Улучшить нравственность известного класса лиц, поднять их умственное состояние не в пример легче и проще, чем возвратить какой-либо христианский народ к религиозным нормам канонического характера, как скоро эти нормы здесь потеряли силу. За примерами ходить недалеко. Ни католиков, ни протестантов, ни англикан невозможно возвратить на путь истины, а все потому, что у них забыты основные нормы древней церковности. Или разве одни слепые не задают себе в настоящее время вопроса: какими неисчислимыми бедами отразится на Болгарской церкви то обстоятельство, что она оторвалась от тесной связи с патриархом Константинопольским? Глава II Почти вслед одно за другим появились в печати два сочинения, в которых речь идет об одном и том же предмете – о современном состоянии Иерусалимского патриархата. Одно из этих сочинений принадлежит перу г-на М. Соловьева и озаглавлено: «Св. Земля и Православное Императорское Палестинское общество» (М., 1891). Автор сочинения пишет на основании личных и, по-видимому, некратковременных наблюдений над положением Иерусалимского патриархата. Он не видит ничего хорошего в положении этого патриархата; если верить ему, то выходит, что церковные дела здесь достигли крайнего запустения. Св. Земля, по рассуждению автора, ничего путного и в будущем не может ожидать от Иерусалимского патриарха и всех прочих иерархических лиц этой Церкви, как скоро управление ею останется в руках греков. Пессимизм – вот общий тон сочинения г-на М. Соловьева. Но прежде чем ознакомить читателя с книгой г-на Соловьева, следует сделать одну необходимую оговорку. Автор в заглавии своего сочинения к словам «Св. Земля» прибавляет и «Палестинское общество». Но последняя прибавка не свидетельствует о солидарности русского «Палестинского общества» в воззрениях с автором. Все печатные произведения, разрабатывающие палестинские вопросы в духе указанного общества, это последнее издает за свой счет, но книга г-на Соловьева издана автором; при том же сравнение отзывов и мнений автора с отзывами и мнениями «Сообщений Палестинского общества» (три тома) дает понимать, что Палестинское общество старательно оберегает себя от тех крайностей, которые характеризуют труд г-на Соловьева.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Досифей, сам патриарх иерусалимский, не имел основания выдумывать такого постановления и соблюдение его до настоящего времени указывает, что оно, если даже не сохранилось письменно, то устно и преемственно, существует почти 350 лет. Но если нет основания отвергать постановления приводимого Досифеем, то нельзя согласиться с приводимыми им причинами, обусловившими такое постановление. Что положение патриархата в это время было бедственное, не подлежит сомнению, но не от неспособности туземных патриархов, а от тех войн и междоусобий, которые в течение девяти веков сряду разоряли Святую землю, и при которых туземные патриархи успели, однако же, спасти и сохранить свою паству. За это тяжелое для православия время, мне неизвестна ни одна добровольная уступка православных монастырей и святынь иноверным общинам, кроме уступок, сделанных уже в XVI веке грузинами, и которые объясняются бедственным положением в то время самой Грузии и нерасположением грузин именно к константинопольским пришельцам, занявшим иерусалимский патриарший престол. Мне кажется, что избрание уроженца морейского на престол Св. Иакова объяснится гораздо проще, если мы сопоставим год его избрания с годом покорения турецкими султанами Палестины и к этому присовокупим, что Герман был первым иерусалимским патриархом, избранным после включения Иерусалима в состав оттоманской империи. Тогда сделается ясным, что не неспособность туземных патриархов обусловила такое избрание, а вслед затем и состоявшееся вышеприведенное постановление, а приобретение преобладающего значения константинопольским патриархатом, употребившим все свои усилия, чтоб подчинить своему непосредственному влиянию остальные православные патриархаты и в особенности иерусалимский, как наиболее выдающийся по святости своих воспоминаний. Поэтому, по смерти Дорофея († 1534 г.), константинопольский патриархат воспользовался первым удобным случаем, чтоб привести в исполнение свою цель и посадить на иерусалимский престол своего кандидата. Счастливое стечение обстоятельств дало возможность не только закрепить установленный обычай, но еще распространить его значение тем, что иерусалимский престол сделался как бы наследственным, так как умирающий патриарх назначал в своем духовном завещании своего наследника, и до времен Афанасия († 1845 г.) не было примера, чтоб воля умершего патриарха не была исполнена. Этими установившимися обычаями объясняется, как в течение 311 лет с 1534 по 1845 г., в то время как на константинопольском престоле сменились 116 патриархов, на престоле Св. Иакова мы видим только 16 патриархов, из которых первые четыре: Герман († 1579 г.) Софроний († 1607 г.) Феофан († 1644 г.) и Паисий († 1661 г.) были даже родственниками между собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Hitrov...

