Ос 2:14-15) – это время исхода из Египта и странствования по пустыне. Этот период ностальгически описывается в его книге как то время, когда израильский народ был «невестой» Бога: «Так говорит Господь: Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню, в землю незасеянную» (Иер 2:1). Но среди иудейского народа, как когда-то среди израильского, широко распространилось идолопоклонство, особенно во время долгого царствования Менаше (Манассии). Иеремия, духовный наследник Осии, напоминает иудеям о горьком опыте Израиля и предупреждает, что и с Иудеей может произойти то же, что с ее северной «сестрой»: «Когда за все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей разводное письмо, вероломная сестра ее Иудея не убоялась, а пошла и сама блудодействовала» (Иер 3:8). Как видим, пророк метафорически изображает религиозный синкретизм и апостасию как прелюбодеяние. В других пассажах той же 3-й главы звучит: «Ты со многими любовниками блудодействовала» (Иер 3:1); «ты отступила от Господа Бога твоего и распутствовала с чужими под всяким ветвистым деревом» (Иер 3:13). Иудея, представленная в образе неверной жены, духовно «прелюбодействовала с камнем и деревом» (Иер 3:9), то есть совершала поклонение каменным и деревянным изваяниям. Вполне возможно, что, используя термин «камень» ( ), текст намекает здесь на маццеву ( ) – вертикально установленный камень, каменную стелу. Такие стелы использовались в земледельческих культах и символически представляли собой Ваала и его плодотворную силу. У Иезекииля, чьи пророчества прозвучали и были записаны уже в плену, супружеская метафора получает широкое развитие и подробно детализируется в пространных 16-й и 23-й главах, содержание которых, думаю, всем хорошо известно. Влияние матримониальных образов Осии и Иеремии на эти тексты несомненно, хоть они и написаны в иной тональности: высокая поэзия Осии и меланхолическая ностальгия Иеремии у Иезекииля уступают место исполненным гнева натуральным и брутальным аллегориям, с весьма реалистичными деталями.

http://bogoslov.ru/article/4872312

С таким внутренним отпадением от Бога наибольшей части Иудеев уже естественно должно быть то, что, как говорит Пророк о Иерусалиме, «как ключ источает воду, так он источает из себя зло» ( Иер.6:7 а). Обманы, корыстность, козни и ненависть, прикрытые личиною наружного доброжелательства, притеснения, необузданное сладострастие и т.д. Пророк видел во всех классах народа. И так как порочные сердца имели еще несравненную с нашими временами энергию, то общая народная растленность выражалась резко, с неудержимою ничем силою страстей: сим объясняется сравнение, у Иеремии, нечестивого народа с похотливой верблюдицей ( Иер.2:23–24 ). – В особенности же идолопоклонство дошло до крайней степени своего развития с уклонением от истинной веры и страха Божия к страстям и своеволию, однако же, с настроенностью духа и образа мыслей вообще религиозной (происходившей, конечно, от того, что человеку невидимое Божие еще столь было видимо в творениях), – естественно было измышлять божества, каких и сколько кому хотелось, какие только были угодны страстям. И, таким образом, произошло, что, по словам Пророка, «…сколько было у Иудеев городов, столько и богов» ( Иер.2:28 б), «сколько считалось улиц в Иерусалиме, столько и жертвенников срамным» ( Иер.11:13 а), самодельным божествам. Небо со своими светилами, деревья зеленые, холмы и истуканы были предметом искаженно-религиозного страха. Правда, это было уже далеко не древних времен увлечение к обоготворению тварей: язычество является теперь не только навыком, укоренившимся преданием отцов, как во время Исаии, но вместе и открытым упорством и расчетом суеверия. Так, самому же Иеремии не обинуясь говорили Иудеи, оставшиеся от пленения Вавилонского и перебежавшие в Египет: «Будем делать то, что произнесено устами нашими касательно каждения лун, как делали мы и отцы наши, цари наши и князья наши в городах Иудеи и на улицах Иерусалима, когда мы ели хлеб досыта и жили счастливо, и беды не видели. А с тех пор, как мы перестали кадить, терпим во всем недостаток и гибнем от меча и голода» ( Иер.44:17–18 ). Вместе с сим, тем грязнее и жестче становилось язычество: так Иудеи открыто приносили, в долине Еннон, людей – в жертву молоху.