По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою  ( Ин.13:35 ), — говорил Господь в последней, прощальной беседе ученикам Своим. И действительно, живое единение, взаимная любовь и общение всегда были самыми отличительными чертами христианской жизни в лучшие времена ее развития. О первых христианах Иерусалимской Церкви Дееписатель пишет:  У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду  ( Деян.4:32, 34-35 ). Достойно подражания это совершеннейшее единение первых христиан — единение в духе и в самой внешней жизни среди тогдашнего общества иудейского и языческого, испорченного, развращенного и грубого, где каждый заботился о своих выгодах, и все старались теснить друг друга, и потому всем было друг от друга тесно. И после времен апостольских, в последующие века христианской истории, взаимная любовь и общение между христианами были настолько высоки, что ничего подобного в древнем языческом мире не было. Христианская Церковь скоро распространялась тогда по всем городам и странам, но в каждом городе Церковь имела сравнительно малое число последователей, окруженных со всех сторон огромным множеством неверовавших и враждебных христианству язычников. И тем не менее члены различных христианских Церквей, рассеянные по всему миру, по разным странам и племенам, постоянно преследуемые бесчисленными врагами и наветниками, были как бы членами одной семьи — братьями и сестрами, как они и называли друг друга с искренностью и в истинном значении этих слов. В дошедших до нас пастырских посланиях того времени, пересылавшихся часто лицами, никогда в глаза друг друга не видевшими, дышит дух такой близости, искренности, взаимного доверия, взаимного участия, точно это действительно переписывались друг с другом члены одной семьи, с детства росшие вместе и издавна привыкшие делить между собою мысли и чувства, радости и горе.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-praz...

«побеждающему» – истинная христианская жизнь есть всегда труд, борьба, напряжение сил. «вкушать от древа жизни» – то есть быть причастником жизни и благ Будущего века. См. также комм. на 22, 2. Как период истории послание к Ефесской церкви соответствует апостольскому веку (I век по Р. Х.). Характеризуется он великим горением и ревностью по Боге: первая совершенная любовь, труды, терпение, нежелание сносить развратных. 20 20   Ср. характеристику апостольской Церкви, данную в книге Деяний: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их» (Деян. 4, 32–33). С другой стороны, и снижение с этих высот начинается в ту же самую эпоху: «вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела». В апостольскую эпоху вселенским центром христианства была церковь Палестинская и город Иерусалим. Однако после его разрушения в 70 году Иерусалимская церковь постепенно утратила свое первенствующее значение, в чем некоторые видели исполнение слов Христа: «Сдвину светильник твой». 8 И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив: Сегодня Смирна – это крупный турецкий город Измир, с населением 4 миллиона человек. В I веке, как и в наше время, он был цветущим богатым портовым городом, именуемым «цветком» и «драгоценным камнем» Асии. Смирна была верным сторонником Рима, в ней был воздвигнут один из первых храмов в честь богини Ромы, олицетворявшей Римскую империю и считавшейся ее покровительницей. Также в Смирне проживала большая и влиятельная община иудеев.  Как видно из дальнейшего текста, состояние Смирнской церкви было совсем другим, чем Ефесской, – она находилась в состоянии скорби, гонений и преследований.  «Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив»  – в этих словах,  кроме имен Божиих, можно видеть еще утешение страдающей Смирнской церкви. Христос как бы говорит: вам нужно пройти через испытания, но вы должны знать, что Я Первый и Я Последний – Я прошел через испытания раньше вас: вас еще не было в этом мире, а Я уже претерпел страдания и смерть, выпил Свою чашу до дна. И последнее слово, последний суд также будут за Мной.