Архив Пн Протоиерей Вадим Леонов. Отступления Константинопольского Патриархата от Православия 19 апреля 2019 г. 17:27 Статья доцента Сретенской духовной семинарии , кандидата богословия протоиерея Вадима Леонова опубликована на сайте Православие.ru . По ходу обсуждения текущего общеправославного церковного кризиса открываются глобальные отступления Константинопольского Патриархата (далее — КП) от Православия. Осознать их в совокупности необходимо, чтобы четко понимать, сколько и какие проблемы предстоит решить. На данный момент вышло много публикаций, в которых на конкретных примерах подтверждается, что константинопольская экклезиология — это разновидность ереси папизма. Однако существуют важные свидетельства и документы, которые открывают иные стороны религиозных взглядов Фанара и дополняют уже известные, но в подробностях еще не изученные. В данной статье рассмотрим три крупных отступления от Православия в современной деятельности КП. I. Папизм Папизм выражен во многих текстах и действиях КП на протяжении длительного времени, но с особой выразительностью он представлен в последний период — с сентября 2018 года по настоящее время. Некоторые свидетельства этого уже разобраны в публикациях специалистов, поэтому мы не станем заново их цитировать, но на их основании перечислим основные проявления папистской ереси в современной жизни КП. Последнее положение требует отдельного пояснения, ибо оно раскрылось с особой выразительностью в недавних публичных выступлениях КП, прежде всего, в ответе Патриарха Варфоломея на письмо Предстоятеля Албанской Церкви архиепископа Здесь прорисована константинопольская экклезиология, в рамках которой во главе Церкви стоит КП, на второй ступени — древние Поместные Церкви (Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская и Кипрская), которые должны признавать своим главою КП, а ниже находятся, как сказано в письме: «Новейшие итак называемые " автокефалии " (Τνεωστ κα οτω καλομενα ατοκφαλα”)». Патриарх Варфоломей, по сути, прямым текстом обесценил автокефалии остальных Поместных Церквей, назвав их «так называемыми» и поставив слово «автокефалии» в кавычки, но этим он не ограничился.

http://patriarchia.ru/db/text/5415970.ht...

