Иер. 52:12–16 12. Въ дестый же день птаг мсца († лто девтоенадесть Навходоносор црю Вавлнск,) Навзарданъ стощъ пред лицемъ цр Вавлнска, во 12. В пятый месяц, в десятый день месяца, – это был девятнадцатый год царя Навуходоносора, царя Вавилонскаго, – пришел Навузардан, начальник телохранителей, предстоявший пред царем Вавилонским, в Иерусалим. 13. И сожж храмъ Гдень, и домъ цревъ, и вс домы и вскъ домъ великъ сожж огнемъ, 13. И сжег дом Господень, и дом царя, и все домы в Иерусалиме, и все домы большие сожег огнем. 14. И вск стн окрестъ разор сила Халдейска, же бше со 14. И все войско Халдейское, бывшее с начальником телохранителей, разрушило все стены вокруг Иерусалима. 15. И убогихъ людей, и станокъ людей, и ставшихс во град, и избгшихъ, же убжаша к црю Вавлнск, и народъ пресел Навзарданъ воевода: 15. Бедных из народа и прочий народ, остававшийся в городе, и переметчиков, которые передались царю Вавилонскому, и вообще остаток простаго народа Навузардан, начальник телохранителей, выселил. 16. же стави людей убогихъ, в длатели и земледлцевъ. 16. Только несколько из беднаго народа земли Навузардан, начальник телохранителей, оставил для виноградников и земледелия. Ст. 12–16. Ср. 4Цар. 25:8–12 ; также Иер. 39:8–10 с толков. Об архимагире, стоящем пред лицем царя Вавилонскаго, см. под Иер. 39:4–10, 40:1 . Вместо «десятаго дня пятаго месяца» в 4Цар. 25:8  днем прибытия Навузардана в Иерусалим назван «седьмой день» того же месяца. Различие возникло вследствие сходства в древне-еврейском алфавите букв и , которыми первоначально выражались числа 10 и 7. Которое из этих чисел в настоящем месте стояло первоначально, – трудно утверждать решительно. На сторону седьмого дня располагает склоняться то обстоятельство, что евреи в воспоминание разрушения Иерусалима постятся в девятый день пятого месяца. Разрушение Иерусалима, по настоящему отделу кн. Иеремии (и 4Цар.), совершилось уже в присутствии и по личному распоряжению Навузардана, который, следоват., прибыл в Иерусалим не позже, а раньше девятого дня пятого месяца. – Первым, что сожег Навузардан в Иерусалиме, как в настоящем месте Иеремии, так и в 4Цар. называется дом Господень, между тем как в Иер. 39 гл. не упоминается о его сожжении. В последнем случае пропуск может объясняться недосмотром переписчика, который, имея в оригинале слова , в своей рукописи мог написать после первого прямо то, что следует за вторым . Впрочем такой же недосмотр мог допустить и греческий переводчик. – В стихе Иер. 52:15  слова и и станокъ людей и ставшихс во град – перевод Комплют. греч. чтения. Евр. чтению чрез лат. вульгату следовало Остр. слав. изд.: «останок же людии иже осташа в Иерусалиме».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

4Цар.24:15 .  И переселил он Иехонию в Вавилон; и мать царя, и жен царя, и евнухов его, и сильных земли отвел на поселение из Иерусалима в Вавилон. 4Цар.24:16 .  И все войско числом семь тысяч, и художников и строителей тысячу, всех храбрых, ходящих на войну, отвел царь Вавилонский на поселение в Вавилон. Царь вавилонский похитил драгоценные сосуды храма Иерусалимского ( Иер.27:18–20, 28:3 ) и дворца царского (сосудов храма он не мог «изломать», как передан еврейский глагол кацац в русском и других переводах; LXX: συνεκοψε, Vulg.: concidit, слав.: «сокруши» – иначе Кир впоследствии не мог бы возвратить иудеям эти сосуды: 1Езд.1:7 ). Вместе с тем, желая совершенно обессилить Иудейское царство, лишить его военной, имущественной и культурной силы, Навуходоносор, вместе с царем Иехониею (ст. 15), отвел в плен в Вавилон знатнейшее