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Происхождение службы    В службе на этот праздник хвалитные стихиры приписываются сочинению Василия Великого, а прочее составлено Космой Иерусалимским, наставником Иоанна Дамаскина, жившего в VIII веке, и Иоанном Арклийским, или, что то же, Дамаскиным. Проповеди святых отцов    Проповеди на этот праздник можно находить в сочинениях святых отцов: Василия Великого, Григория Богослова, Амвросия, Златоуста, Кирилла Александрийского, Прокла, Максима, Льва Папы, Петра Хрисолога, Григория Великого, Фулгенция. Продолжение праздника    Праздник этот празднуется семь дней и притом с троякой торжественностью, а именно: в первый день торжественнейшим образом, во второй — хотя менее торжественно, но более, нежели в прочие дни, а далее — как обыкновенно совершаются попразднства. Праздник Преображения Господня Предмет праздника и отношение к жизни христианской    Праздник Преображения Господня совершает Церковь 6 августа в воспоминание того, что Иисус Христос (как повествуют Евангелисты: Матфей, (Мф. 17:1-9), Марк (Мк. 9:2-9) и Лука (Лк. 9:28-36), возведши в некоторое время трех учеников Своих — Петра, Иакова и Иоанна — на гору (Фавор), преобразился пред ними, то есть Лицо Его просияло, как солнце, ризы Его сделались блистательны и белы, как снег; при этом явились пред Него Моисей и Илия, и из светлого облака, осенившего всех их, слышен был глас: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте!» (Мф. 17:5).    Учители Церкви, разлагая это событие на части, в каждой из них находят назидательные наставления для христианина. Заметим главные мысли. Намерением, говорят они, при этом было то, чтобы: 1) показать вечное Божество Иисуса Христа и Его равночестную Богу Отцу славу; 2) чрез это возбудить веру и любовь к Нему и 3) желание чистоты и святости, как необходимых для участия в Его славе. «Мы же все, — говорит апостол, — открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу» (2 Кор. 3:18). Частнейшей целью Преображения было то, чтобы самовидцев-апостолов приготовить к созерцанию страданий Спасителя, то есть чтобы они пребыли непоколебимы в вере и любви к Нему, несмотря на крайнее Его уничижение, которому Он скоро должен был подвергнуться./Да егда Тя узрят распинаема/, — воспевает Церковь, —/страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят: яко Ты еси воистинну Отчее сияние/. Посему-то Моисей и Илия, «явившись во славе... говорили об исходе Его (Иисуса Христа), который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:31).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Пророк Давид, в молитве взывая: Господи Боже Авраама, и Исаака, и Израиля, отец наших ( 1Пар. 29:18 ), – воспоминает о святых праотцах в подкрепление своей молитвы к Богу, подобно тому, как православная церковь повседневно призывает Христа, истинного Бога нашего, молитвами пречистой Матери Его и всех святых. Апостол Иаков пишет: молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного. Илия был человек подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на земле три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой ( Иак. 5:16–18 ). Апостол Павел самому себе просил молитв у христиан: молю вы, братие, Господом нашим Иисусом Христом и любовию Духа, споспешествуйте ми в молитвах о мне к Богу ( Рим. 15:30 ). Святой апостол Иоанн Богослов, изображая бывшее ему видение, говорит: двадесять и четыре старцы падоша пред Агнцем, имуще кийждо гусли и фиалы златы, полны фимиама, иже суть молитвы Святых ( Апок. 5:8 ). И еще: и другий Ангел прииде, и ста пред олтарем, имеяй кадильницу злату: и дани быша ему фимиами мнози, да даст молитвам святых всех на олтарь златый сущий пред престолом. И изыде дым кадильный молитвами святых от руки Ангела пред Бога ( Апок. 8:3, 4 ). Вселенская церковь Христова, последуя примеру и наставлению апостольскому, всегда призывала святых, как и ныне призывает. От времен апостольских совершается призывание святых на Божественной литургии. Святой Кирилл Иерусалимский , один из преемников первого Иерусалимского епископа Иакова, изъясняя литургию церкви Иерусалимской, по преданию дошедшую от апостола Иакова, говорит: «потом поминаем и прежде почивших, во первых патриархов, пророков, апостолов, мучеников, чтобы их молитвами и предстательством принял Бог моление наше». 35 Также призываются святые в литургиях Василия великого и Иоанна Златоустог о. 36 Василий великий в слове на сорок мучеников говорит: «Сколько употребил бы ты труда, найти одного молитвенника ко Господу! и вот сорок молитвенников, воссылающих согласную молитву.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Простите и помолитесь. Простите мне, многогреш[ного] ин[ока] Феодос[ия]. 15 окт[ября] воскр[есенье]. Ждем ответа ради Христа. Со слезами просим ответить и дать сиротам совет. Смиренно кланяемся. Д. 18. Л. 64–64 об. Подлинник. Автограф. 