Позже, в 1847 году, Антиохийский Патриарх Мефодий († 1851) присоединил к Православию амидского митрополита со всей его паствой и многих униатов в Сидоне. В 1860 году при Патриархе Иерофее († 1885) было присоединено ещё пять тысяч униатов. Положение Патриархата ухудшила Наполеоновская экспедиция. В 1883 году Сирия была завоевана египетскими войсками. Положение христиан несколько улучшилось. Однако магометанский фанатизм способствовал истреблению христианства. Особенно много христиан погибло в 1860 году, когда население Ливана – друзы (магометане) подняли войну против христианства. История знает гибель библиотеки в Дамаске, разграбление церквей. Уцелевшие христиане скитались без крова и пищи. В течение лишь одного месяца арабы-друзы умертвили 17 тысяч человек. Вся Европа ужаснулась от этой резни; по соглашению между европейскими государствами, в Сирию были отправлены французские войска, которые оккупировали её в течение одного года, и в Патриархате водворилось спокойствие. Позже Порта принимала меры к тому, чтобы не допускались кровавые вспышки религиозной вражды мусульман к христианам, которые давали повод к вмешательству европейских держав, Антиохийскому Патриарху было предоставлено право представительства в Порте. Немало было внесено беспорядка во внутреннюю жизнь Патриархата и вмешательством в его дела Константинопольской и Иерусалимской иерархии. Константинопольский Синод в XVIII веке присвоил себе право назначать на Антиохийскую кафедру лиц из состава Константинопольской иерархии, а Иерусалимская иерархия в конце XIX века сделала попытку превратить Антиохийский Патриархат в свою епархию. На архиерейские кафедры в пределах Патриархата стали ставиться исключительно греки. Это вызвало недовольство среди православных арабов. Арабское население желало иметь туземную иерархию во главе с Патриархом. Законное желание арабов осуществилось только в 1899 году, когда на Антиохийскую кафедру был избран Патриарх из арабов – Мелетий Лаодикийский. С этого времени Патриархами являются иерархи арабской народности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С 1895 г. живя в Константинополе, я имел случай изучать людей, предками которых создавалась история Византии, непосредственно знакомиться с памятниками и вникнуть в психологию константинопольского патриархата, который во многом несет ответственность за то, что большинство подчиненных культурному влиянию Византии народностей доселе находится в столь жалком положении. Так как духовенство и монашество всегда занимали первенствующее место в истории Византии, то, конечно, немаловажное значение имеет то обстоятельство, в каком освещении излагать церковные дела. Может быть, не живя столько времени среди греков и не изучая непосредственно жизнь патриархата, было бы невозможно и мне отрешиться от теоретических построений и фикций, которыми нас так обильно наделяют в школе. Между тем реальный взгляд на вселенский патриархат, бросающий отлучения на славянские народы, нарушающие его филетическую политику, в высшей степени благовременно установить нам как для русской церковной политики, так и для нашего народного самоопределения, хотя бы ввиду того соображения, что не за горами тот момент, когда он политическим ходом вещей и успехами католической и протестантской пропаганды будет доведен до положения александрийского или иерусалимского патриархата, т. е. когда потеряет почти весь Балканский полуостров и значительную часть восточных кафедр. Затем только продолжительное пребывание на Востоке и соединенные с тем путешествия по Малой Азии, Сирии и Палестине могли для меня выяснить исторические судьбы Византийской империи, которая для своего существования связана более с Востоком, чем с Западом. Разумею не только то, что как константинопольская империя, так и заменившая ее турецкая главными своими материальными силами (военными людьми и доходами) обязаны Востоку и всегда зависели от преданности восточных провинций, но и действительные традиции и исторические факты Ни один из славянских государей не совладал с заманчивой мыслью основать в Европе империю на месте греко-византийской; ни одно из европейских княжений, основанных в Европе после IV крестового похода — будь во главе его франки или местные греки — не имело продолжительной истории и не привлекло к себе народных симпатий, а между тем в Никейской империи сохранилась и созрела идея восстановления Византийской империи в XIII в. Урок истории должен быть строго проверен и взвешен теми, кто в настоящее время ожидает дележа наследства после «опасно больного» на Босфоре.

