 23. 8: «...и осквернил высоты», «...и разрушил высоты»; 2 Пар 31. 1: «...и разрушили высоты и жертвенники во всей Иудее») или даже сжигали (4 Цар 23. 15: «...и жертвенник тот и высоту он разрушил, и сжег сию высоту»).

http://pravenc.ru/text/161089.html

2 один... Отец. Некоторые комментаторы видят в этих словах указание на Авраама (ср. Ис. 51,2 ). Но скорее, они относятся к Богу (1,6; Исх. 4,22.23 ; Втор. 32,6 ; Ис. 63,16; 64,8 ; Иер. 2,27; 3,4.19; 31,9 ). 2 Вероломно поступает. Это выражение пять раз встречается в данном разделе (ст. 10,11,15,16). Оно употребляется также в Иер. 3,20 по отношению к супружеской неверности. мерзость. Еврейское слово в этом значении употребляется главным образом во Второзаконии, где речь идет о религиозной практике идолопоклонников ( Втор. 7,25.26; 12,21; 13,14; 18,12 ). Оно также может относиться к нарушениям норм сексуального поведения ( Лев. 18,22.26.29.30 ; Втор. 24,4 ). унизил... святыню. Слово «святыня» может также относиться к израильскому народу (ср. Ис. 6,13 ; Езд. 9,2 ). Именно народ, возлюбленный Богом, осквернился из-за того, что нарушал закон в своей матримониальной практике. женился на дочери чужого бога. Эти слова означают брак с женщиной, сохранившей веру в иного бога, т.е. идолопоклонницей, находящейся вне завета (ср. Быт. 24,3.4 ; Исх. 34,12–16 ; Втор. 7,3.4 ; Нав. 23,12 ; 3Цар. 11,1–10 ). Это выражение употребляется и в Новом Завете ( 1Кор. 7,39 ; ср. 2Кор. 6,14 ). 2 женою юности твоей. См. ст. 15; Притч. 5,18 . законная. Верность Божиему завету должна наглядно проявляться Его народом в брачных отношениях ( Притч. 2,17 ). Апостол Павел наставляет народ Божий нового завета в том же духе ( Еф. 5,22–33 ). 2 один. См. Быт. 2,24 . 2:16 См. статью «Брак и развод». Если ты ненавидишь ее, отпусти. См. Ис. 50,1 ; Втор, 24,1–4. одежду. Вступление в брак и обзаведение женой иногда символически уподоблялось надеванию одежды. См. Втор. 23,1 ; Руфь 3,9 ; Иез. 16,8 . 23,5 Религиозные циники обвиняют Господа в несправедливости. В ответ на это Бог обещает, что пошлет ангела, чтобы приготовить путь для Него Самого, а затем Он вернется в Храм Свой. Его пришествие повлечет осуждение грешников, но милость Его дарует им очищение. Он очистит сердца левитов, и они вновь станут приносить жертвы праведные. Суд этот будет суровым. Господь выступит главны свидетелем обвинения против Своего народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

…истреблю города земли твоей, разрушу все твои крепости. Кони и колесницы ( Мих.5:9 ) – это наступательное вооружение, а крепости () и окружённые стенами города () – это оборонные сооружения. Они тоже будут уничтожены. «Йенуда умножил укреплённые города» ( Ос.8:14 ). Особенно сильно укреплялись столицы – Шомрон и Йерушалаим. Враги могли годами осаждать державшие оборону города и крепости. Но неприступных крепостей, созданных руками человека, не бывает. Не смелостью и военным искусством, так хитростью или измором берётся любая крепость. Поэтому пали в своё время и Шомрон, и Йерушалаим, и даже Мецада и Константинополь. Но у Исраэля есть совершенно неприступная крепость и самая надёжная защита – YHWH, его Бог . Исраэль пренебрегает этой твердыней, не полагается на Господа, возлагает всю надежду на собственные оборонные укрепления – в результате оказывается без Божьей защиты и терпит поражение. Ср. Ис.17:9–10 : «В тот день укреплённые города его будут покинуты… ибо ты забыл Бога спасения твоего и о скале прибежища твоего не вспоминал» (ср. Втор.32:15, 18 ; Ис.2:15 ; Иер.5:17 ; Ос.10:14 ). Исраэль должен будет лишиться всех фортификаций, чтобы научиться доверять свою защиту Богу. Вместе с армией и крепостями будут ликвидированы и незаконные культовые институты, прекращены нелегитимные культовые практики ( Мих.5:11–13 ): Истреблю колдовство из руки твоей, и не останется у тебя гадателей. Термин означает магию, колдовство. Здесь это слово стоит во множественном числе – , и некоторые предполагают, что речь идёт о неких предметах, использовавшихся при совершении магических ритуалов (ср. Иез.13:18 ). – это гадатели по облакам (от – облако). Все виды магии и гадания, считавшиеся легитимными у народов (ср. Исх.7:11 ; Числ.23–24 ; Втор.18:14 ; Ис.2:6 ; Наум.3:4 ; Дан.2:2 ), да и сегодня считающиеся таковыми, израильским законодательством строго запрещались: Исх.22:18 ; Лев.19:26, 31, 20:27 ; Втор.18:10–11 и др. Желание заглянуть в будущее и тем более повлиять на него (а этим в основном и занимаются гадатели, колдуны, вызыватели мёртвых) искажает веру в Творца 283 . Попытки человека манипулировать Богом – это не просто суеверие и обман, это преступление перед Создателем и Промыслителем. Поэтому пророки сурово осуждали оккультизм и гадание, периодически с колдунами боролась и политическая власть ( 1Цар.28:3, 9 ), однако оккультные и гадательные практики в допленную эпоху процветали в народе Божьем: 4Цар.9:22, 21:6 ; Иер.27:9 ; Ос.3:1 ; 2Пар.33:6 и др. В мессианскую эру, говорит Миха, Исраэль будет свободен от всего этого.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