3. 28 ноября 1956 г. 28/11 56 Ваше боголюбие преосвященный Владыко! Письмо с воззванием Вашим получил все в целости. Святый Владыко, мы все равно сомневаемся о хождении в храмы! Мы сергиан не поносим и не злословим, а скорбим, отчего да сохранит нас Г[оспо]дь Бог . Кто мы такие, чтобы судить кого-то. «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнесть укоризненного суда, но сказал: да запретит тебе Господь» ( Иуды 1, 9 ), а кто мы такие, чтобы кого-то судить. Но мы должны защищать православие. Патриарха Ал[ексия] мы признать не можем, как преемника Патриарха Тихона, в настоящее мы ничего не знаем, нас окружает мрак, нам говорят, что Вселенские патриархи с патр[иархом] Ал[ексием], постолько 470 это избрание не на свободных началах, можно и уклониться в общении, в случае собора на свободных началах, то я думаю, что нас Церковь не осудит, мы не раскольники и не еретики, а боимся, чтобы не остаться отлученными от Святой Соборной Апостольской православной Кафолической Восточной Церкви. Ведь Иерусалимский собор в средневековье не осудил, а, наоборот, похвалил и одобрил стояние архиеп[ископа] Марка Солунского 471 , который не подписал догмат о главенстве папы Флорентийский собор 472 . А здесь еще сложней: «... Ибо какое общение праведности с беззаконием? что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие вернаго с неверным? Какая совместимость храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог... » ( 2Кор. 6, 14, 15, 16 ). Вы выразили «Одно только обстоятельство, – если священнослужитель начнет открыто, всенародно с Церковного амвона проповедывать ересь» 473 . А почему же тогда митрополит Николай 474 всенародно в газетах, что «спешите слиться во едину великую семью комм 475 . » или еще: «нет на земле сильней воли человеческой». Что это значит? [В] 1945 г., когда избирали в патриархи Ал[ексия], то было выступление, что «Сергий наметил пути, а мы его осуществим», «до революции Церковь была под игом, гнетом, а теперь она свободна и предоставлена свобода, какой еще не было никогда». Зачем такая ложь!

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Великая среда на картине Дуччо ди Буонинсеньи 3 мин., 25.04.2019 Православная церковь вступает в Страстную седмицу, которую верующие проживают вместе со Спасителем. Эти важнейшие в истории человечества события много веков вдохновляют художников, и сегодня «Фома» знакомит вас с наиболее интересными их произведениями, посвященными последним дням земной жизни Христа в  проекте «Холст, Пасха» . Великая среда на картине «Предательство Иуды» итальянского художника конца XIII — начала XIV века Дуччо ди Буонинсеньи В Страстную среду Церковь вспоминает предательство Иуды. О самом предательстве и его мотивах известно мало. Однако, основываясь на Евангелии от Иоанна, церковное предание говорит о том, что Иуда был вор: Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать его, сказал: для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали (Ин 12:3–6). В Евангелиях же от Матфея и Марка говорится о том, что первосвященники предложили ему за выдачу Христа плату, равную шестимесячному жалованию простого рабочего или воина — 30 сребреников. И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им. Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребреники. И он искал, как бы в удобное время предать Его (Мк 14:10–11). Дуччо изобразил момент передачи этого гонорара в руки предателя, хотя в Евангелии не указано, когда именно он получил деньги — до или после ареста своего Учителя. 1 Здание для заседаний синедриона при Иерусалимском храме. Иудеи признают только один храм, где приносится жертва Богу. Вначале это был храм, построенный царем Соломоном, чтобы заменить переносную Скинию собрания со скрижалями Завета. Но от этого первого храма ко времени жизни Спасителя практически ничего не осталось — его разрушили вавилоняне еще b VI beke до нашей эры. C V beka до нашей эры Иерусалимский храм начали восстанавливать. Завершил строительство второго храма царь Ирод Великий (тот, что приказал убить всех младенцев в Вифлееме, надеясь, что среди них окажется и Богомладенец). Это было — даже по современным меркам — грандиозное строение, целый комплекс зданий различного назначения. Именно там жили и проводили свои заседания члены синедриона. Второй Иерусалимский храм разрушили римляне в 70 году нашей эры. 2

http://foma.ru/velikaya-sreda-na-kartine...

