Будем все бодрствовать и беречься тех лжеапостолов, которые приходят к нам в одеждах овчих, чтобы прельщать простых и неопытных наших братии разными коварными обещаниями! Они все для себя считают позволенным и допускают единение церквей, под условием признания римского папы верховным и непогрешимым главою и неограниченным повелителем всей Церкви, единственным на земле наместником Христа и источником всякой благодати. Особенно же мы, благодарю и милостью Божьею поставленные епископами, пастырями и учителями святых Божиих церквей, будем внимать себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил насблюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею ( Деян. 20:28 ), ибо мы дадим ответ. Посему будем увещевать друг друга и назидать один другого (1 Фессал. 5:11). Бог же всякий благодати, призвавший нас в вечную Свою славу во Христе Иисусе… да совершит нас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми ( 1Петр. 5:10 ) и даст просвещение светом благодати Его и познания истины всем, которые – далеко вне единой святой соборной и православной паствы словесных Его овец. Ему слава и держава во веки веков. Аминь. Патриарх Константинопольский Анфим. Митрополиты : Кизический Никодим; Никейский Иероним; Брусский Нафанаил; Смирнский Василий; Филадельфшский Стефан; Лемносский Афанасий. Диррахийский Виссарион. Велеградский Дорофей. Елассонский Никодим. Карпатский и Кассийский Софроний. Елевферопольский Дионисий. 1 Характерный пример – статья проф. П. П. Пономарева и В. А. Керенского «Книги символические вообще и в Русской Православной Церкви в частности» и Богословской энциклопедии, т. XII, СПб., 1911, кол. 1–107. 2 Вопрос об инославных влияниях на исповедания веры XVII в. рассматривается им в его труде «τεροδοξοι επιδρασεις επι τας ομολογας το ΙΖ αιωνος»; в журнале «Νεα Σιον» 29 (1947) с. 40–49, 68–83, 175–186, 235–242; (1948) с. 45–50, 111–120, 167–174, 226–251, 280–288; (1949) с. 33–40; (1960) с. 1–10. 3 Ιωαννου Ν. Καρμιρη. Τα Δογματικα κα Συμβολικα Μνημεια τς Ορθοδοξου καθολικης κκλησας.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Вопреки этому сектанты-рационалисты учат, что нужно почитать одного Господа Бога и Ему одному служить. Что же касается св. угодников Божиих, то к ним нужно относиться, как к замечательным историческим личностям: уважать и с признательностью вспоминать их подвиги и заслуги, а не призывать их в своих молитвах и не чествовать устроением храмов и церковных праздников в память их, возжжением свеч и каждением фимиама, потому что подобное чествование не что иное, как боготворение и идолопоклонство. В подтверждение такого учения они ссылаются, во-первых, на то, что будто бы слово Божие прямо запрещает почитать св. ангелов и человеков. Сам Спаситель сказал, замечают они, что «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:10; Лк. 4:8 ; Втор. 6:13 ).–Но эти слова к поклонению св. ангелам и человекам не относятся, так как в них говорится о божеском поклонении, приличествующем одному Господу Богу; между тем православные не воздают ангелам и святым угодникам такого поклонения и почитания, а чтут их, как носителей божественной благодати ( 2Пет. 1:4; 2 Фессал. 1: 10), как друзей и слуг Божиих, приблизившихся к Нему своей святостью, Нет, возражают сектанты, «единому премудрому Богу честь и слава» ( 1Тим. 1:17 ), и этой славы Он не дает никому, как Сам говорит: «Я – Господь, это – Мое имя, и не дам славы Моей иному ( Ис. 42:8 ). Действительно, честь и слава, свойственные Богу, принадлежат Ему одному, и этой славы и чести Он не дает иному, особенно же истуканам, как говорить прор. Исайа в дальнейших словах. Но православные прославляют св. ангелов и угодников Божиих не как богов, а как друзей Божиих и «Церкви первенцев, написанных на небесах» ( Ин. 15:14 : Евр. 12:23 ). А такое прославление нигде в Св. Писании не запрещается; напротив, Спаситель говорит о Своих апостолах: «славу, которую Ты дал Мне, Я дал им» ( Ин. 17: 22 ), а ап. Павел замечает: «слава и честь, и мир всякому делающему доброе» ( Рим. 2:10 ). 595 Сектанты говорят затем, что сами ангелы и святые запрещали покланяться им.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Гл. 3, ст. 10–11. Сравни 1 Фессал. 4, 10–11. Ст. 14–15. Сравни 1Кор. 5, 9–13 . 