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

16. Вот, Я пошлю множество рыболовов, говорит Господь, и будут ловить их; а потом пошлю множество охотников, и они погонят их со всякой горы, и со всякаго холма, и из ущелий скал. 16 . «Рыбарями многими» называется халдейский народ, о котором и пророк Аввакум ( Авв. 1:15 ) говорит, что он всех людей, как рыбу, таскает удою, захватывает в сеть свою, и забирает их в неводы свои (ср. Иез. 12:13 ). Точнее, рыбарями называются халдеи, державшие города иудейские в осаде, запиравшие жителей в осаждаемых городах, где они и становились или жертвами голода и болезней, или сдавались неприятелю. Спасавшиеся от неприятеля убегали в горы, искали убежища в пещерах и разселинах горных (ср. Иер. 4:29 ; Суд. 6:2 ; 1Цар. 13:6 ). Неприятели, гнавшиеся за ними в эти места их убежищ и схватывавшие их там, называются в переносном смысле «ловцами» (ср. Плч. 3:52, 4:19 ). Иер. 16:17–18 17. к очи мо на всхъ птехъ ихъ: не сокровены сть лица моег, и не таена сть ихъ моею. 17. Ибо очи Мои на всех путях их; они не скрыты от лица Моего, и неправда их не сокрыта от очей Моих. 18. И воздамъ перве сгба и грх ихъ, имиже скверниша землю мою в мертвечинахъ мерзостей своихъ, и в своихъ, имиже наполниша мо. 18. И воздам им прежде всего за неправду их и за сугубый грех их, потому что осквернили землю Мою; трупами гнусных своих и мерзостями своими наполнили наследие Мое. 17, 18. Бедствие неприятельского нашествия постигнет иудеев потому, что Господь не «отвратил лица Своего от грехов» их «и не изгладил всех беззаконий» их ( Пс. 50:11 ), т. е. не простил грехов их, не забыл их. Он взирает на них (ср. Иер. 3:12 ), чтобы воздать за них грешникам на первый раз вдвое (ср. Ис. 61:7 ; Зах. 9:12 ). Слова: воздамъ перве сгба и грх ихъ заключают в себе двоякую угрозу: за грехи, сделанные Израилем доселе, Господь воздаст только вдвойне. Очевидно подразумеваемая пророком мысль состоит в том, что за грехи, которые сделал бы Израиль после первого наказания, Господь воздал бы ему еще большею мерою. Израиль должен думать не столько о милости, обещанной ему после наказания ( Иер. 16:15 ), сколько о возможности большего еще бедствия в случае, если он снова станет оскорблять Бога жизнию, противною Его закону. скверниша землю мою… мо, ср. Иер. 2:7 . – О «мертвечинах мерзостей», подобно как о «трупах кумиров» в Лев. 26:30 , говорится здесь в том смысле, что идолы также нечисты, как нечист труп ( Чис. 19:11  и сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Глава 40 1–6. Вторичное освобождение Иеремии. 7–16. Наместник Годолия. Иер.40:1–6 . Иеремия получил от Навузардана полную свободу распорядиться своею судьбою. Он мог или идти с своими соотечественниками в Вавилон или остаться с Годолией, наместником, с небольшою общиною иудейскою в Иудее. Иеремия избрал последнее и остался вместе с Годолией в г. Массифе. Иер.40:1 .  Слово, которое было к Иеремии от Го­с­по­да, по­сле того как Навузардан, начальник телохранителей, отпустил его из Рамы, где он взял его скован­ного цепями среди про­чих плен­ных Иерусалимлян и Иудеев, пере­селя­емых в Вавилон. Надписание, содержащееся в этом стихе, относится собственно только к Иер 42.4–22 и Иер 43.8–13 , которые стоят в тесной связи с историческими повествованиями, содержащимися в XL и XLI-й главах. В силу этого и надписание, которому бы следовало быть пред Иер 42.4 ст., отнесено к началу XL-й гл. – Рама была первою остановкою плененных иудеев (город этот в 2-х часах пути к северу от Иерусалима). Иер.40:3 .  