чиновничество, лучших воинов, членов богатых классов, наконец, представителей искусств, необходимых в народном хозяйстве (ср. Иер.29:1–2 ). Общее число переселенных в этот раз определяется двумя цифрами: 10000 (ст. 14) и 7000 (ст. 16), следовательно свыше семнадцати тысяч. Впрочем, определить число переселенных в Вавилон как в это первое пленение, так и в последующие (ср. Иер.52:28–30 ), крайне затруднительно ввиду неодинаковых числовых данных об этом в книгах: 4 книге Царств, 2 книге Паралипоменон и Иеремии (ср. в книге Е. Благонравова, «Плен вавилонский и значение его в истории иудеев». Москва, 1902, с. 121 и д. ). В числе плененных вместе с Иехониею были пророки и священники ( Иер.29:1 ), находился и пророк Иезекииль (ср. Иез.1:1–3 ) 22 , как прямо говорит Иосиф Флавий («в числе их – военнопленных – находился и пророк Иезекииль, который был тогда еще отроком», Иуд.Древн. 10:6, 3). В стране было оставлено лишь бедное население ее (ст. 14, ср. Иер.39:10 ). 4Цар.24:17 .  И воцарил царь Вавилонский Матфанию, дядю Иехонии, вместо него, и переменил имя его на Седекию. 4Цар.24:18 .  Двадцати одного года был Седекия, когда воцарился, и одиннадцать лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Хамуталь, дочь Иеремии, из Ливны.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3.2.3. Победа Иеремии вторая: Народ, уцелевший от меча, нашел милость в пустыне, иду успокоить Израиля И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари (Быт 32:24). Одинокий патриарх боролся в ночном мраке. Тогда как Иакова ночной мрак окутывал извне, то Иеремия был окружен греховным мраком “богоизбранного народа”. Свет Божественной благодати оставил эту землю, слава Господня отступила от народа. На Иерусалим наступала ночная тьма, как свидетельствовал сам вероломный народ: Горе нам! день уже склоняется, распростираются вечерние тени (Иер 6:4). Лишь светлые молитвенные воздыхания Иеремии прорывались через эту греховную тьму к Богу. Однако же Яхве неоднократно прерывал молитвы праведника (см. Иер 7:16; 11:14; 14:11; 15:1). Господь отрезвлял сознание пророка, требуя открыть глаза и осмотреться, прежде чем просить за грешников: Не видишь ли, что они делают в городах Иудеи и на улицах Иерусалима? (Иер 7:17). Но неутомимый ходатай не прекращал молитв. Он как будто действительно находился в ночной тьме, замкнувшей его глаза. Несмотря на это, Бог усиливает призыв к Иеремии оставить молитву. При этом пророк слышит о полной безысходности для погибающего Иерусалима, слышит о том, что никто уже не сможет предотвратить надвигающиеся суды Божии. Сам Иеремия свидетельствует об этом: И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему; отгони их от лица Моего, пусть они отойдут. Если скажут тебе: “куда нам идти?”, то скажи им: так говорит Господь: кто обречен на смерть, иди на смерть; и кто под меч, — под меч; и кто на голод, — на голод; и кто в плен, — в плен (Иер 15:1–2). Вскоре суд Божий положил конец Иерусалиму. Богоизбранный народ, за который так ратовал блаженный пророк, был отведен в плен, в господствующий над всем Ближним Востоком грозный Вавилон. И все же молитва не оказалась бесплодной. “Иеремия, который хотя и сказано ему было от Бога (Иер 7:16), — однако молился и испросил прощение. Господь преклонился чрез прошение столь великого пророка и к помилованию Иерусалима. Ибо и сей град приносил покаяние о грехах своих Бог, услышав эту молитву, милостивно говорит: Иерусалим! сними с себя одежду плача и озлобления твоего и оденься в благолепие славы от Бога навеки (Вар 5:1)” 62 .

http://pravmir.ru/prorok-ieremija-v-svya...