1072 » в тех местах, где о нем упоминается, несомненно, представляется чем-то нечистым; но это представление одинаково простиралось и на мясо и кожу жертвы за грех, которые в других жертвах отнюдь не считались нечистыми. Да и при жертве за грех, – если только кровь не вносилась в святилище, – мясо отнюдь не сжигалось, а съедалось священниками, как великая святыня ( Лев.6:23 ср. 19 и след.). По-видимому, требование сожжения вне стана обусловливалось специальным значением жертвы за грех . Несомненно, что экскременты и вообще считались у евреев вещью презренной и нечистой ( Иер.8:2, 9:21 ; Соф.1:17 ), особенно человеческие ( Ис.36:12 ; 4Цар.18:27 ). Но, с другой стороны, несомненно также, что презрение к навозу не простиралось до полного пренебрежения его полезными свойствами. Навоз употреблялся для удобрения полей (ср. Иер.15:33 ). Кроме того, как страна бедная лесом и, следовательно, дровяным топливом ( 3Цар.17:12 ; Ис.44:5 ), Палестина как, теперь пользуется, так и в древности пользовалась для топлива сухим навозом (ср. Иез.4:12–15 ). Особенно хорошим горючим материалом считается теперь на востоке сухой верблюжий помет (Riehm, I, 636. Smith, Dict. I, 460). У Неемии есть неоднократное упоминание о существовании в Иерусалиме «навозных ворот» ( ), – ср. 2:13; 3:13 сл.; 12:31. Происхождение этого названия неизвестно. Может быть, пред этими воротами находилось место свалки и сожжение нечистот (так думают одни). А возможно (другое мнение), что здесь было место свалки и сушки навоза для топлива, или даже – место торговли сушеным навозом (Vgl. Schenkel, IV, 225). Почему же не допустить, что обязательно сжигался, – во избежание другого употребления, – только навоз жертвы за грех, кровь которой вносилась в святилище, а остальной навоз при храме подвергался обычной участи навоза? 1074 Несколько аналогичный случай был позднее. Иосиф Флавий сообщает об Александре Ианнее, что против него устроили мятеж собственные его подданные во время богослужения праздника кущей. Когда он приступил к священнодействию, народ начал бросать в него лимонами. Иудеи имели обыкновение приносить на праздник кущей пальмовые и лимонные ветви. Александра, как родившегося от невольницы, народ считал недостойным первосвященнического сана и власти священнодействовать. Разгневанный Александр убил тогда до 6000 чел., а потом воздвиг ограду, отделяющую народ от священников, служащих, при жертвеннике (И. Флавий, Древн. кн. 13, гл. 13:5, стр. 337; по-греч. р. 460 C–D).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

31 народ, уцелевший от меча. Т.е. остаток Израиля, по отношению к которому продолжится промысел Божий (см. ст. 7 и ком. к 6,9; 23,3; ср. 15,2). в пустыне. Путь тех, кто возвратится из вавилонского плена, будет пролегать через пустыню, как и во времена исхода из Египта. Ср. Ис. 40,3.4; 43,19.20 . Подобно первому исходу, возвращение из Вавилона станет наглядным проявлением спасительной власти Божией. 31 Издали. Возможно, это относится к явлению Бога на горе Синай ( Исх. 19,34 ). любовью вечною Я возлюбил тебя. В основе избрания Израиля лежала Божия любовь к нему ( Втор. 7,6.7 ). См. Быт. 17,7 . благоволение. См. ком. к 9,14; ср. 16,5. Благоволение Божие знак того, что нарушенный завет будет восстановлен. 31 дева Израилева. Ср. 18,13–15, описывающие растление Израиля (см. также 2,20.22). хороводе. Т.е. во время религиозных празднеств (см. Суд. 21,19.20 ). 31 разведешь виноградники... пользоваться ими. Это изобилие означает ветхозаветное благословение плодородием ( Втор. 7,13; 28,4.30 ). Самарии. Столица северного царства, чье население было угнано в Ассирию в 722 г. до Р.Х. 31 стражи. В обязанности этих людей, возможно, входило определение времени ежегодных празднеств по положению Луны. на горе Ефремовой... взойдем на Сион. Поклонение святыням будет совершаться в Иерусалиме, а не в оскверненных отступничеством Вефиле и Дане ( 3Цар. 12,26–33 ); оставшиеся на родной земле жители северного царства отправлялись на поклонение в Иерусалим еще до его падения ( Иер. 41,5 ). 31 со слезами. Возможно, люди плакали от радости (см. ст. 16). поведу... потоков вод. См. Пс. 22,2 ; Ис. 48,21; 49,19 . дорогою ровною. См. Ис. 40,4 . отец... первенец. См. ст. 20; 3,4; Исх. 4,22 ; Ос. 11,1–4 . 31 искупит. Букв.: «освободит, заплатив выкуп». Ср. Втор. 7,8; 9,26 . См. статью «Искупление». избавит. Это слово употреблено в смысле выкупа имущества одного из членов семьи его родственником ( Лев. 25,25–28 ; Иер. 32,7.8 ). При описании спасения Израиля из египетского плена ( Исх. 6,6 ) приобретает дополнительный смысл установление спасительных родственных отношений народа с Богом ( Исх. 6,7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