и навел его Го­с­по­дь и сделал то, что сказал; по­тому что вы согрешили пред Го­с­по­дом и не слушались гласа Его, за то и по­стигло вас это. Навузардан говорит так, как говорил Иеремия, применяясь к его точке зрения. Впрочем, и по своему языческому складу мыслей, он мог верить в еврейского Бога, Которого евреи оскорбили своим непослушанием и Который за это стал помогать халдеям. Иер.40:5 .  Когда он еще не отошел, сказал Навузардан: пойди к Годолии, сыну Ахикама, сына Сафанова, которого царь Вавилонский по­ставил начальником над городами Иудейскими, и оставайся с ним среди народа; или иди, куда нравит­ся тебе идти. И дал ему начальник телохранителей про­доволь­ствие и подарок и отпустил его. Иеремия, очевидно, сначала не высказал желания оставить своих плененных соотечественников. Но потом, когда он услыхал, что и в Иудее еще остается община под управлением иудейского же начальника, он счел лучшим для дела остаться в Иудее, где могла снова возродиться теократическая жизнь. Иер.40:6 .  И при­шел Иеремия к Годолии, сыну Ахикама, в Массифу, и жил с ним среди народа, оставав­шегося в стране.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 46 1–12. Пророчество о поражении египтян при Евфрате. 13–28. Пророчество о завоевании Египта халдеями. Иер.46:1–12 . Пророк обращается с призывом к египетскому войску, стоявшему под предводительством фараона Нехао при г. Кархамисе у Евфрата. Пусть египтяне снаряжаются и готовятся к встрече с врагом – халдеями. Но нет, в их рядах заметно смятение и они бегут, причем гибнут, от врагов ( Иер 17.6 ). Это же поражение могущественных египтян изображает пророк далее. Войска египетские устремились было вперед как разливающиеся весною воды Нила. Египет собрал все свои силы на борьбу с халдеями, но Господь решил погубить враждебное избранному народу египетское войско, и Египту ничто не может помочь, ничто не защитит его от грозного суда Божия, совершителем которого явится Навуходоносор. Иер.46:1 .  Слово Го­с­по­дне, которое было к Иеремии про­року о народах языческих: Подписание это относится ко всему отделу с XLVI по LI-yю главу, где идут речи о языческих народах. Иер.46:2 .  о Египте, о войске фараона Нехао, царя Египетского, которое было при реке Евфрате в Кархемисе, и которое по­раз­ил Навуходоносор, царь Вавилонский, в четвертый год Иоакима, сына Иосии, царя Иудейского. Этот стих служит введением только к 8–12 стихам настоящей главы. Он, конечно, прибавлен к речи 3–12 ст. после поражения египтян при Кархамисе. О Кархамисе см. Ис. 10.9 . Египетское войско, кажется, здесь уже долго стояло, быть может, осаждая город, когда Навуходоносор, по поручению своего отца напал на него. Это было, вероятно, в 4-й год Иоакима (605 г. до Р. X.). Иер.46:9 .  Садитесь на коней, и мчитесь, колесницы, и выступайте, сильные Ефиопляне и Ливияне, вооружен­ные щитом, и Лидяне, держащие луки и натягива­ю­щие их; Вспомогательными войсками у египтян являются ефиопляне, жившие к югу от Египта, ливияне или, точнее, Пут – жители страны при Красном море и, наконец, лидяне или, точнее, Ливияне (лидян в Африке не было), которые жили к западу от Египта. Иер.46:10 .  ибо день сей у Го­с­по­да Бога Саваофа есть день отмще­ния, чтобы отмстить врагам Его; и меч будет по­жирать, и насытит­ся и упьет­ся кровью их; ибо это Го­с­по­ду Богу Саваофу будет жертвоприноше­ние в земле северной, при реке Евфрате.