1 Тим. гл. 1, ст. 3. «Я просил тебя пребыть в Ефесе, и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному». Ст. 6–7. «Некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают». Здесь – разница между истинными учителями веры, каков был Тимофей, и между ложными, уклонившимися в пустословие. Тимофей был в Ефесе учителем и блюстителем веры по избранию и воле апостола (ср. Тит. 1:5 ); а те лжеучители прежде всего сами захотели быть законоучителями; они и не знали того, что говорят и утверждают, однако говорили и утверждали, чтобы не лишиться лестного для них учительства. И теперь истинные блюстители веры принимают свое звание по преемству от апостолов, а ложные сами избирают себя в него. Гл. 2, ст. 1–2. Молю убо прежде всех творити молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки: за царя, и за всех, иже во власти суть. Молиться за других значит испрашивать им от Бога спасения (ст. 4), здравия телесного ( 2Кор. 1:11 ) и успеха в делах звания и служения (Колосс. 4:3). По заповеди апостола христианин должен молиться за всех людей, особенно же за царя и начальствующих. Сказавши: «за всех человеков», апостол дал понять, что связь с ними основывается у христианина не на вере (тогда он сказал бы: за братьев); а все отношения людей не единоверных могут иметь основанием только общежитие и гражданский порядок. Посему то он далее и говорит о тех, кем общежитие и гражданский порядок поддерживаются: о даре и о начальствующих. Итак апостол заповедует молиться за носителей власти, чтобы чрез их здоровье и благоуспешность упрочивался гражданский порядок, общежитие становилось безопасным и, таким образом, все вели жизнь тихую и безмятежную. Ст. 5. Един бо есть Бог, и един ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус. Показывая, почему Бог хочет, чтобы все спаслись, апостол говорит, что Он есть единый Бог всех человеков и следовательно ни о ком из людей не оставляет пещись; к сему присоединяет, что един и Посредник между Богом и людьми, след., едина воля Божия о спасении всех человеков чрез Христа, Который для того и называется здесь человеком, чтобы указать на Его служение спасению всего человечества. Таким образом, называя Христа единым Ходатаем, апостол имеет в виду множество людей и народов, а не то, чтобы в Его спасающей деятельности решительно никто из людей не принимал служебного участия. Именно в последнем смысле понимают эти слова штундисты, когда говорят, что у православных много ходатаев (и Божия Матерь, и святые), тогда как един Ходатай. Но апостол в той же главе в ст. повелевает за всех творить прошения, а что это значит, как не ходатайствовать (ср. 2Кор. 1:11 )? И в каком ином смысле называем мы святых ходатаями, как не в том, что они за нас молятся?

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

е. весь народ, есть хранитель благочестия» 82 . « Церковь утверждена, основана на камне, отверженном некогда зиждущими, как непригодный для здания, представлявшегося их умам; но для земли она не создана раз навсегда, не представляет из себя законченного, готового творения, а созидается и будет созидаться в меру деятельности каждого из членов этого тела», «к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» ( Ефес. 4: 12 – 13 ). Никого из верующих, составляющих и созидающих тело Церкви, не устраняет и не исключает апостол из общего зодческого труда, призывая всех к созиданию Церкви через воздействие друг на друга. «Увещевайте друг друга и назидайте», т. е. надстраивайте друг друга, говорит апостол (1 Фессал. 5: 2). «Увещевайте друг друга каждый день, пока еще можно говорить», наставляет тот же апостол ( Евр. 3 : 1З). «Служите друг другу, говорит апостол Петр, каждый тем даром, который получил, как добрые строители многоразличной благодати Господней; говорит ли кто, говори, как слово Божие; служит ли кто, служи по силе, какую дает ему Бог» ( 1Петра 4: 10 – 11 ). « Церковь созидает себя во всей полноте своих членов, через них и от каждого из них получает приращение для созидания себя в любви, и если ни один из членов церкви, как тела, не устранен и не освобожден от общей работы домостроительства, то, разумеется, и мирянин – человек народа, единица народа, что и обозначает самое слово, не устранены от нее» 83 . В статье: «Православное христианство и мир» Н. П. Аксаков касается до некоторой степени злободневного и модного вопроса, служащего для каждого богослова излюбленным местом приложения филологических познаний или философского анализа, вопроса об отношении между «Царством Божиим» и «Церковью». После различных экзегетических и филологических соображений Аксаков говорит: «Слово « церковь » на первых порах употреблялось в посланиях апостолов в обращении к христианам из язычников, которым в виду развития юридическо-общественной жизни у них оно было более знакомо, чем выражение «Царство Божие», и наоборот не употреблялось в обращении к христианам из иудеев, для которых понятие о церкви: «εκκληςα» было менее знакомо, чем родные для них – царство Божие, народ Божий, дом Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Aksako...

