15, 16. Проклятие человеку, принесшему отцу пророка весть о его рождении и обрадовавшему его словами: «у тебя родился мальчик!» должно быть понимаемо опять в несобственном смысле. Зложелание человеку, ни мало неповинному в несчастиях пророка, трудно было бы согласить с словами самого же пророка: я, как кроткий агнец, ведомый на заклание... ( Иер. 11:19 ). Пророк хочет только сказать, что напрасна была радость его отца, когда он узнал о его рождении. Его жизнь с его страданиями может не радовать его отца, а причинять ему страдания же, скорбь. Под градами, же преврат Гдь разумеются города Содом и Гоморра, погибшие от огня и серы, ниспосланных с неба Господом ( Быт. 19:25 ). Иер. 20:17–18 17. к не убилъ мен в ложеснахъ матере, и была бы мн мати мо гробъ мой, и ложесна вчнаг. 17. За то, что он не убил меня в самой утробе, так чтобы мать моя была мне гробом, и чрево ея оставалось вечно беременным. 18. Вскю изыдохъ из ложеснъ, да вижд трды и блзни, и скончашас в мо; 18. Для чего вышел я из утробы, чтобы видеть труды и скорби, и чтобы дни мои исчезали в безславии? 17, 18. Пророк желал бы лучше не родиться, чем, родившись, испытывать постоянные огорчения, оскорбления. Ср. Иер. 15:10 . Предварительные замечания к толкованию стихов Иер. 21:1–7 Ст. 1–7. Во время осады Иерусалима халдейским царем Навуходоносором, царь Седекия просит св. пророка Иеремию, помолиться Господу за народ. От имени Господня пророк отвечает, что сила иудейская не устоит против силы халдейской и жители Иерусалима падут или от меча, или от голода. Иер. 21:1 1. Слово, еже бысть Гда ко егда посла к нем црь Пасхра сна и сна свщенника, глагол: 1. Слово, которое было к Иеремии от Господа, когда царь Седекия прислал к нему Пасхора, сына Молхиина, и Софонию, сына Маасеи, священника, сказать ему: 1 . Посланные к Иеремии Седекиею лица были: Пасхор, сын Молхиин, и Софония, сын Васаиев, или – вернее (см. примеч.) Маасеов. О первом из них сказано в толковании к Иер. 20:1 . «Маасея» есть, может быть, имя родоначальника одной из священнических чред, установленных Давидом, называемого в 1Пар. 24:18  Маазиею.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Выпавший жребий оказался весьма тяжелым, он требовал от Иеремии полного самоотвержения (ср. Иер 1:7). Блаженная вольная юность завершилась. Подобно Аврааму, Иеремия будет ведом Богом путями, известными только Ему. Яхве открывает предназначение Своего избранника: Ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь (Иер 1:7). Пророческое служение требовало от своего носителя твердого бескомпромиссного характера, решительного и аскетичного облика воина; об этом говорили образы былых пророков-страдальцев. Нежная душа юноши содрогнулась; страх перед ожидаемым будущим охватил Иеремию. Глас Божий поспешил разрушить состояние, овладевшее праведником: Не бойся их, ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя (Иер 1:8). Блаженный Иероним в толковании этого места еще более сгущает краски: “Если ты не оставишь страха, то Я оставлю тебя и предам страху и окажется, что как бы Я заставляю тебя страшиться, когда предоставляю тебя чувству страха” 17 . Святой праведник, услышав слова утешения, принимает пророческий крест. “Иеремия страшился юности, и не прежде отважился на звание пророка, как получил от Бога обетования и силу, превышающую возраст”, — говорит святитель Григорий Богослов 18 . Наконец “сосуд Божий” оказался готовым для принятия пророческой благодати: И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои (Иер 1:9). Новопоставленный пророк узнает и о своей предстоящей миссии: …искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать (Иер 1:10). Пророку предстояло среди лжи и греха пробивать путь целомудрия и правды к сердцам своих соплеменников. Главное испытание ожидало впереди: Горе мне, мать моя, что ты родила меня человеком, который спорит и ссорится… (Иер 15:10). “Он думал, что он ничего не будет говорить против народа иудейского. А будет говорить только против различных соседних народов, почему он и охотно принял пророческое призвание; но случилось напротив, — что он предсказывал пленение Иерусалима и должен был терпеть гонения и бедствия” 19 . Любвеобильному пророку это обернется безудержным плачем и проклятием дня своего рождения.