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Книга Деяний святых апостолов приводит нам комбинированный пример – служанка пророчествовала, будучи одержимой, а ее хозяева поддерживали ее, так как получали от этого доход (Деян. 16: 16–19). Деятельность лжепророков называется в числе причин, из-за которых погибли Израильское и Иудейское царства. « Ты же, сын человеческий, обрати лице твое к дщерям народа твоего, пророчествующим от собственного своего сердца, и изреки на них пророчество, и скажи: так говорит Господь Бог: горе сшивающим чародейные мешочки под мышки и делающим покрывала для головы всякого роста, чтобы уловлять души! Неужели, уловляя души народа Моего, вы спасете ваши души? И бесславите Меня пред народом Моим за горсти ячменя и за куски хлеба, умерщвляя души, которые не должны умереть, и оставляя жизнь душам, которые не должны жить, обманывая народ, который слушает ложь» (Иез. 13: 17–19). Перечислим имена упоминаемых Писанием лжепророков: Анания, сын Азура (Иер. 28: 1); Ахав, сын Колии; Седекия, сын Маассеи (Иер. 29: 21), Шемаия Нехеламитянин (Иер. 29: 31); Седекия, сын Хенааны; Ноадия–лжепророчица (Неем. 6: 14). Имена эти очень характерные: Анания – «дар Господа», Шемаия – «Бог слышит», Седекия – «правда Господня». Действительно профессионалы. Пророков Вааловых и пророков дубравных в этот список не вносим, поскольку это откровенные язычники, не претендующие на то, чтобы возвещать волю Бога Израилева. Заметим, однако, что в трудные моменты жизни даже те, кто пренебрегал волей Божией, стремятся обратиться к истинному пророку. Так, царь Иеровоам посылал к пророку Ахии (3 Цар. 14: 2–3), царь Седекия тайно призывал к себе из темницы пророка Иеремию (Иер. 37: 17; 38: 14), к нему же пришли начальники иудейские, чтобы узнать, бежать ли им в Египет (Иер. 42: 1–3). Однако, к сожалению, и тогда слово пророка оставалось отвергнутым. В заключение этого раздела следует осветить еще один вопрос. В Писании мы встречаем упоминание о «сынах пророческих» или «учениках пророческих» (см., напр., 3 Цар. 20: 35; 4 Цар. 2: 7; 4: 38). О роде их занятий, очевидно, следует судить из самого названия, тем более что подробностей их деятельности Писание нам не сообщает. Святитель Филарет Московский о них говорил: «Из среды пророческих учеников Бог избирал достойнейших в действительные пророки. Причина же такового избрания Божия заключалась в том, что они способны были к принятию пророческого духа, и как сыны пророчестии большую имели доверенность у народа, нежели другие люди» с. 159].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

Массифа – в 2-х часах пути к северо-западу от Иерусалима; она была расположена на востоке, господствующей над окружающими местностями. Иер.40:7–16 . Годолия стал вводить добрые порядки среди оставшихся в Иудее жителей, и около него стали собираться остатки иудейских отрядов, находившимся во время взятия Иерусалима вне этого города, а также те иудеи, какие спасались бегством от халдеев у аммонитян и, вообще, в заиорданских областях. Но благополучию оставшейся иудейской общины скоро пришел конец. Против Годолии был устроен заговор неким Измаилом, о котором Годолии донесли своевременно, но против которого наместник не захотел принять никаких мер. Иер.40:8 .  тогда при­шли к Годолии в Массифу и Исмаил, сын Нафании, и Иоанан и Ионафан, сыновья Карея, и Сераия, сын Фанасмефа, и сыновья Офи из Нетофафы, и Иезония, сын Махафы, они и дружина их. Измаил, сын Нафании, как видно из Иер 41.1 , был царского рода. Отсюда понятно, почему он восстал против Годолии, человека простого происхождения, на которого он, притом, мог смотреть как на изменника отечеству. – «Нетофаф» – город в Иудее, недалеко от Вифлеема. Иер.40:9 .  