е.] от руки диавола, будут похищать скотов и овец, потому что Господь спасет и людей и скотов (Псал. XXXV:7). И будут похищать они не с тем, чтобы убивать их, но чтобы разделить, т. е. отделить от неверующих, и чтобы не было тех, которые им будут противиться. Но в то время, как лев и львенок будут рыскать таким образом среди стад и овец, рука Господня возвысится над теми, которые прежде мучили как Господа, так и остатки Израиля. И все враги его будут рассеяны, но не так, что в конец погибнут они и перестанут существовать, но погибнут в том отношении, в каком они — враги. Это подобно тому, как Фессалоникийцам пишется: «Которого Господь Иисус убьет духом уст Своих» (2 Фессал. II:8); это убиение обозначает не уничтожение, но прекращение нечестивейшей жизни, которою они прежде жили во зле, Ибо затем прибавляет он: «И истребит явлением пришествия Своего»; действительно Он уже не истребил бы его, если бы прежнее убиение его обозначало уничтожение, как будто он уже перестал существовать; так и здесь истребление врагов понимается согласно со словами Притчей Соломова, — где пишется: «Смерть будет убежищем для нечестивых» (Притч.). Она не будет вечная, не приведет их в ничтожество, но будет пребывать у них пока истребится находящееся в них нечестие; ибо Бог сотворил человека не с тем, чтобы он погиб, и не сотворил Он смерти. После этого следуют слова: «И будет в день тот», когда будет рука твоя возвышена над врагами твоими, о Израиль, и все враги твои погибнут, Я истреблю коней твоих из среды твоей, то есть: из сердца твоего властного (γεμοvιχ) истреблю все легкомысленные твои движения, стремящиеся подобно коням, — когда они порвут оковы, — как и колесницы твои, на которых ты увеселялся в пороках твоих и, прибавляя грехи ко грехам, уносился, как победитель, на троне. И разрушу города земли твоей, ибо ты не построил города, который услаждают разлитые потоки Божии (Псал. XLV, 5) и который расположен на горах и есть небесный Иерусалим (Мф. VII:25), но построил город, который устроил Каин (Быт.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Естественно, что буква везде подчинялась евангельскому духу и применялась к нему. Чтó можно было отыскать в ветхозаветном кодексе при подобном методе? – этого мы не в состоянии предвидеть и потому не можем соизмерять свободу высшего ведения шаблоном рабской фантастичности 2786 . По этой причине не менее возможно, что 1Кор. 2:9 воспроизводит предречение Исаии 2787 . Насчет Еф. 5:14 , усвояемого апокрифам 2788 , научно обосновывается догадка, что здесь типическая аккомодация Ион. 1:6 2789 . Нет надобности входить в разбор этой попытки. Для нас дорого и важно, какие неожиданные комбинации дозволительны по рассматриваемому вопросу и как не пригоден для него всякий стереотипный масштаб. Дальше имеем, что и в содержании своего учения св. Павел догматически устранялся от апокалиптических стихий. Критические реставраторы сохраняют свою позицию и в этом пункте. Если – по ним – Апостол, приводя раввинские сентенции 2790 , выдавал их за выражения Спасителя 2791 и «цитировал из аггады» наравне с Ветхим Заветом 2792 , то для них уже не существует препятствий со всей строгостью приложить это правило к апокрифическим сочинениям. В пример ссылаются на 1 Фессал. 4:15, где находят отголосок 4 (3) Ездр. 5:41–42 2793 . На свое недоумение: «но вот, Господи, Ты близок к тем, которые к концу близятся, и что будут делать те, которые прежде меня были, или мы, или которые после меня будут?» – прозорливец получает ответ: «венцу уподоблю Я суд Мой; как нет запоздания последних, так и ускорения первых». Фраза довольно загадочна, и уже по этому незаконно выводит ясное из темного. При том оттенки в ней совсем несходные. Умалчиваем, что речь идет о возмездии за угнетение Иакова и изнурение рода Израильского с компенсацией страждущим (5:35). Гораздо серьезнее другое наблюдение, что в неканоническом памятнике констатируется незамедление будущих поколений по сравнению с настоящими и прошедшими. У Апостола порядок диаметрально противный, и он свидетельствует, что грядущие не предварят умерших. Значит, в этом случае аналогия обращается скорее в непримиримость 2794 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Здравый