А эти народы и царства закоснели в грехах и идолопоклонстве. Иеремии же надлежало погрузиться в сердцевину растленного общества в надежде обрести там еще не умершие души. Сердце пророка стучало к каждой встречной душе в целях ее пробуждения. Из этого ада возносились к Богу ходатайственные моления: Вспомни, что я стою пред лицем Твоим, чтобы говорить за них доброе, чтобы отвратить от нихгневТвой (Иер 18:20). Однако ужас чужого греха, который испытал пророк, лег тенью на его душу. О сокрушении дщери народа моего я сокрушаюсь, хожу мрачен, ужас объял меня (Иер 8:21). Пророк вошел в беспросветный греховный мрак своего народа. Это испытание было испытанием жизни и смерти. Если ты обратишься, то Я восставлю тебя, и будешь предстоять пред лицем Моим; и если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста, — обратился теперь к пророку праведный Судия (Иер 15:19). Поистине выбор невелик! Из этого греховного мрака страшно и смертельно было взирать на ослепительный свет лица Божия. Страницы Библии запечатлели крик святого Иеремии: Не будь страшен для меня. Взирая через призму греха на небо, пророк мог видеть лишь ужас смерти, видеть то, что было единственным концом греховного пути. Вновь излилась из его сердца молитва: Наказывай меня, Господи, но по правде, не во гневе Твоем, чтобы не умалить меня (или у Л. В. Маневича: Накажи меня, о Господь, но справедливо, не во гневе! Не губи меня) (Иер 10:24). Иеремия призывал правду Божию, помня, что за грех предстоит смерть. В этом смысле он оказался подобным многострадальному Иову, взывавшему к праведному Судии: Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться; я желал бы только отстоять пути мои пред лицем Его! (Иов 13:15). Убеждение в своей невинности перед правдой Божией позволило ему в дерзновении сравнить себя с жертвенным агнцем: А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание… (Иер 11:19). Что могло означать такое сравнение? Богу в жертву приносится всегда самое лучшее и чистое. Именно Агнцем был назван Христос в Евангелии от Иоанна (Ин 1:29; ср.

http://pravmir.ru/prorok-ieremija-v-svya...

Иер. 15:20–21 20. И дамъ т людемъ симъ, аки стн крпк, мдн: и поратютъ на т, и не возмогтъ на т, к азъ с тобою есмь, да спас т, и избавлю т, реч Гдь: 20. И сделаю тебя для этого народа крепкою медною стеною; они будут ратовать против тебя, но не одолеют тебя, ибо Я с тобою, чтобы спасать и избавлять тебя, говорит Господь. 21. Избавлю т ркъ злйшихъ, и искплю т ркъ гбителей. 21. И спасу тебя от руки злых, и избавлю тебя от руки притеснителей. Глава 16 Предварительные замечания к толкованию стихов Иер. 16:1–9 16, 1–9. По повелению Господню, пророк не должен брать себе жены, чтобы не родить детей и не оплакивать преждевременную, но неизбежную их погибель. Он не должен оплакивать и поминать трапезою мертвых, чтобы показать, что люди будут гибнуть без погребения. В дом пира пророк также не должен ходить; он покажет этим, что исчезнет радость в стране, так что прекратятся даже самые обыкновенные, самые законные торжества – брачные. Иер. 16:1–4 1. И бысть слово Гдне ко мн, рекщее: и ты да не поймеши жены, 1. И было ко мне слово Господне: 2. И не родитс теб снъ, ниж дщерь не мст семъ. 2. Не бери себе жены, и пусть не будет у тебя ни сыновей, ни дочерей на месте сем. 3. к глаголетъ Гдь снхъ и дщерехъ, же родтс на мст семъ, и матерехъ ихъ, же родиша ихъ, и цхъ ихъ родившихъ в земл сей: 3. Ибо так говорит Господь о сыновьях и дочерях, которыя родятся на месте сем, и о матерях их, которыя родят их, и об отцах их, которые произведут их на сей земле: 4. лютою изомртъ, не плачтс, и не погребтс: во образъ на лиц земл бдтъ, и мечемъ падтъ, и гладомъ скончаютс: и бдетъ ихъ в сндь птицамъ нбснымъ, и земнымъ. 