http://pravmir.ru/prorok-ieremija-v-svya...

Глава 27 1–11. Господь повелевает Иеремии возложить на себя узы и ярмо и послать узы и ярмо к соседним народам. 12–15. Увещание к Седекии, 16–22. и к священникам. Иер.27:1–11 . В правление царя Седекии пророк получил от Господа повеление – возложить узы с ярмом на себя и послать таковые же к государям соседних царств с посланниками этих государей. При этом Сам Господь объясняет и смысл этого символического действия таким образом: Господь, как – Владыка земли, решил отдать под власть Навуходоносора все земли западной Азии. Пусть, поэтому, эти земли добровольно несут на себе возложенное Навуходоносором на них иго, пусть они не верят никаким гадателям, которые указывают им на возможность сбросить с себя вавилонское иго. Иер.27:1 .  В начале цар­с­т­во­вания Иоакима , сына Иосии, царя Иудейского, было слово сие к Иеремии от Го­с­по­да:: Что здесь необходимо читать имя Седекии вместо имени Иоакима – это ясно видно а) из 3-го ст., где назван именно Седекия, б) из 1 ст. XXVIII-й гл., где сказано, что событие, описываемое в этой главе случилось «в тот же год в начале царствования Седекии» ( Иер.28:1 ); точное время описываемого события можно определить так, что это было не ранее 4-го года царствования Седекии, потому что едва ли Седекия, поставленный в цари Навуходоносором, тотчас же бы стал злоумышлять против него. На 4-м же году он ездил даже в Вавилон, чтобы доказать свою верность Навуходоносору ( Иер 51.59 ). Иер.27:2 .  так сказал мне Го­с­по­дь: сделай себе узы и ярмо и воз­ложи их себе на выю; Деревянное ярмо прикреплялось к телу веревками или узами (ср. Ис 9.4 ). Иер.27:7 .  И все народы будут служить ему и сыну его и сыну сына его, доколе не при­дет время и его земле и ему самому; и будут служить ему народы многие и цари великие. Пророк говорит здесь только о продолжительности вавилонского пленения и едва ли хочет сказать, что престол вавилонский непременно будет переходить от отца к сыну. Иер.27:12 .  И Седекии, царю Иудейскому, я говорил всеми сими словами и сказал: подкло­ните выю свою под ярмо царя Вавилонского и служите ему и народу его, и будете живы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Раскаяние, раскаиваться I. 1) о человеч. Р. в ВЗ говорится редко ( Исх. 13:17 ; Суд. 21:15 ; Иер. 8:6 ; Иер. 31:19 ; Иов. 42:6 ). Это слово употребляется здесь почти исключит. по отношению к Богу (см. ниже, II); 2) в НЗ понятие «раскаиваться» передается греч. глаголом метамеломай ( Мф. 21:29 ; Мф. 27:3 ; 2Кор. 7:10 ), значение которого тесно связано с глаголом метаноэо (⇒ Покаяние, каяться). Боль от греха (раскаяние) и отвращение от него (покаяние) неразрывно связаны между собой. Но человеч. (мирская) печаль, когда человек сожалеет о совершенных ошибках только потому, что они нанесли ему ущерб или навлекли на него позор, ведет к вечной погибели. II. 1) в ВЗ неоднокр. говорится о Р. Бога, напр.: «И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем» ( Быт. 6:6 ). Когда народ творит зло, Бог раскаивается в тех обетованиях, которые даровал ему ( Иер. 18:10 ). Так, напр., Бог говорит: «Жалею, что поставил Я Саула царем» ( 1Цар. 15:11 ). С др. стороны, Господь раскаивается в том зле ( Иер. 18:8 ) и в тех бедствиях ( Ион. 3:10 ; Иоил. 2:13 ), которые произошли по Его собств. воле. Но Он же говорит: «Я определил, и не раскаюсь в том и не отступлю от того» ( Иер. 4:28 ), а также: «не отменю и не пощажу, и не помилую» ( Иез. 24:14 ); 2) к сказанному Богом не следует применять человеч. мерки: «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет, и