Святого Кирилла Иерусалимского : «не будь более ехидною (ср. Мф.3:7 ), но как некогда был ты порождением ее, то оставь, говорит он, образ прежней греховной жизни. Всякий змей, вползая в узкое место, оставляет старую чешую и, через сжатие себя скинувши старость, юнеет телом. Так и ты, говорит он, взойди узкими и тесными вратами; изнурив себя постом, изгони то, что губит тебя». 578 Святого Иоанна Златоуста : «радуюсь и веселюсь, видя ныне, что церковь Божия красуется множеством своих чад... и вместе с тем желаю быть для вас провозвестником наступления святой четыредесятницы, как врачевства душ наших. Α общий всех нас Господь, как чадолюбивый отец, желая очистить нас от грехов, сделанных нами в какое бы то ни было время, и даровал нам врачевство в святом посте... Это есть истинный праздник, где спасение душ, где мир и согласие, откуда изгнана всякая житейская пышность, где нет ни крика, ни шума, ни беганья поваров, ни заклания животных, но вместо всего этого господствует совершенное спокойствие, тишина, любовь, радость, мир, кротость и бесчисленные блага». 579 Опровержение возражений Сектанты говорят : 1) Богу угоден не телесный пост, а духовный. «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма и угнетенных отпусти на свободу и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его и от единокровного твоего не укрывайся» ( Ис.58:6–7 ). Пост иудеев ограничивался одним воздержанием от пищи и не сопровождался сердечным сокрушением о грехах, делами любви и милосердия, почему, как пост лицемерный, был не угоден Богу. Отсюда вывод правильный тот, что истинный пост, заповеданный Богом (который Я избрал – Ис.58:5 ), не должен быть только телесным, но и духовным. В приведенном месте (ср. Ис.58:3–4 ) телесный пост не отрицается, а утверждается. Без телесного поста не может быть и поста духовного: «ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти; они друг другу противятся» ( Гал.5:17 ). «Воздержание от пищи Бог повелевает для того, – учит святой Иоанн Златоуст , – чтобы мы обуздывали порывы плоти и делали ее послушным орудием для исполнения заповедей». 580

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Святость Бога является источником освящения человека. Апостол Петр призывает верующих: «По примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» ( 1Пет 1:15–16 ). Апостол Иоанн говорит христианам: «Вы имеете помазание от Святаго и знаете все» ( 1Ин 2:20 ). Согласно апостолу Павлу, Бог наказывает верующих в Него для их пользы, чтобы они имели участие в Его святости ( Евр 12:10 ). Святость Бога следует отличать от святости ангелов и людей. По словам святителя Кирилла Иерусалимского , «поистине един Свят, кто по естеству Свят. И мы святы: но не по естеству, а по причастию, подвигу и Бог — праведный Судия. В Ветхом Завете о Боге говорится, что Он — «Судия всей земли» ( Быт. 18:25 ), «Судия праведный» ( Пс 9:5 ), Который воздает возмездие гордым ( Пс 93:2 ), щедро награждает за праведность и сурово карает за грехи ( Исх 34:6–7 ). Так же и в Новом Завете Бог предстает как Судия, Который будет судить праведным судом ( Рим 1:32; 2:5; 3:5 ; 2Фес 1:5 ; Евр 6:10 ), нелицеприятно и беспристрастно ( 1Пет 1:17 ; Рим 2:11 ; Гал 2:6 ). § 5. Бог един, но в трех Лицах Церковь верует в Единого Бога в трех Лицах: Отца, Сына и Святого Духа — Единосущную и Нераздельную Троицу. В Символе веры говорится: «Верую во Единаго Бога Отца… И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия… И в Духа Святаго, Господа Животворящаго…». Церковь верует в Триединого Бога — единого по Своей Божественной сущности и троичного в Лицах (Ипостасях) Отца, Сына и Святого Духа. Три Лица Пресвятой Божественной Троицы — не три Бога, а один Бог. Каждая Божественная Ипостась в полноте обладает Божественным достоинством, так что сущность Божества не разделяется, но пребывает единой. Уже в Ветхом Завете можно усмотреть прикровенные указания на троичность Единого Бога . Указание на Слово Божие и Святого Духа можно словах Псалма: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их» ( Пс 32:6 ). Намек на троичность Божества усматривается в тех случаях, когда Бог говорит о Себе во множественном числе: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» ( Быт 1:26 ); «И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык… сойдем же и смешаем там язык