Годолия, сын Ахикама, сына Сафанова, клял­ся им и людям их, говоря: не бойтесь служить Халдеям, оставайтесь на земле и служите царю Вавилонскому, и будет вам хорошо; «Не бойтесь служить халдеям» – правильнее перевести, как у LXX: не опасайтесь служителей (или чиновников) халдейских, которые, конечно, были оставлены в Палестине Навуходоносором. Иер.40:10 .  а я останусь в Массифе, чтобы пред­ста­тель­ство­вать пред лицем Халдеев, которые будут при­ходить к нам; вы же собирайте вино и летние плоды, и масло и убирайте в сосуды ваши, и живите в городах ваших, которые заняли. «Собирайте вино». Замечательно, что халдеи не истребляли жатвы и плодов земли Иудейской – то и другое оказалось в целости спустя несколько недель после их удаления из Иудеи. Ассирийцы поступали иначе (ср. Ис 1.7–9 ). Иер.40:13 .  Между тем Иоанан, сын Карея, и все воен­ные начальники, быв­шие в по­ле, при­шли к Годолии в Массифу

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пророк также пользовался особенными случаями, чтобы сделать свои проречения более поразительными. Так, когда соседние цари прислали в Иерусалим посольства для устроения общего союза против Навуходоносора, таким случаем и воспользовался Иеремия для отсылки этим царям – оков в знамение их рабства Вавилону. Однажды, Седекия отправил к Иеремии некоторых священников с просьбою: «вопроси о нас Иегову …, может быть, Иегова сделает над нами чудеса свои» (т. е. поборет по нам). Пророк отвечал: «так говорит Иегова Бог Израилев … сражусь с вами рукою простертою, и мышцею крепкою … и поражу живущих в сем городе людей и скот; умрут от великой язвы» ( Иер.21:1–6 ). В другой раз Седекия же из темничного дома призвал Пророка и спрашивал: «нет ли слова Иеговы … Есть, – отвечал Пророк, – ты будешь предан в руку Царя Вавилонского» ( Иер.37:17 ). Самому Пророку запретил Господь вступать в брак и принимать участие в радостях и пиршествах народа: ибо «Я отъемлю у народа сего, говорит Иегова, – мой мир, благодать и милость. … Вот я удаляю от места сего … голос веселия и радости, голос жениха и невесты … Я отплачу им раз и два за вину их и за грехи их» ( Иер.16:2,5,9,18 ). И испытывая постоянные противоречия самым судам Божиим, Пророк с глубокой горестью говорит: «Увы, Иерусалим, не очиститься тебе еще долго» ( Иер.13:27 ). «Земля, земля, земля, слушай слово Господне!»... ( Иер.22:29 ). Для перехода к следующему и последнему отделу содержания пророческих речей Иеремии, должно сказать, что цель всех таких грозных предречений у Пророка выражается та, чтобы, когда уже нельзя было вразумить и направить заблуждающих на путь иначе, как разве самой крепкой рукой, – по крайней мере, скорее смирить их под сию руку Божию и тем несколько облегчить ее для них. Эта цель видна не только в отношении к Иудеям, но и в отношении к языкам. Так не только царю Иудейскому, но и царям Идумейскому, Моавскому, Аммонитскому, Тирскому и Сидонскому, чрез их послов, отправленных к первому, Пророк возвещает такое слово Иеговы: Аз сотворих землю и человека и скоты, яже на лице земли, крепостию моею великою, и мышцею моею высокою, и дам ю, ему же будет угодно пред очима моима.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Болзнь ихъ: вм. масор. (споткнувшиеся, низверженные) 70 толковников прочитали . Ср. Иер. 6:21  примеч. Глава 19 Предварительные замечания к толкованию стихов Иер. 19:1–13 Ст. 1–13. Пророк, по повелению Господню, покупает глиняный сосуд и отправляется с ним в долину сыновей Енномовых. Здесь он грозит Иерусалиму великим бедствием за невинную кровь, которую проливают в нем, и за идолопоклонство его жителей. Долина сыновей Енномовых станет местом убийств. Трупы останутся без погребения на поверхности земли. Город будет раззорен, жители будут глубоко страдать от голода во время осады. Жертв бедствия будет столько, что в Тофете будет устроено, по недостатку другого места, кладбище, а город весь уподобится пустынному и скверному Тофету. Иер. 19:1–2 1. реч Гдь ко мн: ид, и стж сосдъ скделничь жженъ, и привед старецъ людскихъ и старецъ свщенническихъ. 