не сделает? будет говорить, и не исполнит?» ( Числ. 23:19 ). В 1Цар. 15:1 , где дважды говорится, что Господь раскаялся, воцарив Саула ( 1Цар. 15:11.35 ), в 1Цар. 15сказано: «И не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему» (ср. Мал. 3:6 ); 3) слова о Р. Бога отражают тот факт, что Господь изменяет Свое отношение к человеку, если тот изменяет свое отношение к Нему. При этом Господь свидетельствует о Себе как о живом Боге, Который, будучи неизменным в Своей сути, действует совершенно свободно. Бог может взять назад угрозу, как только она достигнет своей цели, или на время отменить обетование, если знает, что оно не исполнит своего предназначения. Это, однако, не означает, что Господь совершает ошибки, а затем признает их; Бог праведен во всем, что Он совершает ( Иер. 12:1 ). «Раскаяние Божие» позволяет нам заглянуть в Его сердце, милующее каждого, кто обратился к Нему: «И приходящего ко Мне не изгоню вон» ( Ин. 6:37 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Глава 30 1–24. Основание нового Давидова царства после суда над Иудою и Израилем. Иер.30:1–24 . Пророк видит не только Израиля, но и Иуду уже отведенным в плен после тяжелой борьбы за сохранение своей самостоятельности. Но вот его взору открывается картина светлого будущего, какое предстоит обоим еврейским царствам. На место чуждых властителей евреями будет управлять обетованный им сын Давидов или, как пророк выражается, сам Давид. Господь будет относиться к ним как к Своим чадам и снова образуется настоящее теократическое общество. Но все это явится не прежде, чем над евреями совершатся грозные суды Божии. Иер.30:2 .  так говорит Го­с­по­дь, Бог Израилев: напиши себе все слова, которые Я говорил тебе, в книгу. Пророчество свое пророк должен записывать в книгу, потому что оно касалось и всех евреев живших в плену, к которым Иеремия не мог обратиться лично. Иер.30:4 .  И вот те слова, которые сказал Го­с­по­дь об Израиле и Иуде. Иер.30:5 .  Так сказал Го­с­по­дь: голос смяте­ния и ужаса слы­шим мы, а не мира. Пророк изображает здесь гибель как уже наступившую. Но о какой гибели он здесь говорит? Чью судьбу имеет в виду? Некоторые видят здесь предсказание о гибели Иерусалима, другие – о разрушении Вавилона. Имея в виду подобное место в кн. пророка Исаии ( Ис 13.4 и сл.), относящееся прямо к Вавилону, мы и здесь можем видеть пророчество о дне Иеговы, т. е. о великом суде Иеговы над Вавилоном. Иер.30:7 .  О, горе! велик тот день, не было подобного ему; это – бед­с­т­вен­ное время для Иакова, но он будет спасен от него. Евреям, находящимся в Вавилоне, также придется испытать не мало бедствий при разрушении этого города, но все-таки, в общем, они благополучно выйдут из опасности. Иер.30:9 .  но будут служить Го­с­по­ду Богу своему и Давиду, царю своему, которого Я восстановлю им. Давид, о котором здесь говорит Иеремия, по всей видимости тождественен с праведною Отраслью, о которой идет речь в Иер 23.5 и в Иер 33.15 . Так как воцарение этого потомка Давидова, который будет по блеску своего царствования вторым Давидом, вместе с тем соединяется в представлении пророка с очищением народа и заключением вечного Завета с Богом, то ясно, что пророк собственно имеет здесь в виду Мессию (ср. Лк 1.32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Гай» – город за Иорданом, к северу от Есевона. «Дочери Раввы» – маленькие аммонитские города, зависевшие от Раввы. – «Скитайтесь по огородам», т. е. вам негде будет жить – города будут разрушены. По другому чтению: «поражайте себя нарезами». Иер.49:4 .  