их» ( Быт 11:6–7 ); «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас» ( Быт 3:22 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Скорее всего, он уже тогда начал свою проповедь язычникам. Именно поэтому Варнава, посланный в Антиохию из Иерусалима, чтобы разобраться в вопросе, что делать с обращенными из язычества, отыскал его в Тарсе и вновь привел в Антиохию. Отсюда и пошел отсчет знаменитых миссионерских путешествий св. Павла. Павел начал свою проповедь в Малой Азии с евреев. Он никогда не сомневался, что евреям «первым надлежало быть проповедану слову Божию» (Деян.13:46). Отвержение ими Христа будет его «непрестанным мучением» (Рим.9:2). Но ясно для него и то, что Евангелие теперь обращено ко всему миру «во спасение до края земли» (Деян.13:47; Ис.49:6). Отвергнутый евреями, он осознает свое призвание быть апостолом язычников: «...но как вы отвергаете его (Слово Божие. - А.Д.) и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот мы обращаемся к язычникам» (Деян.13:46). В конце концов деятельность Павла привела к конфликту с консерваторами. Вопрос, уже давно назревавший, был поставлен весьма остро. Ответ на него должен был быть дан всей Церковью. В этом контексте и состоялся Иерусалимский апостольский собор (Деян.15). В высшей степени промыслительно, что Церковь, будучи еще в младенчестве, сразу же нашла именно соборную форму для решения главных, основополагающих вопросов и определения дальнейшего пути. Именно пути, потому что собор - по-гречески σνοδος - буквально значит «сопутствие», т.е. путь, по которому вместе приходят к общей цели. Собор стал прототипом всех грядущих соборов. В нем приняли участие не только апостолы, но и пресвитеры, а через них вся Церковь во главе с Иаковом, братом Господним. Очень важна также эта дерзновенная формула - «Изволилось Святому Духу и нам», то есть признание действия Святого Духа в единстве, о котором повелел Христос Своим ученикам. Соборность, объединявшая «множество учеников» (Деян.6:2), созываемых «двенадцатью», уже практиковалась, когда надо было принять важное решение, такое, например, как избрание «семи». Этот образец корпоративных решений в каждой поместной церкви был формой соборности, оставшейся неизменной в раннем христианстве.

http://sedmitza.ru/lib/text/434655/

Слово Его Блаженства Феофила III, Патриарха Святого града Иерусалима и всея Палестины, в день интронизации 22 ноября 2005 года (версия для печати)/Православие.Ru Слово Его Блаженства Феофила III, Патриарха Святого града Иерусалима и всея Палестины, в день интронизации 22 ноября 2005 года Православие.Ru , 25 ноября 2005 г. Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу. (Пс. 65.12) Ныне Мы воздаем благодарение Всесвятой Троице, Которая истинно вывела Апостольскую Церковь Иерусалимскую из великого кризиса, потрясшего все Тело Православной Церкви. Мы воздаем славу и благодарение Всесвятой Троице и за возведение Нашей Мерности на престол славного и святого апостола Иакова, брата Божия и первоиерарха Иерусалимского, что соделывает Нас как его преемником, так и пастырем и хранителем Святой Церкви Христовой, равно как и настоятелем честного Братства Гроба Господня, труды и борьба которого « не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной » (Еф. 6. 12). Церковь Иерусалимская утверждена Распятием на месте мученичества там, где пролилась кровь Воплощенного Слова Божия, Спасителя нашего Иисуса Христа. И она продолжает священную миссию, имея пред своим взором опустевший Гроб Господень, от которого воссиял новый свет Воскресения Христова, обновивший вселенную. Мы свидетельствуем об этом скорбно-радостном событии Распятия и Воскресения, когда в страхе Божием принимаем на себя ответственность, возложенную на нас единодушным решением и голосованием досточтимых членов Святого и Священного Синода. Мы в полной мере осознаем, что призваны ответить на их священный и высокий призыв в духе смирения, братолюбия и молитвы, дабы оправдать чаяния избранного и царственного народа Божия - православных христиан, живущих здесь и рассеянных по миру, а также государственных властей, при правлении которых мы живем, в особенности же Хашимитского Королевства Иордании, по конституции являющегося хранителем закона Греко-православного Иерусалимского Патриархата.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010