http://sedmitza.ru/lib/text/442724/

С 1895 г. живя в Константинополе, я имел случай изучать людей, предками которых создавалась история Византии, непосредственно знакомиться с памятниками и вникнуть в психологию константинопольского патриархата, который во многом несет ответственность за то, что большинство подчиненных культурному влиянию Византии народностей доселе находится в столь жалком положении. Так как духовенство и монашество всегда занимали первенствующее место в истории Византии, то, конечно, немаловажное значение имеет то обстоятельство, в каком освещении излагать церковные дела. Может быть, не живя столько времени среди греков и не изучая непосредственно жизнь патриархата, было бы невозможно и мне отрешиться от теоретических построений и фикций, которыми нас так обильно наделяют в школе. Между тем реальный взгляд на вселенский патриархат, бросающий отлучения на славянские народы, нарушающие его филетическую политику, в высшей степени благовременно установить нам как для русской церковной политики, так и для нашего народного самоопределения, хотя бы ввиду того соображения, что не за горами тот момент, когда он политическим ходом вещей и успехами католической и протестантской пропаганды будет доведен до положения александрийского или иерусалимского патриархата, т.е. когда потеряет почти весь Балканский полуостров и значительную часть восточных кафедр. Затем только продолжительное пребывание на Востоке и соединенные с тем путешествия по Малой Азии, Сирии и Палестине могли для меня выяснить исторические судьбы Византийской империи, которая для своего существования связана более с Востоком, чем с Западом. Разумею не только то, что как константинопольская империя, так и заменившая ее турецкая главными своими материальными силами (военными людьми и доходами) обязаны Востоку и всегда зависели от преданности восточных провинций, но и действительные традиции и исторические факты. Ни один из славянских государей не совладал с заманчивой мыслью основать в Европе империю на месте греко-византийской; ни одно из европейских княжений, основанных в Европе после IV крестового похода – будь во главе его франки или местные греки – не имело продолжительной истории и не привлекло к себе народных симпатий, а между тем в Никейской империи сохранилась и созрела идея восстановления Византийской империи в XIII в. Урок истории должен быть строго проверен и взвешен теми, кто в настоящее время ожидает дележа наследства после «опасно больного» на Босфоре.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Явление это тем более прискорбно, что разлад высшего духовенства иерусалимского патриархата с местным православным населением принимает не только с каждым годом, но с каждым днем, все более острый характер. С конца XVI столетия, туземные духовенство и население не раз уже порывались возвратить себе права, отнятые у них константинопольскими пришельцами, и каждый раз безуспешно. Между тем времена изменились, отношения протестантского и латинского духовенства к своим туземным паствам, заступничество за них религиозное и в особенности политическое, с каждым днем нагляднее, указывают православному населению, оставленному без всякого призора, его угнетенное положение и заставляют его делать далеко не утешительные для себя сравнения. В особенности разлад этот стал ощутительнее, когда после низложения Кирилла, с избранием Прокопия, восторжествовала, если так можно выразиться, константинопольская партия. В 1875 г. православное население Святой земли подало турецкому правительству просьбу, в которой просило только, чтоб: 1 . Патриарх и архиереи жили в своих епархиях. 2 . Народное образование ведалось особым при патриархате советом, состоящим поровну из высшего духовенства, низшего туземного духовенства и местных православных жителей, и 1 . Доступ в святогробское братство был бы открыт туземцам. Конечно ни турецкое правительство, ни константинопольский и иерусалимский патриархи не сочли нужным даже отвечать на эту просьбу. В конце 1879 г., через графа Е. В. Путятина, те же православные туземцы представили в Бозе почивающему Государю Императору просьбу, почти такого же содержания, с ходатайством о заступничестве. Просьба эта была переслана министерством иностранных дел нашему послу в Константинополе, а сим последним нашему консулу в Иерусалиме г. Илларионову, который ее в подлиннике, со всеми подписями, на ней находившимися, передал на заключение иерусалимского патриархата, конечно не поблагодарившего жаловавшихся на него. В конце 1880 г. мне лично пришлось проехать Святую землю и вот общий результат: от бир-Себа до Дана, от Средиземного моря до Иордана; в пределах иерусалимского патриархата не существует ни одной православной школы, что же касается до положения туземных храмов и духовенства, то мы имеем ныне для них сравнение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Hitrov...

поиск:   разделы   рассылка Священник Игорь Ковалевский: " Не стоит с религиозной точки зрения комментировать Крымскую войну " Крымская война была для России войной в защиту православных святынь Палестины, считают в Московском патриархате, представители католической церкви призывают не искать в истории кампании религиозную составляющую. " В основе Крымской войны было посягательство западных католических держав на ключи от Вифлеемского храма, на святые места. Это ущемляло интересы православного Иерусалимского патриархата, за которые и вступилась православная Россия " , – сказал РИА Новости зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата епископ Егорьевский Марк. Он принимает участие в конференции " Крымская (восточная) война в культурной памяти народов России и мира " , которая открылась во вторник в московском президент-отеле по инициативе Центра национальной славы России (ЦНСР). По словам епископа, в советское время " эта позиция была задавлена пропагандой " . " Россия, вследствие идеологических причин, в течение всего советского времени использовала следующий принцип: чем хуже для царской России, тем лучше. Эта позиция стала господствующей " , – считает представитель Московского патриархата. Со своей стороны, генсек конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский в беседе с журналистами высказал мнение, что " не стоит с религиозной точки зрения комментировать Крымскую войну " . По его словам, попытки представить эту кампанию как посягательство католических держав на православные святыни Палестины и защиту этих святых мест Россией – " не что иное, как идеология, а не история " . " Межгосударственные и межнациональные проблемы – это не то же самое, что проблемы межконфессиональные " , – добавил священнослужитель. Он выразил сожаление, что политики часто используют религиозные идеи в своих корыстных целях. " Возможно, это использовалось и во время Крымской войны " , – сказал Ковалевский. Вице-президент Центра национальной славы России, историк-востоковед Михаил Якушев, выступая на конференции, назвал крымскую кампанию " войной за святые места Палестины " . " Если смотреть на цели, ради которых Россия вступила в войну – сохранение и утверждение статуса-кво святых мест в Палестине, то Россия Крымскую войну выиграла, достигнув этих целей " , – сказал Якушев. Главный научный сотрудник Института востоковедения РАН, доктор исторических наук, профессор Виталий Шеремет отметил, что в результате крымской кампании " во всей полноте зазвучала симфония православной церкви и Российского государства " . Об этом сообщает " РИА Новости " По материалам:  Поделиться… СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 28.04.2024 25.04.2024 21.04.2024 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023 04.08.2022 25.12.2021 04.12.2021 24.11.2021 УНИВЕРСИТЕТ Поделитесь с друзьями