Что хвалишься долинами? Потечет долина твоя кровью, вероломная дочь, надеющаяся на сокровища свои, говорящая: «кто при­дет ко мне?» Долины в земле аммовитян были очень плодородны. Пророчество это изречено в то же время, как и пророчество на моавитян, т. е. около 4-го года Иоакима, так как здесь еще не упоминается о Навуходоносоре. Об исполнении пророчества см. Особое замечание к XLVIII-й гл. Иер.49:7–22 . Едомитяне, несмотря на то, что в их среде были славные мудрецы, не избегнут погибели и им угрожает судьба Содома и Гоморры. Иер.49:7 .  О Едоме так говорит Го­с­по­дь Саваоф: раз­ве нет более мудрости в Фемане? раз­ве не стало совета у ра­зу­мных? раз­ве оскудела мудрость их? «Об Едоме» см. Ис 21.11 . Пророчество Иеремии об Едоме часто до буквальности повторяет собою пророчество Авдия об этом народе. Ср. Иер 49.7 и Авд 1.8 ст.; Иер 49.9 и Авд 1.5 ; Иер 49.14 и Авд 1.1 ; Иер 49.15 и Авд 1.2 ; Иер 49.16 и Авд 1.3 . – Жители Фемана, едомской области, известны были своею мудростью ( Иов 2.11 ). Но их мудрость как бы совсем исчезла в виду надвигающейся на их страну опасности. Иер.49:8 .  Бегите, обратив тыл, скрывайтесь в пещерах, жители Дедана, ибо по­гибель Исава Я наведу на него, – время по­сеще­ния Моего. «Дедан» – соседи едомлян, занимавшиеся торговлею ( Иер 25.23 ). – «В пещерах» Палестины, очень длинных и малодоступных, жители ее нередко спасались при нашествии неприятелей. Иер.49:9 .  Если бы обиратели винограда при­шли к тебе, то верно оставили бы несколько недобран­ных ягод. И если бы воры пришли ночью, то они по­хитили бы, сколько им нужно. По закону Моисееву ( Втор 24.21 ), обиратели винограда должны были оставлять по несколько ягод на лозе для сирот и бедняков. Иер.49:10 .  А Я донага оберу Исава, открою по­таен­ные места его, и скрыться он не может. Истреблено будет племя его, и братья его и соседи его; и не будет его.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И накормлю их плотию сынов их, и плотию дочерей их, и плоть друг друга будут есть, находясь в тесноте и осаде» ( Иер.19:7–9 а). В то время, говорит Иегова, «выбросят кости царей Иуды, и кости князей его, и кости священников, и кости пророков, и кости жителей Иерусалима из гробов их, и раскидают их пред солнцем и луною …, которым они служили … Смерть предпочитаема будет жизни, у всего останка людей, оставшихся от злого сего семени» ( Иер.8:1–3 а). Самый храм отвергается; Еда вертеп разбойником есть дом Мой, в нем же призвасте имя Мое, тамо во очию вашею: и се Аз видех, глаголет Господь: сего ради идите к месту Моему, еже в Силоме 4 , иде же вселих имя Мое от начала, и видите, что сотворих ему лукавства ради людей Моих Израиля (при Илие Первосвященнике). И ныне … Аз сотворю дому сему, в нем же призвано есть имя Мое …, яко же сотворих Силому ( Иер.7:11–14 ). Это общее и главное наказание? Как шло постепенно, в каких видах открывалось это наказание чрез Вавилонян, – все это было заранее предначертываемо Иеремией. Особенными страшными приговорами поражал он царей, не внимающих слову Иеговы, и лжепророков, противопоставляющих слову Божию ложные откровения. Так, например, Иоакиму, сожегшему первый свиток пророческих речей, сказано было Иеремией: «Так говорит Иегова о царе Иудейском Иоакиме: не будет от него сидящего на престоле Давидовом, и труп его повержен будет на зной дневной, и на мороз ночной» ( Иер.36:30 ). Подобным образом говорил Пророк Пророку Анании: «Послушай, Анания, – Иегова тебя не посылал, а ты обнадеживаешь народ сей ложью. За то так говорит Иегова: вот Я свергну тебя с лица земли: в этом же году умрешь за то, что ты не верное говорил о Иегове» (что и исполнилось, Иер.28:15–17 ). Самею, который даже из Вавилона писал против Пророка, возвещено отвержение и с потомством его от участия в благах обетования ( Иер.29:32 ). И замечательно, что тогда как народу оставлялась еще надежда, что не до конца он будет поражен, и что вместо ложных губящих пастырей, будут даны ему некогда добрые пастыри, неверным своему званию – Левитам и лжепророкам не оставлял Иеремия никакой надежды.