4. Тяжкими смертями умрут они, и не будут ни оплаканы, ни похоронены; будут навозом на поверхности земли; мечем и голодом будут истреблены, и трупы их будут пищею птицам небесным и зверям земным. 1–4. В предыдущей главе, Иер. 15:9 , предсказывая нашествие на Иудею безпощадного врага, пророк угрожал еврейским женщинам, имевшим много детей, стыдом безчадия, т. е. угрожал погибелью их детей. Господу угодно теперь предохранить самого пророка от такого же стыда. Иеремия не должен жениться, чтобы не родить детей и не испытать горя преждевременной их утраты. Народу предстоит почти поголовная смерть от меча и голода. Останется в живых так мало, что они не будут в состоянии совершить приличное погребение всего множества трупов. Мертвые тела будут оставаться на поверхности земли без погребения (ср. Иер. 8:2, 14:15, 16, 52:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Глава 47 1–7. Пророчество о филистимлянах. Иер.47:1–7 . Филистимляне находятся в таком ужасе от вести о врагах, идущих на их землю с севера, что отцы не обращают внимания даже на мольбы детей своих. Вместе с падением крепостей филистимских и финикияне, союзники филистимлян, лишаются своей последней надежды: их города Тир и Сидон также должны подвергнуться ужасам осады. Напрасно гордые филистимляне будут молить о пощаде: меч Божий не остановится дотоле, пока суд Божий над филистимлянами не совершится вполне. Иер.47:1 .  Слово Го­с­по­да, которое было к про­року Иеремии о Филистимлянах, пре­жде нежели фараон по­раз­ил Газу. Время произнесения пророчества определяется словами: прежде нежели фараон поразил Газу. Это было вскоре после битвы при Мегиддо (608 г.), когда фараон Нехао, направляясь из гавани Акко, следовательно, с севера в Филистимскую землю разрушил Газу, так как Газа составляла как бы ключ к Египту. Если бы его поход на Месопотамию, который он тогда предпринимал, окончился неудачею, то он все-таки, в таком случае, мог беспрепятственно вернуться по берегу Средиземного моря в Египет. Иер.47:2 .  Так говорит Го­с­по­дь: вот, поднимают­ся воды с севера и сделают­ся наводня­ю­щим по­током, и по­топят землю и все, что наполняет ее, город и живущих в нем; тогда возопиют люди, и зарыдают все обитатели страны. Здесь, как в 3 ст. изображается нашествие вавилонян (ср. Иер 1:15, 25:9 ). Иер.47:4 .  от того дня, который при­дет истребить всех Филистимлян, отнять у Тира и Сидона всех остальных по­мощников, ибо Го­с­по­дь разо­рит Филистимлян, остаток острова Кафтора. Остаток острова Кафтора. Так названы филистимляне, потому что значительную часть населения филистимской земли составили пришельцы с острова Кафтора или Крита (см. Ам 9.7 ). По другим толкованиям, Кафтором называлась часть побережья Средиземного моря у египетской Дельты (ср. Иер 25.22 ). Иер.47:5 .  Оплешивела Газа, гибнет Аскалон, остаток долины их. Плешивость – ср. Иер 2.16 и Иер 16.6 . – «Остаток долины их». Здесь разумеется низменная, менее защищенная часть филистимской земли – именно западная. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 4: Пророческие книги. - 1168 с./Книга пророка Иеремии. 426-612 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В какой-то момент Господь запрещает самому пророку молиться о народе израильском, говоря: « Не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошения, и не ходатайствуй предо Мною, ибо Я не услышу тебя» (Иер. 7:16; 11, 14; 14:11). Если ты будешь молиться, ты пойдешь против Меня, поэтому возвещай о грядущем наказании. Эти слова Господь повторяет трижды, добавляя, что не принял бы даже ходатайства Моисея и Самуила (Иер. 15:1), так что дело не в том, что пророк плохо молится. Тема прощения, помилования, избавления от наказания сменяется темой неизбежного наказания. Ибо никак невозможно этот народ исправить, кроме как проведя его через огонь искушений. « Раздувальный мех обгорел, свинец истлел от огня: плавильщик плавил напрасно, ибо злые не отделились» (Иер. 6:29). Следующее за угрозами обещание избавления касается уже не всех израильтян, не всех иудеев, а того остатка, который будет выделен и очищен после прохождения через эти искушения, после возвращения из вавилонского плена. Благие обетования касаются тех, кто уцелеет во время разгрома, тех, кто переживет плен или родится там, то есть тех, кто некогда вернется в Палестину. Уже к ним относятся эти обетования, а вовсе не ко всем слушателям пророка. 