смысл, которого у немцев не мало, конечно, выясняет, что война вообще невыгодна, не выгодна и для победителей. Что будет пользы от германских побед сыну германского канцлера Бетман – Гельвету погибшему в борьбе с русскими и погребенному где-то безвестно? Чем может возместить сам канцлер эту потерю? Но при отсутствии нравственно-религиозных начал здравый смысл не удержит от войн и не сократит их числа. Во имя здравого смысла нам наши соседи будут говорить о любви и мире, но их речи будут лукавы и лицемерны. Еще Давид молил, обращаясь к Господу: «не погуби меня с нечестивыми и с делающими неправду, которые с ближними своими говорят о мире, а в сердце у них зло» ( Псал. 27, 3 . Сравни Псалм. 54, 22). Пророк Иеремия не однократно указывал, как не оправдывались обещания мира. «Ждем мира – и ничего доброго нет; ждем времени исцеления – и вот, ужасы» (Иерем. 14, 19 и 13; 5, 12; 8, 15). И ъ новом завете апостол возвестил: «будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» ( 2Тим. 3:3 ) и «когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба» (1 Фессал. 5:3).   Итак, не должно поддаваться обещаниям мира и счастья. Никакого царства счастья никогда не будет без царства Божия, а царство Божие внутрь нас есть. Итак, нужно стремиться создать мир в самих себе, тогда можно надеяться, что мир явится и вне нас. Мы не можем пророчествовать о будущем, но мы должны знать, что, какое бы ни было будущее, оно будет создано нами. На наши заботы о мире и на наши стремления к миру – стремления, разумеется, не лицемерные и не своекорыстные Господь ответит тем, что на земле будет мир, в человеках благоволение ( Лк. 2:14 ).   У евреев есть поверье: если бы евреи соблюли две субботы, то мессия бы пришел. Евреи не верят, что он пришел, и тем самым свидетельствуют, что они не соблюдают заповеди о субботе. Не будем самообольщаться. Не соблюли и не соблюдаем мы ни суббот, ни воскресений. И несмотря на это, мы знаем: мессия пришел. Тем более пришедший спасет нас, если мы будем просить о спасении.  

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Значит, побуждением к творению мира служила бесконечная благость Божия или желание иметь причастников Своей славы вне Своей внутренней жизни. Целью же творения было блаженство тварей в прославлении Творца. Если Бог есть Любовь, то другого побуждения к творению мира трудно и представить. По бесконечной благости Своей Бог и создал мир с бесконечными родами способных к принятию благ конечных видов и форм жизни и сообщил им столько и таких благ, сколько и какие может то или другое конечное существо воспринять по самой своей природе. Священное Писание научает нас видеть и исповедовать в творении мира дело благости Божией: «Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его (Пс.144:9). Славьте Господа, ибо Он благ, ибо во век милость Его (Пс.105:1)». Одна из целей творения — блаженство тварей. Откровение удостоверяет нас в этом, когда учит, что все действия Божии в отношении к миру — Промышление, Искупление, Спасение человека — имеют целью блаженство тварей. Отсюда следует, что и творение мира имело ту же цель. Наряду с этим откровение учит, что была и как бы другая цель творения — слава Божия. У Псалмопевца вся природа представляется славящею Бога: «Небеса проповедают славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс.18:2). По словам пророка Исаии, «вся земля исполнена славы Господа Саваофа» (Ис.6:3). Вся жизнь и существование человека, по учению апостола Павла, да будут направлены к одной цели — славе Божией. «Прославляйте Бога в телесах ваших, и в душах ваших, которые суть Божия» (1Кор.6:20). «Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1Кор.10:31). Ангелы изображаются в Священном Писании непрестанно славящими Бога. Отдельные действия Божии также изображаются в Священном Писании, как направленные к славе Божией. Так, Спаситель свидетельствует, что величайшее дело любви общественной — Искупление людей — имеет целью славу Божию: «Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем» (Ин.13:31), — говорит Он в прощальной беседе с учениками. Второе пришествие Господа на землю также будет во славе Его: «Когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших» (2 Фессал.1:10).