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Иер.39:5 .  Но войско Халдейское по­гналось за ними; и настигли Седекию на равнинах Иерихонских; и взяли его и отвели к Навуходоносору, царю Вавилонскому, в Ривлу, в землю Емаф, где он про­изнес суд над ним. В Ривле, сирийском городе на берегу р. Оронта, Навуходоносор наблюдал за Сирией и за Финикией. Иер.39:10 .  Бедных же из народа, которые ничего не имели, Навузардан, начальник телохранителей, оставил в Иудейской земле и дал им тогда же виноградники и по­ля. Бедные из народа были оставлены в Иудее. На них халдеи надеялись, что они будут благодарны халдеям за то, что те наградили их виноградниками и полями. Иер.39:11 .  А о Иеремии Навуходоносор, царь Вавилонский, дал такое по­веле­ние Навузардану, начальнику телохранителей: О деятельности Иеремии Навузардану и самому Навуходоносору могло быть известно через перебежчиков-иудеев. Иер.39:13 .  И по­слал Навузардан, начальник телохранителей, и Навузазван, начальник евнухов, и Нергал-Шарецер, начальник магов, и все князья царя Вавилонского Здесь главою евнухов назван уже не Самгар, а Навузардан (по ассирийски: Nabusezibanni ­­ Нево, спаси меня!). Большинство толкователей признает это новое имя вторым именем того же лица, Самгара, и, при том, именем собственным, тогда как слово Самгар признается испорченным ассирийским составным выражением sar mag – начальник магов. Иер.39:14 .  послали и взяли Иеремию со двора стражи, и по­ручили его Годолии, сыну Ахикама, сына Сафанова, отвести его домой. И он остал­ся жить среди народа. Об Иеремии здесь сказано, что он, получив свободу, остался жить среди своего народа. Между тем в Иер 40.1 ст. он является скованным цепями с другими иудеями в г. Раме. Чтобы примирить оба показания книги, достаточно сделать весьма естественное предположение, что Иеремия, получив свободу, немедленно отправился утешать своих несчастных единоплеменников и вместе с ними закован был в цепи, до вторичного освобождения своего в г. Раме, где он мог быть узнан Годолией, которому он поручен был Навузарданом. Иер.39:15 .  К Иеремии, когда он еще содержал­ся во дворе темничном, было слово Го­с­по­дне:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иер.51:45 .  Выходи из среды его, народ Мой, и спасайте каждый душу свою от пламен­ного гнева Го­с­по­да. Ср. ст. 6. Иер.51:46 .  Да не ослабевает сердце ваше, и не бойтесь слуха, который будет слы­шен на земле; слух при­дет в один год, и по­том в другой год, и на земле будет насилие, властелин восстанет на властелина. Освобождение Израиля из плена будет сопровождаться тяжелыми политическими потрясениями; из года в год будут приходить страшные вести о разных катастрофах в политической жизни государств. Но для Израиля это будет только признаком приближающегося освобождения (ср. Мф 24.6 и сл.). Иер.51:50 .  Спасшиеся от меча, уходите, не останавливайтесь, вспомните издали о Го­с­по­де, и да взойдет Иерусалим на сердце ваше. Обращение к Израилю, накопившемуся в Вавилоне. Иер.51:55 .  