7.2. Изображение нравственного состояния жителей Иерусалима и Иудеи Уже в самом начале книги присутствует хорошо известный нам образ брака: « И было слово Господне ко мне: иди и возгласи дщери Иерусалима: так говорит Господь: Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за мной в пустыню, в землю незасеянную» (Иер. 2:1–2). Израиль, ветхозаветная церковь, называется здесь невестою, а затем — блудницей. Блудодействовал, то есть служил идолам Израиль, за что был сокрушен, и вслед за ним, не устрашившись ничего, продолжает блудодействовать Иудея. « Видел ли ты, что делала отступница, дочь Израиля?» — они называются не Израиль и Иудея, а дочь Израиля, дочь Иерусалима, дочь Иудеи, так нередко в Писании обозначаются народы, — «Она ходила на всякую высокую гору, под всякое ветвистое дерево, там блудодействовала, и после того, как она все это делала, Я говорил: " возвратись ко Мне " , но она не возвратилась, и видела это вероломная сестра ее Иудея, и я видел, что когда за все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей разводное письмо, вероломная сестра ее Иудея не убоялась, а пошла и сама блудодействовала» (Иер.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=789...

Ос 2:14-15) – это время исхода из Египта и странствования по пустыне. Этот период ностальгически описывается в его книге как то время, когда израильский народ был «невестой» Бога: «Так говорит Господь: Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню, в землю незасеянную» (Иер 2:1). Но среди иудейского народа, как когда-то среди израильского, широко распространилось идолопоклонство, особенно во время долгого царствования Менаше (Манассии). Иеремия, духовный наследник Осии, напоминает иудеям о горьком опыте Израиля и предупреждает, что и с Иудеей может произойти то же, что с ее северной «сестрой»: «Когда за все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей разводное письмо, вероломная сестра ее Иудея не убоялась, а пошла и сама блудодействовала» (Иер 3:8). Как видим, пророк метафорически изображает религиозный синкретизм и апостасию как прелюбодеяние. В других пассажах той же 3-й главы звучит: «Ты со многими любовниками блудодействовала» (Иер 3:1); «ты отступила от Господа Бога твоего и распутствовала с чужими под всяким ветвистым деревом» (Иер 3:13). Иудея, представленная в образе неверной жены, духовно «прелюбодействовала с камнем и деревом» (Иер 3:9), то есть совершала поклонение каменным и деревянным изваяниям. Вполне возможно, что, используя термин «камень» ( ), текст намекает здесь на маццеву ( ) – вертикально установленный камень, каменную стелу. Такие стелы использовались в земледельческих культах и символически представляли собой Ваала и его плодотворную силу. У Иезекииля, чьи пророчества прозвучали и были записаны уже в плену, супружеская метафора получает широкое развитие и подробно детализируется в пространных 16-й и 23-й главах, содержание которых, думаю, всем хорошо известно. Влияние матримониальных образов Осии и Иеремии на эти тексты несомненно, хоть они и написаны в иной тональности: высокая поэзия Осии и меланхолическая ностальгия Иеремии у Иезекииля уступают место исполненным гнева натуральным и брутальным аллегориям, с весьма реалистичными деталями.