306 Ин. 11:1-45 . Экзегеты давно задавались вопросом: почему синоптики не упоминают о воскрешении Лазаря? Однако теперь, когда новозаветные исследования привели к выводу, что Евангелия не были “мемуарами”, а строились на основе целого ряда источников, проблема эта потеряла остроту. Синоптики имели в своем распоряжении ограниченное число текстов и устных преданий, и рассказ о вифанском событии в их материалах мог отсутствовать. Марк, например, не включил в свое Евангелие текст молитвы Господней и другие важные разделы, имеющиеся у остальных евангелистов. 307 Ин 11,46-53 ; ср.: Мф. 26:5 ; Мк. 14:2 . 308 Ин 11,54 ; Мф. 19:1 . 309 Лк 16,19-31 . На связь притчи с воскрешением в Вифании, вероятно, указывает имя Лазаря. 310 Лк 9,59-62 . 311 Мф 20,29-34 ; Мк. 10:46-52 ; Лк. 18:35-43 ; у Мф говорится о двух слепцах. 312 Лк 19,11 . 313 Мф 20,20-28 ; Мк. 10:35-45 . 314 Мф 26,6-16 ; Мк. 14:3-9 ; Ин. 12:1-8 . Синоптики относят этот эпизод к самой Страстной неделе, но есть основания предпочесть хронологию Ин. 315 Мф 21,1-11 ; Мк. 11:1-10 ; Лк. 19:29-38 ; Ин. 12:12-18 . Осел как символ мирного пришествия впервые упомянут у пр.Захарии (9,9). 316 Ин. 12:19 . 317 Мф 21,12-13 ; Мк. 11:15-17 ; Лк. 19:45-46 ; см. гл.6, прим.6; о запрещении проносить что-либо через территорию Храма см.: Флавий И. Против Апиона, II,7; Мишна, Берахот, VII, 19; IX,8,5. 318 Мф 21,23-27,32 ; Мк. 11:27-33 ; Лк. 20:1-8 . 319 Ср.: Ис. 3:14; 5,1 сл. 320 Мф 21,33-46 ; Мк. 12:1-12 ; Лк. 20:9-19 . Аналогичной притчей, но в форме “символического действия”, принятого у пророков (ср., напр., Ис. 8:1-4 ; Иер. 19:1-15 ; Иез. 4:4-8 ), было проклятие бесплодной смоковницы — символа тех, кто не принес “плода покаяния” ( Мф. 21:18 сл.; Мк. 11:12 сл.; ср. Лк. 13:6-9 ). 321 Ин 12,20-24 . 322 Флавий И. Арх. XVIII, 3. 323 Ин 12,27 сл. 324 Мф 26,4-5 ; Мк. 14:1-2 . Позднее, как мы увидим, они изменили свое намерение. 325 Мф 22,15-22 ; Мк. 12:13-17 ; Лк. 20:20-26 . 326 “Это привычное толкование, – замечает еп. Кассиан, — успокаивает нашу ленивую мысль, да и нашу христианскую совесть, когда она встречается лицом к лицу с запросами государственной власти, по большей части равнодушной, а то и прямо враждебной Церкви. Мы склонны утешать себя тем, что и кесарь, о котором говорит Господь, был язычник и возглавлял языческое государство… Слово Христово… касается частного вопроса и отвечает на него в общей форме… Но если Господь и признает за вопрошавшими Его обязанности по отношению к государству, Он говорит о государстве как о некой чуждой силе… Господь проводит различение между Божиим и кесаревым” (еп. Кассиан (Безобразов) . Царство кесаря перед судом Нового Завета. Париж, 1949, с.10 сл. См. также: Аскольдов С. Христианство и политика. Киев, 1906, с.15 сл.).

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij?full...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010