http://religare.ru/2_34502.html

«Сегодня мы стремимся со всей возможной достоверностью восстановить подлинную документированную историю страны в этот период. Этому способствуют результаты архивных поисков и новых исследований ученых-историков. Мы обращаемся и к достижениям русской дореволюционной исторической науки», — отметил Якунин. В заключение он подчеркнул, что «наш исторический долг — прилагать все усилия к тому, чтобы общество чтило героев Крымской войны: солдат, военачальников, сестер милосердия, полковых священников, чтобы сохранялась память о героической обороне Севастополя, о решительном отпоре, данном русскими военными и простыми людьми попыткам военной интервенции на Камчатке и Кавказе, на Балтике и в Белом море». «В основе Крымской войны было посягательство западных католических держав на ключи от Вифлеемского храма, на святые места. Это ущемляло интересы православного Иерусалимского Патриархата , за которые и вступилась православная Россия», — сказал РИА «Новости» заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископ Егорьевский Марк , участвующий в форуме. По его словам, в советское время «эта позиция была задавлена пропагандой». «Россия, вследствие идеологических причин, в течение всего советского времени использовала следующий принцип: чем хуже для царской России, тем лучше. Эта позиция стала господствующей», — считает представитель Московского Патриархата. Генсек Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский в беседе с журналистами высказал мнение, что «не стоит с религиозной точки зрения комментировать Крымскую войну». По его словам, попытки представить эту кампанию как посягательство католических держав на православные святыни Палестины и защиту этих святых мест Россией — «не что иное, как идеология, а не история». «Межгосударственные и межнациональные проблемы — это не то же самое, что проблемы межконфессиональные», — заявил католический священнослужитель и выразил сожаление, что политики часто используют религиозные идеи в своих корыстных целях. «Возможно, это использовалось и во время Крымской войны», — считает он.

http://patriarchia.ru/db/text/158447.htm...

ВСЦ призвал правительство Иордании пересмотреть решение об отказе в признании Феофила III Патриархом Иерусалимским 24 мая 2007 г. 10:53 Всемирный Совет Церквей (ВСЦ) «глубоко озабочен» недавним решением властей Иордании отозвать признание Феофила III Патриархом Иерусалимским . В опубликованном на  официальном сайте ВСЦ письме от 18 мая генеральный секретарь ВСЦ доктор Сэмюэл Кобиа призвал премьер-министра Иордании доктора Маруфа Сулеймана аль-Бахита пересмотреть принятое решение «с тем, чтобы мир и гармония вновь пребывали в Церкви». Генсек ВСЦ выразил «опасения, что подобное решение может привести к разделению внутри православной общины в Иордании и Палестине, с дальнейшими негативными церковными и общественно-политическими последствиями». Доктор Кобиа выразил «понимание причины, стоящей за решением иорданских властей», которое, по его словам, связано с «укреплением христианского арабского присутствия и свидетельства в Иордании и Палестине». В этом смысле, пишет глава ВСЦ, «мы также приветствуем недавние решения Священного Синода греческого православного Патриархата под председательством Его Блаженства Феофила III ускорить процесс удовлетворения требования, выдвинутого арабскими верующими Патриархата». По мнению доктора Кобиа, «в то время, когда ВСЦ намеревается провести международную мирную конференцию в Аммане (17-21 июня) , призывая церкви мира скоординировать действия, направленные на прекращение оккупации Израилем палестинских территорий, и прилагает усилия для достижения справедливого мира на Ближнем Востоке», решение властей Иордании «может оказаться контрпродуктивным для всех мирных инициатив и отвлечь от целей этой конференции». «Полностью сознавая, что решение Вашего правительства не является вмешательством во внутренние дела Иерусалимской Православной Церкви с точки зрения определения законности избрания Его Блаженства Священным Синодом, — пишет доктор Кобиа, — мы, тем не менее, убеждены, что признание Его Блаженства Патриархом Святого Града Иерусалима и всея Палестины исключительно важно для успешного управления институтами, относящимися к этому Патриархату».

http://patriarchia.ru/db/text/247862.htm...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010