http://bogoslov.ru/article/4872312

Совершенно поэтому понятным становится то свидетельство Ап. Павла о себе, в котором он, с особенным указанием на предмет своего слова, отличает свое личное мнение от того, что повелевалось ему говорить и проповедывать как «откровение свыше». И хотя и в сем случае Ап. Павел говорит о себе, как об «имеющем Духа Божия», – в то же, однако, время, со всею решительностью и святою прямотой своего слова, он указывает, что в данном случае он высказывает свое личное мнение, а не повеление, полученное им от Бога. Так, говоря о семейном положении мужа-христианина при «неверующей жене» и – жены христианки при «неверующем муже», а также говоря о «девстве», Ап. Павел прямо заявляет, что в сем случае он от себя «говорит, а не Господь», что, «не имея повеления Господня, он дает совет от себя, как получивший от Господа милость быть ему верным» ( 1Кор.7:12–13–25–26 ). Следствием сего духовно-нравственного состояния, – в полной духовно-нравственной свободе и при совершенно ясном личном сознании, происходит то, что «человек Божий», получая откровение Божия и будучи, под «наитием Святого Духа», как бы «устами Божиими» для других людей ( Исх.4:11 …16), в моменты самого озарения духа своего Духом Божиим может проявлять не только свои личные рассуждения, но и волевые наклонения к «упорствованию» или к «малодушию» при тех или других трудных внешних обстоятельствах. Так Господь говорит прор. Иеремии: «Вот Я вложил слова Мои в уста твои ( Иер.1:9 ); вот Я сделаю слова Мои в устах твоих огнем ( Иер.5:14 ); ты будешь как уста мои ( Иер.13:19 ); не малодушествуй пред ними», пред своими соотечественниками, «чтобы Я не поразил тебя в глазах их» ( Иер.1:17 ). Что прор. Иеремия «малодушествовал» в себе и до некоторой степени упорствовал, «удерживая слово свое» к народу, данное ему от Бога, о сем он сам свидетельствует, говоря: «О, Господи! обретены слова Твои, и я съел их; и было слово Твое мне в радость и в веселие сердца моего» ( Иер.13:15–16 ); «Ты влек меня, Господи, и я увлечен; Ты сильнее меня, и превозмог.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

7.6. Тема личной ответственности 7.7. Пророчество о пастырях Израиля Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 7.6. Тема личной ответственности Проблема личного воздаяния остро поставлена в этой книге самим пророком, который говорит: «Праведен будешь Ты, Господи, если я стану судиться с Тобой, однако же, буду говорить с Тобой о правосудии: почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют? Ты насадил их, они укоренились и выросли и стали приносить плод. В устах их Ты близок, но далек от сердца их» (Иер. 12:1-2). Здесь практически повторяются известные слова пророка Исаии, которые цитировал Христос: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня» (Ис. 29:13; Мф. 15:8). Не случайно, что пророк Иеремия многим из столкнувшихся с ним лично объявляет их судьбу (например, Пасхору (Иер. 20:3), царям Иоакиму (Иер. 22:19), Иехонии (Иер. 22:30), Седекии (Иер. 34:3); лжепророкам Анании (28 глава), Ахаву, Седекии, Шемаии (29 глава). Это очень важный момент, который мы должны отметить в книгах пророка Иеремии и пророка Иезекииля – тема личной ответственности перед Богом и значимости в очах Божиих каждой человеческой личности. Пятикнижие обращается целиком к народу, и если мы посмотрим историю, изложенную в Пятикнижии, то даже за грехи отдельных людей все равно наказывается весь народ, тем самым показывается нерасторжимость отдельного человека и всей ветхозаветной церкви. Хотя личная ответственность была прописана в Законе: «Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление» (Втор. 24:16), но там это воспринималось как судебная норма. У пророков же, как раз показывается и та истина, что никто не может сказать, что я страдаю только потому, что я принадлежу к этому народу или просто потому, что согрешил кто-то, кто был моим прадедом, а Господь обещал до четвертого колена наказывать потомков грешника, а я сам не виновен.

http://sedmitza.ru/lib/text/431495/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010