1. Так сказал Господь: пойди и купи глиняный кувшин у горшечника; и возьми с собою старейших из народа, и из старейшин священнических. 2. И изыди в мсто многогробищное снвъ Енннихъ, еже есть близ вратъ ) и прочт там вс словеса, же азъ возглаголю теб. ) солнечныхъ 2. И выйди в долину сыновей Енномовых, которая у ворот Харшиф, и провозгласи там слова, которыя скажу тебе, 1, 2. Сосудъ скдельничь жженъ=глиняный, уже обожженный сосуд, которого форму уже нельзя изменить (ср. Иер. 18:4 ), который можно только разбить. «Старцами людскими» называются старейшины народа, которые являются законными представителями народа еще со дней египетского рабства ( Исх. 3:16, 4:29, 12:21 ), на которых во время Моисея сошел Св. Дух для того, чтобы они могли облегчить Моисею бремя народного управления ( Чис. 11:16  и сл.) и которые в последующей истории Израиля упоминаются многократно, как сохранившие за собою то самое значение, которое принадлежало им в Египте ( Нав. 7:6, 23:2 ; 1Цар. 4:3 ; 2Цар. 3:17, 5:3, 17:4 ; 3Цар. 8:1, 3, 20:7 ; 4Цар. 23:1 ). «Старцы священнические» – звание, очевидно, тожественное с званием «старейшин жерцев», упоминаемых в 4Цар. 19:2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

13. Обаче вждь твое, ко в Гда Бга твоего престпила ес, и расточила ес пти тво чуждимъ под вскимъ древомъ листвнымъ, гласа же моего не послушала ес, реч Гдь. 13. Признай только вину свою: ибо ты отступила от Господа, Бога своего, и распутствовала с чужими под всяким ветвистым деревом, а гласа Моего вы не слушали, говорит Господь. 13 . Чтобы быть достойным милости, которую обещает Господь, Израиль должен только сознать свою вину. А вина эта состоит в том, что Израиль поступал, как отступник от Господа, « престпилъ въ Гда Бга своего». Вина Израиля точнее определяется в словах: « и расточила ес пти тво чждимъ подъ вскимъ древомъ листвнымъ». «Расточила еси пути твоя чуждим» – буквальный перевод с еврейского, который яснее переведен по-русски: и распутствовала с чужими, под всяким ветвистым деревом: ср. Иер. 2:20, 3:6 . Такое распутство есть непослушание гласу Божию, потому что составляет нарушение второй заповеди десятословия. Иер. 3:14 14. Обратитес снове глаголетъ Гдь: ко азъ возобладаю вами, и пойму вы единаго града, и двхъ племене, и введу васъ в 14. Возвратитесь, дети-отступники, говорит Господь, потому что Я сочетался с вами, и возьму вас по одному из города, по два из племени, и приведу вас на Сион. 14 . " Обратитес сынове глаголетъ Гдь, ко Азъ возобладаю вами«. Последние слова, по толкованию блаж. Феодорита, значат: «снова приложу о вас старание и сподоблю вас всякого попечения». Но русский перевод соответствующего евр. чтения: Я сочетался с вами заключает в себе мысль, сходную с мыслию стиха Иер. 3:1 . Не смотря на то, что Израиль служил идолам и след. нарушил завет свой с истинным Богом своим, Господь призывает его к себе, уверяя, что Он готов возстановить Свой союз с ним, тот союз, который описывается в свящ. книгах Ветхого Завета под образом союза супружеского. Ср. толк. на Иер. 2:2 . « И пойму вы единаго отъ града, и двхъ отъ племене, и введу васъ въ «Один» и «два» являются здесь, как примерные цифры, выражающие вообще незначительное количество тех из израильтян, которые имеют обратиться к Господу. Пророк от лица Божия говорит, что как бы ни было мало количество людей, имеющих раскаяться пред Господом, Он, Господь, снова приведет их на Сион.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010