ибо Го­с­по­дь опустошит Вавилон и по­ложит конец горделивому голосу в нем. Зашумят волны их как большие воды, раз­даст­ся шумный голос их. «Горделивый голос». Так пророк обозначает тот шум, ту суету, которая постоянно царила на улицах величайшего торгового города – Вавилона. Этот шум человеческих голосов будет заглушен шумом волн, надвигающихся на Вавилон, т. е. криками врагов, которые нападут на Вавилон. Иер.51:58 .  Так говорит Го­с­по­дь Саваоф: толстые стены Вавилона до основания будут раз­рушены, и высокие ворота его будут сожжены огнем; итак напрасно трудились народы, и племена мучили себя для огня. «Напрасно трудились народы». Над постройкою таких длинных стен, как Вавилонские, должны были работать десятки тысяч людей. Известно притом, что Навуходоносор выстроил внутреннюю стену Вавилона в 15 дней! Иер.51:59 .  Слово, которое про­рок Иеремия заповедал Сераии, сыну Нирии, сыну Маасеи, когда он отправлял­ся в Вавилон с Седекиею, царем Иудейским, в четвертый год его цар­с­т­во­вания; Сераия был главный по­стель­ничий. Сераия, как можно думать на основании Иер 32.12 был братом Варуха. Только близкий пророку человек мог взять на себя такую миссию, какая далее указана. Седекия на 4-м г. своего правления ездил в Вавилон, чтобы уверить вавилонского царя в своей преданности, ввиду тех слухов, какие могли дойти в Вавилон о его замыслах (см. Иер 27.1 и сл.). – «Постельничий» – правильнее: квартирмейстер, который должен был заботиться о продовольствии и помещении для царя и его свиты.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

22 . Пророк возвращается мыслию к бездождию, которое подало ему повод говорить пред народом речь, содержащуюся в гл. 14. От лица народа он произносит признание, что идолы (суетные) не в состоянии дать дождя на землю; еще менее в состоянии сделать это небо своею собственною силою. Господь один «подает дождь нисходящий с неба» (блаж. Феодорит). Он один может положить конец бездождию. Только на Него и могут возложить свое упование страдающие от засухи. « Во изванныхъ» – перевод с лат. вульгаты, греч. ν εδλοις. Точнее русский перевод: суетными; он согласен и с славянским переводом того же евр. слова в Иер. 8:19 . Глава 15 Предварительные замечания к толкованию стихов Иер. 15:1–4 15, 1–4. Вторичное ходатайство пророка за народ отвергает Господь еще более решительно, чем первое. Не только Иеремия, даже такие близкие к Господу люди, как Моисей и Самуил, не могли бы своими молитвами отвратить от народа погибель, которую он заслужил грешною своею жизнию, начатою еще со времени Манассии царя. Значит, слова покаяния, произнесенные пророком за народ ( Иер. 14:20 ), или исходили не от сердца народа, или произносились не за весь народ, или были плодом только минутного порыва народа к исправлению (ср. толкование Иер. 2:23 ). Иер. 15:1–2 1. И реч Гдь ко мн: аще стантъ Мсей и Самилъ пред лицемъ моимъ, нсть дша мо к людемъ симъ: изрини тхъ ( лица моего), и да изыдтъ. 1. И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему; отгони их от лица Моего, пусть они отойдут. 2. И бдетъ аще ректъ к теб: кам изыдемъ; и речеши к нимъ: глаголетъ Гдь: же к смерти, к смерти: и же к меч, к меч: и же к глад, к глад: и же к к 2. Если же скажут тебе: «куда нам идти?» то скажи им: так говорит Господь: кто обречен на смерть, иди на смерть; и кто под меч, под меч; и кто на голод, на голод; и кто в плен, в плен. 1, 2. Моисей и Самуил не однократно молились за народ еврейский, и молитвы их спасали народ от гнева Божия ( Исх. 32:11  и сл., Чис. 14:13  и сл., 1Цар. 7:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010