http://azbyka.ru/katehizacija/vvedenie-v...

И вот, теперь попустил Господь духа лживого в уста всех сих пророков твоих; но Господь изрек о тебе недоброе». Это трудное место подверглось многим разнообразным толкованиям. Из всех мнений мы избираем то, которое кажется нам более соответствующим для разъяснения этого таинственного видения. Во-первых мы заметим, что пророки, стоящее пред Ахавом, называются (ст. 22) пророки его, ему принадлежащими, стало быть ни в каком случай не принадлежащими Господу. – Во-вторых явление Господа сил Михею, имеющее быть объявленным пред Ахавом, имеет значение частное и местное, – не общечеловеческое и догматическое, как явления, бывшие позже пророкам Исаии и Иезекиилю и Даниилу. В этом отношении оно уподобляется таинственному сказанию, коим открывается книга Иова. Но здесь в видении Михея нас в особенности останавливает поручение, даваемое одному из духов, – смутить Ахава и заставить его идти на Рамоф. Дух этот, сам правдивый, говорит ст. 22: «я войду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его (Ахава)», Ложь возникает в устах пророков, на которых дух наводит потемнение мысли, затмение ума; это именно то, что говорит Ап. Павел о тех, которые не приняли любви истины: «За сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи» (2 Фессал. II, 11). Когда отступает благодать Божия, то человек сам себя обманывает. Притом заметим, что пророки культа тельцов не были в неведении правды Божией; они очень хорошо знали о культе Иеговы по закону Моисееву,– они самовольно избирали ложь и культ тельцов, и они должны были подвергнуться потемнению мысли, потому Господь и послал им «действие заблуждения». Но кроме того самый рассказ Михея пред Ахавом сего видения свидетельствует, что Ахаву и пророкам дано было знать и добро, и зло; Ахав должен был – выслушав и своих пророков и Михея, – сам рассудить, кому следовало верить, и избрать свободною волею своею то мнение и указание, которое по его убеждению было истиною. Сомневаться – где истина, – едва ли он мог: но – как часто бывает – он избрал то, что ранее пророчества желало его сердце и, поставив волю свою вместо воли Господа, он пошел на Рамоф Галаадский и был убит там.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

«Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба... и не избегнут» (1-е посл. к Фессал. гл. 5, 3). И еще: «Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас. Ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь: ибо надлежит всему тому быть; но это еще не конец. Ибо восстанет народ на народ и царство на царство. и будут глады, моры и землетрясения по местам. Всё же это начало болезней» (Еванг. от Матф. rл. XXIV, 4, 5, 6, 7, 8). «И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь. Претерпевший же до конца спасется. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец. Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную чрез пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет...» (Еванг. от Матф. rл. XXIV, 12, 13, 14, 15).  И так далее. Даже г. Градовский догадался упомянуть в своем слабом возражении г. Достоевскому о пришествии антихриста и о том, что Христос пророчествовал не гармонию всеобщую (мир всеобщий), а всеобщее разрушение 126 . Я очень обрадовался этому замечанию нашего ученого либерала. И хотя, видимо, г. Градовский писал это с улыбкой и хотел напоминанием о «светопреставлении» уязвить христианство; но это, как ему угодно, указание на эту существенную сторону христианского учения здесь очень кстати. Итак, пророчество всеобщего примирения людей о Христе не есть православное пророчество, а какое-то общегуманитарное. Церковь  этого мира не обещает, а кто «преслушает Церковь , тебе тот пусть будет как язычник и мытарь» 127  (то есть чужд тебе как вредный своим примером человек; конечно, до тех пор, пока он не исправится и не обратится). Возвратимся к европейцам... Прежде, например, чем полюбить кого-либо из европейских либералов и радикалов, надо бояться Церкви. Начало премудрости (то есть настоящей веры) есть страх, а любовь – только плод.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010